Рилив-терапия

Мой блог / Просмотр публикации

Рилив-терапия — это новое российское направление психотерапии, разработанное кандидатом психологических наук Евгением Поляковым, который по его заявлениям, собрал все самое лучшее из большинства направлений психотерапий, таких как психоанализ, гештальт-терапия, транзактный анализ и т.д. (хотя в лично не помню ни одного метода автор, которого не заявлял бы, что он собрал самое лучшее ото всюду).

Рилив-терапия разрабатывалась как очередная краткосрочная форма глубинной терапия для клиента, пришедшего без формального запроса, проще говоря это терапия в большей мере направленная на самопознание человека.

При этом, как и в психоанализе и транзактном анализе, предполагается, что все проблемы человека проистекают из истории его детского развития.

Таким образом все события, происходящие во взрослой жизни человека, имеют чёткую обусловленность более ранними событиями детства.

Для формирования нежелательного симптома должно произойти определенное количество травмирующих ситуаций, которые и толкают человека на принятие определенных решений, фиксируя симптом в виде его эмоций, убеждений и поведенческих паттернов.

Отсюда и само название «relive», которое переводится как «вновь переживать», «возрождаться».

Предполагается, что возрождение травматической памяти позволяет изменить отношение к ней, в следствии чего меняется и вся картина мира человека и его актуальное психическое состояние.

 

Терапия

В рамках рилив-терапии, психотерапевт предстаёт не экспертом в жизни клиента, а лишь направляет его внимание на определённые события или сферы его жизни и удерживает это внимание, не позволяя в сессии переходить на другие темы.

Цель терапии — собрать максимальное количество фактической информации о проблеме или событии. Терапевта интересует прежде всего память человека о произошедшем событии: его восприятия, мысли, эмоции, двигательная активность, побуждения в тот момент времени.

В таком понимании вопроса, психотерапевт следует не за клиентом, а за симптомом и в ходе психотерапевтического общения с клиентом он производит его усиление.

Усиление симптома приводит и к актуализации в памяти событий, вызвавших его возникновение.

По сути, речь идет об обычной техники аффективного моста и возрастной регрессии.

Далее клиент, под руководством психотерапевта, определённым образом группирует события своей жизни, самостоятельно переоценивает их, делает свои выводы.

Таким образом, как говорит автор, это соответствует психотерапевтическому подходу З. Фрейда, состоящему в том, что для решения проблемы достаточно довести внутриличностный конфликт до осознания человеком.

В начале психотерапии сессии имеют невысокую структурированность. Основными психотерапевтическими задачами являются: уточнение запроса, сбор субъективной информации о нём, улучшение эмоционального состояния клиента и подготовка к этапу более прицельной работы с запросом.

По мере того, как, клиент выговаривается, терапевт получает определённый набор проблемных областей его жизни, нуждающихся в более интенсивной проработке.

Вопросы и воздействия психотерапевта постепенно становятся всё более узкими по смыслу, а ведение сессии становится всё более содержательно чётким и последовательным. Каждая значимая тема доводится до принятия нового решения.

Такой процесс основывается на ряде основных принципов.

  1. Принцип оптимальности. Подразумевает, что совершенно необязательно работать с запросом клиента, как это принято в других направлениях психотерапии.

Рилив-терапия предлагает решать проблемы на концептуальном уровне, т.е. изменить психическое состояние и ресурсы личности, в ряде случаев даже отказавшись от решения конкретной заявленной проблемы в пользу развития других сфер жизни.

Проблема постепенно становится рядовой и клиент больше не испытывает дискомфорта от ее существования.

  • Комплексный подход к терапии. В терапии важна структурированная работа со всеми областями жизни человека и его личности, а также наличие достаточного количества навыков у психолога для работы с любой проблемой.
  • Принцип равновесия напоминает идею полярностей из гештальт-терапии и работу с тенью из юнгианского анализа и, по сути, сводится к тому, что рилив-терапевт изучает перекосы в личности клиента и старается их уравновесить. Например, если клиент слишком агрессивен, то ему стоит добавить немного доброты, однако, если он слишком добр, то терапевт направит внимание на его подавленную агрессию. В тоже время терапевт старается уравновесить и проблемы человека с помощью иных сфер жизни, чтобы тот смог жить обыденной жизнью и решать свои проблемы в рабочем, а не в авральном режиме.
  • Отказ от изменения в противовес развитию и гармонизации. Данный принцип предполагает направленность терапии на развитие человека, нежели на попытку устранить симптом. Сам автор приводит пример. На терапию приходят муж в позиции ребенка и жена в позиции родителя, запрос обоих — поменяться местами, так как на них давят социальные стереотипы. Однако, на самом деле гораздо продуктивнее развивать, гармонизировать их отношения, не меняя структуры. Каждый из них должен найти и осознать плюсы и ресурсы своего состояния и научиться их использовать.
  • Принцип инсайта. Единственное решение проблемы, это инсайт по проблеме. С достижением инсайта возникает новое понимание проблемной области, меняется картина мира, в которой это уже не является проблемой. Сам инсайт достигается периодическим погружением человека в проблему и отделением от нее. В процессе этого, человек накапливает и рассматривает информацию о проблеме, которую упустил в момент, когда событие происходило.
  • Принцип активности. Человек сам создает ситуации, в которых он находится, он активирует своими действиями отклик окружающих людей и формирует их отношение к себе. Таким образом, в терапии отдается приоритет анализу действий самого человека, а не окружающих.
  • Важность ценностных и морально-нравственных установок. Основной причиной страданий человека является нарушение собственных морально-этических принципов. Важный аспект терапии — анализ данных принципов. Клиент на терапии приходит к тому, что он либо отказывается от них, либо убеждается в их верности и готов приложить все силы для их соблюдения.
  • Основные проблемы человека находятся в его бессознательном. Человек всегда имеет то, что хочет его бессознательное и никогда не будет иметь то, чего бессознательно не хочет. Автор заявляет, что процессы в бессознательном оказывают гораздо большее влияние на жизнь, чем в сознательном.
  • На основе этих принципов и проходит дальнейшая терапия, которая может быть направлена на две мишени: на причину или первоначальную травму, либо на вторичную выгоду, которую получает человек от подобного уклада жизни.

     

    Методы рилив-терапии

    Основной метод данной терапии сводится к вопрошающему диалогу, направленному на поиск травмы. Сам Поляков назвал этот метод «случайный попутчик», так как он напоминает нашу исповедь случайному попутчику, которому мы готовы доверить все тайны, так как знаем, что никогда его больше не увидим. В тоже время случайный попутчик не заинтересован в каком-то конкретном изменении собеседника, у него нет никаких иных целей, кроме одной - услышать интересную историю. Он верит всему, что ему рассказывает человек.

    Интересно, что данный метод строится на так называемом историческом дебрифинге. Это процедура, которая использовалась для опроса солдат после военных действий, чтобы восстановить ход событий.

    Реконструкция хода боя должна была следовать хронологии боя, с упором на факты, а не на интерпретации, а также с акцентом на выявление всех точек зрения. Причём «фактическая реальность» включала и мысли, и чувства, и предположения бойцов поскольку они влияли на принятие решений.

    Также и рилиф-терапевта интересует произошедшее событие с точки зрения пережившего это событие человека, а не осмысления того, что с ним произошло.

    Это не означает, что психотерапевт не использует интерпретации, но он не должен озвучивать их для клиента. Психотерапевт проверяет интерпретации, задавая клиенту соответствующие вопросы и, в случае ошибки, он сможет сразу же отбросить интерпретацию, как не нашедшую подтверждения. Гораздо полезнее дать возможность сделать необходимые выводы самому клиенту.

    Собственно, сама техника расспроса опирается на ряд принципов.

    1. Пассивное слушание. Первоначально, клиенту просто предлагается рассказать о проблеме. Клиент начинает рассказывать о том, что его беспокоит и на это ему дается столько времени, сколько требуется, чтобы выговориться. Задаче здесь - просто внимательно слушать и изредка давать понять «я здесь, я тебя слышу», но не переводить его внимание на себя и свои действия. Обычно это занимает десять-пятнадцать минут, но в особых случаях может продлиться и несколько часов.
    2. Активное слушание. На втором этапе используется активное слушание, когда терапевт побуждает клиента к тому, чтобы он вспомнил все детали и подробности произошедшего.

    Клиенту задают содержательно широкие вопросы, позволяющие ему максимально полно раскрыть произошедшее событие.

  • Обобщение. Далее терапевт расширяет обсуждаемую область, присоединяя к полученному описанию ситуаций и переживаний клиента все возможные взаимосвязи. Проще говоря, он пытается увидеть, где и как еще данная проблема проявляется в жизни клиента. Здесь задаются наводящие вопросы: «Как часто это происходит в жизни?», «Найдите ещё подобные случаи», «Когда Вы чувствовали себя так же?», «Когда ещё Вы думали об этом?», «Кто ещё был задействован в этом?», «А как он (она) обычно реагирует на…?»;
  • Факты. Терапевт постоянно следит за тем, чтобы человек говорил преимущественно о событийных фактах, в том числе о хронологии, о месте, об участвовавших в событии людях, а также о своих восприятиях, ощущениях, эмоциях, мыслях, переживаниях, а не только своих о мыслях и эмоциях.
  • Подсказки. Помимо иных контекстов, терапевт может ориентироваться и на речь и поведение клиента. Подсказкой могут быть слово, мысль, эмоция, ощущение повторяемые регулярно в ходе сессии, или воспроизводимые несколько раз, но очень эмоционально. Например, если клиентка громко заявляет: «Я очень похожа на свою мать и боюсь совершить те же ошибки, что и она!». Здесь будут уместны вопросы: «Какие ошибки совершает или совершала Ваша мать?», «Какие ошибки Вы совершаете, какие ошибки совершает она?», «Приведите примеры ошибок».
  • Вопрос задаётся в разных вариациях несколько раз, до тех пор, пока у клиента не уйдет внимание с этой темы. Эффективно использовать вопросы, составленные в противоположных по интенции парах, используя полярные утверждения, например: «Что в своей жизни Вы делаете вынужденно?» и «Что в своей жизни Вы делаете в соответствии со своими желаниями?».

    Другими важными подсказками в речи клиента могут быть: «Я устал» (Вспомните случаи, когда вы чувствуете себя уставшим?), «Я не получаю внимания от…» (От кого ещё Вы не получаете или не получали внимания?), «Я боюсь…» (Чего ещё Вы боитесь?), «Я не могу отказать в просьбе» (Вспомните случаи, когда вы не могли кому-то отказать), «Я вынужден… делать» (Что ещё Вы вынуждены делать против своего желания?) и т.д.

    При этом у клиента периодически спрашивают: «А в детстве было что-то подобное?»

  • Эмоции. Постоянно контролируем процесс психотерапии с целью того, чтобы, рассказывая о фактах, человек испытывал эмоции. Если клиент, рассказывая о событии, высказывает жалобы и не испытывает эмоций, никаких значимых результатов он не достигнет.
  • Регрессия. Когда в процессе беседы достигаются достаточно сильные эмоции, стоит спросить клиента про более ранний подобный случай «А раньше у Вас были какие-либо подобные случаи?» Или «Было ли такое в вашем детстве?». Стоит пытаться помочь клиенту припомнить все подобные случаи вплоть до самого первого.
  • Соблюдаем темп. Рилив-терапевт соблюдает определенный ритм вопросов. Во второй и третьей четверти сессии он задаёт вопросы интенсивно, но ближе к концу необходимо задавать вопросы реже. Это связано с тем, что в начале необходимо «поднять больную тему», а в конце — достичь полного отреагирования клиентом всех затронутых воспоминаний. В случае психологического сопротивления, сильных эмоций, малого количества воспоминаний, терапевт мягко, но настойчиво возвращает клиента к затронутой теме.
  • Ожидаемый результат сессии — эмоционально спокойный, умиротворённый клиент, у которого больше нет желания говорить на обсуждаемые темы в сессии. Если тема больше не вызывает острых эмоций, то следует предположить то, что она частично или полностью разрешена. Как правило, после правильно проведенной сессии, высказывания, мысли и чувства клиента по поводу обсуждаемой темы существенно смягчаются и сбалансируются.

    Все же помимо такой основной беседы применяются и другие техники.

    1. Предмет в теле. Техника «Предмет в теле» по своей сути схожа с процессом эмоционально-образной терапии. Клиенту предлагается представить его проблему в виде образа и изучить ее. Могут задаваться все те же вопросы, что применяются и в стандартной беседе.

    Основное отличие от ЭОТ состоит в том, что в рилив-терапии стремятся к устранению или уничтожению предмета, что повергло бы в шок любого почитателя Линде, однако как по мне, когда эмоции проработаны это вполне нормальное решение. После того, как предмет исчезает, клиенту предлагается заполнить образовавшуюся пустоту чем-то более ресурсным. 

  • Регрессия на линии времени. В ряде случаев может использоваться и стандартная возрастная регрессия. В рилиф-терапии для этого обычно применяются метафорические техники, например, клиенту предлагается представить, что он отправляется в свое детство на лифте.
  • Когда травма найдена применяется техника рескриптинга и клиенту предлагается видоизменить ситуацию наилучшим образом, причем это может быть изменение как самой ситуации, так и отношения к ней.

    Применяются и различные вариации арт-терапии.

     

    Заключение

    Что можно сказать по поводу рилиф-терапии. Как по мне она не несет какой-то самостоятельной значимости и новизны и несмотря на пару статей автора терапии в научных журналах, научного обоснования она тоже не имеет.

    По факту это просто одна из вариаций краткосрочных психодинамических методов психотерапии, наряду с регрессивной терапией, интенсивной терапией Хабиба Даванлу и другими, и вряд ли она имеет большую эффективность чем данные методы, несмотря на заявления автора о том, что он собрал все самое лучшее ото всюду.

    Подобные техники в принципе сложно воспринимать как отдельные методы, так как они скорее олицетворяют просто личный стиль ведения терапии того или иного автора. А вот стоит ли каждому психотерапевту глубинного направления называть свой стиль новым методом терапии, это большой вопрос.

    [hr class=class_cut]

    © YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)