Рилив-терапияМой блог / Просмотр публикации
Рилив-терапия — это новое российское направление психотерапии, разработанное кандидатом психологических наук Евгением Поляковым, который по его заявлениям, собрал все самое лучшее из большинства направлений психотерапий, таких как психоанализ, гештальт-терапия, транзактный анализ и т.д. (хотя в лично не помню ни одного метода автор, которого не заявлял бы, что он собрал самое лучшее ото всюду). Рилив-терапия разрабатывалась как очередная краткосрочная форма глубинной терапия для клиента, пришедшего без формального запроса, проще говоря это терапия в большей мере направленная на самопознание человека. При этом, как и в психоанализе и транзактном анализе, предполагается, что все проблемы человека проистекают из истории его детского развития. Таким образом все события, происходящие во взрослой жизни человека, имеют чёткую обусловленность более ранними событиями детства. Для формирования нежелательного симптома должно произойти определенное количество травмирующих ситуаций, которые и толкают человека на принятие определенных решений, фиксируя симптом в виде его эмоций, убеждений и поведенческих паттернов. Отсюда и само название «relive», которое переводится как «вновь переживать», «возрождаться». Предполагается, что возрождение травматической памяти позволяет изменить отношение к ней, в следствии чего меняется и вся картина мира человека и его актуальное психическое состояние.
ТерапияВ рамках рилив-терапии, психотерапевт предстаёт не экспертом в жизни клиента, а лишь направляет его внимание на определённые события или сферы его жизни и удерживает это внимание, не позволяя в сессии переходить на другие темы. Цель терапии — собрать максимальное количество фактической информации о проблеме или событии. Терапевта интересует прежде всего память человека о произошедшем событии: его восприятия, мысли, эмоции, двигательная активность, побуждения в тот момент времени. В таком понимании вопроса, психотерапевт следует не за клиентом, а за симптомом и в ходе психотерапевтического общения с клиентом он производит его усиление. Усиление симптома приводит и к актуализации в памяти событий, вызвавших его возникновение. По сути, речь идет об обычной техники аффективного моста и возрастной регрессии. Далее клиент, под руководством психотерапевта, определённым образом группирует события своей жизни, самостоятельно переоценивает их, делает свои выводы. Таким образом, как говорит автор, это соответствует психотерапевтическому подходу З. Фрейда, состоящему в том, что для решения проблемы достаточно довести внутриличностный конфликт до осознания человеком. В начале психотерапии сессии имеют невысокую структурированность. Основными психотерапевтическими задачами являются: уточнение запроса, сбор субъективной информации о нём, улучшение эмоционального состояния клиента и подготовка к этапу более прицельной работы с запросом. По мере того, как, клиент выговаривается, терапевт получает определённый набор проблемных областей его жизни, нуждающихся в более интенсивной проработке. Вопросы и воздействия психотерапевта постепенно становятся всё более узкими по смыслу, а ведение сессии становится всё более содержательно чётким и последовательным. Каждая значимая тема доводится до принятия нового решения. Такой процесс основывается на ряде основных принципов.
Рилив-терапия предлагает решать проблемы на концептуальном уровне, т.е. изменить психическое состояние и ресурсы личности, в ряде случаев даже отказавшись от решения конкретной заявленной проблемы в пользу развития других сфер жизни. Проблема постепенно становится рядовой и клиент больше не испытывает дискомфорта от ее существования. На основе этих принципов и проходит дальнейшая терапия, которая может быть направлена на две мишени: на причину или первоначальную травму, либо на вторичную выгоду, которую получает человек от подобного уклада жизни.
Методы рилив-терапииОсновной метод данной терапии сводится к вопрошающему диалогу, направленному на поиск травмы. Сам Поляков назвал этот метод «случайный попутчик», так как он напоминает нашу исповедь случайному попутчику, которому мы готовы доверить все тайны, так как знаем, что никогда его больше не увидим. В тоже время случайный попутчик не заинтересован в каком-то конкретном изменении собеседника, у него нет никаких иных целей, кроме одной - услышать интересную историю. Он верит всему, что ему рассказывает человек. Интересно, что данный метод строится на так называемом историческом дебрифинге. Это процедура, которая использовалась для опроса солдат после военных действий, чтобы восстановить ход событий. Реконструкция хода боя должна была следовать хронологии боя, с упором на факты, а не на интерпретации, а также с акцентом на выявление всех точек зрения. Причём «фактическая реальность» включала и мысли, и чувства, и предположения бойцов поскольку они влияли на принятие решений. Также и рилиф-терапевта интересует произошедшее событие с точки зрения пережившего это событие человека, а не осмысления того, что с ним произошло. Это не означает, что психотерапевт не использует интерпретации, но он не должен озвучивать их для клиента. Психотерапевт проверяет интерпретации, задавая клиенту соответствующие вопросы и, в случае ошибки, он сможет сразу же отбросить интерпретацию, как не нашедшую подтверждения. Гораздо полезнее дать возможность сделать необходимые выводы самому клиенту. Собственно, сама техника расспроса опирается на ряд принципов.
Клиенту задают содержательно широкие вопросы, позволяющие ему максимально полно раскрыть произошедшее событие. Вопрос задаётся в разных вариациях несколько раз, до тех пор, пока у клиента не уйдет внимание с этой темы. Эффективно использовать вопросы, составленные в противоположных по интенции парах, используя полярные утверждения, например: «Что в своей жизни Вы делаете вынужденно?» и «Что в своей жизни Вы делаете в соответствии со своими желаниями?». Другими важными подсказками в речи клиента могут быть: «Я устал» (Вспомните случаи, когда вы чувствуете себя уставшим?), «Я не получаю внимания от…» (От кого ещё Вы не получаете или не получали внимания?), «Я боюсь…» (Чего ещё Вы боитесь?), «Я не могу отказать в просьбе» (Вспомните случаи, когда вы не могли кому-то отказать), «Я вынужден… делать» (Что ещё Вы вынуждены делать против своего желания?) и т.д. При этом у клиента периодически спрашивают: «А в детстве было что-то подобное?» Ожидаемый результат сессии — эмоционально спокойный, умиротворённый клиент, у которого больше нет желания говорить на обсуждаемые темы в сессии. Если тема больше не вызывает острых эмоций, то следует предположить то, что она частично или полностью разрешена. Как правило, после правильно проведенной сессии, высказывания, мысли и чувства клиента по поводу обсуждаемой темы существенно смягчаются и сбалансируются. Все же помимо такой основной беседы применяются и другие техники.
Основное отличие от ЭОТ состоит в том, что в рилив-терапии стремятся к устранению или уничтожению предмета, что повергло бы в шок любого почитателя Линде, однако как по мне, когда эмоции проработаны это вполне нормальное решение. После того, как предмет исчезает, клиенту предлагается заполнить образовавшуюся пустоту чем-то более ресурсным. Когда травма найдена применяется техника рескриптинга и клиенту предлагается видоизменить ситуацию наилучшим образом, причем это может быть изменение как самой ситуации, так и отношения к ней. Применяются и различные вариации арт-терапии.
ЗаключениеЧто можно сказать по поводу рилиф-терапии. Как по мне она не несет какой-то самостоятельной значимости и новизны и несмотря на пару статей автора терапии в научных журналах, научного обоснования она тоже не имеет. По факту это просто одна из вариаций краткосрочных психодинамических методов психотерапии, наряду с регрессивной терапией, интенсивной терапией Хабиба Даванлу и другими, и вряд ли она имеет большую эффективность чем данные методы, несмотря на заявления автора о том, что он собрал все самое лучшее ото всюду. Подобные техники в принципе сложно воспринимать как отдельные методы, так как они скорее олицетворяют просто личный стиль ведения терапии того или иного автора. А вот стоит ли каждому психотерапевту глубинного направления называть свой стиль новым методом терапии, это большой вопрос. [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS)
Другие публикации:
|
![]() |