Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла

Мой блог / Просмотр публикации

Процессуально-ориентированная психология, также называемая процессуальной работой – это подход, который во многом лег в основу трансцендентальной психологии и базирующийся, по заявлениям его представителей, на идеях юнгианского анализа, физики и теории информации.

Создателем процессуально-ориентированной психотерапии является последователь Карла Густава Юнга Арнольд Минделл (1940).

Свою концепцию он основывал на работе с умирающими пациентами. Как вы знаете, антинаучные концепции психоанализа предполагают в том числе и то, что наши телесные симптомы несут в себе те или иные глубинные значения. Сам Минделл обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают те же образы, что проявляются и в сновидениях. Отсюда он сделал вывод, что тело и сон – это просто два разных канала одного и того же глубинного процесса, который пытается обратить на себя наше внимание. Собственно, так и появилось понятие процесса.

Со временем Минделл включил в этот бессознательный процесс еще и грезы наяву, непроизвольные вербальные и невербальные сигналы, а также убеждения, идеи и модели восприятия, с которыми человек себя не идентифицирует.

Сама же процессуально-ориентированная психология начала применяться не только в работе с психически больными людьми, но и в работе со сложными физическими состояниями типа комы, а также при формировании лидерства в организациях.

 

Понятие процесса

Центральным для процесс-ориентированной психологии является понятие процесса, который выступает как поток сигналов в различных каналах. Отсюда выделяется два вида процесса, что в принципе является аналогом моделей структуры психики в других направлениях.

  1. Первичный процесс. Это переживания, которые индивидуум способен ассимилировать, и с которыми может себя идентифицировать. По сути, этот процесс тождественен нашему опыту, который мы наблюдаем в сознании.
  2. Вторичный процесс. Это переживания, с которыми человек не хочет себя ассоциировать и которые он вытесняет, они находятся в фоне, однако все время пытаются выйти на передний план осознания. Этот процесс тождественен нашему бессознательному опыту.

Цель терапии состоит в переводе вторичного процесса в первичный, а когда человек находится на пересечении между этими процессами – это зовется «Краем». Именно находясь на краю, терапевт способен больше узнать о подсознательной жизни клиента и о мотивах отрицания своего опыта, которые обычно состоят либо в родительских установках, либо в травмах прошлого.

Сам Минделл описывает четыре типа препятствий, которые не дают человеку познать себя.

  1. Персональные. Здесь наблюдаются личные убеждения человека, которые мешают его самопринятию. Например, умный человек может считать себя глупым, а худой – толстым.
  2. Семейные. Семейные границы предполагают, что именно семейный модели поведения не дают человеку познать себя. Например, если в семье ценился лишь тяжелый труд, человек может начать отказывать себе в отдыхе и развлечениях.
  3. Социальные. Такие границы предполагают, ограничения, наложенные на нас социальными нормами. Например, если в обществе принято, что мужчины не должны плакать или выражать других чувств, скорее всего, человек будет эти самые чувства в себе подавлять.
  4. Общечеловеческий. На этом уровне человек принимает только общечеловеческие переживания, а любые чувства, выходящие за рамки человеческой природы, он считает бесчеловечными, неестественными и животными.

Эти препятствия подавляют проявления нашего подсознания, которые, по классической психодинамической схеме, все равно стремятся выйти наружу, и делают это в виде симптома. Все эти края и препятствия рассматриваются как факторы, которые тормозят процесс саморазвития и самопринятия индивида, а терапия направлена на их преодоление и познание вторичного процесса.

 

Уровни сознания

Минделл стремился не только найти способ для людей интегрировать свои бессознательные процессы, но и пытался понять, откуда эти самые процессы исходят и как они формируются.

Конечно, он решил поискать ответ в религиях и шаманизме, заявив, что про источник бессознательного люди знали всегда: кто-то называл это Дао, кто-то называл его Богом, а кто-то – Основой Мироздания и т.д. Так и появилась на свет теория о трех уровнях сознания.

  1. Уровень консенсуса. Этот уровень предполагает описание реальности, относительно которого согласно большинство людей. Это описание в рамках категорий и понятий, когда окружающую нас среду мы разделяем на различные объекты и даём этим объектам однозначные оценки.
  2. Сновидческий уровень (страна сновидений). Далее идет сновидческий уровень, который Минделл также называл страной сновидений. Она представляет собой содержание личного и коллективного бессознательного и проявляет себя через «сновидящее тело». Минделл определяет тело сновидения как «высокоэнергичное намерение поля, паттернированый опыт без определенной пространственной или временной размерности» (и если вы поняли, что это означает, то возможно вы заслуживаете нобелевской премии). По факту, через этот термин Минделл описывает любые проявления символического бессознательного, например, те же сны, образы, метафоры, грезы или структуру тонкого тела. По мнению Минделла все зависит от ситуации, больной будет воспринимать тело сновидения как симптом, а танцор – как творческий порыв.
  3. Сущностный уровень. Наконец, сущностный уровень имеет дело с ощущением тенденций и намерений. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не оформленные в виде осмысленных образов, звуков и т.п.

 

Процессуально-ориентированная психотерапия

Основная задача процессуально-ориентированной психотерапии – это исследовать края и препятствия на пути к самопознанию и помогать клиенту принимать элементы вторичного процесса.

При этом вместо понятия «терапевт» в процессуальной работе используется понятие «фасилитатор», т.е. специалист, который наблюдает и раскрывает процессы клиента для самого клиента. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками.

  1. Наблюдение за процессами. Первый навык и техника состоит в наблюдении за процессами клиента. Терапевт должен видеть какие процессы происходят у клиента и четко разделять какие из них первичные, а какие вторичные.
  2. Интуиция. Второй навык состоит в умении следовать за своими ощущениями. Это мистическая часть терапии, которая предполагает, что ответ не всегда дается в виде рационального осмысления, но может прийти и в виде ощущений.
  3. Прозрачность или непредвзятость. Терапевт должен стремится оставаться прозрачным. Это означает, что он должен быть непредвзят и не привносить ничего от себя в процессе терапии.
  4. Осознания себя на трех уровнях реальности. Терапевт должен осознавать себя на всех уровнях реальности, и чтобы этого достичь, он вполне может пребывать в легком трансе при общении с клиентом.

Проще говоря, на практике, данная терапия представляет из себя типичный психоанализ, с его направленными ассоциациями и интерпретациями.

Процесс процессуальной психологии также опирается на принцип так называемой «глубинной демократии», который предполагает, что в отличии от обычной демократии, терапевт должен прислушиваться и серьезно относится даже к голосу меньшинства. Проще говоря, он должен позитивно воспринимать, любые минимальные послания от бессознательного клиента.

Позже этот принцип Минделл приложил и к более широкой социальной сфере, назвав его мировой работой. В этом смысле, при рассмотрении любого конфликта, мы также стремимся учесть и воспринимать позитивные мнение разных сторон этого конфликта.

Эффективность и критика

Как ни странно, но процессуально-ориентированная психотерапия являлась объектом ряда исследований. Например, швейцарских лонгитюдных исследований нетрадиционных методов лечения[1], а также исследования методов работы с психическими расстройствами[2] и методов заботы о пожилых людях с деменцией[3]. И, очевидно, что подобные исследования говорят в пользу метода.

Это и неудивительно, ведь в основе подобных методов обычно лежит рациональная и классическая теория психотерапии, такая как теория диссоциации, а работа в самом методе также мало чем отличается от работы классического психотерапевта.

То, что Минделл по своему разумению назвал «вторичный» процесс, в целом давно исследовалось психологами и практически каждый глубинный психолог точно также будет направлять ваше внимание на вашу невербальную систему и другие проявления бессознательного и будет пытаться интерпретировать их значение.

Другой вопрос, что большинство видов психотерапии опираются на рациональные теории, в то время как здесь на рациональное зерно навешиваются идеи коллективного бессознательного, сверхвозможностей человека, а также символизма психосоматики и общения с людьми в коме, которые мало кому пойдут на пользу.

И именно из-за этого в основном и критикуют Минделла. Из-за его чрезмерной позитивизации физических болезней, в стиле «все болезни – это просто позитивный сигнал вашего бессознательного, направляющий вас к росту»[4].

Большая же часть ученых вообще сравнивает терапию Манделла с лечением верой[5], которая опирается на магические и мистические знания[6].

В 2001 году одна из крупнейших школ процессуально-ориентированной терапии подверглась расследованию из-за сообщения о том, что преподаватели в школе делились личной информацией студентов и не соблюдали сексуальные границы. А большая часть других школ в это время функционировала нелегально[7].

В заключении стоит сказать, что данное направление не имеет под собой никаких реальных научных оснований и, по большому счету, продает старые техники в новой – более благовидной обертке, опираясь на чрезмерно позитивную трактовку симптомов и не веру людей в сверхъестественное.

Литература

[1] Tschuschke, & Crameri, Aureliano & Koemeda-Lutz, Margit & Schulthess, Peter & Wyl, von & Weber, Rainer. (2010). Tschuschke, V., Crameri, A., Koemeda, M., Schulthess, P,. von Wyl, A. , Weber, R. (2010) Fundamental Reflections on Psychotherapy Research and Initial Results of the Naturalistic Psychotherapy Study on Outpatient Treatment in Switzerland (PAP-‐S). International Journal of Psychotherapy.. International Journal of Psychotherapy.

[2] Collins, M., & Wells, H. (2006). The politics of consciousness: illness or individuation? Psychotherapy and Politics International, 4(2), 131–141

[3] Сполдинг, М., & Халса, П. (2010). Вопросы старения: гуманистические и трансперсональные подходы к психотерапии пожилых людей с деменцией. Журнал гуманистической психологии, 50(2), 142-174.

[4] Тоуб, М. (2010). Взросление Юнга: совершеннолетие сына двух психиатров. Нью-Йорк: W.W. Norton & Company. 978-0393067552  ISBN См. Главу 1 «Маргиналы» и главу 2 «Тело мечты» (стр. 15-68)

[5] Shafer, David (29 August 2001). «Dream Academy: and you thought your degree was useless». Willamette Week. pp. 18–21. Retrieved 17 November 2013.

[6] Jack Raso. The dictionary of metaphysical healthcare. Atlanta (1996)

[7] Office of Degree Authorisation. «Private and out-of-state colleges approved for Oregon students». Oregon Student Access Commission. Retrieved 17 November 2013.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: процессуальная, процесс ориентированная, арнольд Минделл, юнгианский анализ, аналитическая терапия, психоанализ, карл Густав Юнг, глубинная психология, трансцендентальная
Комментарии
Кирилл Николаевич Сарапулов
Павел благодарю за материал. С интересом смотрю ваш канал и читаю публикации. Подача информации очень откликается.
№1 | 20 июля 2023
Корвацкий Алексей Георгиевич
Как всегда нет слов! :) Спасибо!
№1 | 20 июля 2023
Вакина Анна Васильевна
Всегда интересно вас читать, спасибо)
№1 | 21 июля 2023
Мишина Юлия Владимировна
Удивительный человек. Я обучалась этому методу и мне посчастливилось быть в Москве на его встрече. Поступила информация о его смерти, стала смотреть в сетях и наткнулась на Вашу статью. С благодарностью.🙏🏻🙏🏻🙏🏻
№1 | 11 июня 2024
[ добавить комментарий ]