Коучинг

Мой блог / Просмотр публикации

Первооткрывателем коучинга принято считать Тимоти Голви (1938), который закончил своё обучение в Гарварде и в 1971 году решил сменить направление деятельности, устроившись тренером по теннису.

Именно в это время он стал понимать, что инструктирование спортсменов во время игры не помогает им, а только сбивает их с толку и вносит дополнительную долю тревожности. Голлви сделал вывод, что в голове игрока в это время звучит внутренний диалог похожий на внешний разговор с тренером. Инструкции, которые тренер высказывает игрокам, воспринимаются ими как метод контроля, как угроза для их возможностей, и порождают состояние противоположное столь необходимой спокойной сосредоточенности лучших спортсменов.

Голви начал работу над совершенствованием тренерских подходов в игре. Например, вместо требования следить за мячом, Голви просил подопечных издавать звук в момент, когда мяч касается земли или ракетки. Очевидно, эта просьба также предполагает, что спортсмен должен следить за мечом, но не создает у него такого напряжения относительно самого процесса слежения.

Более того, Голви обнаружил, что коучинг оказывался наиболее эффективным в том случае, когда коуч не разбирался в виде спорта спортсмена, например, когда тренер по боксу проводит коучинг лыжнику. В такой ситуации коуч вынужден позволить спортсмену находить собственные решения и ответы. При этом, по мнению Голлви, у спортсмена есть естественная способность обучаться на собственном опыте, производить самокоррекцию и умение наблюдать за собой со стороны. Эта мысль и легла в основу метода коучинга, который предполагал, что вместо директивных команд, человеку задаются вопросы, направляющие его внимание только на нужные для победы моменты.

Диалог же, звучащий в голове у спортсмена, Голви обозначил термином «внутренняя игра», что стало названием и для его книги «Внутренняя игра в теннис» в 1974 и для других книг по другим видам спорта.

Постепенно методами Голви стали пользоваться во всем мире.

В 1980-х годах Голви стал вести семинары не только для улучшения спортивных показателей, но и в ведении бизнеса. А в 2001-м в книге «Работа как внутренняя игра» Голлви дает следующее определение: «Коучинг – это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям».

Параллельно с этим коучингом занимается ученик Тимоти Голви Джон Уитмор, который развивает принципы коучинга и создает модель GROW, ставшую основной этого направления.

Другим же основателем коучинга стал Томас Леонард, который изначально был финансовым консультантом, но в какой-то момент заметил, что наиболее успешные клиенты хотят не просто консалтинга, а более личных советов в области профессиональной жизни.

Леонард, человек с опытом в сфере консалтинга и психологии, взялся помочь этим людям, а для того, чтобы формализовать свою услугу, назвал себя «коучем».

В 1992 он основывает Университет коучей, а в 1994 году Международную Федерацию Коучинга (International Coach Federation), которая и сегодня является главной лицензирующей организацией в этой сфере.

 

Теория коучинга

Здесь и далее мы будем приводить данные не по какой-то конкретной модели или технологии коучинга, а наиболее общие элементы, характерные для разных течений, поэтому где-то вы наверняка найдете другой набор принципов коучинга или базовых аксиом, но в целом, в большинстве моделей коучинга философская база похожа.

Также надо понимать, что в коучинге нет научной теории, а опирается он лишь на философские предпосылки.

В частности, основным вдохновителем коучинга можно считать Сократа с его идеализмом и методом майевтики.

Сократ предполагал, что все знания уже изначально заложены в человеке, просто он не всегда способен получить к ним доступ. Чтобы это сделать, помогает метод майевтики или сократический диалог, когда мы с помощью вопросов можем актуализировать тем самые скрытые знания в человеке.

Правда стоит понимать, что Сократ, по факту, был софистом и все что он делал – это наталкивал людей на ту точку зрения, в которую верил сам, за счет вопросов в стиле «выбор без выбора»

Все же сама идея раскрытия человека эффективно перешла и в коучинг, который дополнил ее рядом аксиом, в которые должен верить коуч, если он хочет эффективно использовать этот метод.

  1. Осознанность и ответственность. Результат достигается, когда вы берете на себя ответственность за то, что делаете. Данный принцип отражается на работе коуча в том, плане, что многие люди обычно хотят изменить то, что им неподвластно, например, поведение других людей или текущую ситуацию в стране. В процессе же коучинга, обычно происходит жёсткое разделение ответственности, когда клиенту помогают выделить именно те сферы, которые он способен контролировать.
  2. Доверие и безоценочность. Работа с клиентом предполагает как его искренность с самим собой, так и доверительные отношения между ним и коучем. При этом коуч отказывается от каких-либо оценок и замечаний и позволяет клиенту самостоятельно оценивать свои результаты.
  3. Клиент как эксперт. Предполагается, что клиент имеет всю необходимую информацию для решения проблемы и именно он является экспертом в том, что он делает. А, потому, коуч не дает каких-либо рекомендаций, инструкций и советов. Именно клиент ставит цели и задачи и определяет путь движения к ним.
  4. Концентрации на решении, а не на проблеме. Предполагается, что погружение в проблему и ее постоянное обдумывание лишь углубляет саму эту проблему. Вместо этого необходимо сконцентрироваться на решении, а потому практически весь процесс коучинга построен на постановке целей.
  5. Принцип взаимосвязи. Предполагается, что сферы деятельности человека взаимосвязаны, а это означает, что можно перенести ресурсы из одной сферы в другую. Например, коуч может узнать у вас как вы добились такого терпения в семейных отношениях, а затем спросить можно ли перенести данную стратегию и на подчиненных.
  6. Принцип последовательности. Данный принцип соответствует теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, и предполагает, что цели, которые ставятся в процессе коучинга должны быть достижимы, а сами изменения и развитие в целом должны происходить последовательно.

 

Модель GROW

Коучинг сессия представляет из себя разговор клиента с коучем, где последний задает различные вопросы по поводу целей человека и способов их достижения. Этот процесс описывается разными моделями, например, моделью SCORE, созданной в НЛП, и моделью GROW, о которой мы сейчас и поговорим. Данная модель включает в себя ряд шагов.

Goal (Цель. «Чего ты хочешь?») – на этом этапе происходит определение и постановка цели клиентом, при этом обычно сама эта постановка происходит по критериям SMART и дополнительным критериям из НЛП. Так цель должна иметь следующие характеристики.

  1. Находится в зоне контроля клиента, т.е. должен соблюдаться принцип ответственности, а любые цели клиента, где он не может что-то контролировать переформулируются под его сферы ответственности.
  2. Позитивность – цель должна формулироваться позитивно без отрицательных частиц и избеганий, например, вместо «Хочу перестать проскрастинировать» клиенту помогают сформулировать цель «Хочу успевать больше сделать за день».
  3. Конкретность – цель должна быть описана конкретно, в объективных состояниях и действиях. Например, такие цели как «понять себя», «добиться успеха» здесь явно не подойдут, а вот цели «повысить уровень продаж» или «расширить круг общения» вполне приемлемы.
  4. Измеримая – цель должна быть измеримой, причем для такого описания часто подключают визуальную, аудиальную и кинестетическую модальности. Должно быть понятно как человек поймет, что он достиг данную цель. Поэтому вас спросят, насколько процентов вы хотите повысить свой объем продаж, и с каким количество людей вам необходимо подружиться, чтобы вы поняли, что расширили свой круг общения.
  5. Достижимая – цель должна быть достижимой, т.е. укладываться в адекватные сроки и опираться на адекватные индикаторы. Например, вы действительно можете повысить уровень продаж к концу года на 20%, но вряд ли у вас получится достичь прироста в 2000%, если, конечно, вы не имеете для этого достаточно ресурсов.
  6. Релевантность означает, примерно тоже, что и экологичность и предполагается, что достижение данной цели не повредит другим сферам вашей жизни или не пойдет в разрез с общей стратегией компании если мы говорим о бизнес коучинге.
  7. Ограниченность по времени – для цели и шагов по ее достижению должны быть четко определены сроки выполнения.

Реальность, текущее состояние, «Где ты сейчас?». После того как мы определили цели, необходимо понять в каком состоянии клиент находится сейчас. На этом этапе коуч проясняет текущую ситуацию, уточняет как она влияет на клиента, почему она его не устраивает и к каким последствиям приводит.

Возможности, «Чтобы ты мог сделать?». Клиенту предлагается определить возможности и ресурсы, которые он может использовать для достижения целей.

Намерение, «Что ты сделаешь?». Последний этап – это определение конкретных шагов, которые клиент собирается предпринять для достижения своей цели. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.

Часто, в персональном коучинге к этой схеме добавляется модель колеса коучинга или колеса жизненного баланса, которая помогает понять куда вообще стоит двигаться. В этом случае рисуется диаграмма в виде круга, которая разбивается на разные сферы жизни, например, семью, работу, общение, финансы и т.д. Далее удовлетворенность каждой из сфер оценивается по 10-тибальной шкале, в результате чего получается заполненная диаграмма, которая помогает определить в каких сферах у человека присутствует дефицит (рисунок). Собственно, именно с этих сфер и можно начинать процесс коучинга. 

 

Техники коучинга

Коучинг в основном проходит в формате вопросов и ответов и эти самые вопросы являются основной техникой коучинга.

  1. Вопросы к самому себе. Интересно, что работа с вопросами начинается с вопросов, которые коуч задает сам себе. Это вопросы в стиле «Для чего я задаю эти вопросы клиенту?», «Правильно ли мы двигаемся?», «Повышает ли это осознанность клиента?».
  2. Вопросы, повышающие осознание направлены на то, чтобы индивид более объективно воспринял ситуацию. Например, можно спросить не «Что произошло?», а «Что ты чувствовал, когда делал это?».
  3. Рефлексивные вопросы в основном предполагают под собой технику парафраза и демонстрацию активного слушания, например, вы можете спросить: «Вы сказали, что…?» или «Правильно ли я понял, что…?»
  4. Конкретизирующие вопросы помогают как конкретизировать цели и шаги в их достижении, так и объективно описать текущую ситуацию.
  5. Расширяющие вопросы являются важнейшим типом вопросов, так как помогают клиенту выйти за пределы шаблонного мышления. Обычно, когда клиент на вопрос «Как этого можно добиться?» отвечает заученным способом, у него спрашивают: «А что еще можно сделать помимо этого?».
  6. Гипотетические вопросы предполагают вопросы, направленные на моделирование желаемого будущего и анализ своих действий уже с этих позиций, например, человека спрашивают: «Представь, что ты уже достиг этого, расскажи, как у тебя это получилось?». Другим вариантов может быть вопрос: «Представь своего знакомого, который этого уже достиг, как по-твоему он это сделал?».

При этом в коучинге к вопросам относятся трепетно и придерживаются ряда правил при их задавании. Например, необходимо использовать именно открытые вопросы, а не закрытые. Сами вопросы должны быть сформулированы конкретно и немногословно. А перед тем, как задавать следующий вопрос необходимо дождаться ответа на предыдущий и не пытаться подловить клиента своими вопросами или навести его на мысль.

В виде вопросов также подаются и другие техники коучинга.

  • Шкалирование, здесь клиента просят оценить, что-либо, например, степень желательности цели или ее достижения от 1 до 10.
  • Рефрейминг, часто предполагает переформулирование высказываний и целей клиента из негативных в позитивные, например, не «Я не достиг этой цели», а «Я получил новый опыт и могу учится на ошибках».
  • Топ ценностей. Техника предполагает, что вы в течении 30 минут прописываете для себе в районе 50 значимых для вас ценностей, а, затем, выбираете из них наиболее важные. Позже на основе этих ценностей можно будет ставить дальнейшие цели.
  • Моделирование будущего. Предполагает ответ на вопрос: «Кем я себя вижу через 5, 10, 15 лет?». И уже, исходя из этого, ставятся цели.
  • Мозговой штурм. Часто клиентам в коучинге предлагается процедура похожая на мозговой штурм, когда от клиента требуют отказаться от любой критики и просто продуцировать идеи.
  • Надо понимать, это лишь основные техники коучинга, которые по большей части использовались в нем изначально, в то время как сейчас набор этих техник у конкретного коуча может варьироваться в зависимости от направленности самого коуча. Так, к коучингу часто добавляются методы тайм-менеджмента, стресс-менеджмента, управления конфликтами, командообразования и пр.

    В современном коучинге используется и много техник, взятых из НЛП, например, движение по линии времени и работа на логических уровнях.

    Применение коучинга

    На сегодняшний день вышеописанная схема коучинга может применяться в различных областях.

    1. Карьерный коучинг предполагает переоценку своих профессиональных способностей, оценку компетенций, карьерное планирование, сопровождение в поиске работы и т.п.
    2. Бизнес-коучинг ориентирован на поиск более эффективных методов развития организации. Работа осуществляется с руководством фирмы и с персоналом компании.
    3. Лайф-коучинг – это индивидуальная работа с клиентом, которая направлена на повышения качества жизни во всех его сферах.
    4. Коучинг людей с дефицитом внимания. Существует и такое отдельное направление коучинга, которое помогает людям с СДВГ удерживать внимание на своих целях и достигать их.
    5. Научный коучинг. Это направление появилось в начале 2000-х и предполагает работу с учеными при проведении исследований и разработке гипотез
    6. Спортивный коучинг – это тот, коучинг с которого все и началось, он предполагает работу со спортсменами.

    Эффективность

    Ряд метаанализов показывает, что коучинг эффективен, например в бизнесе[1], а также он может быть более эффективен чем позитивная психология[2], да и в целом много исследований, которые показывают эффект от коучинга.

    С другой стороны, коучинг часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса, а большинство лайф-коучей из интернета, на которых вы наткнетесь в поисках помощи, скорее всего, никогда даже этому самому коучингу не обучались, а просто решили, что они и так мастера в этом деле.

    Опять же, когда кто-то говорит о позитивных исследованиях в области коучинга, их, как правило, проводят достаточно грамотные специалисты, в то время как в реальности, с увеличением популярности коучинга многие ВУЗы предлагают курсы по коучингу, которые позволяют получить сертификат после пары занятий, что не соответствует официальным требованиям международной федерации коучинга.

    Помимо этого, сегодня каждый из тех, кто занимается тем или иным видом терапии, просто считает обязанным разработать свой вид коучинга, а отсюда появляются, например, психоаналитический коучинг, гештальт-коучинг, гипнокоучинг и т.д., которые опять же к первоначальному методу не имеют никакого отношения (а также не проходят никакой научной апробации).

    При этом наиболее часто коучами себя выставляют мошенники от мира НЛП, поскольку в НЛП достаточно много инструментов для постановки целей, а одна из ветвей коучинга, собственно, и выросла из НЛП.

    Для меня коучинг больше олицетворяет анекдот, где у коуча спрашивают: «Как сварить борщ?», а коуч спрашивает в ответ «А что для тебя важно в этом борще?», «как ты себя будешь чувствовать, когда его сваришь?», «представь себе вкусный сваренный борщ» и т.д.

    Литература

    [1] Tim Theeboom, Bianca Beersma & Annelies E.M. van Vianen (2014) Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context, The Journal of Positive Psychology, 9:1, 1-18

    [2] Hannah O. Itaire,David O’Sullivan,Sean Hammond. (2022) A gratitude-based positive psychology coaching case study. Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice 0:0, pages 1-10.

    [hr class=class_cut]

     © YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

    Теги: коучинг, позитивная, оркт, решение, цели, убеждения, внутренние блоки, позитивная терапия, позитивная психология
    Комментарии
    Анастасия Белогородская
    Спасибо за такую современную и востребованную тему
    №1 | 27 июня 2023
    Судакова Галина Дмитриевна
    Павел, спасибо, что осветили острый вопрос некомпетентности в сфере коучинга. Я хоть коучем не являюсь, но вижу, как реально люди называют себя таковыми после двух дневного тренинга, а потом ещё и учат людей и берут с них деньги.
    №1 | 27 июня 2023
    Александр Молярук
    Коуч - по сути не дерективный тренер.
    №1 | 28 июня 2023
    Ходос Юлия Викторовна
    Спасибо за подробный рассказ о коучинге - смотрела видео (очень нравится ваш Youtube канал). Я думаю, что почти каждый психолог так или иначе использует элементы коучинга в своей работе. Согласна полностью, что сейчас очень много разных коучей и сложно разобраться, кто действительно профессионал.
    №1 | 29 июня 2023
    Карнаух Иван Иванович
    Коучинг - методика включения в клиенте механизма самомотивации. Коуч инфицирует клиента свое мотивационной заряженностью?
    Павел, анализ как всегда на самом высоком уровне, спасибо!
    №1 | 29 июня 2023
    [ добавить комментарий ]