КоучингМой блог / Просмотр публикации
Первооткрывателем коучинга принято считать Тимоти Голви (1938), который закончил своё обучение в Гарварде и в 1971 году решил сменить направление деятельности, устроившись тренером по теннису. Именно в это время он стал понимать, что инструктирование спортсменов во время игры не помогает им, а только сбивает их с толку и вносит дополнительную долю тревожности. Голлви сделал вывод, что в голове игрока в это время звучит внутренний диалог похожий на внешний разговор с тренером. Инструкции, которые тренер высказывает игрокам, воспринимаются ими как метод контроля, как угроза для их возможностей, и порождают состояние противоположное столь необходимой спокойной сосредоточенности лучших спортсменов. Голви начал работу над совершенствованием тренерских подходов в игре. Например, вместо требования следить за мячом, Голви просил подопечных издавать звук в момент, когда мяч касается земли или ракетки. Очевидно, эта просьба также предполагает, что спортсмен должен следить за мечом, но не создает у него такого напряжения относительно самого процесса слежения. Более того, Голви обнаружил, что коучинг оказывался наиболее эффективным в том случае, когда коуч не разбирался в виде спорта спортсмена, например, когда тренер по боксу проводит коучинг лыжнику. В такой ситуации коуч вынужден позволить спортсмену находить собственные решения и ответы. При этом, по мнению Голлви, у спортсмена есть естественная способность обучаться на собственном опыте, производить самокоррекцию и умение наблюдать за собой со стороны. Эта мысль и легла в основу метода коучинга, который предполагал, что вместо директивных команд, человеку задаются вопросы, направляющие его внимание только на нужные для победы моменты. Диалог же, звучащий в голове у спортсмена, Голви обозначил термином «внутренняя игра», что стало названием и для его книги «Внутренняя игра в теннис» в 1974 и для других книг по другим видам спорта. Постепенно методами Голви стали пользоваться во всем мире. В 1980-х годах Голви стал вести семинары не только для улучшения спортивных показателей, но и в ведении бизнеса. А в 2001-м в книге «Работа как внутренняя игра» Голлви дает следующее определение: «Коучинг – это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям». Параллельно с этим коучингом занимается ученик Тимоти Голви Джон Уитмор, который развивает принципы коучинга и создает модель GROW, ставшую основной этого направления. Другим же основателем коучинга стал Томас Леонард, который изначально был финансовым консультантом, но в какой-то момент заметил, что наиболее успешные клиенты хотят не просто консалтинга, а более личных советов в области профессиональной жизни. Леонард, человек с опытом в сфере консалтинга и психологии, взялся помочь этим людям, а для того, чтобы формализовать свою услугу, назвал себя «коучем». В 1992 он основывает Университет коучей, а в 1994 году Международную Федерацию Коучинга (International Coach Federation), которая и сегодня является главной лицензирующей организацией в этой сфере.
Теория коучингаЗдесь и далее мы будем приводить данные не по какой-то конкретной модели или технологии коучинга, а наиболее общие элементы, характерные для разных течений, поэтому где-то вы наверняка найдете другой набор принципов коучинга или базовых аксиом, но в целом, в большинстве моделей коучинга философская база похожа. Также надо понимать, что в коучинге нет научной теории, а опирается он лишь на философские предпосылки. В частности, основным вдохновителем коучинга можно считать Сократа с его идеализмом и методом майевтики. Сократ предполагал, что все знания уже изначально заложены в человеке, просто он не всегда способен получить к ним доступ. Чтобы это сделать, помогает метод майевтики или сократический диалог, когда мы с помощью вопросов можем актуализировать тем самые скрытые знания в человеке. Правда стоит понимать, что Сократ, по факту, был софистом и все что он делал – это наталкивал людей на ту точку зрения, в которую верил сам, за счет вопросов в стиле «выбор без выбора» Все же сама идея раскрытия человека эффективно перешла и в коучинг, который дополнил ее рядом аксиом, в которые должен верить коуч, если он хочет эффективно использовать этот метод.
Модель GROWКоучинг сессия представляет из себя разговор клиента с коучем, где последний задает различные вопросы по поводу целей человека и способов их достижения. Этот процесс описывается разными моделями, например, моделью SCORE, созданной в НЛП, и моделью GROW, о которой мы сейчас и поговорим. Данная модель включает в себя ряд шагов. Goal (Цель. «Чего ты хочешь?») – на этом этапе происходит определение и постановка цели клиентом, при этом обычно сама эта постановка происходит по критериям SMART и дополнительным критериям из НЛП. Так цель должна иметь следующие характеристики.
Реальность, текущее состояние, «Где ты сейчас?». После того как мы определили цели, необходимо понять в каком состоянии клиент находится сейчас. На этом этапе коуч проясняет текущую ситуацию, уточняет как она влияет на клиента, почему она его не устраивает и к каким последствиям приводит. Возможности, «Чтобы ты мог сделать?». Клиенту предлагается определить возможности и ресурсы, которые он может использовать для достижения целей. Намерение, «Что ты сделаешь?». Последний этап – это определение конкретных шагов, которые клиент собирается предпринять для достижения своей цели. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения. Часто, в персональном коучинге к этой схеме добавляется модель колеса коучинга или колеса жизненного баланса, которая помогает понять куда вообще стоит двигаться. В этом случае рисуется диаграмма в виде круга, которая разбивается на разные сферы жизни, например, семью, работу, общение, финансы и т.д. Далее удовлетворенность каждой из сфер оценивается по 10-тибальной шкале, в результате чего получается заполненная диаграмма, которая помогает определить в каких сферах у человека присутствует дефицит (рисунок). Собственно, именно с этих сфер и можно начинать процесс коучинга.
Техники коучингаКоучинг в основном проходит в формате вопросов и ответов и эти самые вопросы являются основной техникой коучинга.
При этом в коучинге к вопросам относятся трепетно и придерживаются ряда правил при их задавании. Например, необходимо использовать именно открытые вопросы, а не закрытые. Сами вопросы должны быть сформулированы конкретно и немногословно. А перед тем, как задавать следующий вопрос необходимо дождаться ответа на предыдущий и не пытаться подловить клиента своими вопросами или навести его на мысль. В виде вопросов также подаются и другие техники коучинга. Надо понимать, это лишь основные техники коучинга, которые по большей части использовались в нем изначально, в то время как сейчас набор этих техник у конкретного коуча может варьироваться в зависимости от направленности самого коуча. Так, к коучингу часто добавляются методы тайм-менеджмента, стресс-менеджмента, управления конфликтами, командообразования и пр. В современном коучинге используется и много техник, взятых из НЛП, например, движение по линии времени и работа на логических уровнях. Применение коучингаНа сегодняшний день вышеописанная схема коучинга может применяться в различных областях.
ЭффективностьРяд метаанализов показывает, что коучинг эффективен, например в бизнесе[1], а также он может быть более эффективен чем позитивная психология[2], да и в целом много исследований, которые показывают эффект от коучинга. С другой стороны, коучинг часто сравнивается с психотерапией без ограничений, регуляции, контроля и морального кодекса, а большинство лайф-коучей из интернета, на которых вы наткнетесь в поисках помощи, скорее всего, никогда даже этому самому коучингу не обучались, а просто решили, что они и так мастера в этом деле. Опять же, когда кто-то говорит о позитивных исследованиях в области коучинга, их, как правило, проводят достаточно грамотные специалисты, в то время как в реальности, с увеличением популярности коучинга многие ВУЗы предлагают курсы по коучингу, которые позволяют получить сертификат после пары занятий, что не соответствует официальным требованиям международной федерации коучинга. Помимо этого, сегодня каждый из тех, кто занимается тем или иным видом терапии, просто считает обязанным разработать свой вид коучинга, а отсюда появляются, например, психоаналитический коучинг, гештальт-коучинг, гипнокоучинг и т.д., которые опять же к первоначальному методу не имеют никакого отношения (а также не проходят никакой научной апробации). При этом наиболее часто коучами себя выставляют мошенники от мира НЛП, поскольку в НЛП достаточно много инструментов для постановки целей, а одна из ветвей коучинга, собственно, и выросла из НЛП. Для меня коучинг больше олицетворяет анекдот, где у коуча спрашивают: «Как сварить борщ?», а коуч спрашивает в ответ «А что для тебя важно в этом борще?», «как ты себя будешь чувствовать, когда его сваришь?», «представь себе вкусный сваренный борщ» и т.д. Литература[1] Tim Theeboom, Bianca Beersma & Annelies E.M. van Vianen (2014) Does coaching work? A meta-analysis on the effects of coaching on individual level outcomes in an organizational context, The Journal of Positive Psychology, 9:1, 1-18 [2] Hannah O. Itaire,David O’Sullivan,Sean Hammond. (2022) A gratitude-based positive psychology coaching case study. Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice 0:0, pages 1-10. [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: коучинг, позитивная, оркт, решение, цели, убеждения, внутренние блоки, позитивная терапия, позитивная психология
|
Павел, анализ как всегда на самом высоком уровне, спасибо!
Добавить комментарий »