Ориентированная на решение краткосрочная психотерапия (ОРКТ)

Мой блог / Просмотр публикации

Как вы знаете далеко не все направления терапии концентрируются на проблемах человека, некоторые из них направляют внимание на позитивные стороны ситуации с которой пришел клиент. И одним из основных представителей подобных методов является терапия, фокусированная на решении или ОРКТ.

Основателями этого подхода являются Стив де Шейзер и Инсу Ким Берг, которые изначально работали в русле семейного подхода, однако, вскоре заметили непоследовательность в поведении клиентов, которые в одни периоды функционировали так, как будто у них есть проблемы, а в другие – как будто их нет.

Психологи также заметили, что основное время на терапии уделяется обсуждению симптомов, а не ресурсов и возможностей, что, по их мнению, негативно сказывалось на эффективности, так что они задумались, как наиболее быстрым образом находить решение проблемы.

Они вместе со своей командой потратили тысячи часов на наблюдение и фиксацию сеансов терапии, отмечая любое поведение терапевта, которое, по их мнению, приводило к положительным изменениям. И так в 1980-х годах и зародилась ОРКТ или ориентированная на решение психотерапия.

 

Теория и философия ОРКТ

Как вы могли понять из того, что сама ОРКТ выросла из наблюдений и эксперимента, теории тут не много. Если же попытаться найти основы этого направления, то они упираются в неклассическую философию и науку, где вместо принципа детерминизма и явной причинности преобладает теория хаоса и сложных отрытых систем. Это закладывает в ОРКТ идею о том, что терапевт в принципе не способен понять проблему клиента, а потому именно клиент и является экспертом в сложившейся у него ситуации. 

Вторым важным аспектом теории ОРКТ является опора на лингвистику и семантику. Так как это направление выросло из стратегической терапии, а то, в свою очередь, из деятельности Милтона Эриксона, ОРКТ использует в своей работе эффект прайминга, то есть применяет определенным образом язык и речь, которые направляют внимание клиента на позитивные стороны его бытия, тем самым запуская у него позитивное ассоциативное мышление.

Третье основание ОРКТ зиждется на гуманистической философии и психотерапии. Суть сводится к ориентации человека на «здесь и сейчас» и на его самореализацию. Клиент здесь воспринимается не как больной или пациент, а как развивающаяся личность, которая на своём пути встретилась с препятствием.

 

Принципы ОРКТ

Сам процесс терапии, ориентированной на решение, базируется на ряде принципов.

  1. Не ломалось – не чини. Основной акцент ОРКТ делается именно на позитивную сторону в жизни клиента. Однако, здесь действует важное правило, которое состоит в том, что терапевт не будет вмешиваться в здоровые стратегии поведения клиента или в те, которые его и так устраивают. Это вроде как очевидный принцип, однако, он отличает ОРКТ от, например, глубинных направлений, где терапевт, наоборот, все своё внимание уделяет тем областям и проблемам, на которые клиент даже не жаловался, например, так происходит работа с механизмами защиты психики.
  • Наращивание ресурсов. Второй принцип подразумевает, что терапевт не только всеми силами пытается отыскать ресурсы, но и стремиться закрепить и усилить их. Это проявляется в техниках подкрепления, которые мы рассмотрим позже.
  • Переориентация внимания. Третий принцип подразумевает, что мы смещаем акцент внимания клиента с нерабочих стратегий на рабочие. Таким образом данная терапия практически всегда подразумевает отстранение от обсуждения проблем клиента и концентрацию на том, что он делает успешно.
  • Небольшие шаги и эффект бабочки. Терапия не ставит себе задачей сразу достичь всех целей. Она подразумевает небольшие, но последовательные изменения. При этом ОРКТ настаивает на том, что именно небольшие изменения могут затем обширно и непредсказуемо отразиться на жизни клиента.
  • Опора на окружение. Данный принцип подразумевает, что терапевт стремиться не только сам помогать клиенту, но и найти внешние источники опоры. Именно поэтому в вопросы ОРКТ часто включается поиск других людей, готовых поддержать.
  • Принцип исключений. Шестой принцип гласит, что всегда существуют исключения, но человек может их не замечать из-за когнитивных искажений. Однако, именно на исключениях строится вся терапия, то есть на поиске тех ситуаций, где проблема не проявляет себя, а клиент находится в ресурсе.

Все эти принципе соединяются в еще одном – в принципе языка, который подразумевает, что язык проблемы отличается от языка решения и именно в соответствии с этим принципом выстраивает диалог ОРК-терапевт.

Типы клиентов в ОРКТ

В ОРКТ выделяются типы клиентов, определяя которые терапевт в том числе будет выбирать и интервенции. В целом же эти типы характерны и для любого другого вида психотерапии.

  1. Посетитель направляется другими и считает, что не испытывает проблемы.
  2. Жалобщик страдает эмоционально, но не видит себя частью проблемы или решения: другой человек или мир должен измениться, а не он.
  3. Заказчик видит себя частью проблемы и/или решения и мотивирован изменить свое поведение. 

В зависимости от типа клиента будет подбираться и последующий метод воздействия.

Терапия

Терапия ориентированная на решение предполагает своеобразный подход к отношениям терапевт-клиент. Здесь именно клиент является экспертом в своей проблеме в то время, как терапевт выступает как фасилитатор изменений. При этом терапевт обращает внимание на сильные стороны клиента и в большей мере работает через исключения, т.е. через те сферы, где у клиента отсутствует его проблема.

Сеансы обычно длятся от 50 до 90 минут, но могут быть краткими до 15-20 минут, обычно один раз в неделю, в течение примерно 6-12 недель, но также проводятся и разовые, самостоятельные сеансы.

В ОРКТ используется ряд техник, позволяющих переключить внимание клиента на сосредоточение внимания на будущем и на решении.

  1. Чудесный вопрос. Вопрос о чуде подразумевает визуализацию, в которой клиента просят представить, что его проблемы исчезли, после чего его спрашивают о том, как он узнал, что проблемы исчезли, что изменилось в его жизни и как он себя чувствует. Такой вопрос, с одной стороны, позволяет лучше понять в чем именно заключается проблема, а, с другой, создать мотивацию на изменение.
  2. Копинг-вопросы. Копинг-вопросы – это вопросы о ресурсах человека, которые помогают ему справляться со своей проблемой. Например, так у человека можно спросить: «Как вам удалось дожить до сегодняшнего дня и справляться со своими трудностями несмотря на то, что вы переживаете?».
  3. Вопросы об исключениях. Эти вопросы направлены на то, чтобы узнать об исключениях в проблемном состоянии клиента. Например, можно спросить его о том, как он себя чувствовал, когда у него еще не было проблемы или что он переживает в те периоды, когда проблема отступает. С помощью этих вопросов мы можем увидеть некоторые намеки на решение проблемы.
  4. Комплименты. Терапевт каждый раз выдает клиенту подкрепление, когда тот раскрывает свои положительные качества и ресурсы. Например, если клиент выполнил какое-то задание между сеансами, можно его похвалить. Причем похвала обычно используется непосредственная и прямая, либо с помощью вопросов в стиле: «Это чудесно, как тебе это удалось?».
  5. Шкалирование. В терапии активно используются техники шкалирования. Они подразумевают внесение более объективных оценок в различные аспекты состояния клиента. Так можно оценивать по шкале от 1 до 10 серьезность проблемы, способность достичь цели, степень продвижения от сеанса к сеансу. Шкалирование помогает прояснить чувства клиента и в тоже время наметить цели и оценить эффективность психотерапии.
  6. Связка «Мост». Сеансы обычно заканчиваются так называемой связкой «Мост». Она подразумевает, что мы сочетаем комплимент с назначением домашнего задания. Например, можно сказать: «Вы очень хорошо проявили себя сегодня, и я думаю те качества, которые вы проявили помогут вам выполнить новую задачу…».
  7. Домашние задания. Собственно домашние задания широко варьируются от типа клиента, его вовлеченности и мотивации. Например, клиенту типа «посетитель» домашнее задание давать бесполезно, а вот «заказчику» оно пойдет на пользу. Первое домашнее задание обычно подразумевает наблюдение за динамикой собственной проблемы. Если клиент достаточно мотивирован, назначают уже поведенческие задания, которые определяются относительно того, что обсуждалось на сеансе.

Первичный сеанс ОРКТ включает несколько этапов.

  1. Этап присоединения. На этом этапе происходит подстройка к клиенту и его ценностям. Выясняются формальные и организационные вопросы.
  2. Формирование цели. Второй этап направлен на выслушивание жалоб клиентов. В процессе этого, терапевт задает значимые вопросы, постепенно выводя клиентов на их ресурсы и цель терапии.
  3. Формирование решения. Далее применяются основные техники ОРКТ для формирования решения. То есть терапевт ищет исключения, задает вопросы о ресурсах клиента.
  4. Домашнее задание. Перед последним этапом терапевт может взять перерыв, чтобы собраться с мыслями и резюмировать итоги сеанса. Он отражает клиенту его ресурсы и достижения и назначает домашнее задание.

Последующие сеансы подразумевают внимательное наблюдение за успехами клиента между сессиями и их подкрепление, а также применение шкалирования.

Эффективность

ОРКТ часто критикуют за то, что терапевт избегает разговоров о травме и проблемах. И это не просто надуманный недостаток, ведь, такой ОРК-терапевт действительно будет всеми силами избегать разговоров о проблемах клиента и его негативных переживаниях, даже когда сам клиент хочет все это выразить.

Однако, на сегодняшний день ОРКТ уже имеет определенную научную базу и подтверждающую ее эффективность, так что ее рекомендуют к использованию многие государственные учреждения. В частности, два метаобзора 2010-го[1] и 2013-го[2] годов показали, что ее эффективность выше, чем у КПТ и межличностной терапии причем недавний метаанализ 2019 года подтвердил эти данные[3].

Литература

[1] Kim, Johnny S.; Smock, Sara; Trepper, Terry S.; McCollum, Eric E.; Franklin, Cynthia (July 2010). »Is Solution-Focused Brief Therapy Evidence-Based?». Families in Society. 91 (3): 300–306.

[2] Gingerich, Wallace J.; Peterson, Lance T. (2013-05-01). «Effectiveness of Solution-Focused Brief Therapy: A Systematic Qualitative Review of Controlled Outcome Studies». Research on Social Work Practice. 23 (3): 266–283.

[3] Kim, Johnny S. et al. “Is Solution-Focused Brief Therapy Evidence-Based? An Update 10 Years Later.” Families in Society: The Journal of Contemporary Social Services 100 (2019): 127-138.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: ОРКТ, позитивная терапия, коучинг, нлп, когнитивная, поведенческая, ориентированная на решение, краткосрочная, техники, методы, упражнения, эффективность
Комментарии
Ксения Константиновна Ахмедова
Коллега, спасибо за ценную информацию!
№1 | 20 июня 2023
Карнаух Иван Иванович
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
В частности, два метаобзора 2010-го[1] и 2013-го[2] годов показали, что ее эффективность выше, чем у КПТ и межличностной терапии причем недавний метаанализ 2019 года подтвердил эти данные[3].
Скорее всего, так оно и есть!

Спасибо за великолепныйи дайджест по ОРКТ. По нему уже можно работать любому психологу-практику!
№1 | 22 июня 2023
Антонов Дмитрий Львович
Отличный разбор метода! Впрочем, как и всегда.
№1 | 19 сентября 2023
Анастасия Чернова
Спасибо за такой структурный разбор!
№1 | 9 октября 2023
Братищева Елизавета Владиславовна
Павел Сергеевич, спасибо за статью! Про эффективность приятная новость и благодарю за ссылки на метаанализы.
Если это уместно, то хотела бы предложить в моменте про "тип клиента" использовать слово "роль клиента"?
Поскольку в ОРКТ избегают ярлыков, а мне кажется, слово "тип" напоминает это, и клиентам свойственно менять роли, чему терапевты активно содействуют:) Например, важным шагом в развитии терапевтических отношений и работы с клиентом в целом становится переход клиента из роли жалобщика в роль заказчика. Да даже из роли посетителя в роль жалобщика говорит уже о намеке на доверительные отношения между клиентом и терапевтом:)
№1 | 21 ноября 2023
Алексей Михальский
Карнаух Иван Иванович, как показывает мой опыт обучения (у создателей подхода), практики и передачи подхода студентам - это гораздо сложнее чем кажется.
№1 | 19 декабря 2023
Алена Николаевна Лобковская
Вчера задалась вопросом о данном подходе и решила изучить его, сегодня нашла вашу статью. Огромная благодарность за нее, все очень структурно, емко и легко для понимания!!
№1 | 3 сентября 2024
[ добавить комментарий ]