Кататимно-имагинативная психотерапия или символдрама Ханскарла Лёйнера

Мой блог / Просмотр публикации

Символдрама или кататимно-имагинативная психотерапия – это одно из направлений глубинной психотерапии, в котором используется особый метод работы с воображением с целью раскрытия бессознательных желаний человека, его фантазий, конфликтов и механизмов защиты психики. Символдрама принципиально отличается от такого метода как эмоционально-образная терапия, тем, что здесь клиенту даются заранее заданные сюжеты и образы, и предлагаются они скорее с целью анализа, нежели отреагирования того или иного чувства.

Создателем метода является немецкий психиатр, профессор медицины Ханскарл Лёйнер (1919-1996), который долгие годы руководил отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Гёттингенского университета.

В то время его интересовали труды Юнга, а сам он работал в рамках классического психоанализа, однако довольно быстро обнаружил, что далеко не всем пациентам клиники этот метод подходит. Тогда, во многом опираясь на технику направленного воображения Юнга, Лёйнер решил провести серию экспериментов, позволяющих, оставаясь на позициях экспериментальной науки, шагнуть в область образов и символов бессознательного.

 

Механизмы символдрамы

Символдрама полностью базируется на теории классического и современного психоанализа и предполагает, что причиной наших психических проблем является внутренний конфликт, который возникает в результате вытеснения того или иной психического материала, обычно травматического и эмоционально насыщенного, и заставляет человека использовать защитные механизмы психики, что и выражается в его симптомах. Однако, в отличии от стандартных трактовок бессознательного через свободные ассоциации, которые используются в классическом психоанализе Лейнер решил, что более эффективно будет использовать именно работу с заранее заданными образами. При этом в качестве основных целебных механизмов такой работы выделяются следующие.

  1. Проекция бессознательного материала. Предполагается, что заранее заданные темы позволяют клиенту спроецировать на те или иные образы своё внутреннее бессознательное содержание.
  2. Направленная регрессия. Так как это самое содержание обычно является фиксированным на тех или иных стадиях развития в момент работы с образами мы наблюдаем направленную регрессию клиента к тем или иным стадиям его развития.
  3. Обход психических защит. Работа с образами позволяет легче получить доступ к тому самому скрытому материалу, так как помогает обойти защитные механизмы психики, поскольку пациент не надо находится в прямой конфронтации с терапевтом.
  4. Эмоционально-корригирующее воздействие. Мы способны варьировать степень травматичности материала для клиента. Вполне возможно, что, если клиента напрямую столкнуть с травмой, это лишь вызовет большее сопротивление и ретравматизацию. Работа же с образами позволяет варьировать интенсивность болезненного переживания.
  5. Удовлетворение архаичных потребностей. Работа с образами также позволяет удовлетворить потребности фрустрированные в довербальный период и взрастить личность для работы с внутренними конфликтами.
  6. Символизация. Это процесс сходный с сублимацией, который позволяет клиенту создавать новые образы и уже на них проецировать содержимое своих внутренних конфликтов и агрессивные импульсы, что, в рамках психоанализа, уже является зрелым разрешением конфликта, не уводящим человека в невроз.

 

Мотивы в символдраме

Метод символдрамы имеет два уровня коммуникации. Первый осуществляется при непосредственной работе с образом и опирается на опыт и переживания, второй – предполагает последующее обсуждение и включает в себя когнитивную обработку.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом.  Изначально терапевт проводит диагностику, пытаясь определить проблему клиента и уровень его зрелости. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. Для этого как правило используется прогрессивная релаксация. После этого клиенту предлагается представить образы. Это может быть стандартный мотив или образ, выбранный самим клиентом. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.

Длительность такой работы составляет в среднем около 20 минут. Далее происходит обсуждения и интерпретация проделанной работы. Курс краткосрочной психотерапии составляет, как правило, 8 – 25 сеансов при частоте 1 – 2 раза в неделю в начале и 1 раз в 7 – 10 дней впоследствии.

В символдраме используются следующие мотивы.

  1. Луг. Луг – это «материнский» мотив, описывающий первые годы жизни человека. Задание состоит в том, чтобы человек представил, как оказывается на лугу и описал его. Собственно, в норме, это должен быть красивый луг, на который ярко светит солнце и где летают бабочки. Если же мы имеем плохую погоду, бледные краски, ночь, холодную зиму и т.д., это говорит о проблемах. При этом бескрайний луг может говорить о завышенных ожиданиях, а проблемы в создании образа могут указывать на бездеятельность человека.
  2. Цветок. Часто луг перетекает в цветок. В этом мотиве вам предлагается найти на лугу цветок и описать его. Цветок, как уже можно догадаться, олицетворяет нашу личность. Если он красивый, яркий, ароматный и вызывает умиление – все хорошо. Если же цветок тусклый, увядающий, вызывает чрезмерное отторжение или, наоборот, восхищение, тогда мы имеем проблемы. Обычно негативное описание цветка говорит о заниженной самооценке, а чрезмерно позитивное – о завышенной. При этом если цветок имеет два бутона, возможно речь идет о раздвоение личности.
  3. Ручей. Далее, пока вы гуляете по лугу, вас также могут попросить описать ручей, который, на самом деле, олицетворяет динамику наших психических процессов. В нормальном состоянии мы имеем чистую, прозрачную и вкусную воду, которая течет размерено и без крутых поворотов. Отклонения наблюдаются тогда, когда мы имеем прерывистое течение с порогами, сам ручей неестественно широкий или очень маленький, вода мутная, а человек не хочет пробовать ее на вкус или купаться в ней. Например, если ручей в фантазии пациента течет в гору, преодолевая закон тяготения, можно сказать, что мы имеем пациента с наивными или детскими представлениями, часто истерически структурированными.
  4. Гора. После ручья можно отправиться и в гору. Точнее человеку может быть предложено как взобраться на гору, так и просто осмотреть ее. При этом желательно, чтобы он точно описал как она выглядит, какой она высоты и какие деревья на ней растут. Здоровый человек обычно описывает гору средней высоты, поросшую лесом, возможно, со скалистой вершиной, на которую, как ему кажется, он мог бы подняться, хотя и с трудом. Формы гор у невротиков могут быть очень разнообразными, например, гора как холм, куча песка, груда снега или, наоборот, слишком высокая гора. Она может быть из папье-маше, из гладких скал, из зеркально-гладкого мрамора.

После описания, человека все же просят взобраться на гору и посмотреть какой с нее открывается вид. Понятно, что здесь имеются в виду те цели и требования, которые мы перед собой ставим. Если гора слишком высокая, значит и требования будут завышены. Следует обращать внимание и на своеобразие подъема, крутизну отдельных участков, необходимость карабкаться. Это показывает, каким образом человек привык решать задачи и добиваться своих целей.

При неврозах тропа становится скользкой, и пациент все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а все ниже и ниже в темный лес. А пациенты с истерической структурой личности могут просто мгновенно запрыгнуть на гору.

Панорама же с горы описывает то, что мы ожидаем от достижения целей. Это могут быть красивые ландшафты или же бесконечные пустыни. Спуск с горы трактуется как отношение человека к тому или иному падению, например, потери своего социального статуса.

  • Дом. Мотив дома следует предлагать только тем пациентам, которые уже хорошо освоились с символдрамой. Дом переживается прежде всего, как выражение собственной личности или одной из ее частей. В мотиве дома выражается структура, на которую пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки и страхи. Пациента просят представить себе дом. Потом он должен описать его: сначала снаружи, включая окружение, потом – изнутри. При внешнем осмотре дома следует спросить, что он напоминает пациенту.

При осмотре внутри обращается внимание на то, каких помещений пациент избегает, какие - хочет осмотреть в первую очередь, какой интерьер он видит.  Вытесненные проблемы дают о себе знать в моментах избегания.

Когда описывается кухня – это позволяет трактовать оральную сферу клиента, а когда говорят о спальне имеется в виду сфера интимных отношений. Осмотр же кладовок и чердаков со старыми и заброшенными вещами может натолкнуть клиента на вытесненные воспоминания.

В случае с «беспроблемными» людьми появляется образ дома, предназначенного в основном только для одной семьи. Офис фирмы, учреждение, гостиница или что-то подобное дают основание предполагать, что частная сфера пациента явно пренебрегается.

Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру.

Замок, имеющий тронный зал, указывает на грандиозные ожидания и нарциссическую самооценку.

Если пациент в разных условиях представляет разные дома, то это можно интерпретировать как то, что он не обладает целостной личностью и постоянно опирается на разные роли. Однако, то, что сам дом меняется от сессии к сессии – это нормально и может говорить о том, что у человека гибкая личность, а то время как неизменный дом, говорит о его ригидности.

  • Лес. Темный и непроглядный лес со всей той живностью, что в нем обитает олицетворяет наше бессознательное. Основная цель – это заставить выйти проблемные образы из леса на луг и на свет и, возможно, провзаимодействовать с ними. Часто пациенты к этому не готовы, и тогда психотерапевт должен помочь им, применяя специальные методы работы с образами.
  • Мотив значимого лица. Ряд образов в символдраме могут интерпретироваться как значимые люди. Это может быть и непосредственное появлении отца или матери в мотиве, но в то же время их могут олицетворять деревья или различные животные. Способ взаимодействия с ними на образном уровне дает представлении об отношениях клиента с близкими и в обычной жизни.
  • Мотивы сексуальности. Существуют и специальные мотивы на исследование сексуальности. Для женщин это обычно поездка на карете или машине, а для мужчин – это куст розы на краю луга. То, как клиенты обходятся с этими образами, начиная с самого начала взаимодействия говорит и об их интимных отношениях. Например, женщина может отказаться садиться в повозку, а мужчина может быть очень неуверенным при подходе к цветку. В то же время клиенты могут сообщать о каком-то дискомфорте при непосредственном взаимодействии с образами, что также будет говорить и о сексуальных проблемах.
  • Лев. Мотив Лев используется для исследования агрессии пациента. Клиент может представлять как агрессивного и свободного льва, так и льва, сидящего в клетке или выступающего в цирке, а может вообще представить льва в виде плюшевой игрушки.
  • Свободный мотив. Наконец, используются свободные мотивы для работы с каким-то конкретными проблемами. Здесь человек может представить себя в травматической ситуации или ситуации конфликта и далее ему предлагается развертывать этот образ. Например, так предлагается работать с образом больного органа, где постепенно этот орган меняет свою форму.

Сама работа с образами обычно строится на принципах насыщения и интеграции.

Насыщение предполагает, что вместо того, чтобы отрицать и отталкивать образ, как обычно бывает, когда мы не принимаем в себе какую-то часть, мы начинаем его кормить и взращивать.  Например, так можно покормить образ дворового кота или полить водой увядший цветок.

Интеграция. Далее, если никаких препятствий при насыщении не возникло, образ становится более доброжелательным к клиенту. В этот момент уже можно прикоснуться к нему и провзаимодействовать с ним. На уровне подсознания – это предполагает интеграцию той или иной части личности.

После работы с образами происходит их обсуждении и интерпретация. Обычно интерпретация образов происходит на двух уровнях. Первый уровень – это уровень объектных отношений, который предполагает, что образ отражает наши взаимоотношения с людьми. Второй уровень – это уровень индивидуального подсознательного, т.е. глубинных желаний, инстинктов и аффектов.

Один и тот же мотив может прорабатываться и развиваться в течении нескольких сеансов. Например, вот одно из описаний работы с фобией мостов у маленькой девочки.

На первом сеансе ей было предложено представить мост через ручей и перейти через него, что у нее, очевидно, не вышло. На втором ей было предложено представить, что ручей очень мелкий и перейти его вброд. На третьем сеансе ручей увеличили и сделали сложным для перехода. Далее, она переходила ручей по доске, в конце концов, все-таки представив мост и перейдя уже по нему.

Правда такая работа, скорее, представляет собой экспозиционную терапию нежели символдраму в чистом виде. В то же время, и другие техники на глубинном уровне представляют из себя во многом экспозиционную терапию, так как человек, пускай и в рамках воображаемых представлений, встречается с тем, что его волнует и пугает.

 

Заключение

Очевидно, что такой метод как символдрама у большинства людей вызывает полярные мнения: кто-то им восхищается, а, кто-то относится к нему с глубоким скепсисом, сравнивая символдраму со схожими необоснованными аналитическими течениями и трактовками образов в стиле астрологии. Однако, по-видимому, справедливым отношением к психодраме будет нечто среднее.

Во-первых, точность трактовок в самой психодраме, очевидно, сильно преувеличены. Действительно, нет ничего странного в том, что мы проецируем те или иные важные для нас устремления на те или иные образы. Однако, никакой прямой связи здесь никогда не будет, и уж тем более нет смысла трактовать абстрактные образы через не менее абстрактные понятия в стиле «анальная- и оральная стадии развития».

Наши проекции на образы обусловлены так называемым эффектом прайминга[1], который предполагает, что наш опыт напрямую влияет на интерпретацию образа, формируемого нами. Однако, что включать в этот образ? Глубинные анальные фиксации или то, что у меня, сегодня, были проблемы на работе и из-за этого я представляю полуразрушенный дом?

И как нам трактовать конкретный образ? Человек представляет себе благоухающую красивую розу, потому что он обладает чрезмерной тягой к женщинам или просто потому, что он работает флористом, а роза – это его любимый цветок?  Безусловно, наши базовые потребности и способы их удовлетворения практически всегда отражаются в наших образах, но соотношения эти индивидуальны.

Во-вторых, символдраму явно не стоит считать самым эффективным и самым объективным методом терапии, а огромному числе клиентов, она просто не подойдет, в виду непонимания ими образных техник.

Единственное исследование, которое на момент написания книги можно было отыскать на PubMed – это небольшое исследование на подростках с ПТСР, которым психодрама помогла снизить интенсивность их симптомов[2]. Все остальное – это просто обзорные статьи метода и теоретические выкладки.

Литература

[1] Tulving E., Schacter D. L., Stark H. A. Priming Effects in Word Fragment Completion are independent of Recognition Memory (англ.) // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition: journal. — 1982. — Vol. 8, no. 4. — P. 336—342.

[2] Nilsson D, Wadsby M. Symboldrama, a psychotherapeutic method for adolescents with dissociative and PTSD symptoms: a pilot study. J Trauma Dissociation. 2010;11(3):308-21.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, simplepsychology, КПТ, когнитивная, психодрама, монодрама, символдрама, морено, кататимно-имагинативная, ханскарл лейнер
Комментарии
Илья Ахмедов
Спасибо за вашу статью и много полезных дополнительных источников.
С интересом прочел и почерпнул для себя много полезного!
№1 | 17 июня 2023
Ларионова Галина Евгеньевна
Люблю символдраму. А еще узнала,что визуализация способствует построению новых нейронных связей. Из книги «Это началось не с тебя».
№1 | 17 июня 2023
Андрей Савенко
Павел, благодарю за содержательную и очень интересную статью! Узнал много нового.
№1 | 17 июня 2023
Авдеев Павел Сергеевич
Ларионова Галина Евгеньевна, Любое действие способствует образованию новых нейронных связей)
№1 | 18 июня 2023
Ларионова Галина Евгеньевна
Авдеев Павел Сергеевич,
Не все так просто. Новые действия))
№1 | 18 июня 2023
[ добавить комментарий ]