Кататимно-имагинативная психотерапия или символдрама Ханскарла ЛёйнераМой блог / Просмотр публикации
Символдрама или кататимно-имагинативная психотерапия – это одно из направлений глубинной психотерапии, в котором используется особый метод работы с воображением с целью раскрытия бессознательных желаний человека, его фантазий, конфликтов и механизмов защиты психики. Символдрама принципиально отличается от такого метода как эмоционально-образная терапия, тем, что здесь клиенту даются заранее заданные сюжеты и образы, и предлагаются они скорее с целью анализа, нежели отреагирования того или иного чувства. Создателем метода является немецкий психиатр, профессор медицины Ханскарл Лёйнер (1919-1996), который долгие годы руководил отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Гёттингенского университета. В то время его интересовали труды Юнга, а сам он работал в рамках классического психоанализа, однако довольно быстро обнаружил, что далеко не всем пациентам клиники этот метод подходит. Тогда, во многом опираясь на технику направленного воображения Юнга, Лёйнер решил провести серию экспериментов, позволяющих, оставаясь на позициях экспериментальной науки, шагнуть в область образов и символов бессознательного.
Механизмы символдрамыСимволдрама полностью базируется на теории классического и современного психоанализа и предполагает, что причиной наших психических проблем является внутренний конфликт, который возникает в результате вытеснения того или иной психического материала, обычно травматического и эмоционально насыщенного, и заставляет человека использовать защитные механизмы психики, что и выражается в его симптомах. Однако, в отличии от стандартных трактовок бессознательного через свободные ассоциации, которые используются в классическом психоанализе Лейнер решил, что более эффективно будет использовать именно работу с заранее заданными образами. При этом в качестве основных целебных механизмов такой работы выделяются следующие.
Мотивы в символдрамеМетод символдрамы имеет два уровня коммуникации. Первый осуществляется при непосредственной работе с образом и опирается на опыт и переживания, второй – предполагает последующее обсуждение и включает в себя когнитивную обработку. Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Изначально терапевт проводит диагностику, пытаясь определить проблему клиента и уровень его зрелости. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. Для этого как правило используется прогрессивная релаксация. После этого клиенту предлагается представить образы. Это может быть стандартный мотив или образ, выбранный самим клиентом. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии. Длительность такой работы составляет в среднем около 20 минут. Далее происходит обсуждения и интерпретация проделанной работы. Курс краткосрочной психотерапии составляет, как правило, 8 – 25 сеансов при частоте 1 – 2 раза в неделю в начале и 1 раз в 7 – 10 дней впоследствии. В символдраме используются следующие мотивы.
После описания, человека все же просят взобраться на гору и посмотреть какой с нее открывается вид. Понятно, что здесь имеются в виду те цели и требования, которые мы перед собой ставим. Если гора слишком высокая, значит и требования будут завышены. Следует обращать внимание и на своеобразие подъема, крутизну отдельных участков, необходимость карабкаться. Это показывает, каким образом человек привык решать задачи и добиваться своих целей. При неврозах тропа становится скользкой, и пациент все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а все ниже и ниже в темный лес. А пациенты с истерической структурой личности могут просто мгновенно запрыгнуть на гору. Панорама же с горы описывает то, что мы ожидаем от достижения целей. Это могут быть красивые ландшафты или же бесконечные пустыни. Спуск с горы трактуется как отношение человека к тому или иному падению, например, потери своего социального статуса.
При осмотре внутри обращается внимание на то, каких помещений пациент избегает, какие - хочет осмотреть в первую очередь, какой интерьер он видит. Вытесненные проблемы дают о себе знать в моментах избегания. Когда описывается кухня – это позволяет трактовать оральную сферу клиента, а когда говорят о спальне имеется в виду сфера интимных отношений. Осмотр же кладовок и чердаков со старыми и заброшенными вещами может натолкнуть клиента на вытесненные воспоминания. В случае с «беспроблемными» людьми появляется образ дома, предназначенного в основном только для одной семьи. Офис фирмы, учреждение, гостиница или что-то подобное дают основание предполагать, что частная сфера пациента явно пренебрегается. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Замок, имеющий тронный зал, указывает на грандиозные ожидания и нарциссическую самооценку. Если пациент в разных условиях представляет разные дома, то это можно интерпретировать как то, что он не обладает целостной личностью и постоянно опирается на разные роли. Однако, то, что сам дом меняется от сессии к сессии – это нормально и может говорить о том, что у человека гибкая личность, а то время как неизменный дом, говорит о его ригидности.
Сама работа с образами обычно строится на принципах насыщения и интеграции. Насыщение предполагает, что вместо того, чтобы отрицать и отталкивать образ, как обычно бывает, когда мы не принимаем в себе какую-то часть, мы начинаем его кормить и взращивать. Например, так можно покормить образ дворового кота или полить водой увядший цветок. Интеграция. Далее, если никаких препятствий при насыщении не возникло, образ становится более доброжелательным к клиенту. В этот момент уже можно прикоснуться к нему и провзаимодействовать с ним. На уровне подсознания – это предполагает интеграцию той или иной части личности. После работы с образами происходит их обсуждении и интерпретация. Обычно интерпретация образов происходит на двух уровнях. Первый уровень – это уровень объектных отношений, который предполагает, что образ отражает наши взаимоотношения с людьми. Второй уровень – это уровень индивидуального подсознательного, т.е. глубинных желаний, инстинктов и аффектов. Один и тот же мотив может прорабатываться и развиваться в течении нескольких сеансов. Например, вот одно из описаний работы с фобией мостов у маленькой девочки. На первом сеансе ей было предложено представить мост через ручей и перейти через него, что у нее, очевидно, не вышло. На втором ей было предложено представить, что ручей очень мелкий и перейти его вброд. На третьем сеансе ручей увеличили и сделали сложным для перехода. Далее, она переходила ручей по доске, в конце концов, все-таки представив мост и перейдя уже по нему. Правда такая работа, скорее, представляет собой экспозиционную терапию нежели символдраму в чистом виде. В то же время, и другие техники на глубинном уровне представляют из себя во многом экспозиционную терапию, так как человек, пускай и в рамках воображаемых представлений, встречается с тем, что его волнует и пугает.
ЗаключениеОчевидно, что такой метод как символдрама у большинства людей вызывает полярные мнения: кто-то им восхищается, а, кто-то относится к нему с глубоким скепсисом, сравнивая символдраму со схожими необоснованными аналитическими течениями и трактовками образов в стиле астрологии. Однако, по-видимому, справедливым отношением к психодраме будет нечто среднее. Во-первых, точность трактовок в самой психодраме, очевидно, сильно преувеличены. Действительно, нет ничего странного в том, что мы проецируем те или иные важные для нас устремления на те или иные образы. Однако, никакой прямой связи здесь никогда не будет, и уж тем более нет смысла трактовать абстрактные образы через не менее абстрактные понятия в стиле «анальная- и оральная стадии развития». Наши проекции на образы обусловлены так называемым эффектом прайминга[1], который предполагает, что наш опыт напрямую влияет на интерпретацию образа, формируемого нами. Однако, что включать в этот образ? Глубинные анальные фиксации или то, что у меня, сегодня, были проблемы на работе и из-за этого я представляю полуразрушенный дом? И как нам трактовать конкретный образ? Человек представляет себе благоухающую красивую розу, потому что он обладает чрезмерной тягой к женщинам или просто потому, что он работает флористом, а роза – это его любимый цветок? Безусловно, наши базовые потребности и способы их удовлетворения практически всегда отражаются в наших образах, но соотношения эти индивидуальны. Во-вторых, символдраму явно не стоит считать самым эффективным и самым объективным методом терапии, а огромному числе клиентов, она просто не подойдет, в виду непонимания ими образных техник. Единственное исследование, которое на момент написания книги можно было отыскать на PubMed – это небольшое исследование на подростках с ПТСР, которым психодрама помогла снизить интенсивность их симптомов[2]. Все остальное – это просто обзорные статьи метода и теоретические выкладки. Литература[1] Tulving E., Schacter D. L., Stark H. A. Priming Effects in Word Fragment Completion are independent of Recognition Memory (англ.) // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition: journal. — 1982. — Vol. 8, no. 4. — P. 336—342. [2] Nilsson D, Wadsby M. Symboldrama, a psychotherapeutic method for adolescents with dissociative and PTSD symptoms: a pilot study. J Trauma Dissociation. 2010;11(3):308-21. [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, simplepsychology, КПТ, когнитивная, психодрама, монодрама, символдрама, морено, кататимно-имагинативная, ханскарл лейнер
|
С интересом прочел и почерпнул для себя много полезного!
Не все так просто. Новые действия))
Добавить комментарий »