Позитивная психотерапия Пезешкиана

Мой блог / Просмотр публикации

Позитивная психотерапия, как вы уже наверняка догадались, это не совсем то, что ассоциируется у большинства людей с позитивным мышлением. Более того, позитивная психотерапия является продуктом психоанализа, как и многие другие современные направления терапии, а потому концентрируется на таких понятиях как «внутренний конфликт» и «фрустрация базовых потребностей».

Создателем позитивной психотерапии является Носсрат Пезешкиан, который родился в 1933 году в исламском Иране. Его родители принадлежали к запрещённой религии и в результате гонений были вынуждены эмигрировать из страны. В итоге Пезешкиан попадает в Германию.

В новой стране он столкнулся с явлением межкультурных различий, когда сам отводил знакомых к врачу и замечал, насколько понимание врачом проблемы пациента не соответствует пониманию самого пациента. В этом он увидел причину не только внешних, но и внутренних конфликтов.

 

Принципы позитивной психотерапии

Позитивная психотерапия – это психотерапия, центрированная на внутреннем конфликте. При этом само слово «позитивная» является калькой с латинского «positum» и означает внимание к объективной реальности. 

Основной задачей данной терапии и является повышение адаптивности человека за счет перевода его внимания с негативных аспектов ситуации на позитивные, а также на возможные ресурсы и способы решения проблемы. Это достигается за счет шести основных принципов

  1. Принцип надежды. Терапевт не только стремится обнаружить базовый конфликт, но и понять какие ресурсы и стремления клиента через него проявляются, что проявляется в технике рефрейминга, когда клиент осознает функцию своего расстройства и начинает принимать на себя ответственность за него.
  2. Принцип самопомощи. Данный принцип предполагает, что главную роль в терапии играет именно клиент, в то время как задача терапевта – создать среду, в которой тот сможет принимать ответственные решения.
  3. Принцип уникальности личности. Данный принцип предполагает, что мы не трактуем поведение клиента, исходя из того, что написано в учебнике, а делаем интерпретации, основываясь на его уникальном опыте и контексте его социальных отношений.
  4. Простота и универсальность. Метод должен быть понятен самому пациенту, а потому должен применяться понятный язык и простая терминология.
  5. Транскультуральная чувствительность. Принцип предполагает учет межкультурных различий, в то время как терапевт старается сконцентрироваться именно на общих чертах между ним и пациентом.
  6. Направленность на развитие и будущее. Данный принцип предполагает, что терапия концентрируется на разрешении конфликта, для чего необходимо уже сейчас предпринимать какие-то действия, которые отразятся на будущем человека.

Конфликт и сферы бытия

Как и в любой психодинамической модели в основе психической болезни, по мнению Пезешкиана, лежит внутренний конфликт. Актуальный конфликт в позитивной психотерапии может быть двух видов, а также являться следствием сочетания этих видов.

  1. Жизненная ситуация. Первый тип конфликта связан с актуальной жизненной ситуацией. Он подразумевает невозможность разрешить расхождение ожиданий и реальности.
  2. Травмы прошлого. Второй тип конфликта связан с отдельными травмами или чередой травм прошлого, когда человек не может совладать со случившимся.

Реакция же на конфликт может проявиться в четырех основных сферах жизни, выделенных Пезешкианом.

  1. Тело/Ощущения. Это сфера концентрирована на нашем восприятии тела и ощущений, которое преломляется через наши убеждения и тогда может наблюдаться телесная реакция на конфликт. Например, если у клиента имеется идея, что «Все что есть на столе должно быть съедено», то велика вероятность, что он будет страдать от ожирения. Однако, чаще мы наблюдаем более сложные связи, когда, например, человек используют пищу как способ заедания сложных чувств.
  2. Деятельность/Разум. Сфера деятельности – это в большей мере сфера нашей производительности, профессионализма и решения проблем. Если реакция на конфликт происходит в этой сфере, возможно как бегство в работу, так и бегство от нее. Отсюда наблюдается страх оценки, стрессовые реакции усталости и нарушения внимания, апатия и др.
  3. Контакты/Традиция. Эта сфера подразумевает способность поддерживать и развивать социальные и интимные отношения. Конфликт или перекос в этой области может выглядеть как стремление к ссорам или наоборот уход от социальных контактов.
  4. Фантазия/Интуиция. Данная сфера отвечает за наш внутренний мир, а перекос в этой сфере означает, что человек либо прячется от своих проблем, уходя в наркотическую зависимость или алкоголизм, либо становясь религиозным фанатиком и погружаясь в эзотерику.

Таким образом, если человек не способен решить те или иные жизненные проблемы и не хочет брать на себя за них ответственность, он использует эти четыре сферы для бегства от них.

Здоровым же можно считать человека, который имеет баланс во всех четырех сферах, то есть он уважительно относится к своему телу, работает и делает карьеру, поддерживает общение с родственниками и друзьями и мечтает, и строит планы на будущее.

Соответственно, задача терапевта, помочь человеку стать здоровым через развитие данных сфер жизни. Сама же работа происходит через две базовые способности человека: способность к познанию, которая отвечает за наше рациональное мышление и способность к любви, которая отвечает за наши эмоции. 

 

Позитивная терапия

Позитивная психотерапия осуществляется в виде кратковременной конфликтоцентрированной терапии, состоящей из 15-20 консультаций примерно по 50 минут каждая. В рамках этой терапии именно клиент выступает экспертом, в то время как терапевт – это просто фасилитатор изменений, который постепенно перенаправляет внимание клиента на его ресурсы, с помощью правильных вопросов.

Сама терапия строится на пятиступенчатой модели процесса и проходит через пять основных фаз.

  1. Наблюдение и дистанцирование. Индивид предоставляет отчет о тех ситуациях, которые его расстраивают, и о тех, которые делают его счастливым. Суть этапа состоит в том, чтобы сформировать у клиента навык дистанцирования. Терапевт помогает клиенту отстраниться от своей проблемы и как бы посмотреть на нее со стороны. Для этого задаются различные уточняющие вопросы, а терапевт также привносит альтернативную точку зрения.
  2. Инвентаризация/проработка. Этап направлен на то, чтобы исследовать и подчеркнуть взаимосвязь между негативными симптомами и возможностями клиента. Здесь терапевт совместно с клиентом пытается определить степень выраженности конфликта в каждой из четырех описанных сфер. Для этого задаются вопросы: «Какое влияние эта проблема оказала на ваше тело?», «Что вы думаете по поводу этой проблемы?», «Есть ли ситуации, где эта проблема также проявлялась?», «Что для вас будет результатом успешной терапии?» и т.д. Если на вопрос о мыслях о проблеме клиент отвечает, что она неизлечима, можно предположить, что имеются сложности в сфере разума, а если проблема напоминает ему отношения с мамой, то тогда имеются сложности в сфере контактов. Также анализируются и истоки конфликта с помощью типичных аналитических вопросов, таких как: «Где это еще происходило?», «Чувствовали ли вы тоже самой в вашей семье?».
  3. Ситуационная поддержка. Человека просят сосредоточиться на своих положительных чертах и на тех людях, которые оказывают ему значительную поддержку. На этом этапе терапевт стремится избегать обсуждения любых негативных аспектов проблемы и делает упор на позитивные, а также на ресурсы и возможности человека, таким образом демонстрируя ему, что он способен справится с проблемой.
  4. Вербализация. Освоив три первых уровня (дистанцирование, проработку и ситуативное одобрение) клиент уже может открыто говорить о любых негативных чувствах, проблемах или симптомах. На этом уровне терапевт начинает приучать клиента как можно более точно словесно описывать состояние своего конфликта. Все это происходит в рамках принципа «здесь и сейчас», то есть психотерапевт постоянно возвращает клиента к его текущему запросу и чувствам, переводя его мысли с прошлых событий и будущих опасений в текущий момент.
  5. Разработка целей. Клиенту предлагается обратить свое внимание на будущее, поставить позитивные цели, связывая их со своими сильными сторонами.

В результате проведенной работы клиент осознает, как много энергии он безуспешно тратит на преодоление конфликта и выбирает один из возможных способов решения.

  1. Первый вариант разрешения конфликта - расширить сферы воздействия на конфликтную ситуацию, то есть решать ее через все четыре сферы бытия в соответствии с заранее разработанной стратегией. Например, если человек страдает от депрессии, ему можно предложить поискать поддержки у близких, т.е. использовать сферу контактов.
  2. Второй выход – это отказ от достижения фрустрирующей цели и направление энергии на достижение более важных жизненных задач. Например, если клиент хочет, но не может зарабатывать миллионы, ему можно предложить переориентировать своё внимание с денег на профессиональное развитие.

Техники позитивной терапии

  1. Придумывание имен и ярлыков. Клиенту предлагается переименовать его проблему, что позволит взглянуть на нее со стороны. При этом используются именно серьезные названия не подрывающие актуальности проблемы.
  2. Работа с визитером. Отдельно применяется техника для людей, которых отправили на терапию третьи лица. В этом случае клиента спрашивают про его оценки того, почему его отправили сюда и в чем по мнению другого человека могло бы заключаться решение проблемы. Таким образом, описывая ход мышления третьего лица, клиент и сам начинает приближаться к разрешению вопроса.
  3. Установление связи с другими проблемами. В рамках данной техники клиенту сначала предлагается сфокусироваться на решение одной проблемы, а затем распространить этот опыт на решение других. Например, если клиент смог преодолеть свой страх знакомства с помощью ресурса, названного им «смелость», возможно он сможет использовать тот же ресурс или тот же опыт, чтобы начать новое дело или организовать выступление.
  4. Рефрейминг проблемы. Эта техника подразумевает, что терапевт пытается помочь клиенту найти позитивные стороны в той или иной проблеме, задавая такие вопросы как: «Чему по-вашему могла бы вас научить данная проблема?», «Есть ли в вашей ситуации какая-то светлая сторона?».
  5. Моделирование улучшения. Эта техника предполагает, что мы помогаем клиенту смоделировать желаемое будущее и для этого спрашиваем: «Представьте, что проблема рано или поздно разрешится, как вы поймете, что это произошло?».
  6. Шкалирование. Шкалирование напоминает предыдущую технику. Здесь мы просим человека оценить по десятибалльной шкале его текущее состояние, а, затем, спрашиваем, что должно произойти, чтобы его положение стало на один балл лучше, а потом еще на один и т.д.
  7. Воспоминание из будущего. Еще одна схожая техника, где мы предлагаем клиенту представить, что в будущем он решил свою проблему, а, затем, спрашиваем у него как он этого добился. Интересно, что такая техника может применяться даже для самой терапии, так можно спросить: «Представьте, что наша сессия прошла успешно, на какие вопросы вы смогли получить ответы в ходе нее?».
  8. Мотивация достижения. Данная техника предполагает, что мы создаем мотивацию на изменения, спрашивая клиента о том, что позитивного произойдет в его жизни если проблема исчезнет.
  9. Разубеждение. Техника со схожей целью, но здесь терапевт действует от обратного и с нотой иронии пытается отговорить человека от его целей. Например, он может спросить: «Значит вы хотите бросить курить?! Да, зачем вам это вообще нужно?».
  10. Выявление ресурсов. Данная техника подразумевает вопросы о ресурсах и положительных сторонах пациента. Например, мы можем узнать, как он до сих пор справлялся с проблемой или есть ли что-то такое, что у клиента хорошо получается и что он мог бы применить для решения проблемы.
  11. Рефрейминг прошлого. Эта техника применима для тех, кто уходит в самокопание в поисках причин своих проблем. Здесь мы стремимся изменить отношения клиента к событиям детства, например, спрашивая у него, «Если бы оказалось, что прошлое никак не повлияло на вас, это бы изменило отношение к проблеме?» или «Есть ли что-то в вашем прошлом, что сделало вас сильнее и могло бы помочь в решении проблемы?».
  12. Смена ролей. Эта техника предполагает, что мы переводим ответственность за решение на самого пациента и ставим его в роль эксперта, задавая, например, вопросы: «Если бы ваш друг имел ту же проблему, чтобы вы ему посоветовали?» или «Если бы вам пришлось читать лекцию по вашей проблеме, что бы вы на ней рассказали?».
  13. Фокус на исключениях. Эта техника подразумевает поиск исключений в негативном опыте клиента. Так мы узнаем были ли у клиента случаи, когда проблема отступала и, если «да», то что послужило этому причиной.
  14. Обмен опытом. Данная техника чаще применяется в рамках групповой терапии. Здесь других участников просят поделиться личным опытом по поводу запроса клиента. В то же время можно и в индивидуальной терапии предложить клиенту поискать человека, который мог бы ему помочь.
  15. Создание решений. Эта техника направлена на выработку нетривиального решения. По сути, терапевт предлагает клиенту отказаться от привычного плана действий и выдумать что-то новое. Так, он может спросить: «Если бы для решения вам пришлось сделать что-то новое, что бы это было?» или «Если бы у нас в стране не было психотерапевтов, как бы вы решали данную проблему?».
  16. Распределение заслуг. В рамках этой техники обсуждается вклад других людей в решение проблемы пациента. Техника, скорее, направлена на укрепление сферы контактов и нормализацию отношений с другими людьми.
  17. Метавопросы. Метавопросы предназначены для работы с клиентами, которые заявляют, что раскрыли все причины своих проблем. В этом случае терапевт не отрицает их интерпретаций и не критикует, а, скорее, перенаправляет внимание на решение, например, спрашивая: «Если вы сейчас поверите, что проблема вызвана травмой прошлого, это как-то поможет ее решить?»
  18. Альтернативное объяснение. В этом случае мы предлагаем клиенту в качестве эксперимента поразмышлять над альтернативным источником проблемы, например, заявляя: «Представьте, что корень ваших проблем кроется не в вашем детстве, а в переизбытке сексуальной энергии» или «Мне кажется вы уже решили свою проблему, но просто еще не обнародовали ее».
  • Метафоры. Одним из самых любимых методов самого Пезешкиана были метафоры. Он активно применял истории и аналогии, чтобы также обозначить позитивные стороны проблемы и самого клиента.
  • Эффективность

    Позитивная психотерапия продолжает традиции других позитивных направлений и на сегодняшний день считается достаточно научно обоснованным методом лечения, особенно в Германии. Позитивная терапия показала свою высокую эффективность при психозах[1], суицидальных мыслях[2], пограничном расстройстве[3], депрессии[4], тревоги и некоторых других расстройствах. Также есть исследования, которые демонстрируют большую эффективность позитивной психотерапии при работе с депрессией чем КПТ[5].

    Большой метаанализ 2013 года, также указывает на эффективность позитивной психотерапии, однако, отмечается, что необходимы дальнейшие исследования[6]. В качестве ограничения можно отметить, что позитивная психотерапия не способна помочь людям в периоды кризисов (например в случае горевания).

    Литература

    [1] Schrank, B., Brownell, T., Jakaite, Z., Larkin, C., Pesola, F., Riches, … Slade, M. (2016). Evaluation of a positive psychotherapy group intervention for people with psychosis: Pilot randomised controlled trial. Epidemiology and Psychiatric Sciences, 25 (3), 235-246.

    [2] Johnson, J., Gooding, P. A., Wood, A. M., Taylor, P. J., Pratt, D., & Tarrier, N. (2010). Resilience to suicidal ideation in psychosis: Positive self-appraisals buffer the impact of hopelessness. Behaviour Research and Therapy, 48, 883-889.

    [3] Uliaszek, A. A., Rashid, T., Williams, G. E., & Gulamani, T. (2016). Group therapy for university students: A randomized control trial of dialectical behavior therapy and positive psychotherapy. Behaviour Research and Therapy, 77, 78-85.

    [4] Seshadri A, Orth SS, Adaji A, Singh B, Clark MM, Frye MA, McGillivray J, Fuller-Tyszkiewicz M. Mindfulness-Based Cognitive Therapy, Acceptance and Commitment Therapy, and Positive Psychotherapy for Major Depression. Am J Psychother. 2021 Mar 1;74(1):4-12.

    [5] Asgharipoor N, Asgharnejad Farid A, Arshadi H, Sahebi A. A comparative study on the effectiveness of positive psychotherapy and group cognitive-behavioral therapy for the patients suffering from major depressive disorder. Iran J Psychiatry Behav Sci. 2012 Fall;6(2):33-41.

    [6] Bolier, L., Haverman, M., Westerhof, G.J. et al. Positive psychology interventions: a meta-analysis of randomized controlled studies. BMC Public Health 13, 119 (2013). 

    [hr class=class_cut]

    © YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

    Теги: позитивная терапия, позитивная психология, оркт, нарративная психология, нарратив, пезешкиан, конфликт, психоанализ, когнитивная, поведенческая, техники, методы, упражнения, рефрейминг
    Комментарии
    Басмурова Жанна Владимировна
    Благодарю за прекрасную статью. Много нового узнала для себя из прочитанного материала. Приму к сведению.
    №1 | 18 июня 2023
    Игорь Иванович Петраш
    Очень подробное описание, еле осилил но не пожалел)) благодарю
    №1 | 18 июня 2023
    Крюкова Наталья Васильевна
    Большое спасибо за подробное изложение и полезные техники! Очень интересно и познавательно!)
    №1 | 19 июня 2023
    Петраковская Светлана Владимировна
    Спасибо за описание сути методы позитивной психотерапии, которая вышла из психоанализа.
    №1 | 23 марта 2024
    [ добавить комментарий ]