Нарративная психотерапия

Мой блог / Просмотр публикации

Представьте себе, что вы хотите рассказать о своей жизни. Какая история у вас сложиться? Будет ли она меняться в зависимости от вашего собеседника, обстоятельств или времени суток? А, самое главное, будет ли вам самим полезна эта история или же она доставит вам лишь страдания? Этим вопросом и занимается нарративная терапия.

Создателями нарративной терапии являются Майкл Уайт (1949-2008) из Австралии и Дэвид Эпстон (1944) из Новой Зеландии. И да, это не опечатка, они действительно жили так далеко друг от друга. 

Научный путь Уайта начался с получения степени социального работника в 1979 году. Он каждый день видел те сложности, с которыми сталкиваются угнетенные социальные группы, а его мысли занимало желание им помочь. И первое, что он решил сделать – это показать людям, что проблема кроется не в них. Именно тогда он и придумывает свою технику экстернализации, которую мы рассмотрим чуть позже.

В 1982 году он встречает единомышленника в лице Эпстона, и затем они ведут долгую переписку друг с другом. В конце 1970-х они были пионерами, продвигавшими системно-семейный подход в Австралии и Новой Зеландии, но в тоже время постепенно зарождается и их нарративный метод в индивидуальной и семейной терапии.

Нарратив и причины невроза

Работа Уайта и Эпстона восходит к когнитивным теориям, а, в частности, к идеям Джерома Бруннера. Основываясь на философии конструктивизма, Бруннер утверждал, что мы осмысливаем реальность, не просто через логические размышления и обдумывания, а через создание повествования и историй об этой реальности, которые, в свою очередь, формируются на основе нашего опыта. Проще говоря, человек воспринимает не саму реальность, а ту историю с помощью, которой он ее описывает, а отсюда и сама нарративная терапия опирается на ряд значимых принципов.

  1. Социальная природа реальности. Реальность определяется обществом, а это означает, что наши взаимодействия с другими людьми влияют на то, как мы воспринимаем этот мир. Например, пожилой афроамериканец, скорее всего, расскажет историю о встрече с полицейским совсем не так, как молодая белая женщина.
  2. Языковая природа реальности. Реальность находится под влиянием языка, а это значит, что люди, говорящие на разных языках, могут по-разному интерпретировать один и тот же опыт. Более того, даже различное описание одной проблемы на одном языке может кардинально изменить к ней отношение.
  3. Нарратив как способ осмысления. Наличие понятного повествования помогает нам организовывать и поддерживать нашу реальность. Другими словами, истории и нарративы помогают нам осмыслить наш опыт. В этом смысле, нарратив – это аналог когнитивных схем из когнитивной психологии, которые выступают как основа для интерпретации нашего опыта.
  4. Отсутствие объективной реальности. Наконец, не существует «объективной реальности»; то, что верно для нас, может не быть таким же для другого человека или даже для нас самих в другой момент времени.

Собственно, отсюда, а также из работ Выготского, Сарбина и других ученых и было сформировано понятие нарратива.

Понятие нарратива

Нарративная терапия позиционирует нарратив или истории как центральное место в том, как люди понимают и оценивают свою жизнь.

Каждый день мы формируем множество историй о нашей личной жизни, работе, отношениях и проблемах, о наших сильных сторонах и неудачах. Сами эти история представляют из себя события, которые мы тем или иным образом связываем во времени, а эта связь приводит к формированию сюжета. В итоге, некоторые истории становятся доминирующими в нашей жизни, а некоторые из этих доминирующих историй могут быть проблематичными из-за того, как мы интерпретируем события, которые пережили. Например, у женщины есть история о себе как о непривлекательной. Эта история формируется из множества случаев, когда кто-то не хотел проводить с ней время или отвечал ей отказом. В результате она связывает эти события в последовательность, которая для нее означает, что она непривлекательна.

По мере того, как история становится доминирующей в ее жизни, те новые события, которые вписываются в данное повествование, становятся более приоритетными по сравнению с другими. Женщина начинает обращать все больше внимания на те случаи, когда ей отказывают, и совсем перестает замечать те случаи, когда она кому-то симпатична. В итоге данная история начинает определять ход жизни человека. И девушка начинает отказываться от приглашений и совсем замыкается в себе, лишая себя последнего шанса на знакомство.

Здесь и подключается нарративная терапия, которая направлена на то, чтобы отделить человека от его проблемы и рассмотреть более ресурсные варианты его истории. Если универсальной истины не существует, тогда людям нужно самим создавать истины, которые помогают им формировать реальность, которая пойдет им на пользу.

Нарративная терапия

Основную проблему человека нарративный терапевт видит в том, что он идентифицирует себя со своим симптомом, что и выражается в его истории в процессе психотерапии. Отсюда основным навыком нарративного терапевта является техника экстернализации.

По большому счету нарративная терапия представляет из себя терапевтическую беседу, которая начинается как психоанализ, когда клиент просто рассказывает о своей проблеме. Например, клиентка может говорить о том, что она работает менеджером по подбору персонала и сегодня ей пришлось сдавать очередной отчет, и каждый раз, когда она сдает этот отчет, она испытывает тревогу.

В этот момент и начинается экстернализация проблемы, и терапевт предлагает клиенту отделить свою проблему от себя и посмотреть на нее со стороны. Проще говоря, он предлагает клиенту обсудить свою тревогу как что-то внешнее, задавая специфические вопросы. Например, можно спросить: «Как эта тревога вторгается в вашу жизнь?», «Какое влияние она на нее оказывает?», «Влияет ли ваша тревога на ваши отношения в семье?», «Понимаете ли вы, что делает ваша тревога?», «Как давно вы замечаете вашу тревогу?».

Казалось бы, это вполне типичные психологические вопросы, однако, у них есть нечто общее – это то, что тревога или любая другая проблема, выносится во вне и отделяется от личности клиента.

Вторая же часть работы состоит в формировании позитивной истории, которая заключается в поиске ресурсов и положительных аспектов существования клиента. Здесь задаются такие вопросы: «Как бы вы предпочли, чтобы было?», «Какие бы шаги вы могли предпринять?»

В целом в нарративной терапии даже существует перечень ресурсных вопросов.

  1. Открывающие возможности. «Можете ли вы описать, когда в последний раз вам удавалось избавиться от проблемы на пару минут?», «Что было первым, что вы заметили за эти несколько минут?», «Что было дальше?».
  2. Создание мотивации на новый нарратив. «Хотели бы вы, чтобы в вашей жизни было больше таких минут?»
  3. Переход к альтернативному развитию сюжета. «О чем каждый из вас думал/чувствовал/делал/желал/представлял в течение этих нескольких минут?»
  4. Расширение точки зрения. «Что могла бы заметить в вас ваша подруга, если бы встретилась с вами за эти несколько минут?»
  5. Исследование действий. «Как вы этого добились?»
  6. Исследование возможностей. «Что вы узнали о том, чем вы можете управлять за эти несколько минут?»
  7. Связь с исключениями в прошлом. «Расскажите мне о случаях, когда вам удавалось достичь подобных нескольких минут в прошлом?»
  8. Связывание исключений из прошлого с настоящим. «Когда вы думаете о тех временах в прошлом, как это может изменить ваш взгляд на проблему сейчас?»
  9. Связывание исключений из прошлого с будущим. «Думая об этом сейчас, что вы планируете делать дальше?»

При этом нарративная терапия, как и все гуманистические и позитивные направления, воспринимает клиента как эксперта в своей проблеме.

Примерный план терапии составляется после первой сессии, когда выясняется запрос клиента. Нарративная терапия считается краткосрочной и для многих проблем хватает 10-20 сеансов.

Мы уже вкратце описали процесс нарративной терапии, но давайте теперь рассмотрим его в конкретных техниках.

  1. Составление нарратива. Первая техника и заключается в создании нарратива. По большому счету терапевт просто помогает клиенту в описании своей истории и задает раскрывающие вопросы.
  2. Экстернализация. Она предполагает отделение проблемы от человека и вынесение ее во вне, за счет соответствующих вопросов. Например, если вы говорите, что испытываете вспышки гнева, терапевт попросит вас посмотреть на гнев со стороны и задаст множество уточняющих вопросов по поводу существования данного гнева.
  3. Техника деконструкции. Она предполагает прояснение проблемной истории с позиции глубинных ценностей и мотивов человека. Например, если клиент жалуется на то, что жена отвратительно себя ведет, постоянно указывая ему на разбросанные им носки, можно спросить, что в этом такого важного, и тогда, возможно, клиент поймет, что таким образом ему просто не хватает принятия.
  4. Методика пересочинения. После того как определена проблема и обнаружены значимые ценности можно использовать методику пересочинения. Здесь мы переписываем историю с позиции значимых ценностей и ищем позитивные аспекты в опыте человека. Возьмем снова пример с девушкой, которая считает себя непривлекательной. Ей можно задать вопросы по поводу ситуаций, где она все же была привлекательна и спросить, как она этого добилась, постепенно формируя историю привлекательности. Либо можно использовать вышеописанные вопросы для формирования позитивного будущего.
  5. Воссоздание участия (re-membering). Еще одна техника подразумевает рассмотрение истории с позиции реальных или воображаемых третьих лиц, часть из которых мы можем включать в наше сознание, а часть исключать из него. Например, если ваша мама смотрит на ваши успехи свысока, можно попросить описать вашу историю с позиции вашей второй половинки или просто с позиции менее успешного человека.
  6. Карта проблемы. Эта техника может также быть элементом терапии, а может выступать и как домашнее задание или просто способ самотерапии. Карта проблемы подразумевает описание вашей проблемы с четырех основных позиций: наименование проблемы; последствия проблемы в разных сферах жизни; оценка этих последствий и значения которые возникают при размышлении о них. Например, так вы можете описать свою проблему назвав ее «напряженный ужин у моего парня», и выяснив, что родители парня ущемляют ваши права, а когда он вас не защищает вы чувствуете себя ничтожной.
  7. История моей жизни. Это также упражнение для самостоятельной работы. В нем вы описываете не только свою проблему, но и стараетесь изложить всю свою жизнь. Такая работа обычно пишется как эссе, где каждую главу вы озаглавливаете значимым для вас названием, например, «Печальное детство Кристины», а также описываете события имеющие для вас значения, связывая их сюжетом.
  8. Арт-терапия. В нарративной терапии могут применяться и элементы арт-терапии. В этом случае вы можете пересказать свою историю через рисунок, движение, куклу или любое другое выразительное средство и поисследовать ее таким образом.

Эффективность

Нарративная терапия очень схожа с другими позитивными направлениями, однако, на сегодняшний день, доказательств в пользу ее эффективности не так много.

По сути, это пара исследований об эффекте нарративной терапии в работе с депрессией и тревогой. Зато есть достаточно много критики в ее адрес, начиная с того самого конструктивизма, который предполагает, что проблемы клиента существуют только у него в голове[1] и того, что основатели данной терапии превратились в почитаемых гуру, которые активно критикуют другие направления[2], заканчивая отсутствием адекватных исследований[3].

Так что на сегодняшний день, данная терапия требует дальнейшего изучения.

Если же хотите знать лично мое мнение, я немного скептично отношусь к этому направлению, как и ко всем позитивным течениям. Техника экстернализации вполне может быть интересной, но она и так используется во многих видах терапии, можно вспомнить всю ту же технику пустого стула из гештальта или эмоционально-образную терапию. Однако, там человек приходит к интеграции, а здесь он просто вытесняет ответственность за свою проблему

Литература

[1] Doan, Robert E. (Fall 1998). «The king is dead; long live the king: narrative therapy and practicing what we preach». Family Process. 37 (3): 379–385.

[2] Minuchin, Salvador (October 1998). «Where is the family in narrative family therapy?». Journal of Marital and Family Therapy. 24 (4): 397–403.

[3] Etchison, Mary; Kleist, David M. (January 2000). «Review of narrative therapy: research and utility». The Family Journal. 8 (1): 61–66.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: позитивная терапия, позитивная психология, оркт, нарративная, гуманистическая, коучинг, гештальт, теория, методы, техники, упражнения, мышление, убеждение, ресурсы
Комментарии
Базунова Ирина Николаевна
Любопытная статья! Так раскрываете это направление, что даже захотелось побольше о нем узнать. Благодарю
№1 | 23 июня 2023
С_Д
Начали за здравие..
№1 | 23 июня 2023
Александр Молярук
Очень похоже на сценарную терапию, где нарратив = сценарий
№1 | 24 июня 2023
[ добавить комментарий ]