Терапия эмоциональной эффективности (EET) Мэтью Маккея

Мой блог / Просмотр публикации

Терапия эмоциональной эффективности (ТЭЭ) – синтез терапии принятия и ответственности и диалектико-поведенческой психотерапии, направленный на повышение способности человека к регуляции своих эмоций и совладания с ними.

Создателем данного направления доктор философию Мэтью Маккей, который специализируется на когнитивно-поведенческой терапии тревожности и депрессии, а также на терапии принятия и ответственности. Свою терапию он построил на научных достижениях в области изучения эмоций и психотерапии, заложив в ее основу понятие эмоциональной эффективности.

Эмоциональная эффективность

Эмоциональная эффективность, по мнению Маккея – это способность человека успешно проживать весь спектр своих эмоций и реагировать на них, исходя из текущего контекста и собственных ценностей.

Эмоциональная эффективность включает как убеждение человека относительно своей способности управлять эмоциональной жизнью, так и саму эту способность. И чем эффективнее люди переживают трудные эмоции и выражают при этом свои ценности, тем выше их эмоциональная эффективность. Если же человек неспособен справляться со своими эмоциями и адекватно на них реагировать, мы говорим о низкой эмоциональной эффективности, которая возникает из-за следующих факторов.

  1. Биологические факторы включают нашу врожденную реактивность.
  2. Социальные факторы подразумевают инвалидирующее окружение и окружение, которое неадекватно реагирует на наши чувства.
  3. Неразвитость навыков переключения внимания и совладания с чувствами.
  4. Непереносимость дистресса (убеждение человека в том, что он неспособен вытерпеть сильные переживания).
  5. Эмоциональное избегание (стремление избежать переживания неприятных ощущений, эмоций и когниций, вызванных внутренними или внешними триггерами).

Все эти факторы приводят к тому, что индивид становится неспособен реагировать, ориентируясь на «здесь и сейчас», т.е. на контекст, а пытается, так или иначе совладать со своими чувствами или компенсировать их, и обычно он делает это с помощью трех основных стратегий.

Избегание/Подавление. Первая стратегия – это стратегия избегания, когда человек стремиться, так или иначе отстраниться от своих чувств или подавить их. Могут быть использованы следующие типы избегания.

  1. Ситуативное избегание, когда индивид избегает ситуаций, способных вызвать у него сильные переживания, например, отказывается от общения при социофобии.
  2. Когнитивное избегание предполагает избегание мыслей, образов или воспоминаний.
  3. Соматическое избегание, предполагает избегание внутренних ощущений, например, учащение пульса или дыхания.
  4. Протективное избегание, предполагает избегание неуверенности и низкой самооценки за счет самопроверок, например, с помощью перфекционизма или выполнения ритуалов.
  5. Замещающее избегание предполагает избегание болезненных эмоций с помощью замещения другими эмоциями (для чего могут использоваться алкоголь или наркотики) или диссоциацией от них.

Данные типы избегания предназначены для того, чтобы избавить человека от негативного переживания, за счет отстранения от него, однако, этого не происходит, потому что при избегании человек только сильнее фокусируется на своих чувствах.

Руминации. Второй тип стратегий реагирования на неприятные чувства – это руминации. Руминации – это постоянное прокручивание в голове различных мыслей и сценариев. Они часто выражаются в трех формах.

  1. Самооценивание предполагает постоянные рассуждения о себе и своём поведение. Человек может задавать себе вопросы: «А правильно ли я себя повел в той ситуации?» или говорить себе: «Мне кажется я был неадекватен».
  2. Предсказывание – это катастрофические суждения о будущем, которые дают временную надежду на то, что плохие последствия можно предвидеть или избежать.

3 Поиск причин предполагает постоянный поиск ответа на вопрос «Почему это произошло?» (одна эта руминация способна описать всю суть психоанализа).

Руминации являются попыткой разрешить ситуацию, например, найдя ей объяснение или продумав план действий, однако, вместо этого, они, также как и избегание приводят к еще большей фиксации на чувствах.

Эмоционально обусловленное поведение предполагает прямую реализацию того, к чему побуждает нас чувство вне зависимости от контекста. Например, так человек может нападать на других, испытывая гнев; изолироваться от общества, ощущая грусть; или вступать в мимолетные сексуальные связи, ощущая одиночество.

Эмоционально-обусловленное поведение может помочь человеку сбросить стресс в краткосрочном периоде, однако, затем оно приводит лишь к большей дезадаптации и часто вызывает чувство вины.

Таким образом наши типичные способы борьбы с переживаниями редко идут нам на пользу. Со временем такие способы закрепляются и становятся фиксированными, приводя ко множеству проблем, потому что мы уже неспособны поступить по-другому.

 

Боль неизбежна!

Основная философская предпосылка ТЭЭ заключается в том, что, хотя боль неизбежна, страдания можно избежать.

ТЭЭ фокусируются не на уменьшении, связанных с эмоциями симптомов, таких как тревога, депрессия, стресс или импульсивность, а на усилении толерантности к дистрессу и снижении эмоционального избегания.

Проще говоря, снова в когнитивно-поведенческой терапии мы наблюдаем идею, заложенную еще в психодинамических и гуманистических направлениях, т.е. стремление работать не с самим симптомом, а с отношением к нему.

Подобная работа и является основой протокола терапии эмоциональной эффективности, который состоит из пяти основных компонентов или навыков эмоциональной эффективности: эмоциональной осведомленности; осознанного принятия; основанного на ценностях действия; осознанного копинга и практики навыков с помощью экспозиции.

 

1. Эмоциональная осведомленность

Множество клиентов с трудом распознают свои чувства, и даже те, кто в принципе может назвать своё переживание, часто с трудом более детально описывают его, поэтому первый этап терапии начинается с того, что клиента учат распознавать свои чувства и эмоции, что и подразумевает овладения навыком эмоциональной осведомленности.

Эмоциональная осведомленность включает в себя способность устанавливать контакт с эмоцией и описывать ее, через основные компоненты, среди которых Маккей выделил следующие.

  1. Мысли – это то, о чем вы думаете в момент переживания, например: «Я неудачник» или «Все должно было быть не так».
  2. Чувства – это называние самого эмоционального состояния, например, «печаль» или «грусть».
  3. Ощущения – это описание телесных переживаний, в том числе метафорических, например, «Ком в горле».
  4. Побуждения – это действия, на которые нас побуждает та или иная эмоция, например, побуждение закричать, спрятаться, ударить.

Помимо этого, эмоциональная осведомленность включает в себя осознание стимула, запустившего эмоцию, а также типичной продолжительности эмоциональной волны.

На этом этапе используются следующие техники.

  1. Психообразование. Психообразование предполагает объяснение человеку, как теоретических аспектов терапии, так и сути его эмоций. Клиенту разъясняют четыре компонента эмоций, а также теорию возникновения и угасания эмоций, которая помогает ему принять тот факт, что эмоции не длятся вечно.
  2. Опрос. Далее терапевт может применять опрос о компонентах эмоций непосредственно в диалоге с клиентом, чтобы таким образом продемонстрировать ему пример самоанализа. Например, можно задать следующую последовательность вопросов: «Как бы ты назвал эмоцию, которую тогда испытал?», «Какие мысли у тебя крутились в голове?», «Что чувствовал в теле?», «Что хотелось сделать?».
  3. Шкалирование. Также активно применяются техники шкалирования, чтобы оценить субъективной уровень дистресса. Клиента просят оценить своё напряжение по шкале от 1 до 10, а чуть позже производят переоценку. Хотя, помимо этого, используется много и более серьезных методик оценки.
  4. Дневники «Наблюдения за эмоцией». Как и в КПТ здесь применяются дневники, а, в частности, дневник наблюдения за эмоцией. В нем клиент периодически прописывает все четыре компоненты своих чувств.
  5. Рабочие листы. В ЕЕТ предлагаются специальные листы с описаниями эмоций, если клиент имеет проблемы с этим. В этих листах подробно расписано множество видов чувств и переживаний, среди которых клиент может выбрать то, что наиболее соответствует его состоянияю.

После того, как клиент освоил навык эмоциональной осведомленности имеет смысл переходить к осознанному принятию.

 

2. Осознанное принятие

Осознанное принятие – это развитие процесса эмоциональной осведомленности, которое предполагает, что мы не только осознаём наше переживание и его компоненты, но еще и никак на них не реагируем и не даём им оценок, несмотря на наши первичные защиты и побуждения.

Этот раздел в основном построен на концепции mindfulness-терапии, и предполагает наработку способности мириться со стрессом. Однако, у эмоциональной осознанности вместе с осознанным принятием есть и еще одна цель – это определение момента выбора.

Момент выбора — интервал между эмоциональным триггером и нашей реакцией, проще говоря, это момент, когда мы выбираем как нам реагировать на свою боль. Определение этого момента крайне важно в ЕЕТ, так как, в последующем именно он используется для реализации различных техник и копингов.

В практике осознанного принятия применяются следующие техники.

  1. Экспозиция чувств. Экспозиция выступает не только значимым этапом в ЕЕТ, но и может быть отдельным навыком работы. В этом случае клиенту предлагается сфокусироваться на своих чувствах и никак не реагировать на них, а просто пребывать в этом состоянии.
  • Метафоры и эмоциональный серфинг. Основным инструментом терапии являются метафоры, а, в частности, метафора эмоционального серфинга. В ней эмоция описывается как волна, которая сначала поднимается, достигает своего пика, а, позже, стихает. Клиенту же предлагается стать серфингистом на этой волне, его убеждают в том, что он, способен оседлать эту волну, несмотря на стремление волны поглотить его. При этом основная задача – помочь клиенту продержаться на волне, пока она не затухнет.

 

3. Основанное на ценностях действие (ОЦД)

Повысив толерантность к дистрессу путем эмоциональной осведомленности и осознанного принятия, клиенты получают возможность определить момент выбора и сделать основанный на ценностях выбор перед лицом интенсивных эмоций.

Основанное на ценностях действие (ОЦД) — это практика осознанного выполнения ценностного намерения в момент выбора. Основная ее идея подразумевает, что вместо того, чтобы идти на поводу у своих эмоций, мы определяем наше поведение, исходя из наших ценностей, то есть из того, что нам действительно важно и полезно в долгосрочной перспективе. 

Для выполнения ОЦД необходимо, во-первых, определить сами ценности, во-вторых, перевести их в конкретные действия, а, в-третьих, выполнить эти самые действия вопреки негативным переживаниям.

  1. Опросники. Для определения ценностей обычно используются опросники, которые клиент может заполнять и самостоятельно, например, опросник «Области ценностей». Этот опросник напоминает колесо коучинга, только здесь в каждой из сфер жизни, типа работы или семьи мы определяем то, что важно для нас, а затем из этих ценностей выводим действия. Если человеку совсем сложно определить ценности, то ему предлагается опросник со списком возможных ценностей, где он отмечает важность этих самых ценностей конкретно для него.
  2. Монстры в автобусе. Часто клиенты жалуются на то, что им очень сложно выполнить ценностное действие из-за наличия тех или иных эмоциональных или когнитивных препятствий. В этом случае клиенту могут дать метафору «Монстры в автобусе». Здесь клиент представляет себя водителем автобуса, который едет в сторону его ценностей, а на пути ему встречаются монстры, олицетворяющие те самые препятствия. Монстра нельзя просто переехать, поэтому большинство людей сначала хотят свернуть с дороги, однако, вскоре понимают, что так их начинает мучить вина за то, что они отказались от своей ценности, поэтому единственное что остается сделать – это посадить монстра в автобус и ехать вместе с ним.

4. Осознанный копинг

Надо понимать, что далеко не всегда человек способен так легко принять свои чувства и приступить к ценностному действию, ведь чувства порой бывают очень сильными и захватывающими. В этом случае применяется осознанного копинга.

Вообще понятием «копинг» в других направлениях обычно обозначают, что-то не совсем позитивное, например, те способы с помощью которых человек сам справляется со своими чувствами, а обычно эти способы представляют из себя защиты. Но в ЕЕТ говорится именно об осознанном копинге, который направлен на то, чтобы дать себе временную передышку, позже позволяющую перейти к ценностному действию. При этом сам осознанной копинг – это последний эшелон защиты.

В терапии эмоциональной эффективности обучают следующим типам осознанного копинга.

  1. Релаксация. Могут применяться различные типы релаксации, например, прогрессивная релаксация или диафрагмальное дыхание. Клиента учат глубоко расслабляться, при этом часто применяя ключевое слово. Например, в момент выдоха, вы можете говорить себе «Спокойствие» или «Волна». Затем вы можете применить это же слово в реальной ситуации.
  2. Самоуспокоение. Этот копинг предполагает выбор тех или иных видов деятельности, которые позволяют вам расслабиться. Обычно подбор действий зависит от органов чувств. Например, вас могут успокоить какие-то запахи, изображения или какое-то действие.
  3. Отвлечение. Третий вариант действий – это переключение внимание. Обычно здесь также идет выбор из нескольких областей. Например, вы можете переключить внимание на других людей, на какую-то деятельность, или на те или иные ощущения. Здесь может быть использована стандартная техника, взятая из гештальта и КПТ, когда вам предлагается перечислить по пять объектов из ваших пяти чувств (пять вещей, которые я вижу, пять вещей, которые я слышу и т.д.).
  4. Пауза. Данный копинг подразумевает, что мы просто берем паузу от переживаний. Например, если случилось несчастье, вы говорите себе, что будете переживать о нем завтра, а сегодня займетесь чем планировали.
  5. Радикальное принятие. Радикальное принятие – это техника, взятая из ДПТ, которая по словам Маккея отличается от осознанного принятия, где вы принимаете свои чувства, полным и окончательным принятием ситуации. Тренировка навыка часто проходит в виде метафор, где клиенту прямо предлагается принять реальность, которую он не может изменить.

5. Экспозиция

Все вышеописанные элементы интегрируются и отрабатываются в рамках навыка экспозиции.

Экспозиция в EET отличается от классической экспозиционной терапии, где человека в течении длительного времени погружают в проблемную ситуацию, пока та, наконец, не угаснет.

В EET, экспозиция представляет из себя, скорее, отработку навыков в эмоционально активированной ситуации. При этом используются два вида экспозиции: эмоциональная и имагинативная.

Эмоциональная экспозиция подразумевает открытость всем видам эмоций, когда они активированы, и стремление в этих эмоциях прибывать до момента их угасания. На практике, это в большей степени выглядит как опрос по компонентам эмоций со стороны терапевта.

Имагинативная экспозиция предполагает воображение проблемной ситуации для активации интенсивных переживаний и последующей отработки в ней навыков.

Экспозиция применяется поскольку, как показали исследования[1], навыки намного лучше закрепляются и усваиваются в эмоционально активированном состоянии. А научение, связанное с состоянием, предполагает, что если тот или иной навык мы выучили в одном состоянии, то нам будет гораздо легче его реализовать, находясь в этом же состоянии.

Процесс терапии эмоциональной эффективности

Терапия эмоциональной эффективности представляет из себя еженедельные занятия, которые обычно длятся в течении восьми недель, на каждом из которых клиента обучают тому или иному из описанных выше навыков.

Сама же терапия практически полностью строится на экспозиции, когда клиент приходит на сеанс, описывает проблемную ситуацию, а, затем, изучает новый навык и пытается его реализовать в рамках этой самый экспозиции.

Типичный сеанс EET выглядит следующим образом. В качестве разогрева, также как и на mindfulness-терапии клиенту предлагается практика осознанности. Затем проверяется домашнее задание клиента, которое состояло в реализации того или иного навыка и проводится психообразование по поводу нового навыка. Дальше этот навык отрабатывается с помощью метафор и экспозиции. И, наконец, дается новое домашнее задание. При этом клиент обычно ведет дневник отработки навыков, а также к нему применяются различные опросники для отслеживания состояния.

Эффективность и критика

Терапия эмоциональной эффективности уже показала свою применимость в ряде сфер, например, в повышении способности пациентов к управлению стрессом и в работе с некоторыми зависимостями. Однако, данная терапия является новой, и поэтому требует дополнительных исследований.

В качестве критики направления можно обозначить, что данное направление во многом выступает как очередная попытка выдать новый протокол лечения на основе медитации за новый метод терапии. При этом научная база в стиле связи наших эмоций и воспоминаний здесь действительно используется, но подходит она, в принципе и под любое другое направление психотерапии, где хоть как-то происходит работа с чувствами.

В целом, можно сказать, что ЕЕТ – это не терапия, а отдельная методика, которая в принципе может эффективно применяется для конкретной цели – для работы с эмоциональной дисрегуляцией.

При этом как терапия ЕЕТ, очевидно, будет эффективней других отдельных методик, типа эмоционально-образной терапии или гипнотерапии, просто потому что помимо эмоциональной работы включает в себя научение реальному поведению и изменение отношения к собственным чувствам.

Литература

[1] Richards. M., & Gross. (2000). Emotion regulation and memory: The cognitive costs of keeping one’s coo. Journal of Personality and Social Psychology, 79, 410-424.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: психотерапия, психолог, психологическая помощь, гипнотерапия, EET, терапия эмоциональной эффективности, Мэтью Маккей, третья волна, DBT, ACT, диалектико поведенческая, mindfulness, кпт, рэпт, когнитивная, поведенческая
Комментарии
Виктория Волынская
Павел, благодарю за интересную и развернутую статью! Много нового для себя отметила.
№1 | 12 апреля 2023
Илья Ахмедов
Павел, спасибо большое за статью и интересные дополнительные материалы. Нравится ваша подача. С интересом прочел)
№1 | 13 апреля 2023
Самарина Татьяна Викторовна
Спасибо, отличная статья!
№1 | 23 октября 2023
Александр Родин
Очень качественное описание терапии эмоциональной эффективности (EET) Мэтью Маккея!
№1 | 15 марта 2024
[ добавить комментарий ]