Метакогнитивная Терапия (МКТ) Эдриана Уэллса
Метакогнитивная Терапия (МКТ) — одна из поздних форм когнитивной терапии, основным автором которой является доктор Эдриан Уэллс. Эдриан Уэллс изначально являлся именно когнитивным психологом, а не психотерапевтом, однако, он тесно работал с Аароном Беком, чтобы понять причины психических расстройств. Исходя из своей первоначальной профессии Уэллс решил, что дело совершенно не в содержании мыслей, потому что одинаковые мысли могут быть как у больных людей, так и у здоровых, однако, последние вполне нормально уживаются с ними. По мнению Уэллса, все дело в отношении к мыслям, и в том, как конкретно человек формирует и обрабатывает информацию, т.е. дело в когнитивных процессах. В итоге Уэллс действительно обнаружил нечто общее среди больных разными видами расстройств в их способах обработки информации, а эти самые общие особенности он назвал когнитивно-аттенционным синдромом (КАС)
Когнитивно-аттенционный синдромКогнитивно-аттенционный синдром (КАС) представляет из себя совокупность паттернов дезадаптивного мышления, где выделяется три основные составляющие: мониторинг угроз, руминация и защитное поведение. - Мониторинг угроз предполагает фиксацию внимания на стимулах, которые по мнению индивида могут нести угрозу. При этом выделяется два типа сканирования: внутреннее и внешнее. Внутреннее сканирование предполагает фиксацию на внутренних стимулах, куда относится: проверка самочувствия, отслеживание ощущений, внимание к негативным мыслям и оценка когнитивных способностей. Самый наглядный пример – паническое расстройство: для большинства людей дискомфортные ощущения не несут принципиального значения, а вот панические больные обычно тонко замечают, когда им становиться душно или когда у них сильнее бьется сердце, что приводит к нарастанию страха и тревоги и усилению симптомов. Внешний мониторинг предполагает оценку внешних стимулов, в стиле прощупывания своего тела или оценки внешности и поведения других людей, слежки за новостями или ситуацией. Так, больной социофобией постоянно следит за своим собственным поведением и внешностью, в тоже время замечая малейшие признаки дискомфорта у других людей.
- Руминации – это зацикленность на тех или иных мыслях, обычно о себе или о прошлых проблемах или возможных неудачах в будущем. Сюда относятся: сравнение себя с другими; размышления о своих дефектах и неудачах; размышления о причинах событий или моделирование будущих ситуаций; воспоминания и обдумывание возможных вариантов поведения; мысленное дискутирование и прогнозирование катастрофических сценариев. Руминации можно ярко видеть у больных тревожным расстройством, которые постоянно катастрофизируют и размышляют об ужасном будущем или, например, у больных депрессией, которые постоянно вспоминают ошибки прошлого.
- Защитное поведение – это поведение, направленное на то, чтобы временно совладать со своим негативным опытом. Сюда относятся: избегание триггерных ситуаций; подавление негативных мыслей и поиск утешения; чрезмерная подготовка к чему-то и ритуалы; иногда, наоборот, наблюдается импульсивность, а иногда прокрастинация и изоляция, например, ипохондрик, который верит, что у него какое-то заболевание может искать у всех вокруг утешения.
МетаубежденияМы рассмотрели когнитивно-аттенционный синдром, однако, пока совершенно непонятно что его вызывает и что заставляет нас защищаться, руминировать и мониторить состояние среды. Ответ на этот вопрос лежит в метаубеждениях. Возьмем, например, тревогу. Индивид волнуется, что его могут уволить, причем волнуется очень сильно, в результате чего у него появляется новая мысль, что «его собственная тревога может свести его с ума». Вы уже подумали, что это и есть метаубеждение, но на самом деле это не так. Метаубеждения скрываются между мыслями и отношениями к ним. Снова рассмотрим этот случай. Вот человек волнуется по поводу того, что его могут уволить, но почему он это делает? На самом деле причина проста – он хочет проработать все варианты решения проблемы с работой, а, потому, можно сказать, что он считает полезным руминировать по этому поводу. Или, например, больной паническим расстройством обращает внимание на свои телесные симптомы и думает, что умрет. Классический терапевт сконцентрировался бы на мысли: «Я умираю», однако, метакогнитивный терапевт обращает внимание на другое предположение человека, которое состоит в том, что «крайне важно постоянно мониторить своё состояние, чтобы вовремя заметить проблемы со здоровьем». Подобные метаубеждения делятся на три типа: позитивные, негативные и убеждения связки. - Позитивные метаубеждения состоят в предположении о пользе использования одного из механизма КАС. Например, в случае мониторинга, оно может звучать так: «Если обращать внимание на те или иные симптомы можно вовремя предпринять спасительные действия», а в случае руминации: «Если я найду причины проблемы, то смогу ее решить» или «Если с этим ничего не делать оно усилиться».
- Негативные убеждения предполагают негативную оценку тех или иных мыслей и убеждений из-за чего, на них акцентируется больше внимания, например, в случае мониторинга оно может быть таким «Если я еще раз испытаю панику, я сойду с ума», в случае руминации: «Моя тревога приводит к проблемам», в случае защитного поведения: «Моя тревога ненормальна».
- Убеждения-связки или убеждения о неподконтрольности предполагают, приравнивание мыслей, ситуаций и поведения. Например, для мониторинга: «Если я начну переживать, то не смогу остановиться»; для руминации: «Я не могу контролировать свои симптомы»; для защитного поведения: «Мысли о том, что мой партнёр попадёт в аварию, повышают вероятность того, что это произойдёт».
Отстраненная осознанностьТак как болезнь по мнению авторов метакогнитивной терапии порождается когнитивно-аттенционным синдромом, то должен существовать и противоположный оздоравливающий механизм, который и был назван отстраненная осознанность. Название «Отстраненная осознанность» характеризует две особенности состояния: осознание и отстранение. Осознание означает осведомлённость о наличии мысли или убеждения. Второй компонент – отстранение включает два фактора: прерывание любой концептуальной или копинговой активности и отделение ощущения себя от мысли. При этом отстранённая осознанность сама не является способом совладания с мыслями, что достаточно очевидно, поскольку тогда она бы тоже приводила к неврозу. Вместо этого, она предполагает возможность гибко реагировать на те или иные мысли, децентрацию с ними, возможность перестройки внимания и исследующее поведение. Собственно, на формирование такого режима во многом и направлена данная терапия.
Техники метакогнитивной терапииВ целом процесс метакогнитивной психотерапии похож на стандартный процесс классической когнитивной терапии, за той разницей, что в качестве мишени здесь выступают именно метаубеждения клиента, а для работы с ними используется ряд техник. - Дневник АВС/АМС и опросники. Метакогнитивная терапия также использует дневниковые наблюдения, однако, сама формула АВС здесь понимается по-другому. В МКТ Уэллса активирующее событие «А» специально переименовано в когниции или эмоцию, которые приводят к активации метакогнитивных убеждений «В» и КАС, что, в свою очередь, приводит к эмоциональным последствиям «C». Также как и в КПТ, клиента обучают выявлять данные убеждения с помощью дневника, а затем оспаривают их. Причем обычно, сначала работают с убеждениями о неподконтрольности, затем об опасности, а затем о пользе. Выявляются метаубеждения с помощью специального набора вопросов, например, «Можете ли вы остановить и прервать ваши мысли?», «Почему так важно контролировать и замечать эти мысли?», «Как бы вам могли помочь эти мысли и что в них полезного?». И по большому счету акцент больше идет не на то, какими событиями и интерпретациями вызвана та или иная эмоция, а почему она сохраняется так долго и почему индивид имеет постоянную склонность интерпретировать события одинаково. При этом помимо дневника АВС используются и собственные опросники Уэллса, которые помогают выявить метакогниции и убеждения.
- Психообразование. Также как и в классической КПТ, в метакогнитивной терапии используется психообразование, когда клиента информируют о том, как работает его мышление и о том, как метаубеждения заставляют его страдать.
- Метакогнитивный сократический диалог. Это такой же сократический диалог, как и в классической КПТ, однако он направлен на метаубеждения и когнитивно-аттенционный синдром.
- Техника «За» и «Против». Также стандартная для КПТ техника, где рассматриваются плюсы и минусы метакогнитивного убеждения, а терапевт склоняет клиента к тому, что иметь дезадаптивное метакогнитивное убеждение невыгодно. Помимо этого, могут использоваться и шкалы, например, оценка степени доверия убеждению или оценка аргументов в его пользу.
- Предоставление контраргументов. Используется классическое, как и в КПТ оспаривание путем контраргументов. Например, если клиент заявляет, что может умереть, не заметив свою тревогу, ему можно рассказать о природе тревоги и о том, что она никак не способна привести к смерти.
- Идентификация искажений. Также как и в КПТ применяется идентификация и работа с искажениями, например, в предыдущем примере мы могли бы говорить об искажении катастрофизации.
- Раскрытие механизма. Часто применяются вопросы к механизму того или убеждения, например: «Каким образом тревога может помочь вам совладать с увольнением?» или «Как постоянное наблюдение за собой поможет вам избежать сердечного приступа?». И понятно, что такие вопросы обычно ставят клиента в тупик.
- Поведенческие эксперименты и экспозиция. Экспозиция в метакогнитивной терапии также направлена на метакогнитивные процессы. Так в качестве примера можно привести больную социофобией, которая постоянно боялась смотреть людям в глаза, но, когда в процессе терапии ей было предложено все же сделать это, она поняла, что проблема не в реакции людей, а в ее мышлении. В качестве особого вида экспозиции используется экспозиция при травме, когда клиенту предлагается не прокручивать ситуацию травмы, как в КПТ, а просто наблюдать за интрузивными мыслями и воспоминаниями и никак на них не реагировать.
- Техника тренировки внимания. Она состоит из трех компонентов: избирательное внимание; переключение внимания; распределение внимание. При избирательном внимании пациенту предоставляют несколько источников звука и предлагают следить только за одним из них, не давая себя отвлечь другими звуками. При быстром переключении внимания, пациента инструктируют переключать внимание между звуками с возрастающей скоростью. При распределенном внимании, пациента инструктируют расширить и углубить внимание и попытаться обработать несколько звуков одновременно. Это лишь один из примеров, в то время как сама техника может варьироваться по своим параметрам, и в ней могут применяться стимулы других видов, например, визуальные, когда клиента просят концентрироваться на точке.
- Ситуативная рефокусировка внимания. Эта техника предполагает изменение негативной стратегии путем перефокусировки внимания. Например, если девушка боится ехать в машине из-за того, что обращает внимание на быстро движущиеся автомобили, ей можно предложить направить внимание на машины, которые двигаются медленно. Соответственно, само задание подбирается в зависимости от ситуации и проблемного метаубеждения.
- Метакогнитивное руководство. Данная техника подразумевает под собой совокупность вопросов, которые призваны направить внимание человека на его мысли и разъединить мысли и симптом. Например, человеку с ОКР и страхом заражения можно предложить подойти к мусорному баку, но при этом обращая внимание на собственные мысли в этот момент.
- Свободные ассоциации. Эта техника напоминает обычную медитацию. В рамках нее клиенту предлагается наблюдать за мыслями и образами, которые возникают в его сознании, никак не оценивания и не реагируя на них.
- Тигр. Упражнение «Тигр» подразумевает, что мы предлагаем клиенту наблюдать за непроизвольным образным рядом. Обычно клиенту предлагается представить образ тигра и понаблюдать за ним. Скорее всего тигр сам по себе начнет что-то делать или как-то меняться, без участия клиента. После того как это происходит, клиенту указывают, что это и есть отстраненная осознанность.
- Подавление-контрподавление. Это техника полезна для того, чтобы провести четкую границу между медитацией как защитным поведением и отстраненной осознанностью. В рамках упражнения клиенту сначала предлагается пытаться подавить неприятную мысль, а затем, наоборот, осознавать ее. После, клиенту указывается на то, что при попытках подавить мысль, ничего не выходит.
- Метафоры. Терапевт может использовать метафоры для демонстрации работы наших метаубеждений. Например, можно сказать клиенту: «Вот когда вам звонит телефон всегда ли вы к нему подходите, а если не подходите, то почему бы также не поступить и с вашими мыслями?».
- Вербальная петля. В рамках этой техники мысли клиента обычно записывают в аудиоформате, а затем предлагают ему прослушать их, но относясь лишь как к набору звуков.
- Отстранение в наблюдающее «Я». В этой технике клиенту предлагается вместо того, чтобы обращать внимание на мысли обратить внимание на того, кто наблюдает и созерцает эти мысли, т.е. стать наблюдающим «Я».
- Техника мечтаний. Она напоминает предыдущую. В этой технике клиенту предлагается помечтать о чем-то приятном, а затем, когда он уже ушел в воображение, ему необходимо сделать шаг назад и ощутить, кто является наблюдателем этих грез.
Эффективность и критикаИнтересно, что метакогнитивная терапия стала очередным возвратом к ранним гуманистическим и психодинамическим психотерапиям, где уже давно предлагалась идея концентрации не на самом симптоме, а на отношении к нему, и где также давно применялась идея осознанности. При этом до сих пор нет достаточных доказательств эффективности метакогнитивной терапии, однако, ряд исследований показывает, что она более эффективна в лечении тревоги[1], ПТСР[2] и депрессии[3] чем классическая КПТ. При этом, как и большинство других авторских КПТ-методов, многие исследователи обвиняют МКТ в предвзятости, маленьких выборках и финансовой выгоде. Все же сегодня присутствует больше данных именно в пользу этого направления, а сама МКТ вполне может быть интегрирована и в классический подход. Литература [1] Sadeghi R, Mokhber N, Mahmoudi LZ, Asgharipour N, Seyfi H. A systematic review and meta-analysis on controlled treatment trials of metacognitive therapy for anxiety disorders. J Res Med Sci. 2015 Sep;20(9):901-9. [2] Jericho, Brooke; Luo, Aileen; Berle, David (2021-09-17). "Trauma‐focused psychotherapies for post‐traumatic stress disorder: A systematic review and network meta‐analysis". Acta Psychiatrica Scandinavica. 145 (2): 132–155. [3] Normann N, Morina N. The Efficacy of Metacognitive Therapy: A Systematic Review and Meta-Analysis. Front Psychol. 2018 Nov 14;9:2211. [hr class=class_cut] © YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS)
Теги: когнитивная, поведенческая, метакогнитивная, кпт, рэпт, дпт, act, dbt, mindfulness, третья волна, cft, осознанность, техники, упражнения, методы, теория
|
|
Метаубеждения скрываются между мыслями и отношениями к ним.
Добавить комментарий »