Терапия фокусированная на сострадании (CFT) Пола Гилберта

Мой блог / Просмотр публикации

Представьте себе, что вы прошли курс по КПТ и теперь выходите из депрессии, проговаривая про себя мысль «У тебя есть все шансы справиться с этой задачей». Представьте себе также, что вы проговариваете эту мысль презрительным и снисходительным тоном, обычным для человека в депрессии. Как вы считаете, поможет ли вам такая трансформация вашего мышления? Очевидно, нет! И именно это и заставило Пола Гилберта разработать свою терапию фокусированную на сострадании

Ученый пришел к психотерапии, уже имея за плечами опыт когнитивно-поведенческой терапии, юнгианского анализа, эволюционной психологии, нейрофизиологии и теории привязанности.

Занимаясь лечением Гилберт, заметил, что у многих клиентов есть глубоко укоренившиеся склонность к самокритике, чувство стыда и отвращение к себе. Он также отметил, что на таких пациентов приемы когнитивной терапии, часто не имеют воздействия.

Так, клиенты могли идентифицировать свои дезадаптивные мысли, понять их иррациональную природу и даже сформулировать более адаптивные мысли. Тем не менее: несмотря на всю проделанную работу, они не чувствовали улучшений.

Причину этого Гилберт увидел в несоответствии между мыслями и чувствами. Позитивные мысли полезны только тогда, когда они подкрепляются верой и теплым отношением, а если эти самые мысли звучат так, как будто вас в очередной раз кто-то порицает, такая работа не будет иметь никакого смысла. Основываясь на этих наблюдениях Гилберт постепенно сформировал метод, ставший впоследствии терапией, сфокусированной на сострадании.

Целью CFT стала помощь клиентам в понимании своих эмоций и выработке чувства безопасности и сострадания к самим себе, которое должно было стать фасилитатором поведенческих изменений. В то же время, для того, чтобы применять понятия страдания и сострадания в терапии необходимо было отыскать для них научное основание.

Обоснование страдания

Основная идея сострадания в CFT состоит в том, что человек не виноват в своём страдании и расстройствах. И в этом смысле CFT обращается к идеям буддизма, где сама по себе жизнь воспринимается как процесс страдания.

Автор данной терапии пытается найти и научные основания для того, чтобы доказать, что человеческое страдание обусловлено не самим человеком, а нашей эволюцией, устройством нашего мозга и психологией человека. Собственно, отсюда и было выведено три значимые причины страданиях.

Первая группа причин страдания – это эволюционные причины.

CFT предполагает, что наш мозг в процессе эволюции приобрел определенное строение и включает в себя ряд систем ответственных за те или иные эмоции, которые часто активируются автоматически и независимо от нас.

  1. Система угроз. Система угроз ориентирует нас на отслеживание и реакцию на угрозы и включает в себя обширный спектр негативных эмоций, таких как страх, гнев, беспокойство, отвращение. Данная система активируется практически мгновенно при появлении той или иной негативной информации и заставляет нас искажать объективные данные, что с позиции эволюции вполне логично, ведь в первобытные времена не заметить угрозу означало умереть.

Сейчас же эта система активируется в основном в ответ на нерелевантные стимулы, такие как наша собственная фантазия и программа новостей по телевизору, заставляя нас впадать в те же самые негативные чувства и переживания, что и тогда. Таким образом, ели эта система постоянно гиперактивна она может привести к хронической тревоге и стрессу.

  • Система активации. Вторая система заставляет нас двигаться к цели и связана с ощущениями возбуждения, желания, амбиций. И хорошо если она уравновешена двумя другими системами, однако, если она выходит из-под контроля, мы начинаем реагировать на те или иные стимулы с чрезмерным влечением и у нас появляются зависимости, расстройства пищевого поведения и мании.
  • Система успокоения. Система успокоения связана с чувством безопасности, спокойствия, мира и удовлетворения. Эти эмоции помогают нам уравновесить свое состояние в отсутствие угроз, от которых нужно защищаться, и целей, которые необходимо преследовать

У этой системы нет таких недостатков, как у предыдущих, однако, далеко не все люди могут адекватно использовать эту систему, в виду особенностей своего воспитания. И здесь вскрывается вторая группа причин страдания – процесс детского развития.

В данном аспекте CFT опирается на теорию привязанности Джона Боулби. Скажу лишь, что суть сводится к предопределенности нашего поведения факторами нашего воспитания. И хорошо, если у вас в детстве был близкий человек, который помог вам сформировать надежную привязанность, однако, если это не так, то и во взрослом возрасте вы вряд ли сможете уверенно создавать крепкие взаимоотношения с людьми, а, скорее, будете испытывать страх, тревогу или агрессию.

Наконец, третья группа причин нашего страдания – это поведенческие факторы и научение. Дело в том, что даже если мы и демонстрируем какое-то неадекватное или проблемное поведение, то, скорее всего, мы это делаем не просто так, а потому что оно подкреплялось и несло позитивную функцию в прошлом.

Например, мужчина, который проявляет чрезмерную агрессию, вполне мог когда-то таким образом ставить на место своего агрессивного отца или, может быть, он так поддерживал высокий статус в своей группе и отсюда становится понятна сложность отказа человека от подобного поведения.

Как вы можете понять, три эмоциональные системы реагирования описанные вначале преломляются через процесс развития индивида и через научение, таким образом, формируя целостные социальные системы реагирования, которые Пол Гилберт называл социальными ментальностями. 

В здоровом состоянии три системы эмоционального реагирования уравновешивают друг друга. Например, система угроз позволяет нам не злоупотреблять пищей, которую так хочет наша система активации, а система активации заставляет нас преодолевать свои страхи, чтобы добиться желаемого, обе эти системы заставляют нас в принципе что-то делать, в то время как руководствуясь одной системой успокоения мы бы просто лежали на диване.

По мнению сострадательных терапевтов (назовем их так) данные причины объясняют почему человек априори склонен к страданию и, в то же время, не ответственен за него, а потому заслуживает сострадания со стороны терапевта.

Правда, вся эта теория не имеет отношения к объяснению самой терапии, но направлена лишь на то, чтобы объяснять клиенту его собственное поведения в контексте этих данных, что позволит и ему отнестись самому к себе с состраданием.

В то же время снятие вины с человека в ТФС не снимает с него ответственности. Речь идет, скорее, о разделении тех факторов, которые мы не можем контролировать и которые можем. Соответственно за человеком сохраняется ответственность за то, что он будет делать с текущим предопределенным положением вещей и за то будет ли он проявлять к себе сострадание.

Понятие сострадания

С научной точки зрения сострадание — это способность эмпатически чувствовать и воспринимать свое или чужое страдание и стремление ослабить или предотвратить его. Этого же определения придерживаются и в терапии, фокусированной на сострадании, где у сострадания выделяются следующие свойства.

  1. Чувствительность. Сострадание предполагает чувствительность и эмпатию к чужим переживаниям и страданиям.
  2. Сочувствия. Сочувствие предполагает, выражение через конкретные действия поддержки и участия.
  3. Мотивация. Для выражения сострадания также необходима мотивация, т.е. само по себе стремление сострадать другим людям.
  4. Способность переносить страдания. Так как сострадание предполагает контакт с чужим или своим страданием, необходима также и способность переносить страдание.
  5. Безоценочность. Наконец, необходимо безоценочное отношение к страданию, так как нет никакого смысла осуждать человека за его мучения или пытаться сравнивать его страдание с чужими.

Сострадание, с одной стороны, является рамкой самой терапии, в течении которой терапевт оказывает своему клиенту сострадание, а, с другой стороны, цель терапии культивировать сострадание к самому себе у самого клиента.

Субличности и сострадательное «Я»

Теперь мы снова вернемся к трем системам эмоционального реагирования. И вы наверняка замечали, что порой, когда вы захвачены эмоциями вы ведете себя совершенно не так как обычно, а иногда даже корите себя за это и думаете, что на самом деле не хотели так поступать.

Дело в том, что, по мнению терапевтов сострадания, разные эмоциональные системы по-разному организуют наш опыт и приводят к диссоциации. Проще говоря, находясь в гневе мы будете думать, чувствовать и вести себя совершенно по-иному нежели, находясь в состоянии спокойствия, как будто в вас активируется иная личность.

Данная идея активно применяется в данной психотерапии, так как многие ее техники направлены на работу с субличностями, где часто выделяется уязвимая субличность, и субличность сострадательного «Я», которая подразумевает активацию системы успокоения и чувства сострадания.

Терапия, фокусированная на сострадании

Цель CFT — создать эмоциональное соответствие между рациональными мыслями клиента и чувствами, для чего обычно и применяется сострадание.

Терапевт выступает как учитель, надежная база для создания чувства привязанности и модель сострадательного «Я». При этом, даже если у клиента в детстве не была сформирована модель привязанности, терапевт все равно пытается создать наиболее теплые и безопасные условия для укрепления связи с клиентом. Все же сам процесс терапии достаточно формализован в своих техниках.

  • Психообразование. На первоначальном этапе клиенту объясняют концепцию CFT, а также эволюционные и психологические механизмы образования наших проблем. Это помогает клиенту осознать, что он не один с такими проблемами, и что иметь психологические проблемы, это нормально. И это становится первым шагом к состраданию.
  • Направленное внимания. В начале терапии для разогрева клиенту предлагается направить внимание на указанную область, например, на часть тела, представление о ситуации или на то или иное понятие. Затем ему предлагается развивать осознанность, переводя внимание с телесных ощущений на эмоции, а затем на мышление рассматривая их безоценочно.
  • Дневник сочувствия к себе. Вместо или помимо дневника АВС из когнитивной терапии может применяться дневник сочувствия к себе, где клиент может записывать ситуации, которые заставили его чувствовать вину, стыд или самоосуждение. Этот дневник впоследствии помогает выявить ситуации для работы. Чтобы было проще выявлять и наблюдать непредвзято свои мысли применяется множество техник осознанности схожих с теми, что предлагают в mindfulness терапии.
  • Осознанное дыхание. В этой технике клиенту предлагается фокусироваться на дыхании и каждый раз возвращаться к нему, когда он отвлекается. Помимо дыхания клиенту можно предложить фокусироваться на ощущениях в теле, на текущей деятельности, на вкусе пищи и телесных упражнениях.
  • Успокаивающее ритмичное дыхание. Во время УРД клиент должен замедлить ритм дыхания и сосредоточить внимание на ощущении замедления. Это принципиальное отличие от обычного осознанного дыхания, так как во время этой техники внимание уделяется созданию ощущения замедления — замедлению тела и замедлению мыслей. Это замедление может помочь клиентам смягчить интенсивность эмоций угрозы за счет активации системы успокоения.
  • Сократический диалог. После выявления дезадаптивных мыслей можно перейти к их оспариванию, применив сократический диалог. Сократический диалог выглядит примерно также как и в классической КПТ, но, в данном случае, он направлен на убеждения связанные с самосостраданием. Например, клиент может заявлять, что он просто привык относится к себе плохо или что не видит смысла в сострадании. В этом случае, можно спросить «Чем вы рискуете, если просто попробуйте?» и далее оспорить дезадаптивное убеждение.
  • Упражнение «Два учителя». Еще один вариант побудить человека к самосотраданию это дать ему метафору про ребенка, который только учится что-то делать и двух учителей, один из которых будет постоянно критиковать, а другой будет обучать его в сострадательном стиле. После того, как клиент согласиться, что сострадательный учитель более продуктивен, можно предложить и самому клиенту принять идею сострадания.
  • Техника сострадательного «Я». В ряде техник применяется актерский метод, в рамках которого клиенту предлагается просто отыграть сострадательного себя, терапевт же помогает ему сформировать правильный образ сострадательного «Я», описывая сострадательные качества.
  • Рескриптинг уязвимого «Я». После того как образ сострадательного «Я» сформирован его можно использовать в других техниках, например, в технике рескриптинга. Клиенту предлагается вспомнить ситуацию, в которой ему было трудно, и проявить сострадание к себе в этой ситуации «Я».
  • Практика сострадательного «Я». Когда клиент научился переключаться в сострадательное «Я» во время сеансов, ему предлагается продолжить практику уже самостоятельно. Например, если вы волнуетесь перед совещанием, можете запланировать включение своего сострадательного «Я» именно на этот период, таким образом, постепенно научаясь все быстрее и проще переключаться между своими режимами поведения.
  • Сострадательное письмо. Еще один прием воспитания сострадательного «Я» — это сострадательные письма. Упражнение предполагает, что вы пишите письмо самому себе с позиции сострадания, например, по поводу ваших проблем или ощущений за прошедшую неделю.
  • Оспаривание через субличности. Для оспаривания дезадаптивных мыслей применяется идея субличностей. Так, субличности сначала дают имя (например, часть клиента, которая испытывает тревогу можно назвать тревожный Джонни). После этого можно погрузить клиента в позицию сострадательного «Я» и обсудить с этой точки зрения мысли тревожного Джонни.
  • Ментализация. Ментализация – это, по сути, отдельный вид рефрейминга, применяемый в CFT. Он предполагает, что мы помогаем клиенту понять, как мыслит человек в проблемной ситуации, таким образом демонстрируя, что его поведение вполне объяснимо.
  • Медитация «безопасное место». Одним из упражнений на воображение является создание безопасного места, которое напоминает схожую технику из эриксоновсого гипноза. По сути, эта техника используется для балансировки эмоций. Например, она может помочь человеку одержимому гневом.
  • Создание сострадательного образа. Еще одна техника на воображение подразумевает формирование сострадательного образа. Для этого клиент может представить друга, родственника или полностью воображаемую фигуру, которая будет обладать сострадательными качествами и поддерживать его в трудную минуту.
  • Сострадание к дистрессу, ощущениям угрозы и боли. В этой, медитативной, технике клиент представляет, что посылает сострадание в виде тепла или иных ощущений от сострадательной части к тревожным и уязвимым.
  • Сострадание к себе. Похожая техника, которая состоит в том, что клиент уже в уязвимой позиции представляет, что к нему приходит сострадание от внешнего или внутреннего источника, например, от космоса.
  • Сострадание к другим. Помимо сострадания к себе применяется техника сострадания к другим. Техника может исполняться в различных вариантах, например, другим людям также можно посылать энергию или тепло. Идея же состоит в том, что даже когда клиент посылает сострадание другим, он воспитывает его и в себе.
  • Пустой стул. В CFT применяется и техника пустого стула, взятая из гештальта. Клиенту предлагается представить на пустом стуле человека, к которому он обычно испытывает сострадание и который столкнулся с той же проблемой, что и он, и проявить к нему сострадание.

Заключение

Изначально ТСФ скорее задумывалась как дополнение к КПТ, но на сегодняшний день эта терапия существует уже более 30 лет. Это зрелый метод, который имеет свои образовательные стандарты и определенную доказательную базу.

В частности, было показано, что СФТ эффективна при депрессии[1], расстройствах настроения и самокритике[2] и даже при психозах[3]. Однако, необходимы дальнейшие исследования, чтобы рекомендовать ТСФ как метод лечения тех или иных расстройств, а также ряд исследований ТСФ критикуется за малые выборки[4].

Лично мне в этой терапии более всего интересна открытая Гилбертом закономерность по поводу эмпатического сопровождения мыслей, что в очередной раз подкрепляет идею важности смысла мыслей, а не просто переформирования одной мысли в другую, хотя глубинная терапия уже достаточно давно придерживается той же теории.

Литература

[1] Braehler, Christine; Gumley, Andrew; Harper, Janice; Wallace, Sonia; Norrie, John; Gilbert, Paul (24 October 2012). "Exploring change processes in compassion-focused therapy in psychosis: Results of a feasibility randomized controlled trial". Clinical Psychology. 52 (2): 199–

[2] Gilbert, Paul; Proctor, Sue (November 2006). "Compassionate mind training for people with high shame and self-criticism: Overview and pilot study of a group therapy approach". British Journal of Clinical Psychology. 13 (6): 353–379.

[3] Braehler C, Gumley A, Harper J, Wallace S, Norrie J, Gilbert P. Exploring change processes in compassion focused therapy in psychosis: results of a feasibility randomized controlled trial. Br J Clin Psychol. 2013 Jun;52(2):199-214. doi: 10.1111/bjc.12009. Epub 2012 Oct 24. PMID: 24215148.

[4] Leaviss, J; Uttley, L (2015). "Psychotherapeutic benefits of compassion-focused therapy: an early systematic review". Psychological Medicine. 45 (5): 927–945.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: CFT, ТФС, сострадание, терапия, фокусированная, ориентированная, пол гилберт, техники, третья волна, кпт, рэпт, аарон бек, альберт Эллис, пустой стул, гештальт, гуманистическая, поведенческая, когнитивная, mindfulness, осознанность
Комментарии
Степанова Ксения Владимировна
Благодарю за публикацию! Интересный материал!
№1 | 23 марта 2023
Кожевникова Аполлинария Александровна
Статья просто супер:) помогла структурировать недавно изученную инфу по КПТ 3ей волны.
Благодарю, коллега:)
№1 | 16 апреля 2023
Рожкова Екатерина Игоревна
Спасибо за такую полезную статью! Все четко, структурированно и понятно.
№1 | 25 сентября 2023
[ добавить комментарий ]