Терапия фокусированная на сострадании (CFT) Пола ГилбертаМой блог / Просмотр публикации
Представьте себе, что вы прошли курс по КПТ и теперь выходите из депрессии, проговаривая про себя мысль «У тебя есть все шансы справиться с этой задачей». Представьте себе также, что вы проговариваете эту мысль презрительным и снисходительным тоном, обычным для человека в депрессии. Как вы считаете, поможет ли вам такая трансформация вашего мышления? Очевидно, нет! И именно это и заставило Пола Гилберта разработать свою терапию фокусированную на сострадании Ученый пришел к психотерапии, уже имея за плечами опыт когнитивно-поведенческой терапии, юнгианского анализа, эволюционной психологии, нейрофизиологии и теории привязанности. Занимаясь лечением Гилберт, заметил, что у многих клиентов есть глубоко укоренившиеся склонность к самокритике, чувство стыда и отвращение к себе. Он также отметил, что на таких пациентов приемы когнитивной терапии, часто не имеют воздействия. Так, клиенты могли идентифицировать свои дезадаптивные мысли, понять их иррациональную природу и даже сформулировать более адаптивные мысли. Тем не менее: несмотря на всю проделанную работу, они не чувствовали улучшений. Причину этого Гилберт увидел в несоответствии между мыслями и чувствами. Позитивные мысли полезны только тогда, когда они подкрепляются верой и теплым отношением, а если эти самые мысли звучат так, как будто вас в очередной раз кто-то порицает, такая работа не будет иметь никакого смысла. Основываясь на этих наблюдениях Гилберт постепенно сформировал метод, ставший впоследствии терапией, сфокусированной на сострадании. Целью CFT стала помощь клиентам в понимании своих эмоций и выработке чувства безопасности и сострадания к самим себе, которое должно было стать фасилитатором поведенческих изменений. В то же время, для того, чтобы применять понятия страдания и сострадания в терапии необходимо было отыскать для них научное основание. Обоснование страданияОсновная идея сострадания в CFT состоит в том, что человек не виноват в своём страдании и расстройствах. И в этом смысле CFT обращается к идеям буддизма, где сама по себе жизнь воспринимается как процесс страдания. Автор данной терапии пытается найти и научные основания для того, чтобы доказать, что человеческое страдание обусловлено не самим человеком, а нашей эволюцией, устройством нашего мозга и психологией человека. Собственно, отсюда и было выведено три значимые причины страданиях. Первая группа причин страдания – это эволюционные причины. CFT предполагает, что наш мозг в процессе эволюции приобрел определенное строение и включает в себя ряд систем ответственных за те или иные эмоции, которые часто активируются автоматически и независимо от нас.
Сейчас же эта система активируется в основном в ответ на нерелевантные стимулы, такие как наша собственная фантазия и программа новостей по телевизору, заставляя нас впадать в те же самые негативные чувства и переживания, что и тогда. Таким образом, ели эта система постоянно гиперактивна она может привести к хронической тревоге и стрессу.
У этой системы нет таких недостатков, как у предыдущих, однако, далеко не все люди могут адекватно использовать эту систему, в виду особенностей своего воспитания. И здесь вскрывается вторая группа причин страдания – процесс детского развития. В данном аспекте CFT опирается на теорию привязанности Джона Боулби. Скажу лишь, что суть сводится к предопределенности нашего поведения факторами нашего воспитания. И хорошо, если у вас в детстве был близкий человек, который помог вам сформировать надежную привязанность, однако, если это не так, то и во взрослом возрасте вы вряд ли сможете уверенно создавать крепкие взаимоотношения с людьми, а, скорее, будете испытывать страх, тревогу или агрессию. Наконец, третья группа причин нашего страдания – это поведенческие факторы и научение. Дело в том, что даже если мы и демонстрируем какое-то неадекватное или проблемное поведение, то, скорее всего, мы это делаем не просто так, а потому что оно подкреплялось и несло позитивную функцию в прошлом. Например, мужчина, который проявляет чрезмерную агрессию, вполне мог когда-то таким образом ставить на место своего агрессивного отца или, может быть, он так поддерживал высокий статус в своей группе и отсюда становится понятна сложность отказа человека от подобного поведения. Как вы можете понять, три эмоциональные системы реагирования описанные вначале преломляются через процесс развития индивида и через научение, таким образом, формируя целостные социальные системы реагирования, которые Пол Гилберт называл социальными ментальностями. В здоровом состоянии три системы эмоционального реагирования уравновешивают друг друга. Например, система угроз позволяет нам не злоупотреблять пищей, которую так хочет наша система активации, а система активации заставляет нас преодолевать свои страхи, чтобы добиться желаемого, обе эти системы заставляют нас в принципе что-то делать, в то время как руководствуясь одной системой успокоения мы бы просто лежали на диване. По мнению сострадательных терапевтов (назовем их так) данные причины объясняют почему человек априори склонен к страданию и, в то же время, не ответственен за него, а потому заслуживает сострадания со стороны терапевта. Правда, вся эта теория не имеет отношения к объяснению самой терапии, но направлена лишь на то, чтобы объяснять клиенту его собственное поведения в контексте этих данных, что позволит и ему отнестись самому к себе с состраданием. В то же время снятие вины с человека в ТФС не снимает с него ответственности. Речь идет, скорее, о разделении тех факторов, которые мы не можем контролировать и которые можем. Соответственно за человеком сохраняется ответственность за то, что он будет делать с текущим предопределенным положением вещей и за то будет ли он проявлять к себе сострадание. Понятие состраданияС научной точки зрения сострадание — это способность эмпатически чувствовать и воспринимать свое или чужое страдание и стремление ослабить или предотвратить его. Этого же определения придерживаются и в терапии, фокусированной на сострадании, где у сострадания выделяются следующие свойства.
Сострадание, с одной стороны, является рамкой самой терапии, в течении которой терапевт оказывает своему клиенту сострадание, а, с другой стороны, цель терапии культивировать сострадание к самому себе у самого клиента. Субличности и сострадательное «Я»Теперь мы снова вернемся к трем системам эмоционального реагирования. И вы наверняка замечали, что порой, когда вы захвачены эмоциями вы ведете себя совершенно не так как обычно, а иногда даже корите себя за это и думаете, что на самом деле не хотели так поступать. Дело в том, что, по мнению терапевтов сострадания, разные эмоциональные системы по-разному организуют наш опыт и приводят к диссоциации. Проще говоря, находясь в гневе мы будете думать, чувствовать и вести себя совершенно по-иному нежели, находясь в состоянии спокойствия, как будто в вас активируется иная личность. Данная идея активно применяется в данной психотерапии, так как многие ее техники направлены на работу с субличностями, где часто выделяется уязвимая субличность, и субличность сострадательного «Я», которая подразумевает активацию системы успокоения и чувства сострадания. Терапия, фокусированная на состраданииЦель CFT — создать эмоциональное соответствие между рациональными мыслями клиента и чувствами, для чего обычно и применяется сострадание. Терапевт выступает как учитель, надежная база для создания чувства привязанности и модель сострадательного «Я». При этом, даже если у клиента в детстве не была сформирована модель привязанности, терапевт все равно пытается создать наиболее теплые и безопасные условия для укрепления связи с клиентом. Все же сам процесс терапии достаточно формализован в своих техниках.
ЗаключениеИзначально ТСФ скорее задумывалась как дополнение к КПТ, но на сегодняшний день эта терапия существует уже более 30 лет. Это зрелый метод, который имеет свои образовательные стандарты и определенную доказательную базу. В частности, было показано, что СФТ эффективна при депрессии[1], расстройствах настроения и самокритике[2] и даже при психозах[3]. Однако, необходимы дальнейшие исследования, чтобы рекомендовать ТСФ как метод лечения тех или иных расстройств, а также ряд исследований ТСФ критикуется за малые выборки[4]. Лично мне в этой терапии более всего интересна открытая Гилбертом закономерность по поводу эмпатического сопровождения мыслей, что в очередной раз подкрепляет идею важности смысла мыслей, а не просто переформирования одной мысли в другую, хотя глубинная терапия уже достаточно давно придерживается той же теории. Литература[1] Braehler, Christine; Gumley, Andrew; Harper, Janice; Wallace, Sonia; Norrie, John; Gilbert, Paul (24 October 2012). "Exploring change processes in compassion-focused therapy in psychosis: Results of a feasibility randomized controlled trial". Clinical Psychology. 52 (2): 199– [2] Gilbert, Paul; Proctor, Sue (November 2006). "Compassionate mind training for people with high shame and self-criticism: Overview and pilot study of a group therapy approach". British Journal of Clinical Psychology. 13 (6): 353–379. [3] Braehler C, Gumley A, Harper J, Wallace S, Norrie J, Gilbert P. Exploring change processes in compassion focused therapy in psychosis: results of a feasibility randomized controlled trial. Br J Clin Psychol. 2013 Jun;52(2):199-214. doi: 10.1111/bjc.12009. Epub 2012 Oct 24. PMID: 24215148. [4] Leaviss, J; Uttley, L (2015). "Psychotherapeutic benefits of compassion-focused therapy: an early systematic review". Psychological Medicine. 45 (5): 927–945. [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: CFT, ТФС, сострадание, терапия, фокусированная, ориентированная, пол гилберт, техники, третья волна, кпт, рэпт, аарон бек, альберт Эллис, пустой стул, гештальт, гуманистическая, поведенческая, когнитивная, mindfulness, осознанность
Другие публикации:
|
Благодарю, коллега:)
Добавить комментарий »