Терапия принятия и ответственности (ACT)Мой блог / Просмотр публикации
Стивен Хайес, создатель АСТ, будучи опытным доцентом в университете, участвовал в горячей дискуссии, когда неожиданно осознал, что не может говорить, потому что его сердце дико колотиться, а все мышцы пришли в напряжении. Это был приступ паники, а сам Хайес, как оказалось, страдал от тяжелого тревожного расстройства. Так как Стивен был неглупым человеком, он сразу же прибегнул к когнитивно-поведенческой терапии, но она не то, что не помогла, но лишь ухудшила его симптомы, что и заставило ученого искать новые методы терапии, результатом чего и стала терапия принятия и ответственности или АСТ. Используя эту модель, он смог устранить свои приступы паники, но также понял, что его метод может быть полезен и в решении других проблем. Исследование данного вопроса привело его к созданию теории реляционных фреймов, которая и легла в основу терапии принятия и ответственности.
Теория реляционных фреймовТеория реляционных фреймов – это теория, которая является развитием идей поведенческой психологии и которая пытается описывать процессы научения через нашу вербальную систему. Это достаточно сложная теория, но мы постараемся изложить ее простым языком. В самом названии теории уже кроется ответ на многие вопросы, а в частности то, что теория постулирует наш относительный взгляд на мир, который зависит от тех структур, через которые мы этот самый мир воспринимаем.
И это все хорошо, пока наши наименования не затрагивают эмоциональные отношения и абстрактные категории. Например, так человек может назвать себя неудачником, создав таким образом фрейм, через который он будет смотреть на мир. После этого каждое его действие он вполне может включить в данную систему отношений и считать, что любое его поведение подкрепляет его внутренний концепт о том, что он неудачник. Значимой проблемой здесь является и то, что такое восприятие субъективно и происходит безотносительно реальных объектов. Именно отсюда, собственно, и появилась идея полноты сознания и безоценочности в терапии принятия и ответственности, которая предполагает принятие реальности безотносительно оценок и значений. Так, например, индивид с идеей, что он неудачник будет воспринимать четверку на экзамене как подкрепление его идеи о том, что он неудачник. Если бы мы работали в классическом КПТ мы бы предложили ему поменять его мнение и изменить убеждение на, например, то что, он на самом деле справился лучше большинства учащихся, а это значит, что он успешный человек. Если же мы работаем в ACT, то мы предлагаем человеку отнестись к событию безоценочно и воспринимать его просто как событие, в череде других событий. Такой подход намного более эффективен в решении многих проблем и при работе со многими симптомами, потому что, по факту, большинство запросов и симптомов клиентов просто невозможно вылечить или изменить, а изменение мыслей приведет лишь ко временному вытеснению дискомфорта. Простой пример – это хронические боли, менять иррациональные мысли, при которых просто бессмысленно.
Предположим, что в детстве девочку любили только тогда, когда она приносила из школы пятерки, т.е. оказывали ей условную любовь. Когда же она приходила с двойкой ее наказывали, оставляя одну в комнате, где она погружалась в депрессию и одиночество. Теперь, уже во взрослом возрасте, при любой неудаче на работе или где-то еще, она тоже погружается в депрессию и одиночество и начинает заедать эти чувства мороженным. Получается, что здесь она спроецировала уже не конкретные признаки ситуации, а само значение ситуации из прошлого, на значение ситуации из «здесь и сейчас». Проще говоря, для людей, в большинстве своём, совершенно не важно, какие там мысли крутятся у них в голове, даже если они дезадаптивные, важно то, какое значение человек придает ситуации и этим мыслям. Функциональный контекстуализмВторым столпом АСТ является функциональный контекстуализм. Функциональный контекстуализм – это философия, которая целиком и полностью взята из гештальт-терапии и других глубинных направлений, и в ней выделяется два основных момента.
Давайте возьмем человека, который проходит лечение от рака, во время которого испытывает ужасные боли, и, собственно, на эти боли он и жалуется психотерапевту. По факту, здесь нет какого-то однозначного и объективного решения проблемы, в стиле: «Давайте мы с вами проведем технику экспозиции и ваш симптом уйдет». Единственный вариант работы здесь – это изменить отношение к происходящему, приняв ситуацию и поняв, ради чего человек подвергается таким мукам. Таким образом можно привить клиенту ценность здоровья и осознания того, что именно ради здоровья он проходит все эти ужасные процедуры. Это, конечно, не снизит его боль, зато наверняка уменьшит его фрустрацию. Или вот молодой человек жалуется на то, что его нервируют звонки его матери, во время которых она допрашивает его, в результате чего он сам ей не звонит. В этом случае можно также пересмотреть его ценности относительно конкретно этой ситуации и возможно он осознает, что очень любит свою мать и готов терпеть ее звонки ради сохранения отношений. В итоге цель терапии состоит не в том, чтобы избавить вас от болезненных ощущений, но в том, чтобы научить вас жить, принимая боль, и при этом достигая своих целей и получая удовольствие от своей жизни. Гексафлекс проблемИсходя из вышеописанной теории в терапии принятия и ответственности была сформирована базовая модель, которая рисуется в виде гексафлекса и отражает шесть возможных механизмов образования проблем, а также способов из решения.
Для борьбы с этим механизмом используется когнитивная дифференциация или разделение, когда человеку предлагается выделить свою мысль и как бы посмотреть на нее со стороны, в то же время осознавая, что она не равна реальности. Например, так индивиду может быть предложено описать, что же реально с ним происходит перед паникой и окажется, что его сердце бьется чаще, мышцы напрягаются, но это никак не говорит о том, что он смертельно болен. В то же время выделив мысль «Я умираю», клиент может заметить, что именно на нее он реагирует повышением тревоги.
Ответом на этот механизм является осознанность и принцип «здесь и сейчас». Клиенту предлагается направить внимание на текущий момент, где обычно с ним ничего страшного не происходит.
Ответом этому является формирование наблюдающего «Я» или еще можно сказать «Я» как контекст или как процесс. Проще говоря, мы предлагаем клиенту посмотреть на свою личность как на постоянно меняющееся пространство, в котором происходят те или иные события.
Ответом на это является открытость опыту или принятие. Клиенту предлагается перестать отрицать, отвергать и сопротивляться тому, что так или иначе присутствует в его жизни. При этом здесь не подразумевается больное «смирение» и пассивность, скорее, клиенту предлагается отнестись к своему опыту с интересом и проанализировать как его чувства влияют на его поведение.
Ответом на это является прояснение ценностей, когда клиенту помогают выявить его основные жизненные ориентиры, которыми он руководствуется и применять их в своей повседневной жизни. Например, так он может решить, что работа важна для него тем, что помогает обеспечивать семью, а это важно, чтобы делать его близких счастливыми.
В терапии клиенту предлагается выполнять «действия в согласии с собой», которые предполагают, что индивид подходит к своему поведению осмысленно и опирается при его реализации на свои ценности.
Здоровье и болезньНесмотря на большое количество пунктов, которые мы с вами уже рассмотрели, основной причиной болезни, как и в любых видах глубинной терапии, в АСТ считают стремление к избеганию тех или иных переживаний, которое ведет к психологической ригидности, то есть к фиксации индивида на собственном проблемной состоянии и негативных переживаниях. Предполагается, что проблема становится проблемой именно в виду такой фиксации, поскольку клиент попадает в порочный круг невроза. Например, так индивид может начать испытывать тревогу, и тут же пытаться заставить себя перестать это делать, что лишь усилит его тревогу. Соответственно в качестве показателя здоровья выступает так называемая психологическая гибкость, то есть способность сохранять приверженность своим ценностям вне зависимости от контекста и умение принимать любой, даже негативный опыт.
Терапия и терапевтические отношенияМодель принятия и ответственности в отличии от КПТ является процессуальной и трансдиагностической, что опять же демонстрирует ее возврат к принципам гуманистической и глубинной психологии. Это означает, что, во-первых, здесь нет центрации на техниках, а эти самые техники, скорее, вплетаются в процесс контакта между клиентом и терапевтом. Во-вторых, трансдиагностический подход предполагает, что в этой терапии не различают разные типы расстройств, а говорят о том, что в основе всех расстройств лежат одни и те же механизмы, которые мы уже упоминали выше. Хотя в ACT сохраняется идея КПТ о том, что отношения в терапии напоминают отношения учителя и ученика, все же, ключевую роль здесь играет именно процесс сострадания. Это связано с тем, что и клиент, и терапевт с позиции АСТ являются не только равноправными партнерами, но и обычными людьми, так что сам терапевт вполне может встречаться с теми же проблемами, с которыми встречается и его клиент. В этом смысле терапевт должен выступать моделью совладания для клиента, а, потому, терапевт должен сам хорошо распознавать свои чувства и принимать их. При этом в ACT применяется достаточно большое количество техник.
Очевидно, что в рамках данного направления можно выделить и больше техник, однако, суть их все равно сведется к базовым положениям АСТ, то есть к попытке отделить мысли от личности, принять негативные переживания, найти ценности и смыслы, ради которых их можно испытывать, и, наконец, сформировать определённую программу поведения. Поэтому терапевт будет постоянно и в разных формах предлагать вам посмотреть на ваши мысли со стороны, будет концентрировать вас на текущем моменте и настаивать на принятии ваших переживаний.
Эффективность и критикаНа сегодняшний день терапия принятия и ответственности имеет под собой огромное количество исследований, подтверждающих ее эффективность[1], а как доказательный метод психотерапии ее рассматривает достаточно большое количество организацией. При этом она также и критикуется за чрезмерную пропаганду и попытку принизить другие методы. Если вы не знали – это именно Хайес ввел классификацию волн в когнитивно-поведенческой терапии, таким образом, как бы говоря, что АСТ – это следующий и более серьезный шаг в этом направлении, в то время, как многие представители КПТ, в том числе Аарон Бек, были недовольны таким подходом, заявляя, что не существует новых волн КПТ, есть лишь расширения классической модели[2]. Также стоит обратить внимание на то, что ACT – это очередная попытка третьей волны КПТ выдать техники и философию гуманистической терапии, за что-то новое и научное. Большая часть АСТ опирается на философию и концепции гештальта, половина технических принципов также взяты именно из гештальта. Данное сходство заметил и автор критической статьи Стивен Хоффман, который сравнил ACT с Морита-терапией[3], а также с другими направлениями гуманистической терапии. В этом смысле ряд авторов критикуют тот факт, что ACT, в принципе пытаются отнести к когнитивному направлению[4]. При этом интересно, что ACT во многих случаях показывает эффективность равную КПТ[5], а иногда превышающую ее, из чего опять же возникает вопрос о том, почему представители КПТ так любят обвинять в неэффективности представителей глубинных и гуманистических течений. Литература[1] "ACT Randomized Controlled Trials since 1986". contextualscience.org. Association for Contextual Behavioral Science. Retrieved 2021-08-02. [2] Dozois, David J. A.; Beck, Aaron T. (2011). "Cognitive therapy". In Herbert, James D.; Forman, Evan M. (eds.). Acceptance and mindfulness in cognitive behavior therapy: understanding and applying the new therapies. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons. pp. 26–56 (37). [3] Hofmann, Stefan G. (December 2008). "Acceptance and commitment therapy: new wave or Morita therapy?". Clinical Psychology: Science and Practice. 15 (4): 280–285 (280–281). [4] Herbert, James D.; Forman, Evan M. (June 2013). "Caution: the differences between CT and ACT may be larger (and smaller) than they appear". Behavior Therapy. 44 (2): 218–223. [5] Twohig Michael P., Levin Michael E. Acceptance and Commitment Therapy as a Treatment for Anxiety and Depression (англ.) // Psychiatric Clinics of North America. — 2017. — December (vol. 40, no. 4). — P. 751—770. [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: act, терапия принятия и ответственности, кпт, рэпт, третья волна, осознанность, медитации, метафоры, ценности, убеждения, образная, терапия, психотерапия, кпт, рэпт, dbt, cft, ориентированная, мысли, принятие, ответственность, стивен хейс.
Другие публикации:
|
Много времени раньше проводил в мыслях о прошлом и будущем.
ПОследние пару лет после активной еженедельной психотерапии и других методов (коучинг, транзактный анализ, осознанность, майнфулднес и прочее) - учусь жить в ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС,В настоящем, получать опыт, действовать больше, чем размышлять
Но при этом, перестройка психики - это долгий процесс.
Это - замена неэффективного мышления + закрепление действиями.
Добавить комментарий »