Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) Альберта Эллиса

Мой блог / Просмотр публикации

Создателем РЭПТ является Альберт Эллис, родившийся в большой семье с тремя детьми, из которых он был самым старшим. Его отец был неудачливым бизнесменом, постоянно пребывавшим в разъездах, а свою мать Эллис позже характеризовал, как страдающую биполярным расстройством. Оба родителя не проявляли интерес к детям, а, потому, Альберту приходилось брать на себя роль взрослого и заботиться о своих младших сиблингах. Ну и, как и водится у психологов, тяжелое детство заставило Эллиса заинтересоваться проблемами психики людей.

Эллис прошел обучения клинической психологии, а его работа позволила ему стать авторитетным экспертом в области сексуальных и семейных отношений. Но он пошел дальше и, конечно, обратился к психоанализу. Однако, продолжая традиции великих психотерапевтов, Эллис постепенно начал разочаровываться в психоанализе. Отчасти от того, что видел его бесполезность, а отчасти, потому что сами психоаналитики пренебрежительно относились к нему и его идеям, с которыми он выступал на симпозиумах.

Позже Эллис написал целую статью о том, чем вреден психоанализ, делая упор на то, что он уводит клиента от непосредственного решения его проблем в бесконечную болтовню о прошлом, а такая терапия становиться для клиента оправданием своего бездействия. Он говорит о том, что психоанализ вызывает у людей зависимость, а также делает акцент на сиюминутном эмоциональном высвобождении, нежели на изменении поведения и мировоззрения в долгосрочной перспективе. Ну и, наконец, о том, что психоанализ вместо анализа объективной реальности предлагает клиенту верить в выдуманные психоаналитиками и никем не проверенные предпосылки.

В общем, в начале 1950-х Эллис начинает экспериментировать с разными формами терапии, пытаясь найти что-то более эффективное. И здесь проявляется его значимое отличие от другого создателя когнитивно-поведенческой терапии – Аарона Бека, так как, если последний был деятелем науки, то Альберт Эллис обратился к философии.

На него оказали влияния работы римских и греческих философов, которые подчеркивали первостепенное значение философских причин психологических нарушений, а проще говоря, наши интерпретации и жизненные установки.

Не меньшее значение на Эллиса оказала и гуманистическая и экзистенциальная философия (да, если вы не знали, КПТ и РЭПТ также относятся к гуманистическим направлениям, потому что делают акцент на самореализации и автономности личности).

Но как бы Эллис не порицал психоанализ, одна из его идей стала основополагающей для всей будущей терапии Эллиса - идея о тирании долженствований Карен Хорни. Ну и конечно, на Эллиса оказали влияние работы Альфреда Адлера, который настаивал на том, что реакции человека определяются его убеждениями[1]. 

Эллис пришел к тому, что поведение человека определяется не какими-то подсознательными инстинктами и комплексами, содержание которых будет известно только вашему психоаналитику, а текущими интерпретациями тех или иных событий. Так и родилась на свет формула АВС.

Модель АВС

Эллис отразил всю теоретическую базу своей терапии в простой и известной наверно большинству читателей модели АВС.

АВС – это акроним из трех букв.

А – это активирующее событие, куда относятся как различные жизненные ситуации, так и наше собственное поведение, в том числе мысли, чувства и воспоминания.

В — это когниции или базовые отношения и убеждения относительно активирующей ситуации. (Здесь проявляется значимое отличие РЭПТ от КПТ Бека, потому что в КПТ мы рассматриваем именно мысли, которые возникают в ответ на события и только затем переходим к убеждениям. В практике же РЭПТ, терапевт обычно старается сразу дойти до глубинных представлений человека и считает, что именно они являются ответной реакцией на ситуацию).

При этом говорится об рациональных когнициях, которые помогают нам в достижении целей и об иррациональных когнициях, которые мешают нам в этом.

Так, в РЭПТ выделяются седлающие виды когниций.

  1. Безоценочные наблюдения и заключения. Безоценочное наблюдения предполагают обычную констатацию фактов, например, «Мама разбила вазу» или «Мы с женой поссорились». А заключения предполагают безоценочные выводы, ну например, «Мама разбила вазу значит скоро она пойдет покупать новую».
  2. Позитивные или негативные оценки-предпочтения. Например, индивид может заявить, «Было бы хорошо, если бы ваза не разбилась» или «Я бы предпочел не ссориться с женой». В целом такие когниции являются рациональными, потому что они:

во-первых, гибкие и неабсолютисткие, (то есть в них не содержится утверждений о том, что что-то должно происходить именно определенным образом);

во-вторых, они не выходят за пределы имеющихся данных, а человек не занимается додумываниями и катастрофизациями;

в-третьих, они подтверждаются эмпирической реальностью; 

в-четвертых, они релевантны целям человека и помогают ему в их достижении. 

  • Позитивные или негативные оценки-долженствования. Здесь индивид заявляет, что либо он сам, либо другие, либо мир должны быть или вести себя определенным образом. Например, «Мы никогда не должны ругаться с моей женой», «Никто не должен разбивать посуду», или «Я должен быть самым лучшим», а «Моя жизнь должна быть счастливой». Такие убеждения, даже звучащие в позитивном ключе, считаются иррациональными, потому что они:

во-первых, абсолютны и догматичны;

во-вторых, часто выходят за пределы конкретной ситуации и не подразумевают оценки вероятности разных исходов;

в-третьих, не подтверждаются эмпирически;

в-четвертых, мешают человеку в достижении целей.

А если вы думаете, что все так просто, то это не так, ведь на практике подобную разницу уловить намного сложнее, поскольку люди часто не сообщают своих оценок, а, в основном, жалуются на те или иные события и фактическое состояние вещей. Ну, например, что вы скажете об иррациональности мышления человека, который говорит, что просто не сдал экзамен и расстроен из-за этого?

Здесь надо понимать, что когниции являются безоценочными только тогда, когда они не имеют отношения к нашим целям, в противном же случае они будут становиться оценочными. А работа терапевта во многом состоит в том, чтобы раскрыть суть мышления клиента и долженствование, которое за ним стоит.

Например, если человек не просто констатирует нам факт того, что он завалил экзамен, но и расстраивается по этому поводу, то мы можем сразу сделать предположение, что клиент считает, что должен был бы обязательно сдать экзамен и тогда нам станет понятна иррациональность его мышления.

C – это последствия когниций, которые включают в себя эмоции и поведение. Поведение и эмоции также могут быть рациональными и иррациональными, в зависимости от того способствуют ли они достижению цели или нет. Например, мужчина может думать: «Обидно, что мне отказала данная девушка, возможно это потому, что я ей в чем-то не понравился и мне стоит поискать, ту, которой я подойду лучше» и это пример рациональной когниции, которая приведет к рациональным действиям, в виде, того, что данный человек продолжит искать себе спутницу жизни. Но в той же ситуации другой мужчина может заключить: «Она мне отказала, потому что я неудачник и у меня никогда не получится найти себе девушку» и перестать искать себе возлюбленную, упуская множество возможностей.

И если с поведением все более-менее понятно, то вот взгляд Эллиса на эмоции нам достаточно важен, потому что здесь также кроется одно из отличий от когнитивно-поведенческой терапии Аарона Бека - если Бек говорит о том, что за счет работы с мыслями мы можем именно снизить интенсивность эмоций, то Альберт Эллис утверждал, что терапия позволяет заменить одни нерациональные эмоции на другие - более рациональные.

Различия между здоровыми и нездоровыми негативными эмоциями

Эллис определял рациональность эмоции в зависимости от того с каким убеждением она связана, и отсюда вывел следующий список.

  1. Озабоченность — Тревога. Озабоченность — это эмоция, связанная с убеждением: «Я надеюсь, что то, чего я опасаюсь, не произойдет, и будет неприятно, если это все-таки случится», в то время как тревога охватывает человека, когда он считает, что «то, чего я опасаюсь, не должно произойти ни в коем случае, и будет ужасно, если это все-таки случится».
  2. Грусть — Депрессия. Грусть настигает человека тогда, когда он думает «Неприятно, что мне пришлось пережить эту потерю, но нельзя сказать, почему этого не должно было случиться». Депрессия, с другой стороны, ассоциируется с убеждением: «Этой потери не должно было быть, и то, что так получилось, просто кошмар»
  3. Сожаление — Вина. Чувство сожаления приходит, когда человек признает, что он совершил нечто неприглядное, но принимает то, что он может ошибаться. Человек переживает по поводу действия, но не по поводу своей личности, потому что он верит: «Я предпочитаю не совершать плохие поступки, и очень плохо, если я их все-таки совершаю!». Вина мучает человека тогда, когда он осуждает себя за недостойное поведение, и видит себя порочным, грешным, бессовестным, потому что считает: «Я не должен вести себя плохо. Если я поступаю плохо, это ужасно, и я — недостойный человек!»
  4. Огорчение — Стыд. Чувство огорчения приходит, когда человек ведет себя «глупо» на людях и признает это, но принимает свою личность, думая: «Да, я повел себя глупо, но в целом, я - нормальный человек». Стыд и смущение охватывают человека, когда он осознает, что повел себя «глупо» прилюдно, и клянет себя за поведение, которое он никак не должен был допускать. В то же время здесь часто присутствуют установки в стиле «все должны хорошо меня воспринимать»
  5. Раздражение — Гнев. Раздражение ощущается в случае, если кто-то не признает правила жизни человека. Раздраженному человеку не нравится то, что делают другие, но он не осуждает их за это. Такому человеку свойственно верить: «Мне хочется, чтобы другой человек так не делал, но отсюда не следует, что он не должен нарушать мои правила». При гневе, однако, человек считает, что никто не смеет нарушать его правила, и поэтому ругает всех за это. РЭПТ придерживается того мнения, что нормально сердиться на поведение человека, а не на самого человека.

Все же необходимо отметить, что практикующие РЭПТ терапевты обычно не ставят целью выработку в ходе терапии здоровых негативных эмоций, потому что считают, что последние являются следствиями рационального мышления, что предполагает, что изменение мышления автоматически приведет и к изменению эмоционального состояния.

Две базовые биологические тенденции

Мы уже поняли, что, по теории РЭПТ, реакции человека определяются его мышлением и интерпретацией тех или иных событий. Однако, начнем сначала и поговорим о том, откуда берется рациональное и иррациональное мышление и откуда возникают здоровье и болезнь.

Интересно, что у Альберта Эллиса в его концепции, также как и у Фрейда есть базовые тенденции личности, но они не связаны с либидо или мортидо, а больше опираются на возможности нашего мышления.

В частности, Эллис говорит о том, что в нас биологически заложена тенденция мыслить иррационально (а, учитывая все когнитивные искажения, а также врожденные в нас ограничения нашего мышления – это действительно так).  Все же, по мнению Эллиса, в основе невротических расстройств лежит не просто тенденция искажать информацию, а именно склонность людей давать воспринимаемым событиям своей жизни категоричные, абсолютистские оценки. Эти оценки воплощаются в форме «должен», «обязан», «необходимо», «надо» и т.п. Такие воззрения в теории РЭПТ рассматриваются как иррациональные, потому как они обычно затрудняют осуществление людьми своих основных целей и задач или препятствуют этому.

Отсюда Альберт Эллис выделял три базовых иррациональных убеждения, касающихся самого себя, других людей и жизни в целом.

  1. «Я должен все делать хорошо и получать одобрение значимых других. Если этого не происходит, то это катастрофа! Я этого не переживу!»
  2. «Ты должен относиться ко мне справедливо и уважительно. Если ты не так ко мне относишься, то это ужасно. Когда ты обижаешь меня, ты плохой, и я не могу выносить тебя и твое поведение».
  3. «Жизнь должна быть такой, какой я хочу ее видеть, и это кошмар, когда что-то идет не так. Я не смогу жить в таком ужасном мире!»

По сути, это то, что мы и можем назвать глубинными убеждениями в рамках рационально-эмотивной поведенческой терапии. Однако, дальше все не так просто, так как, если сам Эллис ставит в основу своей концепции именно долженствования и говорит о том, что остальные искажения являются их производными, то другие авторы в рамках данного направления, придавали другим искажениям самостоятельное значение. Но так как мы говорим в данной главе именно про Эллиса то остановимся на его концепции.

В частности, РЭПТ постулирует, что, если человек следует философии долженствования, он склонен к образованию множества иррациональных заключений, так называемых центральных идей, которые представляют собой три производные от этих «должен».

  1. Драматизация (в КПТ ее называют катастрофизацией). Драматизация выражается в преувеличении негативного значения или исхода события, когда человек считает, что событие является неимоверно ужасным и основывается на убеждении «Ситуация не должна быть настолько плохой». Например, женщина думает, что еще одна ссора с мужем приведет к полному разладу семейных отношений.
  2. Низкая толерантность к фрустрации. Она выражается в вере человека в то, что он не сможет перенести того или иного события или состояния, а сама такая вера основывается на убеждении «Этого не должно происходить». Ну например, так люди с паническим расстройством думают, что не смогут вынести следующей панической атаки, хотя она на самом деле не несет никакой угрозы.
  3. Осуждение или обесценивание. Представляет собой склонность людей осуждать или обесценивать себя в связи с теми или иными событиями, на основе убеждения «Я не должен быть таким или так себя вести». Например, так больной социофобией может считать, что другие люди будут смеяться над ним, потому что он ведет себя не как все, но верит, что существует какой-то критерий правильного поведения.

Отсюда Эллис также выводит и основные принципы здорового мышления, которые являются ответом на данные иррациональные убеждения

  1. Безусловное самопринятие. Предполагает отказ от надуманных критериев самооценки и полное принятие своей личности со всеми ее недостатками и достоинствами.
  2. Высокая толерантность к фрустрации. Способность адекватно воспринимать собственные возможности по совладанию с тем или иным состоянием или ситуацией без катастрофизаций и преувеличений.
  3. Философии предпочтения. Подразумевает отказ от жестких долженствований и замену их на пожелания, а также учет вероятности наступления тех или иных событий. Например, мысль «Мы никогда не должны ругаться с моей женой» можно заменить на «Мне хотелось бы не ругаться с моей женой, однако такое возможно в браке, и если мы все-таки поругаемся, то я это переживу».

Собственно эти три пункта и являются основными характеристиками здорового мышления с позиции РЭПТ, хотя позже они были разбавлены еще рядом критериев, таких как антиутопизм, здоровый гедонизм, поддержание социального интереса, стремление к творчеству и пр.

Процесс РЭПТ

До этого мы упомянули лишь одну тенденцию личности – тенденцию к искажению мышления. Однако, Эллис говорил и о другой значимой тенденции человека – о стремлении работать над собой и о возможности осознанно управлять собственным мышлением с помощью различных навыков и техник. Собственно, на этом и базируется рационально-эмотивная психотерапии, целью которой является не только изменить мышление клиента, но и привить ему навыки самостоятельного изменения этого мышления.

(Очень часто говорят о том, что это принципиально отличает КПТ от психоанализа и других глубинных направлений, так как в последнем скорее формируется зависимость, а не самостоятельность, однако, с этим можно поспорить в том плане, что у психоанализа все-таки другие цели и методы работы, и в рамках его парадигмы, для клиента действительно имеет смысл работать именно с внешним объективным наблюдателем, так как сам человек далеко не всегда способен посмотреть на себя со стороны и увидеть паттерны поведения скрытые от него самого, даже с помощью тех или иных техник. Но мы не об этом). 

Сеансы РЭПТ терапии обычно длятся по 40 минут и по большей части представляют собой обучение тем или иным техникам на начальном этапе, а, затем, сводятся к проверке домашних заданий и коррекции возникающих сложностей.

Так минут 10 может отводится на обсуждение домашнего задания, еще минут 10 на обсуждение повестки текущей сессии, затем минут 10 на отработку техники, ну и еще 10 минут на составление и объяснение нового домашнего задания. Такая структура принципиально отличается от того, что происходит в глубинных и гуманистических направлениях, где вся работа проходит именно в контакте на сеансах с клиентом.

В РЭПТ организован достаточно открытый контакт, где терапевт вполне может шутить и прямо отвечать на все вопросы, дополняя их техниками самораскрытия. Отношения здесь выглядят как «тренер-ученик», где терапевт помогает клиенту освоить новые навыки и способы мышления. При этом в РЭПТ применяется особый вид эмпатии, так называемая философская эмпатия.

В отличии от аффективной эмпатии, где терапевт может отразить чувства клиента, в философской эмпатии, терапевт отражает картину мира клиента и демонстрирует понимание его способа мышления.

Однако, как и водится для КПТ, глубокого контакта с клиентом здесь нет, а терапевт не настроен на его построение, сводя все к терапевтическому контракту. Сам Эллис боялся выстраивать глубокий контакт, опираясь все на те же проблемы глубинной терапии в стиле того, что так можно подкрепить зависимость клиента, а также еще больше ослабить его толерантность к фрустрации.

Техники РЭПТ

В рационально-эмотивно-поведенческой терапии Альберта Эллиса используются следующие техники.

  • Психообразование. РЭПТ и КПТ в отличии от глубинных направлений типа психоанализа, принципиально настаивают на собственной открытости. Проще говоря, одной из целей данных направлений является внушению клиентов разработанных в рамках них моделей. Именно поэтому клиенту на всем этапе взаимодействия объясняют, как функционирует психотерапия; что такое долженствования и как работает его расстройство; ему объясняют формулу ABC и то, как он искажает реальность. Отчасти это делается для выработки самостоятельности у клиента, отчасти для того, чтобы клиент принял правила игры, поверив в то, что негативные эмоции и неврозы вызываются именно его мышлением. Техника также часто включает библиотерапию, прослушивание лекций, а также записей собственных сеансов терапии с оспариваем иррациональных мыслей. Часто клиенту предлагается после освоения навыков РЭПТ самому с помощью них помогать своим знакомым и близким, таким образом, еще больше усваивая модель данной терапии.
  • Детекция. Одной из основных техник является техника детекции иррациональных мыслей и убеждений, которая, кстати, часто объединяется с обучением. Например, по мере того, как клиент рассказывает о своей проблеме, терапевт раскладывает ее по формуле АВС и показывает клиенту связь его мышления, эмоций и поведения.

Здесь большой упор делается именно на выявлении мыслей, потому что как это обычно водится, 90% клиентов не способны распознать свои мысли и говорят, что-то вроде «Я тогда ни о чем не думал». Однако, мнение РЭПТ-терапевта совершенно иное, поэтому он и использует отдельные техники для выявления мыслей.

Например, клиент может сказать: «Вчера у меня поднялось давление, не знаю почему, помогите мне доктор справится с гипертонией». При этом на вопрос: «Какие мысли у вас возникли в тот момент, когда ощутили повышение давления?» клиент отвечает: «Никаких мыслей не было, просто мне стало плохо». В таком случае, терапевт может спросить: «Какая ситуация этому предшествовала?», а клиент может ответить, что он только вернулся с работы, где еле уложился в сроки и получил выговор от начальника. «Хорошо, а что вы подумали после этого?», и опять: «Ничего не подумал просто сразу расстроился и поехал домой». Казалось бы, снова тупик! Но терапевт может спросить и по-другому: «Ну хорошо, вы ни о чем не думали, а вот представьте если бы на вашем месте был другой человек, чтобы он мог подумать в такой ситуации?», и тут клиент отвечает «Ну он бы подумал, что к нему относятся несправедливо». И вот мы и получили необходимые для работы когниции.

Это лишь один из примеров в то время, как способов детекции мыслей может быть множество, а вместо мыслей могут детектироваться в том числе образы и даже запахи, если они имеют, то или иное оценочное значение. При этом здесь часто применяется и процесс дискриминации, т.е. помощь клиенту в распознании и отделении рациональных мыслей и иррациональных.

  • Дебатирование. После того как удалось обнаружить иррациональные мысли и верования терапевт приступает к их оспариванию с помощью техники дебатирования (которую в КПТ также называют сократическим диалогом). В общем техника дебатирования состоит в том, чтобы задать к убеждению ряд вопросов, ставящих это убеждение под сомнение.

Возьмем простое убеждение: «Я должен иметь миллион подписчиков на YouTube, потому что делаю хороший контент». Тогда цикл вопросов будет выглядеть так.

- Есть ли какие-то логические или эмпирические доказательства этого высказывания? - В принципе нет, потому что ни уголовные не физические законы не утверждают, что я должен быть самым лучшим.

- Можно ли как-то проверить это утверждение? - Тоже нет, потому что совершенно непонятно, что подразумевается под хорошим контентом (кстати, если бы ответ был бы «можно», то терапевт действительно предложил бы проверить это утверждение.

- Можно ли как-то опровергнуть это утверждение? – Легко ведь обычно миллионы подписчиков набирает именно самый глупый контент в то время, как популярных образовательных каналов достаточно мало.

- Что такого страшного произойдет, если я не наберу миллион подписчиков? – Да, в принципе ничего страшного, я просто расстроюсь, но это вообще никак не скажется на моей жизни.

- Есть ли какие-то преимущества от того, что у тебя не будет миллион подписчиков? – В принципе да, если я разочаруюсь и прекращу вести канал у меня появится очень много свободного времени и будет меньше комментариев от хейтеров.

- Приносит ли какую-то пользу это убеждение? – Нет, я только лишний раз расстраиваюсь, когда смотрю на счетчик подписчиков.

Можно придумать еще множество вопросов, которые бы ставили убеждение под сомнение. Но основных вопросов три.

- Отражает ли мысль объективную ситуацию или выходит за ее пределы и является непроверяемой?

- Соответствует ли мысль объективной логики и может ли быть доказана?

- Предоставляет ли данная мысль гибкость и учитывает ли вероятностный исход?

  • Формулировка рационального утверждения. После оспаривание иррационального убеждения, а иногда и вместо дебатирования можно предложить клиенту сформулировать более рациональную мысль, чтобы заменить ей ту, что была раньше. Например, мысль «Я должен иметь миллион подписчиков» можно заменить на «Мне хотелось бы иметь миллион подписчиков, но это совершенно необязательно будет так, а потому, я должен сконцентрироваться, например, не на подписчиках, а на том удовольствии, что приносит создание видео или иных выгодах». Подобные утверждения клиенту предлагают повторять по несколько раз в день, а иногда их записывают на карточки, которые клиент может носить с собой и перечитывать в случае необходимости.
  • Рефрейминг. Иногда в РЭПТ применяются техники рефрейминга, чтобы сгладить тот или иной внутренний догмат, например, фразу «Я не могу» можно заменить на «Я еще не научился», или фразу «Я должна быть худой» на «Я нахожусь в процессе похудения».
  • Оценка «За и против». В этом случае клиенту предлагается прописать плюсы или минусы того или иного убеждения, что помогает ему взглянуть на ситуацию с разных сторон. Например, конфликт с женой имеет негативные стороны, но в то же время, он может помочь наладить новый способ коммуникации с ней, где каждый будет уже более удовлетворен, потому что все высказали свои истинные желания и чувства.
  • Техника «Как если бы». В этом случае клиенту предлагается вести себя так, как будто он уже мыслит рационально. Обычно заранее ему придумывается более рациональный ответ, вне зависимости от того получилось ли оспорить иррациональные мысли или нет. Например, если клиент думает, что при подходе к девушке она его отошьет и это будет трагедией, то можно предложить ему вести себя, как если бы он верил в то, что отказ девушки не несет в себе ничего страшного и даже если ему откажут, то через какое-то время он все равно найдет себе кого-то.
  • Техника самопринятия. Техника самопринятия по сути является комбинацией из особенностей контакта, а также из оспаривания иррациональных убеждений. Здесь клиента учат принимать себя, а также оценить не личность в целом, а конкретное поведение. Например, вместо того, чтобы клиент думал, что он ужасный человек раз поступил плохо со своим другом, ему предлагается взглянуть на это как на отдельный акт поведения, который можно будет предотвратить в следующий раз в то время, как он сам является хорошим человеком, раз его мучает совесть.
  • Ролевые игры. Часто в РЭПТ клиенту предлагают поменяться с терапевтом местами, так, чтобы уже он оспаривал дезадаптивную мысль, в то время как терапевт должен был бы до последнего ее отстаивать. Таким образом клиент оспаривает и свое собственное суждение.
  • Рационально-эмоциональное воображение. В РЭПТ активно применяются и техники гипноза, который всегда и изначально был частью КПТ. В частности, такой техникой является рационально-эмоциональное воображение. В этой технике вместо того, чтобы логически оспаривать ту или иную мысль, мы предлагаем клиенту представить напрягающую его ситуацию, но заменив при этом иррациональную мысль, на рациональную. Например, если мужчина волновался, выступая публично из-за мысли «Я должен произвести наилучшее впечатление» мы можем предложить ему представить, как он выступает, но с мыслью «Мне хотелось бы произвести хорошее впечатление, но это совершенно необязательно должно быть именно так, а мнение других людей от меня не зависит».
  • Метод временной проекции. Другим имагинативным методом является метод временной проекции, который обычно применяется в случаях низкой толерантности к фрустрации и преувеличения значимости события. Например, клиент может заявлять, что это будет абсолютный кошмар если он не сдаст вступительный экзамен. Тогда можно предложить ему представить, что будет дальше и спрашивать это до нормального исхода. Например, «Если я не сдам экзамен, то я разочарую своих родителей и самого себя и не смогу получить образование» – «Что будет дальше?» – «Ну дальше я наверно просто поступлю в другой институт и все будет нормально» (хотя это конечно утрированный пример и обычно требуется больше шагов).
  • Систематическая десенсибилизация. Раньше в РЭПТ применяли и систематическую десенсибилизацию по Вольпе, которая состоит в том, что клиент должен научиться максимально расслабляться, а затем в расслабленном состоянии представлять себе те ситуации, которые его волнуют. Таким образом должно происходить расформирование условного рефлекса и угасание страха при фобиях.
  • Экспозиционная терапия. Другим вариантом работы со страхами является экспозиционная терапия, когда клиент напрямую встречается с объектом страха. Это также может происходить в гипнозе, когда клиент встречается с пугающим стимулом в воображении, либо это происходит непосредственно в реальности, когда клиента постепенно подводят к пугающей его ситуации.
  • Нарушение социальных правил. Это подвид экспозиционной терапии. Технику можно применять, например, в случае социофобии, когда человек боится реакции других людей. Здесь клиенту обычно предлагается сделать какую-нибудь глупость, например, спеть песню в метро или одеться в странную одежду на важное мероприятие.
  • Самовнушение. Наконец, применяется техника самовнушения, когда клиент проговаривает новые более рациональные утверждения взамен старых – иррациональных. Принципиальное отличие от других техник здесь состоит в том, что больший упор идет на эмоции, а не на логику. Например, клиент может говорить: «То, что мы не должны ссориться – это абсолютная глупость, так как я в любом случае стараюсь делать жену счастливой!».

РЭПТ И КПТ

Так как РЭПТ является одним из аналогов когнитивно-поведенческой терапии Аарона Бека стоит поговорить про различия этих направлений.

  1. Философия и наука. Первое различие состоит в том, что, несмотря на кажущуюся научность КПТ, Альберт Эллис в отличии от Аарона Бека был все же ориентирован на философию и гуманизм, а потому не претендует на чистую объективность и делает меньший упор на исследования. РЭПТ предлагает философию, позволяющую мыслить и жить рационально, а не просто набор терапевтических техник.
  2. Здоровые и нездоровые эмоции. У Эллиса эмоции подразделяются на здоровые и нездоровые, в то время как Бек скорее рассматривает разные интенсивности одних и тех же эмоций.
  3. Принятие мышления клиента. РЭПТ, в большей мере ориентирована на практику совладания с опытом человека, в то время как КПТ нацелено на оспаривание этого опыта. Например, если клиент заявляет, что боится завалить экзамен, то КПТ терапевт будет пытаться оспорить данную гипотезу, в то время как в РЭПТ, терапевт будет рассматривать исход проваленного экзамена и то, что можно с этим сделать.
  4. Алгоритм работы. КПТ обычно подразумевает постепенный анализ, который переходит от автоматических мыслей, к когнитивным искажениям, а, затем, к глубинным убеждениям. В РЭПТ терапевт сразу стремится выявить глубинное убеждение и работать с ним.
  5. Самопринятие. РЭПТ больше ориентировано на безусловное самопринятие, в то время как КПТ – это, скорее, про изменения, достижение целей и результатов.
  6. Уровень проблем. РЭПТ в своих мишенях больше напоминает глубинную терапию и чаще направлена на работу с мета-мышлением, то есть на работу с мыслями по поводу мыслей и ощущениями по поводу ощущений. В КПТ же упор идет прежде всего на устранение симптома.

Заключение

Так как РЭПТ является видом КПТ то на сегодняшний день она имеет доказательную эффективность, о которой нет смысла долго говорить (но, если вам уже очень интересно, вы можете рассмотреть метаанализ эффективности РЭПТ за 50 лет ее существования[2]). Мне же как гуманистическому психологу РЭПТ ближе в своих взглядах, потому что большинство настоящих проблем мы действительно неспособны решить в кабинете психотерапевта, но лишь способны поменять к ним отношение. Да и ориентация на совладание с негативными исходами кажется более логичной чем попытка оспорить возможность данного исхода.

Однажды клиентка зашла ко мне вся в слезах, заявляя, что ее, скорее всего, уволят, потому что ей сказали прийти пораньше на работу. Когнитивный терапевт сразу же предположил бы, что это все искажения «чтение мыслей» и «катастрофизация» и стал бы пытаться их опровергнуть. Однако, я направил разговор на то, что она будет делать если ее все же уволят, и она поняла, что легко найдет себе другую компанию. Моё решение оказалось верным, потому что ее на следующий день действительно уволили.

[1] Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.

[2] David D, Cotet C, Matu S, Mogoase C, Stefan S. 50 years of rational-emotive and cognitive-behavioral therapy: A systematic review and meta-analysis. J Clin Psychol. 2018 Mar;74(3):304-318. doi: 10.1002/jclp.22514. Epub 2017 Sep 12. PMID: 28898411; PMCID: PMC5836900.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: психотерапия, психолог, психологическая помощь, гипнотерапия, гипноз, гештальттерапия, обучение гипнозу, гештальтгипнотерапия, репарентинг, внутренний ребенок, кпт, рэпт, когнитивная, поведенческая, рациональная, эмоциональная, бек, эллис, третья волна
Комментарии
Спицын Олег Анатольевич
Превосходно, чётко и понятно! Огромное спасибо
№1 | 23 августа 2023
Юлия Степанова
Спасибо за статью, очень полезно почитать!
№1 | 20 февраля 2024
[ добавить комментарий ]