Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) Альберта ЭллисаМой блог / Просмотр публикации
Создателем РЭПТ является Альберт Эллис, родившийся в большой семье с тремя детьми, из которых он был самым старшим. Его отец был неудачливым бизнесменом, постоянно пребывавшим в разъездах, а свою мать Эллис позже характеризовал, как страдающую биполярным расстройством. Оба родителя не проявляли интерес к детям, а, потому, Альберту приходилось брать на себя роль взрослого и заботиться о своих младших сиблингах. Ну и, как и водится у психологов, тяжелое детство заставило Эллиса заинтересоваться проблемами психики людей. Эллис прошел обучения клинической психологии, а его работа позволила ему стать авторитетным экспертом в области сексуальных и семейных отношений. Но он пошел дальше и, конечно, обратился к психоанализу. Однако, продолжая традиции великих психотерапевтов, Эллис постепенно начал разочаровываться в психоанализе. Отчасти от того, что видел его бесполезность, а отчасти, потому что сами психоаналитики пренебрежительно относились к нему и его идеям, с которыми он выступал на симпозиумах. Позже Эллис написал целую статью о том, чем вреден психоанализ, делая упор на то, что он уводит клиента от непосредственного решения его проблем в бесконечную болтовню о прошлом, а такая терапия становиться для клиента оправданием своего бездействия. Он говорит о том, что психоанализ вызывает у людей зависимость, а также делает акцент на сиюминутном эмоциональном высвобождении, нежели на изменении поведения и мировоззрения в долгосрочной перспективе. Ну и, наконец, о том, что психоанализ вместо анализа объективной реальности предлагает клиенту верить в выдуманные психоаналитиками и никем не проверенные предпосылки. В общем, в начале 1950-х Эллис начинает экспериментировать с разными формами терапии, пытаясь найти что-то более эффективное. И здесь проявляется его значимое отличие от другого создателя когнитивно-поведенческой терапии – Аарона Бека, так как, если последний был деятелем науки, то Альберт Эллис обратился к философии. На него оказали влияния работы римских и греческих философов, которые подчеркивали первостепенное значение философских причин психологических нарушений, а проще говоря, наши интерпретации и жизненные установки. Не меньшее значение на Эллиса оказала и гуманистическая и экзистенциальная философия (да, если вы не знали, КПТ и РЭПТ также относятся к гуманистическим направлениям, потому что делают акцент на самореализации и автономности личности). Но как бы Эллис не порицал психоанализ, одна из его идей стала основополагающей для всей будущей терапии Эллиса - идея о тирании долженствований Карен Хорни. Ну и конечно, на Эллиса оказали влияние работы Альфреда Адлера, который настаивал на том, что реакции человека определяются его убеждениями[1]. Эллис пришел к тому, что поведение человека определяется не какими-то подсознательными инстинктами и комплексами, содержание которых будет известно только вашему психоаналитику, а текущими интерпретациями тех или иных событий. Так и родилась на свет формула АВС. Модель АВСЭллис отразил всю теоретическую базу своей терапии в простой и известной наверно большинству читателей модели АВС. АВС – это акроним из трех букв. А – это активирующее событие, куда относятся как различные жизненные ситуации, так и наше собственное поведение, в том числе мысли, чувства и воспоминания. В — это когниции или базовые отношения и убеждения относительно активирующей ситуации. (Здесь проявляется значимое отличие РЭПТ от КПТ Бека, потому что в КПТ мы рассматриваем именно мысли, которые возникают в ответ на события и только затем переходим к убеждениям. В практике же РЭПТ, терапевт обычно старается сразу дойти до глубинных представлений человека и считает, что именно они являются ответной реакцией на ситуацию). При этом говорится об рациональных когнициях, которые помогают нам в достижении целей и об иррациональных когнициях, которые мешают нам в этом. Так, в РЭПТ выделяются седлающие виды когниций.
во-первых, гибкие и неабсолютисткие, (то есть в них не содержится утверждений о том, что что-то должно происходить именно определенным образом); во-вторых, они не выходят за пределы имеющихся данных, а человек не занимается додумываниями и катастрофизациями; в-третьих, они подтверждаются эмпирической реальностью; в-четвертых, они релевантны целям человека и помогают ему в их достижении.
во-первых, абсолютны и догматичны; во-вторых, часто выходят за пределы конкретной ситуации и не подразумевают оценки вероятности разных исходов; в-третьих, не подтверждаются эмпирически; в-четвертых, мешают человеку в достижении целей. А если вы думаете, что все так просто, то это не так, ведь на практике подобную разницу уловить намного сложнее, поскольку люди часто не сообщают своих оценок, а, в основном, жалуются на те или иные события и фактическое состояние вещей. Ну, например, что вы скажете об иррациональности мышления человека, который говорит, что просто не сдал экзамен и расстроен из-за этого? Здесь надо понимать, что когниции являются безоценочными только тогда, когда они не имеют отношения к нашим целям, в противном же случае они будут становиться оценочными. А работа терапевта во многом состоит в том, чтобы раскрыть суть мышления клиента и долженствование, которое за ним стоит. Например, если человек не просто констатирует нам факт того, что он завалил экзамен, но и расстраивается по этому поводу, то мы можем сразу сделать предположение, что клиент считает, что должен был бы обязательно сдать экзамен и тогда нам станет понятна иррациональность его мышления. C – это последствия когниций, которые включают в себя эмоции и поведение. Поведение и эмоции также могут быть рациональными и иррациональными, в зависимости от того способствуют ли они достижению цели или нет. Например, мужчина может думать: «Обидно, что мне отказала данная девушка, возможно это потому, что я ей в чем-то не понравился и мне стоит поискать, ту, которой я подойду лучше» и это пример рациональной когниции, которая приведет к рациональным действиям, в виде, того, что данный человек продолжит искать себе спутницу жизни. Но в той же ситуации другой мужчина может заключить: «Она мне отказала, потому что я неудачник и у меня никогда не получится найти себе девушку» и перестать искать себе возлюбленную, упуская множество возможностей. И если с поведением все более-менее понятно, то вот взгляд Эллиса на эмоции нам достаточно важен, потому что здесь также кроется одно из отличий от когнитивно-поведенческой терапии Аарона Бека - если Бек говорит о том, что за счет работы с мыслями мы можем именно снизить интенсивность эмоций, то Альберт Эллис утверждал, что терапия позволяет заменить одни нерациональные эмоции на другие - более рациональные. Различия между здоровыми и нездоровыми негативными эмоциямиЭллис определял рациональность эмоции в зависимости от того с каким убеждением она связана, и отсюда вывел следующий список.
Все же необходимо отметить, что практикующие РЭПТ терапевты обычно не ставят целью выработку в ходе терапии здоровых негативных эмоций, потому что считают, что последние являются следствиями рационального мышления, что предполагает, что изменение мышления автоматически приведет и к изменению эмоционального состояния. Две базовые биологические тенденцииМы уже поняли, что, по теории РЭПТ, реакции человека определяются его мышлением и интерпретацией тех или иных событий. Однако, начнем сначала и поговорим о том, откуда берется рациональное и иррациональное мышление и откуда возникают здоровье и болезнь. Интересно, что у Альберта Эллиса в его концепции, также как и у Фрейда есть базовые тенденции личности, но они не связаны с либидо или мортидо, а больше опираются на возможности нашего мышления. В частности, Эллис говорит о том, что в нас биологически заложена тенденция мыслить иррационально (а, учитывая все когнитивные искажения, а также врожденные в нас ограничения нашего мышления – это действительно так). Все же, по мнению Эллиса, в основе невротических расстройств лежит не просто тенденция искажать информацию, а именно склонность людей давать воспринимаемым событиям своей жизни категоричные, абсолютистские оценки. Эти оценки воплощаются в форме «должен», «обязан», «необходимо», «надо» и т.п. Такие воззрения в теории РЭПТ рассматриваются как иррациональные, потому как они обычно затрудняют осуществление людьми своих основных целей и задач или препятствуют этому. Отсюда Альберт Эллис выделял три базовых иррациональных убеждения, касающихся самого себя, других людей и жизни в целом.
По сути, это то, что мы и можем назвать глубинными убеждениями в рамках рационально-эмотивной поведенческой терапии. Однако, дальше все не так просто, так как, если сам Эллис ставит в основу своей концепции именно долженствования и говорит о том, что остальные искажения являются их производными, то другие авторы в рамках данного направления, придавали другим искажениям самостоятельное значение. Но так как мы говорим в данной главе именно про Эллиса то остановимся на его концепции. В частности, РЭПТ постулирует, что, если человек следует философии долженствования, он склонен к образованию множества иррациональных заключений, так называемых центральных идей, которые представляют собой три производные от этих «должен».
Отсюда Эллис также выводит и основные принципы здорового мышления, которые являются ответом на данные иррациональные убеждения
Собственно эти три пункта и являются основными характеристиками здорового мышления с позиции РЭПТ, хотя позже они были разбавлены еще рядом критериев, таких как антиутопизм, здоровый гедонизм, поддержание социального интереса, стремление к творчеству и пр. Процесс РЭПТДо этого мы упомянули лишь одну тенденцию личности – тенденцию к искажению мышления. Однако, Эллис говорил и о другой значимой тенденции человека – о стремлении работать над собой и о возможности осознанно управлять собственным мышлением с помощью различных навыков и техник. Собственно, на этом и базируется рационально-эмотивная психотерапии, целью которой является не только изменить мышление клиента, но и привить ему навыки самостоятельного изменения этого мышления. (Очень часто говорят о том, что это принципиально отличает КПТ от психоанализа и других глубинных направлений, так как в последнем скорее формируется зависимость, а не самостоятельность, однако, с этим можно поспорить в том плане, что у психоанализа все-таки другие цели и методы работы, и в рамках его парадигмы, для клиента действительно имеет смысл работать именно с внешним объективным наблюдателем, так как сам человек далеко не всегда способен посмотреть на себя со стороны и увидеть паттерны поведения скрытые от него самого, даже с помощью тех или иных техник. Но мы не об этом). Сеансы РЭПТ терапии обычно длятся по 40 минут и по большей части представляют собой обучение тем или иным техникам на начальном этапе, а, затем, сводятся к проверке домашних заданий и коррекции возникающих сложностей. Так минут 10 может отводится на обсуждение домашнего задания, еще минут 10 на обсуждение повестки текущей сессии, затем минут 10 на отработку техники, ну и еще 10 минут на составление и объяснение нового домашнего задания. Такая структура принципиально отличается от того, что происходит в глубинных и гуманистических направлениях, где вся работа проходит именно в контакте на сеансах с клиентом. В РЭПТ организован достаточно открытый контакт, где терапевт вполне может шутить и прямо отвечать на все вопросы, дополняя их техниками самораскрытия. Отношения здесь выглядят как «тренер-ученик», где терапевт помогает клиенту освоить новые навыки и способы мышления. При этом в РЭПТ применяется особый вид эмпатии, так называемая философская эмпатия. В отличии от аффективной эмпатии, где терапевт может отразить чувства клиента, в философской эмпатии, терапевт отражает картину мира клиента и демонстрирует понимание его способа мышления. Однако, как и водится для КПТ, глубокого контакта с клиентом здесь нет, а терапевт не настроен на его построение, сводя все к терапевтическому контракту. Сам Эллис боялся выстраивать глубокий контакт, опираясь все на те же проблемы глубинной терапии в стиле того, что так можно подкрепить зависимость клиента, а также еще больше ослабить его толерантность к фрустрации. Техники РЭПТВ рационально-эмотивно-поведенческой терапии Альберта Эллиса используются следующие техники.
Здесь большой упор делается именно на выявлении мыслей, потому что как это обычно водится, 90% клиентов не способны распознать свои мысли и говорят, что-то вроде «Я тогда ни о чем не думал». Однако, мнение РЭПТ-терапевта совершенно иное, поэтому он и использует отдельные техники для выявления мыслей. Например, клиент может сказать: «Вчера у меня поднялось давление, не знаю почему, помогите мне доктор справится с гипертонией». При этом на вопрос: «Какие мысли у вас возникли в тот момент, когда ощутили повышение давления?» клиент отвечает: «Никаких мыслей не было, просто мне стало плохо». В таком случае, терапевт может спросить: «Какая ситуация этому предшествовала?», а клиент может ответить, что он только вернулся с работы, где еле уложился в сроки и получил выговор от начальника. «Хорошо, а что вы подумали после этого?», и опять: «Ничего не подумал просто сразу расстроился и поехал домой». Казалось бы, снова тупик! Но терапевт может спросить и по-другому: «Ну хорошо, вы ни о чем не думали, а вот представьте если бы на вашем месте был другой человек, чтобы он мог подумать в такой ситуации?», и тут клиент отвечает «Ну он бы подумал, что к нему относятся несправедливо». И вот мы и получили необходимые для работы когниции. Это лишь один из примеров в то время, как способов детекции мыслей может быть множество, а вместо мыслей могут детектироваться в том числе образы и даже запахи, если они имеют, то или иное оценочное значение. При этом здесь часто применяется и процесс дискриминации, т.е. помощь клиенту в распознании и отделении рациональных мыслей и иррациональных.
Возьмем простое убеждение: «Я должен иметь миллион подписчиков на YouTube, потому что делаю хороший контент». Тогда цикл вопросов будет выглядеть так. - Есть ли какие-то логические или эмпирические доказательства этого высказывания? - В принципе нет, потому что ни уголовные не физические законы не утверждают, что я должен быть самым лучшим. - Можно ли как-то проверить это утверждение? - Тоже нет, потому что совершенно непонятно, что подразумевается под хорошим контентом (кстати, если бы ответ был бы «можно», то терапевт действительно предложил бы проверить это утверждение. - Можно ли как-то опровергнуть это утверждение? – Легко ведь обычно миллионы подписчиков набирает именно самый глупый контент в то время, как популярных образовательных каналов достаточно мало. - Что такого страшного произойдет, если я не наберу миллион подписчиков? – Да, в принципе ничего страшного, я просто расстроюсь, но это вообще никак не скажется на моей жизни. - Есть ли какие-то преимущества от того, что у тебя не будет миллион подписчиков? – В принципе да, если я разочаруюсь и прекращу вести канал у меня появится очень много свободного времени и будет меньше комментариев от хейтеров. - Приносит ли какую-то пользу это убеждение? – Нет, я только лишний раз расстраиваюсь, когда смотрю на счетчик подписчиков. Можно придумать еще множество вопросов, которые бы ставили убеждение под сомнение. Но основных вопросов три. - Отражает ли мысль объективную ситуацию или выходит за ее пределы и является непроверяемой? - Соответствует ли мысль объективной логики и может ли быть доказана? - Предоставляет ли данная мысль гибкость и учитывает ли вероятностный исход?
РЭПТ И КПТТак как РЭПТ является одним из аналогов когнитивно-поведенческой терапии Аарона Бека стоит поговорить про различия этих направлений.
ЗаключениеТак как РЭПТ является видом КПТ то на сегодняшний день она имеет доказательную эффективность, о которой нет смысла долго говорить (но, если вам уже очень интересно, вы можете рассмотреть метаанализ эффективности РЭПТ за 50 лет ее существования[2]). Мне же как гуманистическому психологу РЭПТ ближе в своих взглядах, потому что большинство настоящих проблем мы действительно неспособны решить в кабинете психотерапевта, но лишь способны поменять к ним отношение. Да и ориентация на совладание с негативными исходами кажется более логичной чем попытка оспорить возможность данного исхода. Однажды клиентка зашла ко мне вся в слезах, заявляя, что ее, скорее всего, уволят, потому что ей сказали прийти пораньше на работу. Когнитивный терапевт сразу же предположил бы, что это все искажения «чтение мыслей» и «катастрофизация» и стал бы пытаться их опровергнуть. Однако, я направил разговор на то, что она будет делать если ее все же уволят, и она поняла, что легко найдет себе другую компанию. Моё решение оказалось верным, потому что ее на следующий день действительно уволили. [1] Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. [2] David D, Cotet C, Matu S, Mogoase C, Stefan S. 50 years of rational-emotive and cognitive-behavioral therapy: A systematic review and meta-analysis. J Clin Psychol. 2018 Mar;74(3):304-318. doi: 10.1002/jclp.22514. Epub 2017 Sep 12. PMID: 28898411; PMCID: PMC5836900. [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: психотерапия, психолог, психологическая помощь, гипнотерапия, гипноз, гештальттерапия, обучение гипнозу, гештальтгипнотерапия, репарентинг, внутренний ребенок, кпт, рэпт, когнитивная, поведенческая, рациональная, эмоциональная, бек, эллис, третья волна
|
Очень познавательно
Добавить комментарий »