Поведенческая психотерапия. История, теория, методы.Мой блог / Просмотр публикации
В отличии от всем известной когнитивно-поведенческой терапии, поведенческая терапия в чистом виде не имеет конкретного автора и даже конкретного содержания, так как сегодня под ней понимается совокупность методов, разработанных разными авторами, но опирающихся на схожие принципы поведенческой психологии. Так что с них мы с вами и начнем. Теория поведенческой терапииПоведенческая терапия базируется на поведенческой психологии (бихевиоризме) и физиологии высшей нервной деятельности. Любой симптом здесь — это не какое-то отдельное и своеобразное поведение клиента, которое имеет определенное скрытое значение. Нет, симптом – это просто выученная привычка, которая формирует дезадаптивное поведение. Задача же поведенческого терапевта заменить дезадаптивное поведение на более адаптивное, то есть переучить человека, чего поведенческая терапия добивается, опираясь на законы научения. Начала поведенческой терапии мы можем видеть еще в работах И.П. Павлова, который экспериментально обосновал один из типов научения названный классическим обуславливанием. Этот способ научения предполагает, что если мы к безусловному раздражителю добавим условный, то вскоре за счет процесса ассоциации организм научится реагировать на последний, также как и на первый. Например, если собаке постоянно подавать еду (безусловный раздражитель), одновременно звоня в колокольчик (условный раздражитель), то вскоре безусловная реакция (выделение слюны на еду) распространиться и на звук колокольчика. Ровно также, в поведенческой терапии объясняется образование фобий. Например, если ребенок чуть не утонул в детстве, т.е. испытал безусловный страх смерти, он вполне может приобрести фобию воды на всю жизнь. Позже к этой теории добавилась теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера, которая предполагает, что мы склонны к научению любому поведению, которое получает подкрепление. Именно так формируются зависимости, расстройства пищевого поведения, и даже ОКР (так как в нем ритуальное поведение подкрепляется за счет сброса тревоги и напряжения). В конце концов, в схему добавилось научение путем подражания по Альберту Бандуре, которое состоит в том, что мы склонны копировать чужое поведение, просто наблюдая за ним. Отсюда и идут всякие детские сценарии и установки. Конечно, существует еще множество более сложных форм научения, как в рамках поведенческой психологии, так и вне ее, например, инсайт, импринтинг, когнитивное научение и прочее. Также особую роль сегодня имеет теория реляционных фреймов, которая предполагает, что люди способны переносить значения и смыслы с одних объектов на другие и которая применяется, например, в терапии принятия и ответственности. Однако, классическая поведенческая терапия опирается в основном именно на те формы научения, которые мы только что рассмотрели, а в данных теориях, помимо самих способов образования условных рефлексов, были открыты и некоторые закономерности, которые также активно используются в поведенческой терапии.
Хотя постойте-ка… У большинства людей фобии абсолютно иррациональны и не несут никакой реальной угрозы, при этом больные фобиями могут встречаться с фобическими стимулами практически постоянно, так почему тогда их страхи, в конце концов, не исчезают, а, порой, лишь усиливаются? На самом деле, этот факт не противоречит поведенческой теории и вполне внятно объясняется еще одной важной концепцией поведенческой терапии – двухфакторной теорией Морера. Данная теория применяется в основном в случае фобий и предполагает, что фобии изначально образуются путем классического обусловливания, однако, затем, они продолжают существовать за счет подкрепления, которое мы получаем путем избегания, приносящего нам облегчения. Представим человека с социальной фобией. Когда-то он научился своему страху, потому что его бил пьяный отец (классическое обусловливание), и затем при сближении с другими людьми он начал испытывать напряжение. Чтобы избавиться от этого напряжения, он всеми силами отстранялся от общения, что приносило ему облегчение, а, следовательно, и подкрепление всей последовательности поведения. Не говоря, уже о том, что его страх рос, просто из-за отсутствия социальных навыков, которые он растерял, отгораживаясь от взаимодействия с людьми. В общем и целом, данная модель в принципе хорошо объясняет то почему мы используем различные механизмы избегания, и ее вполне можно распространить и на наши психические защиты, о которых, например, говорят уже в глубинных направлениях. Рождение поведенческой терапииПоведенческая терапия, сегодня, является, скорее, собирательным понятием, все же небольшой экскурс в историю мы вполне можем провести. Момент рождения поведенческой терапии можно отсчитывать с 1920 года, когда Джон Уотсон провёл эксперимент с грудным ребёнком – маленьким Альбертом[6]. С помощью классического обусловливания, когда игра ребенка с ручной крысой сочеталась с резким ударом в гонг за его спиной, удалось создать экспериментальную фобию, что стало первым обоснованием теории болезни в поведенческой терапии. В 1924 году ассистентка Уотсона, Мэри Кавер Джонс применила схожий метод для излечения ребёнка от фобии. (Правда уже другого ребенка, потому что про первого все забыли и просто забрали из кабинета психолога). Ребёнок, с которым работала Джонс боялся кроликов, так что она решила постепенно подносить к нему того самого кролика, периодически давая ребенку игрушку, конфеты и поглаживая его. По мере того, как ребенок привыкал к животному, его подносили все ближе, пока, наконец, не избавили малыша от страхов. Так и был создан метод систематической десенсибилизации[8], который позже сделал столь популярным Джозеф Вольпе. По линии классического обусловливания работали также Арнольд Лазарус и Стенли Рахман[10], которые, в том числе, занимались созданием тренинга навыков. С другой стороны, уже руководствуясь теорией оперантного научения Огден Линслей и Теодоро Айлон начали применять жетонную систему в психиатрических клиниках, которая предполагает поощрение пациентов, жетонами, которые можно обменять на различные привилегии, если они вели себя здоровым образом. В итоге к 1950 году произошло полноценное оформление поведенческой терапии, чему особенно способствовало недовольство людей психоанализом, в виду его дороговизны и бесконечной длительности. Все же сегодня поведенческая терапия чаще выступает частью когнитивно-поведенческой терапии, при этом являясь эклектичным методом, т.е. вбирая в себя различные методики, которые показали свою эффективность. Процесс поведенческой терапииВ поведенческой терапии обычно именно терапевт играет активную роль, а пациент отвечает на вопросы, которые ему задают, и выполняет упражнения, которые рекомендует терапевт. Терапевт директивен и работает по заранее выработанному плану, от которого он не отступает без необходимости. При этом его директивность (которой боится каждый второй любитель психологической науки) не предполагает, что терапевт знает как лучше, а цели терапии определяются именно клиентом. Терапевт, в этом смысле, является инструктором по их достижению. В центре внимания поведенческой терапии лежит именно поведение клиента, а потому именно оно поддается всестороннему и тщательному анализу, из которого потом и выводятся те или иные рекомендации. В целом, стандартная схема поведенческой терапии предполагает следующие шаги.
Техники поведенческой терапииПоведенческая терапия очень разнообразна в своих проявлениях, а, потому, различные варианты техник часто используются обособлено, как отдельные виды терапевтического воздействия.
Некоторые соображения о поведенческой терапииПоведенческая терапия – это очень неоднозначное направление, поэтому стоит начать с обсуждения его минусов. Во-первых, данная терапия неспособна работать с немотивированными пациентами или с теми клиентами, которые приходят к психологу не для того, чтобы решить заявленную проблему. А таковых, как вы понимаете, большинство. Часто проблема является лишь предлогом, в то время как клиент, просто хочет хоть немного сгладить своё чувство одиночества или получить принятие. Проще говоря, проблема клиента кроется не в его запросе, а в реакциях переноса, которые поведенческие терапевты увидеть неспособны. При этом, все, что получат подобные клиенты от таких терапевтов – это просто отказ в работе с ними. Во-вторых, поведенческая терапия, несмотря на высокую эффективность на начальном этапе, в конце концов, часто оканчивается рецидивом. Глубинные психологи это связывают с нежеланием работы с причиной проблемы, а когнитивные с отсутствиями изменений в мышлении. Все же поведенческая терапия, является крайне важной вехой в развитии психотерапии, а с некоторыми проблемами справляется только она (здесь можно упомянуть прикладной поведенческий анализ, который применяется в работе с детьми больными аутизмом[15]). Поведенческая терапия привела к последующему созданию когнитивно-поведенческой терапии. Мнение же автора состоит в том, что поведенческая терапия – это вообще единственное в психотерапии, что работает, потому что без изменения поведения, вся работа с мыслями, инсайты и катарсисы остаются бесполезными, однако, это никак не мешает вам делать упор на изменение поведения, даже если вы занимаетесь психоанализом. [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: психотерапия, психолог, поведенческая, бихевиоризм, кпт, когнитивная, диалектико, дисенсибилизация, экспозиционная, рефлекс, павлов, подкрепление
|
Александр Молярук, У меня еще будет статья непосредственно по КПТ Бека, там будет ряд критических ссылок. Но в целом, нельзя спорить с тем, что КПТ, сегодня является наиболее обоснованным направлением. Просто есть ряд направлений, которые. также считаются обоснованными и официально принятыми, типа ряда видов позитивной терапии, ряда современных психоаналитических и гуманистических терапий и т.д., просто там, как правило, меньше самих исследований.
Александр Молярук, У меня еще будет статья непосредственно по КПТ Бека, там будет ряд критических ссылок. Но в целом, нельзя спорить с тем, что КПТ, сегодня является наиболее обоснованным направлением. Просто есть ряд направлений, которые. также считаются обоснованными и официально принятыми, типа ряда видов позитивной терапии, ряда современных психоаналитических и гуманистических терапий и т.д., просто там, как правило, меньше самих исследований.
Александр Молярук, Искусство искусством, но если оно не убирает симптоматики, только от него будет мало. А устранение симптомов достаточно легко измерить.
Знаю сотни уже примеров в своей практики когда ко мне приходили люди после КПТ психологов с убранными одними симптомами и еще более укорененными другими симптомами.
Александр Молярук, У меня еще будет статья непосредственно по КПТ Бека, там будет ряд критических ссылок. Но в целом, нельзя спорить с тем, что КПТ, сегодня является наиболее обоснованным направлением. Просто есть ряд направлений, которые. также считаются обоснованными и официально принятыми, типа ряда видов позитивной терапии, ряда современных психоаналитических и гуманистических терапий и т.д., просто там, как правило, меньше самих исследований.
Добавить комментарий »