Что такое гештальт-терапия?

Мой блог / Просмотр публикации

Основателем гештальт-терапии является один из самых неординарных психологов Фриц Перлз. А для понимания гештальта стоит немного рассказать и о его личности.

Будучи ребенком, Перлз рос в атмосфере напряженности и недоверия. Мать периодически гоняла его палкой, а отец, к которому Фредерик даже не приехал по окончанию его жизни на похороны, обзывал ребенка кучей дерьма (возможно именно отсюда у Перлза столько аналогий с дерьмом, когда он говорим о неврозах клиентов).

В общем именно такая жизнь и сформировала у Перлза характер протеста и нигилизма, на который в последующим психоаналитики и списывали его отношения с Фрейдом, мол он проецировал на Фрейда фигуру отца. Но аналитики способны обесценить своими интерпретациями вообще что угодно, поэтому мы не будем обращать на них внимания.

В школе Перлза два раза оставляли на второй год, что, однако, не помешало ему в 1921 году получить степень доктора медицины. В это же время он начал зарабатывать деньги гипноанализом и постепенно копил деньги на переезд в штаты (да да, на самом деле все великие психологи начинали с гипноза).

В штатах он начинает 7-летний курс психоанализа, который начался с Карен Хорни. Кстати, на самом деле разные источники говорят разное и о датах, и об отношении Перлза к психоанализу, но в целом Перлз называет этот период «бесполезной жизнью на кушетке».

В Карен Хорни он влюбляется, но попытка подарить ей цветы приводит лишь к тому, что Хорни холодно интерпретирует этот поступок, что по-видимому вызвало у Перлза обиду. Все же Хорни продолжала поддерживать Перлза на протяжении всей ее жизни, а двадцать лет спустя приютила его в Нью-Йорке.

Но вернемся к началу анализа, уже через год общения с Хорни в 1926, Перлз знакомиться с гештальт психологом и врачом Куртом Гольдштейном. Гольдштейн становится одним из источников влияния на последующую гештальт терапия, посвящая Перлза в холистический подход к организму.

Вторым истоком идей Перлза становится его будущая жена Лаура, с которой он знакомится примерно в тот же период.

Лаура, занимается гештальтпсихологией и знакомит Перлза со всеми последними разработками в этой области, также через нее получая и доступ к экзистенциализму. Кроме того, Лаура участвует в семинарах Эльзы Гиндлер по осознанному движению, которое в последующем становится обыденным элементом гештальт-терапии (Этот метод мы с вами обсуждали, кстати, в отдельном ролике).

В 1930 году Перлз начинает свой новый анализ, на этот раз с Вильгельмом Райхом. Наконец-то Фриц чувствует прилив энергии, так как Райх, в отличие от других психоаналитиков практикует активную технику, не опасается трогать своих пациентов и открыто затрагивает вопросы сексуальности, агрессивности и политики. Однако, в конце Перлз заявляет, что Райх не может нащупать в нём ничего существенного.

В 1934 году, после прихода к власти Гитлера, Перлз с семьей переезжает в Южную Африку, формально оставаясь психоаналитиком и основывает там институт психоанализа.

В это время он еще практикует в традиционной манере: 5 сеансов в неделю по 50 минут каждый, практически без какого-либо живого контакта с клиентами. Позже он скажет, что превратился в «счетно-вычислительный труп, как и большинство психоаналитиков того времени».

Однако в 1936 настает момент, которого Перлз ждал всю свою жизнь, момент встречи с Фрейдом.

Он, что примечательно, самостоятельно летит на самолете в Европу, чтобы выступить на психоаналитическом конгрессе и увидеть светило психоанализа. Однако, все что он в итоге получает – это ледяной прием коллег. Фрейд обменивается с ним лишь парой слов, а Райх едва его замечает. Перлз чувствует себя глубоко оскорбленным и на всю жизнь сохраняет неприязнь к своим бывшим учителям.

В 1951 году он публикует книгу по гештальт-терапии, а еще через некоторое время открывает Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, центр которого находился в квартире Перлза.

Здесь стоит сказать, что по-видимому само название гештальт-терапия получила совсем не из-за интереса Перлза к гештальту. Как сам признавался Перлз - он не прочитал практически ни одной работы по гештальтпсихологии.

Причина была намного более понятной, психоаналитики не одобряли самовольства Перлза, а потому ему надо было отделиться от них, причем основываясь на какой-то научной базе, а потому и было принято решение назвать его терапию гештальт-терапией.

По факту же к гештальтпсихологии гештальт-терапия имеет примерно такое же отношение какое когнитивная терапия к когнитивной психологии, то есть никакого.

Так же стоит сказать, что сам Перлз был не большим фанатом писательства, так что большинство из книг под его авторством все же были написаны его коллегами.

Более того, Перлз никогда не занимался формализацией своего подхода, а потому все о чем пойдет речь дальше не особо и касается создателя гештальт-терапии а является пересказом уже современной теории и практики гештальта, ну а также каких то моих идей и формализаций. Ну а мы начинаем.

Принципы гештальт-терапии

Обсуждение теории гештальт терапии стоит начать с самого начала, то есть с того, как функционирует человек в этом мире.

В этом смысле гештальт-терапия опирается на принцип гомеостаза. Гомеостаз предполагает, что мы всегда стремимся сохранить свою внутреннюю целостность, за счет удовлетворения своих потребностей. А так как наш организм является открытой системой и не может существовать как вещь в себе, для удовлетворения потребностей ему приходится входить в контакт со средой и брать из нее необходимые для восстановления баланса ресурсы, как бы поглощать их и ассимилировать.

Здесь мы впервые и встречаемся с важнейшим для гештальта понятием контакта

Контакт со средой происходит на границе контакта, которая проходит там, где мы с этой самой средой встречаемся, а проще говоря, она проходит через наши органы чувств, которыми мы воспринимаем среду и через наше поведение, которым мы воздействуем на среду.

И это аутентичное понимание границ контакта, но так как оно не особо применимо в терапии ну кроме как в техниках осознанности, под границами контакта в большинстве своём понимают социальные границы. В таком смысле границы контакта представляют из себя те правила, по которым мы организуем наш контакт со средой и другими людьми. 

Также описывая процесс контактирования со средой, мы впервые натыкаемся на гештальтпсихологическое понятие фигуры и фона, которое, однако, используется здесь в немного ином смысле.

Когда у нас возникает та или иная потребность, она становится для нас фигурой, а точнее на разных этапах контакта эта фигура сменяется, переходя от телесных ощущений к внешнему объекту и взаимодействию с ним.

После того, как мы удовлетворили потребность, она переходит в фон становясь частью вашего опыта и уступая место новой потребности, т.е. новой фигуре.

Ну например, вам захотелось есть, а это означает, что из всех объектов в доме вы будете больше обращать внимание на съедобные, но исходя из прошлого опыта какие-то из них, например, сельдерей вам будут нравится меньше, а какие-то, например тортик вам будут нравится больше. А вот если вы уже объелись тортиков и сыты, то, скорее всего, вы вообще не обратите внимание на еду и желание поесть уйдет в фон, а вы пойдете смотреть сериал, что и станет для вас актуальной фигурой.

Таким образом мы говорим о том, что наше текущее восприятие определяется нашими потребностями которые и заставляют нас направлять внимание на те или иные объекты в среде  и так или иначе их интерпретировать.

Наконец, мы можем говорить о том, что люди склонны организовывать свой контакт со средой определенным образом. Здесь мы упомянем принцип холизма, который обычно подразумевает, то, что индивид является целостным существом, а потому проявляет одну и ту же тенденцию на разных уровнях своего существования.

Например, ваши агрессивные мысли по отношению к начальнику будут проявляться и в теле с помощью напряжения, таким образом вы будете стремится вступить в контакт со средой целостно. Однако, я рассматриваю принцип холизма и как стремление нести целостную тенденцию в различных ситуациях из чего вытекают различные невротические паттерны и акцентуации личности.

Например, человек на терапии может избегать контакта глазами с терапевтом, но при изучении его случая окажется, что он и в жизни склонен избегать различные проблемы. Таким образом получается, что у него есть целостная тенденция личности к избеганию. В своём подходе я описываю такие тенденции через когнитивные схемы, но опять же к когнитивной терапии это не имеет никакого отношения.

В общем то вся наша задача как гештальт терапевтов состоит в том, чтобы помочь человеку выстроить адекватный контакт со средой. А когда говорят про завершение гештальта, то имеется в виду именно возможность завершить цикл удовлетворения потребности, а не просто разрешить какую-то там ситуацию из прошлого, но об этом мы еще поговорим.

 

Цикл контакта

Что ж теперь мы можем перейти к модели цикла контакта.

Как вы уже поняли, гештальт терапия — это больше про потребности и способы их удовлетворения с помощью контакта со средой. Соответственно и саму гештальт-терапию часто называют терапией контакта, так как гештальт занимается в первую очередь исследованием того, как мы выстраиваем контакт и удовлетворяем свои потребности.

Так вот модель цикла контакта — это модель этапов реализации наших потребностей. И опять же хотя гештальтисты под нее обычно не подводят научную базу, по факту модель цикла контакта полностью соответствует физиологическим теориям доминанты Ухтомского или теории функциональных систем Анохина.

Правда стоит сказать, что вариантов модели цикла контакта достаточно много, в зависимости от авторов, но мне кажется наиболее правильной именно классический вариант поэтому его я и приведу.

Цикл-контакта называется так потому что сами наши потребности цикличны, а их удовлетворение включает в себя следующие этапы.

  1. Преконтакт. Преконтакт – это этап, когда на нас воздействуют внешние раздражители из внутренней или внешней среды, которые приводят к еще недостаточно дифференцированным ощущениям. Предположим, у вас падает уровень глюкозы в крови, то есть на вас воздействует внутренний стимул, который заставляет ваш живот бурлить. А этот бурлёшь вызывает у вас фрустрацию и телесное возбуждение.
  2. Контакт. Далее наступает этап контакта, поскольку вы начинаете осознавать свои ощущения, дифференцировать их и понимать с чем они связаны. Проще говоря на этом этапе, вы понимаете, что хотите есть, причем не просто хотите есть, а хотите есть что-то конкретное, например, жирную пиццу.
  3. Финальный контакт. В этот момент вы переходите к реализации поведения, направленного на поиск и поглощение объекта потребности. Проще говоря, вы идете к холодильнику, размораживаете пиццу и едите ее.
  4. Постконтакт. Наконец, наступает постконтакт, то есть этап ассимиляции съеденного, когда ваша пицца становиться частью вас.

Однако не стоит думать, что цикл контакта ограничивается только сиюминутными потребностями, поскольку он может иметь различный масштаб, вплоть до всей нашей жизни.

Например, если мы говорим про отношения, то вначале мы ощущаете тревогу и понимаете, что она связана с одиночеством. После чего вы находите себе партнера и наслаждайтесь отношениями с ним. Ну а затем этот партнер вам надоедает, вы его бросаете и ассимилируете опыт, полученный в отношениях.

Точно также через цикл контакта можно описать всю жизнь, когда в раннем детстве мы живем ощущениями в теле, затем подрастаем и принимаем социальные роли, а в старости осмысливаем свой опыт.

Но это мы говорим о здоровом функционировании человека, наша же работа заключается в том, чтобы помогать людям в случае болезни, болезнь же возникает тогда, когда на цикле контакта происходят прерывания, о которых мы поговорим чуть позже, сейчас же обсудим структуру личности.

 

Структура психики

В гештальте, как и в большинстве глубинных направлений говорят о структуре психики, и как и в большинстве направлений она похожа на ту что предлагается в психоанализе.

Однако, в гештальте есть и значимое отличие, здесь структура психики понимается не как структура, а как функция, проще говоря состояние, в котором человек находится здесь и сейчас. И при этом каждая из функций проявляется на разных этапах цикла контакта

Ну а мы перечислим какие же функции личности существуют, и для лучшего понимания будем приводить аналогии с другими классификациями.

  1. Ид соответствует фрейдовскому ид или ребенку по Эрику Берну. Эта функция личности отвечает за наш контакт с телом, за осознание наших желаний и потребностей. Проявляется она на этапе преконтакта, т.е. осознания ощущений и желаний.
  2. Персона соответствует Эго по фрейду и взрослому по Берну. Эта функция отвечает за адаптацию к реальности, социальную роль и отбор значимых внешних раздражителей и проявляется на этапе контакта и финального контакта.
  3. Эго соответствует фрейдовскому Супер-эго и родителю Берна, проявляется на этапе постконтакта и отвечает за ассимиляцию опыта, ценности, убеждения и установки.

Идея функций личности применима в основном в долгосрочной терапии, когда мы можем наблюдать в какой из функций у индивида, имеется дефицит. Например, в одном случае клиент постоянно ведет себя как ребенок, капризничает и чего-то требует от всех вокруг, либо наоборот витает в своих фантазиях и мечтах, ничего делая для их реализации. Он также может все время плакать и жаловаться, что большинство терапевтов особенно психоаналитиков сочтут за успех собственной терапии.

Мы же в этом случае будем говорить, что клиент постоянно находится в функции Ид, а персона и Эго у него не развиты и вместо того, чтобы поддерживать его слезы стоило бы обратить внимание на окружающую его реальность и моральные принципы.

Или вот пришел успешный и богатый клиент, у которого все в жизни получается, но он несчастен, потому что не видит смысла в своём существовании, тогда получается, что у него развита функция Персоны, но не развито Эго. И мы должны будем помочь ему с ассимиляцией его опыта.

Причем здесь Эго все-таки далеко не тоже самое что у Фрейда Супер-эго, поскольку для Фрейда оно содержит различные интроецированные социальные установки и запреты, в то время в гештальте неасимилированные интроекты содержатся скорее в персоне, а вот в Эго хранятся наши принципы, ценности и основы жизни ассимилированные через опыт.

Характеристики потребностей, энергия и психодинамизм

Стоит сказать и пару слов про потребности и энергию в гештальт терапии. Если в психоанализе в качестве основной потребности и движущей силы рассматривалось именно либидо, ну и еще мортидо, то Перлз считал глупостью сводить всю нашу жизнь к сексуальной энергии, а потому говорил об энергии потребностей в целом.

И опять же это не абстрактная энергия как у Фрейда, а это, по сути, телесное возбуждение, которое возникает в ответ на появление потребности. И здесь мы встречаемся с главной дихотомией гештальт-терапии с агрессией и тревогой.

Если мы осознаем с какой потребностью связано наше возбуждение, то тогда мы начинаем осуществлять действия по ассимиляции ресурсов из среды. Ну опять же, если у вас упал уровень глюкозы в крови, у вас начинает бурлить живот, вы понимаете, что хотите есть, идете и едите.

Собственно такие активные действия по ассимиляции среды, Перлз и называл агрессией, а потому термин агрессия практически всегда в терапии несет позитивную коннотацию.

Но что происходит если человек не может осознать своего возбуждения, не понимает какая потребность его волнует, а следовательно, не может ее удовлетворить?

В этом случае телесное возбуждение накапливается и трансформируется в тревогу. Тревога, в свою очередь, становится источником невроза, либо просто создавая человеку тревожную структуру личности, либо фиксируясь на чем-то, ну например, как у больных ОКР на мойке рук или уборке квартиры.

То есть тревога сама находит объект для разрядки путем образования обычного условного рефлекса, с одной стороны создавая симптом, на котором она разряжается, а с другой стороны не давая индивиду удовлетворить ту самую неосознанную потребность.

Ну, например, на девушку навалилось огромное количество стресса, она ненавидит начальника, ненавидит мужа, ненавидит детей, но высказать и что-либо сделать неспособна. Поэтому в какой-то момент у нее начинается паническая атака, которая помогает ей сбросить напряжение, однако, не помогает разрешить ее базовый конфликт

Именно поэтому гештальтисты в отличии от когнитивных терапевтов работают не только с симптомом паники, но и с ее причиной, что, однако, порой может требовать больше времени.

Ну и, собственно, здесь уже должно стать понятно почему в гештальте так важно осознание, потому что именно оно помогает отыскать источник тревоги, раскрыть внутренний конфликт и реализовать скрытую за ней потребность, таким образом делая симптом не нужным

 

Теория диссоциации и бессознательного

Что ж настала пора поговорить про бессознательное и надо сказать, что в гештальте его нет. Точнее оно есть но не в понимании психоанализа, где бессознательное – это какое-то конкретное вместилище информации в голове.

В гештальте бессознательно понимается скорее процессуально, а сам гештальт в этом плане опирается на теорию диссоциации, предложенную еще Пьером Жане, а также на метафору прожектора, применяемую в когнитивной психологии для описания сознания, хотя, к сожалению, не так много гештальтистистов об этом рассказывают и вообще об этом знают.

В целом диссоциации на моём канале посвящено множество роликов, так что при желании вы можете углубиться в тему, сейчас же опишу лишь вкратце.

Под диссоциацией понимается расщепление психических процессов, когда часть из них отделяется от сознания. Аналогом этого термина является вытеснении из психоанализа. Проще говоря в психике невротика, существуют процессы, которые он не замечает или не контролируют, но мы как терапевты можем помочь ему их осознать.

Ну вот мой типичный пример человек говорит про любовь к маме, но сжимает кулаки. Если мы укажем клиенту на эту реакцию он, во-первых, в принципе заметит своё неосознаваемое до того поведение, а во-вторых, возможно осознает, что чувствует не только любовь, но и гнев, и сможет вновь ассоциироваться со своими вытесненными чувствами и выразить их.

Выявить же диссоциированные элементы в терапии нам помогает наблюдение за неконгруэнтностями клиента, то есть за несоответствием отдельных реакций клиента друг другу, а также знание механизмов прерываний, о которых мы поговорим, чуть позже.

Таким образом мы не говорим об отдельно существующем бессознательном, мы говорим лишь о наличии чего-то неосознанного на данный момент, чего-то куда мы еще не направляли своё внимание. И именно отсюда и появилась идея осознанности в гештальте.

 

Гештальт и осознанность

Настала пора поговорить и про осознанность, ведь вы наверняка знаете, что гештальт в том числе вырос и из медитативных практик и практик осознанности и вообще изначально назывался терапией осознанности. Так вот что такое осознанность в гештальте?

Понять это можно опять же при сравнении с психоанализом, где осознанность приравнивается к пониманию причин своего поведения, которое типа должно вас вылечить.

В гештальте же нам важно осознать не причины нашего поведения, а его структуру, то есть тот механизм, которым мы порождаем свой собственный невроз.

Наглядным примером являются панические атаки, которые так хорошо прописаны в когнитивно-поведенческой терапии, где до клиента обычно именно терапевт доносит то, как тот порождает свою панику, описывая ему порочный круг панической атаки.

То есть он рассказывает клиенту что тот при минимальных признаках тревоги концентрирует внимание на теле, что только усиливает его страх и усиливает его телесные проявления приводя к панике.

В гештальте же, терапевт, будет действовать иначе помогая клиенту самостоятельно исследовать, то, как он порождает свой симптом. Поэтому клиента можно попросить воспроизвести паническую атаку и обратить его внимание на то, как он зажимает своё дыхание, какие мысли крутятся у него в голове, как напрягаются его мышцы или на другие индивидуальные проявления, а затем можно предложить клиенту их изменить, например, если он напрягается, то расслабиться или дышать свободнее.

Более того мы можем работать и исключительно в здесь и сейчас замечая, как конкретно человек тревожится в контакте с нами, поскольку скорее всего примерно тоже самое происходит и при панических атаках просто в больших масштабах.

Тоже самое можно делать и при других расстройствах, например, мы можем спросить, как конкретно клиент прокрастинирует и откладывает дела на потом или как он злит сам себе при разговоре с мамой.

При этом Фриц Перлз выделял три зоны осознания. Это внутренняя – то есть осознание наших ощущений и чувств, средняя зона – осознание наших мыслей и внешняя зона - осознание внешней среды.

Можно сказать, что человек становится невротиком тогда, когда он концентрируется лишь на одной из зон осознавания и если он в целом имеет узкий спектр осознания в одной из зон. Но наиболее проблемной Перлз считал, конечно, среднюю зону, потому что именно в ней находятся все наши сомнения и катастрофизации и именно наши мысли и внутренние запреты часто останавливают нас не давая сформировать контакт со средой.

Понятие гештальта

Наконец мы перешли к долгожданному понятию гештальта и здесь мы натыкаемся на еще один миф о гештальт-терапии, типа гештальт-терапия состоит в том, чтобы завершить незавершенный гештальт, а вот незавершенный гештальт – это какая-то там ситуация в прошлом которую человек не завершил. И в целом, это значение правильно, но оно лишь одно из многих. Давайте же перечислим их все.

По сути, у нас есть два значимых понятия гештальта в терапии. В первом функциональном смысле мы понимаем гештальт как завершение цикла-контакта или законченный цикл реализации потребности. Во-втором, структурном, мы рассматриваем гештальт как соответствие реакций человека на разных уровнях друг друга или просто как конгруэнтность. Отсюда вытекает и несколько понятий о незавершенном гештальте.

  1. Незавершенная ситуация. Собственно первое значение — это действительно какая-то незавершенная ситуация или травма. Ну например, парня бросила девушка, а он связывал с ней множество надежд, любил ее и не успел ей столько всего сказать, теперь он страдает постоянно думая о ней, благо что пройдет полгода и он найдет себе новую, заменив один внутренний объект другим, но пока он этого не сделал он будет мучится мыслями о своей бывшей, и в этом случае мы можем помочь клиенту через то чтобы он высказал своей бывшей все на пустом стуле. Хотя, конечно, бывают ситуации и пожестче это, например, ПТСР или ситуация горя, когда умирает близкий человек, а из нашего внутреннего мира навсегда исчезает близкий нам объект. И действительно такие ситуации оказывают влияние на нас, а задачей терапевта будет проработать конкретно данную травму.
  2. Нереализованные потребности в прошлом. Второе значение уже более актуально и глобально в рамках гештальт-терапии. Здесь незавершенный гештальт означает не какую-то конкретную ситуацию, а определенный дефицит в рамках тех или иных потребностей, который был сформирован в раннем периоде развития человека и который и формирует фиксации данного индивида. Ну например, постоянное насилие отца над ребенком может привести к фрустрации потребности в безопасности, а повзрослев ребенок начнет компенсировать свой страх уже сам пытаясь выражать насилие и доминировать над другими людьми. Здесь задачей терапевта уже будет создание определенных отношений «здесь и сейчас» в рамках которых клиент сможет восполнить дефицит потребностей, например, описанному нами клиенту необходимо создать условия, в рамках которых он почувствует себя в безопасности.
  3. Потребности нереализованные здесь и сейчас. Гештальт-терапевт также вполне может работать и с текущими потребностями и переживания. И здесь мы, по сути, либо работаем в рамках коучинга и поведенческой наработки, помогая клиенту находить новые пути решения текущих задач, либо проводим что-то типа психоанализа помогая клиенту справляться с текущими переживаниями. Ну, например, конкретно сейчас индивид переживает горе, в этом случае нет никакого смысла искать травму, а необходимо работать с его текущим состоянием.
  4. Незавершенный структурный гештальт. Здесь незавершенный гештальт, по сути, означает диссоциацию или расщепление на разных уровнях существования индивида. Как я уже приводил пример, клиент говорит, что любит маму, но сжимает кулаки или говорит про свои проблемы, но при этом улыбается. Здесь мы будем работать на расширение осознавание реакций клиента.

И понятно, что все эти проблемы так или иначе перетекают друг в друга и любой незавершенный процессуальный гештальт будет проявляться и на уровне структурной неконгруэнтности. И именно через неконгруэнтность мы будем переходить от структурного гештальта к процессуальному.

От «там и тогда» к «здесь и сейчас». От детерминизма к феноменологии

Мы уже сказали о том, что гештальт-терапия не сводится к интерпретации прошлых событий, как это делается в психоанализе. Как известно, психоанализ опирается на принцип детермизма и сводит все к тому, что у любого поведения и расстройства есть определенные фиксированные причины в прошлом, благо что ни один психоаналитик этого еще не доказал экспериментально.

Перлз тоже не отрицал влияния нашего прошлого на текущий момент, но именно последнему он и отдавал приоритет, опираясь на принцип «Здесь и сейчас» и феноменологию (которой у нас кстати тоже был посвящен отдельный выпуск)

Тут вы, конечно, спросите, если здесь все про здесь и сейчас, то с травмами не работаете что ли получается, какой ужас! как же вы так можете?! Ведь причина моего ожирения не в том что я съедаю миллион бургеров, а в том, что меня когда-то мама не докормила.

На самом деле гештальт прекрасно работает с травмами. И хотя гештальт концентрируется на «здесь и сейчас», по факту переход от здесь и сейчас к там и тогда, а проще говоря переход к травме считается вполне обычным делом в гештальт-терапии, принципиальная же разница кроется лишь в отношении к травме.

Например, если мы возьмем регрессивного гипнотерапевта или психоаналитика, те будут априори докапываться до травмы, даже если такой нет и в помине, а потому и эффективность их работы обычно нулевая.

В гештальт же терапии к травме относятся как к феномену, который может проявится здесь и сейчас наравне с любым другим. Проще говоря, нам важна травма, только если она является частью «здесь и сейчас» клиента и оказывает на него влияние. И если это так, то при использовании многих техник травма сама всплывет в процессе работы.

Например, если клиент кричит на свою воображаемую начальницу на пустом стуле, то вместо нее в какой-то момент вполне может возникнуть его мама, и в принципе мы даже можем направить клиента в это русло, но если никто не стуле не возникает, это не значит что мы будем добивать клиента, а потом обвинять его в сопротивлении, это значит что мы просто будем работать с проблемой в рамках контекста текущей ситуации

Здесь надо сказать, что с принципом «здесь и сейчас» связано одно из распространенных заблуждений, мол «здесь и сейчас» это когда ты берешь всю свою зарплату и тратишь ее водку и казино, живя текущим моментом. И это понимание совершенно неверное и не имеет никакого отношения к гештальту.

Хотя наверно принцип здесь и сейчас, как и многое из того, о чем я буду говорить сегодня каждый может трактовать по-разному. Все же я имею несколько собственных смыслов принципа здесь и сейчас, которыми и поделюсь с вами.

  1. Здоровье и болезнь. Первый смысл «здесь и сейчас» предполагает, что здоровый человек в своём поведении ориентируется на текущую ситуацию и адаптируется к ней опираясь на свой опыт, а не фиксируется на прошлом. Например, здоровый человек не будут проецировать на свою девушку образ своей мамы, а будет воспринимать ее как отдельную личность. Другой типичный пример — это тревожные люди, у которых преобладает искажение катастрофизации, когда вместо того, чтобы жить в текущей ситуации, они делают катастрофические предположения о будущем.
  2. Здесь и сейчас для терапии. Как мне видится принцип здесь и сейчас также определяет и сам процесс гештальт-терапии. Так гештальт-терапевт работает не с содержанием того, о чем рассказывает клиент, как это делают аналитики и когнитивные терапевты он, чаще всего, работает с тем, что происходит здесь и сейчас. То есть он обращает внимание на текущие переживания клиента и на его феноменологию, то есть на его различные невербальные проявления и паттерны нежели на речь. Делается это опять же с целью того, чтобы клиента вернуть в здесь и сейчас и помочь ему осознать его механизмы невроза.
  3. Здесь и сейчас для терапевта. Наконец, принцип здесь и сейчас применяется и для самого терапевта, который в процессе терапии должен не прокручивать в голове содержание всех прочитанных им книг по психоанализу, а должен присутствовать в контакте с клиентом. Такое присутствие ему позволяет в том числе и отслеживать свои реакции, которые проявляются в ответ на реакции клиента, то есть исследовать перенос, хотя сами гештальтисты часто не особо любят использовать этот термин.

Прерывания на цикле контакта

Теперь мы подошли к главной модели гештальт-терапии, которая и отражает суть работы в данном направлении. Мы поговорим про прерывания на цикле контакта.

Прерывания на цикле контакта – это способ с помощью которого мы не даем себе реализовать свои потребности и способ с помощью которого мы отдаляемся от своих чувств, чаще всего неприятных. Ну и в целом прерывания в гештальте – это аналог механизмов защиты психики из других психодинамических направлений.

Причин прерываний может быть множество, часть из которых мы уже рассмотрели, это и травмы, и дефициты потребностей и просто отсутствие навыков для реализации своих желаний.

Классификаций прерываний также много, поэтому я раскрою вам ту, которой пользуюсь я сам и которая показалась мне наиболее всеобъемлющей.

Сами прерывания вы видите на рисунке и в зависимости от того на каком этапе цикла контакта находится прерывание, тот этап реализации потребностей оно и прерывает.

  1. Слияние. Первый и обычно самый сложный тип прерывания – это слияние, которое не дает начаться преконтакту. Надо понимать, что слияние имеет не только привычный нам смысл типа слияние с кем-то в любовной зависимости, но и гештальтпсихологический, который подразумевает отсутствие дифференциации в восприятии. Проще говоря, в нашем мысленном поле, мы не способны выделить тот или иной объект, а в данном случае мы не способны выделить собственные чувства и ощущения. Сюда относятся случаи алекситимии и шизофрении, например. Однако, само слияние будет и во всех других прерываниях, поскольку обычно изначально человек слит и с ними. Например, если у мужчины есть убеждение, что все бабы дуры, то изначально он скорее всего будет с ним слит и будет воспринимать его как часть себя, и только потом в рамках терапии ему предложат посмотреть на это убеждение со стороны и узнать его истоки, а может даже и отказаться от него. Все же и слияние с другим человеком здесь тоже рассматривается. Например, это слияние матери и ребенка, когда мама решает все за своего сына, а он не распознает, чего же хочет сам и не реагирует на сигналы своего тела.
  2. Интроекция. Второй тип прерываний это интроекция, которая не дает нам перейти на этап контакта и осознать собственные чувства и желания. Интроекция — это принятие чужих установок и моделей поведения без ассимиляции через собственный опыт. Проще говоря сюда, относятся все наши дезадаптивные убеждения и мысли, в стиле того, что нельзя плакать, нельзя вести себя тем или иным образом. Интроекция лежит в основе и множества других прерываний, например, запрет на выражение чувств может заставить нас порицать тех, кто такие чувства выражает, то есть речь идет о проекции.
  3. Проекция. Если интроекция — это внесение чужеродного материала внутрь своих границ, то проекция это обратный процесс перенесения внутреннего материала во вне. В этом случае мы переносим на других людей свои собственные слабости, эмоции и убеждения, также не позволяя себе осознавать, что весь этот материал принадлежит именно нам, а потому тормозя свою потребность.
  4. Дефлексия. Дефлексия подразумевает распыление своей энергии на активность, не связанную с объектом удовлетворения потребности. Ну например, так человек может ходить перед экзаменом туда-сюда, чтобы сбросить стресс, вместо того чтобы уже пойти и сдать. Но также индивид может вообще заниматься всю свою жизнь не тем, чем бы он действительно хотел.
  5. Ретрофлексия. Следующий тип – это ретрофлексия. Ретрофлексия – это перенаправление энергии потребностей с внешнего объекта на самого себя. Чаще всего, это касается агрессивных импульсов, например, мне нельзя злиться на свою маму, поэтому я буду злиться на себя. Доходить такое поведение может вплоть до самоповреждения. Ретрофлексия – это также телесные зажимы и напряжения. И, наконец, к ретрофлексии относят и психосоматику, но так как психосоматика – это выдуманный маркетологами феномен, я к такой трактовке болезней отношусь с сомнением.
  6. Профлексия. Профлексия – это процесс обратный ретрофлексии, когда мы делаем другим, то что хотели бы получить сами, ну, например, оказываем заботу. И в целом в этом нет ничего плохого, пока не разрушаются наши ожидания на ответную услугу и мы не разочаровываемся в людях. Помимо этого, профлексия подразумевает неспособность к прямой коммуникации, то есть человек прямо не способен попросить другого о том, чего он хочет. Профлексия часто является элементом гипеответственности и слияния с другим и его потребностями. Наконец, профлексия является аналогом реактивного образования из психоанализа, когда индивид делает противоположное тому что хотел бы сделать. Например, оказывает заботу человеку, чтобы не признавать, что на самом деле ему хочется этого человека грохнуть.
  7. Слияние второго типа. Этот тип прерывания подразумевает застревания человека в его опыте и невозможность этот опыт ассимилировать. Например, это может быть ПТСР, когда человек не может выйти из состояния травмы. Это может быть любовная зависимость и даже любая другая зависимость, когда индивид не способен выйти из отношений с объектом и постоянно пребывает в них. В классических классификациях слияние первого типа и второго стоят в начале и конце цикла контакта, и если вы подумаете, то догадаетесь почему. Дело в том, что слияние в конце цикла контакта заставляет человека застревать в том или ином опыте и не дает ему возможности начать новый цикл контакта, а потому слияние — это прерывание как постконтакта так и преконтакта.
  8. Эготизм. Но есть и другой тип слияния – это эготизм. Эготизм часто приравнивают к ретрофлексии, но я все же рассматриваю его больше, как слияние человека с самим собой. Эготизм подразумевает закрытие собственных границ. В этом состояние человек вас, грубо говоря, не видит и не слышит. А в терапии такой клиент может говорить о чем-то своем и делать собственные выдуманные им техники, вообще не замечая ваших слов. Эготизм часто ассоциируют с нарциссизмом и видят именно в эготизме его причину.
  9. Обесценивание. Ну и, наконец последний тип слияния – это обесценивание, когда индивид обесценивает тот или иной опыт. Например, это может происходит в процессе терапии, когда у клиента наблюдаются изменения, а он сам считает, что никаких изменений нет. Или это может происходит при экзистенциальном кризисе, когда индивид обесценивает полностью свою жизнь.

Собственно, это тот список прерываний, которым пользуюсь я в своей практике. Через эти прерывания можно описать все проблемы и психические расстройства, с которыми обращается индивид, правда соответствие не всегда может быть однозначным.

Например, панические атаки можно рассматривать как следствие ретрофлексии, когда клиент долго сдерживает свой стресс, а затем тот и выливается в панику, но некоторые авторы рассматривают панику и через другие механизмы защиты, например, через слияние, когда распадается опора, а индивид не может выделить фигуру, но это уже высокие материи. Фобии можно рассматривать как проекцию внутренних страхов, иногда смещенных с жизненных ситуаций. Например, за страшным пауком у клиента может скрываться образ его злой матери. Сексуальные расстройства часто представляют из себя следствие ретрофлексии или эготизма, когда индивид не может раствориться в опыте. Любые повторяющиеся негативные сценарии – это во многом слияние второго типа. А все с чем работает когнитивно-поведенческая терапия, типа мыслей и убеждений – это интроекции, с которыми также в гештальте можно работать когнитивно. Также интроекции отвечают за все наши запреты на выражение эмоций.

В общем с каким бы расстройством не пришел к нам человек мы будем работать с прерываниями, лежащими в основе этого расстройства, и интерпретировать каждое расстройство через прерывания.

И вы, конечно, спросите, как же работать с тем или иным прерыванием. Я когда-нибудь планирую сделать классификацию методов на каждое прерывание, но сейчас скажу просто, нам нужно сделать противоположное прерыванию действию.

Если проекция – это перенесение чего-то вовне, то нам надо вернуть это внутрь. Если слияние – это отсутствие дифференциации и границ, то нам надо дифференцировать и создать границы. Если ретрофлексия – это перенаправление энергии на себя, то нам необходимо отыскать изначальный объект и реализовать нашу потребность уже в его сторону и т.д. А уж как вы это реализуете на практике это дело ваше.

Базовая схема психодинамической терапии

Что ж мы обсудили теоретическую часть и теперь пора бы уж поговорить и о практике. Для описания практики любой глубинной психотерапии я сделал такой аналог формулы АБС из КПТ. Моя формула когнитивной гештальт-терапии выглядит таким образом и означает, что в случае невроза индивид реагирует такой последовательностью.

Сначала на него воздействует внешний стимул, который активирует в нем негативный опыт прошлого, травмы или фрустрированные потребности, что в купе я обозначаю как когнитивная схема.

Когнитивная схема приводит к активации той или иной неадекватной эмоции, а чтобы защититься от этой эмоции у индивида активируется тот или иной защитный механизм. Ну например, девушка выступала на соревнованиях, но заняла второе место. Это в принципе неплохой результат, но так как в детстве у нее был опыт условной любви и ее постоянно оценивали только за успехи, она начинает испытывать обиду и вину, и просто бросает спорт. То есть ситуация недооценки активировала в ней схему перфекционизма, которая заставила ее прибегнуть к дефлексии, то есть уходу от проблемы и переживания.

В целом эта схема подходит для любой психодинамической терапии в том числе и для психоанализа, и для экзистенциальной терапии, но я применяю ее в гештальте, и именно она помогает нам наметить алгоритм работы, который состоит в обратном перемещении по этой схеме

  1. Во-первых, в процессе контакта с клиентом мы помогает ему распознать процессы прерывания.
  2. Во-вторых, мы помогаем ему раскрыть эмоцию, которая стоит за процессом прерывания.
  3. В-третьих, мы помогает индивиду понять с чем связана эта эмоция, с травмой прошлого или с текущей жизненной ситуацией. И в зависимости от того, что вышло на поверхность с этим мы и работаем.

И да как я уже сказал, гештальт не концентрируется прямо-таки на травме. Суть работы гештальтиста состоит в том, чтобы помочь человеку научиться полностью проходить текущий цикл контакта и завершать его, а отсюда у нас вырисовывается три направления работы.

  1. Работа с травмой. Первое направление — это работа с травмой, которая лежит в основе прерывания. Здесь в классическом гештальте чаще используются механизмы спонтанной регрессии, когда человек, при выполнении той или иной техники сам берет и вспоминает что-то из прошлого. В моём методе, я все же иногда совмещаю гештальт и гипнотерапию и применяю директивную регрессию, чтобы отыскать травму. После нахождения травмы мы можем проработать ее различными методами. 
  2. Восполнение дефицита потребностей. Следствием травмы развития часто является и дефицит тех или иных потребностей, когда индивиду чего-то не додали в более раннем контакте, например, внимания, безопасности и любви. Тогда наша работа будет состоять в восполнении данной потребности, что обычно делается в рамках работы с переносом, когда мы обеспечиваем клиенту, принятие, безопасность и поддержку с сохранением адекватных границ. Но иногда могут применяться и конкретные техники, техники рескриптинга, например.
  3. Работа с симптомом или прерыванием. Как я уже сказал поиск травмы в гештальте необязателен, а проблема клиента вполне может быть выражением его текущей жизненной ситуации, так называемого фона или контекста, о котором так часто говорят гештальтисты. В этом случае мы работаем напрямую с симптомом исследуя его. Мы помогаем индивиду осознать свои механизмы прерывания, а также иногда подбираем отдельные техники для работы с теми или иными расстройствами. Например, мы можем использовать ту же экспозиционную терапию для встречи с фобическим объектом.
  4. Научение. Четвертое направление подразумевает, что индивид может не страдать от травм или от текущих обстоятельств, а он просто не умеет удовлетворять свои потребности. В этом случае мы можем обучить его этому. Однако, мы не проводим тренинги умений, как это делают в когнитивно-поведенческой терапии, когда вам навязывают заранее заданную модель поведения, пускай и очень хорошую. В гештальте мы больше работаем над осознанием собственных потребностей и побуждений, которые затем можно перевести в те или иные действия. Например, если в КПТ вам прямо скажут, что вот в случае конфликта надо говорить это и это, то в гештальте мы скорее смоделируем ситуацию конфликта, узнаем, что человек чувствует и предложим ему поисследовать разные варианты реагирования пока он наконец не выберет наиболее подходящий именно ему.

В целом это разделение конечно формально и в принципе при любой проблеме мы можем отыскать как корни в прошлом, так и текущие прерывания и отсутствие навыков.

Например, если проблема клиента состоит в том, что у него не получается войти с нами в контакт из-за агрессии, то мы начнем исследовать как и почему он агрессирует. Это исследование прерывания может подвести нас к травме, но, когда мы проработаем травму, нам все равно будет необходимо научить человека вести себя по-новому и применять новые более адекватные методы реализации потребности.

Техники гештальт-терапии

И вот мы подошли к техникам, самому удивительному для обывателя разделу в нашем видео, поскольку гештальт это не просто разговор с пустым стулом и более того пустой стул – это вообще техника не из гештальта, а из психодрамы, да и в изначальном варианте гештальта пустого стула вроде как вообще не было. Ну да не суть важно.

Важно то, что гештальт — это неформальное направление по типу психоанализа, клиент-центрированной терапии и при этом наиболее свободное в своих проявлениях, поэтому здесь могут применяться абсолютно любые техники и терапевтические стили, если они так или иначе помогают человеку с завершением его гештальта, то есть с реализацией его текущих потребностей.

Все же я постарался собрать здесь более-менее аутентичные техники и те техники, которые использую я сам в своей практике.

  1. Катарсис. Первую технику мы можем назвать катарсисом, хотя это скорее название механизма исцеления. Но суть ее состоит в том, что мы любыми средствами стараемся помочь человеку выразить его внутреннее напряжение во вне, через слова, действия, экспрессию, образы или символы. Вот пример такого выражения. Однако помимо того, что мы прямо просим человека выразить что либо, сам механизм катарсиса применяется и в других техниках.
  2. Техника дифференциации. Это техника уточняющих вопросов, которая можно сказать является заменой свободных ассоциаций из психоанализа. Однако, в отличии от психоанализа, где клиент бесконечно говорит все что приходит ему в голову, мы концентрируемся на конкретной ситуации, событии или поведении и задаем вопросы именно к определенному объекту. Опять же основной вопрос для нас — это не почему, а как. Поэтому если клиент испытывает панику, мы будем спрашивать, как конкретно он заставляет себя тревожится прямо сейчас, а не каковы причины его тревоги в целом. Технику дифференциации попытались воссоздать представители НЛП в их метамодели, однако, у них не совсем это получилось, но все же можете ознакомиться и с ней.
  3. Техника возвратов. Техника возвратов применяется тогда, когда мы просто возвращаем реакции клиенту подводя его к осознанию тех или иных вещей. Например, я могу сказать клиенту: «Когда мы говорим на эту тему ты почему-то отводишь глаза» или «сейчас ты говоришь о серьезной проблеме и при этом смеешься, о чем это?».
  4. Техника эмпатического отклика используется тогда, когда мы сами пытаемся подтолкнуть клиента к осознанию собственного чувства. Например, мы говорим, «мне кажется ты чувствуешь вину» или «На твоем месте я чувствовал бы стыд». Иногда для передачи чувств могут применяться метафоры. Правда я не очень люблю эту технику, потому что она часто оказывает внушающее, а не раскрывающее воздействие.
  5. Эксперименты. Следующая техника – это эксперименты. Экспериментами гештальтисты часто называют вообще все что они делают в процессе гештальта, но я все же выделяю эксперименты в отдельную группу. Под экспериментом я понимаю предложение клиенту опробовать новое поведение в безопасных терапевтических условиях. Например, если клиент никогда не кричал ни на кого, мы можем ему предложить накричать на нас. Или если своим истерическим поведением он приковывает к себе внимание мы можем предложить ему поискать иной способ для того, чтобы получить то, что он хочет.
  6. Ролевая игра. В гештальте может применяться и ролевая игра, когда с нашей помощью клиент моделирует какой-либо свой внутренний или социальный конфликт. Например, мы можем изобразить его босса, у которого тот хочет попросить повышения.
  7. Переадресация – это перенаправление импульса на другой объект, что часто используется при ретрофлексии. Например, если человек режет себя, то мы можем спросить кого-бы еще он хотел порезать, тем самым раскрыв базовую фигуру и внутренний запрет.
  8. Амплификация – это усиление того или иного действия клиента, которое иногда помогает осознанию собственных чувств и их выражению. Например, если клиент от волнение трясет ногой, то мы можем предложить усилить это действие и тогда он поймет, что он не волнуется, а испытывает злость и хочет кого-то растоптать.
  9. Присвоение-отчуждение. Это техники, используемые при проекции и интроекции. При проекции мы предлагаем клиенту оценить, где он сам проявляет проецируемое поведение. При интроекции, например, когда индивид озвучивает тот или иной внутренний запрет, мы предлагаем ему оценить чей конкретно голос произносит этот запрет в его голове.
  10. Фокусирование (замедление). Фокусирование часто используется при резких стрессовых реакциях или при дефлексии и гипертимности. В этом случае, когда мы видим, например, что клиент тревожится - мы просто просим его замедлиться, обратить внимание на дыхание и на опору под ногами.
  11. Моделирование поведения клиента. В некоторых случаях мы можем скопировать поведение клиента, чтобы опять же помочь ему осознать, как он себя ведет. Например, один раз клиент жаловался мне что с ним скучно, а сам, когда разговаривал смотрел в сторону. Тогда я тоже начал говорить с ним унылым голосом и смотреть в сторону, после чего спросил нравится ли ему общаться со мной, когда я так себя веду. Очевидно, он понял, что надо что-то менять.
  12. Парадоксальные техники. В гештальте вполне могут применяться и парадоксальные техники и техники экспозиционной терапии, когда вместо бегства от проблемы или пугающего стимула мы предлагаем человеку, встретится с ним. Например, одна клиентка заискивала передо мной, и при исследовании оказалось, что я могу посчитать, что она, видите ли, плохая и не будет меня устраивать. Тогда я ей так прямо и сказал, что мол я считаю тебя ужасной клиенткой и спросил, что она чувствует. Как оказалось ничего страшного не произошло, и она успокоилась. В целом мы можем и самому клиенту предлагать усиливать свой симптом.
  13. Работа с метафорами. В гештальте применяется и работа с метафорами, причем это может быть как рассказ метафор типа как в эриксоновском гипнозе, но здесь мы стремимся именно к реализации через метафору той или иной интенции. Либо это просто работа с метафорой клиента.
  14. ЭОТ. Частным случаем такой работы является ЭОТ. В этом случае мы можем создать образ чувства, а затем трансформировать его, что скорее всего, приведет и к эмоциональному высвобождению
  15. Арт-терапия. Помимо этого, в гештальте применяется, и арт-терапия и существует даже отдельное направление арт-гештальта. Здесь в отличии от аналитических течений мы не интерпретируем творчество человека, а помогаем через рисунок или иное средство выразить свои переживания и исследовать их.
  16. Ассоциация с частью. Отдельным подтипом присвоения является ассоциация с частью, когда мы видим диссоциированные реакции человека, и предлагаем ему взять на себя их роль. Например, если человек сжимает руки мы можем предложить ему стать своими руками и узнать, что он делает. Или если у человека психосоматический симптом мы можем сделать тоже самое и узнать какую эмоцию проявляет клиент, когда сжимает собственную голову доводя до боли.
  17. Рескриптинг. Могут применяться и техники рескриптинга, которые вы знаете по КПТ. Например, работая с пустым стулом и посадив туда внутреннего ребенка клиента мы можем предложить уже взрослому клиенту дать этому ребенку любовь и принятие.
  18. Пустой стул. Ну и наконец, долгожданный пустой стул, кстати не стоит путать его с горячим стулом. Пустой стул — это на самом деле достаточно сложная и комплексная техника, которая не сводится просто к тому, что мы высаживаем две стороны конфликта и заставляем их договориться. Я также использую гипнотические варианты, когда это все делается в воображении и без реального стула, просто потому что по скайпу со стулом не поработаешь, да и в реальной жизни постоянно пересаживаться не очень удобно.

Надо понимать, что техники, которые я перечислил применяются не, как например в КПТ или НЛП где вам вот дается техника и вот вы ее делаете. Нет в гештальте все техники перетекают друг в друга и как бы являются дополнением к основному процессу к процессу контакта с клиентом и исследования его внутреннего переживания.

Так же как я уже сказал, в гештальте могут применяться любые техники из любых направлений, разница лишь в том, что они будут направлены на реализацию цикла контакта.

Длительность, эффективность и обоснованность

Ну а теперь самая страшная тема для любого гештальтиста – это научная обоснованность, но начнем мы все-таки с длительности. И, действительно, многие воспринимают гештальт, как и психоанализ как столетнюю бесконечную терапию, а потом еще выходит какой-нибудь гипнотерапевт и говорит, что вот мы гипнотизеры, нлперы, поведенческие терапевты убираем проблему за 2 сеанса, пока гештальт длиться годами.

Так вот это абсолютная глупость, потому что те проблемы, которые в краткосрочных направлениях и на внушаемых людях убирают за два сеанса, и в гештальте уберут за 2 сеанса, а вот с теми проблемами, с которыми гештальт работает по несколько лет в краткосрочных направлениях не работают в принципе.

А это, в частности, работа со структурой и акцентуациями личности, это работа с повышением осознанности и поиском смысла и это при должной подготовке работа с личностными и психотическими расстройствами.

С другой стороны, я понимаю несколько пренебрежительное отношение к гештальту, потому что достаточно часто, когда я смотрю сессии по гештальту на ютубе мне самому становится стыдно за коллег, которые превратили гештальт в подобие психоанализа и просто в течении 40 минут разговаривают с клиентом ни о чем и без малейшего намека на переживание.

Печально все обстоит и в плане научной обоснованности, не потому что есть какие-то опровержения эффективности гештальта, а потому что, например в нашей стране некоторые гештальтисты вполне могут общаться с чертями и убирать руками рак.

Все же и на тему гештальта есть исследования, не все однозначные конечно, но есть и те что подтверждают его эффективность, и если я не забуду то постараюсь привести те что нашёл в комментариях. Те же исследования, которые говорят о неэффективности гештальта в большинстве своём устарели, а иногда и предвзяты, как например, исследования когнитивиста Айзенка.

Также для оценки эффективности гештальта можно опираться в том числе на эффективность эмоционально-фокусированной терапии, которая близка по своему содержанию.

Ну и наконец хочу сказать, что большая часть техник гештальта вполне себе успешно была стырена когнитивно-поведенческими терапевтами, которые опять же утверждают, что у них все научно и эффективно, но те же техники, применяемые в гештальте почему-то неэффективны. Более того, такие направления КПТ как Mindfulness и терапия принятия ответственности целиком и полностью основаны на идеях гештальта.

И это мы говорили про эффективность если же мы обсудим научную обоснованность, то как по мне гештальт более обоснован в своих теоретических посылках чем та же КПТ, потому что еще пока никто не доказал, что именно наши мысли определяют наши эмоции и реакции, а вот идея цикла-контакта, когнитивных схем, диссоциации и смещенных и защитных реакций, вполне имеет под собой научное обоснование, но оно намного более сложное, а потому людям проще выучить простую схемку АВС, чем вдаваться в физиологию и психологию.

Да и если что я также являюсь и когнитивно-поведенческим терапевтом, так что не стоит думать, что я предвзят.

 

Когнитивная гештальт-терапия

В заключении я бы сказал буквально пару слов о своём направлении, которое я называю когнитивной гештальт-терапией. Называю я его так, потому что опираюсь на исследования в когнитивной психологии, не путать с когнитивной терапией, но все же я беру кое-что и из последней, ее формализм. В моём случае я все-таки пытаюсь так или иначе формализовать гештальте-терапию, хотя многие гештальтисты не одобрили бы такой подход, но как по мне, без него нет будущего, особенно научного.

Да и именно отсутствие формализации объясняет почему на большинстве курсов люди вообще не понимают, что происходит, и в результате из 20 студентов терапевтами становятся в лучшем случае пара человек.

Я же все-таки стараюсь дать четкие алгоритмы и понимание процесса. Так что, если захотите учится у меня индивидуально и в групповом дистанционном формате добро пожаловать. Правда сразу скажу, что мои курсы это лишь введение, для того чтобы стать полноценным гештальт терапевтом надо учится не меньше года, а в Европе в районе 6 лет. Да это вам не двухдневные тренинги по психосоматике.

Ну а в заключении скажу, что я выбрал гештальт во многом потому, что я отвратительный клиент для психотерапии, и за всю мою жизнь наверно только на гештальте я что-то почувствовал и только гештальт оказал на меня влияние. Ну и конечно мне близка сама неформальная и антисоциальная фигура Фрица Перлза. Так что, завершая видео я закончу рассказ о его биографии.

Фриц Перлз был открыто маргинален, и проявлял свою маргинальность при всякой возможности — и в частной жизни, и на публике. Он не преклонялся перед социальными условностями и всегда прямо, а иногда и грубо выражал то, что чувствовал. Поэтому он был постепенно отвергнут многими своими коллегами.

Он никогда не строил из себя ни великого мудреца, ни пророка, охотно принимая вид безграмотного невежды. Однако конформистская Америка 70-х годов не была готова к восприятию его провокационного вольнодумства. В постепенно его деятельность уходит в небытие

Но 75-летнего Перлза однажды находит репортер из журнала «Лайф», и помещает его фотографию на обложку. В конце каждой недели, в выходные дни, Перлз устраивает показательные сеансы и беседы о новом, свободном и «воплощенном в тело» стиле жизни

А на этом все, подписывайтесь на канал, приходите ко мне на консультации и на обучение, покупайте мои книги и делитесь видео с друзьями если оно было вам интересно и полезно.

Фриц Перлз умер в возрасте 76 лет после ранее проведенной операции на сердце. Незадолго до смерти он работал над двумя книгами — «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии». Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году.

И ими я рекомендую насладиться и вам.

Исследования эффективности

  1. Эффективность гештальт-терапии - Orlinsky, D. E.; Grawe, K.; Parks, B. K. (1994), "Process and outcome in psychotherapy: Noch einmal", in Bergin, A. E.; Garfield, S. L. (eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change, John Wiley & Sons, pp. 270–376. - Elliott, Robert K. and Greenberg, L.S. and Lietaer, G. (2004)
  2. Research on experiential psychotherapies. In: Bergin and Garfield's Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. John Wiley & Sons Inc., New York, USA, pp. 493-539 - Wagner-Moore L.E.
  3. Gestalt therapy: past, present, theory, and research. Psychotherapy Theory Research & Practice 41(2): 2004. pp. 180-189 - Johnson and Smith. “Gestalt Empty-Chair Dialogue Versus Systematic Desensitization in the Treatment of a Phobia.” (1997).
[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: психотерапия, психолог, психологическая помощь, гипнотерапия, гипноз, гештальттерапия, гештальт, фриц перлз, цикл контакта, осознанность, прерывания, обучение гештальту, техники гештальт, гештальт подход
Комментарии
Юлия Чурина
Интересное пояснение темы,достаточно прочитать один раз, чтоб понять всю суть)
№1 | 17 декабря 2022
Сипягин Артём Анатольевич
Кстати, не все начинающие психологи-практики понимают разницу между гештальт психологией и гештальт-терапией. И называют себя гештальт психологами)
Статья объемная, еще буду к ней возвращаться.
№1 | 17 декабря 2022
[ добавить комментарий ]