Нарциссизм в Селф-психологии Хайнца Кохута

Мой блог / Просмотр публикации

Хайнц Кохут построил свою деятельность на основе наблюдения за необычными пациентами. Они жаловались на внутреннюю опустошенность, борьбу с самим собой, потерю смысла жизни и при этом их симптомы не походили ни на симптомы невроза, так как у них не наблюдалось невротических конфликтов, ни на психозы. Именно этим пациентам мы сейчас и приписываем нарциссическое расстройство личности

Это состояние было описано, еще Фрейдом, когда он говорил о первичном нарциссизме младенца, который всемогущ и управляет окружающими, прежде всего, своей матерью. При этом Фрейд ссылался миф о юноше Нарциссе, который влюбился в свое отражение и умер от безответной любви к самому себе (превратившись в цветок). Это явно отражает нарциссическую проблематику о невозможности Нарцисса быть в контакте с другими и поглощенность самим собой.

Однако, если описание Фрейда и было применимо к данной болезни, то вот практика классического психоанализа в отношении таких пациентов не удовлетворила Кохута. Он заметил, что такие пациенты не склонны принимать интерпретаций терапевта и его также не удовлетворял фрейдовский диагноз вытесненной сексуальной и агрессивной энергии.

Исходя из клинической картины Хайнц Кохут заключил, что нарциссы – это люди не способны выстроить контакт с другим объектом, а следовательно причина проблемы здесь кроется в их я или самости и ее внутренней изоляции.

Кохут также подметил что это состояние излечивалось, только тогда, когда пациенты в течение продолжительного времени чувствовали, что аналитик их по‑настоящему понимает. Он обнаружил, что ключом исцеления является не интерпретация, а глубоко эмпатическое слушание, проще говоря выздоровление достигается тогда, когда нарциссические потребности пациента во внимании полностью удовлетворяются и он наконец получает возможность обратить внимания на внешний объект.

Соответственно Кохут предположил, что такой результат является естественным для большинства людей, которые адекватно проходят стадии развития их Эго, в то время как нарциссы фиксируются на стадии образования связи с объектом, что и приводит к болезни. Отсюда и родилась периодизация стадий развития по Кохута.

 

 

Стадии развития

Как можно понять из вышесказанного, Хайн Кохут рассматривал нарциссизм как одну из стадий развития личности человека, а следовательно, в отличии от большинства авторов, нарциссизм выступал для него как естественное нежели болезненное состояние.

При этом этот самый нарциссизм он рассматривал лишь как одну из стадий в развитии я человека или его самости, понятие о которой и легло в основу всей его селф-психологии.

Самость или селф – это истинная суть человека, которая нуждается во внешних объектах, позволяющих человеку переживать свою целостность, и проходит ряд стадий в своем развитии.

Описывая же стадии развития, он говорит прежде всего о развитии интегративности Эго продолжая идеи заложенные когда-то Мелани Кляйн и отсюда выделяет три стадии.

Первая стадия - фрагментированная самость (примерно до полугода, т. е. до окончания симбиотической стадии).

Эта стадия состоит в разрозненности и фрагментарности мира ребенка, когда все элементы в его психики рассматриваются как раздельные и фрагментированные. Например, издавая крик, ребенок может не осознавать, что это его собственный крик, а воспринимать его как бы отдельно от себя, не являясь его инициатором. Также и с телесными ощущениям, так, какие-то части тела, например, гениталии, тоже не связаны с я и необходима какая – то активность и исследование тела, чтобы эти части тела были присвоены как свои.

Однако, ребенок начинать активно исследовать мир и себя, а также взаимодействовать с матерью, что активирует в его психики интегративные процессы, в результате чего он и переходит на стадию формирования нарциссизма.

Это стадия архаичной грандиозной целостной самости, которая длиться примерно до пяти лет, т. е. до завершения Эдипова конфликта;

На этой стадии ребенок испытывает полное слияние с самим собой и с матерью. Его внимания полностью направляется на самого себя и свои потребности. При этом он может манипулировать матерью с целью их удовлетворения.

И в этом смысле важной идеей является концепция Кохута о двух типах либидо, Одно из которых нарциссическое либидо, направлено на самого себя, а другое объектное либидо, связанное с взаимодействием с внешними объектами.

Так вот помимо того, что у ребенка имеется два вида либидо, так еще и на этой стадии выделяется два типа структур это структура грандиозного инфантильного Я и зеркальная структура - всемогущий, идеализированный Я-объект.

Если в здоровом состоянии, с внешними объектами у нас связывается объектное либидо, то на данном этапе, Идеальный-Я объект все равно связывается с нарциссическим либидо.

Это опять же связано с состоянием слияния. Проще говоря, ребенок воспринимает, например маму, то есть идеальный объект, как часть самого себя, и потому не относится к ней как к внешнему объекту, а потому направляет на нее нарциссическое либидо.

Ребенок чувствует, что другой это не отдельный человек, а именно Я-объект или его собственная часть и ожидает, что сможет контролировать эту свою часть, также как мы с вами контролируем руки или ноги.

Когда ребенок вкладывает свое нарциссическое либидо, он требует от объектов, то есть других людей такого же нарциссического отражения, проще говоря он требует от других собственной идеализации, что происходит за счет двух нарциссических процессов.

Первый из них – это отражение, при котором младенец смотрит на мать и видит свое «я» отраженным в ее радостном взгляде. В этом случае ребенок как будто говорит про себя: «Ты видишь меня чудесным. Значит, я чудесен».

Второй нарциссический процесс – это идеализация, которая начинается с узнавания ребенком своего родителя или другого любимого человека.

В этом случае качества собственного «я» – доброта, совершенство, всесилие, значимость – проецируются на этого человека, так что ребенок как бы может сказать: «Я вижу тебя чудесной и нахожусь рядом с тобой; значит, я тоже чудесен».

Идея здорового развития сводится к тому, чтобы на данной стадии эти процессы происходили в полной мере и в полной мере удовлетворялись нарциссические потребности ребенка. Так, каждый ребенок нуждается в идеальном образе своего родителя, каждый ребенок верит, что мама и папа обладают всеми качествами совершенства и они способны избавить ребенка от всех неприятностей.

Со временем ребенок производит интернализацию отношений с я‑объектами таким образом, что он сможет осуществлять операции отражения и идеализации внутри себя, когда не будет такой жесткой необходимости во внешнем объекте, а сами внешние объекты начнут восприниматься более адекватно.

Такого адекватное восприятие возможно в силу накопления ребенком жизненного опыта, когда он начинает узнавать реальные качества объекта и это узнавание всегда разочаровывает.

Кохут считал, что суть травматизма зависит от интенсивности такого разочарования.

Для обеспечения нормального развития, такого разочарование должно происходит постепенно, а родители должны помогать ребёнку справиться со своими чувствами. Если это удается, постепенно часть либидо изымается из идеализированного Я-объекта и становиться частью внутренней психической структуры. Если это происходит таким образом, то у ребенка формируется достаточно сильное Эго, которое способно нейтрализовать действия инстинктов и справляться с тревогой, формируя адекватную самооценку и представление о самом себе.

Проще говоря, пока возможность для идеализации остается открытой, она поддается коррекции. Если же разочарование происходит резко и сразу, у ребенка формируется слабое Эго и соответственно пониженная самооценка. Такое часто происходит в так называемых фасадных семьях, где к ребенку предъявляется невыполнимые требования, когда что скажут люди важнее, чем то, что происходит у нас внутри, например, когда родители заставляют ребенка хвалиться перед своими друзьями его достижениями или когда не дают возможности проявлять себя на людях.

Получается, что чувствовать себя нужным ребенок может только если он демонстрирует желаемое поведение.

В дальнейшем такой человек делает с другими тоже самое что делали с ним и откликается только тогда, когда другой ведет себя так как хочет он. При этом поскольку в нас закрепляется то, что поддерживалось родителями, ребенок отказывается от большой части себя.

Неправильное поведение поддерживается холодом, агрессией или игрой в молчание, когда родитель долго обижается. А ребенок нуждается в контакте или принятии и очень болезненно это переносит.

При этом Кохут говорил о том, что в зависимости от периода, в котором наступила травма могут формироваться нарциссические нарушения разного уровня.

  1. Так, самые ранние нарушения отношений приводят к общей слабости структуры Эго. Это нарушения, проявляющиеся в низкой толерантности к стимульной фрустрации. При этом, очень незначительные стимулы и эмоции, которые приходят изнутри или извне при отношениях людей могут приводить к сильной тревоге дезинтеграции и запускать в действие психотический механизм.
  2. Более поздние — но пока еще доэдиповы — травматические нарушения отношений препятствуют формированию базисной структуры психического аппарата, связанной с контролем влечений. В этом случае возникает пограничная личностная организация, когда человек очень слабо контролирует свои аффекты и крайне уязвим к депрессиям.
  3. Наконец, третья группа нарушений относится к Эдипову периоду и связана по большей части с вопросами половой дифференциации, гендерной идентичности, сексуальной жизни и соперничества.

Если же говорить в целом, то при нарциссизме человек всегда будет находиться в поиске внешних идеальных фигур чтобы отыскать в другом собственные отторгнутые нарциссические потребности, надеясь получить поддержку и руководство.

Однако, по мнению Кохута даже при здоровом прохождении стадии нарциссизма, сам этот нарциссизм полностью не исчезает, наступает стадия зрелого взрослыого нарциссизма, которая протекает до конца жизни человека.

На этой стадии мы имеем то что обычно называют здоровым нарциссизмом, то есть позитивную самооценку, самоуважение и самолюбие, гордость за свои достижения.

Именно такой нарциссизм является основой творческой креативности у зрелой личности.

Вывод о наличии такого нарциссизма Кохут сделал исходя из своего опыта работы со здоровыми людьми, у которых, однако проявлялся нарциссический перенос.

 

Нарциссический перенос

Если Фред считал, что у людей с нарциссическим неврозом не возникает переноса в полном смысле этого слова то Кохут все же смог выявить «переносоподобные явления» у нарциссов.

Он заметил, что эти люди могут оставаться в длительных отношениях и развивать глубокие привязанности, если они будут чувствовать, что их нарциссические потребности хотя бы частично удовлетворяются во взаимодействии с людьми, в том числе с аналитиком.

Такие потребности, по сути, повторяют основные нарциссические процессы, то есть включают в себя потребность в идеальном я объекте, потребность в отражении и потребность быть похожим на других. Отсюда и формируется три основных типа нарциссического переноса.

  1. Отражающий перенос, когда пациент пытается исправить свои дефекты, воспринимая терапевта как человека, полностью очарованного пациентом. Пациент испытывает неутолимую потребность рассказать о каждой подробности своей жизни.  Он ожидает от аналитика и от других значимых людей то, что их нарциссические потребности будут адекватно отражаться и, что им будет обеспечен постоянный эмоциональный импатический отклик.
  2. Идеализирующий перенос -пациент превращает аналитика в человека, достойного благоговения и восхищения, а затем начинает ощущать собственную важность и значимость как результат их отношений.
  3. Близнецовый перенос - пациент фантазирует, что он и аналитик являются в некотором роде равноправными партнерами, совершающими совместное путешествие по жизни. В этом случае пациент более не чувствует себя одиноким или опустошенным. 

Потребность быть похожим на других, более зрелая нарциссическая потребность, которая позволяет почувствовать себя включенным, принадлежащим к другим людям, для ощущения «я такой же, как другой». Данная потребность, как заметил Кохут, особенно развита у людей с шизоидными чертами личности.

 

Психотерапия нарциссизма

Как было понятно из теории, основная проблема нарциссических пациентов состоит в том, что когда-то не были удовлетворены их нарциссические потребности, родители не дали им достаточно внимания, принятия, и уважения, и теперь пациент старается восполнить этот вакуум за счет других людей, которые бы поощряли их грандиозное Эго.

Именно этим и занимался Кохут, считая, что таким пациентам необходимо дать максимум заботы, эмпатии и внимания, в целом в независимости от типа переноса. 

Перенос и взаимоотношения, которые он порождает, принимаются и понимаются аналитиком, и в результате пациент может постепенно интернализовать личность аналитика.

И теперь несмотря на то, что внутри нет поддерживающего объекта папы или мамы, вместо него выступает внутреннее представлении о психоаналитике.

В итоге психическая организация, которую пациент не смог осуществить с родителями, теперь успешно структурирована, а его здоровье восстановлено

Главным же инструментом в работе с такого рода нарушениями будет являться не психоаналитическая интерпретация, а постепенная интеграция инфантильного грандиозного Я и формирование более целостного, зрелого Я за счет эмпатии и вчувствования.

Слабость эмпатии со стороны аналитика ведет к фрагментации грандиозного Я, нарциссическому гневу, тревожности, и даже более тяжелым состояниям деперсонализации и патологической регрессии с холодной параноидной грандиозностью.

В каждом таком случае аналитик вместе с пациентом исследуют, когда и как аналитик не проявил эмпатии и как это соотносится с травматическими ситуациями в прошлом, что постепенно позволяет восполнить внутренний дефицит. 

 

Выводы и Селф-психология

Сложно говорить о теоретическом вкладе Кохута, так как его теория как и любая глубинная теория не поддается эмпирической проверки, однако, конечно он внес огромный вклад в положения психоанализа и его технику.

Создавая свою селф, психология он обозначил важную проблему интеграции эго, говоря о том, что человек всегда стремиться создать целостную структуру своего я или селф, а проблемы возникают тогда, когда это селф распадается на части. И это стало принципиально иным взглядом нежели рассмотрения личности в рамках инстинктивных потребностей.

Кохут же внес вклад и в технику психоанализа внеся туда элементы эмоционального участия и эмпатии, что конечно расширило горизонты холодных и безучастных психоаналитиков.

Сегодня работы Кохута являются классическими и входят во многие пособия по психоанализу составляя базовые знания для психоаналитиков и развивая теорию объектных отношений и концепции Мелани Кляйн.

 

 © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, нарциссизм, психическое расстройство, хайнц кохут, селф-психология
Комментарии
Котляров Дмитрий Сергеевич
Очень информативно у вас получилось и глубоко. Прочёл с удовольствием!
№1 | 1 августа 2021
Ольга Бычкова
со всем согласна. Всё верно написано. Спасибо вам.
№1 | 2 августа 2021
Татьяна Филиппова
Спасибо за текст и видео, пересмотрела несколько раз. Просто о сложном.
№1 | 6 февраля 2023
[ добавить комментарий ]