Двухфакторная теория эмоций Шехтера - Сингера

Мой блог / Просмотр публикации

В прошлой статье мы поговорили с вами о том, что же представляет из себя внутренняя энергия в глубинной психотерапии и узнали, что это не более чем стресс выражающийся во внутреннем напряжении возбуждение и тревоги, под влиянием определенных гормонов. Мы также узнали с вами, что энергия может фиксироваться на тех или иных объектах или способах разрядки, что происходит за счет формирования условного рефлекса. Однако для обоснования глубинной терапии нам надо обсудить еще несколько вещей, например, то способна ли наша внутренняя энергия переходить в различные формы нашей психической жизни и в данном ролике мы, в частности, поговорим об эмоциях.

В этом видео нам необходимо доказать, что наше внутреннее недифференцированное возбуждение способно переходить в различные типы эмоций и этот факт действительно был обоснован в двухфакторной теории эмоций Шехтера-Сингера.

Шехтер и Сингер предположили, что эмоции является следствием познавательной интерпретации недифференцированной телесной активации.

Исходя из этого положения ученые выделили два компонента в процессе образования эмоций

Во-первых, физиологическое состояние, а в частности, возбуждение организма;

А во-вторых, познавательные процессы, по сути, интерпретация данного возбуждения, исходя из ситуации.

Благодаря этим двум компонентам данная концепция и получила название "двухфакторной". А для обоснования своей теории ученые решили провести эксперимент, в котором можно было бы манипулировать данными переменными.

Для этого испытуемым вводился эпинефрин или проще синтетический адреналин, а также изменялась информация, которую получали участники эксперимента, например, одним говорили о содержании инъекции, а другим что просто вкололи физраствор. Менялось и эмоциональное состояние их партнеров. Так испытуемые должны были наблюдать актера, который прочитав письмо реагирует либо радостью, либо гневом. Таким образом испытывая одно и тоже физическое возбуждение, испытуемые могли интерпретировать его совершенно по-разному.

В итоге гипотеза ученых подтвердилась люди испытывая одно и тоже физиологическое состояние возбуждения действительно ощущали разные эмоции в зависимости от ситуации.

Если испытуемые не могли объяснить свое возбуждение иначе, они интерпретировали его исходя из ситуации, т.е. они начинали чувствовать гнев или радость в зависимости от от поведения человека за стеклом.

Если им давалось альтернативное объяснение, т.е. им говорили о том, что им вкололи адреналин, то они не испытывали эмоций.

Ну и наконец если им вкалывали физ. раствор, то они также не испытывали эмоций. При этом в одних и тех же обстоятельствах индивид отвечал той интенсивностью эмоций, в которой он был и физически возбужден.

Данные результаты позволили ученым утверждать, что ведущим в формировании эмоций является именно когнитивный компонент и данные результаты, как бы это печально не звучало не подтвердились.

  1. Во-первых, потому что не все эмоции под собой несут одинаковое возбуждение, например, злость и страх могут возникать по разным моделям.
  2. Во-вторых, попытки повторить исследования часто сводились к тому, что люди впадали в негативное состояние нежели как-то иначе интерпретировали свои чувства.
  3. В-третьих, теория не работала на людях с чрезмерным возбуждением, например, на людях с высокой тревожностью или в состоянии сильного стресса.

Однако, если мы посмотрим глубже, то эти результаты не наносят большого урона теории, и она вполне позволяет объяснить нам многие теоретические аспекты в глубинной психотерапии.

  1. Во-первых, она показывает, что так или иначе наша интерпретация и наше осознание нашего внутреннего возбуждения, и тревоги влияют на те эмоции, которые мы испытываем.
  2. Во-вторых, она показывает важность формирования у человека представлений о собственных эмоциях, типичный пример, это когда ребенка в детстве не научили правильно переживать обиду, или грусть и теперь уже взрослый человек не способен отреагировать данные чувства.
  3. В-третьих, данная теория показывает возможность когнитивного влияния на выражение эмоций, здесь, в частности, я имею в виду, запреты, которые могут у нас возникать в течении жизни. Например, запрет в стиле не плач и не ори, не просто останавливает нас от выражения данных эмоций, но и заставляет нас действительно не испытывать их.
  4. В-четвертых, это приводит к утверждению теории диссоциации, которую мы еще будем обсуждать. В данном случае я имею в виду, что человек вполне способен вытеснять и диссоциировать телесное возбуждение и свои эмоции. Например, такое происходит в случае алекситимии, что тоже часто связано с запретами.
  5. Ну и, в-пятых, данная теория говорит нам о важности осознавания и дифференциации в процессе психотерапии, а это основные механизмы исцеления, в глубинном направлении которые позволяют человеку осознавать и отреагировать свои чувства и свое внутреннее напряжение.

Таким образом, мне кажется, вы получили достаточное основание для понимания того, как внутренняя энергия в глубинной психотерапии переходит в различное психическое содержание типа эмоций и чувств, и как она фиксируется на тех или иных объектах. Далее нам необходимо обсудить, откуда берутся механизмы защиты психики, что происходит во время травмы и как работает диссоциация.

 

 © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, шехтер-сингер, двухфакторная теория эмоций
Комментарии
Наталья Ахмедова
Очень интересная подача, ценного материала
№1 | 30 июля 2021
[ добавить комментарий ]