Альфред Адлер и индивидуальная психология

Мой блог / Просмотр публикации

Изначально Альфред Адлер, как и другие ученики Фрейда придерживался его идей по поводу сексуальной энергии, которая и движет жизнью человека, однако в процессе своей практики о стал замечать странную вещь…

Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы.

В последующем он часто приводил историю греческого философа Демосфена, который будучи заикой решил избавиться от своего недуга и таким образом стал одним из лучших ораторов своего времени.

Сам Адлер назвал этот процесс компенсацией, который состоит в стремлении человека компенсировать свои недостатки.

Но, что важнее это то, что Адлер показал, что процесс компенсации имеет место и в психической сфере. Люди не просто стараются компенсировать реальную недостаточность того или иного органа, но у них появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.

И именно здесь появляется одна из главнейших заслуг Альфреда Адлера состоящая в том, что он одним из первых обратил внимание на значимость именно социальных факторов. Именно исходя из социального взаимодействия и формируется наше чувство неполноценности. Отсюда он и вывел своё представление о двух основных движущих силах.

Адлер решил исследовать человеческую тенденцию компенсировать свои недостатки и, как и все психоаналитики он увидел ее основные причины в нашем детстве.

По мнению Адлера ребенок – это самое неприспособленное существо на свете. Рождаясь, он полностью зависит от родителей и сравнивает себя с ними. И, конечно, здесь и возникает первое представление о собственной неполноценности. Именно это представление и становится основным источником энергии человека для преодоления себя и компенсации своих недостатков. И именно отсюда возникает так называемое стремление к превосходству, которое определяет последующую жизнь человека.

Именно конфликт между чувством неполноценности и стремлением к его компенсации движет жизнью человека.

Причины комплекса неполноценности

В целом можно сказать, что чувство неполноценности — это нормальная человеческая тенденция, однако, как утверждал Адлер ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. И у Адлера можно найти три основных фактора провоцирующих появление данного комплекса: реальный дефект, стиль воспитания и порядок рождения.

  1. Дефект того или иного органа. Дети, имеющие дефект того или иного органа, будут постоянно сравнивать себя с другими и замечать, что они отличаются от большинства людей, что и приведет к чувству неполноценности. Например, заикающаяся девочка может начать думать, что ее никто никогда не полюбит, просто потому что остальные не заикаются. Но причиной неполноценности могут быть и стили воспитания
  2. Гиперопека. Дети, которых чрезмерно балуют, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. 
  3. Гипоопека. Тоже и с гипоопекой то есть с отвержением со стороны родителей. Родительское пренебрежение может стать причиной появления у ребенка комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. 

Адлер также заметил, что на возникновение чувства неполноценности влияет не только характер воспитания, но и порядок рождения ребенка в семье.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит ребенка к соперничеству с отцом. Такой ребенок слишком долго находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него не формируются социальные навыки и часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Первенец (старший ребенок). Первенец как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием, но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение "монарха, лишенного трона", и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу.

Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его требования наказанием.

В результате первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры.

Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер.

Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о "борющемся младшем ребенке", как о возможном будущем революционере.

Чувство общности и социальный интерес

Мы уже с вами обсудили одну из первых мотивационных тенденций в жизни человека: стремление к превосходству, но Адлер выделял и еще одну тенденцию – чувство общности.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, заинтересованность в идеальном состоянии всего человечества как в конечной цели эволюции.

Именно чувство общности определяет социальный интерес ребенка, то есть то насколько он будет стремится к социуму или от него.

На формирование социального интереса влияет прежде всего мать ребенка, а затем остальные члены семьи. Именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние к развитию социального интереса или к его подавлению.

В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей.

Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными.

Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Отца Адлер рассматривал как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Схема апперцепции

В зависимости от сложившихся факторов детства у человека формируется так называемая схема апперцепции. Схема апперцепции — это аналог современного понятия когнитивной схемы и да когнитивными схемами пользовались уже тогда, а не только сейчас с появлением схемы терапии.

Так вот Адлер подчеркивал, что схема апперцепции это — личная концепция мира, определяющая поведение человека. Если некто верит, что моток веревок в темном углу — змея, то его страх может быть таким же сильным, как если бы змея и в самом деле была там. Тоже самое происходит и с нашими мнимыми дефектами.

Например, заика будет постоянно думать, что другие обращают внимание на его речь, хотя им она может быть безразлична. А человек, который был единственным ребенком в семье, может испытывать глубокую ревность и ощущение предательства к своим партнерам и друзьям, потому что искренне верит, что все внимание должно направляться именно ему.

При этом уже в свое время Адлер заметил. что схемы склонны подтверждать сами себя. И скорее всего если вы ревнуете своего друга вы в конечном итоге доведете его до того, что он вас бросит.

И Адлер умел использовать этот принцип в терапии. Один пациент пришел к нему с длинной историей жизненных неудач. Адлер объяснил ему, что эту «способность» терпеть поражения можно обратить себе на пользу. Он сказал: «Согласен, успех очень важен для вас, тогда почему бы специально не постараться проиграть, ведь тогда, согласно вашим собственным словам, вы почти наверняка преуспеете?». Это стало настоящим поворотным пунктом для человека, который не мог не рассмеяться над собой.

Фикционный финализм

В зависимости от того, как схема восприятие сформировалась у человека в детстве он склонен ставить те или иные жизненные цели. При этом по Адлеру цели могут быть реальными, которые проверяются действительностью и фиктивными, реальность которых проверить невозможно.

Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего.

С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции – вера в то, что Бог вознаградит людей на небесах за то, что они жили праведной жизнью.

Саму веру в Бога по Адлеру можно считать фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований.

С своей терапии Адлер и занимался тем, что исследовал фиктивные цели. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия клиента наполняются смыслом, и его "история жизни" приобретает дополнительное объяснение.

При этом Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не помогают в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить.

Сюда можно привести убеждения ипохондрика в том, что он болен, веру параноика в то, что его преследуют или, например убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными.

Никакие из этих идей не имеют реального основания, однако все они направляют жизнь человека. И именно такие фиктивные цели и пытался изменить Альфред Адлер. Ну а любознательный ум уже отметил, что это стало одной из основных предтечей работы с дезадаптивными убеждениями в когнитивной терапии.

Однако, есть у открытия фиктивных целей и иное значение, которое состоит в телеологическом подходе Адлера. Проще говоря в отличии от иных психоаналитиков, Адлер придавал наибольшее значение не прошлому субъекта, а его ожиданиям и стремлениям в будущем.

Стиль жизни и творческое «Я»

Альфред Адлер стал одним из первых гуманистов заявив, что человек всегда стремиться самореализоваться, в чем ему и помогает его творческое я.

Каждый из нас определенным образом на основе своего опыта и особенностей личности адаптируется к миру и это каждый раз происходит уникальным для нас образом. В итоге исходя из схемы апперцепции и жизненных целей у человека формируется так называемый стиль жизни.

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства как компенсации «комплекса неполноценности».

стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать.

Например, возьмем женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления – то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. При этом такая женщина будет меньше уделять внимание творчеству, общению и развлечениям.

Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Он постоянно ходит в спортзал при этом, не утруждая себя интеллектуальным развитием.

Виды компенсации

В итоге по Адлеру степень здоровья человека определяется двумя тенденциями это социальный интерес и стремление к превосходству. В зависимости от комбинации этих параметров Адлер выделяет 4 вида компенсации.

  1. Первый тип — это неполная компенсация с высоким социальным интересом, когда человек неспособен полностью компенсировать свой дефект. Например, это верно для людей с физическими дефектами. При развитом чувство общности такие люди меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, от которых они не чувствуют отгороженности. Например, сюда можно отнести людей с инвалидностью, которым удалось найти свое место в обществе
  2. Неполная компенсация с низким социальным интересом. При неразвитом чувстве общности такие люди скорее уходят в социальную изоляцию. Неполная компенсация способствует возникно­вению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напря­женным. Это часто приводит еще и к так называемой мнимой компенсации, когда человек не пытается избавиться от своего недостатка, а наоборот спекулирует на нем. Он пытается вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого привилегии. Такой вид компенсации по­рочен: он останавливает личностный рост, формирует неадекват­ную, завистливую, эгоистичную личность.
  3. Полная компенсация, когда человеку удается полностью преодолеть свой недостаток и использовать это в социально приемлемом русле. Примером такой компенсации для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание и Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость
  4. Гиперкомпенсация, т.е. компенсация при низком социальном интересе. В этом случае стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности используют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах. В итоге, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может быть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект. Другой, наоборот, считает, что он должен показать все, что он знает, и делает это при каждом удобном случае. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что он не в состоянии принять себя и что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда унижает других.

 

Типы характера

В процессе своей работы Адлер заметил, что различные сочетания способов компенсации и жизненного стиля можно классифицировать, выделив несколько типов характера в зависимости от того как человек разрешает три жизненные задачи: дружбу, работу и любовь.

Эти три типа характера также определяется двумя критериями: социальным интересом и уровнем активности. 

Понятие "степень активности" совпадает по значению с современными понятиями "возбуждение", или "уровень энергии". Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы.

Первые три типа характера Адлер считал невротическими, так как им сопутствует малый социальный интерес, однако они различаются по степени активности: это управление, получение и избегание

  1. Управляющий тип.Это Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера таких людей.
  2. Берущий тип – это люди которые относятся к миру паразитически и удовлетворяют свои потребности за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания.
  3. Наконец, у избегающего типа - нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения задач.

Адлер выделял и здоровый тип поведения – социально-полезный. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении. Он воспринимает работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы и осознает, что решение этих задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад.

Техники работы с клиентом в индивидуальной и аналитической психотерапии А. Адлера

Как вы уже могли понять, Адлерианская терапия имеет много общего с современной когнитивной терапией, а также в ней появилось множество техник, которые сейчас приписывают эриксонианской терапии. Так вот исходя из описанных взглядов цели коррекции адлерианской терапии сводятся с следующим пунктам

  1. снижение чувства неполноценности;
  2. развитие социального интереса;
  3. коррекция фиктивных целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Эти цели достигаются за счет работы с когнитивной сферой клиента. Основная задача – найти ошибку в его "картине мира" клиента из-за которой возникают психологические проблемы, например, стремление доминировать; вера в то, что общество не примет; отказ от самореализации.

В итоге первый этап работы Адлера сводился к анализу проблемы клиента. Здесь он мог расспрашивать об основных особенностях его детского развития.

Например, сейчас применяется так называемый опросник семейного созвездия, который содержит вопросы типа: "Как ваш отец относится к детям?"; "Кто был любимым ребенком в семье?"; "В каких отношениях вы были с отцом и матерью?"; "Каким ребенком вы были?" Смысл подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Еще один опросник называется "Раннее воспоминание". Здесь клиента спрашивают о его наиболее раннем или наиболее ярком воспоминании. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; одиночество или включенность в группу; центральное чувство.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других

Ну и, конечно, применялся Анализ сновидений. Но если Фрейд говорил, что во снах реализуются прошлые потребности клиента, то Адлер, наоборот, настаивал на том что сны отражают как бы подготовку к будущему и направлены на реализацию ожиданий. В сновидениях представлены фрустрированные потребности, но не столько как индикатор старой проблемы, сколько как попытка ее решить, просто само сновидение порой использует образы именно из прошлого.

Поэтому, например, сложное испытание во сне может замещаться школьными экзаменами. Или в ожидании неудачи человек во сне спотыкается, падает, наталкивается на препятствия и т.п.

Также и техника толкования А. Адлера отличается от фрейдовской и в содержании интерпретации сновидения. например, если Фрейд трактовал падение как символизацию полового акта, то Адлер рассматривал эту символику сквозь призму теории компенсации. Он показал, что полет может означать желание поднять свой статус.

При этом Адлер настаивал на индивидуальную трактовку символики сновидения. Например, однажды ему довелось наблюдать двух мальчиков, которые во сне желали быть лошадью. Однако, для одного это была символизация стремления нести груз ответственности за семью, а для другого — стремление обогнать других, быть первым.

В итоге врач должен постепенно довести до осознания пациента ложность его жизненной цели и жизненного стиля. Он шаг за шагом добивается все большего понимания пациентом своей жизненной цели в ходе обсуждения его личных проблем, жизненных неудач и болезненного поведения. 

Здесь, например применяется техника подведения итогов. В частности, по каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в картине мира. Сюда относятся гиперобобщения типа: "Нет в жизни счастья"; неосуществимые цели, например: "Я хочу нравиться всем"; ошибочное восприятие жизненных требований, например: "Все несправедливы ко мне"; отрицание собственной  ценности типа: "Я – конченый человек"; мнимые ценности, например: "Главное – добиться своего, неважно, какой ценой".

Затем врач должен подвести пациента к пониманию того, насколько жизненная цель и стиль жизни пациента противоречат действительной жизни и интересам общества.

Когда достигнуты осознание и принятие пациентом собственной личности, жизненной цели и стиля жизни, наступает третий этап психотерапии. Здесь пациент должен решить для себя, хочет ли он изменить цель и стиль своей жизни. Если он действительно желает это сделать, то врач должен помочь ему в его усилиях. 

Терапевт может предложить технику парадоксальной интенции – смысл техники состоит в многократном преувеличении нежелательной деятельности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Например, если клиент считает, что должен работать по 10 часов в день, можно предложить ему работать 15 часов. В результате клиент наверняка осознает абсурдность своих желаний

Действие "Если бы...". Клиенту предлагается действовать как если бы его цель осуществилась. Например, клиенту можно предложить представить, что он наконец получил миллионы за свою постоянную работу, и клиент может осознать, что деньги ему были не так уж и нужны.

Постановка целей и принятие обязательств. Здесь клиенту предлагается попробовать новый вид деятельности на определенный срок. Если все же цель не осуществляется или не приносит удовлетворения, ее можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.

Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации.

"Нажатие кнопки". Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие – приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние "нажатием кнопки", т.е. принимая решение о том, на каких образах или мыслях стоит сосредоточиться.

Избегание плакунчика". Смысл техники – не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент, в частности привычной поведенческой позиции типа: "Меня никто не любит, никому я не нужен". Психолог ни в коем случае не должен подкреплять эту позицию, наоборот, его задача – непрестанно поощрять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор самой позиции зависит от человека, от его свободного решения.

При всем при этом Адлер достаточно серьезно пересмотрел психоаналитический подход к терапии. Он отказался от анализа переноса, а также настоял на равноправии терапевта и клиента, теперь клиент не лежал на кушетки, а сидел лицом к лицу с терапевтом. Сама терапия сократила свои сроки и как правило ограничивалась годом, сеансы также стали короче.

Вклад Адлера в психологию

Несмотря на то, что Адлер не является столь же известным психологом как Фрейд, влияние на психологию он оказал не меньшее, если не большее.

Во-первых, именно он заложил гуманистические идеи психологии и восприятие клиента как уникальной личность. Именно он показал, что человек это не просто продукт какой-то детской истории, но творец, который сам строит свою жизнь в зависимости от своих ожиданий, убеждений и ценностей.

Во-вторых, как вы могли заметить, в его трудах берут начало многие положения когнитивной терапии, и мы можем найти прямую аналогию между работой со схемой апперцепции и фиктивными целями, и работой с когнитивными схемами и дезадаптивными убеждениями в когнитивной терапии.

Интересно, что Сам Адлер - стал ярчайшим пример своей теории. В детстве он был проблемным ребенком, плохо учился, все пророчили ему ужасную судьбу. Однако Адлеру удалось выбраться из болота собственных комплексов, стать врачом и основать целое течение в психологии, известное всему миру. 

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, Альфред Адлер, индивидуальная психология, комплекс неполноценности, самооценка
Комментарии
Наталья Ахмедова
Здравствуйте, очень информативная статья! Спасибо за такую работу
№1 | 1 июля 2021
Бондин Евгений Михайлович
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
Несмотря на то, что Адлер не является столь же известным психологом как Фрейд, влияние на психологию он оказал не меньшее, если не большее.
Очень люблю Адлера. Как говорят, «Адлер - это самый цитируемый психоаналитик, имени которого не упоминают»
№1 | 6 июня 2022
[ добавить комментарий ]