Детский психоанализ и теория объектных отношений по Мелани Кляйн

Мой блог / Просмотр публикации

Мелани Кляйн была достаточно несчастным человеком. Она пережила несколько трагичных смертей своих сиблингов и отца, после чего стала достаточно депрессивной. Это наложило отпечаток на ее отношения с собственными детьми, которые в какой-то момент просто перестали с ней общаться и даже не пришли на ее похороны.

Особенности ее личности в итоге вылились в идеи о существовании у ребенка депрессивной позиции, а также в ее акценте на негативных качествах ребенка в виде агрессии, жадности и зависти.

И чтобы теория Мелани Кляйн не казалась вам абсолютным безумием которая состоит в отношениях ребенка с материнской грудью, стоит напомнить о том, что вообще такое психоанализ.

А психоанализ – это во многом про взаимоотношения с различными объектами в детстве, которые затем проецируются на любые другие отношения уже во взрослом возрасте.

Сами такие отношения с базовыми объектами по мнению психоаналитиков формируются проходя через ряд стадий и этапов развития и соответственно фиксация на тех или иных стадиях и определяет характер последующей жизни человека.

Так вот Мелани Кляйн и занималась процессом формирования объектных отношений начиная с самих ранних периодов развития ребенка, тем самим став пионеркой в данном направлении исследований, а также в детском психоанализе.

Паранойяльно-шизоидная позиция

Кляйн выдвинула теорию о двух стадиях, а точнее о тенденциях развития ребёнка, которые она назвала шизоидно-паранойяльной и депрессивной позициями.

От рождения до 3 месяцев ребёнок находится в шизо-параноидной позиции. Для этой стадии характерны два основных механизма, которые выходят из самого названия стадии. Первый механизм связан с шизоидностью, то есть с диссоциацией или расщеплением

Наблюдая за маленькими детьми, М. Кляйн выдвинула предположение, что дети далеко не с самого рождения способны воспринимать окружающие их предметы и самих себя целостно; кроме того, они неспособны отделять внутреннее от внешнего.

Например, мать воспринимается не как единый объект, а как множество «материнских объектов» типа лицо, глаза, руки, грудь и т.д. Причем каждый такой частичный объект может распадаться на «хороший» и «плохой». Если объект доставляет удовольствие, то младенец воспринимает его как «хороший».  Если же объект становится источником фрустрации, то для младенца он – «плохой» и враждебный.

Таким образом и формируются первые представления об объектах. И здесь надо понимать, что чтобы сформировать подобное представление ребенку необходимо поместить тот или иной внешний объект в свою собственную психику.

И это по Мнению Мелани Кляйн приносит ребенку страдание, ведь ребенок помещает в себя не только хорошие, но и плохие объекты и тогда собственная агрессия ребенка направляется на него самого.

Ребенок испытывает фрустрацию от пугающих объектов внутри себя и поэтому в его психике активируется другой механизм – механизм проекции, когда он переносит агрессивные тенденции обратно на внешний объект.

Например, если ребенка мучает голод, а мать его не кормит, то он, не умея еще отличить внешнее от внутреннего, воспринимает эту ситуацию так, что его атакует «плохая» грудь. Если же младенца кормят в избытке, то для него это – тоже «плохая», агрессивная, преследующая грудь. 

Таким образом, мир чётко разделяется для него на плохие и хорошие объекты, на " +" и "-", средних значений не существует.

Из хороших элементов опыта создается хороший поддерживающий внутренний объект. Плохие же части способствуют формированию внутреннего плохого объекта, который младенец не способен удерживать в своем внутреннем мире.

Сама Мелани Кляйн по-новому смотрит на проекцию и вводит новый механизм защиты психики – проективную идентификацию, из которого и взята вторая – паранойяльная часть в названии стадии.

В общем смысле Проективная идентификация — это бессознательная попытка одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с проекцией первого. Именно за счет этого механизма по Мелани Кляйн ребенок управляет матерью.  

И действительно ребенок не способен выражаться словами и что-то напрямую просить у матери. Тогда он начинает вести себя таким образом, чтобы мать сама угадала его желания, например, плакать или кричать, и в этом смысле он и приобретает идею контроля над матерью.

Тот же механизм сохраняется при фиксации на данной стадии и в этом случае взрослый человек бессознательно заставляет других людей вести себя в соответствии со своими проекциями.

Многим эта идея кажется удивительной, а кто-то даже спорит о реальности такого механизма, однако, на самом деле здесь нет ничего мистического и по-другому проективную идентификацию можно описать через когнитивный эффект Розенталя, когда человек неосознанно реализует свои мысли и убеждения.

Например, если один человек будет проецировать на другого агрессию, то он и сам начнет как бы агрессивно обороняться, чем вызовет уже реальную агрессию со стороны другого человека и подтвердит свою проекцию.

В итоге как следует из названия фиксация на параноидно-шизоидной позиции присуща тяжело нарушенным пациентам, страдающим психозами или тяжелыми пограничными и нарциссическими расстройствами.

Такие пациенты пользуются примитивными защитами типа расщепления и проективной идентификации, что и формирует их болезнь.

Например, психотик может видеть галлюцинации, которые на самом деле являются его проекцией или не признавать реальность воспринимая ее лишь как черное или белое. Пограничный же пациент имеет внутреннюю расщепленность и страдает от постоянной смены состояний.

Таким образом все эти защиты носят дезинтегрирующий характер, однако с самого начала телесное присутствие матери, привычный ритм ее сердца, запах, звук голоса и т.д. определяет возможность интеграционных процессов.

В итоге если развитие протекает без травм и идёт соответственно возрасту, то где-то в 6 месяцев ребёнок всё больше начинает понимать, что объекты содержат и положительные, и отрицательные стороны. Что это не две разные груди - одна кормит, другая - лишает еды, а что это один и тот же объект. И Ребёнок переходит на депрессивную позицию.

Депрессивная стадия

Депрессивная стадия состоит как бы в скорби по матери. Если предыдущий опыт ребенка был преимущественно плохим, и он пытался своей агрессией уничтожить «плохую» мать, то теперь выходит, что он одновременно пытался уничтожить и кормящую, «добрую» мать.

Отсюда, всякий раз вслед за вспышкой агрессии у ребенка возникает страх, что он мог уничтожить и свою «хорошую» мать тоже. Он начинает испытывать вину или в терминах Кляйн депрессию и старается ее загладить, т.е. сделать что-то, что могло бы восстановить «уничтоженную» им «хорошую» мать. 

Если этот этап развития ребенок переживает относительно спокойно, то у него развивается способность испытывать взаимность, благодарность, умение принимать и оказывать помощь. 

И так как здесь есть страх потери матери, то и этот этап становится прообразом переживания всех последующих потерь, которые человеку предстоят в жизни.

В итоге ребенок получает возможность воспринимать свои амбивалентные чувства к объекту и это значит, что Эго достаточно интегрировано и расщепление как защита утрачивает свою актуальность.

Это является важным шагом в развитии психики. Младенец начинает понимать, что его разрушительность имеет границы и не убивает любимый объект.

Он обретает веру в свою способность к любви и творческую силу. Может корректировать субъективные образы, сопоставляя их с внешними фактами.

Все большую роль занимает целостный образ матери. Таким образом здесь возникают признаки здоровой психики. 

Примитивные защиты типа расщепления, отрицания, всемогущего контроля включаются только в случае крайнего стресса, но и они в депрессивной позиции претерпевают изменения, скорее направляясь на отрицание значимых чувств.

По словам Кляйн депрессивная позиция никогда не приобретается единожды и навсегда, ни в детстве, ни в последствии. Мы постоянно теряем ее под влиянием стресса, и нам снова и снова нужно проделывать работу, направленную на то, чтобы ее восстановить

Детский психоанализ М. Кляйн

Мелани Кляйн была одним из создателей детского психоанализа. В то время полагали, что анализ с детьми до семи лет невозможен, а для более взрослых детей аналитические методы считались не вполне адекватными и их объединяли с поведенческими подходами. Однако сама Кляйн относилась к этому вопросу по-другому

Она рассматривала игру детей как аналог свободных ассоциаций взрослых, считая, что в игре ребенок выражает свои проблемы, опыт, желания, фантазии.

Кляйн обнаружила, что для возникновения переноса у маленького ребенка, как и у взрослого, необходимы соответствующие условия – сеттинг.

Ребенок приходил на прием пять раз в неделю на 50 мин. сессию. Игровая комната была устроена таким образом, чтобы он мог чувствовать себя максимально свободно.

У каждого пациента был ящик со своими игрушками, причем особый акцент делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло бы им выступать в качестве символов внутреннего мира ребенка.

Ранее было принято считать, что маленький ребенок имеет слабое и не сформировавшееся Супер-Эго, которое необходимо усиливать в процессе аналитической работы.

Кляйн же обнаружила, что, Супер-эго ребенка очень жесткое, даже жестокое, основанное на ранних фантазиях преследования, а, следовательно, нет необходимости в укреплении Супер-эго воспитательными методами, но, напротив, необходимо сделать его не таким жестким, чтобы оно было способно интегрироваться в Эго.

В итоге техника психоаналитической работы с детьми по М. Кляйн основывалась на интерпретации игры, которая отражает отношение ребенка со значимыми для него объектами.

Проговаривая с ребенком сюжет игры, аналитик упорядочивает детские влечения, делает их более управляемыми для ребенка, благодаря чему снижается его тревожность и агрессия, а психика становится более интегрированной

Выводы

Несмотря на то, что рассказанная мной лекция покажется несведущему читателю абсолютным безумием, все же нельзя совсем уж отрицать пользу теории Кляйн.

Да эта теория не имеет никаких оснований, при этом продолжая такие же необоснованные идеи Фрейда, и при этом она пытается объяснить с помощью каких-то витиеватых интерпретаций, все то, что намного легче и проще объясняется языком поведенческой психологии, ну например действие той же проективной идентификации.

Кстати из-за этих же интерпретаций этот ролик наверно был самым сложным для меня за последнее время, поскольку чтобы хоть немного понять о чем шла речь в теории требуется немало усилий и это при том, что я не рассмотрел достаточно большой части ее воззрений, например, как стадии связаны с либидо и как на депрессивной позиции разрешается Эдипов комплекс.

Однако, мы не можем не признать вклад Кляйн в изучение детской психики, особенно учитывая, что она является одной и прародительниц детского психоанализа. Она же стала одним из основателей теории объектных отношений крайне влиятельной на сегодняшний день и достаточно эффективной теории в психоанализе.

 

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, детская психология, детский психоанализ, мелани кляйн, стадии развития
Комментарии
Анжелика Богданова
Спасибо, подробно изучала ее труды.
№1 | 1 июля 2021
Наталья Ахмедова
Здравствуйте, спасибо за ценный материал. Интересно было почитать!
№1 | 1 июля 2021
Лола Олеговна Ведернова
Крутое видео!!! Понятнее еще никто не объяснял! 🔥 огонь! А Майка с принтом - вообще вау! Хочу такую же!!!!
№1 | 1 июля 2021
Авдеев Павел Сергеевич
Ведернова Лола Олеговна, Спасибо)
№1 | 2 июля 2021
Lonely Cat
А кто сказал, что идеи Фрейда необоснованны? Самоуверенный психолог из Москвы?
№1 | 1 октября 2021
Авдеев Павел Сергеевич
Lonely Cat, а кто сказал, что обоснованы? фиг пойми кто из комментов. Чтобы идеи были обоснованы, их надо экспериментально обосновать, чего в случае психоанализа сделано не было, о чем правда некоторым говорить бесполезно.
№1 | 5 октября 2021
[ добавить комментарий ]