Эрих Фромм и бегство от свободы

Мой блог / Просмотр публикации

Учение Альфреда Адлера, которое пролило свет на роль социальных факторов в психоанализе, заложило важнейший фундамент, на основе которого в 30-х годах 20 века появляется второе поколение психоаналитиков неофредистов. Именно у истоков этого течения и стоит один из величайших психоаналитиков Эрих Фромм

Фромм пошел намного дальше Адлера, поскольку принимал во внимание не только микросоциум субъекта, но и социально-культурную среду в целом.

Базовый конфликт

Базовый конфликт в теории Фромма базировался на понятии свободы. Он утверждал, что человек в процессе эволюции проходит ряд стадий развития общества и современный этап можно характеризовать как наиболее индивидуалистический.

Проще говоря, в современном мире нам практически не нужны другие люди, и мы можем делать что хотим и проявлять себя как хотим. По сути, мы получаем ту самую свободу

Однако, эта Свобода принесла человеку не только независимость и рациональность, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.

Эти два стремления к свободе и индивидуации с одной стороны и безопасности с другой и стали составляющими для базового конфликта, открытого Фроммом.

Экзистенциальные потребности человека

Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

  1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться и нести ответственность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
  2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании и создании нового в рамках культуры, труда и ответственности за детей. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
  3. Потребность в корнях. Эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. А В поздней зрелости человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. В итоге на протяжении всей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.
  4. Потребность в самотождественности. Все люди испытывают потребность тождества с самими собой, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они на самом деле. Люди с ясным осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни. Копирование же чьего-либо поведения не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности.
  5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Фромм особо подчеркивал значение объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то, в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. А возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера".

Социальные типы характера

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.

Фромм разделил их на два больших класса: 4 непродуктивных (нездоровых) типа и 1 продуктивный (здоровый) типы.

  1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без чужой помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных.
  2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно силой или хитростью. Они неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами этого характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
  3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они ригидные, подозрительные и упрямые. Но у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
  4. Рыночный тип считает, что личность оценивается как товар, который можно продать. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех.

Кроме отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость.

  • В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Механизмы бегства

По сути, все эти типы характера представляют из себя способы бегства от свободы. Фромм же решил описать какие конкретно механизмы используют люди, что отказаться от свободы и обеспечить свою безопасность.

  1. Авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я". Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими зависимость, подчиненность и беспомощность.Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.При этом у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать подчиненных.
  2. Деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
  3. Конформизм. Люди с конформностью становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют, как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Позитивная свобода - Вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Так, спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам.

Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению.

Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире.

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, фромм, психоанализ, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная
Комментарии
Вьюков Антон Сергеевич
Спасибо что напомнили о Фромме, очень давно его читал
№1 | 26 июня 2021
Вьюков Антон Сергеевич
Хотя есть конечно и критика в его адрес
№1 | 26 июня 2021
Михаил Белкин
Очень точный конспект!
№1 | 8 декабря 2022
[ добавить комментарий ]