Активное слушание и раппорт в психотерапии

Мой блог / Просмотр публикации

Стоит сказать, что конечно же построение отношений и доверия с клиентом совсем не ограничиваются механистическими приемами подстройки или активного слушания, ведь доверие это всегда нечто большее.

Часто для создания доверия банально требуется именно время, а также на появление доверия влияют личность, внешность и имидж терапевта, понятно, что мы скорее будем доверять людям более похожим на нас или психологам, у которых есть серьезные регалии.

Но самое главное, чем определяется доверие в психотерапии является как правило попадание в опыт клиента. Когда психотерапевт способен высказать то, что на душе у клиента, а также когда он непосредственно проявляет сочувствие и эмпатию. Однако для всего этого необходим крайне серьезный опыт терапии и это не те качества, которые берутся из ниоткуда или из простого обучения.

Именно поэтому на начальных этапах они подменяются именно механическими подстройкой и активным слушанием, которые как бы служат костылями, для последующего развития специалиста, когда ему даже не надо будет как-то подстраиваться, а клиент все равно будет чувствовать, что он заботятся.

И это тот идеал, к которому мы все должны стремится, а сейчас поговорим о начальных этапах о подстройке и создании доверия.

В жизни у нас используется несколько вариантов подстройки к человеку, это подстройка сверху, когда мы доминируем, подстройка снизу, когда мы подчиняемся, комплементарная подстройка, когда мы имеем те качества, которые хотел бы иметь другой человек и симметричная подстройка, когда мы демонстрируем свою похожесть на других людей. Для психотерапии такая классификация не совсем подходит, поэтому здесь я бы выделил три способа подстройки к клиенту: активное слушание, симметричная подстройка и подстройка сверху.

Понятно, что последняя используется редко и как правило только в случае классического гипноза и кодирования, но ее мы с вами тоже обсудим, но начнем мы с основного метода с активного слушания.

Активное слушание

Активное слушание — это основной метод подстройки в психотерапии, которые позволяет показать клиенту, что его слушают, его понимают и ему эмпатируют.

Активное слушание подразумевает определенную позу и положение тела. При активном слушание наше тело наклоняется к человеку, а голова склоняется немного на бок, таким образом мы как бы это странно не звучало, открываем ухо в сторону клиенту.

При активном слушание мы соблюдаем контакт глаз. В обычный жизни оптимальным является контакт глаз где-то 30% времени. Очевидно, что в терапии этот процент может быть намного выше. Правда, например, когда я проходил сеанс по клиент центрированной терапии там контакт глаз был все 100% и мне это показалось немного странным, но возможно и такой подход имеет смысл.

Далее используются различные фразы и знаки подкрепления слов клиента в стиле угу, ага, продолжайте или просто небольшие кивки головой. Все эти вещи поощряют клиента к самораскрытию и показывают ему что его слушают.

Используются возвратные фразы, когда мы просто повторяем те или иные значимые фразы собеседника. Например, если клиент говорит, вот у меня с моей девушкой также, как и с мамой, постоянно ругаемся и ссоримся не можем найти общий язык, терапевт может повторить, у также как с мамой, что направит разговор именно в это русло.

Используются обобщения и парафраз, когда мы как бы подводим итоги сказанного собеседником своими словами, например, правильно ли я понял, что ваши твои отношения с девушкой чем-то похожи на отношения с мамой.

Активно используются вопросы, как правило открытые, по теме речи клиента, так как они не только позволяют больше раскрывать клиента, но опять же демонстрируют ему ваш интерес к тому о чем он говорит.

Наконец, применяются различные эмпатические фразы, в стиле, да это тяжело, да мне бы в твоей ситуации тоже было плохо или мне, кажется, ты чувствуешь вину. Такие фразы позволяют актуализировать эмоции клиента и отреагировать их.

В целом активное слушание больше относится к подстройке снизу, так как во главу угла становится именно клиент, терапевт меньше говорит и больше слушает, и практически не использует местоимение я, чаще произнося ты или вы.

Симметричная подстройка

Второй вариант — это симметричная подстройка, которая стала известна большинству благодаря НЛП. Сразу скажу, что в реальности она выглядит намного проще, ведь нет никакой необходимости подстраиваться по всяким репрезентативным системам предикатам и прочему, потому что это просто на просто выдумки НЛПеров. Однако, подстраиваться по очевидным признакам все-таки имеет смысл, так как исследования показали, что это как раз работает.

Подстраиваться можно по позе, жестам, тону и скорости голоса, и в целом к скорости и темпу мышления и поведения клиента, по определенным словесным оборотам клиента.

Однако здесь есть ряд нюансов.

  1. Во-первых, не под все позы и не всегда стоит подстраиваться. Если клиент сидит в закрытой позе и смотрит в окно, то очень глупо делать тоже самое, надеясь, что вы потом используете ведение, откроете свою позу и он сделает тоже самое, скорее всего в реальности вы просто отстранитесь друг от друга и на этом закончиться вся терапия.
  2. Во-вторых, подстройка как правило очевидна, и, хотя часто это особо не влияет на процесс, некоторые клиенты могут решить, что вы ими манипулируете.
  3. В-третьих. Многие люди, а особенно НЛПеры верят, что подстройка это именно способ повлиять на собеседника, ведь он вам начинает доверять и следовать за вами. В целом, клиент действительно начинает вам чуть больше симпатизировать и ему становится чуть легче общаться с вами и понимать вас, но не более того.

Подстройка же используется скорее для самого терапевта, чтобы ему было легче понять, что происходит внутри у клиента, ведь приняв ту же позу и также изменив дыхание, нам намного легче будет и прочувствовать ту эмоцию, которую он испытывает.

 

Подстройка сверху

Подстройка сверху характеризуется большей активностью терапевта и его доминированием. Это проявляется и в поведении, и в действиях, когда клиент выступает лишь пассивным объектом. При этом терапевт дает четкие и однозначные формулировки и рекомендации, без какого-либо обоснования опираясь лишь на свою уверенность.

Также здесь намного большее значение имеют и внешний вид, и внешние атрибуты. Терапевт должен выгладить красиво ухоженно и богато. При этом терапевту дозволяется больше, чем клиенту, например, ему разрешено прикасаться к клиенту, а клиенту прикасаться к терапевту нельзя.

Терапевт использует широкие жесты и открытую позу, он активно самопредъявляется. При этом сама поза симметричная, а не как при активном слушании с наклоном. Ну и также используется контакт глаз, желательно немигающих, а упор идет уже на место имением я, «Например, Я даю тебе установку».

Опять же такое поведение используется редко, даже в самой гипнотерапии, но иногда оно необходимо, когда сам клиент приходит именно за этим, за тем, чтобы какой-то авторитет наставил его на путь истинный. Именно такая подстройка повысит в разы ваше внушающее воздействие.

В заключении опять же скажу, что все это были примеры механистической подстройки. И можно наблюдать сколько угодно НЛПеров которые идеально и по всем правилам подстраиваются под клиентов, но если вы хоть раз видели хорошую работу глубинного терапевта, вы понимаете, что она ни в какое сравнение с попытками спародировать кого-то.

Ведь любые внешние проявления и схожести являются лишь следствием внутреннего понимания и контакта, но не наоборот. А такой контакт достигается только с опытом.

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, раппорт, НЛП, активное слушание, подстройка, доверие
Комментарии
Коротина Светлана Юрьевна
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
опять же скажу, что все это были примеры механистической подстройки. И можно наблюдать сколько угодно НЛПеров которые идеально и по всем правилам подстраиваются под клиентов, но если вы хоть раз видели хорошую работу глубинного терапевта, вы понимаете, что она ни в какое сравнение с попытками спародировать кого-то.
Вот тоже об этом подумала...Видела порой попытки механистической подстройки в том числе в бизнесе. Невольно думала как это смешно выглядит, слово недавно человек прошел курсы НЛП. Естественность, и даже не идеальная подстройка, на мой взгляд выглядит более приятягательной и формирует больше доверия.
№1 | 11 августа 2021
Ольга Бычкова
спасибо вам за статью.
№1 | 11 августа 2021
Сабиров Салават Шамгунович
Спасибо. Да. Активное слушание - это один из самых главных истоков успешного консультирования.
№1 | 11 августа 2021
[ добавить комментарий ]