Эффект плацебо в психотерапии
Говоря об внешних общих факторах психотерапии, мы сосредоточимся именно на эффекте плацебо и на том, как его можно использовать. И рассказывать я буду здесь скорее в стиле вредных советов, потому что как мы помним эффект плацебо – это не когда человек исцелился, а когда он думает, что исцелился, да и не лежит за ним каких-то реальных терапевтических механизмов. Но это не мешает многим людям использовать данный эффект. Так вот раскроем как же они это делают.
- Маркетинг. Первый пункт – это отбор аудитории. Как я уже говорил, психотерапия показывает большую эффективность на женщинах, а также на молодых людях. А еще чаще именно эти группы людей выказывают большую удовлетворенность психотерапией. Именно поэтому такой популярностью пользуются всяческие женские тренинги, или, например тренинги по бизнесу, на которые ни один взрослый человек никогда в жизни ходить не будет. Ну а если сузить круг лиц, то можно ориентироваться, например на людей, которые сами занимаются психологией и психотерапией, ведь они верят в эффективность всего этого, а соответственно и поверят в то, что ваша работа с ними принесла им пользу. Поэтому лучший вариант работы психологом это когда вы являетесь преподавателем в каком-то институте и обязываете студентов проходить супервизию. Тоже самое касается представителей эзотерики, которые придают еще большее значение психологическим практикам.
- Ожидания успеха терапии. Также еще перед самой терапией необходимо формировать у клиента будущие ожидания успеха данной терапии. По сути методов здесь не так много. Это, во-первых, отзывы от клиентов. А, во-вторых. Различные обоснования метода и рассказы о его эффективности. Я бы, конечно, сказал, что необходимо именно научное обоснование, но очевидно это далеко не так и для большинства людей обоснованием является именно то, что откликается у них в душе. Например, если кто-то говорит об исцеляющей энергии, а слушатель и сам периодически испытывает приливы какой-то там энергии, то этот самый слушатель скорее станет вашим клиентом. Тоже самое касается и самого процесса психотерапии, на всех этапах которой терапевт должен внушать клиенту идею неотвратимого успеха. Причем это делается не только через какие-то позитивные прогнозы, но и через реакции на негативные проявления клиента. Например, вряд ли стоит говорить клиенту, что у него крайне сложное и неизлечимое заболевание или что его сопротивление может помешать процессу терапии. Лучший вариант для терапевта — это отнестись к любым осложнениям профессионально и нейтрально просто сказав клиенту, что это будет еще одной целью в их работе.
- Имидж и личность психолога. Также важен и имидж психолога, и тут сложно сказать, какой-конкретно имидж необходим, ведь на каждого психолога найдется свой клиент, но вот что важно так это определенные лидерские черты и показатели успеха. Именно поэтому психологу важно показать, что он богатый, успешный имеет хорошую семью и вообще лучше всех в мире, что кстати и делают многие психологи, даже если это все не так. И дело здесь не в том, что психолог действительно должен быть таким, а в том, что люди ждут от него этого, ждут успеха во всем и везде. А вот любые проблемы у психолога, очевидно отвратят большинство людей, даже если они в принципе не касаются его сферы деятельности. Ну и в целом важны качества личности психолога. Если психолог показывает себя как лидер и как человек, на которого хочется быть похожим, то клиент действительно будет следовать за ним и будет чувствовать улучшения.
- Постановка цели. Секрет постановки цели в том, что, если вы поставили цель уже не важно, что будет происходит после этого, потому что человек будет искренне верить, что все что с ним делают направленно именно на достижении его цели. Именно поэтому на всяких инфоцыганских тренингах просят перед началом ставить цели, потому что тогда люди будут верить, что их цели обязательно учтут и что их цели обязательно будут достигнуты, хотя если мы говорим о тех же тренингах то это в большинстве случаев совсем не так. В терапии же все немного иначе, так как постановка цели имеет и чисто прагматические смыслы, ну хотя бы то, что человек должен понять, чего он хочет в результате терапии. Но все же и здесь цель действует отчасти, как и в случае тренингов, человек ставит цели и после этого можно предлагать ему любые бессмысленные действия, которые заставят его поверить в то, что он стремится к результату.
- Ожидание процесса терапии. Показано, что терапия идет эффективнее если она соответствует ожиданиям клиента. От этого кстати страдаю лично я, потому что я практикую свой метод, который сочетает гештальт и гипнотерапию, а многие люди узнав, что я провожу гипноз ожидают от меня именно глубоких погружений, хотя я наверно более чем в 50% случаев целенаправленный гипноз в принципе не использую и часто люди из-за этого разочаровываются. Проще говоря если, вы хотите удивить человека каким-то своим чудесным подходом или приемом то не стоит этого делать, лучше делать то, что хочет и ожидает сам клиент даже если по вашему мнению это не будет столь эффективно. С другой стороны, имеет смысл и само содержание техник. Да научно обоснованные техники работают замечательно и на большинстве людей, но требуют времени. Зато всякие цыганские обряды и бессмысленные ритуалы хотя и работают не на всех, зато практически сразу. Дело здесь в том, что чем бессмысленнее ритуал, который мы предлагаем человеку, тем больше он будет стремится его оправдать и придать ему этот самый смысл, особенно если изначально все-таки была поставлена какая-то цель. Именно поэтому замечательно работают обряды, которые предлагают телефонные шарлатаны в стиле сходи на кладбище и выкопай там ямку, а затем плюнь в лицо прохожему и тогда в твоей жизни появятся деньги. Это абсолютной бред и именно поэтому люди наделяют его еще большим смыслом. Отчасти по той же причине работают различные метафорические и образные техники, люди просто наделяют происходящее смыслом, но я конечно ничуть не умаляю реальных механизмов, которые лежат за подобными техниками.
- Вложения. Как я уже говорил в одном из роликов важен эффект вложений. Чем больше клиент вкладывается, тем больше по его личному мнению эффекта он получит. Стоит ли говорить, что цена на психологические услуги назначается абсолютно рандомным образом и вы вполне можете найти абсолютно бездарного психолога, который будет брать за свои услуги в десять раз больше, чем какой-нибудь талантливый и при этом нищий психолог. И это дает бездарному психологу преимущество, ведь человек будет оправдывать свои затраты. Поэтому если вы хотите получать больше позитивных отзывов просто повысьте стоимость своих услуг. Сюда относятся и многие другие вещи, например необходимость приезда к вам на личную встречу в удаленное место, ожидание очереди на ваши услуги или необходимость долгой предварительной подготовки к терапии в виде всяческих заданий и упражнений.
- Вовлечение. Также люди чувствуют намного большую удовлетворенность от в принципе любого занятия, где они как-то вовлекались в процесс и испытывали интенсивные эмоции. Просто сравните ваши ощущения от великолепной, но крайне скучной и унылой лекции с ощущениями от абсолютно тупого тренинга, но на котором вам дали порисовать, а еще лучше с кем-нибудь посоревноваться. Примерно также работает и терапия, чем больше человек встречается с чувствами на терапии, тем больше он будет ей в конце концов доволен и это наверно одна из тех вещей, почему люди скорее предпочтут глубинную и эмоциональную терапию, чем рациональную.
Да это далеко не все методы актуализации эффекта плацебо, но мне, кажется, что больше и не надо. Ведь эффект плацебо — это скорее способ получить позитивный отзыв о вашей работе, но в намного меньшей степени он является способом получить какой-то реальный результат. К сожалению, большая часть результатов в психотерапии строится именно на эффекте плацебо и по этой же причине такие же результаты получают всякие гадалки таро, телепатки и тому подобная нечисть. Вам же я советую использовать плацебо факторы не как самостоятельный инструмент, а лишь для того, чтобы замотивировать человека и поддержать его в процессе работы с ним. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS)
Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная
|
|
Добавить комментарий »