Лечение социофобии в гештальтгипнотерапии или бурлящий вулкан агрессии внутри

Мой блог / Просмотр публикации

Социофобия стоит особняком среди всех видов фобий и выделяется в отдельный раздел. Это и не удивительно, ведь в отличии от других типов фобий (фобии собак, темноты, насекомых и др.), социфобия это комплексное расстройство, затрагивающее не какую-то отдельную ситуацию в жизни человека, а его взаимодействие с другими людьми в целом. Социофобия заставляет человека отказываться от возможностей общения и проявления себя, приводит к изменению самооценки человека и его «я»-концепции, больной социофобией, начинает думать, что он «не такой», «неадекватен», «некрасив», «не интересен», «слабый», «беспомощный» и что другие «опасны», «не заслуживают доверия», «предъявляют чрезмерно высокие требования», «обращают внимание». Все это приводит человека с социофобией к самоизоляции и отказу от общения, а это, в свою очередь, порождает страдания от неизбежного одиночества.

И хотя в развитии социофобии и играют свою роль генетические и врожденные факторы (тревожный характер, меланхолический темперамент), однако, намного чаще эти факторы актуализируются именно в результате печального детского опыта больного социофобией и различных психологических травм.

 

Негативный опыт в основе социофобии

Чаще всего социофобия развивается в семьях, где практиковались жестокость и депривация. Большинство больных социофобией имеют в семейной истории случаи насилия и жестокости по отношению к ним (как детям), а также насилия родителей по отношению друг к другу. Такая ситуация особенно распространена в нашей стране, так как алкоголизм и наркомания в 90-е были в порядке вещей, а сейчас на лицо результат воспитания такими родителями.

Намного реже в качестве причины социофобии можно выделить гиперопеку, как бы удивительно это не было. Хотя на самом деле все очень просто, находясь в ситуации гиперопеки со стороны родителей до 5-7 лет, ребенок чувствует себя королем и его мало, что беспокоит. Однако, затем он попадает в социум (детский сад, школу), где уже никто не будет слушать его требований и выполнять его указаний, тем более что дети в этом возрасте часто жестоки и конфликтны. У ребенка, воспитанного в гиперопеке просто не остается ресурсов для совладания с подобной ситуацией, ведь в отличии от других детей, он не привык соответствовать каким-то требованиях среды и общества и не привык, что другие ему не подчиняются, что в итоге приводит к крайнему стрессу при встрече с отказом в удовлетворении его запросов. В итоге такой ребенок, встречаясь с жестокостью других и не имея возможности отстоять себя, просто замыкается и отказывается от общения, а люди для него начинают выступать лишь раздражающим фактором.

К предыдущей причине социофобии можно добавить и условную любовь, когда все истинные проявления ребенка, подавляются на корню требованиями мамы или папы, которые преследуют какие-то свои цели (например, выглядеть привлекательно в глазах подруг, или заставить ребенка реализоваться там, где не получилось самому). В итоге к ребенку опять же предъявляются определенные, часто, завышенные требования, за выполнение которых ему обещана любовь, в то время как, истинные и естественные проявления ребенка остаются никому не нужны. Это приводит к тому, что ребенок также замыкается в себе и перестает предъявляться перед другими (и, действительно, зачем это делать, если его самопредъявление никому не нужно). Он считает, что необходимо соответствовать определенным требованиям общества (даже если он сам их и выдумал), однако, чаще всего эти требования остаются недостижимыми.

Наконец, к социофобии могут приводить отдельные травматические события, типа случаев унижения в детском саду или школе. В таких ситуациях у ребенка на условно-рефлекторном уровне закрепляется ощущение угрозы от других людей, и он превращается в социофоба.

И какими бы разными не казались эти ситуации, все они имеют общие факторы, приводящие к социофобии:

  1. Травматический опыт, приводящий к ощущению угрозы со стороны социума. Действительно, и в ситуации семейного или школьного насилия и в ситуации условной любви, человек испытывает травму, просто в первом случае она связана с явной угрозой, а во втором, с отказом в удовлетворении потребности в принятии и любви. Это приводит к образованию условного рефлекса страха, связанного с другими людьми.
  2. Чрезмерные требования социума. Во всех этих ситуациях человек впитывает требования социума (что в гештальтгипнотерапии зовется интроекцией). В ситуации семейного насилия, ребенок закрепляет убеждение (интроект) «надо быть тихим, чтобы не получить по голове», а также установки, идущие от негодующих родителей «мелкий урод», «зачем тебя родила», «всю жизнь испортил». В ситуациях школьного насилия, ребенок помимо самого очевидного суждения «я слабый», закрепляет и идеи, связанные с нападками других, например, если другие дети смеются над веснушками, наш социофобный ребенок решит «я урод» или «у меня уродливая кожа» и добавит к этому «меня никто не полюбит».
  3. Подавленная агрессия. Так как ребенок во всех описанных случаях не способен справится с ситуацией, т.е. не способен как-то ответить или проявить себя, у него постепенно закрепляется определенный способ реагирования на обстоятельства общения. Как правило, это поведение в стиле избегания (самый простой пример, «веди себя тихо и не зли пьяного папу»), однако, избегание вполне может проявляться и достаточно скрыто, например, вместо того чтобы выразить свои чувства человек начнет отшучиваться. Также появляется защитное поведение в стиле задабривания и заискивания. При этом человек забывает о своих потребностях и сужает свои границы, так, что требования и внимание других людей для него становятся ключевым фактором, запускающим реакцию социофобии. Всю эту ситуацию в целом, в гештальтгипнотерапии можно описать как «подавленная агрессия», где под агрессией понимается активность человека во вне. Социофоб отказывается от проявлений себя, зажимается и это приводит не только к проблемам в общении, но и во всех других сферах, где необходима внешняя активность, например, в сексе, продвижении на работе, и даже в хобби, подразумевающих активные действия, которыми человек может и хотел бы заняться, но постоянно отговаривает себя из-за опасений.

 

Преодоление социофобии в гештальтгипнотерапии

Гештальтгипнотерапия и гештальт-терапия, как представляются является лучшим вариантом для работы с социофобией, так как ее, от других направлений, выгодно отличают несколько моментов, связанных с самой структурой социофобии. Как уже было сказано, социофобия – это комплексное расстройство, которое подразумевает под собой бессознательные автоматические реакции, которые слабо контролируются сознанием и мыслями (имеются в виду вышеупомянутые условные рефлексы страха на ситуацию общения, когда страх и напряжение в теле возникают автоматически, без какого-либо обдумывания и причин), а также вполне сознательные мысленные блоки и отсутствие необходимых социальных навыков, связанных с проявлением себя. Регрессивная гипнотерапия хорошо справляется с тем, чтобы проработать детские травмы и убрать автоматические фобические реакции, однако, она не имеет инструментов для того, чтобы сформировать необходимые социальные навыки человека и его умение реализовывать агрессию во вне. Когнитивно-поведенческая терапия, наоборот, предполагает создания определенных навыков общения, однако, с трудом убирает условно-рефлекторные реакции (которые после проработки экспозиционной терапией, как правило, возвращаются через какое-то время если клиент постоянно не практикует общение).

Гештальтгипнотерапия сочетает в себе эти два основных направления работы: устранение и проработку травм детства, а также работу с текущими мыслями, реакциями и навыками клиента, что предполагает системное воздействие на расстройство.

 

Как гештальтгипнотерапия работает с социофобией

Большой пласт работы с социофобией в гештальтгипнотерапии посвящен устранению детских травм с помощью регрессивных техник и техник гештальт-терапии, когда клиент погружается в свои воспоминания и получает возможность перепроживания детских травм, отреагирования своих незавершенных реакций и трансформации выводов, сделанных исходя из случившегося.

(индукция уже проведена и найдено значимое событие)

Терапевт: сконцентрируйся на чувстве, которое ты испытываешь в груди и позволяй приходить воспоминаниям, связанным с этим страхом.

Клиент: я вспоминаю, мне очень плохо

Т: Когда плохо, оглядись вокруг, что ты видишь, слышишь, чувствуешь?

К: Мама кричит, папа бьет маму!

Т: Что происходит дальше?

К: Я хочу ей помочь, хватаю его за руку, но он отшвыривает меня и я больно бьюсь головой.

Т: И когда папа бьет маму, что хочется сделать?

К: Хочется откинуть его и избить.

Т: Вот представь, что делаешь это.

К: (бьет руками)

Т: Вернись в начало ситуации, как себя чувствуешь?

К: Ощущаю отвращение к нему, но страха теперь нет.

Т: Тогда представь прямо здесь и сейчас твоего отца, ты уже взрослая, скажи что ты чувствуешь отвращение к нему.

К: Ты ублюдок, испортил мне всю жизнь, ненавижу тебя. (опять начинает бить)

К: Ты и свою жизнь испортил… (плачет)

Т: Посмотри на него сейчас, что чувствуешь?

К: Ничего просто жалость…

В этом моменте важно то, что клиентка смогла отреагировать зажатую агрессию и почувствовать, что способна защитить себя, а следовательно, мир не так уж и опасен. А за проработкой психотравм, следует когнитивная и поведенческая проработка социофобии.

Т: Скажи вот когда отец бил тебя, какой ты себя чувствовала?

К: Слабой и беззащитной я не могла ничего сделать?

Т: А как сейчас?

К: Сейчас я уже такой себя не чувствую, ведь я смогла ему ответить?

Т: Хорошо, но давай предположим, что в реальной ситуации на тебя кто-то нападет, ты сможешь ему ответить?

К: Ну зависит от того кто нападет, если он будет сильнее меня, я по крайней мере вызову полицию, а если не получится, то в любом случае не сдамся.

Наконец, наиболее важным этапом является поведенческая отработка, которая в гештальттерапии проявляется в виде экспериментов, когда клиент реализует необычное для него поведение.

Т: Ты сейчас сказала, что не сдашься, но я тебе не совсем верю, может ты сказала это чтобы убедить меня?

К: Нет, я действительно так думаю.

Т: А что ты чувствуешь по поводу того, что прямо сейчас я не поверил в твои слова?

К: Ну может я произнесла их недостаточно уверена?

Т: Хорошо, можешь тогда произнести их так, чтобы я ощутил твою уверенность?

К: Да, Я НЕ СДАМСЯ!

Т: А есть ли необходимость меня в этом убеждать?

К: Ты знаешь, на самом деле нет, мне не важно, что ты подумаешь!

Таким образом, в процессе сеансов гештальтгипнотерапии социофобии, происходит постепенный переход от работы с памятью и прошлым клиента к актуальной ситуации «здесь и сейчас», когда мы помогаем клиенту прямо в процессе сеанса, изменить свои мышление и поведение. Работа терапевта здесь – это помощь в осознавании того, что можно было бы изменить и тех паттернов социофобии, которые проявляются в процессе диалога.

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, социофобия