Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Мой блог / Просмотр публикации

Многие из вас знают, что существует такое направление как психоанализ, но далеко не каждый слышал о его противоположности – психосинтезе. Хотя скорее психосинтез стал просто еще одним ответвлением от психоанализа с новыми техниками и новыми идеями.

Создателем психосинтеза является, ученик Фрейда Роберто Ассаджиоли (1888-1974).

Спустя два года после его рождения умер его отец, поэтому его фамилия досталась ему именно от нового мужа его матери. По достижении 18 лет он свободно владел несколькими иностранными языками, в том числе русским, немецким, английским, а также латынью и санскритом.

Являясь последователем Фрейда, он успешно заканчивает обучение со степенью доктора наук в неврологии и психиатрии и уже в 1910 году на Международном конгрессе представляет свою теорию бессознательного, тем самым идя поперек идей Фрейда.

Его идея сводилась к тому, что анализа личности недостаточно для ее исцеления и помимо анализа необходим обратный процесс – синтез. При этом слово «синтез» в названии метода, предполагает, не только личностный синтез, но и синтез современных на тот момент методов психологического лечения (правда это все еще были методы Фрейда и концепции Юнга, а также теория Пьера Жане). 

Теория диссоциации

Как вы уже могли догадаться, если психосинтез базируется на теории Пьера Жане, то речь, конечно, идет о концепции диссоциации.

Диссоциация представляет из себя отщепление тех или иных элементов или процессов нашей психики от нашего сознания. Аналогом диссоциации считается вытеснение. Именно в диссоциации Ассаджиолли видит корень и причины наших проблем. В частности, так мы склонны ассоциировать себя лишь с какими-то отдельными элементами своей личности, отдаляясь от нашего истинного «Я», а группы таких вытесненных элементов Ассаджиоли назвал субличностями.

Чтобы лучше понять эту идею, представьте, что человек находится в состоянии аффекта. Например, он полностью охвачен гневом и может даже сделать что-то ужасное, несмотря на то что в обычном состоянии он совершенно другой. Это связано с тем, что в момент гнева эмоция захватывает его, и он полностью отстраняется от своего истинного «Я», отдавая контроль своим чувствам. В этом смысле, можно говорить о том, что его захватила субличность его гнева. И тоже самое может происходить, когда человек ассоциирует себя лишь с каким-то одним аспектом своего бытия, например спортсмен может ассоциировать себя лишь со своим телом или со своей силой, а больной депрессией, может воспринимать себя как «депрессивного человека».

Ассаджиоли отметил, что это крайне узкое восприятие себя, и именно оно и приводит к неврозам, в то время как более правильным было бы сначала отделиться от подобной субличности, а затем уже осознанно использовать ее энергию на благо. Отсюда психолог заговорил о терапевтическом процессе разотождествления, который представляет из себя этап анализа и процессе отождествления, который подразумевают под собой последующий синтез.

 

Структура психики в психосинтезе

Ассаджиоли предложил собственный взгляд на структуру психики, в котором он попытался интегрировать модели Фрейда, Юнга и трансперсональных психологов. Так он выделял следующие структуры.

  1. Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В нее входят: простейшие рефлексы; основные влечения и примитивные побуждения; комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд; образцы кошмарных сновидений и фантазий.
  2. Среднее бессознательное (предсознательное) – область, где пребывают все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.
  3. Высшее бессознательное (супербессознательное) – источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредотачиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.
  4. Поле сознания – это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.
  5. Сознательное «Я» – это центр нашего сознания, который при этом отличается от поля сознания. Как пишет Ассаджиолли: «их различие напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями».
  6. Высшее «Я» – это наша истинная сущность. Предполагается, что сознательное «Я» изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т.д.), а вот высшее «Я» остается неизменным, поэтому Ассаджиоли называет его истинным «Я» и считает, что именно из него после обморока или наркоза «Я» снова возвращается в «поле сознания».
  7. Коллективное бессознательное. Наконец, в схему добавляется коллективное бессознательное Юнга, которое включает в себя синтез общих бессознательных знаний людей и прошлых поколений.

Как уже говорилось, основной целью терапии Ассаджиоли считает постижение своего высшего, или как он его еще называет, истинного «Я». Именно на базе этого постижения индивид с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой и окружающим миром. Это и составляет сущность практики психосинтеза.

 

Психосинтез

Психосинтез предполагает познание своего истинного «Я» через анализ и последующий синтез личности. И в этом смысле он подразумевает несколько процедур, которые могут проводится как последовательно, так и одновременно.

  1. Глубинное постижение личности. Первая процедура предполагает познание низшего бессознательного, которое подготавливает клиента к дальнейшему изучению среднего и высшего. При этом основная процедура здесь соответствует психоаналитической.
  2. Выявление основных элементов личности и контроль над ними. Для этого применяются два основных метода: разотождествление и работа с субличностями.

Разотождествление – это процесс отделения от того элемента личности, который клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и который является причиной невроза или усугубляет его. Например, если мы снова вернемся к «депрессивному» пациенту, психотерапевт помогает ему понять, что болезнь является лишь отдельным элементом его бытия, от которого он должен отделиться.  Отделение не зависит от полярности элемента и может быть предложено, например девушке, которая ассоциировалась со своей красотой или профессионалу, который ассоциировался со своей работой. 

Вторым методом становится работа с субличностями. Терапевту важно выявить те субличности и роли клиента, которые конфликтуют между собой. Следует помнить, что в наличии большого количества субличностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у человека, тем духовно богаче сама личность. Однако, если обнаруживается, что субличность нежелательна с точки зрения морали или здоровья, необходимо также отделиться от нее.

  • Выделение своего высшего «Я» и его постижение. Истинное Я отличается от элементов и субличностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и позволяет ему выполнять роль объединяющего центра.

Если же человеку не удается «докопаться» до истинного «Я» внутри себя, то Ассаджиоли рекомендует самостоятельно сформировать этот образ. Это может быть идентификация себя с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем; просто с каким-то моральным идеалом. Такой придуманный идеальный образ своего высшего «Я» называется внешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работу по отделению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

Кстати, такой прием перестройки себя под выбранный идеальный образ называется имаготерапией. Зародившись в недрах психосинтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод

Таким образом психосинтез одновременно использует три процедуры: анализ диссоциированных элементов и субличностей; разотождествление с ними; формирование истинного «Я», и новый синтез на его основе.

Уровни синтеза

Формирование истинного «Я» помогает в последующем совершить новый синтез личности, на его основе. В этом смысле человек проходит несколько уровней.

  1. Выбор идеальной модели истинного «Я». На этом этапе человек формирует образ своего желаемого истинного «Я». Как утверждает Ассаджиолли, для интровертов оно обычно заключается в постижении внутренней гармонии или духовного совершенства, а для экстравертов – во внешних достижениях и признаниях.
  2. Трансмутация энергии. После того, как образ истинного «Я» сформирован, необходимо направить энергию и ресурсы на его достижение. Сама дополнительная энергия обычно возникает при анализе скрытых причин комплексов и неврозов. И здесь Ассаджиолли говорит о трансмутации, то есть канализации энергии из болезни в истинное «Я».
  3. Развитие истинного «Я». Далее начинается уже непосредственная работа по достижению истинного «Я». Как замечает Ассаджиолли, здесь есть два пути: внутренний, когда через самовнушение клиент убеждает себя, что необходимые качества личности у него уже есть и внешний, т.е. развитие себя через реальное поведение.
  4. Гармонизация. Последний этап работы – это гармонизация сформированной личности. Здесь формируется иерархия и порядок субличностей и иных элементов личности, комфортные для человека.

Техники психосинтеза

На базовом уровне психосинтез – это разновидность разговорной терапии. Как и психоанализ, он предполагает сосредоточение внимания на самоанализе и исследовании бессознательного. Однако, психосинтез опирается не только на техники психоанализа, но и привносит множество своих.

  1. Рабочая тетрадь. Она представляет из себя дневник, но не такой, какие обычно ведут в когнитивно-поведенческой терапии, а вполне обычный дневник самонаблюдения и мыслей. Туда вы записываете свои мысли, догадки и находки. Туда же можно записывать свои сны и добавлять различные рисунки. Для ведения рабочей тетради даже может использоваться автоматическое письмо под гипнозом.

При этом клиенту обычно предлагается ряд тем для рабочей тетради. Это может быть диалог с идеями, когда вы рассуждаете сами с собой на тему своих идей. Это может быть и диалог с другими людьми, куда вы записываете свои открытия, связанные с межличностными отношениями. Здесь может быть диалог с событиями, где вы отмечаете, события, взволновавшие вас и вашу реакцию на них. Также вы можете просто описывать свой внутренний диалог. В тетрадь вы можете заносить свои сны, пиковые переживания, мыслеобразы и продукты воображения. Примерно, как и в КПТ, вы можете отмечать в данной тетради важные для вас методы саморазвития, а также способы совладания со стрессом, которые вам помогают.

  • Ваши возможности. Данная техника предполагает, что вы в процессе медитации, сначала пытаетесь вызвать наиболее сильные отрицательные эмоции и ассоциироваться с ними, а затем тоже самое делаете и с положительными. Данное упражнение дает вам понять, что вы сами способны управлять своими чувствами и можете разотождествиться с ними.
  • «Кто я?». Эта техника является одной из самых известных в психологии. Она предполагает, что вы множество раз задаете себе вопрос «Кто я?», пока не закончите перечислять свои обычные социальные роли и не обнаружите что-то важное. В отличии от такого стандартного выполнения, в психосинтезе вам предлагается еще два этапа, когда вы сначала даете ответ в виде мыслеобразов, которые вам приходят на ум, а затем пытаетесь ответить на данный вопрос, опираясь на телесные ощущения. По сути, упражнение направлено на то, чтобы приблизить вас к своему истинному «Я».
  • Разотождествление. Упражнение на разотождествление напоминает собой молитву из гештальте-терапии. В этой технике, вам необходимо найти для себя тихое место и в медитации произносить про себя: «У меня есть тело, но я – не моё тело», «У меня есть чувства, но я – не мои чувства», «У меня есть мысли, но я – не мои мысли». Более полный текст вы можете найти в учебниках Ассаджиолли.
  • Субличности. В этом упражнении вам надо сначала выделить свои субличности, например, субличности мужа, отца, психолога и т.д. и ассоциироваться с какой-либо из них, посмотрев на мир глазами этой субличности. Далее вы уже с позиции других субличностей высказываете свою критику в сторону избранной субличности. После этого психотерапевт помогает вам отыскать компромисс между субличностями, используя положительные стороны каждой из них. Техника очень напоминает терапию частей и диалог с пустым стулом из гештальта.
  • Восхождение. Данная техника предполагает, что вы, вживаясь в роль той или иной субличности, воображаете, что она находится в идеальных для нее условиях. Обычно предлагается, чтобы вы представляли себя в прекрасном саду или при восхождении на гору, но, вероятно, подойдет и просто любая успешная картина, например, как субличность профессионала добивается успехов в карьере. Достигнув этих идеальных условий, оцените те позитивные качества, которая проявляет ваша субличность, запомните их и развивайте в дальнейшем.
  • Отказ от роли. В этом упражнении вам предлагается выбрать субличность, которая вас не устраивает и проиграть ее. Далее совместно с терапевтом, вы ищете более адекватный способ разыгрывать эту роль.
  • Отождествление с центром «Я». Это упражнение очень напоминает систематическую десенсибилизацию. В рамках него вы погружаете себя в состояние полного расслабления и начинаете вспоминать ситуации или людей, которые вас волнуют, постепенно снижая уровень тревоги.
  • Формирование идеальной личности. В этом упражнении вы изначально формируете образ своего идеального «Я», либо выбираете его на основе героев искусства или образов знакомых вам людей. Далее вы пытаетесь вжиться в этот образ и вести себя как он. Эта процедура повторяется по несколько раз в день.
  • Синтез в рисунке. Это упражнение направлено на работу с полярностями, т.е. на противоположные качества в вашем характере. Например, если вы девушка, вы можете одновременно стремиться сохранить целомудрие и в то же время проявить свою сексуальность. Вы рисуете эти качества на разных сторонах листа, а после дорисовываете, как бы они могли взаимодействовать между собой.
  • Визуализации. В психосинтезе активно применяются визуализации. Например, визуализация «Цветение» предполагает, что вы представляете себе, как постепенно расцветает тот или иной цветок, а затем сами становитесь этим цветком.
  • Психосинтетическая автобиография. Это еще одно письменное упражнение из психосинтеза, которое предполагает, что вы прописываете в качестве автобиографии те события, которые по вашему мнению повлияли на вашу жизнь. При этом важна не сама фиксация, а ваша интерпретация данного влияния. Обычно здесь описываются вопросы общего развития, определения половой принадлежности, жизненный сценарий, психотравмы и другие специфические темы.
  • Разговор с мудрецом. Еще один тип визуализаций связан с воображением мудреца. В рамках упражнения вы в процессе медитации представляете себе мудреца и беседуете с ним, возможно словесно, а, возможно, в виде образов Вы можете задать ему все необходимые вопросы, а затем записать ваши прозрения. Однако, здесь важно понимать, что вместо мудреца к вам могут прийти интроецированные образы, которые будут вас ругать, либо, наоборот, желаемые образы, которые будут вам говорить лишь то, что вы сами хотите услышать, поэтому крайне важно отличать их от истинного источника знаний.
  • Самоотождествление. Еще одно упражнение также проводится в медитации, когда вы уже научились находить свое истинное «Я» и отделяться от субличностей. В этом упражнении в процессе медитации, вы сначала ассоциируетесь со все большей временной перспективной, начиная от часа, переходя ко дню, неделе и, наконец, к вечности. Далее тоже самое вы делаете с пространством, сначала ассоциируясь с маленькой сферой, а затем переходя ко всей вселенной. Ассоциировавшись с вечностью и бесконечностью, отпустите их и осознайте то, что остается на их месте.

Все эти упражнения вписываются в общий процесс психоанализа. При этом большинство из упражнений заканчиваются тем же самым анализом или тем, что вы вписываете свои открытия в рабочую тетрадь.

Заключение

Психосинтез – это, очень неоднозначное направление, и, очевидно, что никаких исследований, доказывающих его эффективность вы не найдете.

Единственное исследование, которое можно найти в серьезных источниках гласит, что психосинтез помог пробудить духовность и личностный рост в четырех атеистах[1], что вряд ли можно считать таким уж положительным результатом

Мало того, что теория, лежащая в основе психосинтеза с его структурой психики, антинаучна, так и сам психосинтетический подход стоит считать антигуманным, так как предполагает формирование, того самого идеального «Я», которое во многих направлениях терапии и является причиной невроза вместо того, чтобы человек принял себя таким какой он есть.

Да, действительно, иногда формирование идеального образа себя мотивирует на какие-то действия, но и самопринятие этому не мешает. В тоже время, у многих людей от формирования такого образа и невозможности соответствия ему внутренний конфликт может лишь усилиться.

Все же стоит сказать, что многие техники психосинтеза, в последующем стали основой для других направлений психотерапии. Например, в третьей волне КПТ в методах типа ACT полно схожих медитаций на нахождение своего истинного «Я».

Литература

[1] Lombard CA. Psychosynthesis: A Foundational Bridge Between Psychology and Spirituality. Pastoral Psychol. 2017;66(4):461-485. doi: 10.1007/s11089-017-0753-5. Epub 2017 Jan 27.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: психосинтез, техники, методы, упражнения, роберто Ассаджиоли, медитации, осознанность, структура психики, психоанализ, теория, техники психосинтеза, психотравма, обучение, психолог
Комментарии
Антонов Дмитрий Львович
Очень любопытная гипотеза. Объединить направления психологии - вполне благая цель.
№1 | 6 августа 2023
Невский Александр Владимирович
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
формирование, того самого идеального «Я», которое во многих направлениях терапии и является причиной невроза вместо того, чтобы человек принял себя таким какой он есть.
Самое гадкое - быть тем, "кем ты есть", в абсолютно неудачной жизни абсолютного большинства!
Спасибо за статью.
Работаю в Трансовом Психосинтезе давно ))
№1 | 6 августа 2023
[ добавить комментарий ]