Психодрама Якоба МореноМой блог / Просмотр публикации
Свою деятельность Якоб Морено начинал с работы с малолетними проститутками перед первой мировой войной, организовав для них группы самопомощи. В 1912 году он посещает лекцию Фрейда, а как вы понимаете психодрама Морено, как и практически все формы психотерапии вышла именно из психоанализа. В общем Морено заявляет создателю психоанализа, что пойдет дальше и преодолеет рубеж, где остановился Фрейд. «Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать» - заявил Морено. И вот 1 апреля 1921 года Морено представил публике экспериментальную постановку о политической ситуации в Австрии. В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее эта дата считается днем рождения психодрамы. И именно здесь были заложены основы психодрамы, которая хотя и не имеет четко оформленной теории все же включает в себе 3 значимых элемента: теорию ролей, теорию спонтанности и социометрию. Теория ролейНадо сказать, что Морено практически буквально переносил образ театра на нашу обыденную жизнь, в связи с чем рассматривал и человека как совокупность определенных ролей, а развитие человека как ролевое развитие. Проще говоря у Морено роль воспринимается не в каком-то негативном смысле, как это бывает привычно для нас, типа человек надевает ролевые маски, под которыми скрывается его самость, нет, самость человека и его линючесть, по Морено, это и есть набор ролей. Сами роли представляют из себя множество отдельных способов реагирования и поведения, отличающихся устойчивой организацией и проявляющиеся в ответ на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты, проще говоря роли проявляются везде где мы входим в контакт с реальностью. Процесс же формирования личности и социализации — это процесс поэтапного присвоения различных ролей и приобретение опыта благодаря ролевому обучению. Здесь появляется ролевая периодизация развития по Морено, которая, однако, не столь оригинальная и если вы вспомните мои видео по психоанализу, то поймете, что подход морено имеет много общего с подходом того же Фрейда. В то же время периодизация морено демонстрирует нам и классификацию возможных ролей, в которых пребывает человек.
В норме в каждый момент жизни (за исключением начальных стадий развития) человек выступает во всех названных ролях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в конкретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие. Как явствует из вышеизложенного, понятие «роль» в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В связи с этим развитие человека видится как ролевое развитие. Теория спонтанностиЧтобы понять, как разделяется здоровье и болезнь в психодраме необходимо коснуться понятий спонтанности и культурных консервов по Морено. Спонтанность в психодраме — это некий аналог либидо в психоанализе, проще говоря внутренней энергии, которая проситься наружу. Однако, в отличии от либидо спонтанность не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обеднение личности То, что морено назвал «неврозом креативности»; вместе с тем высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности. В этом плане цель психодрамы — высвобождение спонтанности и ее «разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека» Морено также описал независимые формы выражения спонтанности
Все эти варианты можно обозначить и как творческий процесс, в результате которого создаются новые материальные или психические продукты. Уже созданные продукты превращаются в так называемые культурные консервы. А сам факт консервации является противоположным спонтанности, так как заставляет нас избирать стереотипное реагирование вместо проявления внутренних позывов. Все это касается и ролей, которые мы играем в нашей жизни. Играя роль в театре, мы можем либо импровизировать, либо пользоваться заготовленным сценарием. И также в жизни, мы либо проявляем себя, либо пользуемся заученными шаблонами и стереотипами, которые нам внушили или которым мы обучились сами. Например, девушка может выполнять работу за своих коллег, потому что она уже научилась выполнять роль козла отпущения в своей семье и потому что от нее этого все ожидают и при этом она не выражает свою спонтанность свой первый позыв послать своих коллег куда подальше. Психологические проблемы человека с точки зрения теории ролей Однако, не только фиксация на шаблонах является причиной болезни с позиции психодрамы, там рассматривается целый ряд возможных проблем.
а) в «выпадении» определенного ролевого уровня. Так, скачок с соматического уровня на социальный, минуя психический, означает психопатическое развитие с «пробелом» в сфере чувств; скачок с психического уровня на трансцендентный — шизоидное развитие с «пробелом» в сфере социальных отношений б) в застое ролевого развития, который соответствует различной степени психического недоразвития или задержек развития. в) в частичной или полной ролевой регрессии, когда человек переходит на более ранние этапы. Например, так парень в отношении с девушкой может начать вести себя как ребенок. В психодраме, однако, разработана и более серьезная классификация, в частности, если человек переходит с трансцендентного уровня на социальный свидетельствует о невротической регрессии, с социального-го на психический — о психотической регрессии, с трансцендентного на психический — о возможной шизофренной регрессии, с трансцендентного на соматический — об остром шизофренном психозе. Однако, это далеко не медицинская классификация, и чтобы лучше понять, что здесь имеется в виду, стоит посмотреть мои видео по психоанализу. Первичный ролевой дефицит связывается с наследственно детерминированными дефектами развития либо с задержками соматического, психосоциального и духовного развития, детерминированными прижизненно. Здесь речь может идти просто об умственной отсталости Вторичный дефицит сопряжен как с биологическими, так и с социальными факторами, определяющими патологическую утрату роли и недостаточность ролевого репертуара. Примером может быть девушка, которая неспособна адекватно реализовывать роль матери, потому что у нее в семье не было адекватного примера.
Социометрия и базовые социальные процессыНаконец, еще одной значимой концепцией морено является социометрия. Социометрия – это эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях, которое является элементом не только психотерапии, но и социальной психологии. Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы включают в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (такие формальные отношения морено называл макроструктурами), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне и такие отношения он называл микроструктурой. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. А отношения в таких структурах регулируются двумя основными силами: притяжением и отталкиванием. Упомянутые социоэмоциональные силы — притяжение и отталкивание — приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле. Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к психоаналитическому, — как нереалистическое восприятие другого с позиций собственных бессознательных ожиданий, обусловленных прошлым опытом. При переносе нет реального понимания другого. Наконец, Теле — многосторонний модус человеческих отношений. Это взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда взаимоотношения креативны), так и видение несовместимости. Само понятие теле в целом широко используется в терапии и выглядит не так уж и запутано, как я только что его описал. Например, теле можно наблюдать на стадии шеринга или обсуждения терапевтической работы. На этой стадии все участники делятся своими переживаниями и наблюдениями, которые в свою очередь влияют и на других участников, помогая им что-либо понять или осознать. В общем из этих трех типов взаимоотношений и формируются социальные структуры. Наименьшей структурной единицей в группе является социальный атом. Центром социального атома выступает конкретный индивид, со всей совокупностью значимых отношений, которые он имеет. В социальный атом входят не все знакомые индивида, а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул «порог социального атома». В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) отношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вокруг ядерных отношений. Например, если парень испытывает безответную любовь к девушке, эта девушка также войдет в социальный атом. Социометрический тестСоциальный атом изменчив — в нем могут появляться либо исчезать люди, и он способен к регенерации, то есть к восполнению потерь. Однако с возрастом или в связи с иными причинами компенсации могут затрудняться, а потери могут быть невосполнимы; тогда Морено говорит о социальном умирании, что может приводить к болезненным последствиям. Применяя социометрический тест можно определить какое положение индивид занимает в группе. Для этого всем участникам группы предлагается сделать взаимный выбор других участников, которые больше всего им понравились. Формы, в которых осуществляются выборы и отвержения, равно как и предлагаемые критерии, весьма разнообразны и диктуются конкретными особенностями групповой ситуации и целями работы. Например, членов группы могут попросить встать и коснутся рукой того человека, который наиболее симпатичен или просто написать на доске имя избранника В зависимости от количества выборов и отвержений можно понять, какой иерархический уровень занимает человек в группе. Взаимные выборы — это сцепление социальных атомов. Самыми высокостатусными являются социометрические звезды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Далее идут отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. Подобный анализ уже дает повод для терапевтической работы, однако, он может быть намного более показателен если его применяют не к группе незнакомых людей, а например к семье в рамках семейной терапии. Также значимой может быть проверка восприятия человеком чужих выборов в свою сторону будет ли он считать себя звездой или отверженным и насколько такие оценки соответствуют реальности. Формы психодрамыПсиходрама одна из немногих психотерапий, которая может проводиться в широком разнообразии форм.
Все же наиболее эффективной формой из всех считается групповая форма, поэтому именно на ней мы и заострим свое внимание, хотя основные ее принципы относятся и к остальным вариантам. При этом в рамках групповой психодрамы также можно выделить два подтипа.
Все же мы с вами остановимся именно на классическом варианте на психодраме, центрированной на протагонисте. Психодраматические элементыВ психодраме каждой из участников выступает специфическим элементов действа, и среди таких элементов выделяют следующие.
Основные фазы психодрамыВ классической психодраме описываются три стадии: разогрев или разминка), собственно действие или игра и обмен чувствами или шеринг. Морено говорил также о четвертой стадии — анализе, ориентированном на познание и интерпретацию, хотя эту фазы применяют сейчас не всегда Разогрев. Разогрев может быть определен как процесс активизации членов группы для участия в предстоящем действии. Начальные моменты разогрева группы заключены уже в первых моментах занятия, когда участники группы сидят в кругу и ведущий обращается с просьбой к каждому рассказать о своем состоянии и ожиданиях от занятия. Техники разогрева разнообразны. Они могут быть первоначально ориентированы на повышение физической активности участников в индивидуальной форме или в форме физических взаимодействий (телесно ориентированные упражнения, игры, танцы и пр.), на интрапсихическую сферу (представление, воспоминание, осознание и предъявление эмоционального состояния и т. п.), интерпсихическую сферу (прояснение отношений, в том числе с возможным использованием социометрии, разговоры и т. п.); возможен последующий переход к комбинированным действиям различной сложности (например, постановка небольших сцен всей группой, импровизации на заданную тему и т. п.)- Чаще всего в результате разогрева выявляются потенциальные протагонисты, которые выражают желание выступить. Как правило, при этом каждый потенциальный протагонист кратко обозначает тему, с которой хотел бы работать; выбор протагониста может осуществлять группа, либо потенциальные протагонисты решают это между собой, либо (что реже) выбор осуществляет ведущий. В подобной ситуации неизбежно определенное разочарование несостоявшихся протагонистов, которое, однако, при терапевтической зрелости группы не скажется негативным образом на дальнейшей работе в силу понимания участниками принципов психодрамы. Если же подобные события вызывают осложнения межличностных отношений, они в определенный момент также могут стать предметом терапии. Стадия психодраматического действия обычно начинается с того, что ведущий уточняет тему и ожидания протагониста от работы. Вслед за фокусировкой проблемы протагонисту предлагают вспомнить ситуацию из собственного опыта, с ней соотносимую. Чаще всего это оказывается реальная ситуация из недавнего прошлого, но это может быть сон, фантазия, литературная ассоциация или что-то еще Здесь выделяют такие техники как
После краткого обозначения ситуации протагониста просят приступить к ее постановке. Для этого он при помощи условного реквизита организует пространство, воссоздавая значимые элементы ситуации и вводит действующих лиц, назначая по мере возникновения ролей их исполнителей из числа членов группы. Далее протагонист при помощи ведущего и вспомогательных «я» осуществляет постановку сцены, наделяя персонажи словами и действиями или позволяя вспомогательным «я» действовать спонтанно, или комбинируя то и другое. Уже при постановке первой сцены у протагониста может возникнуть инсайт; в этом случае драматическое действие может завершиться, и процесс переходит на заключительную стадию шеринга. Чаще, однако, первая сцена, порождая новые чувства и ассоциации, приводит к постановке следующей сцены обычно травмы из детства. После работы с ней возможно возвращение к исходной сцене; изменившееся отношение к ситуации позволяет, если это необходимо, осуществить психодраматическое изменение настоящего и опробовать новые способы поведения. По сути, примерно также строится, например регрессивная гипнотерапия и многие другие направления. На этом этапе также используется определенный набор техник.
Кстати, именно отсюда эта техника и вошла в гештальт, который многие и отождествляют с пустым стулом, что является крайним заблуждением. И именно эту технику я вам сейчас и продемонстрирую. Шеринг. Наконец после постановки сцены наступает этап шеринга. На этой стадии присутствующие делятся друг с другом переживаниями и ассоциациями, возникшими по ходу драмы. Важным условием является отсутствие интерпретаций того, что было продемонстрировано протагонистом, его проблем и способов подхода к ним; в противном случае протагонист, воспринимающий это как попытку судить его, теряет контакт с группой. Шеринг преследует несколько целей. Во-первых, протагонист и участники драмы, вернувшись в группу, должны выйти из роли, сыгранной на сцене. Во-вторых, протагонист должен ощутить, что его проблема эмоционально разделяется другими людьми В-третьих, групповая поддержка позволяет ему войти в состояние эмоциональной стабильности, способствующее самопринятию и возможности смотреть в будущее. В-четвертых, полученные протагонистом обратные связи часто помогают ему увидеть проблему с другой стороны. В-пятых, в процессе шеринга протагонист децентрируется, сочувствуя другим в их переживаниях. В-шестых, члены группы имеют возможность отреагировать собственные — иногда очень тягостные — чувства, возникшие по ходу исполнения ролей в драме или в позиции зрителя. Наконец, в-седьмых, шеринг способствует углублению видения и чувствования членами группы друг друга, их взаимопринятию и групповой сплоченности. При этом различают шеринг из ролей, когда участника говорят о своих чувствах, не выходя и роли и шеринг «от себя», когда они описывают уже непосредственно свои чувства. Первый, как правило, предшествует второму. Равным образом протагонист делится своими переживаниями в тех ролях, которые он играл. Шеринг из ролей целесообразно завершать деролингом, то есть символическим снятием ролей с участников. Деролинг осуществляет протагонист, поочередно подходя к вспомогательным «я» и произнося примерно следующее: «Ты больше не... (называется роль), ты... (называется реальное имя члена группы)». В итоге весь процесс психодрамы выглядит примерно так. Клиент заявляет проблему, например постоянные конфликты с матерью. Он рассказывает конкретный случай конфликта, а затем его просят продемонстрировать в действии как это было. После демонстрации, он выбирает из зала заместителей, которые будут играть роли в этой драме, в данном случае его роль и его матери. Заместители пытаются воспроизвести данную драму, при этом иногда описывая какие-то свои чувства и ощущения. В то же время и сам протагонист может что-то добавлять от себя или комментировать. Ведущий же следит, чтобы от заместителей не было особой отсебятины, как это бывает, например в расстановках, когда вместо проблемы клиента каждый решает свои собственные. Во время постановки протагонист может вспомнить какие-то травмы, а может просто уловить для себя что-то новое в конкретной данной ситуации, что и выясняется в последующем шеринге. А я хотел бы также вам продемонстрировать что-то вроде психодрамы, но на примере работы со сновидением. При этом сеанс, который вы увидите отличается от канонического тем, что я не заставляю клиентку разыгрывать сон в действии, а предлагаю ей поработать с ним в состоянии легкого гипноза и расслабления, когда она отыгрывает роли про себя. ВыводыПсиходрама является достаточно интересным подходом и во-многом именно она предоставила свой арсенал техник для более новых направлений. Однако, к сожалению, сама психодрама не получила особого развития и как базировалась на неизменной теории Морено, так базируется и сейчас, порой необычными дополнениями. Да и сама эта теория, скорее просто модель, применимая в данном виде терапии, нежели, какая научная концепция. Все же очень жаль, что психодраму сейчас практически вытеснили семейный расстановки, которые никакого отношения к настоящей терапии не имеют. [hr class=class_cut]© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, simplepsychology, КПТ, когнитивная, психодрама, монодрама, символдрама, морено
|
Выводы загадочны. Психодрама очень широко распространена в мире, в частности, в Южной Америке она является значительно более популярной, чем психоанализ. Теория очень активно развивается в разных школах психодрамы, например, теория ролей - в Австралийской школе. Такие ученики Морено, как Анн-Анселин Шутценбергер (основатель трансгенерационной психотерапии, глава французской психодрамы) или Вирджиния Сатир (одна из основателей семейной психотерапии) вряд ли нуждаются в дополнительных рекомендациях.
Добавить комментарий »