Психодрама Якоба Морено

Мой блог / Просмотр публикации

Свою деятельность Якоб Морено начинал с работы с малолетними проститутками перед первой мировой войной, организовав для них группы самопомощи.

В 1912 году он посещает лекцию Фрейда, а как вы понимаете психодрама Морено, как и практически все формы психотерапии вышла именно из психоанализа. В общем Морено заявляет создателю психоанализа, что пойдет дальше и преодолеет рубеж, где остановился Фрейд. «Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать» - заявил Морено. И вот 1 апреля 1921 года Морено представил публике экспериментальную постановку о политической ситуации в Австрии. В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей.

Постановка с треском провалилась, тем не менее эта дата считается днем рождения психодрамы. И именно здесь были заложены основы психодрамы, которая хотя и не имеет четко оформленной теории все же включает в себе 3 значимых элемента: теорию ролей, теорию спонтанности и социометрию.

Теория ролей

Надо сказать, что Морено практически буквально переносил образ театра на нашу обыденную жизнь, в связи с чем рассматривал и человека как совокупность определенных ролей, а развитие человека как ролевое развитие.

Проще говоря у Морено роль воспринимается не в каком-то негативном смысле, как это бывает привычно для нас, типа человек надевает ролевые маски, под которыми скрывается его самость, нет, самость человека и его линючесть, по Морено, это и есть набор ролей.

Сами роли представляют из себя множество отдельных способов реагирования и поведения, отличающихся устойчивой организацией и проявляющиеся в ответ на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты, проще говоря роли проявляются везде где мы входим в контакт с реальностью.

Процесс же формирования личности и социализации — это процесс поэтапного присвоения различных ролей и приобретение опыта благодаря ролевому обучению.

Здесь появляется ролевая периодизация развития по Морено, которая, однако, не столь оригинальная и если вы вспомните мои видео по психоанализу, то поймете, что подход морено имеет много общего с подходом того же Фрейда. В то же время периодизация морено демонстрирует нам и классификацию возможных ролей, в которых пребывает человек.

  1. Соматические или психосоматические роли соотносятся с поведением человека как телесного существа (это, например, роли «принимающего пищу», «осуществляющего половой акт», «сидящего на стуле»). Это первые роли в жизни человека, собственно, в первые месяцы его жизни, когда ребенок и мать образуют органическое единство. Интеракции с матерью осуществляются благодаря процессам разогрева (активизации), которые разворачиваются в зонах интеракции (например, рот ребенка и сосок матери). Разогрев вызывает актуализацию ролей: детской роли сосущего молоко и материнской роли кормящей. В результате возникают взаимные ролевые ожидания. Такая связка ожиданий и ролевого поведения будет преследовать человека и в будущем. Исполнение соматических ролей является не только залогом выживания организма, но и дальнейшего развития и перехода к другим ролевым уровням. (Так, например, сосание груди младенцем переходит в чувство наслаждения, а затем в способность к любви).
  2. Психические роли соотносятся со сферой интрапсихических состояний и процессов. Так, речь может идти о ролях «наслаждающегося», «страдающего», «думающего», «растерянного» и др. На этой стадии развития ребенок начинает различать мира реальности и мир фантазии. В нормальном развитии эта дифференциация необходима (опасность представляет возможная фиксация на одном из этих миров).
  3. Социальные роли — это роли, в которых человек выступает в отношении других людей и социальных институтов (роли «друга», «брата», «рабочего», «начальника» и т. п.). Социальным ролям соответствуют ролевые статусы и для каждой из них характерна определенная стереотипность, поскольку они относительно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек может в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.
  4. Наконец последовательницей Морено Гретой Лёйтц было введено представление о трансцендентных (интегративных) ролях. Оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космосом, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»...

В норме в каждый момент жизни (за исключением начальных стадий развития) человек выступает во всех названных ролях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в конкретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие.

Как явствует из вышеизложенного, понятие «роль» в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В связи с этим развитие человека видится как ролевое развитие.

А рассмотрение стадий ролевого развития служит обоснованием важнейших техник психодрамы.

Теория спонтанности

Чтобы понять, как разделяется здоровье и болезнь в психодраме необходимо коснуться понятий спонтанности и культурных консервов по Морено.

Спонтанность в психодраме — это некий аналог либидо в психоанализе, проще говоря внутренней энергии, которая проситься наружу. Однако, в отличии от либидо спонтанность не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям.

Спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обеднение личности

То, что морено назвал «неврозом креативности»;

вместе с тем высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности. В этом плане цель психодрамы — высвобождение спонтанности и ее «разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека»

Морено также описал независимые формы выражения спонтанности

  • драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов);
  • творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.);
  • оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);
  • адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Все эти варианты можно обозначить и как творческий процесс, в результате которого создаются новые материальные или психические продукты. Уже созданные продукты превращаются в так называемые культурные консервы. А сам факт консервации является противоположным спонтанности, так как заставляет нас избирать стереотипное реагирование вместо проявления внутренних позывов.

Все это касается и ролей, которые мы играем в нашей жизни.

Играя роль в театре, мы можем либо импровизировать, либо пользоваться заготовленным сценарием. И также в жизни, мы либо проявляем себя, либо пользуемся заученными шаблонами и стереотипами, которые нам внушили или которым мы обучились сами.

Например, девушка может выполнять работу за своих коллег, потому что она уже научилась выполнять роль козла отпущения в своей семье и потому что от нее этого все ожидают и при этом она не выражает свою спонтанность свой первый позыв послать своих коллег куда подальше.

Психологические проблемы человека с точки зрения теории ролей

Однако, не только фиксация на шаблонах является причиной болезни с позиции психодрамы, там рассматривается целый ряд возможных проблем.

  1. Ролевое развитие. Первый способ образования невроза связан с ролевым развитием. Нормальное ролевое развитие предполагает последовательное продвижение от соматических ролей к трансцендентным, а один из критериев здоровья зрелой личности — способность действовать одновременно на всех уровнях. Соответственно нарушения ролевого развития проявляются в следующих вариантах

а) в «выпадении» определенного ролевого уровня. Так, скачок с соматического уровня на социальный, минуя психический, означает психопатическое развитие с «пробелом» в сфере чувств; скачок с психического уровня на трансцендентный — шизоидное развитие с «пробелом» в сфере социальных отношений

б) в застое ролевого развития, который соответствует различной степени психического недоразвития или задержек развития.

в) в частичной или полной ролевой регрессии, когда человек переходит на более ранние этапы. Например, так парень в отношении с девушкой может начать вести себя как ребенок.

В психодраме, однако, разработана и более серьезная классификация, в частности,  если человек переходит с трансцендентного уровня на социальный свидетельствует о невротической регрессии, с социального-го на психический — о психотической регрессии, с трансцендентного на психический — о возможной шизофренной регрессии, с трансцендентного на соматический — об остром шизофренном психозе. Однако, это далеко не медицинская классификация, и чтобы лучше понять, что здесь имеется в виду, стоит посмотреть мои видео по психоанализу.

  • Ролевой репертуар. Второй механизм болезни обусловлен спецификой ролевого репертуара. Центральным здесь выступает понятие ролевого дефицита, который выступает: либо как недостаточность ролевого репертуара внутри определенного уровня, либо как недостаточная освоенность роли. При этом выделяют первичный и вторичный дефицит.
  • Первичный ролевой дефицит связывается с наследственно детерминированными дефектами развития либо с задержками соматического, психосоциального и духовного развития, детерминированными прижизненно. Здесь речь может идти просто об умственной отсталости

    Вторичный дефицит сопряжен как с биологическими, так и с социальными факторами, определяющими патологическую утрату роли и недостаточность ролевого репертуара.  Примером может быть девушка, которая неспособна адекватно реализовывать роль матери, потому что у нее в семье не было адекватного примера.

  • Ролевые конфликты. Наконец третий тип проблем – это ролевые конфликты. Различают следующие типы конфликтов.
    • Интраролевой конфликт. По Морено, практически не существует ролей, не представляющих ролевой кластер, то есть не состоящих из нескольких ролей. При отвержении субъектом части ролевого кластера возникает интраролевой конфликт, который может становиться интрапсихическим и приводить к болезненным состояниям либо, иметь прямые социальные последствия. Например, мужчины может принять на себя роль мужа, но при этом не принимать образ жизни, который соответствует данному статусу.
    • Интерролевой конфликт предполагает наличие несовместимых или противоречащих ролей. Например, это может быть роль любящего и роль конкурирующего сына в семье.
    • Интраперсональный конфликт проходит внутри личности и предполагает, что в него вовлечены не только переживания настоящего, но и опыт прошлого, например, конфликт интернализированных в детстве несовместимых типов поведения.
    • Интерперсональный ролевой конфликт разворачивается в межличностном пространстве при участии других людей (например, роли доминирующих лидеров членов супружеской пары).

    Социометрия и базовые социальные процессы

    Наконец, еще одной значимой концепцией морено является социометрия. Социометрия – это эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях, которое является элементом не только психотерапии, но и социальной психологии.

    Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы включают в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (такие формальные отношения морено называл макроструктурами), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне и такие отношения он называл микроструктурой.

    Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. А отношения в таких структурах регулируются двумя основными силами: притяжением и отталкиванием.

    Упомянутые социоэмоциональные силы — притяжение и отталкивание — приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле.

    Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к психоаналитическому, — как нереалистическое восприятие другого с позиций собственных бессознательных ожиданий, обусловленных прошлым опытом. При переносе нет реального понимания другого.

  • Вчувствование (эмпатия) в психодраме рассматривается как воображаемое принятие роли другого. Выделяют два его компонента — когнитивный и эмоциональный, которые в оптимальном варианте находятся в равновесии. Чем интенсивнее вчувствование, тем более роль другого воспринимается как часть себя самого. Вместе с тем вчувствование — односторонняя форма отношений.
  • Наконец, Теле — многосторонний модус человеческих отношений. Это взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда взаимоотношения креативны), так и видение несовместимости.

    Само понятие теле в целом широко используется в терапии и выглядит не так уж и запутано, как я только что его описал.

    Например, теле можно наблюдать на стадии шеринга или обсуждения терапевтической работы. На этой стадии все участники делятся своими переживаниями и наблюдениями, которые в свою очередь влияют и на других участников, помогая им что-либо понять или осознать.

    В общем из этих трех типов взаимоотношений и формируются социальные структуры.

    Наименьшей структурной единицей в группе является социальный атом. Центром социального атома выступает конкретный индивид, со всей совокупностью значимых отношений, которые он имеет. В социальный атом входят не все знакомые индивида, а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул «порог социального атома». 

    В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) отношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вокруг ядерных отношений. Например, если парень испытывает безответную любовь к девушке, эта девушка также войдет в социальный атом.

    Социометрический тест

    Социальный атом изменчив — в нем могут появляться либо исчезать люди, и он способен к регенерации, то есть к восполнению потерь. Однако с возрастом или в связи с иными причинами компенсации могут затрудняться, а потери могут быть невосполнимы; тогда Морено говорит о социальном умирании, что может приводить к болезненным последствиям.

    Применяя социометрический тест можно определить какое положение индивид занимает в группе. Для этого всем участникам группы предлагается сделать взаимный выбор других участников, которые больше всего им понравились.

    Формы, в которых осуществляются выборы и отвержения, равно как и предлагаемые критерии, весьма разнообразны и диктуются конкретными особенностями групповой ситуации и целями работы. Например, членов группы могут попросить встать и коснутся рукой того человека, который наиболее симпатичен или просто написать на доске имя избранника

    В зависимости от количества выборов и отвержений можно понять, какой иерархический уровень занимает человек в группе. Взаимные выборы — это сцепление социальных атомов. 

    Самыми высокостатусными являются социометрические звезды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы.

    На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные.

    Далее идут отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

    Подобный анализ уже дает повод для терапевтической работы, однако, он может быть намного более показателен если его применяют не к группе незнакомых людей, а например к семье в рамках семейной терапии.

    Также значимой может быть проверка восприятия человеком чужих выборов в свою сторону будет ли он считать себя звездой или отверженным и насколько такие оценки соответствуют реальности.

    Формы психодрамы

    Психодрама одна из немногих психотерапий, которая может проводиться в широком разнообразии форм.

    1. Наиболее известной является групповая форма психодрамы. Для терапевтических групп обычно рекомендуется состав из 6—9 человек. Эти люди и выступают основными участниками психодраматического действия, каждому из которых отводится своя роль.
    2. Психодрама также может проводится в индивидуальной форме, такую форму называют монодрамой. В этом случае клиент может ставить сцены при помощи терапевта, а также работать с помощью техники пустого стула.
    3. Метафорическая психодрама. В последнее время часто применяют форму психодрамы, которая реализуется с помощью вспомогательных средств, например, с помощью кукол, которыми клиент разыгрывает воображаемые сцены.
    4. Наконец четвертая форма – это гипнодрама, она, кстати, также была разработана Морено. В этом случае на протагонисте применяют гипнотическую индукцию, не распространяемую на других участников, а далее все происходит, как и в обычной психодраме, просто состояние гипноза позволяет протагонисту намного сильнее вовлекаться в драматическую ситуацию.

    Все же наиболее эффективной формой из всех считается групповая форма, поэтому именно на ней мы и заострим свое внимание, хотя основные ее принципы относятся и к остальным вариантам.

    При этом в рамках групповой психодрамы также можно выделить два подтипа.

    1. Психодрама, центрированная на протагонисте, где в центре работы находится конкретный один клиент, а в психодраме разбирается именно его ситуация.
    2. Психодрама, центрированная на группе, где основной упор идет на проработку взаимоотношений в группе в целом, для чего и используют социометрические тесты.
    3. Наконец, в-третьих, существует психодрама, центрированная на теме, когда в центр выдвигают ту или иную тему, типа стыда или предательства и затем вовлекают участников группы в ее отыгрывание.

    Все же мы с вами остановимся именно на классическом варианте на психодраме, центрированной на протагонисте.

    Психодраматические элементы

    В психодраме каждой из участников выступает специфическим элементов действа, и среди таких элементов выделяют следующие.

    • Протагонист — это, собственно, и есть клиент со своим запросом. Он является центральным элементом драмы, и на основе его истории и происходит формирование сцены, сюжета и ролей. Он может направлять действие, а также присваивать роли.
    • Позицию ведущего занимает терапевт. Он организует деятельность группы, побуждая участников к исследованию своих психологических проблем, к игре, «определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы».
    • Вспомогательное «я»— это члены группы, избранные протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, и роли самого протагониста) в его драме. Вспомогательное я должно войти в роль, нужную протагонисту, будь то другой человек, галлюцинация, животное, предмет, идея, голос, часть тела и что угодно еще.
    • Наконец, Зрители — те члены группы, которые на данном занятии не принимают непосредственного участия в драме. Они находятся за пределами сценического пространства и выступают в качестве аудитории, реагируя на происходящее на сцене.

    Основные фазы психодрамы

    В классической психодраме описываются три стадии: разогрев   или разминка), собственно действие или игра и обмен чувствами или шеринг. Морено говорил также о четвертой стадии — анализе, ориентированном на познание и интерпретацию, хотя эту фазы применяют сейчас не всегда

    Разогрев. Разогрев может быть определен как процесс активизации членов группы для участия в предстоящем действии. Начальные моменты разогрева группы заключены уже в первых моментах занятия, когда участники группы сидят в кругу и ведущий обращается с просьбой к каждому рассказать о своем состоянии и ожиданиях от занятия.

    Техники разогрева разнообразны.

    Они могут быть первоначально ориентированы на повышение физической активности участников в индивидуальной форме или в форме физических взаимодействий (телесно ориентированные упражнения, игры, танцы и пр.),

    на интрапсихическую сферу (представление, воспоминание, осознание и предъявление эмоционального состояния и т. п.),

    интерпсихическую сферу (прояснение отношений, в том числе с возможным использованием социометрии, разговоры и т. п.);

    возможен последующий переход к комбинированным действиям различной сложности (например, постановка небольших сцен всей группой, импровизации на заданную тему и т. п.)-

    Чаще всего в результате разогрева выявляются потенциальные протагонисты, которые выражают желание выступить. Как правило, при этом каждый потенциальный протагонист кратко обозначает тему, с которой хотел бы работать; выбор протагониста может осуществлять группа, либо потенциальные протагонисты решают это между собой, либо (что реже) выбор осуществляет ведущий.

    В подобной ситуации неизбежно определенное разочарование несостоявшихся протагонистов, которое, однако, при терапевтической зрелости группы не скажется негативным образом на дальнейшей работе в силу понимания участниками принципов психодрамы.

    Если же подобные события вызывают осложнения межличностных отношений, они в определенный момент также могут стать предметом терапии.

    Стадия психодраматического действия обычно начинается с того, что ведущий уточняет тему и ожидания протагониста от работы. Вслед за фокусировкой проблемы протагонисту предлагают вспомнить ситуацию из собственного опыта, с ней соотносимую.

    Чаще всего это оказывается реальная ситуация из недавнего прошлого, но это может быть сон, фантазия, литературная ассоциация или что-то еще

    Здесь выделяют такие техники как

    1. Шаг в будущее, который предполагает разыгрывание ситуации из ожидаемого или воображаемого будущего.
    2. Возврат во времени предполагает воссоздание картин прошлого, но разыгрываемых «здесь и теперь».
    3. Техника «сновидение». Содержание сновидения разыгрывается, как если бы это была реальная ситуация; при этом задача работы со сновидением видится не только в толковании его символов и понимании смысла но и в том, чтобы научить протагониста видеть более приятные сны, если данный сон и сходные с ним его мучают.
    4. Психодраматический шок — техника, используемая при работе с психотическими приступами (галлюцинациями и видениями). Протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных «я», словно вернувшись в нее.
    5. Метафоры. Но как я уже сказал могут моделироваться не только реальные ситуации, но и метафорические, например, человек может изобразить отношения с каким-то своим больным органом.

    После краткого обозначения ситуации протагониста просят приступить к ее постановке. Для этого он при помощи условного реквизита организует пространство, воссоздавая значимые элементы ситуации и вводит действующих лиц, назначая по мере возникновения ролей их исполнителей из числа членов группы.

    Далее протагонист при помощи ведущего и вспомогательных «я» осуществляет постановку сцены, наделяя персонажи словами и действиями или позволяя вспомогательным «я» действовать спонтанно, или комбинируя то и другое.

    Уже при постановке первой сцены у протагониста может возникнуть инсайт; в этом случае драматическое действие может завершиться, и процесс переходит на заключительную стадию шеринга. Чаще, однако, первая сцена, порождая новые чувства и ассоциации, приводит к постановке следующей сцены обычно травмы из детства.

    После работы с ней возможно возвращение к исходной сцене; изменившееся отношение к ситуации позволяет, если это необходимо, осуществить психодраматическое изменение настоящего и опробовать новые способы поведения.

    По сути, примерно также строится, например регрессивная гипнотерапия и многие другие направления.

    На этом этапе также используется определенный набор техник.

    1. Обмен ролями. Это техника обмена ролями, когда собственно вспомогательные я и берут на себя роли протагониста и других лиц из проблемной для него ситуации. При этом и сам проганист может обмениваться ролями с другими лицами, например, сам становится предметом своей фобии или своей матерью.
    2. Дублирование. Может применяться техника дублирования, которая предполагает временное присоединение к протагонисту другого члена группы, выступающего как его alter ego; его функция — поддержать протагониста и помочь ему выразить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляемые протагонистом мысли и чувства. Чаще всего дублер располагается за спиной протагониста в непосредственной близости к нему, прикасаясь к нему и произнося слова как «внутренний голос»; однако в зависимости от особенностей протагониста он может занимать и другие позиции, например, взяв его за руку и ведя за собой в случаях фобических расстройств.
    3. Зеркало. Техника зеркала предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. Собственно, это и есть основная техника психодрамы. Такое наблюдение со стороны помогает более объективно увидеть конфликт, который обычно разыгрывается в реальной жизни.
    4. Реплики в сторону. Техника предполагает, что протагонист во время постановки сцены прерывает свои действия или слова, отворачиваясь в сторону и произнося то что он на самом деле думает в данной ситуации, но чего не выражает. Например, он может соглашаться с отцом, но отвернувшись сказать «ненавижу тебя».
    5. Монолог. Монолог означает, что протагонист вслух выражает свои чувства и мысли, как бы советуясь сам с собой. Монолог может выглядеть как комментирование своих действий на разных этапах драмы.
    6. Наконец при монодраме применяется Техника пустого стула. В этом случае вместо вспомогательных я используется пустой стул, на котором протагонист размещает воображаемого человека или конфликтующую часть и проводит с ней диалог пока конфликт не разрешится.

    Кстати, именно отсюда эта техника и вошла в гештальт, который многие и отождествляют с пустым стулом, что является крайним заблуждением. И именно эту технику я вам сейчас и продемонстрирую.

    Шеринг. Наконец после постановки сцены наступает этап шеринга. На этой стадии присутствующие делятся друг с другом переживаниями и ассоциациями, возникшими по ходу драмы. Важным условием является отсутствие интерпретаций того, что было продемонстрировано протагонистом, его проблем и способов подхода к ним; в противном случае протагонист, воспринимающий это как попытку судить его, теряет контакт с группой. Шеринг преследует несколько целей.

    Во-первых, протагонист и участники драмы, вернувшись в группу, должны выйти из роли, сыгранной на сцене.

    Во-вторых, протагонист должен ощутить, что его проблема эмоционально разделяется другими людьми

    В-третьих, групповая поддержка позволяет ему войти в состояние эмоциональной стабильности, способствующее самопринятию и возможности смотреть в будущее.

    В-четвертых, полученные протагонистом обратные связи часто помогают ему увидеть проблему с другой стороны.

    В-пятых, в процессе шеринга протагонист децентрируется, сочувствуя другим в их переживаниях.

    В-шестых, члены группы имеют возможность отреагировать собственные — иногда очень тягостные — чувства, возникшие по ходу исполнения ролей в драме или в позиции зрителя.

    Наконец, в-седьмых, шеринг способствует углублению видения и чувствования членами группы друг друга, их взаимопринятию и групповой сплоченности.

    При этом различают шеринг из ролей, когда участника говорят о своих чувствах, не выходя и роли и шеринг «от себя», когда они описывают уже непосредственно свои чувства. Первый, как правило, предшествует второму.

    Равным образом протагонист делится своими переживаниями в тех ролях, которые он играл.

    Шеринг из ролей целесообразно завершать деролингом, то есть символическим снятием ролей с участников. Деролинг осуществляет протагонист, поочередно подходя к вспомогательным «я» и произнося примерно следующее: «Ты больше не... (называется роль), ты... (называется реальное имя члена группы)».

    В итоге весь процесс психодрамы выглядит примерно так. Клиент заявляет проблему, например постоянные конфликты с матерью. Он рассказывает конкретный случай конфликта, а затем его просят продемонстрировать в действии как это было. После демонстрации, он выбирает из зала заместителей, которые будут играть роли в этой драме, в данном случае его роль и его матери. Заместители пытаются воспроизвести данную драму, при этом иногда описывая какие-то свои чувства и ощущения. В то же время и сам протагонист может что-то добавлять от себя или комментировать. Ведущий же следит, чтобы от заместителей не было особой отсебятины, как это бывает, например в расстановках, когда вместо проблемы клиента каждый решает свои собственные.

    Во время постановки протагонист может вспомнить какие-то травмы, а может просто уловить для себя что-то новое в конкретной данной ситуации, что и выясняется в последующем шеринге.

    А я хотел бы также вам продемонстрировать что-то вроде психодрамы, но на примере работы со сновидением. При этом сеанс, который вы увидите отличается от канонического тем, что я не заставляю клиентку разыгрывать сон в действии, а предлагаю ей поработать с ним в состоянии легкого гипноза и расслабления, когда она отыгрывает роли про себя.

    Выводы

    Психодрама является достаточно интересным подходом и во-многом именно она предоставила свой арсенал техник для более новых направлений. Однако, к сожалению, сама психодрама не получила особого развития и как базировалась на неизменной теории Морено, так базируется и сейчас, порой необычными дополнениями. Да и сама эта теория, скорее просто модель, применимая в данном виде терапии, нежели, какая научная концепция. Все же очень жаль, что психодраму сейчас практически вытеснили семейный расстановки, которые никакого отношения к настоящей терапии не имеют.

    [hr class=class_cut]

    © YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

    Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, simplepsychology, КПТ, когнитивная, психодрама, монодрама, символдрама, морено
    Комментарии
    Эвдемония
    Интересно как. Спасибо, Павел.
    №1 | 31 мая 2022
    Дира Анастасия Александровна
    большое спасибо за развернутый материал!
    №1 | 19 сентября 2022
    Леонид Огороднов
    Материал стоящий, развернутый, хотя и написан с точки зрения чуждый психодраме психоаналитических моделей.
    Выводы загадочны. Психодрама очень широко распространена в мире, в частности, в Южной Америке она является значительно более популярной, чем психоанализ. Теория очень активно развивается в разных школах психодрамы, например, теория ролей - в Австралийской школе. Такие ученики Морено, как Анн-Анселин Шутценбергер (основатель трансгенерационной психотерапии, глава французской психодрамы) или Вирджиния Сатир (одна из основателей семейной психотерапии) вряд ли нуждаются в дополнительных рекомендациях.
    №1 | 28 декабря 2022
    [ добавить комментарий ]