Ирвин Ялом и техники экзистенциальной психотерапии

Мой блог / Просмотр публикации

На сегодняшний день Ирвин Ялом является одним из наиболее популярных писателей в области психотерапии и скорее всего именно в связи с ним вы и знакомы с таким направлением как экзистенциальная психология. В своей работе он вводит не так уж и много нового, однако, у него получается систематизировать многолетний опыт экзистенциальной психотерапии.

Данности существования

И. Ялом определяет Экзистенциальную психотерапию – как динамический подход, фиксирующийся на базисных проблемах существования индивидуума». По поводу базисных проблем он пишет.

«Наша жизнь обречена на смерть, в которую мы не хотим верить, на любовь, которую мы теряем, на свободу, которой боимся, и на уникальный личный опыт, который отдаляет нас друг от друга». Собственно эти четыре аспекта нашей жизни и составляют основные данности человеческого существования: смерть, свободу, изоляцию и бессмысленность жизни

Соответственно экзистенциальная психотерапия в понимании Ялома основана на модели психопатологии, согласно которой тревога и ее дезадаптивные последствия представляют собой реакцию на эти четыре данности. Мы же опишем их более подробно

  1. Смертность. Мы встречаемся с Неизбежностью смерти каждого из нас и тех, кого мы любим. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Противостояние между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенциальный конфликт.
  2. Свобода, не существующая без ответственности. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Но с экзистенциальной точки зрения свобода неразрывно связана с тревогой, поскольку она означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию. «Свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами - ничто, пустота, бездна. Необходимость принятия вместе со свободой и ответственность за свою жизнь - еще одна неразрешимая экзистенциальная дилемма.
  3. Экзистенциальное одиночество. Это фундаментальная изоляция - и от других. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами, всегда остается последняя непреодолимая пропасть: каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Например, если вы заболеете, то близкий человек может вас конечно утешить, но вы все равно будете один на один со своим страданием. И как писали многие экзистенциалисты – мы умираем в глазах другого, проще говоря ни один человек не способен нас понять целиком и полностью. В итоге мы имеем конфликт между абсолютным одиночеством и потребностью в контакте и принадлежности.
  4. Отсутствие смысла. Наконец, бессмысленность обусловлена отсутствием какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой поиска смысла в мире, в котором его изначально нет.

Все эти жизненные конфликты порождают фрустрацию и тревогу и заставляют человека отстраняться от своего опыта с помощью защитных механизмов.

Защитные механизмы

И. Ялом считает, что существуют два типа механизмов психологической защиты, которые могут быть как бессознательными, так и вполне осознанными. Во-первых, это традиционные механизмы защиты, о которых вы уже и так знаете из моего курса по психоанализу, то есть это (проекция, интроекция, отрицание, идентификация и др.). Во-вторых, существуют специфические механизмы защиты от каждого из четырех основных беспокойств.

Смерть. Для того чтобы справиться с ужасом потенциального несуществования, люди воздвигают психологическую защиту, базирующуюся на отрицании смерти. И у детей, и у взрослых И. Ялом выделил два главных механизма защиты от тревоги, связанной со смертью.

  1. Вера в свою исключительность. В то время как на сознательном уровне большинство людей принимают неизбежность конечности своей жизни, глубоко в душе они могут лелеять иррациональную веру в собственное бессмертие и неприкосновенность. Если этот защитный механизм недостаточно хорошо развит или отсутствует, у людей могут развиваться такие клинические синдромы, как маниакальный героизм, «трудоголизм», отсутствие ощущения времени, самовлюбленность, стремление к власти и контролю.
  2. Вера в спасителя, который придет на помощь в последний момент. Люди, использующие данный механизм защиты, могут ограничивать свою жизнь, попадая в психологическую зависимость от определенного человека. Сюда же, например относится, и религиозная вера ведь она как бы обезоруживает смерть.

Свобода. Свободные люди ответственны не только за придание миру смысла, но и за свою жизнь, за свои действия и неудачи при совершении действий, что и вызывает тревогу. Механизмы защиты от тревоги, связанной со свободой, помогают индивидам избежать осознания своей ответственности за собственную жизнь.

Виды защиты от тревоги, связанной со свободой, представляют собой:

  1. Компульсивность - человек создает себе мир, в котором нет никакой свободы, и существует там в соответствии с колебаниями непобедимой силы, на которую перекладывается ответственность. От свободы при этом человек отказывается добровольно.
  2. Перенос ответственности. Многие индивидуумы избегают личной ответственности, перенося ее на других. Этот способ часто встречается в процессе психотерапии. Если клиент думает, что его ситуацию создал кто-то другой, отпадает необходимость что-то менять в себе.
  3. Отрицание ответственности посредством утраты контроля; Этот вид стряхивания с себя ответственности состоит в том, что человек иногда "выходит из ума", ведет себя иррационально. Некоторые пациенты входят в состояние, в котором они могут вести себя безответственно, так как не могут отвечать за свое поведение или за себя.
  4. Отрицание ответственности: "невинная жертва". Свойственно клиентам с истероидным типом личности, это - "безвинные жертвы" событий, которые они сами постоянно провоцируют.
  5. Избегание автономного поведения. Такие клиенты ставят терапевта в тупик, в безысходное положение. Они прекрасно знают, как помочь себя, что нужно делать, чтобы все изменилось - но необъяснимым образом отказываются это делать и ничего не делают.
  6. Расстройство (беспорядочность) желаний и решений. В этом случае человек хаотично принимает решения как бы компенсируя свой страх перед свободой, однако, такие решения не соответствуют его истинному я.

Изоляции. Возникновение межличностной изоляции может быть обусловлено недостаточным развитием социальных навыков, наличием психических отклонений, собственным выбором или необходимостью. Используя механизмы защиты от тревоги, связанной с изоляцией, люди не относятся к другим как к самим по себе, а используют их для защиты себя.

  1. Попытка утвердить себя в глазах других. Такие люди существуют настолько, насколько являются частью сознания других и получают их одобрение. Поэтому часто под видом любви они скрывают свою неспособность любить. Но окружающим рано или поздно надоедает удовлетворять чужую потребность в самоутверждении.
  2. Слияние с другим индивидом или группой. Вместо того чтобы противостоять своей изоляции или мириться с ней, люди чувствуют и думают, что они не одни, потому что они часть других. Они также могут прибегать к конформности теряя свое Я
  3. Компульсивная сексуальность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами скорее, как с объектами, чем как с людьми. Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо.

Бессмысленность жизни приводит к возникновению четвертого внутреннего экзистенциального конфликта– конфликта между потребностью людей в смысле и безразличным миром, в котором смысла нет.

  1. Компульсии. Механизмы психологической защиты от бессмысленности также разнообразны. Это может быть все та же компульсивная деятельность (накопление денег, получение максимального удовольствия, абсолютной власти, полного признания, высшего статуса и т. п.), которая рано или поздно заканчивается сомнениями и разочарованием в ее результатах.
  2. Уход. Это могут быть проблемы, которые позволяют занять и структурировать время (например, хобби, споры, семейные ссоры, общественная и политическая деятельность, «самосовершенствование» и т. п.).
  3. Нигилизм, проповедуя который люди относятся с пренебрежением ко всем источникам смысла, которые другие находят в своей жизни (например, к любви, альтруизму, религиозному служению и т. п.).

Методы терапии

Заканчивать наше рассмотрение экзистенциальной психотерапии мы будем перечислением ее техник, так как в предыдущих выпусках я уделил им не столь много внимания.

  1. Техники конфронтации. Состоят в прямом столкновении клиента с экзистенциальными данностями. Терапевт направляет внимание клиента его темы смерти, ответственности, одиночества, отсутствия смысла и обсуждает их вместе с клиентом. При этом терапевт может вносит свое мировоззрение в обсуждение данных вопросов или ссылаться на мнение экзистенциальных философов.
  2. Техники интерпретации защит. Чтобы подойти к главный данностям, терапевт сначала замечает и интерпретирует защиты клиента, указывая ему на их и пытаясь раскрыть, что же за ними кроется.
  3. Техники экспозиции, также применяются в экзистенциальной психотерапии, однако, далеко не так как это делается в поведенческой. В частности, терапевт помогает клиенту смоделировать экзистенциальные данности и столкнуться с ними. Для этого, например, клиенту может быть предложено написать свой некролог или пообщаться с неизлечимо больными людьми.
  4. В экзистенциальной терапии также проводят анализ сновидений. При этом сновидения уже воспринимаются не с позиции вытесненной сексуальности, а также с позиции экзистенциальных проблем, которые часто прослеживаются во снах.
  5. Техники переосмысления предполагают изменение отношение к экзистенциальной данности. В этом случае даже если саму данность нельзя изменить, можно поменять отношение к болезни. Так к Виктору Франклу обратился пожилой врач, два года пребывавший в депрессии по поводу смерти своей жены. Франкл спросил: "Что произошло бы, доктор, если бы вы умерли первым, а вашей жене пришлось бы пережить вас?" — "О, — сказал он, — для нее это было бы ужасно, как бы она страдала!" Тогда я откликнулся: "Видите, доктор, она избежала этих страданий, и именно вы избавили ее от них, но вы должны платить за это тем, что пережили и оплакиваете ее".
  6. Техники реализация потребности. В процессе работы терапевт старается раскрыть чувства и переживания клиента, освободить его от различных блоков, которые не позволяют эти желания выразить. И далее найти способ более адекватной реализации потребностей. Что очень сходно с процессом гештальт-терапии.
  7. Техника фасилитации принятия решений. Экзистенциальная терапия направлена на то, чтобы помочь человеку принять ответственность за свою жизнь. В этом случае терапевт помогает человеку проанализировать, какие решения он уже принял и какие может принять и как они повлияют на его жизнь.
  8. Техники восполнения потребностей. Экзистенциальный терапевт использует контакт и встречу с пациентом, чтобы восполнить его потребности, которые он не смог реализовать ране. В контакте он присутствует вместе с человеком таким образом стимулируя его к проявлению своей аутентичной самости.

Главная цель всех рассмотренных моделей экзистенциальной психотерапии – помочь клиентам научиться переживать свое существование как реальное. Любое психическое расстройство, будь то невроз или психоз, – это, прежде всего потеря ощущения бытия и отчуждение от самого себя. Основной акцент делается на «субъективном» индивида, а также на аутентичных отношениях психотерапевт – клиент.

Выводы

В целом экзистенциальная терапия не отступает от традиций всего гуманистического направления. Экзистенциальный терапевт может применять любые техники в том числе и из других направление если они помогут клиенту встретиться со своим переживанием.

Во многом экзистенциальная психотерапия напоминает гештальт-терапию, однако с большим упором именно на экзистенциальные посылы и с намного большей директивностью терапевта в отношении экзистенциальной философии.

Как по мне это направление очень интересное, хоть и не слишком популярное в нашей стране. Это в целом и неудивительно, так как и подходит оно далеко не всем, а скорее тем, кто сталкивается именно с экзистенциальными проблемами. И вряд ли сюда можно отнести большую часть клиентов, в то время как люди с такими проблемами не так уже и часто приходят на терапию в целом.

Все же я рад что в нашем курсе мы затронули данную ветку психотерапии, так как это было полезно и для меня, а далее мы будем обсуждать с вами новые направления психологической помощи.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, экзистенциальная, ирвин ялом, гуманистическая, феноменология