Когнитивно-аналитическая психотерапия (CAT/КАТ)

Мой блог / Просмотр публикации

Когнитивно-аналитическая терапия, как вы уже наверняка поняли из названия, сочетает в себе психоанализ и когнитивную психотерапию.

Создателем этого метода является Энтони Райл, врач-психотерапевт, который изначально практиковал именно аналитическую терапию, но достаточно быстро разочаровался в ней. Анализируя сеансы психоанализа, он заметил, что значимые темы, которые обычно рассматриваются годами, затрагиваются уже на первых сеансах, однако, сам по себе медленный характер терапии и отсутствие направленности на решение проблемы приводили к затягиванию процесса.

Другой важной проблемой по мнению Райла был сложный язык психоанализа, который понятен только психотерапевту, но совершенно не принимался клиентом. В то же время он понимал, что и бихевиористкая модель, где в качестве основной проблемы рассматривался сам запрос клиента, то же будет малоэффективна.

Отсюда появилась необходимость создать аналитическую терапию, но опирающуюся на язык, который будет понятен и терапевту, и клиенту и которая была бы направлена на быстрое решение проблемы. Так и была создана когнитивно-аналитическая психотерапия.

Когнитивно-аналитическая терапия или КАТ опирается на когнитивную теорию, теорию репертуарных решеток Джорджа Келли, психоанализ и когнитивную психотерапию, и даже на работы М.М. Бахтина и Л.С. Выготского. 

Как следует из самого названия данная терапия состоит из двух частей: аналитической и когнитивной.

Аналитическая часть в большей мере применяется на начальном этапе терапии и предполагает анализ биографии и событий прошлого в жизни клиента. Выясняется, как эти события повлияли на его текущую ситуацию и какие паттерны человек принес с собой из своего детства. Также делается большой упор на процесс переноса, так как предполагается, что пациент склонен моделировать свои внешние социальные отношения в кабинете психолога.

После того, как клиент совместно с терапевтом формируют понятную обоим схему проблемы клиента, в дело вступает вторая часть данного подхода – когнитивная терапия. Здесь терапевт различными когнитивными методами, такими как постановка цели и сократический диалог, помогает клиенту отыскать иной способ реализации фрустрированных потребностей, которые клиент выражает дезадаптивным способом.

По сути, основная задача КАТ – создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна пациенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.

 

Модель проблемы

Причины проблемы КАТ, как и психоанализ видит в детстве, однако, понимает их уже в более поведенческом смысле. По мнению Райла, наши текущие проблемы – это те стратегии, которые мы выучили когда-то в детстве, чтобы справляться со сложными ситуациями, и которые мы продолжаем использовать и в текущий момент времени, хотя они для нас уже неактуальны.

И в целом это стандартное понимание невроза для любого вида психотерапии, однако, Райл делит подобные проблемы на три группы. 

  1. Ловушки. Первая группа – это ловушки, они напоминают порочные круги из когнитивно-поведенческой терапии и подразумевают, сложные паттерны поведения, которые склонны к самоусилению. Предположим, отношения нашего клиента в детстве опирались на условную любовь со стороны родителей, которые сформировали у него чувство неполноценности. Теперь, исходя из своей неполноценности, клиент постоянно ставит себе завышенные цели и стандарты, которых он не способен достичь, а если и достигает, то полностью выбивается из сил, теряя возможность действовать дальше, это все лишь укрепляет его чувство неполноценности и попытки скомпенсировать его перфекционизмом.
  2. Дилеммы. Дилеммы представляют из себя внутренний конфликт. Это паттерны, предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Например, с одной стороны, клиент хочет создать крепкие отношения, а, с другой стороны, форма его близости такова, что он теряет самостоятельность и идентичность. Если же он, наоборот, стремится к самостоятельности, то, теряет близость. Оба варианта не устраивают пациента, и он демонстрирует поочередно каждый из них, при этом страдая.
  3. Препятствия. Под препятствием понимается такой способ поведения, когда клиент при постановке цели клиент не осознает всех ее аспектов. Например, клиент заявляет о своём стремлении бросить курить, думает о том, как это поможет его здоровью и насколько легче ему станет дышать, да еще и деньги сэкономит. При этом, он не берет в расчет то, что курение для него является способом борьбы со стрессом и соответственно его цель невыполнима, так как при попытке бросить курить, у него сразу же нарастает фрустрация, которая усиливает желание закурить.

Основная задача терапевта и состоит в том, чтобы помочь клиенту раскрыть схему данных проблем, что обычно делается с помощью диаграмм и писем.

 

Диаграммы

Основным инструментом КАТ-терапевта являются диаграммы и рисунки.

По мере того, как клиент описывает свою проблему, терапевт пытается изобразить ее с помощью диаграммы или рисунка, постоянно согласовывая этот рисунок с самим клиентом. Наибольший упор на это делается на первых сеансах, однако, подобная схема может сохраняться и корректироваться на протяжении всей терапии и при этом выступать способом оценки самих терапевтических отношений.

Предположим, клиент заявляет, что он постоянно извиняется перед другими людьми, потому что, в его детстве родственники были сверхкритичны и наказывали его за любые ошибки. Более того, и в процессе самого сеанса клиент постоянно извиняется перед терапевтом, за то, что не смог сделать домашнее задание с прошлого сеанса. При этом клиент и сам осознает, что попытки попросить извинения часто заставляют людей лишь замечать его ошибки и усиливают критику со стороны. В этот же момент терапевт может нарисовать подобную схему отмечая на ней базовый конфликт. Но что еще отражают подобные карты?

  1. Роли в отношениях. Диаграммы КАТ отражают влияние значимых других на вас. То есть здесь могут прописываться значимые послания от родителей и те роли, которые они и клиент играли в семье.
  2. Неуправляемые чувства или состояния ума. Карта также будет отражать проблемные чувства и состояния, которые вы испытываете, и которые заставляют вас прибегнуть к тому или иному поведению или становятся его следствием.
  3. Повторяющиеся паттерны поведения. Собственно, основой диаграммы являются повторяющиеся проблемные паттерны поведения. Такие последовательности описываются, исходя из самоотчета клиента, отношений на сеансах и психологических анкет. Причем иногда на одной диаграмме может быть три или четыре паттерна, которые перекрывают друг друга.
  4. Наблюдающий глаз. Иногда на диаграммах рисуют еще и наблюдающий глаз. И это не знак масонов, а просто обозначение способности клиента наблюдать за собой.
  5. Ресурсы. Также на диаграммах могут быть отмечены некоторые ресурсные состояния, которые обычно рисуют в виде островка с пальмочкой.
  6. Выходы. Наконец, суть работы психотерапевта состоит в том, чтобы найти решения проблемы. Эти решения тоже наносятся на диаграмму, на которой они обозначаются как «выходы» из паттерна.

Таким образом под конец терапии данная диаграмма может принять совершенно иной вид.

 

Терапия

Хотя мы уже обсудили всю суть работы в КАТ, все же остановимся чуть более подробно на некоторых иных аспектах.

Подход всегда ограничен по времени, обычно проводится от 8 до 24 еженедельных сеансов, но, чаще всего, терапия длиться в районе 16 сеансов, каждый из которых занимает от 50-ти минут до часу.

В самой терапии обычно выделяется три основных этапа.

  1. Фаза формулировки. В первой четверти терапии терапевт собирает необходимую информацию, расспрашивая пациента о его проблемах, а также о раннем жизненном опыте. При этом могут использоваться различные анкеты и опросники. Постепенно терапевт формирует понимание проблемы и ее связи с моделями поведения клиента в детстве и излагает его в письме. Письмо согласовывается с пациентом и исходя из этого определяется дальнейший ход и длительность работы. С этого же момента рисуется диаграмма проблемы.
  2. Пересмотр. На второй фазе терапевт и клиент определяют способы выхода из проблемы и практикуют их. Например, проблемный паттерн клиента может состоять в самоповреждении, которое является следствием раннего запрета на выражение агрессии. Выход может включать в себя выражение гнева каким-либо иным образом. Так, терапевт может предложить клиенту накричать на него или поспорить с ним, а, затем, перенести этот паттерн в жизнь.
  3. Прощальные письма. В конце терапии пациент и терапевт пишут «прощальные письма», которыми они обмениваются, обобщая то, что было достигнуто и что еще предстоит сделать.

После окончания согласованного количества сеансов проводятся запланированные последующие сеансы для мониторинга и поддержки внесенных изменений.

Эффективность

Так как КАТ на сегодняшний день – это слишком новое направление, исследований в этом ключе не так много, однако, мета-анализ самого Райла[1] показывает очень хорошие результаты КАТ, которые не уступают результатам когнитивно-поведенческой терапии. При этом исследования показывают хорошие результаты КАТ в лечении анорексии[2], а также пограничного расстройства[3]. Все же пока недостаточно данных, чтобы КАТ становилась рекомендованным методом лечения. 

Лично моё мнение состоит в том, что это направление крайне интересное и эффективное, но оно мало чем отличается от гештальта, по крайней мере в таком формате в каком практикую его именно я, потому что в большинстве случаев, гештальтисты действительно не так часто обращают внимание на поведенческий аспект проблемы.

Литература

[1] Ryle, A; Kellett, S; Hepple, J; Calvert, R (2014). «Cognitive analytic therapy at 30» (PDF). Advances in Psychiatric Treatment. 20 (4): 258–268.

[2] Treasure, J; Ward, A (1997). «Cognitive analytical therapy in the treatment of Anorexia nervosa». Clinical Psychology and Psychotherapy. 4 (1): 62–71.

[3] Chanen, A; McCutcheon, LK; Germano, D; Nistico, H; Jackson, HJ; McGorry, PM (2009). «The HYPE clinic: an early intervention for borderline personality disorder». Journal of Psychiatric Practice. 15 (3): 163–172.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, когнитивно аналитическая терапия, когнитивно аналитическая
Комментарии
Диана Заславская
Спасибо за развернутую и такую наглядную статью по этой теме, я сама в своей практике опираюсь именно на интеграцию Кпт и психоанализа, всегда считала, что это несовместимые вещи. Однако, как показывает собственная практика — дает реальные результаты
№1 | 26 июня 2024
[ добавить комментарий ]