Функционально-аналитическая психотерапия (ФАП)Мой блог / Просмотр публикации
Функционально-аналитическая терапия (ФАП), впервые была сформулирована как модель в 1980-х годах психологами Робертом Кохленбергом и Мавис Тсаи, основной интерес которых был сфокусирован на связи между поведением клиента в обычной жизни и качеством терапевтических отношений. Они заметили, что клиент склонен демонстрировать в кабинете психолога те же паттерны поведения, что и в обыденной жизни, а с помощью терапевтических отношений и принципов поведенческой психологии можно эти паттерны изменить. Так и родилась функционально-аналитическая психотерапия, которая стала своего рода терапией переноса от бихевиоризма. ФАП относится к контекстуальным моделям психотерапии – это означает, что, как и другие направления третьей волны, ФАП фокусируется не на форме поведения клиента, а на его функции, которая тесно связана с контекстом, в котором оно происходит. Например, в отличии от когнитивной терапии Бека, ФАП будет рассматривать руминацию мысли «Мне нечего сказать…» в социальном контексте, где она может нести для клиента функцию избегания риска общения, в котором он может потерпеть неудачу. Отсюда следует два важных положения ФАП: во-первых, функциональное поведение всегда индивидуально, т.е. одно и тоже поведение может нести для разных людей совершенно разные функции, а, во-вторых, люди склонны демонстрировать данное поведение в отношениях с терапевтом, в рамках которых это поведение можно скорректировать. Соответственно здесь встает вопрос в какую сторону необходимо корректировать то или иное поведение и какое поведение вообще считать дисфункциональными? И, если ранние направления ФАП не имели четко прописанных целей, то сейчас это уже не совсем так.
ACL-модельНа сегодняшний день для определения функционального и дисфункционального поведения в ФАП используется модель ACL, которая раскрывает три важных компонента здорового поведения в социальном контексте. Осознанность – внимание к собственным потребностям и потребностям других людей, а также к ценностям в межличностных отношениях. Отвага – возможность переживания эмоций в присутствии других людей, открытость к возможности просить о том, что необходимо сейчас, разделение уязвимости с другим человеком. Любовь – отклик на «отвагу» другого человека с деликатностью и вниманием. Она включает в себя безопасность и принятие в ответ на демонстрируемую уязвимость. При этом ФАП выступает как процессуальный подход и определяет целями терапии «осознанность», «отвагу» и «любовь» по мере того, как они всплывают в сессии в соответствии с правилами и принципами, лежащими в основе данного направления.
Правила ФАППроцессуальная работа ФАП-терапевта строится на пяти основных правилах, которые выводятся из основных законов научения. Правило 1. Оценивайте функциональность поведения. ФАП терапевт должен фокусироваться на том, как внешние жизненные проблемы проявляются в терапевтических отношениях, а не просто говорить о них. Для этого терапевт оценивает следующие факторы.
Правило 2. Вызывайте функциональное поведение (будьте мужественны и эмоционально присутствуйте в отношениях). ФАП призывает терапевтов быть искренними, эмоционально присутствующими и мужественными для раскрытия лучших качеств своих клиентов. Это связано с тем, что, чтобы активизировать функциональное поведение, необходимо сначала активировать дисфункциональное. Например, если клиент боится эмоциональной близости, терапевты могут активно проявлять искреннюю заботу, при этом сосредотачиваясь на способах, которыми клиент избегает контакта во время сеанса. Правило 3. Естественным образом усиливайте функциональное поведение. В качестве подкрепления в ФАП выступают искренняя и естественная забота терапевта. При этом терапевт старается немедленно и достоверно реагировать на проблемы и улучшения клиента по мере их возникновения во время сеанса, нежели оценивать самоотчеты клиента о проделанной работе. Правило 4. Обращайте внимание на своё влияние. Терапевты ФАП последовательно реагируют на поведение клиента, задавая себе вопрос: «Оказываю ли я желаемый эффект на другого человека?». Наиболее точным показателем эффективности терапии является то, усиливается ли целевое поведение в соответствии с моделью ACL или нет. Также для терапевта важно осознавать собственные эмоциональные реакции на клиента и то, точно ли эти реакции отражают реакции людей в повседневной жизни или же это уже собственные неадекватные реакции (проще говоря, речь опять идет о психоаналитической идеи переноса). Правило 5. Предоставлять функциональные интерпретации поведения и прибегать к обобщению. Терапевт должен интерпретировать реакции клиента в функциональном ключе, демонстрируя адекватность его поведения в данном контексте и в то же время настаивать на обобщение функционального поведения с помощью домашних заданий. Процесс терапии и техникиФункционально-аналитическая терапия состоит в выделение дисфункциональных типов поведения и замену их на функциональные в соответствии с моделью ACL. В самой ФАП для этих типов поведения существуют специальные аббревиатуры, однако, я не буду вас мучить ими, чтобы вы не запутались. Таким образом мы просто говорим о том, что в процессе сеанса терапевт фиксирует дисфункциональное поведение клиента, стремясь к тому, чтобы оно угасло и старается стимулировать функциональное поведение с помощью поиска гибких реакций и подкрепления. Вот пример того, как может проходить сеанс. Предположим на терапию приходит женщина, которая жалуется на то, что ее дочь не слушает ее, когда она будит ее с утра в школу, вплоть до того, что девочка уже много раз прогуливала уроки. При этом, поскольку девочка претворяется, что у нее болит живот, мать не может ничего поделать: хотя она и пытается разбудить девочку, она достаточно быстро оставляет свои попытки. В этот момент терапевт просит клиентку воспроизвести в воображении данную ситуацию и спрашивает, что она чувствует. Клиентка же говорит, что ее дочь просто не может ничего поделать. Так как это не является прямым ответом на вопрос, что противоречит модели ACL, терапевт уточняет, что же именно она все-таки чувствует, где это в теле, на какую эмоцию похоже, и клиентка отвечает, что ощущает вину, за то, что, у девочки возможно действительно болит живот. Здесь клиентка проявила один из типов функционального поведения, она проявила отвагу самораскрытия. На что терапевт говорит ей спасибо за доверия, подкрепляя данное поведение. Следующим шагом может быть поиск более функциональной реакции на поведение, например, настоять на своём или пригласить дочери врача, от чего она скорее всего откажется и пойдет в школу. Или вот другой клиент заявляет, что не способен адекватно воспринимать обратную связь на работе, и здесь речь пойдет об уже о более сложном анализе поведения, потому что сначала терапевту необходимо определить какие конкретно действия мешают клиенту принимать обратную связь (например, он может уводить взгляд в сторону или отшучиваться). После этого, необходимо найти более функциональное поведение, например, выслушать другого человека, не отводя взгляд и не сводя все в шутку. После этого необходимо будет смоделировать ситуацию обратной связи в процессе сеанса и подкрепить необходимые реакции. В целом так и проходит сеанс ФАП, однако, в этой терапии имеются и отдельные техники для того, чтобы клиент проявил необходимые реакции с позиции модели ACL.
ЭффективностьПо сути ФАП – это очередное направление третьей волны психотерапии, которое мало чем отличается от гештальт-терапии с ее схемой осознания потребностей и поиска новых путей их реализации. Изначально она задумывалась как дополнение к другим типам когнитивно-поведенческой терапии, и, собственно исследования действительно показывают ее эффективность при добавлении к тем или иным методам. Например, совместно с КПТ она эффективно применялась для лечения депрессии[1], а, совместно с АСТ для борьбы с курением[2]. Также исследования показывают и эффективность ФАП в работе со многими расстройствами, однако, на данный момент исследований все еще недостаточно, чтобы делать какие-то точные выводы. Иногда ФАП критикуют и за модель ACL, поскольку она в это самое поведенческое направление не особо то и вписывается[3], и по сути, как и большинство методов третьей волны когнитивно-поведенческой терапии, скорее отражает гуманистические принципы[4]. Литература[1] Kohlenberg, Robert J.; Kanter, Jonathan W.; Bolling, Madelon Y.; Parker, Chauncey R.; Tsai, Mavis (2002). «Enhancing cognitive therapy for depression with functional analytic psychotherapy: Treatment guidelines and empirical findings» (PDF). Cognitive and Behavioral Practice. 9 (3): 213–229. [2] Gifford, E. V., Kohlenberg, B. S., Hayes, S. C., Pierson, H. M., Piasecki, M. P., Antonuccio, D. O., & Palm, K. M. (2011). «Does acceptance and relationship focused of functional analytic psychotherapy and acceptance and commitment therapy for smoking cessation». Behavior Therapy. 42 (4): 700–715. [3] Corrigan, P. W. (2001). «Getting ahead of the data: A threat to some behavior therapies». The Behavior Therapist, 24, 189–193. [4] Дэрроу С. М., Фоллетт У. К. (2014). «В чем проблема?: Ответ Кантеру, Холману и Уилсону». Журнал контекстуальной поведенческой науки. 3 (4): 265-268 [hr class=class_cut]© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, функционально аналитическая, третья волна, техники, методы, осознанность
|
У вас здорово получилось раскрыть тему.
Добавить комментарий »