Терапия реальностью Уильяма Глассера

Мой блог / Просмотр публикации

Приходя к психологу, вам хочется разобраться в своих внутренних конфликтах и раскопать травмы прошлого? А, что если вместо этого вы обратите внимание на то, что вас окружает на самом деле, на реальность в которой вы существуете?

Кто-то рассматривают терапию реальностью, как предтечу когнитивно-поведенческой терапии, а кто-то включает ее в список методов третьей волны. Однако, мы вполне можем воспринимать терапию реальностью как самостоятельное направление со своим оригинальным подходом.

Терапия Реальностью возникла в середине 1960-х годов как протест против психоанализа Фрейда, при котором врач годами копался в детских эротических фантазиях пациента.

В ней основной упор был сделан не на прошлые эмоциональные переживания клиента, а на то, что он реально делает в своей нынешней жизни, чтобы обеспечить эффективные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

Создателем терапии реальностью является Вильям Глассер, который сформировал свой подход основываясь на работе в исправительной колонии для девочек-подростков. И видимо там Глассер и принял идею, что люди изначально неразумны и далеко не всегда способны сделать правильный выбор, что принципиально отличает идеи Глассера от гуманистических течений в психологии. Все же Глассер считал, что способен направить пациента на правильный путь, в связи с чем и создал свою терапию.

Хотя изначально данная терапия не имела никакой теории, а лишь опиралась на главный принцип, который состоял в возможности человека полностью контролировать своё поведение, позже эта идея переросла в теорию контроля.

 

Потребности

Теория контроля опирается на идею потребностей, среди которых Глассер выделил пять основных.

  1. Потребность в выживании. Эта потребность предполагает поддержание жизни за счет сохранения гомеостаза, проще говоря, сюда относятся поглощение пищи и обеспечение крыши над головой.
  2. Потребность в любви. Она включает в себя как потребность в интимной любви, так и стремление принадлежать к той или иной группе.
  3. Потребность в могуществе. Эта потребность может быть удовлетворена статусом, признанием и принуждением других повиноваться нам.
  4. Потребность в свободе. Люди нуждаются в свободе выбирать, как они проживают свою жизнь, а также стремятся свободно выражать себя и общаться с тем, кого они предпочитают.
  5. Потребность в удовольствие. Данная потребность предполагает, что человек всегда ищет способ развлечься, ему требуется удовольствие и расслабление.

Потребность в выживании Глассер считал не столь важной, так как, в принципе, она и так удовлетворяется в современном обществе, а вот самой важной потребностью психолог считал потребность в любви, именно она часто приносит наибольшую фрустрацию.

Здоровье человека зависит от возможности удовлетворять все эти потребности и соблюдать баланс между ними. Однако, люди не всегда способны сделать правильный выбор и не всегда способны использовать наиболее эффективную стратегию достижения цели, поэтому та или иная потребность может оставаться нереализованный, что приведет к усилению фрустрации и психологическим проблемам.

Отсюда Глассер выделяет четыре значимых механизма образования проблемы, которые мы сейчас и обсудим.

 

Структура действия и идея контроля

Продолжая обсуждать теорию контроля, затронем первый механизм образования болезни – иллюзию контроля.

Как полагает Глассер, у людей имеется врожденная тенденция к удовлетворению потребностей, что мы и осуществляем с помощью наращивания контроля. Именно контроль над внешней средой и другими людьми и позволяет нам получать то, что мы хотим. Однако, в какой-то момент человек впадает в иллюзию контроля, считая, что он способен контролировать то, что на самом деле никак не поддается его влиянию.

Первое, что таким образом подпадает под иллюзорный контроль человека – это внешний мир и другие люди. Так клиенты приходят на терапию с просьбой поменять не их самих, а сделать мир вокруг них лучше или изменить их партнера, тещу или ребенка. Таким образом, они в первую очередь хотят повлиять именно на них, перекидывая с себя ответственность.

Вторым пунктом, на который распространяется иллюзорный контроль человека является он сам, а точнее его поведение.  Терапия реальностью предполагает, что каждое совершаемое человеком действие, начиная от момента его рождения и заканчивая днем его ухода из жизни, является осознанным. Однако, само целостное действие можно разбить на четыре компонента: мысли, действия, чувства и физиология. По сути, из этих компонентов мы контролируем лишь два: мысли и действия, в то время как чувства и физиология просто сопровождают их. Клиенты же, приходя на терапию, жалуются именно на неподконтрольные состояния, например, на то, что ощущают депрессию или просто на то, что им плохо. Как вы можете понять, возможность влиять на такие состояния иллюзорна, а различные невротические и психотические расстройства и возникают тогда, когда индивид пытается распространить контроль за пределы своего «Я».

Терапия реальностью делает акцент именно на те аспекты действия, которые мы способны контролировать, т.е. на наши действия и мысли, ожидая, что следом за их изменением произойдут и изменения в эмоциях и чувствах, а также во взаимоотношениях с другими людьми.

 

Чувство реальности

Вторым механизмом образования болезни является встреча с препятствиями на пути удовлетворения потребности.

Если глубинные психологи видят причины проблем клиентов во внутренних комплексах и защитных механизмах, то в терапии Глассера, все происходит, с точностью до наоборот, именно жизненные неудачи заставляют человека придумывать эти абстрактные понятия и копаться в них.

Глассер говорит о том, что у человека изначально есть чувство реальности, которое помогает ему взаимодействовать со средой и удовлетворять свои потребности. Однако, если у человека, что-то не получается, то он склонен скидывать с себя ответственность за неудачи, придумывая для этого идеи о бессознательном или о потусторонних сущностях, которые портят его судьбу.

Такой подход ослабляет чувство реальности, заставляет человека отдалиться от своих целей и погрузиться в бессмысленные рассуждения о своем внутреннем мире. Именно поэтому в основе терапии реальностью лежит принцип «здесь и сейчас», который предполагает, что вместо обсуждения биографии клиента и поиска каких-либо причин его поведения терапевт будет концентрироваться на текущем моменте, на осознании важных для клиента потребностей и на поиске адекватных способов их реализации.

 

«Картины в голове»

Как уже было сказано, терапия реальностью опирается на принцип «здесь и сейчас», однако, прошлое все же может использоваться, но скорее, как источник информации для анализа потребностей клиента и его прошлых паттернов поведения.

В этом контексте Глассер ввел такое понятие как «картины в голове». Картины в голове – это репрезентации, которые отражают наши желания и стимулы способные привести к удовлетворению той или иной потребности. Например, если вы впервые дадите ребенку шоколадку, то он запомнит ее как отдельную картину, и, если в следующий раз спросить у него чего бы он хотел, он наверняка скажет, что хотел бы эту самую шоколадку.

То есть при активизации любой потребности, человек будет иметь в голове набор картин, которые связаны со способами удовлетворения данной потребности. Проблема возникает тогда, когда клиенты формируют неадекватные картины, которые невозможно реализовать или те, которые противоречат друг другу. Например, так клиент может ставить себе завышенные цели или представлять себе идеальные отношения, которые невозможно реализовать в жизни. Или он может реализовывать свою потребность во власти, так, что это приведет к невозможности самореализации в сфере отношений.

Единственный способ, которым картины можно изъять из альбомов – это заменить их чем-то, что удовлетворяет ту же самую потребность. Так, например, чтобы отстранить человека от переживаний о бывшей девушке необходимо заменить ее образ на кого-то другого.

Изменение картин других людей – это трудная задача, которая может быть достигнута только через переговоры и компромисс и именно поэтому в терапии реальностью так важны теплые взаимоотношения.

Неадекватное поведение как способ справится с неподконтрольностью

Еще одной причиной образования болезни являются дезадаптивные способы поведения.

Глассер рассматривает людей с проблемами как сознательно выбравших какую-то форму саморазрушительного поведения, которое представляет собой попытки восстановить контроль над жизнью. Так, например, с помощью болезни можно привлекать внимание, обретая контроль над другими людьми или просто оправдывать собственные неудачи.

Однако, встает вопрос, если люди когда-то давно выбрали неадекватное поведение, то почему они придерживаются его сейчас и не осознают своей ответственности? Объясняют это несколько причин.

  1. Ошибочное восприятие краткосрочных чистых чувств как долгосрочного эмоционального поведения. Глассер поделил наши чувства на первичные и вторичные. Первичные чувства выступают как естественные реакции на стимул, в то время как, вторичные представляют из себя развитие первичного чувства.

Например, если вас бросила девушка или парень вы, конечно, сразу испытаете грусть и обиду и это вполне нормально. Однако, ваше стремление думать о нерадивом партнере и переживать о прошедшем последующие несколько лет – это только ваш выбор. Проблема в том, что сами люди с трудом осознают переход естественных чувств в волевое поведение, а потому редко принимают на себя за него ответственность.

  • Осуществление болезненного выбора автоматически. Вторая причина неосознанности нашего выбора состоит в том, что то или иное поведение стало для нас привычкой и выполняется автоматически. Например, если вы с детства привыкли избавляться от любых конфликтов с помощью головной боли, которая позволяла вам отстраниться от других людей, то не удивляйтесь, что у вас и сейчас постоянно болит голова.
  • Нежелание утратить чувство собственного достоинства. Наконец, еще одной, достаточно банальной причиной неприятия собственного выбора является стремление сохранить достоинство. Ведь если вы сознаетесь, что сами создаете себе проблемы, то что о вас подумают другие люди?

Терапия реальностью

В терапии реальностью не имеется никаких твердых правил, однако, консультант всегда должен иметь строгое обоснование для всего, что он делает.

Отношения между терапевтом и клиентом здесь скорее дружеские и в то же время с четким распределением границ. Терапевт должен всеми силами держаться за пациента, помогая ему преодолевать трудности даже если в прошлые разы у него ничего не получилось, а разговоры о чувствах и прошлых разочарованиях допустимы, но в большей мере для того, чтобы укрепить отношения.

При этом важный аспект отношений заключается в том, чтобы не позволять клиенту использовать дезадаптивные методы контроля, которые он раннее применял на других людях (по сути, здесь речь идет о работе с переносом).

Главная цель терапии состоит в том, чтобы научить клиента брать на себя ответственность, для чего и применяются разнообразные техники терапии реальностью.

  1. Психообразование. На начальном этапе применяется техника психообразования, когда клиенту разъясняется теория контроля Глассера. Это может происходить путем назначения чтения книги Глассера и прямого инструктажа, либо может быть использован более гибкий подход, когда клиенту предлагают пересказать его проблему с позиции теории контроля.
  2. Определение желаний и постановка целей. Далее терапевт стремится помочь клиенту определить его желания. Обычно это может происходит в форме прямого опроса с упором на «здесь и сейчас», т.е. клиента спрашивают, что он хочет именно сейчас, а когда тот отвечает, ему предлагают прояснить цели максимально детально.

Также ему помогают прояснить конфликты между целями, а если он ссылается на необходимость поменять мир или других людей, терапевт перенесёт ответственность обратно на клиента и спросит, что он может и хочет изменить в себе.

Здесь могут применяться и разные методики для определения потребностей, например, описана такая техника как «поднос потребностей», в соответствии с которой клиентов спрашивают: «Если бы у меня был поднос с потребностями, и вы могли бы выбрать одну из них до того, как уйдете, какую бы вы выбрали: любовь, могущество, развлечение или свободу?». Ответ на этот вопрос помогает определить на чем сфокусировать ход терапии.

  • Оценка поведения. Оценка поведения состоит из двух частей: прояснение текущего поведения и оценки его адекватности. Первая часть предполагает, что клиента спрашивают о том, как он ведет себя сейчас и какое поведение он выбирает. На этом этапе клиенты обычно изображают себя жертвами обстоятельств, заявляя: «У меня депрессия» или «Жена обижает меня».

Здесь используется техника перевода номинализаций в глаголы, какая обычно применяется и в гештальт-терапии. Так у клиента спрашивают: «Как конкретно вы депрессуйте?» или «Каким образом вы обижаетесь?».

Консультанты также ищут эффективное поведение, имеющееся в репертуаре клиентов, и могут расспрашивать о периодах в прошлом, когда клиенты функционировали эффективно и здесь уже прослеживается позитивная направленность данной психотерапии.

Во второй части, клиента просят оценить, насколько его поведение позволяет ему реализовывать его цели. И понятно, что этот вопрос направлен не на саму оценку, а на то, чтобы клиент понял, как он сам мешает себе самореализоваться и что его поведение не совсем эффективно.

Например, если на начальных этапах выяснилось, что основной потребностью клиента является потребность в любви, а сейчас оказывается, что «депрессуя» он сидит дома и никуда не выходит, клиент понимает, что такое поведение никак ему не поможет найти партнера.

  • Планирование поведения. Далее начинается этап коучинга, в рамках которого терапевты стараются с помощью вопросов выяснить у клиента, какие же альтернативные способы поведения возможны для достижения его потребностей, а затем просят сформировать конкретный план действий.

Задача терапевта расспросить клиента максимально подробно, так чтобы план стал реалистичным, и чтобы клиент мог видеть все его слабые места.

Например, если девочка-подросток заявляет, что пойдет первый раз в жизни искать работу, стоит спросить, где она будет ее искать, когда начнет, во что оденется на собеседование и как будет себя вести. А самым важным на этом этапе является то, что клиенту необходимо продемонстрировать собственную мотивацию и обязательства по выполнению намеченного плана.

  • Развитие поведения. После того, как клиент сформировал определенный план действий, терапевт может помочь ему в его достижении. Здесь часто применяется ролевая игра, как, например, в случае той же девочки, терапевт может изобразить из себя работодателя, который проводит ей интервью.
  • Оценка прогресса. При отслеживании выполнения плана терапевт всегда предполагает, что адекватный план вполне выполним, а потому он не принимает оправданий, ему неинтересно почему вы не можете этого сделать, ему интересно, когда вы начнете.

Чтобы предотвратить отговорки клиентов, терапевт вполне может использовать и прямую конфронтацию вроде прямых высказываний, что их поведение нелепо или что клиент не сможет таким образом контролировать терапевта.

Все же, если план действительно оказался невыполнимым, терапевт все равно поддерживает клиента и помогает ему сформировать новый. В этом случае терапия полностью исключает какое-либо негативное подкрепление в виде наказания.

Заключение

Терапия реальностью Глассера показала эффективность в работе с самооценкой[1], ожирением[2], ПТСР[3] и шизофренией. Однако подобных исследований не так много, и говорить о ее однозначной рекомендованности всем группам пациентов вряд ли возможно.

В тоже время терапию иногда критикуют за стигматизацию пациентов, ведь по большому счету, идея ответственности предполагает, что вы сами виноваты во всех своих, даже серьезных психических расстройствах и интересно, что некоторые виды терапии, например, нарративная терапия придерживается прямо противоположного мнения, гласящего, что не люди вызывают проблему, а проблема с ними случается.

Все же сегодня терапия Глассера получает своё развитие и по ней проводится больше исследований.

Литература

[1] Mason, C. P., & Duba, J. D. (2009). Using reality therapy in schools: its potential impact on the effectiveness of the asca national model. International journal of reality therapy, 29(1), 5-12.

[2] Holmes, T. (2008). Using reality therapy to influence health behaviors: childhood obesity. International journal of reality therapy, 28(1), 78-80.

[3] Prenzlau, S. (2006). Using reality therapy to reduce PTSD-related symptoms. International journal of reality therapy, 25(2), 23-29.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, терапия реальностью, Уильям Глассер, третья волна, осознанность
Комментарии
Fox Mulder
А как это технически делается?
В смысле, как переключить внимание на "здесь и сейчас"? Бывает, что от сильного переживания не удаётся отвлечься. Значит, есть какая-то "хитрость" методическая
№1 | 16 мая 2023
Абезгауз Екатерина Рудольфовна
Благодарю за Ваши видео, каждый раз хочется просто сидеть и конспектировать себе новые факты!
№1 | 16 мая 2023
Авдеев Павел Сергеевич
Константин Петрович, Переживание и есть здесь и сейчас)
№1 | 16 мая 2023
Юлия Федотова
Большое спасибо за информативную статью!
Очень интересный материал, я узнала много нового.
№1 | 17 мая 2023
Александр Молярук
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
Создателем терапии реальностью является Вильям Глассер, который сформировал свой подход основываясь на работе в исправительной колонии для девочек-подростков.
Интересно читал ли он труда Макаренко. Республика ШКИД - чем не терапия реальностью?
№1 | 17 мая 2023
Александр Молярук
№1 | u705239 | Константин Петрович писал(а):
А как это технически делается?
В смысле, как переключить внимание на "здесь и сейчас"? Бывает, что от сильного переживания не удаётся отвлечься. Значит, есть какая-то "хитрость" методическая
По-моему воссоздаётся реальность - когда человеку некогда или невозможно действовать в ней используя старые паттерны.
№1 | 17 мая 2023
[ добавить комментарий ]