Терапия эмоциональных схем Роберта Лихи

Мой блог / Просмотр публикации

Терапия эмоциональных схем стала еще одним вариантом метакогнитивной психотерапии, однако, в отличии от терапии Эдриана Уэллса, терапия эмоциональных схем обращает внимание не на наше отношение к нашим мыслям, а на наше отношение к нашим чувствам.

Автором терапии эмоциональных схем является Роберт Лихи, который обнаружил, что достаточно часто проблемы людей кроются не в объективных жизненных сложностях и даже не в реакциях на них, а в отношении к этим самым реакциям, а, точнее, к эмоциям. Именно отношение к эмоциям и повергает человека в порочные круги болезни.

Например, индивид, который боится собственной тревоги, начинает всеми силами избегать ее, тем самым еще более концентрируясь на ней и еще более увеличивая интенсивность своей тревоги.  Больной депрессией начинает злиться на самого себя за свою депрессию, еще сильнее снижая свою самооценку и самоэффективность. Больной пограничным расстройством просто отрицает принадлежность своих чувств из-за чего они начинают становиться еще более диссоциированными и неподконтрольными его личности. 

Отсюда появилась потребность определить, что же мешает людям адекватно переживать свои эмоции и как это исправить, так была сформирована модель дезадаптации.

Модель дезадаптации

По мнению Роберта Лихи существует два способа реакции на эмоцию в зависимости от того, как мы ее интерпретируем.

Первый способ – это здоровое проживание эмоции, которое возможно тогда, когда мы интерпретируем нашу эмоцию как нормальную. В этом случае запускается цикл здорового проживания эмоции, когда мы сначала принимаем наше чувство, затем выражаем его, при этом признавая принятие нашего чувства другими людьми, а затем эмоция угасает и уходит в фон, а мы можем сконцентрироваться на иных значимых целях.

Второй вариант предполагает уход в болезнь, что выражается в двух реакциях.

Во-первых, это может быть избегание эмоций. В этом случае человек прибегает к различным методам избегания своих чувств, начиная от алкоголя и наркотиков, заканчивая диссоциацией, оцепенением и алекситимией.

Во-вторых, это раскручивание эмоции, основанное на чрезмерном внимании к ней из-за негативной интерпретации. Так если человек боится своей тревоги, то он начнет постоянно концентрировать на ней внимание и будет испытывать вторичные эмоции по поводу нее, например, еще более сильную тревогу или вину за свою слабость.

Оба последних типа реагирования приводят к дезадаптивным типам поведения, таким как постоянное избегание эмоций и ситуаций, способных их спровоцировать; руминациям и размышлениям о негативных эмоциях; обвинениям других и аффективным вспышкам.

Однако, как вы уже поняли, проблема кроется не в самих эмоциях, а в их интерпретации, изучением чего и занимался Роберт Лихи, описав четырнадцать эмоциональных схем.

Эмоциональные схемы

Эмоциональная схема — совокупность имплицитных, т.е. бессознательных интерпретаций и ожиданий относительно эмоций и реакций на них.

Эмоциональные схемы формируются под влиянием многих факторов, но, чаще всего, это воспитание и родительские запреты на переживание тех или иных чувств. Фактором может быть и социальное влияние, когда в социуме порицается проявление определенных эмоций. Это могут быть религиозные запреты (все мы знаем, что уныние – это один из смертных грехов). А может быть кто-то просто начитался книг по психологии и оттуда узнал, что тревога приводит к стрессу, а стресс вреден, поэтому тревожиться ни в коем случае нельзя.

Именно эмоциональные схемы, по мнению Роберта Лихи и определяют, то, как мы будем воспринимать наши собственные чувства и переживания. И таких эмоциональных схем автор выделил четырнадцать.

  1. Инвалидация эмоций. Инвалидация эмоций предполагает, что эмоция воспринимается как негативная по мнению других людей и может выражаться в убеждении «Мои чувства никому не нужны».
  2. Непонятность. Схема непонятности очень характерна для пограничных и психотических клиентов. В этом случае человек воспринимает свои эмоции как функционирующие отдельно от него, ему непонятны ни смысл, ни причины их появления.
  3. Вина/стыд. Вина и стыд активируются тогда, когда индивид считает, что он не должен чувствовать то, что чувствует, поскольку те или иные переживания рассматриваются как слабость или недостаток. Типичное убеждение, это «Мужчины не плачут» или «Мне стыдно за мои чувства».
  4. Упрощение. Упрощение эмоции напоминает черно-белое мышление, когда чувство воспринимается в конкретных и полярных категориях, например, я либо люблю, либо ненавижу этого человека.
  5. Бесчувственность. Бесчувственность подразумевает веру в то, что человек вообще не чувствует эмоций. Обычно данная схема уже является следствием других схем, которые придают эмоциям негативный окрас из-за чего человек их начинает избегать.
  6. Потеря контроля. Потеря контроля предполагает веру в то, что эмоцию необходимо контролировать или подавлять, в противном случае все выйдет из-под контроля и произойдет непоправимое
  7. Обесценивание. Обесценивание предполагает, что человек рассматривает эмоции как бесполезные или несвязанные с его ценностями. Например, так, он может заявлять, что нет никакого смысла грустить из-за неудачи, когда требуются активные действия, хотя на самом деле именно грусть и направляет его на эти самые активные действия.

8 Рациональность. Рациональность предполагает, что любые эмоции иррациональны и их необходимо заменить логикой. Такой человек не дает волю своим переживаниям и также относится к переживаниям близких. Например, так мужчина может корить свою жену за ее капризы не понимая, что она лишь хочет близости и внимания, а не новую безделушку.

  • Длительность. Длительность – это убеждение, что эмоция будет длиться вечно и будет невыносимой. Так, человек может верить в бесконечность своей депрессии или тревоги.
  • Низкий консенсус. Низкий консенсус – это вера в то, что другие люди не испытывают подобных чувств, а потому мои эмоции ненормальны. В принципе такую схему можно наблюдать у большинства людей, потому что мы все внутри обычно волнуемся, но не показываем этого, а так как и другие люди стараются скрыть своё волнение нам кажется, что волнуемся только мы.
  • Руминации. Руминация – это стремление к сосредоточению на своих переживаниях. Например, человек может постоянно прокручивать у себя в голове мысли о своей тревоге, потому что, по его мнению, именно таким образом, он сможет найти способ избавиться от нее.
  • Неприятие. Неприятие – это вера в необходимость избегать те или иные чувства и переживания. При этом человек обычно избегает и ситуаций, которые эти чувства стимулируют. Например, мужчина с социофобией перестает знакомиться с девушкой, только, чтобы не испытывать страх.
  • Неспособность к выражению. Эта схема предполагает веру в то, что человек неспособен адекватно выражать свои чувства. Например, девушка может не признаваться в любви просто потому, что думает, что ее признание будет звучать неадекватно.
  • Обвинение. Обвинение – это вера в то, что эмоции человека являются следствием поведения других людей. Например, мать может думать, что ее гнев возникает из-за поведения ребенка.
  • Все этим схемы являются основной мишенью терапии эмоциональных схем, и сами по себе являются корнем большинства наших проблем.

     

    Терапия эмоциональных схем

    Основной рамкой терапии эмоциональных схем является валидация, которая подразумевает принятие чувств другого и состоит из двух компонентов: эмпатии, т.е. распознания чувств другого человека и сострадания, т.е. стремления помочь.

    При этом используются некоторые элементы клиент-центрированной терапии и гештальт-терапии, когда терапевт, оказывая безоценочное влияние на пациента может интерпретировать его эмоции, например, делая предположения в стиле «такое ощущение, что вы чувствуете грусть». Такое отношение позволяет клиенту социализировать свои эмоции и понять, что выражать их безопасно.

    Интересно, что, помимо этого, используется практически психоаналитическая работа с переносом, когда терапевт спрашивает самого себя о своих чувствах и уже отсюда интерпретирует чувства клиента.

    Однако, помимо установки отношений в терапии эмоциональных схем используется и много конкретных техник.

    1. Диагностика с помощью опросников. Терапия обычно начинается с этапа диагностики, где клиента просят заполнить ряд опросников. Сам Лихи приводит в районе тринадцати опросников, начиная от шкалы депрессии Бека заканчивая шкалой эмоциональных схем самого Лихи.
    2. Диагностика с помощью первичного интервью. После заполнения опросников применяется первичное интервью, которое занимает в районе двух сессий. Здесь терапевт также выясняет на каких эмоциях центрирован человек, какие эмоциональные схемы у него присутствуют, как эти схемы формировались в процессе развития, как человек подавляет или выражает свои чувства. Из этого затем формируется концептуализация случая.
    3. Психообразование. Также как и в классической КПТ применяется психообразование, в рамках которого клиенту объясняют, что такое эмоции и как эмоциональные схемы могут влиять на развитие расстройства. Обычно терапевт рассказывает все это на примере самого клиента, показывая ему как конкретно его схемы могут влиять на его симптомы.
    4. Осознавание. Осознавание может применяться, например, для схемы контроля. В этом случае клиенту предлагается просто наблюдать за своей эмоцией и ничего с ней не делать. Обычно техника может даваться как регулярное домашнее задание.
    5. Экспозиция. Здесь же могут проявляется и экспозиционные техники, так как они практически всегда подразумевают переживание тех или иных чувств. Например, клиенту с паническим расстройством можно предложить покрутиться на стуле, чтобы он испытал головокружение схожее с паническим и также обратить внимание на его чувства.
    6. Техники метакогнитивного отстранения. Они обычно представляют из себя метафоры, когда эмоции сравниваются с проплывающими мимо облаками или с телефонным звонком, на который просто можно не реагировать.
    7. Негативная визуализация. Негативная визуализация используется для помощи в осознании ценностей клиента. В этом случае ему предлагается представить, что он лишился того, что у него сейчас есть и подумать от чего он из-за этого откажется. Например, можно предложить клиенту представить, что он лишился ног, и тогда клиент скажет, что это ужасно, потому что он теперь даже не сможет гулять по улице. Тогда можно намекнуть клиенту: «Получается возможность прогулки по улице важна для вас?». И, по сути, это упражнение помогает клиенту ценить то, что у него уже есть.
    8. Негативная визуализация «когда-нибудь, но не сейчас». Это схожая техника, но здесь клиенту предлагается сравнить себя с другими более несчастными людьми. Например, можно указать клиенту на больных стариков, и когда клиент скажет, что ему их очень жаль, намекнуть на то, что есть повод радоваться, что его еще не настигла их судьба.
    9. Позитивная иллюстрация. В этом упражнении мы предлагаем клиенту обратить внимание на свои негативные чувства, которые он испытывал в благоприятных для других людей ситуациях. Например, человеку может быть грустно от созерцания счастливых парочек на улице. Тогда терапевт обратит внимание не только на то, что он чувствует грусть, но и на то, что для него важно быть с любимым человеком.
    10. «Имеем – не ценим». Еще одна техника для определения ценностей, предполагает, что мы предлагаем клиенту воображаемую ситуацию, в которой отбираем у него все: его семью, дом, деньги и предлагаем определить, что он вернет первым если будет такая возможность. Эта техника может помочь клиентам, которые убиваются по своим бывшим потерям и, например, стараются отстраниться от эмоций с помощью алкоголя, понять, что сейчас они все еще имеют нечто важное.
    11. Слезы как символ ценности. Эта техника подразумевает, что терапевт обращает внимание на те моменты разговора, в которые клиент начинает плакать. Например, мужчина может заплакать во время того, как говорит о разводе с женой. Если терапевт спросит его, о чем он плачет, клиент вполне может ответить, что из-за того, что теперь будет редко видеться с дочерью. Это опять же помогает определить ценности, а также указать на функциональную значимость эмоций.
    12. Подъем по лестнице смысла. Подъем по лестнице смысла – это противоположность техники падающей стрелы из КПТ. Терапевт задает последовательность вопросов, которые приводят человека к значимым для него ценностям. Например, «Когда вы видите радостные парочки почему вы плачете?», «Потому что мне одиноко», «А если бы у вас кто-то был, что тогда?», «Тогда бы я была счастливой», «А почему тогда вы были бы счастливой?», «Потому что мне важно любить». Таким образом мы понимаем, что для девушки важна любовь.
    13. «Есть что терять». Данная техника полезна для клиентов, которые тяжело переживают потерю. Здесь терапевт предлагает отнестись к потери с большим вовлечением и принятием, обуславливая это тем, что, если человек горюет, значит ему было что терять.
    14. Месяц благодарности. В этой технике клиенту предлагается проявлять благодарность за значимые аспекты его жизни. Например, ему может быть предложено выражать благодарность перед едой или благодарить мир за наличие спутника в жизни. В ряде случае могут применяться молитвы.
    15. «Эта замечательная жизнь». Данная техника состоит в перечислении близкого окружения и его влияния, а также в описании своего позитивного влияния на окружения. Например, так клиент может рассказать, как один мальчик его поддержал в школе. Таким образом, он поймет, что может быть для кого-то важен. Или психолог может рассказать, как помог некоторым своим пациентам и тогда это тоже укрепит его связь с миром.
    16. Саморазвитие. Техника саморазвития подразумевает перечисление качеств, которые клиенту не нравятся в людях, а затем выведение из них качеств, к которым клиенту следует стремится. Например, если его раздражает непунктуальность, то можно поставить себе целью быть пунктуальным.
    17. Когнитивный континуум. Данная классическая техника может применяться при схеме упрощения. В этом случае мы можем предложить клиенту оценивать свои чувства не в абсолютных терминах, а по 100-балльной шкале.
    18. Рефрейминг содержания. Техника рефрейминга содержания особенно актуальна для людей с завистью. Например, если клиент завидует коллеге, который получил высокую должность, можно обратить его внимание не на то, чего добился другой, а на процесс выполнения работы, если она ему, конечно, нравится. Либо можно обратить внимание на те качества и навыки, которые помогли коллеге получить должность и направить усилия на то, чтобы воспитать эти качества в себе.
    19. Перечисление успехов. Если клиент жалуется на то, что он полный ноль, который ничего не добился, потому что, например, мало зарабатывает, можно опросить его по поводу иных его достижений и наверняка окажется, что он хороший муж или великолепный спортсмен. Это позволит обозначит различия между социальной роль и его «Я»-концепцией.
    20. Чувство общности. В некоторых случаях из-за отсутствия достижений человек заявляет, что его не за что любить. Здесь можно предложить клиенту поразмышлять о других людях, которые добились меньшего в жизни или у которых меньше денег и спросить принципиально ли они от него отличаются и действительно ли их не за что любить.
    21. Парадоксальная интенция. В случаях негативных эмоций, направленных на других людей, можно предложить клиенту действовать от обратного. Например, пожелать человеку, которому клиент завидует, чего-то приятного.

    Здесь указаны в основном именно оригинальные техники самого Роберта Лихи, однако, терапия эмоциональных схем это одно из самых интегративных направлений, поэтому в ней используются и техники mindfulness, и техники DBT, и техники ACТ, и техники метакогнитивной терапии, и техники терапии, фокусированной на сострадании.

    В большинстве же случаев для расформирования эмоциональных схем применяются классические техники когнитивно-поведенческой терапии. Например, используется оценка «за» и «против» эмоциональной схемы, сократический диалог и т.д.

     

    Эффективность

    Работа Лихи прежде всего интересна своей классификацией эмоциональных схем. Сама же терапия скорее является дополнением к классической когнитивно-поведенческой модели, хотя она может быть интересной и для представителей глубинных направлений, в том числе и гештальт-терапии.

    Исследований же эффективности терапии эмоциональных схем или сокращенно EST, не так много, например, есть ряд единичных исследования о работе с синдромом раздраженного кишечника[1], женской мигренью[2], Птср[3], травматическим опытом детского насилия[4], социальной тревогой[5] и интересно что EST показала большую эффективность чем схема-терапия при ОКР[6].

    Однако, надо понимать, что это единичные исследования, каждое из которых имеет малую выборку, а в самих исследованиях в большинстве своём измеряется не степень избавления от тех или иных симптомов, а снижение деятельности тех самых схем и эмоциональной дисрегуляции.

    Литература

    [1] Erfan A, Noorbala AA, Karbasi Amel S, Mohammadi A, Adibi P. The Effectiveness of Emotional Schema Therapy on the Emotional Schemas and Emotional Regulation in Irritable Bowel Syndrome: Single Subject Design. Adv Biomed Res. 2018 Apr 25;7:72.

    [2] Shahsavani, S., Mashhadi, A. & Bigdeli, I. The Effect of Group Emotional Schema Therapy on Cognitive Emotion Strategies in Women with Migraine Headaches: a Pilot Study. J Cogn Ther 13, 328-340 (2020). 8

    [3] Naderi Y, Moradi A, Hasani J, Noohi S. Effectiveness of Emotional Schema Therapy on Cognitive Emotion Regulation Strategies of Combat-Related Post Traumatic Stress Disorder Veterans . Iran J War Public Health 2015; 7 (3) :147-155

    [4] Salimi, Samaneh, Asgari, Zahra, Izadikhah, Zahra and Abedi, Mohamadreza. 2021. "Personality and Post‑Traumatic Growth: the Mediating Role of Career Adaptability Among Traumatized Adolescents." Journal of Child and Adolescent Trauma. 15 (3), pp. 883-892.

    [5] Ghadampour E., Hosseini Ramaghani N. A., Moradiani Gizeh Rod S. K. Effectiveness of emotional schema therapy on anxiety sensitivity and emotion regulation strategies in socially anxious students //Armaghane danesh. – 2018. – Т. 23. – №. 5. – С. 591-607.

    [6] Ahovan M., Jajarmi M., Bakhshipoor A. Comparing the effectiveness of schema therapy and emotional schema therapy on emotion regulation of individuals with obsessive compulsive symptoms //International Journal of Behavioral Sciences. – 2021. – Т. 14. – №. 4. – С. 239-245.

    [hr class=class_cut]

     © YouTube, Мои контакты и социальные сети, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

    Теги: когнитивная, поведенческая, терапия, кпт, рэпт, техники, методы, когнитивная схема, эмоциональные схемы, схема терапия, осознанность, Mindfulness
    Комментарии
    Каракай Фатима Асхатовна
    Схемы давно вызывают интерес, видимо надо углубиться, благодарю за материал!
    №1 | 30 апреля 2023
    Светлана Кунакова
    Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
    часто проблемы людей кроются не в объективных жизненных сложностях и даже не в реакциях на них, а в отношении к этим самым реакциям, а, точнее, к эмоциям. Именно отношение к эмоциям и повергает человека в порочные круги болезни.
    Сложно не согласиться. Объемный материал, хорошо структкрирован. Спасибо что поделились!
    №1 | 30 апреля 2023
    Анна Дмитриевна Сошнина
    Спасибо за столь содержательную статью.
    №1 | 30 апреля 2023
    Юрченко Дарья Геннадьевна
    Спасибо за структурирование информации об эмоциональных схемах и сделанные выводы, продвинуло в понимании.
    №1 | 1 мая 2023
    VyTrex
    Интересно
    №1 | 1 мая 2023
    Пакина Наталья Анатольевна
    Спасибо, очень полезный материал.
    №1 | 1 мая 2023
    Игорь Анатольевич Мищенко
    Павел, как обычно, статья отличная, спасибо.
    №1 | 2 мая 2023
    Сидоренко Юлия
    Спасибо за полезную статью!
    №1 | 2 мая 2023
    Светлакова Ольга Анатольевна
    Настоящее краткое пособие - спасибо большое! Без воды, четко и по сути!
    №1 | 21 августа 2024
    Куршакова Елизавета Александровна
    Статья очень информативна. Суть терапии изложена чётко, кратко и понятно. Спасибо огромное!
    №1 | 2 ноября 2024
    [ добавить комментарий ]