Экспириенциальная семейная терапия Вирджинии СатирМой блог / Просмотр публикации
Если прошлый раз мы рассматривали с вами идеи Сальвадора Минухина, который большее внимание уделял структуре семьи, то Вирджиния Сатир обращала внимание скорее на процесс и на то, как люди коммуницируют друг с другом. Вирджиния Сатир родилась в проблемной семье. Отец был алкоголиком, а мать фанатичной христианкой, что как вы понимаете не могло не приводить к постоянным конфликтам. Многие предполагают, что именно из-за них Вирджиния Сатир и стала крайне болезненным ребенком. В 6 лет она заболела воспалением слепой кишки и выжила лишь потому, что отец все-таки отвез ее к отцу, не смотря на все уверения религиозной фанатички матери, которая отрицала официальную медицину. Интересно, что сразу после выписки она заболела воспалением среднего уха. Почти два года она была глухой, что, по-видимому, и обусловило ее последующее внимание к невербальной коммуникации. Ну и конечно учитывая ее положение, она, как и все травмированные дети решила удариться в психологию и начала с изучения психоанализа и попыток его применения в семейной терапии, в частности в терапии шизофрении, которая и стала всей последующей базой для теории коммуникации Сатир и того же Грегори Бейтсона. Все же понимание семьи Вирджинией Сатир изменил один конкретный случай. Весной 1951 года она работала с двадцативосьмилетней клиенткой, страдающей шизофренией. Спустя около шести месяцев, она почувствовала улучшение, но вскоре Вирджинии позвонила мать клиентке, угрожая вызвать ее в суд, из-за растущего эмоционального отчуждения дочери. Во время телефонного разговора Сатир заметила, что мать в действительности передает два сообщения: угрожает на словах, и в то же время просит о помощи на уровне своей интонации. Сатир поняла, что ранее никогда не замечала, на сознательном уровне, такой пропасти между вербальным и невербальным содержанием послания. Вместо того чтобы ответить на угрозы, она спонтанно пригласила мать на терапию, решив помочь также и ей. К огромному удивлению Вирджинии, Сатир, клиентка в присутствии матери, повела себя также странно, как и в тот день, когда она впервые познакомилась с ней. Во время первых встреч, Сатир заметила, что клиентки в течении разговора, наряду с вербальным, передают и эмоциональное послание. Позднее у нее возникло впечатление, что между дочерью и матерью действовала, неосознаваемая невербальная система сигналов: легкий наклон головы, изменение тона голоса, пожатие плечами и т.д., казалось, вызывали сходные реакции у партнерш. После еще шести месяцев работы с дочерью и матерью, Вирджинии Сатир пришла идея пригласить на терапию отца. Это было необычно, так как мужчин даже не считали, в то время элементом эмоциональной жизни семьи, но вопреки ее ожиданиям, отец пациентки выразил готовность участвовать во встречах. Его присутствие привело к резким переменам, также как и появление полгода назад матери. Отношения клиентки и матери стали теперь очень хаотичными. Впервые Вирджиния Сатир смогла изучить влияние третьего лица на пару. Особенно заметными стали при этом меняющиеся коалиции этой тройки, отец – мать – дочь. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннего взаимодействия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член — брат. Когда все были в сборе, стало очевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратилась в «мальчика для битья». Так, Сатир убедилась, что рассогласованные семейные системы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навязанных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий. И так и зародилась ее теорию. Вирджиния Сатир взглянула на семью как на целостную систему, подверженную всем особенностям любых открытых систем. Основной постулат состоял в том, что семейная система стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей, система запретов или нереальные ожидания, что проявляется в особенностях коммуникации. Вирджиния Сатир использует несколько ключевых понятий для описания семьи, которые мы сейчас и рассмотрим Параметры семейной системыКак и в любом ответвлении системной семейной психотерапии, здесь используется понятия о семье как о системе, которая может быть описана через ряд важных характеристик. Энергетика семьи — это компоненты, от которых зависит жизнеспособность семьи от экологии места проживания и качества питания до «объема» доступных эмоций и жизненных установок членов семьи. Психологическая составляющая энергетики получила название — «эмоциональный котел». «Эмоциональный котел» может оскудевать в отдельные периоды жизни семьи и быть более полным в другие. Оскудение эмоционального резервуара хорошо заметно по поведению детей в семье, они становятся зависимыми и беспомощными в эти периоды, тогда как в другие они более активны, любознательны, независимы. Структура семьи — это члены семьи и их связи между собой. При этом обычно структура семьи подразумевает не только реальных членов семьи, но и других (живых и умерших) людей, которые играют значимую роль в отношениях и коммуникациях членов семьи. Например, если муж крайне зависим от своей матери, то она, номинально не являясь членом данной семьи, может оказывать серьезное влияние на взаимоотношения в супружеской паре. Другим примером может быть ситуация повторного брака, при которой один из супругов может иметь эмоциональную связь с первым партнером, тогда второй партнер будет постоянно находиться в ситуации сравнения и, возможно, будет проигрывать от этого сравнения. В структуру семьи также включаются направления коммуникации; союзы, коалиции и оппозиции и изолированные члены семьи. При этом структура семьи во много определяется ролями, правилами и ожиданиями. Правила — некоторые нормы, которые делают поведение членов семьи взаимно согласованным и предсказуемым. Правила могут быть открытыми (проговоренными) и скрытыми. Примерами открытых правил могут быть такие: «по воскресеньям мы обедаем вместе», «когда отец отдыхает, его никто не беспокоит», «дети получают на карманные расходы определенную сумму» и т.д., Однако, наибольшее влияние на функционирование семьи оказывают скрытые правила. Обычно они принимают форму запретов на обсуждение, определенных тем и выражение определенных чувств. Чаще всего, к запрещаемым темам относятся такие, которые связаны с социальным осуждением типа «у отца есть дети от другого брака», «в семье есть психически больной», «ребенок родился с физическим нарушением», «брат отбывает срок в заключении», «родители не спят вместе» и многие другие. Такие запреты наносят ущерб, но двум основным причинам. Во-первых, они требуют больших энергетических затрат, как и любое умолчание. Во-вторых, эти темы становятся «слепыми точками личности» детей в семье. Несмотря на каждодневно наблюдаемый опыт, у ребенка нет никакого усвоенного от взрослых отношения к подобным проблемам, соответственно и не формируются навыки совладеющего поведения. Ожидания. Наряду с правилами важны и ожидания. Чаще всего это ожидания супругов относительно друг друга или своих детей, которые возникают из-за невозможности принять других такими какие они есть. Так, например, один из супругов, может ждать, что другой: станет для него родителем; будет его обеспечивать; мечтает о том же, что и он сам. Относительно ребенка могут быть такие ожидания: он будет всю жизнь мне признателен и будет благодарить за мою заботу; он воплотит нереализованные мечты родителей; он положит конец супружеским ссорам. Понятно, что подобные ожидания мало связаны с реальностью, однако их неисполнение все равно приводит человека к разочарованию в партнерах, детях и в самом браке. Навязанные роли. Правила и ожидания могут формировать и роли. Так, например, муж может видеть в жене только домохоязйку, мама может сделать из сына своего союзника против отца, а детям приписывается роль родителей, или даже роль супругов. Одной из значимых ролей является та роль, которую обычно исполняет идентифицированный пациент, то есть тот пациент на чье состояние обычно и жалуется вся семья. Часто это дети, которым приписывается состояние больного, сумасшедшего или преступника. По факту же соответствующее поведение лишь помогает этому самому ребенку удержать семью в равновесии и, например, сплотить родителей. Границы семьи. Близость же и свобода взаимодействий в семье описывается через концепцию границ. Выделяют внешние и внутренние границы семьи, то есть те способы с помощью, которых члены семьи взаимодействуют между собой и с внешним миром. При этом важно понимать, что у разных членов семьи могут быть и различные представления о границах. Например, мужчина, который вышел за женщину с ребенком, может считать, что лишь эта женщина является частью его семьи, в то время как жена включает в рамки семьи всех троих. При этом границы могут быть жесткие и мягкие. Жесткую границу, трудно пересечь как снаружи, так и изнутри. Это значит, что члены такой семьи не принимают у себя никого, а также не посещают другие семьи, клубы, не бывают в музеях, театрах, на выставках, т.е. не являются членами других социальных групп. Закрытая внешняя граница является признаком семейного неблагополучия. Открытая (проницаемая) семейная граница — признак здорового семейного функционирования. При этом в семьях с закрытыми внешними границами часто очень размытые внутренние границы. В таких семьях дети обычно менее самостоятельны, взрослые больше включены в их жизнь. Здесь все крайне придерживаются семейных норм и ценностей, нарушение которых грозит остракизмом. Жесткие внутренние границы, наоборот, означают, что семейные отношения регулируются жесткими правилами и члены семьи не особо доверяют друг другу и не лезут в чужие дела. Стили общенияВирджиния Сатир заметила, что в основном проблемы возникают из-за невозможности адекватной коммуникации в семье. Отсюда она говорит о коммуникативных барьерах. Коммуникативные барьеры — препятствия, которые возникают в общении из-за неумения слушать и слышать другого человека. Такими препятствиями могут быть определенные оценки, установки, убеждения относительно собеседника, занятость внутренними переживаниями и неспособность в момент контакта полностью посвятить себя другому. Постепенно коммуникативные барьеры слагаются в определенный стиль коммуникации. Сатир, выделяет пять наиболее типичных стилей общения в семье. Четыре из них являются непродуктивными и один присущ зрелым адаптированным людям. Непродуктивные стили общения формируются как попытка человека справиться с угрозой отвержения в значимых контактах или проще говоря, как защитный механизм психики.
Здоровье и болезньКак уже было сказано в начале, в больше мере концепция Вирджинии Сатир опирается на процесс коммуникации, и в целом всю ее терапию можно свести в работе с коммуникацией на разных уровнях. В частности, для описания болезненного состояния пациента она использовала понятие о двойных связках и неконгруэнтности. Двойные связи эта известная благодаря НЛП концепция, разработанная Грегори Бейтсоном и независимо от него Вирджинией Сатир. Данная концепция предполагает, что мы можем общаться на различных логических уровнях коммуникации, не путать с лженаучной концепцией Дилтса. Так вот мы можем передавать различные сообщения, например, на вербальном уровне в виде того, что мы говорим и на невербальном в виде того, что мы демонстрируем. Так, например, мать может говорить своему ребенку «иди и обними меня», а сама от него отворачиваться. Изначально такая концепция применялась для объяснения шизофрении, однако, такое ее применение не оправдало себя и конечно, шизофрению невозможно объяснить подобным образом. Однако, концепция уровней коммуникации сыграла важную роль в семейной терапии. В этом случае в качестве больного рассматривалось неконгруэнтное поведение, то есть поведение, которое не совпадает по смыслу на разных логических уровнях. Например, муж пытается рационализировать хотя внешне видно, что у него все сжимается и он переживает, жена орет на мужа, хотя на самом деле видно, что она демонстрирует потребность во внимании и так далее. Причем неконгруэнтность может быть одновременной, когда несоответствии видно сразу на нескольких уровнях, например, слова передают один смысл, а тело другой, а может быть и последовательной, когда сообщения на одном уровне противоречат друг другу. Например, муж может заверять жену, что обожает свою тещу, однако, как только та приезжает он всеми силами демонстрирует своё недовольство. Или, например, жена может говорить мужу, что он достаточно хорош в сексе, однако, каждую ночь жена находит повод для ортказа от полового акта. Из подобных взаимодействий и коммуникаций и формируется больная семья. Задача же Вирджинии Сатир была в том, чтобы привести членов семьи к конгруэнтности и помочь им прямо выражать свои желания. При этом для Вирджинии Сатир конгруэнтное поведение – это когда существуют Я, ДРУГОЙ и КОНТЕКСТ. Проще говоря человек, должен быть конгруэнтен в трех сферах.
Собственно, для того, чтобы привести членов семьи из состояния неконгруэнтности к состоянию конгруэнтности Вирджиния Сатир и использовала свою так называемую модель изменений. Модель изменения Вирджинии СатирОдним из компонентов системы Сатир является пятиступенчатая модель изменений и которая рассматривает этапы, через которые проходит группа в своем изменении и росте. Этап 1: Статус-кво. Группа находится в своем обычном состоянии. Постоянно поддерживая отношения, члены группы чувствуют причастность и схожесть друг на друга. Члены группы знают, чего ожидать, как реагировать и как поступать в различных ситуациях. На этой стадии необходимо поощрять людей к поиску информации и прямо обращать их внимание на проблемы. Этап 2: Сопротивление. Семья сталкивается с новыми факторами, влияющими на ее жизнь, на которые необходимо реагировать. Такими факторами могут быть, например, достижение возраста полового созревания детьми или обнаружение измены супруга. На этой стадии необходимо помочь людям открыться, осознать и преодолеть реакции отрицания, избегания или осуждения Этап 3: Хаос. Семья сталкивается с неизвестным. Отношения рушатся: старые ожидания больше не соответствуют реальности; былые реакции на ситуации перестают быть эффективными. Потеря принадлежности и идентичности вызывает тревогу и уязвимость. Здесь необходимо помочь создать безопасную атмосферу, которая позволит клиентам сосредоточиться на своих чувствах, осознать страх и получить поддержку. Этап 4: Интеграция. Члены группы обнаруживают новые идеи и понимают, что они могут принести им пользу. Семья ощущает некую эйфорию. Возникают новые отношения, которые дают возможность для приобретения чувства идентичности и принадлежности. Здесь нужна помощь в поиске новых методов для преодоления трудностей Этап 5: Новый статус-кво. Если изменения разумно разработаны и потом полностью принимаются, то группа и ее окружение начинают лучше ладить, а производительность команды достигает более высокого уровня, чем в былом статус-кво. Примером этих этапов может быть сепарация от ребенка. Вот молодой человек стал взрослым и родители стали замечать, что он приводит девушек домой и занимается с ними сексом. Предположим, он живет в российском квартире, где типичная нищая семья собирается в одной комнате и, конечно, всех членов семьи, такая ситуация приводит в шок. Начинается стадия сопротивления и в итоге если раньше сыну удавалось застать комнату свободной, то теперь в ней постоянно кто-то есть, либо мать, которая берет лишние выходные на работе, либо бабушка. Все же, сын гнет свою линию и зовет девушек, заставляя всех уйти из комнаты. В какой-то момент родители признают потребности сына и покупают ему квартиру. Здесь идет стадия хаоса, когда становится непонятным как взаимодействовать с сыном, как часто ему звонить и можно ли ходить в гости. Однако, постепенно новые правила узакониваются, и семья приобретает новое стабильное состояние. Техники семейной терапииТехники семейной терапии направлены на то, чтобы помочь семье открыто выражать себя и удовлетворять свои потребности в браке. Говоря же конкретно о Вирджинии Сатир именно она дала рождения многим последующим техникам из НЛП, которые там, конечно, принципиально отличаются от оригинала, все же и их мы немного коснемся. Однако, начнем мы с диагностической техники – карта семьи.
— даты рождения и смерти членов семьи, а также имели ли место случаи мертворождения, выкидышей или абортов; — социально-политическую атмосферу, в которой прошло Детство родителей, бабушек и дедушек; — все события, оказавшие влияние на жизнь семьи: вступление в брак, развод, переезды; — степень зависимости членов семьи друг от друга; — имена и краткое описание тех людей, которые, не являясь кровными родственниками, оказали влияние на семью. Составляя такую карту Сатир, сначала задавала лишь нейтральные, касающиеся основных дат, вопросы, чтобы сперва создать непринужденную обстановку. Постепенно она переходила на вопросы личного характера, подробно расспрашивая о каждом члене семьи, его личностных особенностях и стиле поведения, а порой даже раскрывая семейные тайны. Подобная карта помогала выявить сценарий семейных отношений и причины поведения тех или иных членом семьи, а также их ожидания и убеждения.
Присматриваясь к языку тела, психотерапевт собирала и копила информацию, чтобы потом проанализировать значимость каждого жеста. Особенно важными для нее были перемены, касающиеся выражения глаз и лица, частоты и глубины дыхания, позы. Она также оценивала дистанцию, которую человек занимал относительно других людей. Психотерапевт преувеличивала важные невербальные проявления так, что на них нельзя было не обратить внимание.
Часто можно было оспорить правила и в рамках когнитивной терапии. Например, если супруги заявляют: «В семье должен быть главный кто-то один», Сатир могла побеседовать на тему: «Действительно ли семья устроена столь иерархично и можно ли поочередно брать на себя роль лидера».
ВыводыВирджиния Сатир является одной из основательниц семейной терапии и НЛП, хотя последнее вряд ли хотя бы близко приближается к тому, что делала Сатир. И хотя изначальное предположение о влиянии конфликта на разных уровнях коммуникации на появление шизофрении было неверным, эта идея все же нашла свое воплощении при терапии обычных людей и семей, а эксприенциальные техники или техники, направленные на опыт и саморазвитие является значимой частью системной семейной терапии и сегодня. [hr class=class_cut]© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: психотерапия, психолог, психологическая помощь, гипнотерапия, гипноз, гештальттерапия, обучение гипнозу, гештальтгипнотерапия, репарентинг, внутренний ребенок, транзактный анализ, берн, родитель взрослый и ребенок
Другие публикации:
|
Спасибо, Павел!
мужчина, который вышел за женщину с ребенком, может считать, что лишь эта женщина является частью его семьи,
Добавить комментарий »