Двери контакта и типы личности в транзактном анализеМой блог / Просмотр публикации
Школа процесса коммуникации была создана Полем Варом и Тайби Калером, которые предложили схожие модели личностных адаптаций, и которые позже были интегрированы в единую концепцию. Суть идей данных авторов состоит в том, что люди склонны коммуницировать друг с другом определенным образом и какие-то способы коммуникации могут быть приемлемы, а какие-то нет, в зависимости от того, как они проходили свое детское развитие, что в итоге и было названо личностной адаптацией и то, что большинство людей больше склонны называть типом личности. Личностные адаптации – это аналог личностных радикалов и акцентуаций, которые применяются в психиатрии, собственно Поль Вар, который их разработал и был психиатром. В процессе своей работы он обнаружил, что разные клиенты способны общаться только определенным способом, например, только исходя из логики и мышления, при этом не затрагивая иные возможные варианты, например, эмоции. Эту идею он и заложил в основу своей теории дверей контакта.
Двери контактаКак я уже сказал Пол Вар обнаружил, что для разных людей характерны разные направления коммуникаций и таких направлений он выделил три: эмоции, поведение, мышление Человек, который общается через дверь поведения ведет беседу в основном через глаголы: сходил, сделал, пришел в ступор. Это чаще всего какая-то конкретика и какие-то факты. В то же время такой человек может что-то делать и в своем внутреннем мире, например, строить планы. И в этом случае нам важно встретиться с человеком в том, как он что-то представляет, в том, какие фантазии есть у него по этому поводу, в том, какие здесь варианты он видит именно в своем воображении. Келер добавляет к этой типизации и то, что люди поведения опираются на свои реакции типа нравится, не нравится, хочу/не хочу. И, соответственно, для успешной коммуникации нам важно понять, нравится человеку это или не нравится, и расспросить его об этом отношении, о том, как он реагирует на что-то. Человек с дверями мышления, как вы уже поняли больше опирается на мысли и абстракции. Вместо того, чтобы ответить на вопрос «Что вы чувствуете?», он скажет, «Ну я думаю, что я чувствую…» или «мне кажется в этой ситуации я бы почувствовал то-то и то-то». Вместо того, чтобы быть здесь и сейчас такие обычно склоны рационализировать и интеллектуализировать. При этом область мышления может проявляться и как некоторое нейтральное отражение фактов и как какое-то мнение о чем-то, аргументация или идея. Наконец, третья дверь – это эмоции. Такой человек говорит о своих чувствах, переживаниях и ощущениях. Он использует термины «Я почувствовал», «Мне грустно», «Это ощущение внутри меня». При этом кто-то больше опирается на текущие переживания и эмоции, а кто-то на продолжительные чувства. Понятно, что для коммуникации с таким человек стоит позволять ему выражать его переживания и чувства, а если вы хотите его на что-то замотивировать, то скорее стоит говорить о том как будет весело, нежели о том, что человек узнает нового или о том каких целей достигнет. И опять же у разных людей все эти сферы коммуникации развиты по-разному, поэтому Поль Вар заговорил о трех типах, так называемых, дверей. «Открытая дверь» — канал, по которому всегда можно без проблем общаться с человеком «Дверь-цель» — канал, который можно и нужно задействовать, чтобы достучаться в третью дверь и добиться изменений или глубокого взаимопонимания. «Дверь-ловушка» — этот канал обычно закрыт для коммуникации. Во избежание прерывания общения с человеком его лучше не использовать в повседневной коммуникации, но при этом именно эту дверь необходимо раскрыть в процессе психотерапии, чтобы уравновесить возможность общения по всем каналам. Вы можете и сами оценить свои собственные двери, например, написав небольшой рассказ и посмотрев какие термины вы используете чаще. Однако, надо понимать, что наиболее ярко эти двери проявляются именно в ситуации стресса, тогда и человек скатывается до уровня своих адаптаций. Собственно, остается вопрос почему же многие люди способны использовать лишь один канал для коммуникации. По мнению авторов причина состоит в том, как люди адаптировались в процессе своего развития и как реагировали на родительские предписания. Отсюда и взялась концепция личностных адаптаций.
Личностные адаптацииВ своей теории Вар выделил шесть личностных адаптаций, которые соответствуют личностным радикалам из других типологий, например, психоаналитической, и которые характеризуется преобладанием разных дверей в коммуникации. Первая группа личностных адаптаций – это адаптации для выживания, которые формируется от рождения до одного с половиной года. Собственно, в этот период любые травмы и кризисы вполне могут означать для ребенка на уровне восприятия угрозу жизни, а потому дети вырабатывают определенные адаптации, чтобы выжить. Собственно, под этой угрозой, чаще всего, подразумеваются неадекватные стили воспитания. Это могут быть холодные и безразличные родители, а может быть, и семья, в которой в целом есть угроза безопасности. Однако, важен не сам стиль воспитание, а то, что ребенок может принять три разных варианта ответных реакций или решений, что и сформирует его адаптацию. И именно эти адаптации мы будем проявлять в наиболее стрессовых ситуациях. Креативные мечтатели или шизоиды. В детстве они принимают решение отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем. Родители всегда давали им понять, что потребности других людей важнее их собственных, и в итоге они перестали чувствовать, в чем нуждаются сами. Типичный пример, формирования такого характера это когда пьяный папа начинает грузить ребенка своими историями и тот за невозможностью ничего сделать просто уходит в свои фантазии. Драйвер мечтателей: БУДЬ СИЛЬНЫМ. «Мальчикам нельзя плакать, ты мужчина», «Еще раз придешь пожаловаться — сам побью. Сама виновата!» — примерно это они могли слышать от родителей в детстве. Чтобы выжить, им было необходимо стать «сильными». Основные предписания: не живи (не будь), не достигай (в отношениях), не чувствуй (радости, восторга), He принадлежи, не думай, не будь здоровым Основная позиция: Я - Ты - Ключевые слова: Я не знаю... Я думаю... В итоге у мечтателей все происходит в голове. Они довольно мало общаются, любят молчать и, как правило, пассивны в контакте — и с другими, и с собой. Пассивно-отстраненные, как их еще называют, склонны самостоятельно решать проблемы и в основном отвечают на социальный контакт, если его инициируют другие, но сами его не провоцируют. Предпочитают взаимоотношения с одним надежным человеком. Уединение для них тождественно удовольствию. Им трудно просить о чем-либо. Они мечтают внутри, и никогда вам не расскажут о чем. Реагируют на стресс: ригидным мышлением, отстраненностью, пассивностью, оцепенением, потерянностью, отчаянием. При ссоре или стрессе они часто просто отстраняются и «эмоционально исчезают». Они могут оказаться не в состоянии ясно мыслить и защищать себя. Дверь контакта: поведение. Пассивно-отстраненные всегда начинают рассказывать о себе со слов «я делал (а)». Эта дверь коммуникаций открыта по умолчанию. Дверь-цель, к которой можно привести подобного человека, — это мышление. Спросите: «Когда ты так делаешь, что ты об этом думаешь?» — и, если у вас налаживается контакт, вы сможете построить более глубокую коммуникацию. А вот закрытая дверь, это дверь чувств. Спросите: «Что ты чувствуешь?» — и вы увидите его в последний раз. Если вы работаете как психотерапевт, то привести «мечтателя» к контакту с чувствами — ваша задача. Делать это стоит не напрямую, а через дверь-цель: сделать так, чтобы человек начал думать, тогда он постепенно начнет и чувствовать. Очаровательные манипуляторы (антисоциальная акцентуация). Это люди, которые приняли решение маневрировать с помощью быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть. Их основной драйвер: СПЕШИ. В детстве им говорили, собираясь в садик: «Давай быстро, опоздаешь». В итоге манипуляторы всегда спешат и постоянно опаздывают. Половина дел у них всегда остается, а потом они обвиняют в этом других. С детства манипуляторов научили не доверять. Основные предписание – это не чувствуй и не будь близким Основная позиция: Я + Ты - Они имеют низкую фрустрационную толерантность, конфликты с обществом, проблемы с законом; стремятся к возбуждению и драме; эгоистичны, импульсивны, безответственны, жестоки; знают, как получить от других то, что они хотят Дверь контакта у манипуляторов — поведение, а дверь-цель — чувства. И просто в контакте, и в коучинге/консультировании/терапии таких людей нужно привести к чувствам, чтобы они начали думать, а затем делать. Нуждаются, чтобы другие показывали, что видят их манипуляции, для этого нужно игриво восхититься их ловкостью и умом. Им важно знать, что они могут говорить о своих чувствах и быть при этом в безопасности. Они ценят силу и четкость, им нужно знать, что они могут быть близки с Вами, не потеряв свою свободу. Блестящие скептики (параноидная акцентуация). Эти люди, когда–то приняли решение критиковать или атаковать, чтобы справиться с любой угрозой. Драйверов у них сразу два: БУДЬ СИЛЬНЫМ и БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ. В детстве их научили не доверять. Часто это было связано в целом с атмосферой недоверия в семье и периодическими обманами ребенка. Это также связано и со стилем воспитания, когда ребенку просто говорят «делай так-то и так-то» логически не обосновывая почему. Отсюда и предписания: не будь ребенком, не будь близким, не чувствуй, не наслаждайся Основная позиция: Я + Ты – Скептики транслируют и словами, и поведением: никому не верь; доверяй, но проверяй. Такие люди без причины чувствуют себя использованными и обиженными; безосновательно подвергают сомнению верность других; придают безобидным инцидентам скрытое значение; злопамятны; сближаются медленно с другими из страха, что информацию могут использовать против них; реагируют быстро и гневно Дверь контакта скептиков — мышление, а дверь-цель — чувства. Поведение — закрытая дверь, о нем говорить не стоит. Здесь скептики устроены точно так же, как и антисоциальные. Реагируют на стресс: подозрительностью, критикой, контролем, агрессией, повышенной чувствительностью, ревностью. Нуждаются, чтобы другие были безопасными, предсказуемыми, поддерживающими и вызывающими доверие. Когда они почувствуют себя в безопасности, обращайтесь к их чувствам и поддерживайте их. Предложите им проверять любые подозрительные мысли о Вас, которые им приходят в голову. Адаптации для одобрения. Формируются к 6 годам. Если предыдущие адаптации чаще проявляются в стрессовых ситуациях, то данные адаптации, скорее активны при повседневных делах. Здесь важны решения, которые связаны с нашими способами получать родительское одобрение, с нашими реакциями на то, как родители вели себя с нами (чрезмерно контролировали, хвалили наши достижения или восхищались проявлениями наших эмоций). Ответственные работоголики (обсессивно-компульсивные). Это люди, которые приняли решение работать, производить, достигать, создавать, организовывать и изнурять себя. Их воспитывали на основе драйверов: будь сильным, старайся, будь лучшим. То есть это семьи, где поощрялся постоянный труд, а ребенка любили за достижения. С детства их ориентировали на перфекционизм. Отсюда и предписания: не наслаждайся, не будь близким и не будь ребенком. При этом позиция может быть амбивалентной: Я + Ты - / Я - Ты + Такие люди решают проблемы, не инициируют социальные контакты, являются трудоголиками. Они предпочитают работать с одним человеком или несколькими, но один раз и обычно склонны сами контролировать весь процесс. Людям с этой адаптацией кажется, что они недостаточно хороши. Даже заканчивая восьмой вуз, они боятся начать свою практику. На стресс: реагируют напряженностью, навязчивостями, перфекционизмом, запредельной ответственностью. Им очень трудно делегировать полномочия и передавать ответственность. Часто единственный способ сделать перерыв и не чувствовать себя виноватым – это заболеть. Нуждаются, чтобы другие обращались к ним через мышление, а затем помогали им думать более глубоко за счет контакта со своими чувствами. Дверь контакта — мышление. Дверь-цель — чувства. С ними нужно говорить о том, что они чувствуют, когда идут совершенствовать себя и других. Закрытая дверь — поведение. Чем больше вы будете хвалить их работу, тем больше они будут пытаться соответствовать идеалу. В этих условиях контакт невозможен. Таким людям нужно понять, что они не обязаны быть совершенными, они могут делать ошибки и при этом продолжать быть успешными в жизни. Делать или быть – их основная дилемма. Игривые упрямцы (пассивно-агрессивные). Они приняли решение бороться, сопротивляться, избавиться от давления и плыть по течению без четкого жизненного плана или цели. Рано понимают, что каждый их шаг хотят контролировать. Их драйвер: СТАРАЙСЯ. Люди с этим драйвером всегда будут что-то делать, но редко доводить до конца. Они не доделают проект, но обязательно вам что-то пообещают. Даже, возможно, прямым текстом: «Я постараюсь». Это опять же связано с невозможностью прямого отказа в детстве, когда проще что-то недоделать и придумать отговорку. Их предписания: не чувствуй, не будь близким, не наслаждайся, не достигай. В итоге они решают, что отныне никто и никогда не заставит их быть тем, кем они не являются, и делать то, чего они не хотят. Основная позиция: Я + Ты - Эти люди ждут, чтобы другие решали проблемы, и инициируют контакт. Они любят быть в большой группе людей. Однако, если кто-либо из группы начинает открыто действовать, то они препятствуют этому, провокационно и неожиданно пресекают коммуникацию другого человека. Их цель — быть втянутыми или втянуться в группу, оставаясь пассивными. Активный будет высмеян, ошибка будет найдена. Они играют, могут брать других «на слабо». Их личность борется со всеми вокруг и внутри себя, застревая во внутренней борьбе. Они склонны отбирать чужие достижения, становиться неформальными лидерами, «нападать» на других, когда у них все становится хорошо. Так они оказываются на обочине жизни без какого бы то ни было жизненного плана. Всё, что даже очень отдаленно выглядит как контроль. У пассивно-вовлеченных в словах есть стиль «или — или»: или я хорошо учусь, или не учусь вообще; или я выхожу замуж раз и навсегда по большой любви, или не выйду никогда. От других они ожидают того же, не дают им выбора: «Или делай, или не делай». Дверь контакта — поведение, дверь-цель — чувства, а закрытая дверь — мышление. Пассивно-вовлеченных людей можно привести к тому, чтобы они чувствовали, когда что-то делают. А вот добиться от них логики и правильных действий будет довольно сложно. Пассивно-вовлеченных людей стоит ориентировать на то, что вместо «или» может быть «и». Ваша задача — донести до них, что существуют промежуточные варианты. Очень полезно научить их открыто говорить «нет» вместо того, чтобы стоять на своем посредством пассивного сопротивления. И, наконец, им нужна помощь в том, чтобы перестать бояться честного самовыражения. Чрезмерно реагирующие энтузиасты (истерическая или эмотивная акцентуация). Эти люди приняли решение стараться порадовать и восхитить других, действуя скорее исходя из эмоций, чем из ясного мышления. Их драйвер: РАДУЙ ДРУГИХ. Например, если ребенок собирался на свои занятия, мама могла сказать: «Сначала сходишь за хлебом, а уже потом пойдешь на свои занятия». Для того чтобы получить одобрение, они выполняли эту инструкцию в точности. Постепенно такие люди привыкли радовать других за счет себя. На работе они становятся спасателями: стремятся помочь клиентам и коллегам. Главное для них — чтобы все было хорошо. Отсюда предписания: «не думай», «не расти», «не будь мужчиной/собой», «не будь важной». Проще говоря, это как будто маленькие дети в большом и строгом мире. Основная позиция: Я - Ты + Эти люди также заводилы, они всегда все организуют, любят вовлекать и крутить все вокруг себя. Обычно они импозантны, красиво одеваются. Женщины — классические хозяйки вечеринок, мужчины — душа общества. Им неуютно наедине с собой - они всегда с кем-то. Под воздействием стресса: эгоцентричны, драматизируют ситуацию, растворяются в других. Они очень огорчаются и чрезмерно эмоционально реагируют, если их попытки порадовать потерпели неудачу. Они путают внимание с любовью и часто теряются в отношениях, которые заканчиваются болью и отвержением. Дверь контакта энтузиастов — чувства. Они эмоциональны и эмпатичны, часто ведут себя импульсивно. Дверь-цель для них — мышление, а закрытая дверь — поведение. В терапии им необходимо остановиться и подумать над ситуацией, осознать, что чувства отличаются от фактов и что они могут войти в контакт со своим гневом (который обычно подавляется) и почувствовать свою личностную силу. Им также нужно понять, что убегание из ситуации не приносит им пользу и что они могут отстоять себя, а не только удовлетворять чужие потребности
ЗаключениеДанная концепция заняла свое место в транзактном анализе, став аналогом классификаций личности и стадий развития в других направлениях терапии. Подобная классификация в процессе анализа помогает проанализировать личность пациента и заранее предположить, какие основные предписания могут сидеть у клиента в голове и на какие ранние его решения стоит обратить внимания. Далее уже можно работать с этим аспектами различными вариантами техник, которые мы уже рассмотрели в предыдущих роликах по транзактному анализу. Однако, не смотря на такой подробный пересказ теории, я напоминаю вам, что к любым личностным классификациям стоит относится крайне скептически, так как они никогда не отражают целостной личности, да и просто реальности, хотя бы, потому что от ситуации к ситуации мы можем вести себя по-разному. [hr class=class_cut]© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: психотерапия, психолог, психологическая помощь, гипнотерапия, гипноз, гештальттерапия, обучение гипнозу, гештальтгипнотерапия, репарентинг, внутренний ребенок, транзактный анализ, берн, родитель взрослый и ребенок
Другие публикации:
|
Поль Вар, который их разработал и был психиатром. В процессе своей работы он обнаружил, что разные клиенты способны общаться только определенным способом
Но ведь есть типология личности К.Юнга, которая более грамотно разделяет механизм восприятия информации и принятия решения (в соврем. изложении: логика или эмоция, интуиция или сенсорика). Более того, разработан четкий диагностический и терапевтический подходы и др.)
Верно!
Нет еще системного подхода к практической психологии и потому каждый терапевт в своей работе переплавляет личный жизненный опыт с тем, что ему приглянулось из теории )))
Добавить комментарий »