Встреча с внутренним ребенком или как вылечить шизофрению. Техника репарентингаМой блог / Просмотр публикации
Сегодня мы поговорим об одной из самых спорных техник в транзактном анализе мы поговорим о методе репарентинга или переродительствования. Свое начало данное направление берет в трудах Джеки Ли Шифф, когда в 1965 году она представила результаты своей работы с молодым человеком, страдающим гебефренной формой шизофрении. Применяемый ею метод был назван «Репарентинг», а излеченный ею молодой человек принял фамилию своей новой матери и вместе с ней продолжал развивать теорию пассивности. Собственно, сейчас мы и коснемся основных теоретических аспектов данного направления, а уже потом узнаем, как же семья Шифов лечила шизофрению и лечила ли вообще. В целом же в концепции Шифов выделено несколько основных принятых в транзактном анализе теорий, это теорию происхождения шизофрении, теория симбиоза и теория пассивности.
Теория шизофренииШиффы рассматривали природу психопатологии в двух аспектах: первый – это проблемы, связанные с дефицитами развития; и второй – проблемы, связанные с наличием «дефектного» или патологического эго-состояния Родителя. По сути, второй тип и обуславливает появление шизофрении. По мнению Джеки Шифф шизофрения является просто на просто результатом выученного в детстве поведения, когда ребенок систематически подвергается предписаниям из четвертой жизненной позиции «Я - не ОК, другие - не ОК, Мир – Не ок». Чтобы лучше понимать, о чем идет речь рекомендую вам посмотреть первый ролик посвященный транзактному анализу Эрика Берна. Суть же сводиться к тому, что так или иначе родители внушают ребенку беспомощность и никчемность, а также опасность и бессмысленность этого мира. Что, конечно, не всегда выражается в словах, а может происходить еще на ранних этапах жизни, например, в момент рождения, когда ребенка отлучают от матери и никто о нем не заботиться, и он ощущает плохо себя и боится всего вокруг, то есть у него уже формируется позиция, что ни я, ни другие, ни мир – не ок. Именно поэтому практика Шиффов о которой я расскажу чуть позже подразумевала перевоспитание больных шизофрений начиная с момента рождения. И конечно данное понимание шизофрении крайне примитивное и не учитывает множества факторов, но пока мы пойдем дальше.
Симбиотические отношенияВторой важной концепцией Шиффов стала концепция симбиоза, которая связана с дефицитом в детском развитии. Симбиоз возникает тогда, когда два и более человека ведут себя так, как будто между ними образуется одна целостная личность, состоящая из трех эго-состояний. Эта взаимосвязь структурно характеризуется тем, что ни один индивид не развивает полный комплект эго-состояний. Так, один человек может, например, иметь эго-состояние родителя и взрослого, а второй состояние ребенка, и таким образом дополняя друг друга они образуют одну личность. Например, в детстве это может быть мать, которая берет на себя эго-состояния родителя и взрослого в то время, как ребенку, только и остается, что состояние Ребенка. Проще говоря, это состояние гиперопеки, когда мать не позволяет ребенку вести себя самостоятельно и не позволяет ему взращивать собственные структуры Взрослого и Родителя. Повзрослев, данный ребенок, будет пытаться образовывать схожие пары и в обычной жизни. Сами, Шифы приводят в пример гендерное разделение ролей. Мужчине говорят, чтобы он держался подальше от кухни, а женщине – от мастерской. Это приводит к тому, что в отношениях мужчина принимает свои эго состояния Родителя и Взрослого, а женщина, использует только Детское эго состояние. У нее есть чувства и желания, а он принимает решения из своего Взрослого и Родителя. Тоже может происходить и не только в таких стереотипных ситуациях. Например, представьте преподавателя, проводящего занятия со студентами. Преподаватель пишет на доске упражнение и просит одного из них: «Вася, как бы ты решал эту задачу?» Вася не произносит ни слова, а только нервничает и болтает ногой, пока преподаватель не говорит: «Похоже, ты не знаешь как, Вася. Тебе надо больше заниматься...» и пишет решение на доске. Вася успокаивается, перестает болтать ногой и записывает вслед за преподавателем решение задачи. В данном примере студент и преподаватель вошли в симбиоз. Отрицая в себе, способность самостоятельно решить задачу и скрытно манипулируя преподавателем, Вася игнорирует свои эго-состояния Взрослого и Родителя. Преподаватель, с готовностью показывая Васе решение задачи принимает на себя роль Родителя и Взрослого. Поступая так, преподаватель игнорирует собственное эго-состояние Ребенка. Если бы он дал своему Ребенку возможность проявиться, он бы осознал, чувство дискомфорта, а интуиция подсказала бы ему: «Меня самого заставили все делать, а мне это не нравится!». С помощью восприятия Ребенка он мог бы творчески подойти к проблеме и помочь Васе самостоятельно решить задачу. Но преподаватель заблокировал чувство дискомфорта своего Ребенка и нашел облегчение в том, что стал играть привычную симбиотическую роль Взрослого и Родителя. Таким образом, нахождение в симбиозе подразумевает пассивное ожидание от другого человека, что детские потребности будут им удовлетворены. И с этим связана уже другая концепция Шиффов, концепция пассивного поведения. Теория пассивностиПассивное поведения часто и вынуждает людей входить в симбиоз. Под пассивным поведением Шиффы подразумевали не просто лежание на диване, а собственно говоря, любое поведение, которое позволяет человеку не решать актуальные проблемы и в целом таких видов поведения может быть пять.
Например, можно представить такую ситуацию: взрослый сын всю жизнь живёт с матерью и вдруг решает жениться и жить отдельно. Мать вроде бы не препятствует этому, но за день до свадьбы ей становится физически плохо. Свадьбу, естественно, переносят или же отменяют По сути, все эти типы пассивного поведения в транзактном анализе являются аналогом защитных механизмов в психоанализе или прерываний в гештальт-терапии и все они направлены на то, чтобы как-то избежать проблемных ощущений и чувств и реального решения той или иной задачи. РепарентингЧто ж вернемся к основной теме к методу репарентинга, который и разработала Джеки Шифф. Идея метода состояла в том, чтобы преодолеть те причины патологии, которые я описывал выше, то есть чтобы с одной стороны устранить больное эго-состояние Родителя, а с другой стороны обеспечить восстанавливающий опыт и воссоздать здорового Родителя внутри психики человека. Собственно методом позволяющим добиться данных целей и стал репарентинг. Семьей Шиффов он применялся на больных шизофренией и состоял в том, чтобы заново, но уже здоровым образом пройти все этапы развития и воспитания пациента начиная с раннего детства. Джеки полагала, что шизофрения заучивается в ранних взаимодействиях ребенка с родительскими фигурами и окружением и что регрессия, так часто наблюдаемая при этой болезни, является здоровой попыткой Эго-состояния Ребенка вернуться к претравматической точке развития. Джеки также полагала, что в специально созданной поддерживающей среде терапевтического сообщества, функционирующего как семья, все, что когда-то было «выучено», может быть «переучено» вновь. Так вот она и создала подобное сообщество. В относительно защищенной стационарной обстановке, Шиффы экспериментировали с тем, чтобы «позволять» клиентам регрессировать, «восполнять» ранние дефициты в развитии и создавать новые Родительские эго-состояния. Для этого они искусственно создавали и поддерживали возрастную регрессию, с помощью воссоздания соответствующих условий и обстановки, вплоть до этапа рождения. Доходило вплоть до того, что из четырех пеленок нормального размера они шили одну большую. Строились ясли больше 6 футов в длину. Покупались бутылочки для кормления и витамины. Для так называемых детишек собирались пропорционально большие игрушки, строили гигантскую песочницу. Такая, полностью поддерживаемая регрессия позволяла больному вернутся пренатальному периоду. Проигрывание родов было скорее правилом, чем исключением. Воспроизводились все аспекты нормального процесса развития человека - от оральных потребностей до тренировки навыков ходить в туалет и разрешения первичного симбиоза; от потребностей в образовании до «взросления и ухода из дома». Взрослые люди погружались в детское эго-состояние и вели себя как дети определённого возраста, причём в обязанности «старших» входило следить за «младшими». Самый «младший» мог быть и младенцем, и даже «не рождённым». 2-3 недели регрессии соотносились с одним годом жизни человека. Годы, содержащие больше травматического опыта, требовали больше времени. Процесс лечения подразумевал постоянное проживание пары терапевтов - «папы» и «мамы», с пациентами, 24/7 в их домашней клинике При этом на все это время, то есть на долгие месяцы и даже годы клиент прекращал контакт с биологическими родителями. А медицинские препараты для лечения шизофрении не использовались вообще. Все люди, проходящие терапию, были официально усыновлены и меняли фамилию на Шифф, а также подписывали контракт на изоляцию от биологических родителей. Те, в свою очередь, отказывались от своих прав, в добровольном порядке. В терапии находились лица со всеми видами шизофрений. Не смотря на подобные подход, результат вроде как был ошеломительный и за всё время их совместной работы исцелилось 35 пациентов из 35-ти. Некоторые из пациентов сами в дальнейшем стали транзактными аналитиками и описали свой уникальный опыт излечения. Но не стоит отключаться на этой приятной ноте, ведь наверняка вы задумались, а почему пациентов-то всего 35, а не больше. На самом деле, как и за всеми чудесными историями исцеления шизофрении, тут кроются свои секреты, о которых у адептов того или иного направления говорить не принято. Так кроме признания Шиффы получили многочисленные и продолжительны судебные процессы и проблемы с этической комиссией Дело в том, что в используемом методе на стадии конфронтации безумному поведению допускалось физическое воздействие, ровно такое, какое позволительно в традиционной семье, то есть стояние в углу, порка ремнём и пр. Кто-то говорит, что в этом нет ничего страшного, однако, эти люди видимо не знают, что в конце концов, молодой мужчина, проходивший терапию в Институте Катексиса умер после травм, полученных во время тамошнего пребывания, и калифорнийские власти закрыли программу. Джеки вскоре, и сама была исключена из Международной ассоциации транзактного анализа. Несмотря на эти спорные моменты и проблемы в методологии, многие идеи и методы, разработанные в Институте Катексиса были успешно и этично адаптированы транзактными аналитиками, и сейчас используются с широким кругом клиентов в различных его вариациях, о которых мы сейчас и поговорим. Виды репарентингаСпот-репарентинг. Рассел Оснес предложил методику спот или «точечного» -репарентинга. Этот метод применяется к клиентам, которым не требуется длительный и всесторонний репарентинг. Оснес (Osnes, 1974) описывает следующие шаги в процессе спот-репарентинга.
Иногда упоминается конкретный человек, как-то: «Мне необходимо, чтобы мама сказала мне, что выражать свой гнев — это нормально». Тогда терапевт либо сам, либо с помощью приглашенного участника из группы выполняет требование клиента. Несколько иной аспект принимает парентинг, если травматическое событие случилось в довербальном возрасте, и оно выражено, например, в виде страха перед неведомой опасностью. Терапевт дополнительно просит клиента рассказать информацию о своих ранних годах, которую тот, возможно, слышал от родственников, а далее просит клиента выбрать «мать» или «отца» из группы. Далее он говорит: «А теперь молча, без разговоров, ползи или иди к тому человеку и возвращайся к тому раннему переживанию». Пока клиент идет, его держат за руку и дарят ему тепло, любовь и физические поглаживания от «Нового Родителя» и других членов группы. Селф-репарентинг. Процедура селф- или саморепарентинга была предложена Мюриэл Джэймс и названа так потому, что «каждый клиент независимо решает, каким именно будет его новое родительское Эго-состояние». Необходимость саморепарентинга определяется наличием реальных негативных родительских фигур. При этом автор предлагает клиенту найти у своего Родителя какие-либо положительные черты, например: «Папа рассказывал мне замечательные сказки, когда я был маленьким, хотя и становился просто омерзительным, когда напивался». Далее на основе этого образа взращивается новая родительская фигура. Процедура саморепарентинга слагается из нескольких этапов, где терапевт, если он есть, действует как помощник. На первом этапе проводится диалог между Взрослым клиента и его Ребенком (Ре2), в котором определяются качества необходимые от нового родителя. Следующий этап предполагает Взрослый анализ данных, полученных от ребенка на предыдущей стадии. Затем «Взрослый заключает контракт стать замещающим Родителем для внутреннего Ребенка и практиковать Родительское поведение. Это доставляет удовольствие Ребенку, чьи потребности, наконец-то, были удовлетворены. Репарентинг Родителя. Метод предлагает проекцию во вне Родительского эго-состояния клиента и работу с ним через предоставление позитивных опытов парентинга для устранения недостатков развития. Проще говоря суть метода, состоит в том, чтобы спроецировать во вне внутреннего родителя и уже провести терапию этому самому родителю разрушив те или иные его представления. В целом метод похож на терапию частей. Репарентинг применяется и в схема-терапии, в которой в настоящее время используются методы, определяемые как «ограниченный репарентинг». Правда ограниченный репарентнинг – это скорее формат взаимоотношений нежели прям какая-то техника. Так, когда в ходе сессии пациент демонстрирует чувства, характерные для режима уязвимого ребенка, терапевт обязан признать их с особой заботой. Ограниченный репарентинг также подразумевает похвалу и эмоциональную поддержку. Иногда терапевт может прибегать к «дополнительному репарентингу», предлагая пациенту различные переходные объекты, например плюшевую игрушку, помогающую тому успокоиться, и проч. В рамках «дополнительного репарентинга» терапевт предоставляет пациенту номер телефона, по которому тот может звонить ему в неприемные часы. Правда многие терапевты находят такой стандарт неприемлемым, а исследования Надорта и др., показали, что такое вмешательство никак не влияет на результат при лечении ПРЛ. Ну и самой знаменитой техникой репарентинга, о которой вы наверняка все слышали является так называемая встреча с внутренним ребенком. ЗаключениеМетод Переродительствования на сегодняшний день является самым глубоким методом в транзактном анализе. Однако как я уже сказал, первоначальный вариант является крайне спорным и не только в виду того, что происходило в так называемой семье Шиффов, по факту есть и другие проблемы. Например, не смотря на заявлении о необходимости формировать позицию взрослого и ясное мышление, в рамках данной практики люди регрессировали под серьезным давлением и их намерено погружали в детство. А Александер, например пишет, что подобный подход является особенно соблазнительным для терапевтов, у которых есть фантазии о спасательстве или которые не отказались от фантазий о новом идеальном детстве. При этом в рамках данного метода практически не существует границ во взаимодействии, как и не существует критериев успешного прохождения тех или иных стадий развития. Даже несмотря на то, что Джеки Шифф провела и биохимические исследования шизофрении, все же всех этих исследований недостаточно, чтобы делать какие-либо серьезные выводы, учитывая, что и вся теория транзактного анализа в целом не относится к научно обоснованным. В то же время, как по мне отдельные и краткосрочные техники репарентинга являются вполне эффективными. В той же регрессивной гипнотерапии, гештальт терапии, да и когнитивно-поведенческой терапии они применяются достаточно часто. [hr class=class_cut]© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: психотерапия, психолог, психологическая помощь, гипнотерапия, гипноз, гештальттерапия, обучение гипнозу, гештальтгипнотерапия, репарентинг, внутренний ребенок, транзактный анализ, берн, родитель взрослый и ребенок
Другие публикации:
|
с позиции здравомыслящего человека
Реплика в сторону: не зря же сказал кто-то, вельмИ неглупый: И, да, если у тебя в детстве не было велосипеда, то он там не появится (по крайней мере, до тех пор, пока машину времени не изобретут).
Интересно, по каким критериям можно было сказать, что пациент здоров, изличился от шизофрении.
И что происходило с теми пациентами, которые "выздоравливали" ранее других, как они реагировали на происходящее рядом с ними, продолжали ли они проходить этот курс.
Для меня вся эта история какая-та психоделика и отчасти, с духом сектантства.
Есть большие сомнения относительности действительности того, что пациенты выздоравливали. Больше мыслей за то, что их шизофрения поиобретала новую форму.
Схема-терапия структурно уходит, в основном, корнями в ТА?
Добавить комментарий »