Интегративный транзактный анализ Ричарда Эрскина

Мой блог / Просмотр публикации

Ричард Эрскин разработал свой вариант транзактного анализа, который был назван интегративным транзактным анализом или направлением взаимоотношений. В своей теории он намного больше опирался на классические психодинамические представления и во многом на гештальт-терапию, а также на мотивацию личности и процессы переноса.

 

Потребности

Эрскин стал развивать теорию потребностей Берна. Мы ее подробно не разбирали в статье по транзактному анализу, поэтому поговорим о ней сейчас. Берн говорил о том, что наши потребности связаны с базовой необходимостью в организации времени.

Всякий раз, когда нам приходится столкнуться с неорганизованным временем, мы испытываем тревогу, что связано прежде всего с ограниченностью нашей жизни, таким образом мы постоянно задаем себе вопрос как распорядиться отпущенным временем лучшим образом.

В итоге мы ищем различные способы организации времени, среди которых Берн выделил следующие типы.

  1. Уход – вид структурирования времени, при котором человек физически не выполняет никаких действий, и невозможно диагностировать его эго-состояние. При этом он находиться в размышлении о ситуации.
  2. Ритуалы – сюда относятся приветствие, прощание, обмен стандартными фразами и т. д. По уровню поглаживания выше, чем уход, но и выше по психологическому риску.
  3. Времяпрепровождение – коммуникация между членами группы, которая обычно не касается текущей ситуации в группе, а чаще идет о чем-то, что не здесь и сейчас. К примеру, мужчины могут играть в игру, где обсуждают марки автомобилей, а женщины - детей.
  4. Деятельность – в группе начинаются действия, направленные на достижение определенной цели.
  5. Игры – вид структурирования времени, когда используются транзакции как на социальном, так и на психологическом уровнях. Их мы подробно обсуждали в ролике посвященном транзактному анализу эрика Берна.
  6. Интимность – в данном времяпрепровождении подразумевается способность к искреннему выражению чувств, при этом если при играх проблемы только возникают, то выражение чувств во время интимности, например, гнева, приводит к их разрешению. В этом понимании интимность подразумевает искренность и аутентичность человека.

Сама же необходимость в организации свободного времени, проявляющаяся у человека в социуме – это, по Берну, следствие 3-х естественных потребностей…

  1. Потребность в стимуляции или жажда ощущений.

Человек, как и большинство живых организмов на планете, нуждается во внешнем стимулировании. Именно поэтому мы стремимся разнообразить нашу жизнь, а одиночное заключение является одним из самых ужасных наказаний. Дефицит сенсорных и эмоциональных стимулов – верный путь к биологическому вырождению.

  • Потребность в структуре. Структурный голод является стимулом к организации опыта… врожденным влечением к формированию моделей и конфигураций восприятия, которые создают смысл и предсказуемость и отвечают за непрерывность опыта во времени. Птицы и животные чтобы выжить в дикой природе объединяются в стаи. Люди создают организации и политические партии, собирают кружки и группы по интересам. Потребность в структуре также выражается в формировании гештальтов восприятия и узнавании.
  • Наконец третий вид потребностей – это потребность в отношениях. Отношения, которые могут предоставить нам только другие люди и реже, некоторые животные, позволяет нам испытывать ощущение особого типа. Именно поэтому человеческим и обезьяньим младенцам, помимо питательных веществ в молоке матери, не менее важно реализовать потребность в ласке и комфорте – слышать привычные звуки, чувствовать нежное прикосновение, тепло и особый аромат материнской груди.
  • Все три вида голода важны, поскольку нарушение любого из них может привести к гиперкомпенсации, по крайней мере, одного из оставшихся. Например, человек, может использовать сверхструктурирование, чтобы компенсировать дефицит отношений. Однако во главу угла Эрскин ставит именно потребность в отношениях, выделяя в ней следующие подтипы.

    1. Потребность в безопасности (чтобы другой человек не проявил агрессию, не навредил здоровью)
    2. Потребность в значимости (чтобы другой человек не оценивал, а признавал значимость мыслей, чувств, желаний, убеждений)
    3. Потребность в одобрении (чтобы тот, кто умнее, старше, сильнее принимал и признавал)
    4. Потребность в принятии нашего опыта (чтобы у другого человека был такой же опыт как у нас, и он понимал то, что мы пережили)
    5. Потребность в самоопределении (чтобы другой человек не определял ход нашей жизни и можно было бы самому делать выбор)
    6. Потребность в воздействии (то есть, возможность сказать «нет», протестовать и видеть принятие такого протеста и отказа от другого человека)
    7. Потребность в инициативе от другого (чтобы другой проявлял интерес и инициативу в отношениях)
    8. Потребность в проявлении любви (чтобы можно было свободно проявлять свою любовь, и она была значима и принята другим человеком)

    Одна из основных предпосылок интегративной психотерапии – то, что эти потребности в отношениях являются «первичным мотивационным опытом в человеческом поведении, а контакт – это средство, при помощи которого удовлетворяются эти потребности»

    Контакт

    Контакт – это еще одна значимая концепция в интегративном транзактном анализе и видимо изначально она взята из гештальт-терапии.

    Суть идеи контакта состоит в том, что организм, как и любая открытая система не может существовать сам по себе для того, чтобы удовлетворить свои потребности и сохранять гомеостаз ему необходимо входить в контакт с внешней средой. Так вот то, как человек это делает, то есть контактирует с миром и конкретно с терапевтом и являются значимым аспектом для анализа в психотерапии.

    При этом на контакт с собственным «Я» (куда относятся все наши ощущения, чувства, воспоминания, мысли, потребности, фантазии) и с другими (наши отношения) влияет то, насколько мы открыты или закрыты для этого контакта.

    Если человек болеет неврозом и имеет травматический опыт, то защитные комплексы отрезают его от контакта, а разрушение защит, наоборот, делают контакт возможным.

    Простой пример, в детстве человеку не разрешали плакать и вот теперь каждый раз, когда в теле имеется позыв заплакать, этот человек просто отрицает его и не входит в контакт со своими чувствами.

    Или, например, в детстве человека бил отец и теперь он опасается других мужчин, то есть он теряет способность воспринимать адекватно других мужчин проецируя на них фигуру отца и теряя с ними контакт.

    Аффективная, когнитивная, поведенческая и физиологическая сферы представляют собой примерные области, где клиент открыт или закрыт для контакта, и помогают клиницисту осознать пути к управлению терапией. Наблюдение защит позволяет предположить, что именно в этом месте у клиента произошла фиксация, и что именно в этом месте он не является интегрированной личностью.

    Структура психики

    Эрскин немного по-другому воспринимает и структуру психики нежели Берн. Как я уже сказал контакт прерывается там, где есть какие-то ранние фиксации, в виде травматического опыта, которые и выражаются в неадекватном использовании тех или иных эго-состояний. Например, клиент может входить в эго-состояние ребенка проецируя на терапевта фигуру отца, потому что тот, собственно говоря, и напоминает ему отца.

    Защитные механизмы, в данном случае, например, проекция и перенос стабилизируют и защищают человека, но эта стабильность ограничивает спонтанность, интимность и гибкость, столь необходимые для роста.

    А вот эти самые архаические состояния ребенка и родителя, которые включаются в проблемных ситуациях нарушения контакта, воспринимаются не просто как отдельные состояния, а как те части психики, которые еще не были интегрированы во взрослую структуру или в сознание.

    Причем это достаточно легко увидеть в процессе самого контакта. Здоровый человек контактирует в процессе «здесь и сейчас», в то время как невротик отказывается от восприятия здесь и сейчас отдавая приоритет «там и тогда», то есть застарелым реакциям и защитам. В этом смысле потребности взрослого приносятся в жертву.

    Терапия

    Терапия Эрскина видимо еще в большей степени чем терапия Берна походит на психоанализ и концентрируется в большей степени на переносе, защитах и построении взаимоотношений. Именно через перенос терапевт анализирует потребности личности и ее защиты, потому что именно через перенос проявляют себя эго-состояния родителя и ребенка. Сам перенос здесь рассматривается в четырех аспектах.

    1. Во-первых, как средство, при помощи которого клиент может описать свое прошлое, в частности потребности, которые ущемлялись; и защиты, которые возводились для компенсации; например, если клиент постоянно ищет одобрение у терапевта, то можно предположить, что именно эту потребность он и не закрыл в детстве и поэтому теперь заискивает перед всеми.
    2. Во-вторых, перенос понимается как сопротивление полному воспоминанию и, как ни парадоксально, бессознательное воспроизведение детских переживаний в виде повторяющихся отношений.

    Опять же в пример можно привести ту же проекцию злого отца. Человек постоянно находит в других мужчинах пугающие аспекты, но при этом так и не может понять, что причина этого в прошлом, а не настоящем.

  • Выражение внутрипсихического конфликта и желания достичь удовлетворения потребностей в отношениях и интимности
  • Выражение универсального психологического стремления к организации опыта и создания смысла.
  • В терапевтических отношениях работа с неинтегрированными фрагментами Родителя и Ребенка ведется через понимание того, как архаические потребности – воспроизводятся в переносе.

    Здесь важно изучение разрывов или нарушений отношений.

    Реорганизация личности происходит в процессе интеграции аффективных, когнитивных и физиологических процессов с поведением, а терапевтическое отношение используются как пространство «между», то есть между старыми защитными паттернами и новым способом построения отношений

    В этом смысле применяется несколько групп методов. Первая группа – это методы, которые создают рамку терапии и отношений. Сюда относятся расспрос, подстройка и вовлеченность

    1. Расспрос подразумевает открытость терапевта к раскрытию точки зрения клиента, в то время как клиент параллельно открывает чувство самости с каждым из утверждений или вопросов терапевта. По большому счету это типичный процесс свободных ассоциаций.
    2. Подстройка — это двухкомпонентный процесс. Она начинается с эмпатии — то есть, восприимчивости и идентификации с ощущениями, потребностями или чувствами другого — и сообщения этого восприятия другому человеку. Так терапевт может сделать предположение: мне кажется, ты сейчас чувствуешь то-то и то-то. При этом важной частью подстройки, является восприимчивость к уровню развития психики клиента. Суть подстройки состоит в том, чтобы отвечать клиенту на уровне того возраста, в котором был дефицит контакта в отношениях, когда возникли фиксации в системе представлений о себе, других и качестве жизни»
    3. Вовлеченность, которая включает признание, подтверждение, нормализацию и присутствие, ослабляет внутренние защитные механизмы. Среди отдельных техник можно выделить следующие.

    В целом это все стандартные элементы построения отношений характерные для современного психоанализа, клиент-центрированной терапии и гештальт-терапии. Все же помимо отношений в интегративном транзактном анализе имеется и ряд отдельных методик.

    1. Поддерживающая регрессия. В рамках данной техники терапевт намерено поддерживает регрессию клиента с помощью переноса. Например, отыгрывает с ним отношения схожие с теми, что были с отцом или матерью. В рамках такой регрессии, клиент в присутствии терапевта может изучать свои первоначальные фиксации и интроекции. Цель регрессии – определить конфликты на ранних уровнях развития, обеспечить возможность исследовать исторический и феноменологический опыт и определить паттерны, которые продолжают существовать в текущих отношениях.
    2. Конфронтация –метод, используемый для освещения расхождений между противоречащими мыслями и поведением. Например, клиент может заявлять, что не способен на агрессию, а терапевт может обратить внимание на события, где он явно ее проявлял.
    3. Свободные ассоциации – психоаналитический метод, в котором клиента приглашают говорить все, что приходит ему в голову. Отличительной чертой интегративного транзактного анализа является то, что свободные ассоциации здесь подразумевают вовлеченность терапевта в отношения с клиентом. Присутствие терапевта позволяет ставить акценты, исследовать и прояснять опыт клиента, что приводит к расспросу и подтверждению, а, следовательно, признанию значимости этого опыта.
    4. Работа с телом - непосредственная работа с телесными структурами может включать прикосновение, массаж мышц, изменение моделей дыхания, и поощрение и/или сдерживание движений. Такая работа применяется при наблюдении ступоров и зажимов и по-видимому тоже взята из гештальта.

    Целебный механизм

    Все же основным целебным механизмом являются не отдельные техники, а так называемый феномен соприкосновения. Реакция соприкосновения описывается как интенсивная эмоциональная реакция, вспыхнувшая в результате контакта терапевта с клиентом. Феномен соприкосновения «возникает, когда для клиента существует заметный контраст между тем, что предоставляется в терапевтических отношениях, и тем, в чем он нуждался и по чему тосковал в предыдущих отношениях». Чаще всего этот феномен проявляется тогда, когда в кабинете терапевта клиента наконец слушают и принимают, чего никто не делал в его детстве.

    Вывод

    Интегративной Транзактный анализ стал отдельной школой транзактного анализа, которая многое взяла из практики гештальт-терапии и психоанализа при этом, опираясь на теорию транзактного анализа и на теорию потребностей Эрика Берна.

    Как по мне по эффективности это направление вряд ли чем-то отличается от обычного психоанализа и вряд ли способно эффективно решать какие-то поведенческие острые проблемы, зато наверняка хорошо работает с характером и личностью, где действительно могут наблюдаться те или иные дефициты отношений.

    Теги: тразактный анализ, эрскин, эрик берн, психотерапия, гештальт, когнитивная, нлп, гипноз, эриксоновский, обучение, дистанционное, терапия, психология, психолог, обучение психологии, гипнотерапия, регрессивная, коучинг, телесная терапия, обучение психотерапи
    Комментарии
    Александр Гаков
    Спасибо, очень качественный материал
    №1 | 16 марта 2024
    Карнаух Иван Иванович
    Спасибо за анализ!

    Можно ли сравнить "соприкосновение" с инсайтом?
    №1 | 12 ноября 2024
    [ добавить комментарий ]