Транзактный анализ. Родитель, Взрослый, Ребенок и люди, которые играют в игры.Мой блог / Просмотр публикации
Транзактный анализ, как и большинство направлений психотерапии вырос из психоанализа, а Эрик Берн, который изначально был последователем Фрейда достаточно быстро отошел от изучения вытесненных побуждений к социальным отношениям и поведенческим аспектам деятельности человека. В 1961 году Берн опубликовал учебник по психиатрии, где изложил основные положения транзактного анализа, а в 1964 свет увидела книга «Игры, в которые играют люди», которая стала одной из первых книг популярно излагающей психотерапию и которая является наверно одной из продаваемых книг по психологии и на сегодняшний день. Собственно, так и появился на свет транзактный анализ
Эго-состоянияТранзактный анализ известен прежде всего своей концепцией структуры психики даже те кто собственно и не слышал о транзактном анализе и вообще не интересуются психологией так или иначе знакомы с родителем, взрослым и ребенком Берна и даже используют эти термины в обиходе, так что отсюда мы с вами и начнем. Точнее начнем мы с того, что многие современные психологи, не особо разбираясь в вопросе отождествляют теорию Эрика Берна и Зигмунда Фрейда, мол родитель взрослый и ребенок это тоже самое что ид, эго и супер-эго у Фрейда, хотя это далеко не так. Изначально Берн вообще совмещал обе модели, говоря о том, что также как и у Фрейда существует ид, эго и супер-эго, а вот родитель, взрослый и ребенок являются частями того самого эго, которые захватывают и части бессознательного. Так понятно, что состояние родителя – это эго состояние с примесью супер-эго, а состояние ребенка – это эго-состояние с примесью ид. Все же позже Берн уже совсем отказался от фрейдистской модели и бессознательного, говоря о том, что нами управляет сознание, то есть Эго, которое просто может находиться в различных состояниях, сформированных в результате нашего предыдущего опыта и таких состояний как вы знаете всего 3: родитель взрослый и ребенок. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей, и часто выражаются в предубеждениях, критическом или заботливом поведении по отношению к себе и другим. Сюда относятся многие автоматизированные действия и ритуалы. Например, если ваша мама таким-то образом готовила куриный суп, велика вероятность, что вы будете делать это точно также при этом не особо то и одобряя иные способы готовки. Тоже самое касается и образа жизни, например, если родители внушили вам, что необходимо работать на износ, то вы так и будете делать, не давая себе отдыха и не осознавая, что есть и другие варианты существования в этом мире. Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации, исходя из текущих когнитивных возможностей. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности. В отличии от двух других это состояние оценивает происходящее рационально, а не на основе эмоций или установок родителей. Например, если у человека сломался компьютер, то он находясь в состоянии взрослого просто попытается его починить если умеет, либо отдаст в ремонт. Если же он находится в состоянии родителя, то он скорее совершит гневный звонок тем, кто этот компьютер продал, а в состоянии ребенка, он начнет плакать и ожидать, что-то кто-то рядом увидит это и поможет. Собственно, последнее состояние – это эго-состояние Ребёнка (Ре), которое содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности и проявления в любовных отношениях, да и в принципе во всех сферах, где человек любит развлекаться. Каждое из этих эго-состояний формируется в течении жизни и может различаться в том числе и по содержанию, в зависимости от того насколько здоровое развитие было у индивида и какие влияния он на себе испытывал. Так что уже более поздние авторы выделили различные варианты данных эго-состояний. Так эго-состояние родителя может быть в двух вариантах. «Заботливый» родитель, который считается здоровым и который проявляет любовь, доброту и заботу. Он менее категоричен и склонен к дипломатичности. Если перекладывать это на обычную жизнь, то это просто адекватный родитель, который любит своего ребенка и объясняет нежели приказывает. Больной вариант родителя – это «Контролирующий» родитель, которые замечает любые недостатки в окружающих и злится на них за это. Для него характерны запреты, указания, ограничения и наказания за проступки. Также выделяется и три возможных детских эго-состояния. Во-первых, это свободный или естественный ребенок, которого характеризуют творческое мышление, креативность, жизнерадостность. В этом состоянии вы проявляете свои импульсы и живо реагируете на происходящее, как это делают обычные дети. Два других варианта – это уже скорее компенсации и наслоения, которые накладываются на естественного ребенка. Здесь выделяется бунтующий ребенок, то есть состояние, в котором вы делаете все вопреки окружающим и ведете себя как подросток неформал. И адаптированный ребенок, который предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для адаптированного ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Например, в ситуации, где человека оценили не на 5 а на 4, он находясь в состоянии адаптированного ребенка и при наличии в состоянии родителя интроекта, что надо быть самым лучшим будет чувствовать стыд или обиду. В итоге все три состояния еще и взаимодействуют между собой внутри одного человека, либо здоровым способом, либо конфликтным. В любом случае Транзактный анализ во многом продолжает идеи психоанализа и предполагает, что человек должен избавляться от жестких фиксаций, а таковыми и являются состояния критикующего родителя и бунтующего и адаптированного ребенка, и реагировать адаптивно в соответствии с требованиями внешней среды. Фиксированный же человек не сможет адекватно взаимодействовать со средой и с другими и не сможет нормально строить так называемые транзакции, потому что постоянно будет включать неадекватные эго-состояния воспроизводя прошлый негативный опыт, что и проявляется в транзакциях. ТранзакцииОсновным понятием транактного анализа как вы можете догадаться являются не эго-состояния, а именно транзакции, что указывает на серьезный поведенческий компонент данного направления. Транзакция, по определению Э. Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя эго-состояниями сознания двух людей. То есть здесь рассматривается не общение двух людей, а общение, например, ребенка одного человека и родителя другого, ну и все остальные варианты. И всего Э. Берн выделяет три формы транзакций – дополнительные, пересекающиеся и скрытые.
Цель транзактного анализа во многом и состоит в том, чтобы проанализировать скрытые транзакции и помочь человеку прямо выразить то что он хочет, в то время как многие неадекватные формы транзакций чаще обусловлены опытом человека и его скрытыми мотивы, что тесно связано с концепцией рекэтных чувств и поглаживаний. Поглаживание и рэкетные чувстваНадо понимать, что все транзакции, которые мы производим обусловлены нашими потребности, соответственно в результате транзакции мы хотим получить подкрепление, которое в транзактном анализе называется поглаживанием. Понятно, что транзакции в первую очередь обслуживают потребности в общении. И в этом смысле мы говорим, чтобы получить в ответ от человека схожую реакцию. Так что здесь по Берну даже важно количество слов и фраз, которые мы получаем в ответ. Очень наглядно это видно в штатах, где на вопрос как дела принято отвечать, хорошо, а у тебя как? Если человек не ответил таким образом это считается чуть ли не оскорблением. В то же время и вы могли заметить, что, если пишите в мессенджере трехэтажные сообщения, а человек отвечает вам да, нет и смайлики – это начинает вас бесить. Все, потому что вы не получаете равновесного взаимообмена. Но мы, собственно, не об этом, а опять же о том, что с помощью транзакций мы удовлетворяем свои потребности и часто те способы, с помощью которых мы это делаем закрепляются и преследуют нас всю оставшуюся жизнь. При этом если нам удается удовлетворить потребность прямым способом мы говорим о возникновении так называемых естественных или аутентичных чувств. Например, будучи ребенком мы можем прямо сказать маме «обними меня» и она нас обнимет, дав нам поглаживание, радость и любовь. Однако если мы не можем реализовать наши потребности и получить причитающиеся нам поглаживания прямым способом мы начинаем искать обходные пути и здесь на сцену и выходят ракетные чувства. Рэкетное чувство — это чувство зафиксированное и поощряемое в детстве, которое замещает аутентичное переживание, переживается в различных стрессовых ситуациях и не способствует взрослому решению проблем. Самые основные из них — это обида, вина, зависть, ревность, смущение, жалость, стыд и т.д. Простой пример, вот мама хочет от уже съехавших от нее детей внимания и любви и неожиданно заболевает. Она заставляет детей следить за ее здоровьем, а если они этого не делают, она начинает демонстрировать обиду, принуждая детей в то же время испытать чувство вины и все же приехать. В итоге мамуля понимает, что с помощью обиды можно постоянно давить на детей и теперь вместо ее естественного ощущения одиночества и скуки по родным, она каждый раз чувствует обиду, что и становится ее ракетным чувством. В то же время дети, которых в какой-то момент начинает бесить обидчивость матери, начинают ощущать гнев и постепенно их гнев распространяется и на других людей, и на любые просьбы о помощи и поддержки они также начинают реагировать гневом. В итоге в первом случае ощущение одиночества заменяется на обиду, а во-втором, желание помочь заменяется на гнев. При этом в обоих случаях удовлетворяется потребность в поглаживаниях, но конкретная реальная проблема так и не решается. Сама же концепция рэкетных чувств в целом напоминает теорию условной любви по Карлу Роджерсу ролик, о котором вы можете найти на моем канале. В итоге подобные чувства, а также скрытые транзакции, когда ребенок становится уже взрослым, превращаются в так называемые игры, в которые играют люди. Игры, в которые играют людиПытаясь получить поглаживания, а также структурировать свое время и отстраниться от проблемных чувств, люди играют в так называемые игры. Психологические игры — это такие взаимодействия между людьми, при которых хотя бы одна из сторон скрывает истинные цели и намерения и пытается получить желаемое обходными путями, а не прямой просьбой. Игры по Берну во многом напоминают защитные механизмы в психоанализе и других глубинных направлениях, так как с помощью них человек так или иначе отказываться встречаться со своими истинными чувствами и выражать их. Игры имеют определенную ролевую структуру, сценарий, интенсивность, протяженность и различные исходы, и чтобы это все рассмотреть понадобилось бы очень много времени, поэтому здесь я приведу лишь краткий пересказ основных типов игр, а уж за подробностями вы сможете обратиться к книгам самого Берна.
В этом случае жена бесконечно ожидает, что муж бросит пить, а муж с помощью алкоголизма бежит от реальных проблем, например от близости с женой. Адекватным решением проблемы был бы обычный уход от мужа. Конечно, этот список игр потом пополнялся другими аналитиками, да и сами эти игры имеют своё многообразие. Так многие игры разделяясь по интенсивности имеют совершенно разные исходы и значения. Например, в игре динамо, девушка может просто отвергнуть парня, но в результате оба просто ограничатся негативными эмоциями, однако в крайней третьей степени игры, девушка, показывая свою доступность, по сути, заставляет мужчину его изнасиловать, и в итоге он сидит в тюрьме, а она в травмпункте. При этом многие игры могут различаться по гендерной составляющей и мужчины вполне могут исполнять игры характерные для женщин. Наконец для многих игр характерен знаменитый треугольник Карпмана, который на самом деле придумал все тот же самый Берн, просто именно Стивен Карпман нарисовал этот треугольник. Проще говоря во многих играх, периодически меняются роли агрессора, жертвы и спасителя. Так, например, во всех играх, относящихся к психотерапии, клиент приходит как жертва, жалуясь на свою проблему и находит спасителя в лице терапевта, однако затем он сопротивляется изменениям становясь агрессором по отношению к терапевту и ища спасителя, например, в другому психотерапевте и это продолжается бесконечно. Теория сценариевПоследний значимой для нас теорией на сегодня остается теория сценариев. Сценарий является квинтэссенцией всех вышерассмотренных положений, а также нескольких других о которым мы сейчас и поговорим. Сценарий по Берну — это подсознательный жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. По мнению Берна сценарий нашей жизни закладывается уже до 7 лет и определяет то, как мы относимся к себе, другим и к миру. К чему мы стремимся, каким способом этого достигаем и вообще получается ли у нас этого достичь. Жизненный сценарий формируется под влиянием ряда факторов, таких как история рождения, отношения со значимыми фигурами и их предписания, ранние детские решения, увиденные модели поведения и воспринятые опосредованно в виде мифов сказок и легенд. Сценарий жизни начинает формироваться с первых лет жизни на основе базовых позиций или установок, которые связаны с развитием базового доверия либо недоверия к миру. Среди таких установок выделяются следующие: я – ок, ты – ок, я – не ок, ты - не ок, я – ок, ты – не ок и я – не ок, ты ок. Понятно, что наиболее здоровой позицией считается я – ок, ты – ок, когда человек воспринимает себя и окружающих людей как нормальных. Это позиция победителя, которая подразумевает, что человек способен достигать своих целей и получать от этого удовольствие. Позиция я – не ок, ты – ок. Это депрессивная позиция неудачника, который прозябает в одиночестве и постоянно жалеет о несделанном. Неудачники неспособны достигать своих целей и получать удовольствием от самого процесса достижения. Позиция я – ок, ты не ок, отражает собой стратегию превосходства. Такие люди в последующем строят свой сценарий на основе доминирования над другими людьми. Они постоянно ищут врагов, которых надо одолеть. Такие люди могут быть как победителями, так и неудачниками. Наконец, позиция я – не ок, мир – не ок, это также всегда позиция неудачника, которая часто бывает связана и с психическими расстройствами. Надо понимать, что эти позиции практически не меняются под влиянием объективных факторов. Например, человек, который считает, что он – не ок, и при этом стремится к богатству, вряд ли изменит свою позицию даже если достигнет этого самого богатства. Однако, бывают и неустойчивые или тревожные личности, которые периодически перескакивают с одной позиции на другую. После позиции формируется сюжет сценария, в котором присутствует ролевая модель, на которую ориентируется ребенок и которая может олицетворять, например, героя или злодея, а также включать основные элементы образа. Такую модель ребенок может взять не только из реальной жизни, но и из сказок или мультиков. Также имеется сюжет, который подразумевает события приводящее к переключению состояний героя. Наконец, имеется перечень других персонажей и набор предписаний, обычно идущих от родителей. При этом предписания могут быть следующих видов.
По итогу выделяется шесть возможных вариантов проживания сценария. Первый тип это «пока не». Этот сценарий характерен в том случае, когда человек неспособен отдаться моменту «здесь и сейчас» и считает, что наслаждаться жизнь он сможет лишь потом, например, когда заработает достаточно денег или когда взрастит детей, но в итоге долгожданное состояние так и не наступает. Конкретный жизненный сценарий конкретного клиента выводится из всех вышеописанных факторов. Например, маленькая девочка, из семьи которой ушел отец, может сформировать такое убеждение: "Мужчины всегда покидают меня". Впоследствии она будет неосознанно выстраивать жизнь так, чтобы это убеждение подтверждалось. Ситуации, в которых она находит мужчину, привязывается к нему, а затем теряет, могут повторяться снова и снова. Ее сценарий будет подталкивать ее к тому, чтобы выбирать определенных людей, вести себя с ними определенным образом и иметь один и тот же результат, подтверждающий ее раннее решение Задача транзактного анализа состоит в том, чтобы проанализировать содержание и проявления сценария и помочь клиенту увидеть те фрагменты истории о себе, других людях и мире, которые он снова и снова воссоздает в своей жизни. Благодаря этому важному осознанию, клиент получает возможность пересмотреть свой жизненный план и лежащие в его основе убеждения Техники транзактного анализаТехнически транзактный анализ является по сути развитием психоанализа, а, в особенности, индивидуальной психологии Альфреда Адлера, только уже с упором на теорию Берна. Как сформулировал сам Эрик Берн, транзактный анализ – это дешевый вариант психоанализа или «психоанализ для домохозяек». Так что, по сути, в основу заложены все те же процедуры какие есть в психоанализе, типа свободных ассоциаций, конфронтации, интерпретации, и если вы хотите углубиться в тему, то рекомендую вам посмотреть мои видео по данному направлению. Говоря ж конкретно о транзактном анализе, то здесь анализ идет по основным областям, которые мы сегодня обсуждали, это анализ Эго-состояния, из которого общается пациент, это анализ транзакций и поглаживаний, анализ игр и анализ жизненного сценария. Транзактный Анализ практикуется как в группе, так и индивидуально, но обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. Очень часто тразактный анализ сочетают с гештальт-терапией и психодрамой, так как эти методы хорошо отражают социальные взаимодействия. С самых первых сеансов клиент с заключает с терапевтом «контракт на изменение», в котором определяются цели пациента и пути их достижения. Контракт может быть откорректирован в ходе курса терапии. Сначала клиент открывает для себя структуру своей личности. Соответственно для этого используется техника разъяснения, когда терапевт поясняет основные принципы и понятия ТА. Затем клиент начинает по внешним признакам распознавать, в каких эго-состояниях он чаще всего пребывает: Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и общении. Затем терапевт побуждает клиента к раскрытию новых возможностей чувствовать, думать, действовать — в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Среди специфических техник можно выделить следующие. Терапевтический контракт: определенный, конкретный контракт, который подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов. Контракт позволяет каждому из них знать, при каких условиях цели консультирования можно считать достигнутыми. Дознание: включает в себя обращение ко взрослому эго-состоянию клиента до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ. Уточнение: идентификация эго-состояния, которое инициировало транзакцию. Причем такая идентификация может производится не только в диалоге, но и с помощью опросников. Конфронтация: консультант указывает клиенту на непоследовательность в его поведении или речи, что также в дальнейшем позволяет выявить эго-состояние клиента или ту игру которую он ведет. В последующем добавились техники принятия нового решения и репарентинга, но о них мы поговорим в следующих роликах. В целом же процесс транзактного анализа состоит в моделировании тех или иных жизненных ситуаций в кабинете у психолога и осознании эго-состояний, сценариев и игр, которые в этой ситуации проявляются, после чего терапевт помогает клиенту скорректировать свое поведение. ЗаключениеКак по мне теория транзактного анализа достаточно интересна, но при этом и крайне сомнительна. В ней присутствует огромное нагромождение терминов и концепций, которые хотя и полезны, но являются лишь теоретическими и проблематичны для применения в терапии. При этом весь транзактный анализ направлен именно на социальное взаимодействие и вряд ли он будет эффективен при работе с расстройствами типа фобий и панических атак. При этом в практике Транзактный анализ часто ограничивается осознанием и лишь когнитивной работой из-за чего и приходится подключать техники гештальт и психодрамы. Реальных же исследований эффективности данного метода я не нашел, да и вряд ли они проводились, а как пишут Miller & Capuzzi Та не имеет значимой исследовательской поддержки. Лично я и сам не вижу в ТА ничего особенного, что бы давало ему преимущества перед другими направлениями, а идея об эго-состояниях вообще может приводить к диссоциации личности клиента и вместо того, чтобы делать его более целостным мы будем внушать ему идею, что в нем живет три каких-то там состояния. При этом все же транзактный анализ получил свое развитие в ряде техник, типа терапии нового решения и репарентинга, которые затем стали частью и когнитивной терапии, но о них мы поговорим в следующих видео. [hr class=class_cut]© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: транзактный анализ, эрик берн, родитель взрослый ребенок, теория сценариев, транзакции, психотерапия, гипноз, гештальт, когнитивная, эго состояния, психоанализ, игры в которые играют
Другие публикации:
|
То есть следование рецепту - алогритму = автоматизированные действия. Вы следовали рецепту приготовления статьи => Вы автоматизированы
На самом деле
Автоматизированность - это отсутствие сознания, к примеру автоматизированна - следование алгоритму сознательно != автоматизированность. Работа нашей вегетативной нервной системы атвоматизирована
Добавить комментарий »