Транзактный анализ. Родитель, Взрослый, Ребенок и люди, которые играют в игры.

Мой блог / Просмотр публикации

Транзактный анализ, как и большинство направлений психотерапии вырос из психоанализа, а Эрик Берн, который изначально был последователем Фрейда достаточно быстро отошел от изучения вытесненных побуждений к социальным отношениям и поведенческим аспектам деятельности человека.

В 1961 году Берн опубликовал учебник по психиатрии, где изложил основные положения транзактного анализа, а в 1964 свет увидела книга «Игры, в которые играют люди», которая стала одной из первых книг популярно излагающей психотерапию и которая является наверно одной из продаваемых книг по психологии и на сегодняшний день. Собственно, так и появился на свет транзактный анализ

 

Эго-состояния

Транзактный анализ известен прежде всего своей концепцией структуры психики даже те кто собственно и не слышал о транзактном анализе и вообще не интересуются психологией так или иначе знакомы с родителем, взрослым и ребенком Берна и даже используют эти термины в обиходе, так что отсюда мы с вами и начнем.

Точнее начнем мы с того, что многие современные психологи, не особо разбираясь в вопросе отождествляют теорию Эрика Берна и Зигмунда Фрейда, мол родитель взрослый и ребенок это тоже самое что ид, эго и супер-эго у Фрейда, хотя это далеко не так.

Изначально Берн вообще совмещал обе модели, говоря о том, что также как и у Фрейда существует ид, эго и супер-эго, а вот родитель, взрослый и ребенок являются частями того самого эго, которые захватывают и части бессознательного. Так понятно, что состояние родителя – это эго состояние с примесью супер-эго, а состояние ребенка – это эго-состояние с примесью ид. Все же позже Берн уже совсем отказался от фрейдистской модели и бессознательного, говоря о том, что нами управляет сознание, то есть Эго, которое просто может находиться в различных состояниях, сформированных в результате нашего предыдущего опыта и таких состояний как вы знаете всего 3: родитель взрослый и ребенок.

Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей, и часто выражаются в предубеждениях, критическом или заботливом поведении по отношению к себе и другим. Сюда относятся многие автоматизированные действия и ритуалы. Например, если ваша мама таким-то образом готовила куриный суп, велика вероятность, что вы будете делать это точно также при этом не особо то и одобряя иные способы готовки. Тоже самое касается и образа жизни, например, если родители внушили вам, что необходимо работать на износ, то вы так и будете делать, не давая себе отдыха и не осознавая, что есть и другие варианты существования в этом мире.

Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации, исходя из текущих когнитивных возможностей. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности. В отличии от двух других это состояние оценивает происходящее рационально, а не на основе эмоций или установок родителей. Например, если у человека сломался компьютер, то он находясь в состоянии взрослого просто попытается его починить если умеет, либо отдаст в ремонт. Если же он находится в состоянии родителя, то он скорее совершит гневный звонок тем, кто этот компьютер продал, а в состоянии ребенка, он начнет плакать и ожидать, что-то кто-то рядом увидит это и поможет.

Собственно, последнее состояние – это эго-состояние Ребёнка (Ре), которое содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности и проявления в любовных отношениях, да и в принципе во всех сферах, где человек любит развлекаться.

Каждое из этих эго-состояний формируется в течении жизни и может различаться в том числе и по содержанию, в зависимости от того насколько здоровое развитие было у индивида и какие влияния он на себе испытывал. Так что уже более поздние авторы выделили различные варианты данных эго-состояний.

Так эго-состояние родителя может быть в двух вариантах.

«Заботливый» родитель, который считается здоровым и который проявляет любовь, доброту и заботу. Он менее категоричен и склонен к дипломатичности. Если перекладывать это на обычную жизнь, то это просто адекватный родитель, который любит своего ребенка и объясняет нежели приказывает.

Больной вариант родителя – это «Контролирующий» родитель, которые замечает любые недостатки в окружающих и злится на них за это. Для него характерны запреты, указания, ограничения и наказания за проступки.

Также выделяется и три возможных детских эго-состояния.

Во-первых, это свободный или естественный ребенок, которого характеризуют творческое мышление, креативность, жизнерадостность. В этом состоянии вы проявляете свои импульсы и живо реагируете на происходящее, как это делают обычные дети.

Два других варианта – это уже скорее компенсации и наслоения, которые накладываются на естественного ребенка.

Здесь выделяется бунтующий ребенок, то есть состояние, в котором вы делаете все вопреки окружающим и ведете себя как подросток неформал.

И адаптированный ребенок, который предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для адаптированного ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость.

Например, в ситуации, где человека оценили не на 5 а на 4, он находясь в состоянии адаптированного ребенка и при наличии в состоянии родителя интроекта, что надо быть самым лучшим будет чувствовать стыд или обиду.

В итоге все три состояния еще и взаимодействуют между собой внутри одного человека, либо здоровым способом, либо конфликтным.

В любом случае Транзактный анализ во многом продолжает идеи психоанализа и предполагает, что человек должен избавляться от жестких фиксаций, а таковыми и являются состояния критикующего родителя и бунтующего и адаптированного ребенка, и реагировать адаптивно в соответствии с требованиями внешней среды. Фиксированный же человек не сможет адекватно взаимодействовать со средой и с другими и не сможет нормально строить так называемые транзакции, потому что постоянно будет включать неадекватные эго-состояния воспроизводя прошлый негативный опыт, что и проявляется в транзакциях.

Транзакции

Основным понятием транактного анализа как вы можете догадаться являются не эго-состояния, а именно транзакции, что указывает на серьезный поведенческий компонент данного направления.

Транзакция, по определению Э. Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя эго-состояниями сознания двух людей. То есть здесь рассматривается не общение двух людей, а общение, например, ребенка одного человека и родителя другого, ну и все остальные варианты.

И всего Э. Берн выделяет три формы транзакций – дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

  1. Дополнительные транзакции, осуществляются между двумя любыми состояниями Я собеседников, когда реакция человека прямо связана с тем состоянием, на которое был направлен стимул. Например, это может быть выговор от начальника, который находится в состоянии родителя своему подчиненному, который в таком случае находится в состоянии ребенка. В целом такие транзакции могут продолжаться бесконечно долго, так как образуют собой замкнутый круг. Например, подчиненный может бесконечно опаздывать на работу, а начальник может бесконечно его ругать, но поведение ни одного из них не измениться, пока хотя бы один из них не перейдет в состояние взрослого. В таком случае начальник не будет ругать подчиненного, а просто скажет ему, что еще пара опозданий приведет к увольнению и действительно уволит подчиненного после этих опозданий. И в этом случае мы уже говорим об ином виде транзакций, который зовется пересекающимися транзакциями.
  2. Суть пересекающихся транзакций состоит в том, что реакция собеседника исходит не из того состояния, на которое было направлено воздействие. Снова вернёмся к нашей ситуации, подчиненный опоздал на работу и как обычно из состояния ребенка просит прощения и оправдывается, ожидая выговор от родителя. Но тут начальник входит в состояние взрослого и говорит, что еще три опоздания в соответствии с законодательством приведут к увольнению, но не ругает подчиненного. В этом случае у подчиненного теряется возможность просить прощения и ему приходится также переходить в состояние взрослого. Таким образом пересекающиеся транзакции препятствуют течению беседы и в этом случае либо коммуникация совсем прекращается, либо одному из людей приходится сменить свое эго состояние, чтобы ее продолжить.
  3. Последний тип транзакций – это скрытые транзакции. В этом случае чисто внешне транзакция происходит на одном уровне эго-состояний, а субъективно на другом. Например, так девушка может пригласить парня починить ей компьютер, как бы обращаясь на уровне взрослого, но при этом иметь некоторые любовные мотивы, то есть реально проводя трансакцию от ребенка к ребенку. При этом парень может еще и не понять намека и действительно прийти, и починить девушке компьютер, после чего просто поехав домой, и в этом случае мы имеем не только скрытые но и пересекающиеся транзакции. Однако, обычно ситуации пересекающихся транзакций не столь курьезны и очень часто, люди неспособны прямо высказать то чего хотят на самом деле.

Цель транзактного анализа во многом и состоит в том, чтобы проанализировать скрытые транзакции и помочь человеку прямо выразить то что он хочет, в то время как многие неадекватные формы транзакций чаще обусловлены опытом человека и его скрытыми мотивы, что тесно связано с концепцией рекэтных чувств и поглаживаний.

Поглаживание и рэкетные чувства

Надо понимать, что все транзакции, которые мы производим обусловлены нашими потребности, соответственно в результате транзакции мы хотим получить подкрепление, которое в транзактном анализе называется поглаживанием.

Понятно, что транзакции в первую очередь обслуживают потребности в общении. И в этом смысле мы говорим, чтобы получить в ответ от человека схожую реакцию. Так что здесь по Берну даже важно количество слов и фраз, которые мы получаем в ответ. Очень наглядно это видно в штатах, где на вопрос как дела принято отвечать, хорошо, а у тебя как? Если человек не ответил таким образом это считается чуть ли не оскорблением.

В то же время и вы могли заметить, что, если пишите в мессенджере трехэтажные сообщения, а человек отвечает вам да, нет и смайлики – это начинает вас бесить. Все, потому что вы не получаете равновесного взаимообмена.

Но мы, собственно, не об этом, а опять же о том, что с помощью транзакций мы удовлетворяем свои потребности и часто те способы, с помощью которых мы это делаем закрепляются и преследуют нас всю оставшуюся жизнь.

При этом если нам удается удовлетворить потребность прямым способом мы говорим о возникновении так называемых естественных или аутентичных чувств. Например, будучи ребенком мы можем прямо сказать маме «обними меня» и она нас обнимет, дав нам поглаживание, радость и любовь.

Однако если мы не можем реализовать наши потребности и получить причитающиеся нам поглаживания прямым способом мы начинаем искать обходные пути и здесь на сцену и выходят ракетные чувства.

Рэкетное чувство — это чувство зафиксированное и поощряемое в детстве, которое замещает аутентичное переживание, переживается в различных стрессовых ситуациях и не способствует взрослому решению проблем. Самые основные из них — это обида, вина, зависть, ревность, смущение, жалость, стыд и т.д. 

Простой пример, вот мама хочет от уже съехавших от нее детей внимания и любви и неожиданно заболевает. Она заставляет детей следить за ее здоровьем, а если они этого не делают, она начинает демонстрировать обиду, принуждая детей в то же время испытать чувство вины и все же приехать.

В итоге мамуля понимает, что с помощью обиды можно постоянно давить на детей и теперь вместо ее естественного ощущения одиночества и скуки по родным, она каждый раз чувствует обиду, что и становится ее ракетным чувством. В то же время дети, которых в какой-то момент начинает бесить обидчивость матери, начинают ощущать гнев и постепенно их гнев распространяется и на других людей, и на любые просьбы о помощи и поддержки они также начинают реагировать гневом.

В итоге в первом случае ощущение одиночества заменяется на обиду, а во-втором, желание помочь заменяется на гнев. При этом в обоих случаях удовлетворяется потребность в поглаживаниях, но конкретная реальная проблема так и не решается. Сама же концепция рэкетных чувств в целом напоминает теорию условной любви по Карлу Роджерсу ролик, о котором вы можете найти на моем канале.

В итоге подобные чувства, а также скрытые транзакции, когда ребенок становится уже взрослым, превращаются в так называемые игры, в которые играют люди.

Игры, в которые играют люди

Пытаясь получить поглаживания, а также структурировать свое время и отстраниться от проблемных чувств, люди играют в так называемые игры.

Психологические игры — это такие взаимодействия между людьми, при которых хотя бы одна из сторон скрывает истинные цели и намерения и пытается получить желаемое обходными путями, а не прямой просьбой.

Игры по Берну во многом напоминают защитные механизмы в психоанализе и других глубинных направлениях, так как с помощью них человек так или иначе отказываться встречаться со своими истинными чувствами и выражать их.

Игры имеют определенную ролевую структуру, сценарий, интенсивность, протяженность и различные исходы, и чтобы это все рассмотреть понадобилось бы очень много времени, поэтому здесь я приведу лишь краткий пересказ основных типов игр, а уж за подробностями вы сможете обратиться к книгам самого Берна.

  1. Алкоголик. Первая игра – это игра алкоголик, когда один из участников страдает алкоголизмом, например, какой-нибудь мужчина, а другой, например, его жена выполняет сразу три роли, сначала его преследует, то есть является агрессором, потом терпит побои становясь жертвой, а наутро с похмелья его спасает. А то же время муж наутро тоже корит себя чувством вины и оправдывается перед женой.

В этом случае жена бесконечно ожидает, что муж бросит пить, а муж с помощью алкоголизма бежит от реальных проблем, например от близости с женой. Адекватным решением проблемы был бы обычный уход от мужа.

  • Должник – это игра больше характерная для США, где берут ипотеку на дом. Человек постоянно находится в долгах и при этом постоянно перезанимает вместо того, чтобы просто выплатить всю сумму и перестать брать в долг, потому что так проще решать насущные проблемы.
  • Попался сукин сын – это уже больше игра в преследователя, когда индивид провоцирует кого-то на ошибку, а затем ловит его. Например, ревнивый муж может подстроить знакомство своей жены с другим мужчиной, а затем поймать ее на этом. Такая игра помогает отыскать козлов отпущения вместо того, чтобы взять на себя ответственность за происходящее, например, за несчастье жены
  • Схожий смысл несет, и игра «Вот что я из-за тебя наделал». Здесь человек обвиняет других в своих собственных ошибках. Например, ребенок заходит на кухню к матери с домашним заданием и мать роняет на пол вазу. Она начинает орать на ребенка, что это из-за него она ее разбила. Схожий смысл несет ссылка на всякие ведьминские проклятия и пророчества, типа это кто-то там накликал мне беду, а виноват никак не я. Хотя очевидно, таже мать разбила вазу по своей вине, а проклятий в принципе не существует.
  • Игра «Тупик» часто имеет место в брачных отношениях. Например, супруги ложаться в кровать и вроде все хорошо. Тут в какой-то момент жена говорит, что ей что-то не нравится, например, поведение свекрови, на что мужчина в ответ проявляет недовольство и в итоге вместо сладкой ночи оба ложатся спать отвернувшись друг от друга. Понятно, что такая игра помогает избежать неловкой интимной близости.
  • Суд. В этой игре участники находятся в конфликте и один из них ищет третью сторону, которая бы встала на его защиту. Часто это бывает семейный конфликт, а третьей стороной становится семейный психотерапевт или какой-нибудь друг. В итоге тот кто получает поддержку успокаивается, хотя в глубине души и понимает, что был не прав.
  • Игра фригидная женщина подразумевает, что девушка дает очевидные намеки своему партнеру или мужу, но как только он начинает к ней приставать, она отталкивает его и заявляет, что мужчинам нужен только секс. Через какое-то время она снова дает намеки и снова отталкивает. Эта игра может перерасти в «попался сукин сын», например, если измученный муж наконец находит себе любовницу.
  • Игра «загнанная домохозяйка» состоит в том, что женщина берет на себя любые обязанности по дому, а также принимает все упреки мужа и детей, к концу дня оставаясь выжатой из сил. С этим запросом она затем и приходит к психологу.
  • «Все из-за тебя» это наверно самая частая игра среди супругов, когда один из них обвиняет другого в нереализованных планах на жизнь. Например, жена заявляет, что бросила профессию певицы из-за ребенка, муж заявляет, что отказался от карьеры ради жены. В большинстве же своем в отказе от планов, виноват далеко не партнер, а сам человек, например женщина могла просто испугаться выходить на сцену, а мужчине просто надоело работать на той работе, но признавать это никому из них неохота.
  • Игра «дорогая» — это игра при котором порочащие вторую половинку факты выдаются под благовидным соусом. Например, муж говорит: «Моя жена так мило испускает газы, когда мы спим», и конечно на такое обращение жена отвечает согласием, а муж избегает открытого конфликта.
  • Игра «подумайте какой ужас» состоит в обсуждении неприятных событий, при отсутствии каких-либо действий по их исправлению. Например, так бабульки на скамейках обсуждают проблемы современной молодежи, а мы с вами обсуждаем посадку Украину и падение курса рубля.
  • Знаменитой игрой является игра «да… но…». В этой игре индивид просит о помощи, но, когда ему предлагается какое-либо решение, он придумывает отмазку, чтобы ничего не предпринимать. Это часто встречается в психотерапии. Например, я могу предложить клиенту вести дневник мыслей, а он мне заявляет, «да, но я же уже и сам работал со своими мыслями». В итоге ты предлагаешь такому человеку бесконечное число вариантов, а он в ответ придумывает бесконечное количество отговорок. Понятно, что такая игра просто позволяет ему ничего не делать и не решать.
  • Следующая игра – это игра «изъян». В рамках этой игры, обычно люди с депрессивной позицией и недовольные собой также ищут изъяны и в других. Например, с девушкой познакомился симпатичный и хороший парень и пригласил ее на свидание, с ним вроде все отлично, но она недовольна, что он назначил слишком позднее время и что ей, по ее мнению, приходится ждать, когда он проснется. Опять же эта игра позволяет оправдать себя за счет осуждения других.
  • В игре «гость растяпа», этот самый гость случайно наносит ущерб хозяевам заведения или дома, за что извиняется и получая прощение продолжает наносить ущерб. Хозяева вместо того чтобы стребовать с гостя продолжают его прощать. Собственно цель игры и состоит в том, чтобы получить прощение и таким образом как бы быть безусловно принятым.
  • Игра «ну-ка подеритесь» обычно проводится женщиной, которая сталкивает между собой двух мужчин, обещая принадлежать победителю, а пока они дерутся она исчезает с любовником. Данная игра позволяет женщине почувствовать себя востребованной и хитрой.
  • Игра «динамо» напоминает фригидную женщину и состоит в том, что женщина демонстрирует свою доступность незнакомому мужчине, а затем, когда он начинает прямо к ней приставать она его отталкивает, обвиняя в домогательствах. Таким образом женщина снимает с себя свою вину за сексуальные потребности, получает ощущение востребованности и власти и в то же время избегает сексуальных отношений, которые ее пугают.
  • Схожей игрой является, и игра «чулок», в которой женщина намеренно демонстрирует свою сексуальную доступность, привлекая внимание мужчин и раздражая других женщин. Однако, если таких женщин игнорируют они испытывают фрустрацию.
  • Игра «скандал» обычно проходит между отцом и дочерью подростком при сексуальной холодности матери. В этом случае, чтобы разрядить сексуальное напряжение отец и дочь постоянно устраивают скандалы, после которых расходятся по своим комнатам.
  • Следующая игра — это игра «оранжерея», которая обычно проходит уже в рамках психотерапии. В этом случае пациент акцентирует внимание терапевта на утонченных чувствах, которые он испытал в процессе терапии. Сами чувства выполняют функцию «медалей», которыми пациент хвастается перед терапевтом или другими участниками терапевтической группы.В то же время тонкость и высота его чувств обычно ограничивают других участников от критики, а также позволяют самому игроку не заводить реальных отношений и что-то там переживать внутри себя.
  • «Я только пытался помочь» – в этой игре Спасатель пытается быть полезным, в то же время ища подтверждения тому, что «в этом мире тщетно ожидать благодарности. Например, психотерапевт может постоянно давать рекомендации нерадивому клиенту, который каждый раз будет жаловаться на то, что они ему не помогли.
  • Игра «неимущий» состоит в том, что человек жалуется на отсутствие у него денег, но всеми силами избегает поиска работы, например, каждый раз отказывая работодателям из-за неподходящих условий.
  • Игра «крестьянка» — это наверно наиболее частая игра, которая разыгрывается в современной психологии между врачом и пациентом. Ее суть состоит в том, что клиент получает рекомендацию по лечению или просто внимание к себе и восхищается самим процессом лечения при этом не получая результата. В то же самое время и терапевт доволен, что клиент восхищается им и благодарит его за исцеление, которого на самом деле так и не произошло.
  • Игра «психиатрия» состоит в том, что клиент хочет быть уникальным. В этом случае на уровне взрослого он выдает запрос о своем симптоме, но на уровне ребенка всячески сопротивляется лечению.
  • Игра «Археология» очень характерна для гипнотерапии и состоит в навязчивом копании в своем прошлом с целью найти ту самую травму или ядро, которое позволит мгновенно избавиться от проблемы, для решения которой на самом деле требуются серьезные усилия.
  • Игра «критика» состоит том, чтобы постоянно получать одобрение своих чувств и желаний у психотерапевта.
  • Игра «самовыражение» состоит в том, чтобы проявлять свои актерские данные в рамках терапевтической группы не для того, чтобы избавиться от проблемы, а чтобы получить одобрение.
  • Игра «дурачок» предполагает, что вместо того, чтобы реально решать свою проблему человек будет просто смеются над своей глупостью и ссылаться на то, что вот такой уж я уродился.
  • Наконец, последняя игра – это игра Калека, в этой игре человек оправдывает своё бездействие своим заболеванием, причем совершенно необязательно он может быть физически ограничен, например, он может болеть депрессией и заявлять, «что же вы от меня хотите если я болен».
  • Конечно, этот список игр потом пополнялся другими аналитиками, да и сами эти игры имеют своё многообразие. Так многие игры разделяясь по интенсивности имеют совершенно разные исходы и значения. Например, в игре динамо, девушка может просто отвергнуть парня, но в результате оба просто ограничатся негативными эмоциями, однако в крайней третьей степени игры, девушка, показывая свою доступность, по сути, заставляет мужчину его изнасиловать, и в итоге он сидит в тюрьме, а она в травмпункте. При этом многие игры могут различаться по гендерной составляющей и мужчины вполне могут исполнять игры характерные для женщин.

    Наконец для многих игр характерен знаменитый треугольник Карпмана, который на самом деле придумал все тот же самый Берн, просто именно Стивен Карпман нарисовал этот треугольник. Проще говоря во многих играх, периодически меняются роли агрессора, жертвы и спасителя.

    Так, например, во всех играх, относящихся к психотерапии, клиент приходит как жертва, жалуясь на свою проблему и находит спасителя в лице терапевта, однако затем он сопротивляется изменениям становясь агрессором по отношению к терапевту и ища спасителя, например, в другому психотерапевте и это продолжается бесконечно.

    Теория сценариев

    Последний значимой для нас теорией на сегодня остается теория сценариев. Сценарий является квинтэссенцией всех вышерассмотренных положений, а также нескольких других о которым мы сейчас и поговорим.

    Сценарий по Берну — это подсознательный жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. По мнению Берна сценарий нашей жизни закладывается уже до 7 лет и определяет то, как мы относимся к себе, другим и к миру. К чему мы стремимся, каким способом этого достигаем и вообще получается ли у нас этого достичь.

    Жизненный сценарий формируется под влиянием ряда факторов, таких как история рождения, отношения со значимыми фигурами и их предписания, ранние детские решения, увиденные модели поведения и воспринятые опосредованно в виде мифов сказок и легенд.

    Сценарий жизни начинает формироваться с первых лет жизни на основе базовых позиций или установок, которые связаны с развитием базового доверия либо недоверия к миру.

    Среди таких установок выделяются следующие: я – ок, ты – ок, я – не ок, ты - не ок, я – ок, ты – не ок и я – не ок, ты ок.

    Понятно, что наиболее здоровой позицией считается я – ок, ты – ок, когда человек воспринимает себя и окружающих людей как нормальных. Это позиция победителя, которая подразумевает, что человек способен достигать своих целей и получать от этого удовольствие.

    Позиция я – не ок, ты – ок. Это депрессивная позиция неудачника, который прозябает в одиночестве и постоянно жалеет о несделанном. Неудачники неспособны достигать своих целей и получать удовольствием от самого процесса достижения. 

    Позиция я – ок, ты не ок, отражает собой стратегию превосходства. Такие люди в последующем строят свой сценарий на основе доминирования над другими людьми. Они постоянно ищут врагов, которых надо одолеть. Такие люди могут быть как победителями, так и неудачниками.

    Наконец, позиция я – не ок, мир – не ок, это также всегда позиция неудачника, которая часто бывает связана и с психическими расстройствами.

    Надо понимать, что эти позиции практически не меняются под влиянием объективных факторов. Например, человек, который считает, что он – не ок, и при этом стремится к богатству, вряд ли изменит свою позицию даже если достигнет этого самого богатства. Однако, бывают и неустойчивые или тревожные личности, которые периодически перескакивают с одной позиции на другую.

    После позиции формируется сюжет сценария, в котором присутствует ролевая модель, на которую ориентируется ребенок и которая может олицетворять, например, героя или злодея, а также включать основные элементы образа. Такую модель ребенок может взять не только из реальной жизни, но и из сказок или мультиков. Также имеется сюжет, который подразумевает события приводящее к переключению состояний героя. Наконец, имеется перечень других персонажей и набор предписаний, обычно идущих от родителей.  

    При этом предписания могут быть следующих видов.

    1. Сценарный финал. Это предписание о том, как человек должен закончить свою жизнь. Здесь могут проявляться, например, такие внушения как «ты кончишь как твой отец алкоголик».
    2. Далее идут предписания в виде правил поведения. Они могут выступать в виде обычных подкреплений, когда родители одобряют те или иные действия ребенка, а могут носить скрытый характер, например, «не говори это отцу». Предписания третьей степени, самые жесткие, ставят запрет на те или иные проявления, типа «не лезь ко мне», «не веди себя как девчонка» и т.д.
    3. Предписания провокации. Это предписания, также дающиеся в скрытом виде, которые направлены на формирование негативного поведения. Например, родители могут прямо предлагать выпить, а могут всем говорить: «Он у нас такой дурачок» или «Вряд ли из нее что-то получится».
    4. Далее идут моральные догмы и заповеди. Обычно это наставления в стиле того как нужно жить, которые передаются из поколения в поколение, например, «Нужно постоянно работать», «Просто так ничего не дается», «Надо быть настоящим мужчиной».
    5. Далее идут родительские образцы – это прямая поведенческая демонстрация того как нужно воплощать сценарий.
    6. Далее идет сценарный импульс, но я бы просто обозначил его как способ компенсации. Так у ребенка часто возникает желание идти вопреки родителям, и если они говорят, что надо экономить деньги, он возьмет и все истратит. Это в последующем обусловит и его более взрослые срывы.
    7. Также сценарий содержит в себе антисценарий, то есть то что нужно, чтобы отказаться от сценария. Например, в антисценарии может быть заложена идея, что если выйдешь замуж в 20 лет, значит ты не останешься одна. Но в депрессивных сценариях часто единственным способом избавления является смерть.

    По итогу выделяется шесть возможных вариантов проживания сценария.

    Первый тип это «пока не». Этот сценарий характерен в том случае, когда человек неспособен отдаться моменту «здесь и сейчас» и считает, что наслаждаться жизнь он сможет лишь потом, например, когда заработает достаточно денег или когда взрастит детей, но в итоге долгожданное состояние так и не наступает.

  • «После». Эта установка предполагает уверенность в том, что за все хорошее, что происходит в жизни, рано или поздно приходиться платить. Хочется замуж? Забудь о свободе, придется заниматься домом и детьми. Мечтаешь об успешной карьере? Приготовься к зависти коллег и одиночеству. Идея неизбежной расплаты не позволяет человеку ощущать полноценное счастье в радостные моменты, он уже думает о будущем возмездии.
  • «Никогда». Это депрессивная идея, состоящая в том, что желаемого в принципе достичь невозможно. Такие люди вообще не рассматривают свою жизнь и свои планы как возможные для реализации, хотя такое мнение чаще всего является надуманным.
  • «Всегда». Сценарий «всегда» состоит в том, что человек постоянно повторяет одни и те же ошибки. Например, девушка постоянно находит себе алкоголиков, а мужчину постоянно увольняют с работы. При этом такие пациенты уверены, что причина не в их поведение, а в судьбе или злом роке.
  • «Почти» – это сценарий, состоящий в том, что человек ничего не доводит до конца, хотя цель была столь близкой. Однако, даже если человек достигает цели, он все равно остается недовольным, как будто он достиг, но не того, что хотел.
  • «С отрытым концом» — это сценарий предполагает, что индивид попадает в тупик, как только реализует свое жизненное предписание и не понимает, что делать дальше. Например, девушка мечтала выйти замуж и вот, наконец, вышла, а что делать дальше не знает.
  • Конкретный жизненный сценарий конкретного клиента выводится из всех вышеописанных факторов. Например, маленькая девочка, из семьи которой ушел отец, может сформировать такое убеждение: "Мужчины всегда покидают меня". Впоследствии она будет неосознанно выстраивать жизнь так, чтобы это убеждение подтверждалось. Ситуации, в которых она находит мужчину, привязывается к нему, а затем теряет, могут повторяться снова и снова. Ее сценарий будет подталкивать ее к тому, чтобы выбирать определенных людей, вести себя с ними определенным образом и иметь один и тот же результат, подтверждающий ее раннее решение

    Задача транзактного анализа состоит в том, чтобы проанализировать содержание и проявления сценария и помочь клиенту увидеть те фрагменты истории о себе, других людях и мире, которые он снова и снова воссоздает в своей жизни. Благодаря этому важному осознанию, клиент получает возможность пересмотреть свой жизненный план и лежащие в его основе убеждения

    Техники транзактного анализа

    Технически транзактный анализ является по сути развитием психоанализа, а, в особенности, индивидуальной психологии Альфреда Адлера, только уже с упором на теорию Берна. Как сформулировал сам Эрик Берн, транзактный анализ – это дешевый вариант психоанализа или «психоанализ для домохозяек». Так что, по сути, в основу заложены все те же процедуры какие есть в психоанализе, типа свободных ассоциаций, конфронтации, интерпретации, и если вы хотите углубиться в тему, то рекомендую вам посмотреть мои видео по данному направлению.

    Говоря ж конкретно о транзактном анализе, то здесь анализ идет по основным областям, которые мы сегодня обсуждали, это анализ Эго-состояния, из которого общается пациент, это анализ транзакций и поглаживаний, анализ игр и анализ жизненного сценария.

    Транзактный Анализ практикуется как в группе, так и индивидуально, но обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. Очень часто тразактный анализ сочетают с гештальт-терапией и психодрамой, так как эти методы хорошо отражают социальные взаимодействия.

    С самых первых сеансов клиент с заключает с терапевтом «контракт на изменение», в котором определяются цели пациента и пути их достижения. Контракт может быть откорректирован в ходе курса терапии.

    Сначала клиент открывает для себя структуру своей личности. Соответственно для этого используется техника разъяснения, когда терапевт поясняет основные принципы и понятия ТА. Затем клиент начинает по внешним признакам распознавать, в каких эго-состояниях он чаще всего пребывает: Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и общении.

    Затем терапевт побуждает клиента к раскрытию новых возможностей чувствовать, думать, действовать — в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах.

    Среди специфических техник можно выделить следующие.

    Терапевтический контракт: определенный, конкретный контракт, который подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов. Контракт позволяет каждому из них знать, при каких условиях цели консультирования можно считать достигнутыми.

    Дознание: включает в себя обращение ко взрослому эго-состоянию клиента до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ.

    Уточнение: идентификация эго-состояния, которое инициировало транзакцию. Причем такая идентификация может производится не только в диалоге, но и с помощью опросников.

    Конфронтация: консультант указывает клиенту на непоследовательность в его поведении или речи, что также в дальнейшем позволяет выявить эго-состояние клиента или ту игру которую он ведет.

  • Моделирование ситуаций. Для этой задачи часто применяются техники пустого стула и психодрамы, однако, в отличии от оригинальных направлений, они также чаще направлены на то, чтобы прояснить эго-состояние клиента и ту игру, которую он ведет.
  • Также применяются опросники для анализа жизненного сценария. Здесь техники похожи на те, о которых я рассказал в ролике по индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Терапевт может спросить какое событие из детства вам запомнилось больше всего, как к вам относились родители и сколько вы планируете жить.
  • Важна и встреча со своими чувствами. В транзактном анализе клиента учат отказываться от игр и напрямую выражать свои чувства через прямые транзакции, а также не игнорировать ситуации, а решать их, для чего опять же подключают состояния взрослого и иногда ребенка.
  • Взращивание эго-состояний. Когда терапевт проанализировал распределение эго-состояний у клиента он помогает ему взрастить дифицитные эго-состояния, путем подключения их при моделировании тех или иных ситуаций.
  • В последующем добавились техники принятия нового решения и репарентинга, но о них мы поговорим в следующих роликах. В целом же процесс транзактного анализа состоит в моделировании тех или иных жизненных ситуаций в кабинете у психолога и осознании эго-состояний, сценариев и игр, которые в этой ситуации проявляются, после чего терапевт помогает клиенту скорректировать свое поведение.

    Заключение

    Как по мне теория транзактного анализа достаточно интересна, но при этом и крайне сомнительна. В ней присутствует огромное нагромождение терминов и концепций, которые хотя и полезны, но являются лишь теоретическими и проблематичны для применения в терапии.

    При этом весь транзактный анализ направлен именно на социальное взаимодействие и вряд ли он будет эффективен при работе с расстройствами типа фобий и панических атак. При этом в практике Транзактный анализ часто ограничивается осознанием и лишь когнитивной работой из-за чего и приходится подключать техники гештальт и психодрамы.

    Реальных же исследований эффективности данного метода я не нашел, да и вряд ли они проводились, а как пишут Miller & Capuzzi Та не имеет значимой исследовательской поддержки.

    Лично я и сам не вижу в ТА ничего особенного, что бы давало ему преимущества перед другими направлениями, а идея об эго-состояниях вообще может приводить к диссоциации личности клиента и вместо того, чтобы делать его более целостным мы будем внушать ему идею, что в нем живет три каких-то там состояния.

    При этом все же транзактный анализ получил свое развитие в ряде техник, типа терапии нового решения и репарентинга, которые затем стали частью и когнитивной терапии, но о них мы поговорим в следующих видео.

    [hr class=class_cut]

    © YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

    Теги: транзактный анализ, эрик берн, родитель взрослый ребенок, теория сценариев, транзакции, психотерапия, гипноз, гештальт, когнитивная, эго состояния, психоанализ, игры в которые играют
    Комментарии
    Георгий Станиславович Григорьев
    Очень подробный материал про ТА, спасибо, Павел. На мой взгляд, Эго-состояния прослеживаются в людях, дифференциация этих состояний может помочь в налаживании контакта, лучшем понимании как своего поведения, так и поведения других людей)
    №1 | 11 июня 2022
    Второе Е
    Выдуманный конструкт.
    №1 | 11 июня 2022
    Второе Е
    Да уж, уж да
    №1 | 11 июня 2022
    Авдеев Павел Сергеевич
    Григорьев Георгий Станиславович, Проследить в другом человеке можно любую надуманную модель, начиная от репрезентативных систем, заканчивая знаком зодиака) Вопрос в том, что в рамках терапии это лишь стереотипизирует личность и создает дополнительное расщепление, потому что многие клиенты реально начинают считать, что в них три личности отдельные живут. Как то так.
    №1 | 11 июня 2022
    Георгий Станиславович Григорьев
    Авдеев Павел Сергеевич, получается почти все направления, кроме КПТ не имеют доказательной базы и по сути является творчеством определенных личностей?) с другой стороны они же работают. Интересно Ваше мнение по этому вопросу)
    №1 | 12 июня 2022
    Авдеев Павел Сергеевич
    Григорьев Георгий Станиславович, так и КПТ не имеет никакой доказательной базы) Оно просто имеет много исследований эффективности, которые не проводят в других направлениях терапии, не более того)
    №1 | 12 июня 2022
    GenaPopow
    > Сюда относятся многие автоматизированные действия и ритуалы. Например, если ваша мама таким-то образом готовила куриный суп, велика вероятность, что вы будете делать это точно также при этом не особо то и одобряя иные способы готовки.

    То есть следование рецепту - алогритму = автоматизированные действия. Вы следовали рецепту приготовления статьи => Вы автоматизированы

    На самом деле
    Автоматизированность - это отсутствие сознания, к примеру автоматизированна - следование алгоритму сознательно != автоматизированность. Работа нашей вегетативной нервной системы атвоматизирована
    №1 | 13 июня 2022
    AlexTooRich
    благодарю! мне было очень интересно
    №1 | 30 ноября 2022
    [ добавить комментарий ]