Трансперсональная психология и холотропное дыхание Станислава ГрофаМой блог / Просмотр публикации
Сегодня мы рассмотрим направление психотерапии, которое относит себя к четвертому течению наравне с психодинамической, гуманистической и поведенческой терапией, мы поговорим о трансперсональной психотерапии. Хотя сразу оговорюсь, что такое деление — это не более чем попытка шарлатанов трансперсонологов выделится, по факту же по механизмом действия трансперсональные методики мало чем отличаются от гуманистических. Но мы сейчас не об этом. Трансперсональная психология возникла в конце 1960-х годов в США на основе гуманистической психологии как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Первоначально она концентрировалась на исследованиях пиковых переживаний и изменённых состояний сознания ну вспомним того же Рональда Лэйнга с его ЛСД терапией о котором уже был ролик на моем канале. В общем так или иначе трансперсональные психологи использовали измененные состояния сознания для, да простят меня адекватные психологи, исследования психики человека. По мнению представителей трансперсональной психологии в подобных состояниях человек испытывает трансперсональные переживания, которые подразумевают выход за пределы самой личности В этом смысле личность может испытывать разные группы переживаний. Сюда относятся.
Ну вы уже чувствуете, чем все это попахивает. Попахивает это той самой зарядкой воды и обычными невежами, которые выдают свои безумные идеи и невозможность строить логические связи за реальные научные концепции и конечно одним из самых влиятельных шарлатанов нашего времени и прародителем данного направления является Станислав Гроф. Трансперсональная психология ГрофаСтанислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком пошел по пути Тимоти Лири и стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов и, очевидно, довольно быстро убедился в психотерапевтической эффективности подобной работы. Однако, когда власти США наложили на психоделики запрет, то Гроф, в отличие от Лири, нарушать закон не хотел, поэтому он принялся искать другие методы погружения пациентов в нужное состояние. Таким методом и стало знаменитое холотропное дыхание. Прототипом данной дыхательной техники стали способы дыхания, существовавшие в различных духовных практиках типа пранаямы, а также дыхание наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае, если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Я подробно расскажу про этот метод чуть позже, сейчас лишь отмечу, что он состоит в долгом учащенном дыхании, из-за которого человек начинает ловить глюки. Сейчас же мы как обычно начнем с теории, которая, собственно, и сформировалась полностью на основе подобных сеансов холотропа и сеансов с ЛСД. В общем и целом Станислав Гроф, наблюдая за своими пациентами, которые трепыхались в наркотических или галлюцинаторных припадках пытался изучить, что же происходит внутри этих самых припадков и с каким конкретно опытом сталкиваются его пациенты. В итоге с течением времени он выделил несколько уровней типичных для пациента переживаний.
Матрица 1. Первоначальный союз с матерью. Если данный этап онтогенеза был пережит без каких-либо проблем, то содержание матрицы будет наполнено ощущением лёгкости, безмятежности, покоя и радости. В таком случае, матрица может содержать в себе переживания отсутствия препятствий, отождествления с водными формами жизни, пребыванием в космосе. В том случае, если во время беременности были те или иные патологические отклонения, то в содержание матрица могут добавиться негативные элементы. Также на это может влиять плацентарная недостаточность, стеснение плода в матке по мере его роста, угроза выкидыша, отравление токсинами, в том числе алкоголем, никотином. Негативные переживания могут включать в себя ощущения изолированности, паранойи, ненависти, насторожённости. Матрица 2. Начало отторжения с матерью. Она соответствует первой фазе родов, то есть схваткам. Биологическая основа данного этапа связана с периодическими сокращениями матки, при которых шейка матки ещё закрыта. Плод на этом этапе уже не может получать достаточно питательных веществ и кислорода. В регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать ощущения клаустрофобии, страха, тревоги, обиды, гнева, беспомощности, предательства или бесполезности. Возможно отождествление с заключёнными в подземельях или в концентрационных лагерях Матрица 3. Синергия с матерью. Эта фаза соответствует второй фазе родов, при которой матка продолжает сокращаться, но шейка матки уже открыта и плод может постепенно проходить через родовой канал. Прохождение по родовому каналу становится для ребёнка первым опытом сознательного преодоления пути. К ограничениям и проблемам второй матрицы, добавляются новые: появляется возможность, что рождающийся ребёнок вступит в контакт с околоплодной жидкостью, кровью, слизью, мочой и калом. При регрессе до данного этапа могут наблюдаться ощущения борьбы, потрясений, боли, движения и прогресса. Могут повторяться движения головой, характерные для движений младенца, продвигающегося по родовому каналу. Паттерн матрицы может включать в себя переживания титанической борьбы, садомазохистские и скатологические элементы, половое возбуждение, архетипические образы мифологических и культурных героев Матрица 4. Рождение. Эта фаза относится непосредственно к рождению и первым минутам и часам после него. Биологическая основа данного этапа связана с окончательным разрывом с телом матери, началом дыхания, а также реакцией ребёнка на кесарево сечение, анестезию, акушерские щипцы и другие новые ощущения. В регрессивных терапевтических переживаниях могут присутствовать как ощущения конкретных физиологических и биологических событий, так и ощущения различных символических и архетипических образов и других явлений. Чувства освобождения, любви, принятия, спасения и искупления грехов могут смешиваться с чувствами возмущения, отторжения, недоумения, краха и вечного проклятия. Матрица может быть насыщена архетипическими образами, связанными с смертью и возрождением, раем и адом, ощущением яркого света Ну а сейчас мы постараемся обсудить как же было сделано данное великое открытое Станиславом Грофом, так как многие действительно воспринимают его идеи как вполне научные. Дело в том, что Гроф изначально был психоаналитиком и мистиком, который с удовольствием упивался трудами таких авторов как например Отто Ранк, который постулировал что в основе всех вообще проблем людей лежит родовая травма, кстати видео по нему вы можете найти на канале, ну и конечно Гроф увлекался таким автором как Карл Юнг, который в результате своего безумия говорил о синхронии, коллективном бессознательном и архетипах, и про него вы тоже можете посмотреть на канале. В общем в итоге вооружившись идеями этих выдающихся психологов исследования Грофа проходили примерно следующим образом. Он видел, что его клиент в наркотическом приходе ощущает блаженство и говорил, о да этого же похоже на блаженство ребенка в материнском лоне, а другой клиент испытывал параноидальный страх, потому что ему привиделся здоровенный паук альбинос и тут наш Гроф заявляет, так все же очевидно, такой же страх испытывает и ребенок, который вылезает из влагалища матери, а паук альбинос – это конечно же образ врача. В итоге таких великолепных рассуждений Гроф решил пересмотреть фрейдисткую модель психики, выделяя в бессознательном три новых уровня:
Такая классификация, кстати говоря, тоже неудивительна ведь в те времена большая часть психологов хотела пропиариться на том, чтобы обогнать друг друга. Типа если Фрейд рассматривает только опыт с 3 лет, то мы рассмотрим опыт рождения, а если кто-то уже рассмотрел опыт рождения, то мы вообще уйдем в прошлые жизни. И понятно, что такие модели придумывались для продвижения среди обывателей, которые впадают в восторг если им вместо обычной модели Фрейда или Юнга предлагают модель, которая уже включает в себя модели Фрейда и Юнга. А еще более эффективно предлагать людям отправляться в прошлое и искать ранние травмы нежели решать реальные проблемы здесь и сейчас, что и делается с помощью методики холотропного дыхания, которую мы сейчас с вами и обсудим. Холотропное дыханиеХолотропное дыхание определяется как метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания. В результате такого дыхания из крови вымывается углекислый газ, сосуды мозга сужаются, начинается торможение коры головного мозга и активируется подкорка, что вызывает чувство эйфории, галлюцинации, и, по мнению сторонников метода, переживания, вытесненные в подсознание. При этом здесь нет какой-то четкой методики того, как дышать. В процессе холотропного дыхания, вас просто просят учащенно дышать в течении всего сеанса, а это обычно 40 минут, между прочим. Как правило, не даётся никаких других специфических инструкций, таких, например, как скорость, способ или природа дыхания. Однако, при этом, как ни странно, терапевты часто используют стандартные гипнотические индукции типа счета от одного до 10 помогая людям погружаться. Другим важным элементом является музыка или другие формы акустической стимуляции. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится всё более и более драматической, и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится всё более спокойной и в конце — мирной, текучей, медитативной. Во всем остальном опыт, который вы получаете в процессе дыхания всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи. Именно из-за возможности подобных ситуаций, процесс проходит в парах «сиделка-холонавт». Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой — в роли сиделки, которая призвана помогать холонавту. Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы. В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершённости процесса проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал или групповым обсуждением (шеринг). Далее интеграция материала завершается в сновидениях и в обычной жизни и может занимать до полугода. И это очень хорошая позиция, ведь в течении полугода человек может выздороветь и сам. А сама техника позволяет собирать достаточно большие группы и соответственно деньги с этих групп. Мне же самому однажды довелось побывать на сеансе холотропа и нет ничего удивительного в том, что сейчас я так негативно отзываюсь об этой технике и самом Грофе. Хотя я вначале и сказал, что холотроп базируется вроде как на перенасыщении мозга кислородом, по факту это вообще не так, и по факту все эти припадки на сеансах являются большей частью результатом внушаемости людей, и в итоге мы и наблюдаем примерно тоже самое что происходит на сеансах экзорцизма в церквях. Людям начитывают индукцию, и кто-то уже через две минуты начинает изображать из себя одержимого и биться в истерике на ковре, а кто-то типа меня задалбливается учащенно дышать уже на десятой минуте и уходит с сеанса, так и не поняв за что было заплачено целых 500 рублей, потому что чтобы вы знали, так долго дышать вообще-то совсем не легко. Но моя фрустрация — это моя фрустрация мы же поговорим о реалиях Станислава Грофа и его холотропного дыхания. ЗаключениеНадо понимать, что идеи Станислава Грофа, как и вся трансперсональная психология, собственно говоря, не имеют отношения ни к психологии, ни к науке и это только у нас таких людей как Гроф могут возводить в ранг всевышнего. Но давайте говорить конкретнее, что же так не устраивает научное сообщество в идеях Грофа. Прежде всего идея о перинатальных матрицах подвергается критике как ненаучная и не связанная с традиционной психологией. Негативное мнение связано с вольной интерпретацией переживаний под воздействием ЛСД, и со вторичными по отношению к восточной философии трактовками. Как я уже сказал, Гроф совершенно рандомно может приписывать какому-нибудь галлюцинаторному пауку процесс рождения или паранойяльному бреду трансцендентный опыт. При этом он абсолютно без всякой критики и проверки воспринимает те ощущения, которые человек переживает в изменённом состоянии сознания или при психических расстройствах как реальность. Другим важным аспектом является то, что ребенок в принципе не способен формировать воспоминаний о процессе рождения, так как у него для этого недостаточно сформирован мозг, а потому глупо заявлять, что человек может эти самые воспоминания воспроизвести. А по мнению многих авторов, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа. Ну и самый главный момент состоит в том, что методика холотропного дыхания в принципе опасна для мозга как в целом и любая гипоксия, из-за которой отмирают нервные клетки. Да и у самой процедуры высокий риск травматизации, так как процесс в холотропном дыхании никто не контролирует, а от этих самых сиделок нулевой толк. Ну а если говорить по мелочи, то сами по себе работы Грофа являются олицетворением антинауки, где не соблюдается никакой связности и логики. Например, Гроф в угоду публике критикует детерминистские и редукционистские подходы в то время, как его собственная модель с этими матрицами является такой же детерминисткой и редукцикционисткой. При этом Станислав Гроф верит в реинкарнацию и возможность вызвать у человека воспоминания о прошлых жизнях. Признаёт он и существование Абсолютного Сознания (то есть «бога»), магию, телепатию, высшие разумы и что угодно еще. В 2000-х годах Гроф с Ричардом Тарнасом еще и ввели в свою концепции астрологию, проассоциировав свои матрицы с четырьмя архетипами, которые они сопоставили четырём планетам В итоге всего этого Станислав Гроф удостоился чешской антипремии «Дубинка». Однако несмотря на своё окончательное превращение из учёного в лжеучёного, мистика и «целителя», Станислав Гроф продолжает числиться среди членов различных научных организаций, например, став почётным профессором Московского государственного университета, а также почётным членом Российского психологического общества. И это неплохой аргумент тем, кто постоянно задает мне вопросы в стиле, как же ты можешь считать какой-нибудь винг вейв коучинг или психоанализ шарлатанским методом, он же есть в зарубежной страховке или рекомендован той то ассоциацией. Как можно видеть на данном примере такие официальные титулы по факту не имеют никакого отношения к доказательности и к науке. Вам же советую быть аккуратными при выборе психолога и прежде всего подумать может стоит вообще обойтись без него) [hr class=class_cut]© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: трансперсональная, станислав, гроф, холотропное дыхание, перинатальные матрицы, травма рода, генетическая память, заряженная вода, шарлатан, гипноз, гипнотерапия, гештальт, перинатальный период
|
в ногу со временем нужно идти, а не навешивать свои проекции
Вас таких умников целая куча... людей за набор функций считающие..
ваше отрицание -- первый признак того что все это существует. учите классическую психологию....
и для особо одаренных трансовые техники истользовались до создания классической психологии и относятся к трансперсональной психологии....
учите историю....
Добавить комментарий »