Метод чувственного сознавания Шарлотты Селвер

Мой блог / Просмотр публикации

Чувственное осознавание (или сенсорное сознавание) – это терапевтическая телесно-ориентированная практика, способная научить человека войти в соприкосновение с собственным телом, чувствами и врожденными способностями, которые он утратил в процессе воспитания.

Во время сеансов чувственной терапии человек учиться воспринимать и осознавать ощущения своего тела, образы, фантазии и эмоции, возникающие в уме, стараясь установить взаимосвязь между ними. Данный метод помогает осознать, что в функционировании организма является естественным, связанным с реальной действительностью, а что привнесено извне.

Родоначальницей метода является Эльза Гиндлер, которая жила в Германии в середине 20-го века. Она была учительницей физкультуры, а в возрасте около двадцати лет она заболела туберкулезом. Врачи сочли ее безнадежной. Сама же Гиндлер решила для себя следующее: если она станет столь внимательной к дыханию, что сможет дышать здоровой частью легких и давать отдых больной части, то она выздоровеет. Она поняла, что дыхание - это она сама, а значит можно полностью участвовать в этом процессе и изнутри тонко регулировать сам процесс.

В итоге она смогла побороть свою болезнь благодаря собственной интуиции и огромному желанию выжить. Она утверждала, научившись чувствовать свое тело, мы можем воздействовать на деятельность нашего организма, что приводит к саморегуляции всех его систем.

В связи с этим Эльза Гиндлер поставила под сомнение все, что было целью гимнастических школ с точки зрения «красивых», «правильных» и «искусных» движений. Подобные методы как бы насаждали людям вычурные действия извне, в то время как Гиндлер предложила метод естественных движений, которые у нас возникают под влиянием гравитации.

Это привело ее к разработке собственной методики телесной психотерапии, которая состояла в максимальном осознавании пациентом собственных ощущений в фиксированной позе (преимущественно в позе лежа на спине).

Сам же Термин “чувственное сознавание” впервые был предложен уже позже Шарлоттой Селвер, музыкальным педагогом из Германии. Одна из основных ее теорий заключалась в способности человека научиться чувствовать свое функционирование и посредством этого развивать естественную способность человека к регенерации.

Принципиальным отличием методики Ш. Селвер, является то, что, по ее мнению, пациент достигает лучшего осознавания собственных ощущений в позиции “осознанного стояния” (т.е. стоя на полу). Но для начала обсудим саму концепцию.

 

Невроз

Основной идеей чувственного осознавания является встреча с естественными чувствами и переживаниями, то есть по сути с теми которые когда-то были у нас в детстве. Это связано с тем, что в раннем детстве человек переживает чувства естественно, не задумываясь о том, хорошо это или плохо, он только начинает изучать собственное тело, осваивать его и учиться управлять им.

По мнению авторов метода, данные естественные ощущения должны оставаться с человеком на протяжении всей его жизни, однако в процессе развития ребенка свою лепту вносят родители, которые часто стопорят наши естественные реакции двумя способами.

Во-первых, они реагируют на детей через призму собственных убеждений, нежели пытаясь понять и ощутить, что может поспособствовать развитию ребенка. Детей учат, как им следует ходить и в чем, сколько смотреть телевизор, гулять во дворе, спать и есть. В итоге ребенок просто забывает свою естественную сущность, а ценность собственного опыта для него порой катастрофически снижается.

Во-вторых, родители часто стремятся к неестественно быстрому усваиванию ребенком навыков и умений. Многие предпринимают все усилия для того, чтобы ребенок начал максимально быстро ходить, говорить, читать, есть и т.п. Они не задумываются о том, что у каждого процесса имеется срок своего естественного начала.

С течением времени мы впитываем наветы родители и их проявление в нашем теле становится автоматическим. Именно поэтому чувственное осознавание подразумевает процесс деавтоматизации.

Деавтоматизация

Если болезнь является следствием нашего отстранения от естественного опыта, то метод чувственного осознания подразумевает возврат к нему. Такой возврат к естественным ощущением достигается за счет концентрации внимания на своем телесном функционировании и его осознавании. Данный процесс называется деавтоматизацией.

Деавтоматизации предполагает фокусирование внимания на игнорируемых ранее чувствах и ощущениях, например на дыхании или ощущении равновесия, а также значительное снижение уровня интеллектуализации тела. Выполнение данных действий позволяют человеку ощущать свое тело так, как он ощущал его на ранних этапах своего развития, с присущей ему детской непосредственностью.

Контролируя собственное тело и наблюдая за протекающими в нем процессами, человек способен отделиться от них, то есть осознать их естественное течение таким образом дав ему свободу и более не теряя из сферы сознания.

 Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес процессуальность клиента: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”, которая изолирует его.

Терапия

Процесс терапии состоит в наблюдении и чувственном переживании опыта, когда сам человек находится в обыденных жизненных ситуациях, например, когда человек лежит, стоит, дышит, сидит.

В целом метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи:

  • дифференцировать чувственный опыт;
  • отделить продукты сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений;
  • помочь человеку понять тот факт, что восприятие относительно;
  • научить «проживанию в опыте».

При этом простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Чтобы этому научиться, необходимо развить чувство внутреннего мира и покоя, способность сохранять осознание, не пытаясь что-либо изменить.

Во время процесса чувственного сознавания терапевт помогает пациенту расширить границы самосознания, распознать эмоции и ощущения пациента, детально распознать опыт процесса терапии, осознать свое отношение к другим людям и самому себе.

Это происходит посредством тщательного самонаблюдения, изучения пациентом собственного тела, выявления и устранения образовавшегося мышечного панциря и связанных с его образованием психологических убеждений и стереотипов

К примеру, такой обычный на первый взгляд процесс, как ровное стояние на месте, позволяет человеку определить степень собственного равновесия. Когда клиент стоит на месте, он начинает рассматривать сам процесс стояния как ступень к новому действию (лежанию, бегу, прыганию и т.п.), однако почти никогда не стоит на месте ради непосредственного стояния на месте.

Ш. Селвер утверждает, что чем большей степени равновесия и покоя достигнет человек, тем более сильным он себя почувствует и станет спокойным и менее восприимчивым к стрессам. Но, что самое важное, так это то, что клиенту станет доступно большее количество высвободившейся энергии, которую он может потратить в более значимые дела чем поддержание зажимов в осанке.

И чувственное осознавание является не просто методом гимнастики, а именно методом психотерапии. В сложных ситуациях, таких как ссора между супругами или неожиданное появление начальника, мы видим, что у нас появляются задержки в дыхании, спазмы в груди и животе и в итоге в ситуации, которая требует нашей наибольшей лабильности, мы безнадежно теряемся.

Осознание же своего тела в этих ситуациях позволяет устранить это спастическое состояние и почувствовать себя свободным, в результате чего появляется возможность действовать.

Селвер утверждает, что в процессе самонаблюдения человек не должен стараться достичь конкретного результата, а только помочь реализоваться естественным физиологическим процессам.

Техники

В целом терапия чувственного осознавания проходит следующим образом. Вне зависимости от того с какой проблемой обратился человек, ему предлагается выполнить определенную задачу и исследовать определенную часть тела. Например, группа клиентов может исследовать ощущения в плечевом поясе, когда лежит.

Каждый человек в группе, по сути, делает это самостоятельно, в то время как терапевт помогает в случае каких-либо затруднений. Так, ведущий видит, как некоторые постоянно выбирают самое сложное положение. Его задача ясно дать понять, что необходимо каждый раз пробовать достичь цели самым простым и легким образом.

В любом случае, на каждом уроке ученики работают с совершенно разными упражнениями и изобретают свои собственные, но основной является одноименная техника чувственного осознавания.

Это упражнение направлено на повышение осознанности во всех чувственных сферах и длится на протяжении получаса. Пациент закрывает глаза, а ведущий начитывает медитативный текст. В начале упражнения он просит клиента внимательно посмотреть на предметы, находящихся в пределах его зрения. Задача пациента – рассмотреть предметы в деталях (цвет, фактура, форма, освещение предмета).

Осознание увиденного предмета не должно сопровождаться его мысленным называнием (например, это коричневый стол, а это ваза), так как это снова возвращает человека к мыслям о предмете, к тому, как их оценивает взрослый человек. Главным же является взгляд на предметы, присущий ребенку – образы без названий.

Далее пациент закрывает глаза и вспоминая наиболее запомнившиеся ему образы предметов, вслушивается в звуки. Очень часто многие удивляются, как за попытками увидеть определенные предметы они не обращали внимание на четко доносящиеся до них звуки. Пациент пытается уловить даже самые слабые звуки и концентрирует на них свое внимание.

Следующий этап упражнения – работа с обонянием. Ведущий просит ощутить запах воздуха, окружающих человека предметов. По запаху предметов пациент должен дать им четкую характеристику. Например, после того, как пациент ощутит запах рубашки, ему следует дать характеристику частоте ее стирки. Если предмет исследования – цветок, пациент может попытаться ответить, как давно он был сорван.

После работы с обонянием ведущий настраивает пациента на работу с вкусовыми ощущениями. Взяв в руки фрукт, человек должен сперва ощутить его запах, а затем откусить кусочек, пережевывая медленно и тщательно для того, чтобы в полной мере охарактеризовать свои вкусовые ощущения.

Последний и самый важный этап упражнения – работа над ощущениями, получаемыми после прикосновения. Все свое внимание человек переключает на область рук, осознавая их роль в процессе познания мира. Человек кладет одну руку на другую, начиная ее исследование через ощупывание. Он должен изучить форму ногтей, суставов и костей руки, ощутить эластичность кожи руки.

В дальнейшем руки меняются между собой. Целью является сравнение ощущений от поглаживания руками друг друга. Следующий объект прикосновения – лицо. Человек нащупывает свое лицо руками, пытаясь узнать о нем что-то, чего ранее не знал либо не полностью осознавал. Внимание должно попеременно переключаться с рук на лицо и наоборот. Ведущий спрашивает пациента о том, что он почувствовал в момент прикосновения, просит его попробовать повторить упражнение с иным ритмом прикосновений или силой ощупывания. В продолжение этапа прикосновения человек с закрытыми глазами ощупывает предметы, находящиеся в помещении, и описывает свои ощущения.

По окончанию упражнения ведущий просит пациента вернуться на место. Если ему удалось вернуться обратно с закрытыми глазами, не прибегая ни к чьей помощи, значит отыскать его человеку удалось по ориентирам, которые наиболее точно запомнились пациенту.

Пользу от использования метода чувственного сознавания Шарлотты Селвер человек почувствует сразу после окончания упражнения, которая выразится в более высокой степени восприятия чувств и мыслей, активизации фантазии, умении характеризовать предметы по их образу, а не названию, выработке истинного отношения человека к событиям, происходящим в его жизни.

Заключение

Терапия чувственного осознавания является достаточно интересной, однако, вряд ли сегодня она имеет такое уж самостоятельное значение. По факту данная техника, это один из вариантов медитации, а сам метод чувственного осознавания сегодня по сути является частью таких методов как майндфуллнес терапии, а также она оказала серьезное влияние на Фредерика Перлза и гештальт-терапию.

Про эффективность данного метода тоже сказать, что-либо сложно, так как, по сути, все исследования эффективности медитаций не показывают, собственно говоря, ничего и являются противоречивыми.

Вроде как люди субъективно и ощущают себя лучше, но в то же время, чаще результаты от медитаций обычно не имеют никакой практической значимости и являются достаточно временными, а применять их в работе с реальными проблемами редко бывает эффективно. Да и истории о чудесных исцелениях от туберкулеза попахивают шарлатанством.

Однако со своих позиций я могу сказать, что мне в свое время медитации помогли определенным образом, а техники осознанности я периодически применяю в терапии, да и в целом они рекомендованы при работе с ОКР, например, где классическое оспаривание мыслей из КПТ не способно решить проблему.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Обучение, Консультации (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, телесная терапия, телесно-ориентированная, чувственное осознавание
Комментарии
Елена Тетерина
Очень интересно 🤔
№1 | 4 июня 2022
Евгения Алексеевна Удальцова
Очень понятно и структурно описали, спасибо!
№1 | 5 июня 2022
[ добавить комментарий ]