Эмоционально-сфокусированная терапия Лесли Гринберга

Мой блог / Просмотр публикации

Лесли Гринберг, первоначально будучи инженером пришел в психологию после одного значимого случая. Во время сдачи экзамена он пережил необычный опыт, решив математическую задачу не рациональным, а каким-то новым способом.

Он почувствовал, что что-то скрытое внутри направляло его внутренний процесс, что и заставило его серьезно задуматься о том, что мы знаем больше, чем можем рассказать, что знание не является рациональным процессом, и что существует какая-то форма знания, которая превосходит то, что мы можем сформулировать рационально.

При этом Гринберг не стал заявлять, что это самое знание приходит к нам откуда-то свыше или из всеобщего бессознательного, но обратился к идее переживания и эмоций и к тому, что в психологии зовется имплицитным знанием. Под влиянием всех этих факторов и возникла Фокусированная на Эмоциях Терапия.

Эмоционально-фокусированная терапия появилась в середине 1980-ых годов как терапия для супружеских пар на основе идей клиент-центрированной терапии. В своих исследованиях Сью Джонсон и Лес Гринберг просматривали видеозаписи сеансов семейной психотерапии с целью выявить элементы терапии, которые приводят к позитивным изменениям. А уже в 1986 году Гринберг и его коллеги переключили внимание с семейной терапии на индивидуальную, основой которой они видели эмоциональное переживание.

Основываясь на своих строгих научных изысканиях Голдман и Гринберг в 2015 году предложили процесс работы над запросом клиента в рамках ЭФТ.

ЭФТ и роль эмоций в нашей жизни

Как вы могли понять из названия ЭФТ в отличии от той же КПТ базируется не на когнициях, а на наших с вами эмоциях.

Эмоции в ЭФТ рассматриваются с обычных научных позиций: как продукт эволюции, который помогает нам адаптироваться в тех или иных ситуациях. Например, эмоция страха готовит наш организм к бегству, а эмоция удовольствия служит подкреплением для успешного поведения.

Эмоции организуют переживание, направляют его и дают ощущение объединяющей целостности. В терапии это означает, что эмоции клиента используются как компас, который поведет терапевта и клиента к тому, что для него важно, и что клиент должен сделать

Однако, как вы знаете в нашей жизни эти самые эмоции далеко не всегда столь адаптивны и часто служат скорее проблемой нежели помощью в ее решении. Проблемы, связанные с эмоциями, согласно теории авторов, вытекают из четырёх возможный причин:

  1. недостаточная осведомленность, то есть когда человек делает неверные выводы из ситуации, что приводит к неадекватной эмоциональной реакции. Например, когда жена воспринимает задержки мужа на работе как измену
  2. избегание эмоций, то есть попытка отвлечься или подавить в себе эмоции, что приводит к диссоциации нашего Я и появлению невротических реакций. Например, когда мы подавляем агрессию к нашей второй половинке.
  3. неадаптивная эмоциональная реакция, когда в следствии травм прошлого человек неадекватно реагирует на текущую ситуацию, например, когда мужчина на заботу своей девушки реагирует злобой, потому что когда то своей заботой его подавляла мать.
  4. и, наконец, проблемы с приданием смысла переживаниям, когда на одни эмоции мы отвечаем другими менее адекватными, например, когда злимся на самих себя из-за того, что грустим или когда стыдимся собственной злобы.

Подобные паттерны эмоционального реагирования выражаются в так называемой эмоциональной схеме.

Эмоциональная схематическая система

Авторы вводят понятие эмоциональной схематической системы, которая представляет собой центральный механизм самоорганизации, часто бывающий как основой возникших проблем, так и главным источником излечения. Такая система состоит из отдельных эмоциональных схем.

(ЭС) — процессуальная связь различных аспектов переживания, связанных с эмоцией, которая и обеспечивает его имплицитную организацию. Эмоциональные схемы имеют следующие свойства

  1. Такая Схема работает по принципу нейронной сети — активизация одного процесса вызывает активизацию остальных.
  2. ЭС недоступны прямому осознанию, а понимаются опосредованно, через переживания, которые они продуцируют. Чтобы их идентифицировать, необходимо сначала их активировать через специфическое переживание (например, воспоминание), которое затем исследуется, выражается и рефлексируется.
  3. Динамический синтез различных ЭС является основой самоорганизации. Схемы постоянно конструируются и реконструируются. Стабильными они становятся только потому, что человек периодически воспроизводит их на основе базового компонента.
  4. У человека существует множество ЭС, которые активируются отдельно или одновременно. Самоорганизация личности на основе этих схем может быть представлена как хор голосов, поющих в одиночку, в унисон или вразнобой. Именно это многоголосье является источником роста и творческой адаптации личности.

Эмоциональная схема состоит из следующих элементов, которые одновременно выступают и как этапы эмоционального процесса обработки информации.

  1. перцептивно-ситуативные элементы, то есть внешние триггеры, в качестве которых могут выступать аспекты какой-то ситуации или травматическое воспоминание;
  2. телесно-экспрессивные элементы, то есть проявление эмоций в теле, например, холод в животе, дрожь в руках, выражение страха на лице);
  3. символически-понятийные компоненты, то есть образы и мысли, связанные с эмоцией, например, темная комната может вызвать в вас пугающий образ нападения.
  4. мотивационно-поведенческий, например в виде желания оказаться в безопасности или быть любимым;
  5. ядерный процесс ЭС — то есть интенсивную эмоциональную реакцию.

Дисфункции появляются, когда человек отвергает один или несколько элементов схемы, либо они недостаточно отрефлексированы. Поэтому основным принципом работы с эмоциональными схемами является их исследование и проработка.

Типы эмоциональных реакций

Еще одним важным положением ЭФТ является выделение адаптивных и дисфункциональных эмоций, и в целом они соответствуют тем типам проблем, с которыми встречается человек при обработке эмоциональной информации.

  1. Первичные адаптивные эмоции — это эмоции, адекватные в определенной ситуации в том смысле, что способствуют проявлению тенденций поведения, которое может разрешить ситуацию. Например, гнев в ситуации угрозы ребенку является адаптивным, так как повышает вероятность уверенных действий по его защите. Первичные адаптивные реакции учитываются в терапии и выражаются для того, чтобы получить доступ к адаптивной информации и выявить готовность к действию, что в конечном итоге поможет решить проблему. Однако надо при этом понимать, что такие эмоции могут проявиться в результате неверной интерпретации событий. Например, мы можем воспринять какие-то действия второй половинки как попытку нас обидеть, хотя это не так и поэтому здесь необходимо работать именно с первоначальным стимулом и с осмыслением ситуации. Также первичные дезадаптивные реакции используются в эмоционально-фокусированной терапии с целью трансформации травматической эмоциональной схемы посредством новых переживаний.
  2. Первичные Дезадаптивные эмоции являются результатом травматического опыта, в котором они, возможно, были адекватны. Например, пациент с пограничным личностным расстройством реагирует гневом на эмпатическую заботу терапевта, так как в его прошлом забота родителя сменялась физическим или сексуальным насилием.
  3. Вторичные реактивные эмоции происходят от первичных, но скрывают их. Это «реакции на реакции». Например, мужчина в ситуации опасности, где естественным является страх, чувствует гнев на себя за «не мужское поведение». Вторичные реактивные эмоциональные реакции исследуются в процессе терапии с целью повышения их осознания и получения доступа к первичным адаптивным эмоциональным реакциям.
  4. Инструментальные эмоции — это эмоции, возникающие с целью вызвать определенное поведение у окружающих, контролировать их и т.п. Например, девушка может намеренно истерить и даже плакать, чтобы парень купил ей айфон. Инструментальные эмоциональные реакции исследуются в процессе психотерапии с целью их осознания клиентом и понимания их межличностной функции

Принципы коррекции эмоциональных реакций

При разработке своей терапии Гринберг выделил основные механизмы переработки эмоций, которые он суммировал в шести основных пунктах.

  1. ОСОЗНАННОСТЬ и обращение внимания состоит в развитии способности распознавать свои чувства и называть их. Выявляя и словесно символизирую базовое эмоциональное переживание, человек получает доступ и к адаптивной информации, и к обусловленной эмоциями тенденции к действиям. Важно отметить, что эмоциональная осознанность включает в себя переживание чувства, а не разговоры о нем.
  2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ помогает превозмочь избегание переживания и выражения сдерживаемых ранее первичных эмоций. Клиенты должны позволить себе вступить в живой контакт со своими эмоциями и уметь выдерживать этот контакт.
  3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. Предполагает, что далеко не всегда достаточно простого распознавания и выражения эмоций, более того далеко не всегда это в принципе бывает полезно и тогда клиент обучается контролировать свои чувства. Регуляция эмоциональных состояний обязательна, когда дистресс настолько высок, что эмоция больше не содержит информации об адаптивных действиях. Первый шаг в содействии эмоциональной регуляции – это создание безопасной и эмпатичной атмосферы. Навык самоуспокоения первоначально формируется /у клиента/ благодаря интернализации успокаивающих действий терапевта. Чувство внутренней безопасности развивается благодаря ощущению того, что один человек существует в сознании и сердце другого. Конечно, клиентов обучают и практическим техникам саморегулеции, таким как навыки самоуспокоение, направленное дыхание, дистанцирование и медитации.
  4. РЕФЛЕКСИЯ. В дополнение к словесной символизации эмоций, рефлексия эмоционально-окрашенного переживания помогает людям изложить суть своего опыта в форме повествования. Рефлексия помогает создавать новое смысловое содержание, способствует трансформации не переработанных эмоций в последовательные повествования и помогает создавать новые повествования для прояснения какого-то опыта.
  5. ТРАНСФОРМАЦИЯ. Вероятно, наиболее важный способ работы с эмоциями в терапии — это трансформация эмоций с помощью других эмоций. Это в основном относится к трансформации первичных неадаптивных эмоций могут быть трансформированы с помощью других адаптивных эмоций, когда в одной и той же ситуации мы активируем именно их. Терапевты могут помочь клиенту получить доступ к новым адаптивным эмоциям, с помощью разных способов. Например, можно использовать переключение внимания на различные аспекты ситуации или эмоции, которые хоть и переживаются в текущий момент, но находятся «на периферии» осознанности клиента.

Все эти процессы, однако, реализуются в процессе контакта и активного слушания. Эмпатические отношения имеют корректирующую функцию и способствуют разворачиванию описанных выше процессов клиента.

Маркеры и терапевтические задачи

Исследования показали, что когда клиенты входят в сложные эмоционально-динамические состояния, то эти состояния можно отследить по конкретным эпизодам, возникающим в ходе сессии. Именно эти эпизоды и назвали маркерами. Выделение маркеров позволяет более точно выбрать способ аффективной терапевтической интервенции, а также понять - готов клиент в данный момент работать над имеющейся проблемой или нет.

Были определены следующие базовые маркеры и соответствующие им терапевтические интервенции.

  1. Противоречивые ответные реакции, выражающие недоумение по поводу эмоциональных или поведенческих реакций на конкретные ситуации. Например, клиент, говорит: «По пути сюда, на терапевтический сеанс, я увидел маленького щенка, и мне вдруг стало очень грустно, но я не знаю почему». Противоречивые реакции предполагают использование техники перепроживания случившегося. Повторное проживание ситуации, помогает добраться до скрытого смысла случившегося и объяснить саму реакцию, что родилась у клиента в ответ.
  2. Неявный чувствуемый смысл (felt-sense), когда человек не может четкое определить, что именно он сейчас переживает. Неявный чувствуемый смысл требует применения Фокусинга. Эту технику мы разбирали с вами в предыдущем видео, она преполагает концентрацию на внутренних ощущениях и их вербализацию.
  3. Внутриличностные противоречия (расщепления) [внутриличностный конфликт], когда одна часть личности критикует или принуждает к чему-то другую часть. Например, женщина, проходящая терапию, говорит: «Я чувствую себя неполноценной по сравнению с другими людьми; словно я потерпела неудачу». Самокритика, вызванная внутренними противоречиями, позволяет использовать [гештальтистскую] методику двух стульев. Эта техника подразумевает, что две части личности активно контактируют друг с другом, посредством диалога. Мысли, чувства и потребности каждой из этих частей личности, исследуются и сообщаются в диалоге, чтобы смягчить голос внутреннего критика. Разрешение проблемной ситуации предполагает интеграцию конфликтующих частей личности и самопринятие.
  4. Расщепление прерывание внутреннего контакта с собой, при котором одна часть личности прерывает или препятствует переживанию эмоциональных состояний и их выражение: «Я чувствую, как наворачиваются слезы, но я сдерживаю себя и проглатываю их; Я ни за что не заплачу». Здесь также применяется методика пустого стула. Клиенты совместно с терапевтом исследуют то, как именно происходит процесс прерывания контакта с собой. Например, клиент может использовать какое-то физическое действие (заглушение или остановка голоса), или метафору (словно заперт в клетке и т. д.), или делать это вербально («замолчи, не чувствуй, будь спокоен, ты не сможешь это пережить»). Затем клиенту предлагается оказать противодействие данному запрету. Разрешение ситуации предполагает выражение заблокированных переживаний.
  5. Маркер незавершенных дел [незавершенный гештальт], который описывается клиентом как не проходящее, не разрешимое чувство по отношению к значимому другому, например, клиент очень эмоционально говорит: «Мой отец никогда не был рядом, и Я так и не смог простить его». Незавершенные дела в отношении значимых других предполагает применение метода пустого стула. Разрешение проблемной ситуации предполагает понимание и прощение значимого другого или привлечение его к ответственности.
  6. Уязвимость – это состояние, в котором личность ощущает собственную хрупкость, испытывает чувство глубокого стыда или неуверенности: «Слишком тяжело, чтобы я мог это вынести». Уязвимость предполагает поддержание эмпатического процесса валидизации чувств. Терапевт должен не только схватывать суть того, что клиент чувствует, но и обращать особое внимание на то, как эти чувства влияют на жизнь клиента, отражая в своих репликах ритм и оттенки переживания.

Все же авторы утверждали, что этот список далеко не полный и что количество маркеров всегда будет увеличиваться и расти. В итоге шесть первоначальных маркеров и [терапевтических] задач были дополнены рядом новых. Например, травма и нарративный пересказ, восстановление отношений после разрыва, презрение к себе и самосотрадание, само-регуляция при тревожной зависимости, создание смысла и многие др.

Если же говорить о терапии в целом, то она во многом близка к клиент-центрированной терапии и гештальт терапии, а основные принципы введенные Роджерсом здесь дополняются идеей терапевтического контракта, а также необходимостью подкрепления при выражении эмоций.

Основной же процедурой данной терапии является эмпатическое исследование.

Эмпатическое исследование — это эмпатическая сонастройка на клиента, которая помогает ему пережить заново прошлые ситуации и новый опыт здесь и теперь, исследовать непонятные области переживания, дифференцировать, детализировать его.

Переживание опыта заново (re-experience) при этом понимается не как простое повторение прошлого, а творческая реконструкция, синтез воспоминаний и воображения. Исследование смутного опыта на грани осознавания становится источником нового переживания, открытия и изменения. И как вы могли понять здесь повторяется все также идея фокусинга Юджина Джендлина.

Эффективность

Эмоционально-фокусированная терапия стала КПТ от мира гуманистической психологии, чего только стоит огромное количество протоколов и скрупулезное описание различных маркеров.

На сегодняшний день опубликованы многочисленные научные исследования по EFT. Американская Ассоциация Психологов (APA) в 2012 году признала EFT официальным методом лечения. Исследования показали, что ЭФТ эффективна в вопросе лечения депрессии, проблем в общении, психологических травм и тревожного расстройства личности.

Безусловно остается вопрос насколько ЭФТ продолжает гуманистические традиции, ведь определённые маркеры, ориентиры и методики уже не предполагают такую уж недирективность и во многом снимают ответственность с клиента. И именно за это ЭФТ часто критиковали гуманисты. Однако, как по мне Эмоционально-фокусированные терапевты выбрали совершенно правильный путь и сумели создать стать конкурентами КПТ в сфере доказательной терапии.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, ЭФТ, эмоционально-фокусированная, терапия фокусированная