Эмоционально-сфокусированная терапия Лесли Гринберга
Лесли Гринберг, первоначально будучи инженером пришел в психологию после одного значимого случая. Во время сдачи экзамена он пережил необычный опыт, решив математическую задачу не рациональным, а каким-то новым способом. Он почувствовал, что что-то скрытое внутри направляло его внутренний процесс, что и заставило его серьезно задуматься о том, что мы знаем больше, чем можем рассказать, что знание не является рациональным процессом, и что существует какая-то форма знания, которая превосходит то, что мы можем сформулировать рационально. При этом Гринберг не стал заявлять, что это самое знание приходит к нам откуда-то свыше или из всеобщего бессознательного, но обратился к идее переживания и эмоций и к тому, что в психологии зовется имплицитным знанием. Под влиянием всех этих факторов и возникла Фокусированная на Эмоциях Терапия. Эмоционально-фокусированная терапия появилась в середине 1980-ых годов как терапия для супружеских пар на основе идей клиент-центрированной терапии. В своих исследованиях Сью Джонсон и Лес Гринберг просматривали видеозаписи сеансов семейной психотерапии с целью выявить элементы терапии, которые приводят к позитивным изменениям. А уже в 1986 году Гринберг и его коллеги переключили внимание с семейной терапии на индивидуальную, основой которой они видели эмоциональное переживание. Основываясь на своих строгих научных изысканиях Голдман и Гринберг в 2015 году предложили процесс работы над запросом клиента в рамках ЭФТ.
ЭФТ и роль эмоций в нашей жизниКак вы могли понять из названия ЭФТ в отличии от той же КПТ базируется не на когнициях, а на наших с вами эмоциях. Эмоции в ЭФТ рассматриваются с обычных научных позиций: как продукт эволюции, который помогает нам адаптироваться в тех или иных ситуациях. Например, эмоция страха готовит наш организм к бегству, а эмоция удовольствия служит подкреплением для успешного поведения. Эмоции организуют переживание, направляют его и дают ощущение объединяющей целостности. В терапии это означает, что эмоции клиента используются как компас, который поведет терапевта и клиента к тому, что для него важно, и что клиент должен сделать Однако, как вы знаете в нашей жизни эти самые эмоции далеко не всегда столь адаптивны и часто служат скорее проблемой нежели помощью в ее решении. Проблемы, связанные с эмоциями, согласно теории авторов, вытекают из четырёх возможный причин: - недостаточная осведомленность, то есть когда человек делает неверные выводы из ситуации, что приводит к неадекватной эмоциональной реакции. Например, когда жена воспринимает задержки мужа на работе как измену
- избегание эмоций, то есть попытка отвлечься или подавить в себе эмоции, что приводит к диссоциации нашего Я и появлению невротических реакций. Например, когда мы подавляем агрессию к нашей второй половинке.
- неадаптивная эмоциональная реакция, когда в следствии травм прошлого человек неадекватно реагирует на текущую ситуацию, например, когда мужчина на заботу своей девушки реагирует злобой, потому что когда то своей заботой его подавляла мать.
- и, наконец, проблемы с приданием смысла переживаниям, когда на одни эмоции мы отвечаем другими менее адекватными, например, когда злимся на самих себя из-за того, что грустим или когда стыдимся собственной злобы.
Подобные паттерны эмоционального реагирования выражаются в так называемой эмоциональной схеме. Эмоциональная схематическая системаАвторы вводят понятие эмоциональной схематической системы, которая представляет собой центральный механизм самоорганизации, часто бывающий как основой возникших проблем, так и главным источником излечения. Такая система состоит из отдельных эмоциональных схем. (ЭС) — процессуальная связь различных аспектов переживания, связанных с эмоцией, которая и обеспечивает его имплицитную организацию. Эмоциональные схемы имеют следующие свойства - Такая Схема работает по принципу нейронной сети — активизация одного процесса вызывает активизацию остальных.
- ЭС недоступны прямому осознанию, а понимаются опосредованно, через переживания, которые они продуцируют. Чтобы их идентифицировать, необходимо сначала их активировать через специфическое переживание (например, воспоминание), которое затем исследуется, выражается и рефлексируется.
- Динамический синтез различных ЭС является основой самоорганизации. Схемы постоянно конструируются и реконструируются. Стабильными они становятся только потому, что человек периодически воспроизводит их на основе базового компонента.
- У человека существует множество ЭС, которые активируются отдельно или одновременно. Самоорганизация личности на основе этих схем может быть представлена как хор голосов, поющих в одиночку, в унисон или вразнобой. Именно это многоголосье является источником роста и творческой адаптации личности.
Эмоциональная схема состоит из следующих элементов, которые одновременно выступают и как этапы эмоционального процесса обработки информации. - перцептивно-ситуативные элементы, то есть внешние триггеры, в качестве которых могут выступать аспекты какой-то ситуации или травматическое воспоминание;
- телесно-экспрессивные элементы, то есть проявление эмоций в теле, например, холод в животе, дрожь в руках, выражение страха на лице);
- символически-понятийные компоненты, то есть образы и мысли, связанные с эмоцией, например, темная комната может вызвать в вас пугающий образ нападения.
- мотивационно-поведенческий, например в виде желания оказаться в безопасности или быть любимым;
- ядерный процесс ЭС — то есть интенсивную эмоциональную реакцию.
Дисфункции появляются, когда человек отвергает один или несколько элементов схемы, либо они недостаточно отрефлексированы. Поэтому основным принципом работы с эмоциональными схемами является их исследование и проработка. Типы эмоциональных реакцийЕще одним важным положением ЭФТ является выделение адаптивных и дисфункциональных эмоций, и в целом они соответствуют тем типам проблем, с которыми встречается человек при обработке эмоциональной информации. - Первичные адаптивные эмоции — это эмоции, адекватные в определенной ситуации в том смысле, что способствуют проявлению тенденций поведения, которое может разрешить ситуацию. Например, гнев в ситуации угрозы ребенку является адаптивным, так как повышает вероятность уверенных действий по его защите. Первичные адаптивные реакции учитываются в терапии и выражаются для того, чтобы получить доступ к адаптивной информации и выявить готовность к действию, что в конечном итоге поможет решить проблему. Однако надо при этом понимать, что такие эмоции могут проявиться в результате неверной интерпретации событий. Например, мы можем воспринять какие-то действия второй половинки как попытку нас обидеть, хотя это не так и поэтому здесь необходимо работать именно с первоначальным стимулом и с осмыслением ситуации. Также первичные дезадаптивные реакции используются в эмоционально-фокусированной терапии с целью трансформации травматической эмоциональной схемы посредством новых переживаний.
- Первичные Дезадаптивные эмоции являются результатом травматического опыта, в котором они, возможно, были адекватны. Например, пациент с пограничным личностным расстройством реагирует гневом на эмпатическую заботу терапевта, так как в его прошлом забота родителя сменялась физическим или сексуальным насилием.
- Вторичные реактивные эмоции происходят от первичных, но скрывают их. Это «реакции на реакции». Например, мужчина в ситуации опасности, где естественным является страх, чувствует гнев на себя за «не мужское поведение». Вторичные реактивные эмоциональные реакции исследуются в процессе терапии с целью повышения их осознания и получения доступа к первичным адаптивным эмоциональным реакциям.
- Инструментальные эмоции — это эмоции, возникающие с целью вызвать определенное поведение у окружающих, контролировать их и т.п. Например, девушка может намеренно истерить и даже плакать, чтобы парень купил ей айфон. Инструментальные эмоциональные реакции исследуются в процессе психотерапии с целью их осознания клиентом и понимания их межличностной функции
Принципы коррекции эмоциональных реакцийПри разработке своей терапии Гринберг выделил основные механизмы переработки эмоций, которые он суммировал в шести основных пунктах. - ОСОЗНАННОСТЬ и обращение внимания состоит в развитии способности распознавать свои чувства и называть их. Выявляя и словесно символизирую базовое эмоциональное переживание, человек получает доступ и к адаптивной информации, и к обусловленной эмоциями тенденции к действиям. Важно отметить, что эмоциональная осознанность включает в себя переживание чувства, а не разговоры о нем.
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ помогает превозмочь избегание переживания и выражения сдерживаемых ранее первичных эмоций. Клиенты должны позволить себе вступить в живой контакт со своими эмоциями и уметь выдерживать этот контакт.
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. Предполагает, что далеко не всегда достаточно простого распознавания и выражения эмоций, более того далеко не всегда это в принципе бывает полезно и тогда клиент обучается контролировать свои чувства. Регуляция эмоциональных состояний обязательна, когда дистресс настолько высок, что эмоция больше не содержит информации об адаптивных действиях. Первый шаг в содействии эмоциональной регуляции – это создание безопасной и эмпатичной атмосферы. Навык самоуспокоения первоначально формируется /у клиента/ благодаря интернализации успокаивающих действий терапевта. Чувство внутренней безопасности развивается благодаря ощущению того, что один человек существует в сознании и сердце другого. Конечно, клиентов обучают и практическим техникам саморегулеции, таким как навыки самоуспокоение, направленное дыхание, дистанцирование и медитации.
- РЕФЛЕКСИЯ. В дополнение к словесной символизации эмоций, рефлексия эмоционально-окрашенного переживания помогает людям изложить суть своего опыта в форме повествования. Рефлексия помогает создавать новое смысловое содержание, способствует трансформации не переработанных эмоций в последовательные повествования и помогает создавать новые повествования для прояснения какого-то опыта.
- ТРАНСФОРМАЦИЯ. Вероятно, наиболее важный способ работы с эмоциями в терапии — это трансформация эмоций с помощью других эмоций. Это в основном относится к трансформации первичных неадаптивных эмоций могут быть трансформированы с помощью других адаптивных эмоций, когда в одной и той же ситуации мы активируем именно их. Терапевты могут помочь клиенту получить доступ к новым адаптивным эмоциям, с помощью разных способов. Например, можно использовать переключение внимания на различные аспекты ситуации или эмоции, которые хоть и переживаются в текущий момент, но находятся «на периферии» осознанности клиента.
Все эти процессы, однако, реализуются в процессе контакта и активного слушания. Эмпатические отношения имеют корректирующую функцию и способствуют разворачиванию описанных выше процессов клиента. Маркеры и терапевтические задачиИсследования показали, что когда клиенты входят в сложные эмоционально-динамические состояния, то эти состояния можно отследить по конкретным эпизодам, возникающим в ходе сессии. Именно эти эпизоды и назвали маркерами. Выделение маркеров позволяет более точно выбрать способ аффективной терапевтической интервенции, а также понять - готов клиент в данный момент работать над имеющейся проблемой или нет. Были определены следующие базовые маркеры и соответствующие им терапевтические интервенции. - Противоречивые ответные реакции, выражающие недоумение по поводу эмоциональных или поведенческих реакций на конкретные ситуации. Например, клиент, говорит: «По пути сюда, на терапевтический сеанс, я увидел маленького щенка, и мне вдруг стало очень грустно, но я не знаю почему». Противоречивые реакции предполагают использование техники перепроживания случившегося. Повторное проживание ситуации, помогает добраться до скрытого смысла случившегося и объяснить саму реакцию, что родилась у клиента в ответ.
- Неявный чувствуемый смысл (felt-sense), когда человек не может четкое определить, что именно он сейчас переживает. Неявный чувствуемый смысл требует применения Фокусинга. Эту технику мы разбирали с вами в предыдущем видео, она преполагает концентрацию на внутренних ощущениях и их вербализацию.
- Внутриличностные противоречия (расщепления) [внутриличностный конфликт], когда одна часть личности критикует или принуждает к чему-то другую часть. Например, женщина, проходящая терапию, говорит: «Я чувствую себя неполноценной по сравнению с другими людьми; словно я потерпела неудачу». Самокритика, вызванная внутренними противоречиями, позволяет использовать [гештальтистскую] методику двух стульев. Эта техника подразумевает, что две части личности активно контактируют друг с другом, посредством диалога. Мысли, чувства и потребности каждой из этих частей личности, исследуются и сообщаются в диалоге, чтобы смягчить голос внутреннего критика. Разрешение проблемной ситуации предполагает интеграцию конфликтующих частей личности и самопринятие.
- Расщепление прерывание внутреннего контакта с собой, при котором одна часть личности прерывает или препятствует переживанию эмоциональных состояний и их выражение: «Я чувствую, как наворачиваются слезы, но я сдерживаю себя и проглатываю их; Я ни за что не заплачу». Здесь также применяется методика пустого стула. Клиенты совместно с терапевтом исследуют то, как именно происходит процесс прерывания контакта с собой. Например, клиент может использовать какое-то физическое действие (заглушение или остановка голоса), или метафору (словно заперт в клетке и т. д.), или делать это вербально («замолчи, не чувствуй, будь спокоен, ты не сможешь это пережить»). Затем клиенту предлагается оказать противодействие данному запрету. Разрешение ситуации предполагает выражение заблокированных переживаний.
- Маркер незавершенных дел [незавершенный гештальт], который описывается клиентом как не проходящее, не разрешимое чувство по отношению к значимому другому, например, клиент очень эмоционально говорит: «Мой отец никогда не был рядом, и Я так и не смог простить его». Незавершенные дела в отношении значимых других предполагает применение метода пустого стула. Разрешение проблемной ситуации предполагает понимание и прощение значимого другого или привлечение его к ответственности.
- Уязвимость – это состояние, в котором личность ощущает собственную хрупкость, испытывает чувство глубокого стыда или неуверенности: «Слишком тяжело, чтобы я мог это вынести». Уязвимость предполагает поддержание эмпатического процесса валидизации чувств. Терапевт должен не только схватывать суть того, что клиент чувствует, но и обращать особое внимание на то, как эти чувства влияют на жизнь клиента, отражая в своих репликах ритм и оттенки переживания.
Все же авторы утверждали, что этот список далеко не полный и что количество маркеров всегда будет увеличиваться и расти. В итоге шесть первоначальных маркеров и [терапевтических] задач были дополнены рядом новых. Например, травма и нарративный пересказ, восстановление отношений после разрыва, презрение к себе и самосотрадание, само-регуляция при тревожной зависимости, создание смысла и многие др. Если же говорить о терапии в целом, то она во многом близка к клиент-центрированной терапии и гештальт терапии, а основные принципы введенные Роджерсом здесь дополняются идеей терапевтического контракта, а также необходимостью подкрепления при выражении эмоций. Основной же процедурой данной терапии является эмпатическое исследование. Эмпатическое исследование — это эмпатическая сонастройка на клиента, которая помогает ему пережить заново прошлые ситуации и новый опыт здесь и теперь, исследовать непонятные области переживания, дифференцировать, детализировать его. Переживание опыта заново (re-experience) при этом понимается не как простое повторение прошлого, а творческая реконструкция, синтез воспоминаний и воображения. Исследование смутного опыта на грани осознавания становится источником нового переживания, открытия и изменения. И как вы могли понять здесь повторяется все также идея фокусинга Юджина Джендлина. ЭффективностьЭмоционально-фокусированная терапия стала КПТ от мира гуманистической психологии, чего только стоит огромное количество протоколов и скрупулезное описание различных маркеров. На сегодняшний день опубликованы многочисленные научные исследования по EFT. Американская Ассоциация Психологов (APA) в 2012 году признала EFT официальным методом лечения. Исследования показали, что ЭФТ эффективна в вопросе лечения депрессии, проблем в общении, психологических травм и тревожного расстройства личности. Безусловно остается вопрос насколько ЭФТ продолжает гуманистические традиции, ведь определённые маркеры, ориентиры и методики уже не предполагают такую уж недирективность и во многом снимают ответственность с клиента. И именно за это ЭФТ часто критиковали гуманисты. Однако, как по мне Эмоционально-фокусированные терапевты выбрали совершенно правильный путь и сумели создать стать конкурентами КПТ в сфере доказательной терапии. [hr class=class_cut] © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS)
Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, ЭФТ, эмоционально-фокусированная, терапия фокусированная
|
|