Экзистенциальная психотерапия Эрнесто Спиннели

Мой блог / Просмотр публикации

В своей деятельности Эрнесто Спиннели также как и ранние экзистенциалисты обращается к вопросу существования и сущности.

По сути, он отражает стоящую перед каждым из нас проблему соотнесения актуального опыта и переживания с данными нашему сознанию сущностными структурами. Отсюда им выводится два основных понятия, которые на русский некоторые переводят как мир-как-процесс и мир как образ.

Мир-как процесс – означает динамическую характеристику существования этого мира, те процессы, которые в нем происходят. Элементы этого процесса фиксируются и становиться стабильными структурами в образе мира или картине мира.

В картине мира происходит структурирование (осмысливание) непосредственного переживания мира-как-процесса.

Это идея выражается и в структуре нашей личности, которая также подразумевает два аспекта.

  1. Во-первых – это наш текущий опыт и наше переживание. Это то, что мы испытываем здесь и сейчас, то, как мы проживаем нашу жизнь, то частью чего мы являемся и то, какие образы, ощущения и представления приходят к нам в голову. Это я в состоянии потока.
  2. Во-вторых, выделяется Я-структура, которая является результатом рефлексии нашего опыта. Я-структура обладает определённой устойчивостью, выражающейся во взглядах, оценках, установках, устойчивых паттернах и т.д.

Я-структура подвижна и может меняться в течение жизни, в результате каких-либо событий или в процессе терапии. Такие изменения происходят в результате рефлексии, или переосмысления своего опыта. Например, рассматривая совместно с терапевтом прошлый опыт, клиент может включить в рефлексию некоторые события из прошлого, которые ранее не были им приняты и осмыслены как принадлежащие его Я или характеризующие его.

В результате этого человек может поставить под сомнение существующую Я-структуру как неполную или не отражающую реальность своей жизни, что приведёт к поиску и формированию обновлённой Я-структуры.

В случаях, когда происходит значительное изменение Я-структуры, клиент может сказать, что чувствует себя совсем другим человеком, отличающимся от того, который был прежде.

Таким образом существует некоторое "неполное" Я - Я, в котором не учитывается значимый опыт жизни индивида, которому может быть противопоставлено обновлённое Я, представляющее собой результат более полного рассмотрения и осмысления жизни.

Здоровье и болезнь

В случае здорового существования картина мира человека является достаточно стабильной и при этом достаточно точно отражает мир-как-процесс.

При этом принципиально невозможно существование Я-структуры, которая в полной мере отражала бы непосредственный опыт и переживания Я. По мнению автора, такая структура была бы слишком подвижной и изменчивой, что повлекло бы за собой непереносимое чувство тревоги, неопределённости и растворения Я в потоке бытия, что можно рассматривать уже как картину психоза.

Другим вариантом болезни может быть формирование нескольких Я-структур. По мнению Э. Спинелли в таком случае может быть крайне трудно установить ту "истинную" личность, которая могла бы быть изначальной или настоящей.

Неврозы же образуются из-за расхождения Я-структуры и актуальных переживаний. Невротическая тревога возникает, когда я встречается с Не-я, то есть когда происходящее не вписывается в я структуру

Данную дилемму можно "решить" двумя способами. Первый здоровый способ заключается в том, чтобы бросить вызов устоявшейся Я-структуре, приводя её в большее соответствие непосредственному опыту и переживаниям жизни.

Второй невротический способ – состоит в отвержении той части опыта, которая не соответствует устоявшейся Я-структуре. Здесь кстати можно вспомнить теорию когнитивного диссонанса, ролик о которой также есть на моем канале.

В общем в результате отщепления опыта текущая Я-структура действительно находится в большей безопасности, но часть проживаемого бытия воспринимается как нечто "чуждое". Нарастает угроза прорыва, а вместе с ней и невротическая тревога, в результате чего и возникают симптомы, с которыми клиент приходит к терапевту.

Терапия

Как уже было сказано Я познает себя через не-я, через другого во встрече с ним или с миром и именно на этом зиждется терапия Спиннели.

Как и в случае с другими представителями экзистенциальной психотерапии, основными методами Э. Спиннели являются феноменология и диалог. Целью терапевта является, в первую очередь, понять, каково это быть данным конкретным клиентом во встрече с терапевтом, как клиент видит, ощущает и воспринимает мир, какими смыслами он его наполняет.

Роль терапевта таким образом сводится, в первую очередь, к роли чуткого исследователя. Во встрече с не-Я, в ответ на расспрашивание терапевта Я-структура клиента приобретает более ясные очертания, у клиента может появится более полное осознание текущей Я-структуры и её расщеплений.

Структурная модель психотерапии, практикуемой Э. Спиннели, состоит из трёх этапов:

  1. Совместное создание "мира терапии", исследование картины мира клиента. На первом этапе важность приобретают вопросы сеттинга, терапевтического контракта, знакомство и создание особенного "мира терапии". Терапевт воздерживается от любых своих суждений и стремится пребывать в модусах "бытия с" клиентом и "бытия для" клиента. Используя феноменологический подход, терапевт "выносит за скобки" свои знания и погружается в субъективный мир пациента. В этом погружении важно уделять внимание как фактам, деталям, декорациям в которых разворачивается жизнь пациента, так и тому, как пациент переживает себя и происходящие с ним события. Всё, что говорит клиент, должно рассматриваться как обладающее одинаковой ценностью. Для возникновения переживаний терапевт может обращать внимание клиента на ощущения в теле, просить его использовать метафоры и сравнения и фокусироваться на конкретных ситуациях. В результате первого этапа терапевт получает понимание субъективного мира пациента и завоёвывает его доверие. Пациент обретает способность открыто и честно говорить о своей жизни с терапевтом и выражать в его присутствии эмоции.
  2. Обращение к проблемам клиента и тому, как они проявляют себя во встрече с терапевтом. На втором этапе терапевт "получает право голоса". Он переходит от слушания к возвращению пациенту того, как и что он видит в этой ситуации. При этом важно, что терапевт не пытается "лечить" пациента, но предлагает тому своё восприятие и видение текущих проблем. Получив первоначальное понимание проблем клиента, терапевт также переходит к более детальному их изучению, используя смену фокуса между общим и частным и уделяя внимание скрытому содержанию слов пациента.

В своей работе терапевт может выделить три фокуса диалога во встрече с пациентом:

Я-фокус. Моё восприятие себя, проживающего эту встречу. В этом случае терапевт фокусируется на том, кто он есть в отношениях с клиентом, что он вносит в эти отношения. В этом проявляются его взгляды, убеждения, предпочтения, чувства, внимание, с которым он относится к пациенту.

Ты-фокус. Моё восприятие тебя, когда ты проживаешь эту встречу со мной. Во втором случае речь идёт о фокусировании внимания на том, что привносит пациент, на его переживания, мысли, установки, опыт, отношение к терапевту. Терапевт стремится понять, каково это быть данным конкретным клиентом.

Мы-фокус. Моё восприятие нас, проживающих встречу. В третьем случае фокус смещается в сторону того, каково это быть вместе с пациентом в данный момент, что может быть пережито и что может родиться в этой встрече.

Важной составляющей психотерапевтического процесса Э. Спинелли считает взаимоотношения "терапевт-клиент". Терапевт для клиента это не просто другой, но ещё и другой Другой. Во встрече с терапевтом клиент приобретает опыт принятия и уважительного отношения, в котором он мог испытывать дефицит в других своих отношениях.

Результатом второго этапа должно стать то, что клиент обретает возможность не только рассматривать, но и пересматривать свою картину мира; у него возникают новые переживания; он начинает чаще направлять свой взгляд в будущее; ему становится легче говорить о своих непосредственных переживаниях во встрече с терапевтом; он всё больше останавливается на проблемах переноса опыта, полученного в терапии, в свою повседневную жизнь.

  • Изучение возможностей переноса достижений "мира терапии" в повседневную жизнь клиента. Третий этап терапии посвящён исследованию возможностей по переносу достижений "мира терапии" в мир клиента. На этом этапе терапевт и клиент часто посвящают время изучению того, как изменения в клиенте могут повлиять на его жизнь и окружение. Зачастую этот этап становится испытанием для клиента, сталкивающегося с тем, что не все его открытия могут быть безболезненно перенесены в жизнь. Задача терапевта на этом этапе помочь клиенту лучше понять его близких и помочь найти баланс между старыми ценностями и ценностями, открытыми в ходе терапии.
  • Цели терапии

    Э. Спиннели считает, что терапия не должна ставить своей целью улучшение состояния клиента, поскольку это состояние считается составляющей его личного способа бытия. Улучшения в виде большего спокойствия, уверенности в себе, ощущения надёжности в жизни могут быть следствиями терапии, но их достижение не может быть её целью.

    Жизненная ситуация клиента является отражением его отношений к данностям бытия. Данности не являются чем-то конкретным, но они отражают неопределённость, неотвратимость, неуправляемость, с которыми человек сталкивается в своей жизни.

    В процессе терапии подробно рассматриваются отношения пациента к данностям и выявляются экзистенциальные напряжения, соответствующие конкретному уникальному способу жизни клиента.

    Терапевт не стремится к тому, чтобы изменить эти напряжения, его целью является помочь клиенту подробно рассмотреть те аспекты, с которыми он не готов был до этого встретиться в одиночку. И тогда, возможно, что данности будут восприниматься не только как приносящие страдание и неуверенность, но и как что-то радостное и бросающее вызов, а в отношении напряжений пациент возьмёт на себя ответственность.

    [hr class=class_cut]

    © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS) 

    Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная
    Комментарии
    Гончаров Дмитрий Владимирович
    Благодарю Вас за материал!
    №1 | 27 ноября 2021
    Эвдемония
    Спасибо большое, Павел. Очень интересно. А как считаете, почему невозможно тут?
    Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
    принципиально невозможно существование Я-структуры, которая в полной мере отражала бы непосредственный опыт и переживания Я. По мнению автора, такая структура была бы слишком подвижной и изменчивой, что повлекло бы за собой непереносимое чувство тревоги, неопределённости и растворения Я в потоке бытия, что можно рассматривать уже как картину психоза.
    То есть не очень поняла, почему речь о психозе и почему невозможно? Да, тревога и неопределенность могут возникать серьезные, даже очень и очень, но почему невозможно и обязательно влечёт за собой психоз?
    №1 | 27 ноября 2021
    Авдеев Павел Сергеевич
    Эвдемония, Потому что нету я, исчезновение эго, означает, что человек погружается в состояние аффекта постоянного. Тревога то здесь не при чем, даже если я испытываю тревогу я прекрасно осознаю, что это Я ее испытываю и, что Я - это в принципе я.
    №1 | 4 декабря 2021
    Эвдемония
    Я понимаю о чем Вы и все же тут есть насчёт чего подумать. Я не думаю, что исчезновение эго влечёт обязательно аффект. Спасибо, Павел, за очень интересную тему.
    №3 | u255713 | Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
    Эвдемония, Потому что нету я, исчезновение эго, означает, что человек погружается в состояние аффекта постоянного. Тревога то здесь не при чем, даже если я испытываю тревогу я прекрасно осознаю, что это Я ее испытываю и, что Я - это в принципе я.
    №1 | 4 декабря 2021
    [ добавить комментарий ]