Экзистенциальный анализ Альфрида Ленгле

Мой блог / Просмотр публикации

Альфрид Ленгле - австрийский психолог, психотерапевт, который на основе логотерапии разработал новое направление, получившее название экзистенциальный анализ.

Хотя это направление во многом является развитие идей Виктора Франкла, в то же время оно подразумевает под собой более общую теорию, берущую своё начало в традициях экзистенциальной терапии и философии.

 

Внутреннее согласие

В основе экзистенциального анализа Ленгле лежит понятие схожее с термином Dasein Хайдеггера. Опять же для лучшего понимания рекомендую вам посмотреть ролик на моем канале, посвященный этому автору.

В данном случае Dasein можно перевести как присутствие. Все мы с вами знаем состояние, когда как будто не присутствуем в нашей жизни. Как будто ее проживает кто-то другой. Как будто семья, учеба, работа лишь заполняют определенные промежутки бессмысленного времени.

И наоборот мы чувствуем удовлетворенность, когда действительно живем, когда находимся в контакте с другими, с миром и с самим собой. Это и является тем, что в экзистенциальном анализе называют внутренним согласием.

Идея внутреннего согласия Ленгле очень схожа с понятием конгруэнтности Карла Роджера и в рамках теории означает возможность выражения своих чувств и переживаний. При этом внутреннее согласие должно достигаться в четырёх областях экзистенции.

Четыре конститутивные области экзистенции

Лэнгли, расширяя понятие Франкла о смысле говорит о четырех фундаментальных аспектах экзистенции, которые в то же время являются и четырьмя фундаментальными мотивами в нашей жизни.

  1. Первая экзистенция внешний мир и среда, в которой человек обитает. А фундаментальная мотивация здесь связана со способностью присутствовать в этом мире. Именно здесь идет речь о так называемом Dasein, что дословно переводиться как бытие здесь. В этом аспекте перед человеком встает вопрос: могу ли я быть в этом мире? Безопасно ли это для меня? Человек здесь стремиться к физическому выживанию и духовному преодолению бытия. Если человек чувствует внутреннюю опору, если ему достаточно пространства внутри себя и вовне, если это пространство не таит в себе угроз, то он может принять условия своей жизни и быть в этом мире. Но когда человек не чувствует безопасности, у него нет достаточной опоры в себе, то вся его жизнь направлена на то, чтобы максимально обезопасить себя. У человека могут возникать страхи, тревога, панические атаки, панические реакции. И остается очень мало возможностей для реализации своего потенциала: для радости, для плодотворной деятельности.
  2. Вторая область экзистенции – это жизнь, то есть человеческая природа во всей ее витальности. Через принятие бытия человек приходит к чувству «Я могу быть в этом мире». Дальше перед ним встает другой вопрос: а нравится ли мне моя жизнь? Здесь проявляется мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей. При этом речь идет о полноте эмоциональной жизни, о способности испытывать печаль и грусть, когда утрачивается что-то ценное и важное, а также об искусстве наслаждаться жизнью, замечать то хорошее, что в ней есть. Если человек постоянно игнорирует свои желания, это приводит к тому, что желания перестают явно чувствоваться и могут вообще исчезнуть. Возникает эмоциональная глухота. Мало-помалу теряется понимание, что же мне действительно приносит в жизни радость? Именно так зачастую развивается депрессия. Основа депрессии состоит в негативном отношении человека к факту своего собственного существования, которое он переживает в своих эмоциях, аффектах и настроениях.
  3. Третий аспект экзистенции – это собственное бытие человека, бытие самим собой. Здесь проявляется мотивация к персональной аутентичности и к справедливости, т.е. к тому, чтобы "иметь право быть таким, какой ты есть" Это значит умение принимать аутентичные решения, возможность строить открытый диалог, уважительно относиться и к себе, и к другому, жить в согласии с собой и своими чувствами. Однако если у человека есть много внутренних дефицитов, болезненных тем в биографии, то такой человек прибегает к защитному поведению. Иногда этого защитного поведения так много, что уже очень сложно выстроить какой-то диалог и добраться то его истинной сущности. Здесь проявляются Истерические нарушения, которые связаны с потерей внутреннего Я и чувства собственной идентичности. А уважение и признание, которые человек получает в общении с другими людьми, способствуют развитию его самоценности, аутентичности и нравственности.
  4. Наконец, последний аспект экзистенции – это будущее. Здесь человек проявляет мотивацию к экзистенциальному смыслу. Перед человеком встает следующий вопрос: а в чем смысл моей жизни? Что мне следует делать? Если же человек не находит ответа на эти вопросы, то у него возникает состояние экзистенциального вакуума, а это понятие мы уже подробно с вами разбирали в предыдущем ролике по логотерапии. Ощущение экзистенциального вакуума, фанатизм и некоторые формы зависимостей — это проблемы, связанные с потерей смысла. Люди страдают от потери своей соотнесенности с некоторой ценностью, которая может дать им понимание того, для чего они живут в этом мире.

В итоге если «мочь», «нравится», «иметь право» и «долженствовать» присутствуют в жизни человека, то, значит, речь идет об истинно экзистенциальном волеизъявлении.

Если же у человека наблюдается дифицит и разрыв в той или иной области экзистенции, он начинает испытывать фрустрацию, которая в свою очередь выражается в ряде защитных механизмов.

Патология и защитные механизмы

Саму патологию экзистенциальный анализ рассматривает как проявление тех или иных защитных механизмов в результате фрустрации фундаментальных мотиваций. Так выделяются следующие защиты.

  1. Отступление (регрессия)/уход. В этом случае человек как бы «изымает» себя из ситуа­ции. Он может делать это либо внешне, когда физически старается избежать ситуаций, которые его пугают, либо внутренне, когда субъективно и эмоционально отключается, например от значимых отношений или от той или иной деятельности. Человек может просто спрятаться, что­бы набраться сил и почувствовать тепло. Может постоянно откладывать что-то или отвлекаться. И так, например, он может всю жизнь проработать на нелюбимой работе просто потому, что боится реализовать свои реальные потребности.
  2. Избыточная активность (активизм) – это более энергозатратный механизм, который проявляет себя в том, что человек ведет себя максимально активно, чтобы убежать от своих проблем. Например, у него может развиться стремление к постоянным достижениям и заработку просто, чтобы не чувствовать бессмысленность. Может развиться чрезмер­ная забота, посредством которой чело­век ищет отношений, или создание вокруг себя группы, с целью укрепить себя, почувствовать себя сильнее. Часто такой активизм проявляется в виде гиперкомпенсации.
  3. Если предыдущих копинговых реакций оказывается недостаточно, чтобы справиться с угрожающим фактором, происходит максимальная мобилизация сил - включается агрессия. Агрессия хочет сбро­сить угрожающий жизни фактор, чтобы человек мог жить так, как ему нравится. Такая форма защиты может доходить вплоть до суицида.
  4. Если ярость не приходит, или подав­ляется, возможно развитие апатии или «мнимой смерти». Типичными реакциями этого уровня являются пассивность и паралич чувств, слабость, ощущение устало­сти, внутренний холод, апатия, истощение. Человек больше ничего не пытается сделать, чтобы со­хранить отношения.

Переживание

Огромное значение в экзистенциальном анализе имеем анализ переживаний и эмоциональной составляющей. Эмоции возникают в результате со­прикосновения какого-либо объекта с витальной энергией человека. При этом, объектом может быть все, что угодно, внутри или снаружи: материальная вещь, ощущение, мысль, фантазия, ситуация. Именно наши эмоции и переживания указывают нам на то, что реально значимо в нашей жизни.

При этом в экзистенциальном анализе различаются эмоции и аффекты.

- эмоции как бы являются следствием нашей открытости, то есть когда нас затрагивают эмоции мы можем либо идти им на встречу и открываться тем самым открываясь и нашей экзистенции, либо наоборот закрываться от них.

- аффекты же являются следствием защитных механизмов и лишь мешают нам встретиться со своей сущностью.

Экзистенциальный анализ направлен на то, чтобы постепенно сблизить человека со своим существом через анализ его эмоций и переживаний.

Экзистенциальный анализ

Экзистенциальный анализ предполагает психологическое рождение свободного и ответственного человека, который является активным строителем собственной жизни. Для этого ЭА стремится мобилизовать способность человека принимать решения (Jaspers), основанную на активном доступе к эмоциональности (Scheler) в диалогическом обмене (Buber) с внешними и внутренними ситуационными данностями (Frankl).

Цель экзистенциально-аналитической терапии заключается в освобождении пациента от фиксаций, искажений, однобокостей и травматизаций, которые оказывают существенное влияние на его переживание и поведение.

Психотерапевтический процесс осуществляется через феноменологический анализ его эмоциональной сферы. Кроме того, проводится работа с биографией пациента. Терапевты здесь - активные участники диалога, в котором они целенаправленно делятся своим пониманием ситуации и идеями.

Относительно используемых техник, некоторые из них Лэнгле берет у Франкла, некоторые разрабатывает самостоятельно. Он также говорит о том, что терапевт на свое усмотрение вполне может воспользоваться техниками из других направлений психотерапии.

Экзистенциальный анализ состоит из трех основных шагов, которым предшествует фаза получения информации:

ПЭА 1: Предполагает тщательное изучение субъективных ВПЕЧАТЛЕНИЙ клиента в какой-либо проблемной ситуации настоящего или прошлого. Так называемое впечатление состоит из спонтанного реагирования на двух уровнях: на уровне бессознательно возникающей «первичной» эмоции или ощущения и на уровне бессознательно возникающего импульса немедленно совершить какое-то конкретное действие. Это спонтанное реагирование отражает субъективное восприятие пациентом объективных фактов ситуации.

ПЭА 2: Нахождение аутентичной внутренней ПОЗИЦИИ по отношению к ситуации. Далее пациент работает над пониманием того, почему в этой ситуации у него спонтанно возникли именно такая эмоция и импульс к совершению именно такого действия. Он старается понять, что объективно представляет собой эта ситуация. Это делается с целью углубления интеграции пережитого в общий контекст прошлой и настоящей жизни пациента, что закладывает прочную основу персональной ПОЗИЦИИ, исходя из которой пациент способен встретиться лицом к лицу с ситуацией, ранее представлявшейся ему весьма проблемной.

ПЭА 3: Третий этап предполагает поиски того, как выразить себя в соответствии со своей внутренней персональной позицией и реальными внешними обстоятельствами. Персональный процесс работы с «жизненным миром» завершается, когда пациент нашел способ выразить себя (ПЭА 3), т. е. определил как то, что он может и хочет сделать, так и то, когда, как и с помощью каких средств он сможет это реализовать.

Посредством этих трех шагов актуализируется способность к диалогу и, соответственно к подлинной встрече. В целом такая же работа подразумевается и в гештальт-терапии, например, когда человеку помогают распознать свои истинные чувства, а затем найти адекватный способ их выражения.

Этапы же анализа Лэнгле демонстрирует на примере пациентки Клаудии.

Клаудии почти 30 лет. Она так сильно боится эмоциональной близости в отношениях, что установить с ней контакт оказывается возможным только при сохранении определенной психологической дистанции, что в то же время вызывает дискомфорт и у нее, и у того, с кем она общается.

После того как Клаудия изложила свою проблему, ей был задан вопрос о конкретной ситуации, в которой она чувствовала себя, по ее словам, «изнасилованной благодаря своему дружелюбию». Ей было несложно рассказать о конкретном случае, который произошел с ней за последние дни.

Клаудия пожаловалась на телефонные звонки своей подруги, в которых она не видит смысла, но в то же время она не способна отказать ей в общении. И здесь терапевт пытается узнать, что же на самом деле хотела сказать своей подруге Клаудия. Это и является реализацией первого этапа анализа, где мы выясняем чувства клиента.

Клаудия заявляет, что хотела бы сказать, что у нее просто нет времени на общение. Это, по сути, первый такой агрессивный порыв Клаудии. И тогда терапевт спрашивает, как бы отнеслась подруга к такому заявлению. Тут Клаудия осознает, что это, по сути, отвержение, а она бы не хотела так поступать со своей подругой. То есть здесь мы переходим на второй этап анализа определяя позицию Клаудии по отношению к проблеме.

Дальнейшая работа заключается в том, чтобы определить способ действия, который бы действительно был аутентичен для Клаудии и соответствовал бы ее намерению. То есть мы переходим на третий этап, а Клаудия в итоге приходит к решению сказать следующее.

Дорогая Эльфи. Извини, но сейчас я совершенно не расположена тебя слушать. Не сердись, но сегодня у меня на это просто нет сил!»

Конечно, в виду того, что я пересказываю сеанс максимально сжато, выглядит все это достаточно просто, однако, на практике все далеко не так, о чем я могу судить по той же гештальт-терапии, которая в целом проходит примерно так же.

Далеко не всегда получается понять, какие же чувства лежат в основе проблемы клиента. И практически всегда необходима дополнительная работа для того, чтобы помочь человек эти чувства выразить. И конечно помимо сказанного анализ может заключаться в разборе того, где и в каких ситуациях у Клаудии сформировалась подобная реакция и в разборе данных травм.

В итоге человек приходит к аутентичному состоянию, то есть он начинает реагировать не в соответствии с социальными нормами, страхами или теми травмами, которые он получил раннее, а в соответствии со своими истинными чувствами и истинным намерением.

Заключение

Экзистенциальный анализ является по своей сути расширением логотерапии Виктора Франкла, который призван найти более общее применение не только в работе с экзистенциальными проблемами, но и с любыми другими проблемами психологического характера.

Однако сегодня мы вряд ли можем сказать хоть что-то об эффективности данного направления, так как в виду его новизны серьезных исследований еще никто не проводил.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, экзистенциальная терапия, логотерапия, Франкл, Лэнгле, гуманистическая
Комментарии
Татьяна Назарова
Павел Сергеевич, отличная статья! Понимаю, что вы использовали труд Лэнгле "Основы экзистенциального анализа", при этом добавили своей конкретики, пояснений к 4м условиям исполненной экзистенции, к структуре ведения диалога в терапии. Мне понравилась понятность текста, соответственно, ясность мысли)
№1 | 4 ноября 2023
[ добавить комментарий ]