Экзистенциально-инициальная терапия Калфрида Дюркхайма

Мой блог / Просмотр публикации

Подобно Хайдеггеру Дюркхайм считает основной бедой нашего времени то, что сегодня центром рассмотрения является человек как сущность, а не как его бытие, то есть ни как процесс его существования.

И здесь Инициальная психотерапия исходит из представлений о «двойственной природе» человека. С одной стороны, у каждого человека есть его «Я», с которым он чаще всего себя отождествляет в обыденной жизни.

Эта инстанция позволяет человеку соотносить себя с социальным миром, идентифицировать себя в различных социальных контекстах (семейном, профессиональном, национальном и т. д.), принимать определенные социальные роли, соответствовать ожиданиям, ставить цели и т. д.

Однако в каждом человеке есть и другая «сторона» — его «внутреннее существо», его «сущность», или «самость», которая должна — каждый раз уникальным образом — реализоваться в его жизни.

Это «внутреннее существо» человека скорее — его «призвание», которое он всегда еще должен творчески «выслушать» и реализовать в своей жизни, и которое, в свою очередь, определяет уникальный способ, которым человек присутствует в мире. Открытие в себе присутствия и действия этого внутреннего плана своей жизни и становится для человека новым — «инициальным» — опытом

Чтобы проще понять эту идею подумайте о том, как формируется наше сознательное я. Сначала мы исходим из единства с миром, затем растем и развиваемся, и впитываем в себя внешние установки, социальные роли и понятия. И связываем себя с теми или иными способами существования, например с одеждой или айфоном.

Так вот по мнению Дюркхайма наша суть может проявиться лишь тогда, когда мы все это отбросим, когда не останется сознательных разделений и понятий и когда мы просто будем существовать.

 

Аутентичное и неаутентичное «Я»

Самость человека - есть способ, с помощью которого бесконечное начало человека присутствует в его конечности, обусловленной «Я». Проще говоря, наша самость сама по себе не оформлена и получает конкретное воплощение с помощью нашего я в нашей обычной жизни.

Отсюда Дюркхайм вводит понятия аутентичного и неаутентичного я в зависимости от того насколько наше я соответствует нашей самости и позволяет ей реализоваться.

Соответствие формы «Я» ее сущности Дюркхайм называет транспаренцией и прозрачностью. Прорыв из не аутентичной формы к аутентичной - трансценденцией. Причем вновь обретенная форма - не есть нечто постоянное происходит постоянный процесс смены застывших и ставших не аутентичными форм.

Сам процесс трансценденции часто бывает очень болезненным. Смена формы — это как бы маленькая смерть, за которым следует новое рождение.

При этом если аутентичное я имеет однозначное воплощение, то неаутентичное я может проявляться по-разному. Так Дюркхайм выделяет три формы неаутентичного «Я», для описания которых я хотел бы задействовать понятие границ, хотя изначально автор и не вводил таких определений.

  1. Застывшее «Я» или я с ригидными границами. В этой форме человек как бы имеет жесткие и ригидные границы своего я в которые он не позволяет пронимать ничему новому. Заключенный в скорлупу своего мира и застывший в ней, он жестко держится за все внешнее и внутреннее, что было им когда-то завоевано и сильно страдает от всего, что может подвергнуть сомнению его позицию. В результате этого, он постоянно пребывает в состоянии напряжения и страха. Он глубоко страдает от противоречия между реальной жизнью и своими собственными представлениями о том, каким должен быть мир. И чем сильнее он страдает, тем упрямее держится за свою точку зрения. Такой человек все раскладывает по полочкам, классифицирует, проверяет. Он никогда не решается реагировать так, как ему действительно хотелось бы.
  2. Человек без корпуса «Я» или человек без границ. В этой форме человек слишком открыт растворяясь в реальности. Все может войти в эту форму, но удержать он ничего не может. Здесь отсутствуют условия, которые нужны как для того, чтобы выстоять в мире, так и для того, чтобы утверждать свою суть. У такого человека нет ни мнения, ни убеждений, ни индивидуальности. У него также нет опоры, на которую можно было бы опереться, чтобы справиться с самим собой. Он полностью отдан во власть своих порывов и душевных переживаний. Он не имеет достаточной свободы, чтобы самостоятельно принимать решения.
  3. «Гармоничный» человек. Эта форма, которую часто упускают из виду, так как она не приносит человеку видимых страданий. Такой человек умеет приспосабливаться, хорошо вписывается в любую ситуацию, причем всегда так, что это приятно и ему самому и другим. Он умеет гибко защищать уют своего внутреннего состояния от любого вторжения как извне, так и изнутри. Чего ему не хватает так это глубины.

Типы форм «Я» Дюркхайма можно расположить вдоль шкалы, где «гармоничное Я» будет в середине, а жесткая и мягкая формы «Я» соответственно по краям. Средняя форма является адаптивной в мире, две другие - не адаптивны. Однако все они неаутентичны с точки зрения сути. Они не обеспечивают прозрачности и реализации самости человека.

Следствием обособления от бытия является характерное страдание, которое по Дюркхайму близко к экзистенциальному вакууму Франкла и неврозу скуки Босса.

«Я – Ты» отношения

Значимым аспектом в сфере прозрачности является понятия я-ты отношений. По Дюркхайму только тот человек, который находится в состоянии прозрачности, способен к «Я-Ты»

Он говорит о том, что истинный диалог между людьми возможен только в том случае, когда в этом диалоге наряду с двумя присутствует третий надличностный элемент, то есть суть отношений

В этом контакте происходит неосознаваемое обращение к сути другого, таким образом, что его суть выступает и делает се6бя доступной чувствованию. Другой вследствие этого контакта также чувствует себя затронутым

И не смотря на столь сложные обороты, я думаю каждый интуитивно понимаете, о чем идет речь. Речь идет об искренних отношениях, когда нам не так важно соблюдать формальности и поддерживать свой статус или удовлетворять потребности другого, мы просто присутствием такими какие мы есть и позволяем делать тоже самое другому человеку.

Понятие болезни

Исходя из концепции прозрачности Дюркхайм выводит три основных концепции лежащих у истоков болезней.

  1. Все, что живет, согласно Дюркхайма, имеет волю к контакту с бытием или (Dasein). Человек, «укорененный в бытии», не испытывает страха смерти. Если же человек не способен установить связь с бытием, то у него появляется экзистенциальный ужас перед гибелью. Ну а если проще, то человек страдает от страха смерти тогда, когда не может обратить внимание на свое существование здесь и сейчас.
  2. Человек не просто держится в своем существовании, но и ищет соответствующее ему "так-существование" (So-sien). Только в конкретном образе (форме), соответствующей своей сути, живое имеет свой смысл. Проще говоря, самость человека ищет тот или иной способ реализации в мире. Если же она его не находит, то человек начинает страдать от ощущения отчаяния из-за бессмысленности и абсурдности жизни
  3. Наконец, связь с миром обусловлена ощущением всепроникающей любви. Если же мы не можем войти в настоящий контакт с другими мы начинаем страдать от экзистенциального одиночества.

Соответственно, в ходе терапии предполагается последовательная либо спонтанная проработка этих тем.

Терапия

Цель инициирующей терапии Дюркхайма состоит в том, чтобы добиться состояния прозрачности пациента по отношению к своей сути. Прозрачность означает способность слышать свою суть, а также способность допускать ее в мир как изменяющую и преобразующую силу

Дюркхайм говорит о том, что исцеление, возможно лишь тогда, когда «больной» научится постигать (воспринимать) себя и понимать свои неудачи в мире «как блокировки самореализации».

Терапевт же в инициальной терапии становится «проводником», который сопровождает человека на пути, ведущем человека ко все более полной реализации в себе и через себя в мире, своей самости.

В терапевтической практике Инициальной психотерапии используются оригинальные психотехники: «игра в песок», рисование, работа с глиной, медитативные танцы, дзен-медитации, упражнения с японским мечом «боккен» и другие. Ведется работа с анализом сновидений. Однако основными являются два метода, разработанные основателями Инициальной терапии: метод «Ведомого рисования» и так называемая «Лайб-терапия»

Метод «Ведомого рисования»

«Ведомое рисование» подразумевает спонтанное медитативное движение. Человек садится перед большим белым листом бумаги и берет в руки мелки, а терапевт предлагает ему закрыть глаза, прислушаться к себе и начать рисовать. «Ведомое рисование» может проводиться в двух видах: «рисование праформ» и «свободное рисование».   

«Праформы» представляют собой простые графические фигуры — круг, прямая, спираль и т. д., рисование которых есть многократное повторение некоего внутреннего «жеста». Праформу может предложить терапевт или выбрать сам рисующий. В ходе рисования человек обнаруживает, что некоторые движения вызывают у него «внутренний отклик», тогда как другие оставляют его равнодушным. 

Следуя за своим внутренним откликом, человек всматривается и вслушивается в свой опыт, в то, что с ним происходит, изменяя по ходу рисования свои движения с тем, чтобы точнее соответствовать динамике своей самости

Свободное рисования в отличие от «праформ» не предполагает никаких готовых форм. Сам рисующий также не должен заранее ставить перед собой никаких задач но должен пытаться выполнять по возможности спонтанные движения, которые рождаются «в нем» здесь-и-сейчас. Рисуя, казалось бы, случайные «каракули», он в какой-то момент начинает чувствовать, что не все движения одинаковы и равнозначны. Как и в работе с «праформами», человек в какой-то момент начинает рисовать «по внутреннему чувству», которое его ведет и направляет.

Метод Leib-терапии

Дюркхайм много времени посвящал работе с телом в его Лайб Терапии. Данная терапия основывалась все на той же идеи, что мы имеем истинное, как бы сущностное тело, и тело, с которым мы просто себя ассоциируем.

 Персональная Лайб-терапия подразумевает собой такое прикосновение к телу человека, которое снимает лишнее напряжение, способно вызвать новое чувствование себя, открывает возможность пережить через тело контакт со своей самостью.

Технически терапия выглядит как довольно длительные прикосновения, как правило, в определенной последовательности. Главные точки - колени, голень, ступни, область хары (живота), плечи, голова.

Центральное понятие здесь, как и у Райха - мышечные зажимы. Длительное прикосновение позволяет сфокусировать внимание человека на зажиме и распустить его. При этом многое зависит от чувствительности терапевта.

Речевая терапия

Если же говорить в целом о речевой терапии, то цель ее если выражаться по Дюркхайму в том, чтобы сформировать орган настроенности на бытие.  Проще говоря, как и в описанных методиках суть терапии состояла в том, чтобы человек проявил свою сущность и научился к ней прислушиваться. Вот типичный пример из терапии Дюркхайма

Девушка рассказывает терапевту историю, в которой упоминает, что, будучи однажды с мамой в церкви… она ощутила, как прекрасный свет проник из окон. Терапевт отмечает, как поменялся голос пациентки и ее поза в момент, когда она говорила о своем таком опыте.

На что женщина отвечает, что это действительно было просто прекрасно… На следующих приемах терапевт расспросил ее о еще нескольких случаях, и клиентка рассказала, как испытывала похожее ощущение, когда в 16 лет, она увидела, как лучик света пробивается через лес освещая влажный мох.

Таким образом терапевт старается вновь и вновь оживлять ощущение самости в человеке, таким образом формируя к этому состоянию особую чувствительность.

При этом Дюркхайм говорил, что Инициальный опыт не выводится из прежних состояний человека. Этот опыт впервые случается здесь и сейчас. На базе случившегося опыта инициальный терапевт разворачивает с человеком особый, «раскрывающий диалог», который помогает ему пережить и осмыслить свое переживание.

Заключение

Если мы уберем весь пафос о трансценденциях и тому подобных вещах, то суть останется все той же что и в любой глубинной терапии – помочь человеку придать форму скрытому внутреннему опыту.

Кардинальным же отличием от других школ экзистенциальной психотерапии и, возможно, преимуществом терапевтического метода Дюркхайма является его акцент на невербальных аспектах опыта бытия. Именно с помощью тела и переживаний терапевт возвращал человека к его сути позволяя вновь обрести радость жизни.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, экзистенцианализм, дюркхайм, гуманистическая, инициальная терапия, инициирующая терапия