DASEIN-анализ Медарда Босса в экзистенциальной психотерапииМой блог / Просмотр публикации
Медард Босс, будучи студентом, прошел годичный курс психоанализа у З.Фрейда. Это событие он считал одним из самых значимых моментов в своей жизни. Интересно отметить, что за анализ Боссу приходилось рассчитываться деньгами, предназначенными на еду, поэтому Фрейду пришлось часть денег Боссу возвращать, чтобы тот не умер с голоду. Однако классический психоанализ не долго удовлетворял босса В какой-то момент он встречает Бинсвангера, который уже в течение нескольких лет пытается найти более адекватное философское обоснование психотерапии. И именно он знакомит босса с теорией экзистенциализма. В дальнейшем именно боссу приписывают наиболее близкую трактовку работ Хайдеггера и именно на его работах заждется Dasein анализ.
Высвечивание и духовная светлостьЗначимыми в концепции босса являются концепции высвечивания и духовной светлости. Несмотря на то, что эти термина попахивают религиозностью, они означают, что-то вроде направленности нашего внимания, а точнее то чему в бытие мы даем проявиться для нас. Проще говоря если, мы признаем какую-то сущность или процесс в нашем существовании мы его высвечиваем. Человечество же в этом смысле есть нечто вроде светлого дня, общая светлость которого складывается из отдельных лучиков каждого отдельного человеческого существа (Бытие-в-мире-вместе). Именно в высвечивании и проявляется наш Дазайн то есть отношения с миром. В рамках высвечивания важны три основные концепции, концепция понимания, концепция открытости и концепция присутствия.
ВозможностиИз идеи высвечивания вытекает и концепция возможностей. Если традиционный подход к понятию возможности, идущий еще от Аристотеля, понимает возможность как некоторую заложенную в нас потенцию, то для Босса возможность — это реальность, которая еще не осуществлена. Она реальна не менее, чем все остальное. И мы обладаем способностью эти возможности превращать в реальность. Сама человеческая экзистенция по Боссу существует как ансамбль возможностей. Мы сами существуем как возможности отношения к миру. Как человеческие существа мы не только имеем возможности высвечивать вещи в мире, но также имеем возможность выбирать тип отношений, в которых эти вещи могут быть высвечены. Отсюда же вытекает и понятие свободы. СвободыВыбор той или иной возможности обусловлен самими нами. Именно мы ответственны за высвечивание того или иного аспекта нашего существования. Однако не все возможности можно видеть одновременно. Какие-то возможности мы решаем осуществить сейчас, какие-то откладываем на потом, от некоторых отказываемся вообще. И каждый из нас непосредственно отвечает за выбор своих возможностей. Эта ответственность лежит на нас всегда, в каждый момент времени, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Босс настаивает на том, что каждая возможность имеет реальное бытие, и нет возможности более или менее актуальной в данный конкретный момент. Таким образом, Dasein существует как целый ансамбль возможностей для бытия в мире и только одна из них в данный конкретный момент может быть осуществлена. Базовые экзистенциалыВ попытке понимания смысла человеческой экзистенции Dasein анализ фокусирует свое внимание на характеристиках, составляющих человеческую экзистенцию, называемых экзистенциалами. Босс выделяет следующие экзистенциалы как важнейшие:
Любой конкретный феномен человеческого существования может быть рассмотрен в каждом из этих экзистенциалов. БолезньБосс говорил о том, что Люди рождаются свободными и открытыми. Однако с рождения они под влиянием «нельзя» и «делай как я» теряют свою изначальную свободу. Другой путь – это психотравма в виде болезненных происшествий и инвалидизации. Однако сам внутренней мир болезни он описывал как сужение того самого света. Он пишет, что Окна невротиков узкие и тусклые, окна психотиков - совсем маленькие дырочки, которые едва пропускают луч света. Также он определяет и психические защиты. Защита по Боссу - есть «невысвечивание» отдельных аспектов жизни, а психопатология (как состояние человека) подобна выбору в темноте. Терапия возвращает людей к их базовой открытости. Он называл этот процесс также высветлением. Таким образом, болезнь - не что иное как блокировка этой изначальной открытости и свободы Dasein, что означает невозможность жить, реализуя наши возможности. Невроз скукиБосс отмечает, что в западной культуре постоянно встречается невроз скуки. С точки зрения классической медицины, такие нарушения являются бессимптомными, поэтому ни сами пациенты, ни их врачи не понимают, с чем они имеют дело. Больной неврозом скуки описывается следующим образом: напряженный, с искусственно шаблонизированным выражением, не занятый ничем, кроме неопределенных жалоб на однообразие жизни, в решении своих проблем прибегающий к чужим рекомендациям, чудодейственным таблеткам, тестам на одаренность. Это все часто свидетельствует о пассивной позиции и даже полной неспособности справиться с будущим. Речь идет о переживании пустоты жизни, которое невозможно заглушить никакими развлечениями, алкоголем и наркотиками. Тому, кто заболел неврозом скуки, наличное представляется не имеющим смысла. Невроз скуки ярче всего проявляется в экзистенциале темпоральности: Больному не интересно свое прошлое, он не может совершить ничего интересного в будущем, его время сжимается до отдельных моментов. От них как бы отдаляется земля и небо, в результате чего они пребывают в бессмысленном парении в безвоздушном пространстве. ПсихосоматикаПроблему соотношения психического и телесного Медард Босс решает предельно просто. Для него психическое и телесное не разделимы, - это одно целое. Вот с этим-то целым Босс и пытается работать при решении разного рода психосоматических проблем. Например, если женщина страдает судорогами желудка, скорее всего, что-то в структуре ее Dasein также подвержено сжатию, какие-то аспекты ее бытия сжаты. В равной мере согласно Боссу данное утверждение относится и к так называемым «невезучим», с которыми всякий раз случаются происшествия. Босс утверждает, что люди часто ломают свои «внутренние телесные отношения» только для того, чтобы избежать ломки отношений в мире, в котором они живут." ТерапияСущность и цель Dasein анализа есть открытость экзистенции в бытии, так чтобы другие сущие, т.е. люди, объекты, события могли стать явленными и понятыми путем, который наиболее соответствует их природе. Одно из важнейших «предложений» пациенту со стороны Dasein анализа заключается в том, чтобы «отпустить вещи» (Gelassenheit), позволить им быть как они есть. Вместо того, чтобы удерживать свет Dasein в узком сфокусированном пучке, нам следует позволить свету изливаться свободно. Технически же Dasein аналитический подход Медарда Босса заключается в тотальном опрашивании терапевтами своих пациентов. Чтобы полностью вылечить - нужно все выспросить. Процесс выспрашивания способствует освобождению пациентов для максимально возможного использования своих возможностей. Не случайно Босс говорит о том, что, если психоанализ спрашивает: «Почему?», то Dasein анализ спрашивает: «Почему бы нет?» Dasein анализ подходит к человеку очень осторожно, не доверяя никаким преконцептам, какими бы самоочевидными они ни казались. Парадокс заключается в том, что такой очень простой подход позволяет сделать значительные открытия о сущности человеческой природы. Одно из таких открытий заключается в том, что человек существует только в отношении к объектам и к другим людям в его мире. Относительно классической Фрейдовской интерпретации, Босс утверждает, что чрезмерное зацикливание на психоаналитических терминах приводит к специфической форме невроза, который он так и называет «невроз психоанализа». Данный невроз характеризуется ритуальным мышлением и «говорением» в психоаналитических терминах и символах Также и отношения между психотерапевтом и пациентом в Dasein анализе и психоанализе кардинальным образом различаются. Если в психоанализе это отношение: врач - пациент, то в Dasein анализе исходная точка рассмотрения — это бытие-вместе, реальность, в которой врач и пациент выступают как одно интегрированное целое. Процесс психотерапии — это процесс освобождения их обоих с уникальной спецификой для каждого. В этом совместном процессе терапевт выполняет роль ведущего, а не корректора. Dasein анализ подобно психоанализу опирается на те же источники фактического материала: история жизни, сновидения, свободные ассоциации. Но в дальнейшем работа разворачивается совсем по-другому: вместо интерпретации с точки зрения психодинамики, Dasein аналитики стараются раскрыть Dasein структуры пациента и особенности экзистенциалов. Работа с полученным материалом ведется не сообразно какому-либо принципу, например, принципу удовольствия, а сообразно требованиям конкретной ситуации. В Dasein анализе также проводится работа с переносом, однако, уже само понятие переноса имеет свои отличительные особенности. По мнению Босса в отношении пациента к терапевту присутствуют все факты из жизненного багажа пациента. Сопротивление, согласно Боссу никак не связано с феноменом бессознательного, оно выражается в бегстве человека от подлинного бытия. В отличии от психоаналитика Dasein аналитик не пытается, во чтобы то ни стало преодолеть сопротивление пациента. Вместо этого он старается постепенно раскрыть ему доступ к его же собственным перспективам, которые при этом пациент обязательно должен изложить самостоятельно. Цели самой терапии в Dasein хотя и подразумевают избавление от симптома это самое избавление должно произойти как решение пациентом задачи на смысл своего собственного бытия, Вот один из случаев. Босс описывает женщину, выросшую в конвенциальной семье, в которой она воспитывалась гувернанткой. В детстве она была жизнелюбивым человеком, а все вокруг нее «дышало» духовной узостью. В конце концов, она стала играть роль леди, в то время как в реальности все еще оставалась маленькой беспомощной девочкой. В возрасте 43 лет у нее развилась невралгия с почти нестерпимыми болями на фоне чрезвычайно низкого мышечного тонуса. В течение многих недель и месяцев она была прикована к кровати. Во она увидела себя маленькой девочкой, задыхавшейся в узком кругу ее конвенциональной семьи с тощей гувернанткой, и осознала, что она тотально захвачена этой узостью до сих пор. Инсайт, пережитый ею во сне, привел к «экзистенциальному расширению» и снятию давящего на нее бремени. Она смогла дистанцироваться от своих прежних сценариев поведения и, первый раз в жизни вздохнуть свободно. Впоследствии боли в конечностях ее больше не беспокоили. ЗаключениеХотя у нас Dasein анализ и не особо популярен, в настоящее время, он располагает большим количеством теоретических и практических исследований, публикаций, богатым клиническим опытом. Все это позволяет ему успешно развиваться как в научном, так и в терапевтическом направлении. Имея мощный философский фундамент, Dasein анализ распространяется и в другие сферы человеческой деятельности такие как экология, социология, политика, образование, социальная сфера. По словам М. Босса, Dasein анализ применим везде, где человек должен что-либо делать. [hr class=class_cut]© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, медард босс, dasein, экзистенциальная, гуманистическая, психоанализ
Другие публикации:
|