DASEIN-анализ Медарда Босса в экзистенциальной психотерапии

Мой блог / Просмотр публикации

Медард Босс, будучи студентом, прошел годичный курс психоанализа у З.Фрейда. Это событие он считал одним из самых значимых моментов в своей жизни. Интересно отметить, что за анализ Боссу приходилось рассчитываться деньгами, предназначенными на еду, поэтому Фрейду пришлось часть денег Боссу возвращать, чтобы тот не умер с голоду. Однако классический психоанализ не долго удовлетворял босса

В какой-то момент он встречает Бинсвангера, который уже в течение нескольких лет пытается найти более адекватное философское обоснование психотерапии. И именно он знакомит босса с теорией экзистенциализма. В дальнейшем именно боссу приписывают наиболее близкую трактовку работ Хайдеггера и именно на его работах заждется Dasein анализ.

 

Высвечивание и духовная светлость

Значимыми в концепции босса являются концепции высвечивания и духовной светлости. Несмотря на то, что эти термина попахивают религиозностью, они означают, что-то вроде направленности нашего внимания, а точнее то чему в бытие мы даем проявиться для нас. Проще говоря если, мы признаем какую-то сущность или процесс в нашем существовании мы его высвечиваем.

Человечество же в этом смысле есть нечто вроде светлого дня, общая светлость которого складывается из отдельных лучиков каждого отдельного человеческого существа (Бытие-в-мире-вместе). Именно в высвечивании и проявляется наш Дазайн то есть отношения с миром.

В рамках высвечивания важны три основные концепции, концепция понимания, концепция открытости и концепция присутствия.

  1. Понять - означает позволить другому человеку быть в соответствие с его внутренними потенциями, смыслами, его сущностью. Таким образом, высветить — это и есть понять, только понимание это относится не только к одному человеку, а ко всем вещам в мире. Именно в этом заключается сущность высвечивания как инсайта.
  2. Открытость - главная характеристика самой человеческой экзистенции. Она означает восприятие объекта без предварительных предположений и теоретических посылок, то есть восприятие другого таким каким он нам дан в этом бытии.
  3. Ну и третий аспект высвечивания – это присутствие. И речь здесь идет конечно не только о физическом присутствии, но скорее о психологическом, то есть присутствии здесь и сейчас с другим. Часто и сам термин дазайн переводят как «присутствие в происходящем».

Возможности

Из идеи высвечивания вытекает и концепция возможностей. Если традиционный подход к понятию возможности, идущий еще от Аристотеля, понимает возможность как некоторую заложенную в нас потенцию, то для Босса возможность — это реальность, которая еще не осуществлена. Она реальна не менее, чем все остальное. И мы обладаем способностью эти возможности превращать в реальность. Сама человеческая экзистенция по Боссу существует как ансамбль возможностей.

Мы сами существуем как возможности отношения к миру. Как человеческие существа мы не только имеем возможности высвечивать вещи в мире, но также имеем возможность выбирать тип отношений, в которых эти вещи могут быть высвечены. Отсюда же вытекает и понятие свободы.

Свободы

Выбор той или иной возможности обусловлен самими нами. Именно мы ответственны за высвечивание того или иного аспекта нашего существования.

Однако не все возможности можно видеть одновременно. Какие-то возможности мы решаем осуществить сейчас, какие-то откладываем на потом, от некоторых отказываемся вообще. И каждый из нас непосредственно отвечает за выбор своих возможностей. Эта ответственность лежит на нас всегда, в каждый момент времени, независимо от того, хотим мы этого или не хотим.

Босс настаивает на том, что каждая возможность имеет реальное бытие, и нет возможности более или менее актуальной в данный конкретный момент. Таким образом, Dasein существует как целый ансамбль возможностей для бытия в мире и только одна из них в данный конкретный момент может быть осуществлена.

Базовые экзистенциалы

В попытке понимания смысла человеческой экзистенции Dasein анализ фокусирует свое внимание на характеристиках, составляющих человеческую экзистенцию, называемых экзистенциалами. Босс выделяет следующие экзистенциалы как важнейшие:

  1. Пространственность, которая определяет, где сейчас находиться человек, однако имеется в виду не физическое нахождение, а скорее ментальное, ведь так легко общаться с клиентом, но витать где-то в облаках.
  2. Темпоральность или временность – идея здесь похожая и состоит в том в каком времени находится сейчас человек. Видит ли он свою временную перспективу или является следствием представлений о прошлом и планов на будущее. При этом важным является то что человек может иметь и не иметь времени. Это становиться особенно очевидно при одноименных запросах в стиле я у меня нет времени, время как будто идет мимо и мне надо все успеть.
  3. Телесность. Помимо пространства и времени мы проживаем свою жизнь через тело. При этом телесность по Боссу распространяется за пределы нашего тела и скорее является следствием темпоральности и пространственности. Например, если вы представите злое чудовище, то ваше тело напряжется от страха, хотя на самом деле никакого чудовища здесь и сейчас нет.
  4. Человеческая событийность или можно сказать социально разделяемая среда. Мы существуем в социуме и в общеразделяемых понятиях. Именно из возможности событийности Босс выводит и возможность одиночества.
  5. Настроенность, по сути, отражает тот аффект, который мы переживаем. Каждый из аффектов притягивает к себе соответствующие образы и представления. Если вам грустно вы думаете о грустном, а если весело, то о веселом.
  6. Историчность - Босс говорит о том, что человек всегда существует в традиции и истории. Самым непосредственным образом в этом процессе участвует память. Сохранение, либо несохранение отдельного феномена есть проявление способности человеческой историчности, т.е. возможности жить бытием своего мира во временной выдвинутости прошлого.
  7. Смертность. Только человек знает о своей смертности. Знание о своей смерти не оставляет человеку выбора и поэтому он вынужден существовать и проявлять себя как своего рода отношение к смерти.

Любой конкретный феномен человеческого существования может быть рассмотрен в каждом из этих экзистенциалов.

Болезнь

Босс говорил о том, что Люди рождаются свободными и открытыми. Однако с рождения они под влиянием «нельзя» и «делай как я» теряют свою изначальную свободу.

Другой путь – это психотравма в виде болезненных происшествий и инвалидизации. Однако сам внутренней мир болезни он описывал как сужение того самого света. Он пишет, что Окна невротиков узкие и тусклые, окна психотиков - совсем маленькие дырочки, которые едва пропускают луч света.

Также он определяет и психические защиты. Защита по Боссу - есть «невысвечивание» отдельных аспектов жизни, а психопатология (как состояние человека) подобна выбору в темноте. Терапия возвращает людей к их базовой открытости. Он называл этот процесс также высветлением.

Таким образом, болезнь - не что иное как блокировка этой изначальной открытости и свободы Dasein, что означает невозможность жить, реализуя наши возможности.

Невроз скуки

Босс отмечает, что в западной культуре постоянно встречается невроз скуки. С точки зрения классической медицины, такие нарушения являются бессимптомными, поэтому ни сами пациенты, ни их врачи не понимают, с чем они имеют дело.

Больной неврозом скуки описывается следующим образом: напряженный, с искусственно шаблонизированным выражением, не занятый ничем, кроме неопределенных жалоб на однообразие жизни, в решении своих проблем прибегающий к чужим рекомендациям, чудодейственным таблеткам, тестам на одаренность. Это все часто свидетельствует о пассивной позиции и даже полной неспособности справиться с будущим.

Речь идет о переживании пустоты жизни, которое невозможно заглушить никакими развлечениями, алкоголем и наркотиками.

Тому, кто заболел неврозом скуки, наличное представляется не имеющим смысла. Невроз скуки ярче всего проявляется в экзистенциале темпоральности: Больному не интересно свое прошлое, он не может совершить ничего интересного в будущем, его время сжимается до отдельных моментов. От них как бы отдаляется земля и небо, в результате чего они пребывают в бессмысленном парении в безвоздушном пространстве.

Психосоматика

Проблему соотношения психического и телесного Медард Босс решает предельно просто. Для него психическое и телесное не разделимы, - это одно целое. Вот с этим-то целым Босс и пытается работать при решении разного рода психосоматических проблем. Например, если женщина страдает судорогами желудка, скорее всего, что-то в структуре ее Dasein также подвержено сжатию, какие-то аспекты ее бытия сжаты.

В равной мере согласно Боссу данное утверждение относится и к так называемым «невезучим», с которыми всякий раз случаются происшествия.

Босс утверждает, что люди часто ломают свои «внутренние телесные отношения» только для того, чтобы избежать ломки отношений в мире, в котором они живут."

Терапия

Сущность и цель Dasein анализа есть открытость экзистенции в бытии, так чтобы другие сущие, т.е. люди, объекты, события могли стать явленными и понятыми путем, который наиболее соответствует их природе.

Одно из важнейших «предложений» пациенту со стороны Dasein анализа заключается в том, чтобы «отпустить вещи» (Gelassenheit), позволить им быть как они есть.

Вместо того, чтобы удерживать свет Dasein в узком сфокусированном пучке, нам следует позволить свету изливаться свободно.

Технически же Dasein аналитический подход Медарда Босса заключается в тотальном опрашивании терапевтами своих пациентов. Чтобы полностью вылечить - нужно все выспросить. Процесс выспрашивания способствует освобождению пациентов для максимально возможного использования своих возможностей. Не случайно Босс говорит о том, что, если психоанализ спрашивает: «Почему?», то Dasein анализ спрашивает: «Почему бы нет?»

Dasein анализ подходит к человеку очень осторожно, не доверяя никаким преконцептам, какими бы самоочевидными они ни казались.

Парадокс заключается в том, что такой очень простой подход позволяет сделать значительные открытия о сущности человеческой природы. Одно из таких открытий заключается в том, что человек существует только в отношении к объектам и к другим людям в его мире.

Относительно классической Фрейдовской интерпретации, Босс утверждает, что чрезмерное зацикливание на психоаналитических терминах приводит к специфической форме невроза, который он так и называет «невроз психоанализа». Данный невроз характеризуется ритуальным мышлением и «говорением» в психоаналитических терминах и символах

Также и отношения между психотерапевтом и пациентом в Dasein анализе и психоанализе кардинальным образом различаются.

Если в психоанализе это отношение: врач - пациент, то в Dasein анализе исходная точка рассмотрения — это бытие-вместе, реальность, в которой врач и пациент выступают как одно интегрированное целое.

Процесс психотерапии — это процесс освобождения их обоих с уникальной спецификой для каждого. В этом совместном процессе терапевт выполняет роль ведущего, а не корректора.

Dasein анализ подобно психоанализу опирается на те же источники фактического материала: история жизни, сновидения, свободные ассоциации. Но в дальнейшем работа разворачивается совсем по-другому: вместо интерпретации с точки зрения психодинамики, Dasein аналитики стараются раскрыть Dasein структуры пациента и особенности экзистенциалов.

Работа с полученным материалом ведется не сообразно какому-либо принципу, например, принципу удовольствия, а сообразно требованиям конкретной ситуации.

В Dasein анализе также проводится работа с переносом, однако, уже само понятие переноса имеет свои отличительные особенности. По мнению Босса в отношении пациента к терапевту присутствуют все факты из жизненного багажа пациента.

Сопротивление, согласно Боссу никак не связано с феноменом бессознательного, оно выражается в бегстве человека от подлинного бытия.

В отличии от психоаналитика Dasein аналитик не пытается, во чтобы то ни стало преодолеть сопротивление пациента. Вместо этого он старается постепенно раскрыть ему доступ к его же собственным перспективам, которые при этом пациент обязательно должен изложить самостоятельно.

Цели самой терапии в Dasein хотя и подразумевают избавление от симптома это самое избавление должно произойти как решение пациентом задачи на смысл своего собственного бытия,

Вот один из случаев. Босс описывает женщину, выросшую в конвенциальной семье, в которой она воспитывалась гувернанткой. В детстве она была жизнелюбивым человеком, а все вокруг нее «дышало» духовной узостью. В конце концов, она стала играть роль леди, в то время как в реальности все еще оставалась маленькой беспомощной девочкой.

В возрасте 43 лет у нее развилась невралгия с почти нестерпимыми болями на фоне чрезвычайно низкого мышечного тонуса. В течение многих недель и месяцев она была прикована к кровати.

Во она увидела себя маленькой девочкой, задыхавшейся в узком кругу ее конвенциональной семьи с тощей гувернанткой, и осознала, что она тотально захвачена этой узостью до сих пор.

Инсайт, пережитый ею во сне, привел к «экзистенциальному расширению» и снятию давящего на нее бремени. Она смогла дистанцироваться от своих прежних сценариев поведения и, первый раз в жизни вздохнуть свободно. Впоследствии боли в конечностях ее больше не беспокоили.

Заключение

Хотя у нас Dasein анализ и не особо популярен, в настоящее время, он располагает большим количеством теоретических и практических исследований, публикаций, богатым клиническим опытом. Все это позволяет ему успешно развиваться как в научном, так и в терапевтическом направлении.

Имея мощный философский фундамент, Dasein анализ распространяется и в другие сферы человеческой деятельности такие как экология, социология, политика, образование, социальная сфера. По словам М. Босса, Dasein анализ применим везде, где человек должен что-либо делать.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, медард босс, dasein, экзистенциальная, гуманистическая, психоанализ