Экзистенциальный психоанализ Людвига Бинсвангера

Мой блог / Просмотр публикации

Перед началом данного ролика я настоятельно рекомендую вам посмотреть видео на моем канале, посвященное философии Хайдеггера иначе, вы скорее всего ничего не поймете. Ну а если вы все же достаточно смелы для знакомства с Бинсвангером, то мы начинаем.

Людвиг Бинсвангер был единственным другом Фрейда, который в конце концов не поругался с ним, хотя Фрейд не так уж и радужно отзывался о его философских предпочтениях. Сам же Бинсвангер подходил к психиатрии на почве гуманистической и экзистенциальной философии.

Он не занимается делением расстройств на классы и построением иерархической системы признаков. Вместо этого он пытается проникнуть через поверхность феноменов во внутренний мир личности, однако, система понятий для такого метода еще не была разработана и именно поэтому он обращается к философии Хайдеггера и его понятию о Dasein.

Стоит правда сказать, что сам Хайдеггер был не в восторге от взглядов своего поклонника заявляя, что тот даже и близко не подошел к пониманию его концепции.

 

Бытие в мире, забота и любовь

По замыслу экзистенциалистов, понятие «бытие-в-мире» предназначено для того, чтобы подчеркнуть неразрывную целостность субъективного и объективного. Любая же дихотомия «объект – субъект» признается как ошибка как следствие отчуждения, порождаемого техническим прогрессом. С точки зрения экзистенциалистов, ни субъективное, ни объективное не изначально. Мир – это структура значимых отношений, которую создает сам субъект.

Отсюда Бинсвангер выводит два своих базовых понятия заботы и любви.

Он говорит о том, что первичное состояние контакта и слияния, в котором мы находимся можно назвать любовью. В нем преодолеваются конечность и частность человека, беспрестанное блуждание от одной цели к другой. Это состояние, в котором исчезают время и движение. Данный модус отличается тем, что здесь «Я» и «Ты» сливаются в «Мы». Да и в целом это состояние можно обозначить как слияние

Любви Бинсвангер противопоставляет понятие Заботы, что с немецкого термина можно также перевести как «принятие-за-нечто». Под ней он подразумевает постоянное овеществление всего того, с чем человек имеет дело. Заботу мы проявляем тогда, когда пытаемся зафиксировать объект в каких-то качествах и характеристиках, когда смотрим на него со стороны и когда неспособны пребывать с ним в процессе.

Отсюда Бинсвангер выводит и идею первичности любви. Если две экзистенции изначально оторваны друг от друга, то они не смогут затем соединиться, а значит «Я» и «Ты» возникают лишь в результате последующего разъединения.

Идея идея во многом близка концепции границ, которую используют в психоанализе или гештальте и именно рассмотрение границ человека является значимым аспектом в теории Бинсвангера.

Миропроект и Самопроект

Приступая к обсуждению понятий миропроект и самопроект стоит сказать, что они конечно не тождественны понятиям бессознательного и сознательного в психоанализе, однако, в для лучшего понимания как мне кажется стот держать эту аналогию в голове.

Миропроект – это то, как человек видит и конструирует мир, что выражается как всеобъемлющий паттерн индивидуального модуса бытия-в-мире. Миро-проект человека определяет, как он будет действовать в определенной ситуации и какие у него характерные черты и симптомы. Границы проекта могут быть узкими и сжатыми, а могут быть широкими и экспансивными.

Миропроект это во многом продукт первичной любви и слияния, который затем обретает свою форму в различных модусах существования. Миропроект – это то, что соединяет человека с миром, в котором он живет с помощью процесса восприятия.

Сам же человек является как является отражением миропроекта, в котором он живет. Своим поведением и своим существованием человек проявляет созданный им самим внутренний мир.

Феноменология миропроекта позволяет понимать человека целостно, исходя из его собственного устройства в мире, а не из внешне обусловленной детерминации мышления, поведения и познания. Содержанием миропроекта выступает не сущность (что), а тот способ, которым человек присутствует в мире.

Однако из состояния первичной любви и из миропроекта и постепенно вырастает самопроект. Проще говоря проект самого себя или сознание человека.

Например, мы можем познавать себя исходя из сравнений с другими людьми или из социальных оценок, которые нам приписывают, то есть из частей нашего миропроекта или того как мы видим мир и в каком мире мы существуем.

И если миропроект – это движение от сознания к миру, то самопроект – рефлексивное направление от мира к сознанию, интерпретация себя в форме жизненного опыта, который складывается в понятную жизненную историю.

Позже эту концепцию намного проще выразит Спиннели. Мы имеем наш поток непрерывного опыта, из которого постепенно складывается наша я-структура в ее фиксированных характеристиках. Отсюда Бинсвангер поддерживает идею Хайдеггера о подлинности существования

Подлинность существования

Неподлинным Бинсвангер считает всю область детерминированных извне отношений между людьми. Это такие отношения, где присутствует большей частью забота, детерминированная заранее заданными понятиями и социальными ролями. 

В результате во всех своих отношениях с миром человек предстает как детерминированное нечто. Вещи, люди, собственная личность определяются в терминах частных аспектов и качеств, целостность теряется. Все здесь сводится к инструментальной полезности, все служит целям контроля и эксплуатации, предстает в количественном виде.

Только в любви и в слиянии с объектом, человек может обрести подлинное существование. Невозможность же достижения подлинного существования и приводит к болезни

Болезненные модификации Dasein

Суть психического заболевания состоит в неадекватной модификации Dasein, то есть контакта с миром и соответственно тех способов с помощью, которых человек с этим миром коммуницирует.

Следствием такого рода модификаций является крайняя суженность жизненного проекта, когда проект включает в себя лишь ограниченную часть мира и самого человека.

Так, Dasein психически здорового индивида характеризуется относительной свободой в построении своих миров и проектов мира. В случае заболевания Dasein как бы отказывается от своих возможностей самоопределения. Здесь Бинсвангер и говорит о необходимости анализа пространственности и темпоральности пациентов.

Проблема возникает тогда, когда мы начинаем неадекватно модифицировать свои границы и свой контакт с миром в попытках избежать того самого небытия, о котором говорил Хайдеггер. Так мы можем модифицировать временную перспективу и вместо проживания своей реальной жизни постоянно проживать какие-то моменты прошлого, как это бывает в случаях психической травмы.

Мы точно также можем нарушать и отношения пространства модифицируя тем или иным образом свои границы делая их либо шире, либо уже.

Например, в психотических мирах Бинсвангер отмечает, прежде всего, такие феномены как узость в экзистенциале пространственности и слипание в экзистенциале темпоральности.

В мирах больных «экзистенциальная зрелость» и временная ориентация на будущее заменяется превосходством прошлого. Прошлое возвращается снова и снова, не осмысленное психотиком, не раскрытое им в его подлинном значении.

При шизофрении по мнению Бинсвангера, мир непроизвольно наполняется нашими же сверхзначениями, которые своим избытком разрушают реальность как целое (шизофрения). При депрессии мы, наоборот, как бы закрываем границы и мир обесценивается, теряя свою значимость.

Попыткой собрать эти конфликтующие фрагменты вместе в целостно-ориентированную структуру реальности выступает бредовое истолкование мира (паранойя).

В итоге, симптом, по Бинсвангеру, является выражением изменения формы бытия человека, всего стиля его жизни. Причину же заболевания он видит в изначальной узости опыта данной экзистенции.

И здесь Бинсвангер вводит еще одну значимую идею порочного круга, которую затем использует Виктор Франкл в своей логотерапии.

Большая часть симптомов интерпретируется Бинсвангером как результат вращения пациентов в замкнутом кругу: больной пытается уйти от небытия и контакта в фантазийный мир, однако стремление достичь созданного собственным воображением абсолюта терпит крах. Это еще больше усиливает чувство собственной ничтожности и желание выйти из этого положения, человек еще больше обращается в фантазийный мир, и таким образом в попытках ухода человек и попадает в психоз.

По Бинсвангеру мир психоза есть полная неподлинность, но психоз есть результат выбора самого человека.

Тоже самое касается и невротиков. Изначальное сужение бытия-в-мире индивида приводит, по Бинсвангеру, к тому, что часть феноменов остается за пределами сознания человека, что и выражается в симптоме. Задача психотерапевта – расширить горизонт видения и помочь пациенту осуществить аутентичный выбор.

Терапия

Несмотря на столь длинную и непонятную теорию экзистенциальный анализ Бинсвангера в плане технической части мало чем отличается от психоанализа.

Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с культурно-обусловленным миром.

Его цель – реконструкция внутреннего опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать независимый ни от чего внешнего «жизненный план». Необходимо помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации.

Психотерапия на основе экзистенциального анализа исследует жизне-историю пациента, точно так же как другие психотерапевтические методы делают это своим путем.

Экзистенциально-аналитическая психотерапия не просто показывает. Где, Когда и Что не смог реализовать пациент, но также и стремится донести до него этот опыт, причем настолько радикально насколько это возможно.

психотерапевт как бы старается вернуть пациента в мир полноты человеческих возможностей, показав ему, что тот мир, в котором он существует всего лишь одна из моделей возможных миров.

По сути с помощью психоаналитических техник Desein-аналитик раскрывает защиты и искажения контакта пациента и сближает его с осознанием реальности и небытия. Далее задача состоит в том, что сформировать новое решение по отношению к своему существованию.

В общем и целом, Бинсвангер анализирует целостный паттерн целостную функцию реагирования человека. В отличии от тех же когнитивщиков которые разбивают человека на стимулы, мысли и реакции. Бинсвангер замечает то, что человек склонен проявлять определенный общий паттерн своего существования всегда и везде даже в сновидениях и через этот самый паттерн он и демонстрирует свое отношение к небытию и свой миропроект.

На практике это может выглядеть так. Предположим, ваш клиент жалуется на то, что много работает. Однако, терапевт может заметить, что клиент много работает не только в обычной жизни, но и воспринимает сам сеанс как работу все время пытаясь что-то планировать или решить какую-то проблему. И также он относится и ко всему остальному, например к отношениям. Это, по сути, и есть целостная функция клиента с помощью которой он бежит от страха смерти от небытия. Он пытается как бы все успеть и так образом отстраниться от переживания будущей гибели.

Случай «Илзе». Замужняя женщина, примерно тридцати пяти лет, поступила в санаторий Бинсвангера с симптоматикой бредовых состояний. Ее бредовые состояния стали проявляться после одного драматического эпизода: Илзе сунула руку в горячие печные угли, а затем протянула ее своему отцу и сказала: «Посмотри — это для того, чтобы показать, как я тебя люблю». Бинсвангер делает предположение, что посредством этого акта Илзе попыталась изменить грубое отношение ее отца к матери. Поведение отца на несколько месяцев изменилось, но затем снова вернулось в привычное русло. Реакцией Илзе на данный факт явилось впадение в безумие.

Бинсвангер так анализирует этот случай. Вся жизне-история Илзе центрировалась вокруг темы ее отца. Гнет этой темы был столь тяжелым, что она решилась на отчаянный шаг - обжечь руку.

Однако, Жертва получилась напрасной, она не изменила отца и не принесла облегчения ей самой. Илзе хотела на основе своей жертвы построить с отцом новый союз, и достичь с ним нового единства на уровне чистого «Мы».

Следствием неудачи этой попытки явилось то, что Илзе распространила тему отца на всех мужчин, а это, в свою очередь, стало основой для развития бреда самоотношения и преследования. Таким образом можно видеть, как пациентка сузила свой внутренний мир до одной темы до своего собственного отца, что лишило ее возможностей выбора в жизни.

Заключение

Несмотря на всю сложность идей Бинсвангера они вполне простым языком описываются с позиции гештальт-терапии, да простят меня экзистенциальные психологи за последующую интерпретацию.

В общем суть идей Бинсвангера состоит все в том же контакте с миром, с которым мы можем контактировать либо адаптивно и адекватно, либо мы будем отказываться от контакта, если этот мир доставляет нам страдания и боль. В последнем случае с позиции экзистенциальной терапии перед человеком встает вопрос выбора и осмысления.

Он может принять то страдание, с которым он встречается и переосмыслить его, как это, например сделал Виктор Франкл, пребывая в концлагере, а может просто отринуть мир, сконструировав собственную более приятную для себя реальность.

Основная же идея кроется в том, что неадекватное взаимодействие с миром во многом обусловлено отсутствием осознания собственных возможностей и выбора.

Задача же терапевта состоит в том, чтобы переосмыслить такой способ борьбы с небытием и отыскать более адекватные варианты реагирования.

[hr class=class_cut]

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, экзистенциальная, бинсвангер, экзистенцианализм, гуманистическая, философия