DASEIN Хайдеггера и философские основы экзистенциальной психотерапии

Мой блог / Просмотр публикации

Перед тем как говорить об экзистенциальной психотерапии, нам необходимо обсудить ее философские основания. И конечно основанием для данной психотерапии служит экзистенциальная философия в лице таких людей как Ницше, Сарт и Хайдеггер. Собственно, именно последнему мы сегодня и уделим основное внимание, хотя периодически я буду затрагивать и взгляды некоторых других философов.

Хайдеггер является одним из самых сложных философов для понимания в принципе, а отношение к нему во многом напоминает отношение к Жаку Лакану, так как многие критики прямо говорят, что Мартин Хайдеггер пишет абсолютный бред и бессмыслицу. В то же время Хайдеггер оказал огромное влияние на философию с одной стороны, а с другой, на экзистенциальную психотерапию.

Я и попытаюсь передать часть его идей относительно психотерапии, не претендуя на истинность, так как понять, что там писал Хайдеггер не могли даже его ближайшие ученики, но как мне кажется мое описание должно помочь вам вникнуть в суть экзистенциальной психотерапии.

 

Бытие и сущее

Хайдеггер начинает с глобальных философских проблем и разделяет понятия бытие и сущее, говоря о том, что именно бытие и определяет это самое сущее. Но что же все это значит

Сущее по Хайдеггеру это любой объект, который мы можем помыслить, например, кружка, здание, слова, воображаемый образ, а самое главное человек.

И большинство философов и описывали человека через свойства сущего, например, говоря о том, что человека отличает от других существ возможность мышления, или самосознание или разнообразие сексуальный перверсий.

Однако, Хайдеггер утверждает, что с помощью таких фиксированных характеристик невозможно целиком и полностью передать идею человека, его сущность и поэтому он скорее обращает внимание на так называемое бытие, то есть на то, как существует человек здесь и сейчас.

В этом смысле Хайдеггер развивает некоторые идеи феноменологии. Он характеризует не содержательное ч т о предметов философского исследования, но процессуальное к а к».

И этот вопрос о бытийности - вопрос «как» говорит нам о том, что бытие может проявляться через сущее абсолютно по-разному в каждый момент времени.

И в этом смысле бытие есть нечто более широкое чем сам человек, потому что именно через человека проявляет себя бытие.

Сам же человек может либо отдаляться от своего истинного смысла от своего бытия такое состояние зовется кажимостью либо приближаться к нему и открывать себя, такой процесс зовется логосом.

Теперь же делая небольшое заключение, стоит понять, что суть для терапии здесь достаточно проста – человек — это не совокупность норм, установок, ролей и ценностей, человек – это что-то более глубинное и целостное, что нам и предстоит познать в процессе психотерапии. Для нас человек предстает здесь и сейчас и главный вопрос, который мы к нему задаем это не вопрос к тому, что у него было в детстве и не вопрос о том, что оказывает на него влияние, это вопрос о том, как прямо сейчас он существует и осмысливает происходящее

В дальнейшим данную проблему хорошо раскроет Спиннели. Он укажет на то, что существует так называемая я структура, то есть наши стабильные характеристики описания самих себя и опыт, то наше переживание или процессуальная характеристика это, по сути, есть аналоги сущего и бытия.

Предпонимание и вовлеченность в мир

Далее Хайдеггер уходит от классической феномелогии с ее абстрактными и чистыми наблюдениями. Если Гуссерль говорит о том, что мы должны занимать по отношению к объекту позицию неискушенного созерцателя, то есть как бы отстраниться от него, то у Хайдеггер все, наоборот.

Хайдеггер говорит о том, что у нас существует определенная структура предпонимания, которая только затем обрастает определенными комплексами понятий. И в этих понятиях мы и теряем саму суть.

Иллюстрируя этот тезис можно привести пример ребенка, который рождается на свет без каких-либо предубеждений по отношению к миру и познает вещи в процессе контакта с ними. Только потом родители накладывают на него отпечатки своих внушений, из-за которых ребенок начинает отдаляться от своей сути. Например, если сначала он мог спокойно плакать, то потом у него появляется идея, что мужчины не плачут или слезы — это плохо и он отдаляется от своих переживаний.

И эта идея также важна в отношении терапии, так как наша задача как терапевтов познавать клиента находясь в контакте с ним и пытаясь прочувствовать его через самих себя, а не просто применяя абстрактные понятия и гипотезы или выступая сторонним и безучастным наблюдателем.

DASEIN

Из концепции вовлеченности выступает и иная значимая идея многих последующих психологов и философов гласящая, что человек не существует как отдельная единица, а выступает как результат контакта и связей в рамках своего бытия. Хайдеггер же вводит новое понятия для описания человека как следствия контакта – DASEIN.

DASEIN – это наверно самая сложная категория в концепции Хайдеггера именно с помощью нее он отринул такие формальные концепции как «Я», «Субъект», «сознание», «индивид», описывая с помощью термина DASEIN бытийность существования человека – его суть.

Согласно Хайдеггеру уже сама традиционная постановка вопроса о человеке, т.е. «Что есть человек?» не верна, Хайдеггер вопрошает «Каким образом есть человек?».

Чтобы избежать предвзятости умозрительных интерпретаций человеческой реальности, Хайдеггер формально и обозначает человека термином DASEIN

И здесь он говорит, что Фундаментальной особенностью, которая изначальна присуща человеческому существованию, DASEIN, является его отношение к собственному бытию. Хайдеггер определяет DASEIN как сущее, которое обладает способностью вопрошать о бытии

DASEIN существует таким образом, что для него его собственное бытие всегда является проблемой. DASEIN есть сущее, которое, понимая в своем бытии, относится к своему бытию.

Это и определяет основную проблему всей глубинной психотерапии в будущем, которая будет состоять в рассмотрении взглядов человека на его собственное существование, которое в свою очередь определенно контактом и связями со всем остальным миром, а также его бытием. Экзистенциальная же психотерапия будет также рассматривать вопрос того, как человек примеряется с экзистенциальными данностями такими как смерть, одиночество и отсутствие смысла.

DASEIN также иногда переводят как «присутствие», и как по мне этот перевод намного более нагляден. Ведь мы часто не присутствуем в нашей жизни, мы просто проживаем ее, пока время и события проходят перед глазами. DASEIN же означает возможность присутствия и контакта с собой и с миром.

Экзистенциальные проблемы

Идея о том, что DASEIN это сущее, которое задается вопросом о своем собственном бытие, как ни странно, приводит к определенному спектру проблем, заложенных в человеческое существование, а в частности, это проблема встречи с небытием.

Позже Ялом опишет несколько основных типов подобных проблем, главной из которых является проблема смертности. Смертность — это данность, к которой мы формируем то или иное отношение и в зависимости от того готовы ли мы встретиться с нашим переживанием смертности или других экзистенциальных проблем типа свободы и одиночества, и будет определяться, так сказать, здоровье нашего DASEIN, что выразиться либо в ложном или истинном существовании

Ложное и истинное существование

Концепция ложного и истинного существования тесно связана с понятием заброшенности, под которым имеется в виду то, что человека, по сути, забрасывают в современную культуру, которая заставляет нас уходить от нашей сущности.

Сначала нами двигают наветы родителей, потом наше социальное окружение и сверстники, а потом реклама айфонов. Все это удаляет нас от нашего истинного существования. Тоже самое происходит, когда мы встречаемся с экзистенциальными проблемами, свободой, смертностью, одиночеством, в результате чего мы еще больше отходим от своей сущности.

Очевидно, что задача терапии при этом сводиться к тому, чтобы помочь человеку обнаружить самого себя и встретиться с собственной экзистенцией, ну или проще говоря проявить то, что в нем действительно заложено и делается это с помощью встречи со смертью.

Экзистенциальная смерть и выбор

Хайдеггер говорит о том, что человек познает себя именно во встречи со смертью. И здесь надо понимать, что имеется в виду не только физическая смерть. Хайдеггер говорит и об экзистенциальной смерти, в виде, по сути, наших упущенных возможностей.

По его мнению, мы всегда имеем альтернативу из множественных вариантов самих себя и делая тот или иной выбор мы, по сути, умираем в той или иной роли. Ну например сегодня я решил снять это видео и не идти на тренировку. Получается, что я реализовал себя в роле лектора, но умер в качестве спортсмена.

Позже эту идею также раскрывает Сартр, говоря о том, что в нашей жизни постоянно присутствуют значимые выборы, совершая которые мы обрекаем себя на чувство вины. Например, можно говорить о девушке, которая отказалась иметь ребенка. В глубине души она так или иначе все равно будет испытывать вину за отказ от такой возможности. И наоборот, если девушка завела ребенка, она будет фантазировать о том, чтобы было, не заведя она его или выйдя за муж за другого. Тоже касается и выбора профессии, университета и других значимых решений. В каждом случае вы будем сожалеть по поводу того, чего себя лишили.

И в терапии это проявляется крайне ярко, когда приходят клиенты с так называемым экзистенциальным кризисом, который наступает по сути из-за того, что человек сожалеет о множестве упущенных возможностей и фантазирует о том, как мог бы стать героем сериала во все тяжкие.

И здесь наибольшее значение принимает наш осознанный выбор и отношение к нашему бытию. Именно на этом сконцентрирована терапия, чтобы помочь человеку осознанно подойти к своему существованию, в то время как последнее может являться в принципе неизменным.

Эта идея заложена, например в терапии Виктора Франкла, который говорит о ситуациях, где индивид имеет нерешаемые проблемы, например, как сам Франкл находился в концлагере или о смертельно больных людях. В таких ситуациях только осознанное изменение отношения способно поменять ситуацию к лучшему.

И это принципиально отличает глубинную терапию от современных краткосрочных методов типа гипнотерапии, кпт и др. где вам обещают проработать вашу проблему или убрать ограничивающие установки.

При этом пугающее небытие проявляется не только в проблеме выбора или встрече со смертью, но и в самой нашей культуре.

Так Ницше в своей книге произносит «Бог умер», утверждая конечно не о реальной смерти бога, а о том, что современная цивилизация слава тому же богу пришла к атеизму и к отрицанию высших ценностей, что в свою очередь обрекло человека на свободу, причем пугающую свободу.

Ведь свобода это не только так сказать свобода в стиле делай чего хочешь – это и отсутствие жизненных ограничений и ориентиров, что заставляет нас встречаться с бессмысленностью нашего существования.

Здесь же кстати кроется ответ на вопрос почему люди верят в бога, да просто потому, что иначе они не способны справиться со своей тревогой вызванной необходимостью самому определять правила и принципы своего существования и конечно опять же встречаться со смертью, а не с загробным миром.

Наконец, человек как сказал один из философов находит смерть в глазах другого. Другой никогда полностью не сможет нас понять, как бы он этого не хотел, в результате чего мы и сами теряем собственное я.

Именно поэтому большая часть экзистенциальной психотерапии посвящена контакту и выслушиванию другого человека.

DASEIN аналитика

DASEIN аналитика старается постичь основание самой возможности феномена человека - то есть того, что дает возможность этому феномену быть так как он есть. В этом случае основной инструмент DASEIN аналитика есть феноменология.

под аналитикой понимают выделение некоего структурного целого, благодаря которому нечто существующее вообще возможно. В этом смысле аналитика не есть расчленение на отдельные составляющие, а скорее возвращение к самой «предметности» объекта, т.е. тому, благодаря, чему предмет предстает единым целым.

Человек Хайдеггера - ни субъект и ни объект. Он есть присутствие чего-то большего, что через него посылает весть миру.

Идея опять же непростая, но рамках психотерапии я бы трактовал ее с позиций холистического подхода. Если, например, какой-нибудь бихевиорист пытается разбить человека на конкретные стимулы и реакции, то экзистенциальный или гуманистический терапевт старается рассматривать человека в его целостности в контакте, через ту функцию, которую выполняет его симптом

Например, если человек старается каким-то образом привлечь ваше внимание как терапевта на сеансе, то вполне возможно ровно так же он строит свое отношение со всем остальным миром, стараясь привлекать внимания, то есть мы говорим об истерической акцентуации, хотя конечно подобные типологии в экзистенциальном анализе вообще не используются. При дальнейшем анализе мы можем увидеть, что такая реакция сформировалась, потому что когда-то папа не уделял внимания, а далее обнаружить, что привлечение внимания это в целом такой способ борьбы с ощущением экзистенциального одиночества.

Заключение

В философии Хайдеггера еще достаточно много различных концепций, например, мы не разобрали теже экзистенциалы в которых существует DASEIN, однако, эту часть уже вообще невозможно читать. Да и то, что я вам рассказал вряд ли отражает философию Хайдеггера. Однако, по крайней мере я постарался вам передать те идеи, которые в принципе лежат в основе экзистенциальной психотерапии.

Сама же экзистенциальная терапия является по сути развитием идей психоанализа, подразумевая в принципе те же самые техники работы, просто с упором на иную теорию. Далее же мы подробно будем рассматривать различные варианты этой терапии.  

[hr class=class_cut]

 © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, Хайдеггер, экзистенциальная, гуманистическая
Комментарии
id129311
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
Сама же экзистенциальная терапия является по сути развитием идей психоанализа, подразумевая в принципе те же самые техники работы, просто с упором на иную теорию.

Я тоже всякий раз сталкиваюсь с тем, что они приходят к одному и тому же просто с разных сторон.
Спасибо за статью, Павел! Периодически смотрю ваши выпуски на ютубе.
№1 | 9 ноября 2021
Вьюков Антон Сергеевич
Читал в студенческие годы Хайдеггера "Бытие и время"
№1 | 9 ноября 2021
Мусина Вера Петровна
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
передать те идеи, которые в принципе лежат в основе экзистенциальной психотерапии.
Интересно почерпнуть новое в статье, много деталей, на которые не обращала внимание, добротно, а потому подписалась. Очень полезно! Спасибо, Павел Сергеевич!
№1 | 9 ноября 2021
[ добавить комментарий ]