Франсуаза Дольто или как анализировать младенцевМой блог / Просмотр публикации
Франсуаза Дольто является продолжательницей идей Фрейда и Лакана и именно поэтому я крайне рекомендую перед просмотром данного видео ознакомиться с роликами на моем канале, посвященными этим авторам, иначе понять сегодняшний материал будет не так уж и легко. Все же я постараюсь вам объяснить, что же сделала Франсуаза Дольто в рамках психоанализа и почему ее считают революционером в рамках работы с маленькими детьми.
Образ телаВ основу своей концепции Дольто ставит понятие образа тела, так как, по ее мнению, именно через тело происходит наше взаимодействие с миром и с внешними объектами. При этом вы наверняка слышали такое понятие как схема тела, так вот это не тоже самое, что образ тела о котором говорит Дольто Схема тела универсальна, она едина для всех людей, это фактическая реальная жизнь тела. Схема тела частично бессознательна, но также предсознательна и сознательна, в то время как образ тела бессознателен. Бессознательный образ тела связан со схемой тела через опыт удовольствия, неудовольствия, опыт боли, через речь и слова другого. Образ тела создается в отношениях ребенка с материнским объектом и включает в себя всю историю ранних телесных и словесных взаимодействий мамы и малыша. По сути, образ тела – это как бы центральная инстанция через, которую организуется весь наш опыт и все наше психическое развитие. Именно через тело мы накапливаем опыт взаимодействия с другими людьми, из которого затем и создается тот самый бессознательный образ. При этом продолжая идеи Фрейда Дольто говорит, что само взаимодействие происходит конечно же через эрогенные зоны, роль которых сменяется на разных стадиях развития. Отсюда в соответствии со стадиями развития появляются и разные образы тела, оральный, анальный, образ тела Эдипальной стадии, и она же говорит об образе тела зародыша. Далее она уже продолжает идеи Лакана говоря о том, что переход со стадии на стадию и от одного образа тела к другому возможен лишь через символизирующее действие, через символизацию отказа от удовольствия. Такое действие Ф. Дольто называла символопорождающей кастрацией. Здесь можно видеть отличии концепции Дольто от предыдущих, в ее активном использовании термина кастрация, что в принципе логично, ведь если развитие тела происходит через отказ от того или иного варианта удовольствия, то такой отказ и можно обозначить как кастрация, так как с отказом меняется и сам образ тела. Ну а теперь постараемся объяснить это более человеческим языком. Как вы помните развитие по мнению Фрейда протекает через разные стадии психосексуального удовлетворения, когда, например, вначале ребенок получает удовольствие через рот, а затем получает отказ в кормление и зона удовлетворения сменяется на анус, после чего, устанавливается запрет и на испражнения и зона снова сменяется. Так вот в концепции Дольто все примерно тоже самое, только сами отказы на разных стадиях она зовет кастрациями и также как и Лакан придает им именно смысл означающих, то есть символический смысл. Проще говоря, на каждой стадии ребенок должен как-то обозначить для себя процесс изменений и объяснить себе его, в результате чего и формируются разные варианты образа тела и разные способы взаимодействий. Так и описываются стадии развития ребенка исходя из концепции Дольто.
Таким образом понятие кастрации может быть использовано в двойном смысле и как что-то позитивное что позволяет развиваться, такую кастрацию Дольто назвала символопорождающей и как что-то травмирующее, заставляющее ребенка фиксироваться на более ранней стадии развития, такая кастрация была названа символоувечащей. А вариантов разрешения такой травмы может быть три
МладенецСтоит сказать, что Дольто рассматривает процесс развития ребенка еще с момента зачатия и в этом смысле оральная стадия на самом деле не является первой в процессе развития. Так Ф. Дольто выделяет пупочную кастрацию, то есть момент отрыва от матери посредством перерезания пуповины. При этом Дольто предполагает, что с самого рождения ребенок - языковое существо, с которым нужно разговаривать, высказывая ему все о его родителях, опыте рождения, чувствах. Ведь, появившись на свет, младенец пытается насытиться речью так же, как материнским молоком, а слово, адресованное даже младенцу, может обладать терапевтическим воздействием. Так, при помощи психоанализа, она лечит новорожденных нескольких дней от роду, работает с детьми-инвалидами, имеющих помимо основных своих травм еще и коммуникативные проблемы развития.
Ребенок и природаДольто уделяет достаточно большое внимание описанию отношений ребенка не только с такими объектами как мама или папа, но и с природой в целом, причем разделяя отношения ребенка с деревьями, минералами и животными и выделяя различные стадии развития и таких отношений. Например, непройденная стадии любви к цветам, когда ребенок так любит поглощать природу и в прямом смысле поедать всякие растения может выразиться к желудочно-кишечным расстройствам. Или, например, отсутствие в рисунках детей после четырех лет, корней у деревьев, Дольто интерпретирует как проблему с родителями. Однако основной аспект взаимодействия с природой состоит в познании процесса умирания. Дети наблюдают гибель растения, а часто и домашних питомцев, это постепенно приближает их к осознанию травмирующего факта смертности, как их родителей, так и их самих.
Кастрация материИнтересно, что Дольто говорит не только о кастрации ребенка, но и о кастрации Матери. Она описывает ситуацию, когда ребёнок находится в плену у матери, из которого ему очень сложно выбраться. Однако в случае, если ребёнок освобождается от этого плена, то рушится психика матери, так как ребёнок для неё является некой опорой, костылём. В таком случае помощь требуется матери больше, чем ребёнку. И конечно здесь работа идет на то, чтобы мать отпустила ребенка.
ТерапияКак я уже сказал, Дольто во многом развивает идеи Лакана придавая значение речи и при этом она продолжает мысль Фрейда о том, что психоанализ – это лечение разговором. Причем она подходит к этому вопросу радикальнее всех, утверждая, что ребенок рождается речевым существом, а любая болезнь – это боль, страдание, которые не находят выражения в словах и требует лечения. И конечно именно отсюда наибольший акцент в ее терапии делается на речевое оформление переживаний. Ф. Дольто утверждает, что уже новорожденному необходимо говорить о том, что с ним происходит, и тогда он сможет подготовить восприятие к той ситуации, в которой он оказался. Однако, помимо простого озвучивания, важнейшей целью терапии стало аналитическое сопровождение юных субъектов в прохождении кастрации, если такой опыт в отношениях с родителями не был получен. В вот одна из ярких иллюстраций ее теории. На прием к Дольто привели девочку Жоззету, страдающую от анорексии, бледности, кошмаров и бессонницы, в результате чего девочка была подвержена нервным припадкам Опрашивая родителей Дольто, узнала, что многие симптомы появились у ребенка всего три недели назад, а при дальнейшем расспросе оказалось, что именно тогда родители приняли решение о том, что Жоззета будет спать не с ними, а в отдельной комнате. Хотя родители не увидели здесь логической связи, для Дольто уже было понятно, что симптомы девочки во многом демонстрируют ее страх перед кастрацией и регрессию к более раннему уровню развитию. Понимая данный конфликт Дольто, объяснила матери в присутствии Жозетты, что дочь страдает морально, что ей необходима помощь в том, чтобы пережить идею отделения от родителей. Маленькой Жозетте объяснили, что она хочет остаться младенцем, чтобы быть всегда со своей мамой. Девочка внимательно слушала психоаналитика и тихо плакала. После этой сессии родители, по советам Ф. Дольто, не давали девочке лекарства. Они стали говорить ребёнку о грядущих переменах, о том, что она взрослеет, что они будут очень гордиться ею. Теперь девочка стала засыпать без снотворного и в своей комнате, у неё появился аппетит, и исчез энурез. Из этого примера также видно, что Ф. Дольто уделяет много внимания и работе с родителями. Ребенок – часть семьи, часть системы, в которой каждый влияет друг на друга. Поэтому, как правило, ребенок присутствовал на сеттинге вместе с родителями, где при нем, озвучивались чувства, переживания, страхи. В своей практической деятельности Ф. Дольто не только наблюдала за поведением, речью, мимикой детей, но и анализировала их творчество, в частности рисунки.
ЗаключениеДо конца жизни Ф. Дольто вела активную социальную работу по просвещению общества о воспитании детей, буквально выйдя за пределы кабинета психоаналитика. Ее деятельность на этом пути часто сталкивалась с сопротивлением, но, энтузиазм и желание донести свои взгляды, оказывались сильнее. Ф. Дольто создала особую модель общества – «Зеленый дом», в котором общение направлено на раннюю социализацию детей под чутким присмотром психоаналитиков, где каждое слово, жест, шаг поддерживается значимым для ребенка взрослым. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, Эрих Фромм, детский психоанализ, франсуаза Дольто
Другие публикации:
|
Добавить комментарий »