Структурный психоанализ Жака Лакана простым языкомМой блог / Просмотр публикации
Сегодня мы перейдем к обсуждению еще одной фигуры из психоанализа, которая стоит во главе этой дисциплины наравне с самим Зигмундом Фрейдом, мы поговорим о структурном психоанализе Жака Лакана. И если до этого я говорил, что одной из сложнейших теорий является теория Мелани Кляйн, то Жак Лакан пошел еще дальше, так как его книга официально признана одним из университетов, как одна из самых сложных для понимания за всю историю человечества. Дальше мы поговорим почему это так. А сейчас я не претендую на полную и достоверную передачу его взглядов, но надеюсь, что данная лекция поможет вам ознакомиться с его идеями. Жак Лакан изначально был психиатром, который в какой-то момент увлекся идеями психоанализа, а самым главным теоретиком в этой области для него стал именно Зигмунд Фрейд, который, однако, так и не удостоил своим вниманием нашего автора, прислав ему в ответ на его диссертацию открытку с фразой, спасибо, что поделились своими идеями. Однако, это не остановило Лакана в его пристрастии, он яростно критиковал большинство теоретиков неофрейдистов и Эго-психологов, обозначив свою исследовательскую программу лозунгом «Назад к Фрейду». Стоит, однако, сказать, что в его творчестве было не так уж и много общего с фрейдисткими идеями, вплоть до того, что лакановская теория образовала отдельную школу, названную структурным психоанализом. Данная школа вобрала в себя многие идеи лингвистики, а точнее сам Лакан постарался подойти к описанию психики как лингвист, но помимо этого, он предпринял попытку описывать психику и как математик, рисуя различные формулы и уравнения, и прямо скажем, попытка эта была неудачной. Ну а мы перейдем непосредственно к его теории.
Структура и регистры психики: реальное, воображаемое, символическоеНаиболее ярким вкладом Лакана является новый подход к описанию структуры психики, который был основан на структуре языка. Сам Лакан заявляет, что бессознательное устроено как язык, при этом вводя три так называемых психических регистра: реальное, воображаемое и символическое. Многие, кстати, приравнивают эти регистры к инстанциям психики по Фрейду: ид, эго и супер-Эго. Такое отождествление не является корректным, однако, вам я рекомендую держать в голове это сравнение для более простого понимания дальнейшего описания. Так вот для того, чтобы понять содержание регистров, стоит рассмотреть их в разрезе процесса развития индивида.
Так на уровне реального функционирует психика младенца, который, живет в недифференцированном мире, где все ощущения и сенсорные восприятия слиты в единое целое, и в то же время не присвоены самим ребенком. Мы уже много раз обсуждали как ребенок видит мир и в целом, идея Лакана не отличается от идей других ученых, так что чтобы было проще понимать, о чем идет речь, можете посмотреть предыдущие ролики. Ребенок воспринимает мир недиференцировано, не выделяя те или иные объекты в среде, и, по сути, мир кажется ему кашей из ощущений. Важную же роль в реальном играет именно тело, позывы которого человек также далеко не всегда может распознать. Так что, не стоит думать, что реальное в концепции Лакана означает внешнюю реальность, наоборот, к реальному также относится содержание психики, и, и прежде всего бессознательное содержание. В общем это во многом схоже со структурой Ид у Фрейда
И здесь наиболее важную роль конечно же играет представление о самом себе. В частности, момент появления воображаемого Лакан сводит к так называемой стадии зеркала, которая длиться с 6 до 18 месяцев.На этой стадии малыш обнаруживает свой образ в зеркале и восхищается им, затем помещая его внутрь себя. При этом надо понимать, что под зеркалом здесь имеется в виду не только реальное зеркало. Под зеркалом имеются в виду и отраженные реакции близких других, например, то, как мама реагирует на те или иные потребности ребенка и вообще признает ли его. И речь здесь идет не только об образе в целом. В материнских ответах на позывы ребенка получают свое отображение и отдельные телесные функции. Ребенок начинает обозначать одно ощущение как голод, другое как удовольствие, поскольку именно так обуславливает его чувство его мать. В итоге осознание себя целостным объектом, отделенным от внешнего мира, позволяет выделять и иные объекты в этом самом мире появляется так называемый другой или объект, с которым можно взаимодействовать. При этом другой это не только другие люди, но и образ самих себя это тоже другой, так как любой диалог по Лакану направлен на другого, а следовательно внутренний диалог – это тоже общение с другим – с образом своего я. Воображаемое также во многом отвечает и за психические защиты. Оно создает образ "Я", устраивающий индивида и играющий экранирующую роль как по отношению к реальности, так и по отношению к тем образам, которые существуют в сознании "других";
При этом сам Лакан утверждал, что ребенок как бы врождается в язык, или, проще при рождении помещается в определенную знаковую среду, которая уже формирует его психику. У ребенка появляется символическое пространство с помощью, которого он может обозначать те или иные предметы, соответственно здесь и появляется важный концепт означающего и означаемого в теории Лакана.
Означающее, означаемое и влеченияС момента появления символического регистра, можно также говорить о двух новых концептах означаемого и означающего. Идея достаточно проста, существует наша языковая или символьная система и существует тот смысл, который мы хотим с помощью нее передать. И как вы понимаете, символьная система находится в символическом регистре, а смысл и значение, которое мы хотим передать в воображаемом. Здесь важно то, что символическое наполняют культурные элементы, разделяемые большинством людей, например, я могу использовать русский язык, однако воображаемое или смысл скрытый за сказанным индивидуальны для каждого человека. Так если я говорю слово конь, то каждый из вас представит своего коня, кто-то белого, кто-то игрушечного, кто-то шахматного, а кто-то вообще единорога. Именно поэтому даже с помощью символического невозможно адекватно передать смысл. Но есть еще и то, что мы в принципе не способны передать – это реальное. Реальное невозможно полностью передать в образах или словах, и именно поэтому Лакан считал символы и образы пустыми вещами которые не содержат под собой ничего. Для иллюстрации данной концепции часто используют метафору одного автора с шахматами, однако мне она показалась нелогичной, поэтому я приведу свою. Представьте себе художника, который в порыве вдохновения и чувств написал красивую картину. Вряд ли мы сможем как-то адекватно описать чувства художника, его мотивы и его состояние скрытые за картиной. И в этом смысле речь идет о реальном, о том, что послужило бессознательным фактором для рисования. Сама же картина — это сфера воображаемого – это тот образ, с помощью которого художник попытался передать свои чувства. Ну а теперь представьте, что мы пытаемся кому-то рассказать смысл картины и то что на ней изображено через слова – это уже область символического. И даже если мы с помощью символов попытаемся говорить о реальном, мы все равно не сможем передать то, что действительно реально. Сказав вдохновение, мы уже упустим сам момент вдохновения и не сможем в полной мере передать его. И более того, в попытках передать что-то с помощью символов и значений мы всегда будем обращаться не к реальности, а к иным символам или значениям и описывать одни понятия через другие, а не через реальность. Таким образом символическое воображаемое и реальное постоянное стремятся друг к другу, но никогда не приходят к соответствию из чего Лакан и выводил основные влечения человека видя их истоки опять же в языке нежели в биологии, как об этом заявлял Фрейд. Наше символическое и воображаемое постоянно стремятся к реальному, но не достигая его могут создавать так называемые фантазмы или воображаемые образы, как замену реальности. С другой стороны, именно настоящая встреча с реальностью часто и становится для нас наибольшей травмой и конечно, главную травму жизни, Лакан видел в Эдиповом комплексе.
другой и ДругойИменно этап Эдипова комплекса является важнейшим при формировании символического регистра психики, что связано с появлением так называемого Другого. Сам Лакан использует два понятия другого, другой с маленькой буквы – это просто другой объект или человек и Другой с большой буквы – это, по сути, буква закона или культурного кода, которой человек должен следовать. В ситуации Эдипова комплекса этим большим другим и является отец ребенка, который ставит свой запрет на слияние с матерью. В будущем появляются и другие Другие, которые занимают уже символический, а не воображаемый регистр Так к большим другим можно отнести в принципе всех взрослых, которые оказали свое влияние на ребенка. Сюда же относятся любые идеи и культурные лозунги, типа фашизма или феминизма. Сюда же относятся правила поведения в социальной среде, да и тот же уголовный кодекс. Проще говоря большого другого, можно приравнять к различным интроекциям и убеждениям человека, если вам более знакомы эти понятия. И именно такие элементы и наполняют символическое, опять же по аналогии с Супер-Эго по Фрейду. Мы же сейчас более подробно рассмотрим, как формируется символическое на этапе эдипова комплекса.
Эдипов комплекс и структуры личностиБольшое значение в формировании символического регистра играет Эдипов комплекс и иные варианты встречи с реальностью. Эдипов комплекс начинается с того, что ребенок испытывает фрустрацию, когда мама бросает его, и по мнению Лакана, ребенку нужно объяснить самому себе почему это происходит. Ответ Лакан видит в том, что мать уходит за недостающим ей фаллосом, а как известно всем женщинам в призме психоанализа фаллоса не достает. Ну и немного посмеявшись над данным заявлением, стоит сказать, что вообще большинство психоаналитических выражений — это не более чем метафора и фаллос в данном случае тоже предстает метафорой, скорее обозначая, в принципе тот объект, ради которого мать уходит, и из-за которого негодует ребенок. Сам же подобный объект в сознании ребенка был назван фантазмом, поскольку ребенок его просто на просто выдумывает. Также под фаллосом тут понимается отец ребенка, к которому как вы понимаете и удаляется его мать, причем не объективный отец как таковой, а символический. И таким образом получается, что именно он лишает ребенка права удовольствия быть с матерью, а следовательно, налагает определенный запрет на инцестуозные отношения и слияние с ней. Кстати, мать — это тоже метафора и являться ей может не обязательно биологическая мать. Собственно, это и есть то, что зовется Эдиповым комплексом, только с позиции Лакана. Соответственно такой запрет отца на отношения с матерью становится значимой травмой, которая сталкивает ребенка с реальностью и на которую ему надо как-то реагировать. У ребенка имеется три способа психического реагирования, которые затем и формируют его личностную структуру, а также соотношение между реальным, символическим и воображаемым в его психике.
Ребёнок также и в последующем встречается со значимыми травмами, например, когда его идеальность не признают другие люди, а социум его не принимает. И по большому счету реакции реагирования на последующие травмы определяют как будут структурироваться инстанции психики. Ну и чтобы вы понимали подобные наименования в психоанализе типа невротик и психотик не являются диагнозами в полном смысле слова и под невротиком по сути подразумевается здоровая личность.
НаслаждениеВажным и наверно одним из самых непонятных в концепции Лакана является термин Наслаждение. Вопреки ожиданиям, наслаждение по Лакану включает в себя не только удовольствие, но и всегда страдание. И как, казалось бы, это понимать. На самом деле данная идея становится более понятной, если наслаждение по Лакану мы сравним с влечением к смерти по Фрейду. Влечением к смерти Фрейд объяснял любые симптомы, подразумевающие саморазрушение, например мазохизм, зависимости, самоповреждения и другие. Все эти симптомы, как вы могли бы догадаться несут в себе как удовольствие от разрядки, так и боль саморазрушения. Примерно тоже происходит и с удовольствием по Лакану. Любой симптом, с которым приходит клиент по сути являет собой его страдание, но в то же время, психоанализ подразумевает, что сам симптом был создан нашей психикой для разрядки того или иного напряжения и в этом смысле он приносит удовольствие.
Слова ударяют по органамКак говорил Лакан Бессознательное структурировано также как язык. Но значит ли это, что бессознательное структурировано также, как например русский язык, вряд ли, скорее бессознательное является также определенной знаковой и символической системой и в этом смысле, любой симптом или заболевания являются символом или знаком. По сути, у человека есть определенная необходимость выразить что-то, но это что-то не может быть высказано. Вот это невыразимое и есть то, что можно назвать симптомом в психоаналитическом смысле. Таким образом Болезнь – становится иным способом существования и выражения В этом смысле важен так называемый дискурс по Лакану, то есть система правил с помощью, которых индивид выстраивает свою речь Лакановский психоаналитик не фокусируется на самом симптоме, а скорее исходит из того, что его окружает. Человека окружает дискурс, он является базой для социальной связи, то есть любых отношений между людьми. Но, говоря о дискурсе, мы говорим не только о языке. Дискурс — это то как и с помощью чего человек передает те или иные значения другому. Одним из примеров является описанная Фрейдом игра ребенка fort-da. У ребенка в руках — катушка на нитке, и он совершает последовательно одно и то же действие из двух актов: сначала отбрасывает от себя катушку, произнося («прочь!»), чтобы во втором акте притянуть к себе катушку обратно, радостно «вот!». Эта игра появляется на месте отсутствия взрослого как попытка ребенка с помощью простейшей символизации, дискурса из двух элементов, с этим отсутствием справиться. Тоже самое и с симптомом, который словно метафора пытается передать тот или иной смысл.
Структурный психоанализГоворя же о терапии в целом, Лакан сравнивал психотерапевтическую ситуацию с ситуацией восприятия незнакомого языка. Если симптом по Лакану – это определенное означающее, то психоанализ должен свестись к выяснению означаемого и переозначиванию. Означаемое, т. е. содержание психики пациента, скрывается им осознанно и может быть выявлено лишь по случайным деталям речи и поведения. Не знаю, насколько уместен будет такой немного антинаучный пример, но все же он может хорошо проиллюстрировать данную концепцию. Возьмем симптом в виде кожного покраснения. Часто такой симптом рассматривается как способ выстроить границы и барьер между собой и миром, что может являться следствием сексуального насилия в прошлом. В этом аналитик должен помочь клиенту осознать это, а затем создать иное означающее, то есть помочь выстроить иной способ сохранения границ. Однако в рамках именно лакановского психоанализа все немного сложнее, ведь означающим мы пытаемся обозначить реальное, которое в свою очередь недостижимо. Согласно его методике, мы можем разгадать метафору болезни, но она не проходит из-за того, что мы ее обговорили. Поэтому для психоаналитика лакановской ориентации не так важна речь, как результат, и интерпретация становится интерпретацией, только когда она несет терапевтический эффект. В лакановском анализе есть «акты» — действия, которые носят терапевтический эффект. У Лакана был случай, когда пациентка с травмой не могла отделаться от воспоминаний о немецкой полиции гестапо. На французском слово gestapo звучит не только как «гестапо», но и как «жест на коже». На сеансе Лакан дотронулся до ее лица, и это произвело моментальный эффект в виде облегчения страдания. Она увидела, что ее тревога ничего не значит, что это застывший символический сгусток, который распадается перед реальностью. При этом в качестве терапевтического акта может быть использовано практически все что угодно: от изменения цены самого сеанса до реакции на опоздание пациента. Любые подобные акты также выступают как означающие и могут нести в себе определенный смысл для пациента. Например, Лакан считал, что, нет смысла вести каждый сеанс 45 минут, потому что надо думать о времени логическом, а не хронологическом. Человек начнет говорить про то, как он возмущен краткостью сеанса. Если он не остановится, то выскажет то, что находится глубже. Ну и как вы знаете психоанализ никогда не сводился к лечению симптома. Поэтому психоаналитики говорят о своем эффекта, даже если не удалось ничего «вылечить» в традиционном понимании. Они говорят об эффекте от циркуляции речи, в которой постоянно меняются означающие и есть человек, который вас выслушивает, именно это и обуславливает результат терапии
Критика ЛаканаНе смотря на значимость и популярность теории Лакана не стоит возносить ее до небес. Читать произведения Жака Лакана практически невозможно ведь излагал свои мысли сложным языком, с применением терминов, взятых из других наук; особенно математики. Однако критики быстро заметили, что научные термины, которые он использует, сам Лакан понимает очень плохо и трактует их довольно свободно. Нередко в одном и том же произведении один и тот же научный термин (скажем, математический) приводится несколько раз, и каждый раз в разном значении. Это явилось одной из причин того, почему Жаку Лакану отказывали в научности. Ричард Докинз в связи с Лаканом говорит: «На мой взгляд, философ, приравнивающий эректильный орган квадратному корню из минус единицы, полностью теряет доверие, когда дело доходит до вещей, о которых я не имею вообще какого бы то ни было представления. Кстати, именно из-за бредовости математических построений, я собственно и не привел ни одного из них в данном видео. Некоторые из критиков отвергают работы Лакана полностью, не ограничиваясь акцентами на несостоятельности математической терминологии. Франсуа Рустанг отзывается о текстах Лакана не иначе как о «бессвязной системе псевдонаучной тарабарщины» и приводит цитату Ноама Хомского, в которой тот описывает Лакана как «забавного и сознательного шарлатана». В итоге в своих исследованиях Лакан допускает нестрогое, метафорическое использование понятий лингвистики, математики и других наук, вследствие чего некоторые его положения и выводы выглядят необоснованными, а его концепция в целом оказывается непоследовательной и противоречивой. Многие, пытавшиеся вникнуть в содержание его произведений, приходили к выводу, что в некоторых из них вообще нет никакого смысла. В других же сочинениях смысл присутствует, но ничего выдающегося с научной точки зрения там нет. Интересны и особенности самой личности Лакана. Например, задокументировано его обыденное отношение к кражам. Лакан часто писал друзьям, чтобы либо одолжить, либо купить книги, которые были редкими или были коллекционными изданиями. Когда его просили вернуть их, книги часто «терялись», а в случае, если необходимо было возместить стоимость книги, он редко выкладывал полную сумму. Даже его подопечной Эмме не удалось избежать его жадности, так как Лакан «позаимствовал» рукописи ее романа для своей научной работы. По сей день, потомки Эммы пытаются восстановить рукописи. Ещё одной интересной выходкой Лакана была его "разная длительность сессий. Выше я уже произнес красивую речь о том, что длительность сессией, может быть просто символическим общением, однако, многие воспринимают подход Лакана, просто как оригинальный способ оправдать мошенничество с оплатой его услуг пациентами. На протяжении всей своей жизни, Лакан медленно уменьшал время, которое он проводил с каждым пациентом. И постепенно часы психоанализа сократилось до нескольких минут, однако, немалая стоимость сеансов от того никак не становилась меньше. И, если бы вы были начинающим студентом Лакана, вам тоже пришлось бы платить, чтобы попасть к нему на приём. Несмотря на все эти факторы сложно отказать Лакану в его влиянии на психоанализ, ведь Он во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, жак лакан, структурный психоанализ, объектные отношения
Другие публикации:
|
Многие, кстати, приравнивают эти регистры к инстанциям психики по Фрейду: ид, эго и супер-Эго. Такое отождествление не является корректным, однако, вам я рекомендую держать в голове это сравнение для более простого понимания дальнейшего описания.
И добавлю ещё момент ,это сейчас с позиции Мелани Кляйн очень понятно ! Три расщепления , и одно из расщеплений разбираем и тогда в депрессивной позиции можем и два других кольца освободить
Словно речь идёт о синдроме
И следовательно разбирая одну из частей синдрома , распадаются на симптомы и они могут по сути растворится и мозг займётся другими идеями
И Мате Бланко здесь очень хорошо слышится с его стратами и видами и дифференциацией
Живое и не живое. Предметный уровень и субъектный уровень объектных отношений. Больно живому , предмет не чувствует боли. Различение означающему
А у Лакана важный сам "означающий ! То есть сам человек и его выбор в моменте означаемое им лично в моменте сейчас
Переназначая означаемое ! Можно выйти на уровень собственного качества мышления на один шаг
То есть например заменяя слово борьба на умение растворять или чуть видеть или пробуем ждать пока эмоция начнет терять свою интенсивность , даже не гасить получается нужно , через выдох ,длинный Выдооох , проживать, через выдыхание мы остужаем реакцию и эмоцию одновременно ( эмоции , реакции ) парасимпатика включается
Или умение эмоции видеть в себе , позволить и тогда означаемое как мультике ! И тебя тоже посчитали
То есть заметили !
А замеченное, получившее внимание означающего, в нас меньше бушует
оно в нас символизированое ждёт переназначения
Наше отношение к назначаемому
То есть обозначающий ! Он становится А ! То есть как бы появляется определенный социальный порядок
Ответственность личная за часть которая приходит в Предсознательное становится более ясным и понимаем
Речь, включая уровень объектных отношений идёт больше не о борьбе объектов а об определении эмоций между ними .
Признать что есть эмоции между объектами это уже шаг на очищение объектов внутренних от колоссальной нагрузки на сознание ☀️
Добавить комментарий »