Теория привязанности Джона Боулби или как вырастить ребенка здоровым

Мой блог / Просмотр публикации

Существенный вклад в психоаналитическую концепцию развития внес создатель теории привязанности Джон Боулби, идеи которого вначале были отвергнуты профессиональным сообществом, и лишь позднее получили всеобщее признание.

Джон Боулби учился в школе для одаренных детей в связи с чем видимо и сам стал интересоваться нарушениями у детей, воспитываемых в детских домах. Он обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими.

Боулби показалось, что такие дети неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни упускают возможность крепко привязаться к материнской фигуре. Боулби также наблюдал подобные симптомы у детей, которые в течение некоторого времени росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями.

Такие наблюдения привели Боулби к той точке зрения что на развитие влияют прежде всего не биологические инстинкты либидо и мортидо, принятые в психоанализе, а внешняя окружающая среда.

Боулби пришел к выводу, что, уделяя основное внимание инстинктивным побуждениям ребенка, психоанализ полностью игнорирует влияние событий реальной жизни.

В качестве примера достаточно привести один характерный факт: когда Боулби выразил намерение побеседовать с матерью ребенка, психотерапией которого он занимался, М. Кляйн, в качестве супервизора, запретила ему такую беседу, так как считала ошибочным обращение к данному источнику сведений. Поэтому уже тогда Боулби начал искать новые пути исследования развития ребенка.

 

Привязанность и этология

Согласно единственной теории того времени, ребенок привязывается к своей матери, поскольку она его кормит. Боулби не был удовлетворен этим ответом и и стал искать иной способ объяснения, в итоге найдя его в этологии, а частности ознакомившись с идеями Конрада Лоренца.

В дальнейшем Боулби заимствует множество понятий из этой науки, однако, намеренно используя их в другом смысле, ставя во главу угла, конечно же понятие импринтинга, когда детеныш запечатлевает фигуру матери и начинает следовать за ней.

Импринтинг – это врожденная форма мгновенного обучения, который состоит в том, что ребенок после рождения впервые увидев лицо, а точнее мордочку матери запечатлевает этот образ и начинает всюду следовать за ним и реагировать привязанностью именно на него, отсекая реакции на других животных. Например, если после рождения утенка он увидит не образ мамы утки, а образ человека, то он будет следовать за ним, а в последующем не сможет завести отношения с девочкой уткой, так как она ему будет неинтересна.

В классической этологии импринтинг – это одномоментный акт, в то время как Боулби утверждал, что его можно перенести и на людей, просто у человека импринтинг происходит более длительное время и именно он ответственен за формирование привязанности.

А значимость формирования импринтинга Боулби объясняет через эволюционное развитие и внешние средовые факторы. Он говорил о том, что детям в первобытных племенах, было жизненное важно подавать определенные сигналы, которые бы заставили взрослых оказать заботу, иначе ребенок мог бы умереть с голоду или просто быть съеденным.

Таким образом Боулби говорит не только об импринтинге, но об определенных врожденных моделях поведения ребенка, которые носят активирующий характер для реакции заботы у родителей

В силу этого Боулби делает упор на то, каким образом происходит активация определенной системы управления поведением и последующее прекращение ее действия, рассматривает в этом процессе роль внешних и внутренних стимулов, которые фиксируются посредством механизмов запечатления во время сенситивных периодов развития.

 

Фазы развития привязанности

Изучая процесс развития ребенка Боулби, открывает стадии формирования привязанности.

Фаза 1 (рождение - 3 месяца) неразборчивая реакция на людей. В первые месяцы после рождения дети демонстрируют неразборчивую реакцию на большинство людей и прежде всего они реагируют на чужие лица. Для этологов, такая реакция предполагает генетическую предрасположенность к визуальному паттерну, который вскоре пробудит одно из наиболее эффективных привязывающих действий, социальную улыбку.

Такая улыбка уже появляется до 3-недельного возраста, но пока она ни на кого не направлена, в трехнедельном возрасте ребенок начинает реагировать улыбкой уже на голос человека ну и наиболее яркое проявление улыбка приобретает в возрасте 5-6 недель, когда малыши улыбаются счастливо и широко при виде человеческого лица.

По мнению Боулби, улыбка способствует привязыванию опекуна. В жизни родителя этот момент часто оказывается окрыляющим; родитель теперь имеет "доказательство" любви малыша. При виде малыша, смотрящего вам прямо в глаза и улыбающегося, вас начинает переполнять глубокое чувство любви.

На этом же этапе проявляются и другие реакции ребенка типа, лепета, плача, гуления, хватательный и сосательный рефлекс и рефлекс Моро. Все эти реакции по Боулби развиваются также как и улыбка от неразборчивых в присутствии любых других людей до последующей реакции на конкретного человека.

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях. Начиная с 3 месяцев поведение малыша меняется. Прежде всего исчезают многие рефлексы - включая рефлексы Моро, цепляния и поиска. Но Боулби показалось более важным то, что социальные реакции малыша становятся намного более избирательными.

Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомыми людьми, а когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него. Тоже самое происходит и с другими реакциями, а плач ребенка быстрее успокаивается при взаимодействии со знакомой фигурой.

Затем в этой фазе малыши сужают свои реакции на знакомые лица. Они обычно отдают предпочтение двум или трем людям - и одному в особенности. Этим основным объектом привязанности обычно является мать, но бывают и исключения.

По-видимому, у малышей формируется наиболее сильная привязанность к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных интеракциях с ними.

Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Здесь проявляется так называемые сепарационная тревога, когда мать покидает комнату. Ранее дети могли протестовать против ухода любого человека, который смотрел на них; теперь, однако, их расстраивает главным образом отсутствие этого единственного человека. Наблюдатели также подмечают интенсивность, с которой малыш приветствует мать, после того как она отсутствовала некоторое время.

В возрасте около 7-8 месяцев, здесь появляется и иная реакция – страх незнакомцев. Эта реакция простирается от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека, причем более сильные реакции обычно отмечаются, когда малыш плохо себя чувствует или оказывается в незнакомой обстановке.

К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем. Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них. Это особенно заметно, когда они используют опекуна в качестве надежной отправной точки своих исследований окружающего мира.

Если мать и ее 1-2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования.

К окончанию первого года жизни важной переменной становится появление у ребенка общей рабочей модели объекта привязанности.

По сути, у ребенка появляется убеждение либо в безопасности матери, которое позволяет ему свободно исследовать мир, либо в нестабильном образе матери, что заставляет ребёнка испытывает страх и тревогу при разлуке.

Фаза 4 (3 года - окончание детства): партнерское поведение. До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец "уходят на минуту к соседям, чтобы попросить молока", ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше, как партнер в отношениях.

 

Разлучение и интернатская депривация

Хотя Боулби интересовался "неспособностью выработать импринтинг", еще больше его занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Если смотреть с позиций психоанализа, то именно разлука и считается основной травмой развития по Боулби.

Согласно Боулби эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию.

  1. Протест. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен.
  2. Отчаяние. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали.
  3. Отчужденность. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.

К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным и если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится "личность, лишенная любви", человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих.

такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.

Именно такая модель, как предполагает Боулби, развивается в детских домах, то, что можно назвать интернатской депривацией.

Во многих детских домах о малышах заботятся несколько нянек, которые могут удовлетворять их физические потребности, но у которых мало времени на то, чтобы общаться с ними и откликаться на их реакции привязанности, то есть улыбаться и лелеять в ответ на улыбку ребенка.

Часто рядом нет никого, кто мог бы откликнуться на плач малышей, улыбнуться им в ответ, поговорить с ними, когда они лепечут, или взять их на руки, когда они этого хотят. Поэтому малышу трудно установить прочную связь с каким-то определенным человеком.

При этом также как в классической этологии рассматривают определенный критический период для образования импринтинга, так же и Боулби говорил о бесповоротном моменте, когда привязанность сформировать уже не получится.

Боулби предполагает, что критический период оканчивается с появлением реакции страха, как это происходит и у других видов. Тогда окончание критического периода приходится на 8-9-месячный возраст. После этого момента малыши, испытывающие недостаток в интеракциях с людьми, могут так и не начать нормально развиваться

 

Типы привязанности

Эксперименты Боулби и его последователей позволили ему выявить и различные варианты привязанности, как в случае здорового развития, так и в случае травмы. Один из экспериментов заключался в наблюдение за поведением матери и ребенка в комнате, полной игрушек. В зависимости от того, как дети вели себя незнакомой экспериментальной ситуации, Боулби выделил четыре основных типа привязанности.

  1. Надежная привязанность. В этом случае дети, первоначально будут рядом с матерью, но постепенно пойдут играть с игрушками, регулярно оглядываясь назад, чтобы увидеть, где мать, а затем продолжали играть и исследовать. Такую привязанность отличает стрессовое состояние, возникающее у ребёнка, когда взрослый его покидает, и радость от того, что он вернулся. Испугавшись, дети с надёжным стилем привязанности будут искать утешение как раз у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.
  2. Тревожно-амбивалентный стиль привязанности. Ребёнок с таким типом привязанности будет стандартно исследовать немного, часто настороженно относиться к чужим, даже если родитель присутствует. Когда мать уходит, ребёнок часто сильно огорчен. При этом, когда она вернется, ребёнок будет амбивалентен. Это дети, чьи матери говорят ребенку теплые слова, играют с ребенком, но не проявляют тесный контакт. Такие дети показали меньше исследовательского поведения, отсутствие эмпатии, избегания тесных эмоциональных связей. В зрелом возрасте они не доверяют другим людям и проявляют страх близости.
  3. Избегающий стиль привязанности. Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, стараются избегать родителей или опекунов. Такие дети не оказали бы предпочтения своему родителю перед совершенно незнакомым человеком, если бы им предложили такой выбор. Этот стиль привязанности обычно является результатом оскорбительного или нерадивого отношения опекунов. Дети, которых наказывают за то, что они полагаются на взрослого, впоследствии перестают обращаться к ним за помощью в будущем.
  4. Дезорганизованный стиль привязанности. Дети с дезорганизованным стилем привязанности часто демонстрируют запутанное сочетание моделей поведения и могут казаться дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Такие дети могут как избегать взрослых, так и противостоять им. Родители таких детей обычно проявляют непоследовательность и могут служить как источником комфорта, так и источником страха, что приводит к выработке неорганизованного поведения.

В итоге дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надёжная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.

Неспособность же сформировать надёжную привязанность приводит к таким диагнозам как «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР).

 

Терапия

В своей психотерапии Боулби, по сути, был продолжателем подхода объектных отношений утверждая, что прошлые отношения человека со значимыми фигурами, проецируются на текущие взаимоотношения с людьми. Отсюда и идея терапии сводилась к тому, чтобы восполнить когда-то несформированную привязанность у человека, в связи с чем Боулби давал ряд рекомендаций.

Боулби говорит, что, когда пациент приходит на прием, он обеспокоен своими проблемами и переполнен страхом и тревогой и терапевт должен понимать, что система привязанности пациента активирована.

Всеми доступными клиенту способами он будет искать человека, к которому можно было бы испытывать привязанность, привлекая для этого и поведение, искаженное соответствующими нарушениями и расстройствами.

В связи с этим терапевт должен проявить заботу по отношению к пациенту и быть доступным для него во временном, пространственном и эмоциональном измерении.

Терапевт должен служить надежной базой, на которую можно положиться и опираясь на которую пациент может проработать свои проблемы в условиях эмоциональной безопасности.

Принимая в расчет разные паттерны привязанности, терапевт должен проявлять гибкость в управлении своей близостью с пациентом – как в реальном взаимодействии, так и в организации сеттинга.

Терапевту следует поощрять пациента, чтобы тот задумывался, какие стратегии привязанности он в данный момент использует в своих отношениях с важными референтными лицами.

Терапевт должен побуждать пациента к тщательной оценке отношений и сам также должен делать это. Для этого пациента нужно осторожно попросить, чтобы он сравнил свои нынешние восприятия и чувства с теми, которые он испытывал в детстве.

Нужно помочь пациенту осознать, что его болезненный опыт привязанности, видимо, уже не годятся для того, чтобы в теперешней жизни справляться с выстраиванием важных отношений.

При осторожном расторжении терапевтического союза терапевт образцово ведет себя в ситуации расставания. Инициативу расставания отдают пациенту. Его поощряют вербализировать свои страхи перед расставанием, с одной стороны, и свое любопытство, связанное с освоением путей новой жизни без терапии – с другой.

Досрочные же пожелания расставания могут быть вызваны тем, что терапевт предлагал пациенту слишком большую эмоциональную близость, которую тот еще не мог выдержать.

 

Заключение

Как и следовало ожидать, реакция на высказанные Боулби со стороны психоаналитиков была весьма бурной. А Анна Фрейд, например, выражала свое сожаление «о потере для психоанализа такой значительной фигуры, как Боулби».

Однако сегодня вклад Боулби как в психоанализ, так и в науку признается наверно всеми. Причем вклад не только теоретический, но и экспериментальный, что принципиально отличает Боулби от подхода всех других психоаналитиков.

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, джон боулби, теория привязанности, стадии привязанности, объектные отношения
Комментарии
Романов Александр Николаевич
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
Боулби утверждал, что его можно перенести и на людей, просто у человека импринтинг происходит более длительное время и именно он ответственен за формирование привязанности.
И уже не только на лицо матери, но и её походку, одежду, запах, манеру разговора...
Именно так: потом ищет себе в пару, например, блондинку на каблуках.
№1 | 11 сентября 2021
Шишкина Антонина Дмитриевна
Прекрасная статья. Спасибо вам за ваш труд. С таким интересом давно не читала)
№1 | 17 сентября 2021
Полтавец Ксения Игоревна
Похоже на цитирование книги У.Крэйна "Теории развития" .
№1 | 30 июля 2022
Сидельникова Нателла Дмитриевна
Спасибо большое за такую интересную статью.
№1 | 29 апреля 2023
Суханова Оксана Николаевна
Спасибо за интересную статью!
№1 | 19 июня 2024
[ добавить комментарий ]