Теория объектных отношений Маргарет Малер

Мой блог / Просмотр публикации

Маргарет Малер разработала собственную теорию объектных отношений, основанную на роли сепарации и индивидуации в развитии ребенка.

Теория объектных отношений — психодинамическая модель развития, подчеркивающая важность взаимодействия со средой. Согласно этой концепции, именно отношения ребенка с «объектами» его окружающей среды определяют его последующую функциональность.

Малер и ее коллеги изучали нормальных младенцев и нормальных матерей в естественной обстановке игровой комнаты, наблюдая возникновение объектных отношений в первые три года жизни.

Она занялась этим исследованием после того, как поработала с младенцами и маленькими детьми с глубокими нарушениями психики; поэтому, изучая нормальных детей, она стремилась раскрыть, с одной стороны, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта, с другой - что способствует патологии этих структур.

 

 

Стадии развития объектных отношений

Данные, полученные из исследования, привели Малер к рассмотрению этапов развития в терминах того, что она назвала процессом сепарации-индивидуации. В этом процессе, который стал фундаментом теории развития объектных отношений Малер, выделено две различных, но переплетенных между собой линии.

Сепарация — это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери.

Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально сепарация и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.

Малер считала, что процесс сепарация -индивидуации начинается в возрасте четырех-пяти месяцев и включает в себя четыре фазы: дифференциация, практика, воссоединения и формирования постоянства объекта.

Кроме того, Малер выделила еще две фазы, предшествующие началу процесса сепарация-индивидуации: нормальную аутистическую фазу, занимающую первые четыре недели, и нормальную симбиотическую фазу, длящуюся от двух до 6 месяцев.

  1. Аутистическая фаза. Первые два месяца жизни характеризуются игнорированием всего, кроме себя это и есть аутистическая фаза. На этой фазе ещё не сформировались психические представления о себе и об объекте, поэтому принято говорить о недифференцированности, называть эту стадию безобъектной или предобъектной. Малер назвала эту фазу нормальным аутизмом, опираясь на то, что младенец очень мало взаимодействует с внешними стимулами. Новорожденный на этой стадии описывается как биологическое существо с рефлекторными реакциями на стимулы. Он не может различать внутренние и внешние стимулы и не выделяет себя из окружающего его мира. Эго ребёнка примитивно и неинтегрированно, а защитные механизмы работают на соматическом уровне (по схеме переполнение – разрядка), поведение направлено на поддержание гомеостаза. Выживание ребенка целиком зависит от матери, и в этом смысле ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы». Правда позже Малер отказалась от теории существования этой фазы, основываясь на новых результатах своего исследования. Тем не менее данный этап по-прежнему появляется во многих книгах по ее теориям.
  2. Фаза симбиоза. В следующие 4-5 месяцев, названные фазой симбиоза, ребенок начинает узнавать других людей, присутствующих в его мире, но не как отдельных существ, а как продолжение себя. Важным достижением для младенца на этой стадии является превращение матери в главный объект любви и формирование привязанности к ней. Неспособный провести чёткое различие между собой и матерью, ребёнок переживает соматическое и психическое слияние с ней и весь его мир сосредоточен на ней одной. Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью, возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются «внешним» объектом. 

На четвертом месяце уже возникает определенный диалог, в котором взгляд младенца встречает взгляд матери, и взаимодействие в паре мать-дитя задаёт фон для самого раннего структурирования удовольствия и неудовольствия.

Если у младенца получается воздействовать на мать и добиться от неё нужной младенцу реакции, пара мать-младенец обретает способность латать неизбежные разрывы в эмпатической связи. Это регулирование себя и другого через взаимодействие вносит важный вклад в развитие регулирующих функций Эго.

Если же мать в силу своей неадекватности обеспечивает чрезмерную или непредсказуемую стимуляцию, либо если она вообще откликается на требования младенца, развитие регуляторной функции Эго оказывается нарушенным. Позднее это нарушение проявится в неспособности человека самостоятельно справляться с тревогой и сильными аффектами.

Травмы этих периодов приводят к образования психотических расстройств, которые носят по Малер соответствующие названия аутистических и симбиотических.

В последующий период сепарации и индивидуации, продолжающийся в возрасте 2-3 лет, ребенок начинает отделяться и освобождаться от своего основного опекуна, формируя независимое самоощущение. На протяжении всего времени сепарации — индивидуации развивающийся ребенок очерчивает границы между собой и другими, и эта задача осложняется двумя конфликтами: желание автономии противостоит близости и зависимости, а страх поглощения борется со страхом одиночества.

Следующий осложняющий ситуацию в этот период фактор заключается в том, что развивающийся ребенок часто воспринимает каждого из окружающих его людей как две разные личности. Например, когда мать чувствительна и утешительна, она кажется «абсолютно хорошей». Если же она в какой-то момент недоступна она кажется «абсолютно плохой». Когда она выходит из поля зрения, ребенок считает, что она исчезла навсегда, и кричит, чтобы облегчить отчаяние и панику.

По мере развития ребенка на смену этому нормальному «расщеплению» приходит более здоровое понимание положительных и отрицательных качеств матери, а тревога расставания вытесняется знанием о том, что мама все равно существует и она вернется, то есть формируется константность восприятия объектов.

Маргарет Малер разделяет стадию сепарации и индивидуации на четыре частично пересекающиеся подфазы.

  1. Фаза дифференциации (5-8 месяцев). В этой фазе младенец впервые осознает существование мира и иных объектов, не связанных с его матерью. Появляется «социальная улыбка» — реакция на окружающую среду, но направленная по большей части на мать. К концу этой фазы ребенок проявляет обратную сторону той же реакции — «тревогу при встрече с незнакомым», то есть распознает незнакомых людей в своей окружающей среде. Если отношения с матерью благоприятные и спокойные, реакция на незнакомцев преимущественно характеризуется любопытством. Если же отношения неблагоприятные, тревога становится более заметна; ребенок начинает разделять позитивные и негативные эмоции по отношению к другим людям, полагаясь на такое расщепление, чтобы справиться с противоречивыми чувствами. На этом этапе важную роль играют так называемые переходные объекты открытые Винникотом, которые на время способны заменить образ матери. Но видео про теорию Винникота вы можете посмотреть отдельно на моем канале.
  2. Фаза практики (8-16 месяцев). Фаза практики отмечена возрастающей способностью ребенка отделяться от матери — сначала он учится ползать, потом ходить. Эти краткие периоды разлуки прерываются частым воссоединением, чтобы восстановить безопасный образ, и такое поведение демонстрирует первые проявления амбивалентности ребенка по отношению к своей развивающейся автономии. На этой подфазе развития ребёнок научается оживлять людей во внутренней реальности. Разлучаясь с матерью на короткий срок, ребёнок хранит в памяти её образ, и этот внутрипсихический образ достаточен для поддержания его душевного благополучия. Однако, эта репрезентация жизнеспособна только в течение определённого временного интервала.  Длительная разлука для маленького ребёнка невыносима, она действует разрушительным образом. Иногда это дело дней, иногда многих часов. До того, как этот лимит исчерпан, мама ещё живёт, но после она умирает.
  3. Фаза воссоединения (16-25 месяцев). В предыдущей фазе практики мы видели, что ребенок был увлечен своей исследовательской деятельностью и его интерес к матери был снижен. На фазе воссоединения потребность в эмоциональной вовлеченности матери резко возрастает. Ребенок становится очень чувствительным к разочарованиям и усиливает свое внимание к присутствию матери. В это время роль матери заключается в том, чтобы поощрять эксперименты ребенка с индивидуацией, но в то же время обеспечивать постоянный источник поддержки и подпитки. Нормальный двухлетний ребенок не только имеет крепкую связь с родителями, но также учится временно отделяться от них, испытывая при этом скорее печаль, чем ярость или гнев. После множества расставаний и воссоединений у ребенка формируется устойчивое самоощущение, любовь и доверие к родителям, а также здоровая амбивалентность по отношению к другим людям.

Мать на этой подфазе помогает ребёнку своей компетентностью, служит дополнительной функцией Эго, содействует поглощению чрезмерных импульсов и успешному разрешению конфликта противоречивых стремлений. На этом этапе ребёнок интегрирует в прочные репрезентации «хороший» и «плохой» образ себя и объекта. Интернализация и идентификация усиливают Эго ребёнка и позволяют ему достичь лучшей оценки реальности.

Принятие ребенком своей отдельности и развенчание иллюзии всемогущества – болезненный процесс, часто сопровождаемый драматической борьбой с матерью и воссоединением с ней.

Некоторые матери в этот период неспособны принять возросшую требовательность и капризность ребенка, особенно после его относительной автономности в подфазе практики. Иные, наоборот, неспособны смириться с растущей сепарацией, отделением ребенка. Всё это может стать источником проблем в процессе его психического развития. 

Однако мать может реагировать иначе: либо слишком рано отталкивает ребенка и препятствует воссоединению (возможно, из-за собственного страха близости), либо настаивать на тесном симбиозе (возможно, из-за собственного страха одиночества и потребности в близости).

В любом из этих случаев ребенок обременяется чрезмерным страхом быть покинутым и/или поглощенным, который отражается от страхов его матери. В результате этого ребенок может так никогда и не вырасти в эмоционально независимое человеческое существо.

В итоге позже проявляется неспособность личности достигать близости в отношениях. Когда взрослый человек сталкивается с близостью, он может воскресить из детства воспоминания либо об опустошающем чувстве одиночества, всегда преследовавшем все его попытки установить контакт, либо ощущение удушья от постоянного присутствия матери.

Ключевой и решающей, в развитии здоровья человека или формировании глубокой травмы, чреватая расстройствами пограничного уровня, считается именно эта фаза гарантией же выхода из данного тупика могла бы стать способность матери выдерживать весь комплекс противоречивых чувств, и собственных, и чувств ребенка, включая как негативизм, так и прилипание, сохраняя эмоциональную поддержку, теплоту и толерантность к амбивалентности, свойственной на данном этапе развития как ребенку, так и ей самой.

  • Фаза установления константности объекта (25-36 месяцев). К концу второго года жизни ребенок вступает в фазу установления константности объекта, когда он понимает, что отсутствие матери (и других опекунов) автоматически не означает их полную пропажу. Ребенок учится переносить амбивалентность и фрустрацию. Признается временная природа материнской злости. Он также начинает осознавать, что его собственная ярость не уничтожит мать. Он начинает ценить понятие безусловной любви и принятия и формирует способность сочувствовать и сопереживать. Ребенок начинает больше реагировать на отца и других людей в своем окружении.
  • Фаза также связана с образованием внутреннего стабильного и позитивного образа самого себя и позитивного образа матери в их отдельности, неслитности друг с другом. Ребенок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери, внутренне ощущая ее поддерживающее отношение, а следовательно, сохраняя устойчивый и поддерживающий образ самого себя и паттерн стабильных надежных человеческих отношений.

    Внутренний образ матери достаточен для того, чтобы уметь терпеть фрустрацию и переносить амбивалентность. Иными словами, фрустрация не разрушает взаимоотношения. Можно сказать, что отношения с важными для ребёнка людьми становятся более терпимыми и зрелыми.

    Проблемы сепарации-индивидуации повторяются в подростковом возрасте, когда вопросы идентичности и близости с другими вновь выходят на первый план.  В то время как двухлетний малыш пытается завоевать одобрение и восхищение родителей, копируя их идентичность, подросток пытается копировать сверстников и перенимает поведение, отличающееся от поведения родителей.

    В обоих случаях в основе поведения ребенка в меньшей степени лежат независимые внутренние потребности и в большей — реакции на важных для него людей в ближайшем окружении. Поведение становится формой поиска новой идентичности, а не укрепления уже сформировавшейся.

     

    Заключение

    Маргарет Малер считают одной из центральных фигур в становлении науки психоанализа. 

    А учитывая особенности ее теории и способы психоанализа, при которых она учитывая всю семью пациента, можно сказать, что теории М. Малер из ее работ получили свое развитие и системная семейная психотерапия, а также модель патогенной «шизофреногенной матери».

     

    © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

    Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, объектные отношения, маргарет малер
    Комментарии
    Ольга Бычкова
    Спасибо вам за информацию.
    №1 | 6 сентября 2021
    Александр Викторович Блынский
    Спасибо за очень интересный и информативный материал.
    №1 | 3 декабря 2022
    Анна Немыченкова
    Благодарю за простое и интересное изложение сложного материала!
    №1 | 10 ноября 2024
    [ добавить комментарий ]