Теория объектных отношений Маргарет МалерМой блог / Просмотр публикации
Маргарет Малер разработала собственную теорию объектных отношений, основанную на роли сепарации и индивидуации в развитии ребенка. Теория объектных отношений — психодинамическая модель развития, подчеркивающая важность взаимодействия со средой. Согласно этой концепции, именно отношения ребенка с «объектами» его окружающей среды определяют его последующую функциональность. Малер и ее коллеги изучали нормальных младенцев и нормальных матерей в естественной обстановке игровой комнаты, наблюдая возникновение объектных отношений в первые три года жизни. Она занялась этим исследованием после того, как поработала с младенцами и маленькими детьми с глубокими нарушениями психики; поэтому, изучая нормальных детей, она стремилась раскрыть, с одной стороны, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта, с другой - что способствует патологии этих структур.
Стадии развития объектных отношенийДанные, полученные из исследования, привели Малер к рассмотрению этапов развития в терминах того, что она назвала процессом сепарации-индивидуации. В этом процессе, который стал фундаментом теории развития объектных отношений Малер, выделено две различных, но переплетенных между собой линии. Сепарация — это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально сепарация и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития. Малер считала, что процесс сепарация -индивидуации начинается в возрасте четырех-пяти месяцев и включает в себя четыре фазы: дифференциация, практика, воссоединения и формирования постоянства объекта. Кроме того, Малер выделила еще две фазы, предшествующие началу процесса сепарация-индивидуации: нормальную аутистическую фазу, занимающую первые четыре недели, и нормальную симбиотическую фазу, длящуюся от двух до 6 месяцев.
На четвертом месяце уже возникает определенный диалог, в котором взгляд младенца встречает взгляд матери, и взаимодействие в паре мать-дитя задаёт фон для самого раннего структурирования удовольствия и неудовольствия. Если у младенца получается воздействовать на мать и добиться от неё нужной младенцу реакции, пара мать-младенец обретает способность латать неизбежные разрывы в эмпатической связи. Это регулирование себя и другого через взаимодействие вносит важный вклад в развитие регулирующих функций Эго. Если же мать в силу своей неадекватности обеспечивает чрезмерную или непредсказуемую стимуляцию, либо если она вообще откликается на требования младенца, развитие регуляторной функции Эго оказывается нарушенным. Позднее это нарушение проявится в неспособности человека самостоятельно справляться с тревогой и сильными аффектами. Травмы этих периодов приводят к образования психотических расстройств, которые носят по Малер соответствующие названия аутистических и симбиотических. В последующий период сепарации и индивидуации, продолжающийся в возрасте 2-3 лет, ребенок начинает отделяться и освобождаться от своего основного опекуна, формируя независимое самоощущение. На протяжении всего времени сепарации — индивидуации развивающийся ребенок очерчивает границы между собой и другими, и эта задача осложняется двумя конфликтами: желание автономии противостоит близости и зависимости, а страх поглощения борется со страхом одиночества. Следующий осложняющий ситуацию в этот период фактор заключается в том, что развивающийся ребенок часто воспринимает каждого из окружающих его людей как две разные личности. Например, когда мать чувствительна и утешительна, она кажется «абсолютно хорошей». Если же она в какой-то момент недоступна она кажется «абсолютно плохой». Когда она выходит из поля зрения, ребенок считает, что она исчезла навсегда, и кричит, чтобы облегчить отчаяние и панику. По мере развития ребенка на смену этому нормальному «расщеплению» приходит более здоровое понимание положительных и отрицательных качеств матери, а тревога расставания вытесняется знанием о том, что мама все равно существует и она вернется, то есть формируется константность восприятия объектов. Маргарет Малер разделяет стадию сепарации и индивидуации на четыре частично пересекающиеся подфазы.
Мать на этой подфазе помогает ребёнку своей компетентностью, служит дополнительной функцией Эго, содействует поглощению чрезмерных импульсов и успешному разрешению конфликта противоречивых стремлений. На этом этапе ребёнок интегрирует в прочные репрезентации «хороший» и «плохой» образ себя и объекта. Интернализация и идентификация усиливают Эго ребёнка и позволяют ему достичь лучшей оценки реальности. Принятие ребенком своей отдельности и развенчание иллюзии всемогущества – болезненный процесс, часто сопровождаемый драматической борьбой с матерью и воссоединением с ней. Некоторые матери в этот период неспособны принять возросшую требовательность и капризность ребенка, особенно после его относительной автономности в подфазе практики. Иные, наоборот, неспособны смириться с растущей сепарацией, отделением ребенка. Всё это может стать источником проблем в процессе его психического развития. Однако мать может реагировать иначе: либо слишком рано отталкивает ребенка и препятствует воссоединению (возможно, из-за собственного страха близости), либо настаивать на тесном симбиозе (возможно, из-за собственного страха одиночества и потребности в близости). В любом из этих случаев ребенок обременяется чрезмерным страхом быть покинутым и/или поглощенным, который отражается от страхов его матери. В результате этого ребенок может так никогда и не вырасти в эмоционально независимое человеческое существо. В итоге позже проявляется неспособность личности достигать близости в отношениях. Когда взрослый человек сталкивается с близостью, он может воскресить из детства воспоминания либо об опустошающем чувстве одиночества, всегда преследовавшем все его попытки установить контакт, либо ощущение удушья от постоянного присутствия матери. Ключевой и решающей, в развитии здоровья человека или формировании глубокой травмы, чреватая расстройствами пограничного уровня, считается именно эта фаза гарантией же выхода из данного тупика могла бы стать способность матери выдерживать весь комплекс противоречивых чувств, и собственных, и чувств ребенка, включая как негативизм, так и прилипание, сохраняя эмоциональную поддержку, теплоту и толерантность к амбивалентности, свойственной на данном этапе развития как ребенку, так и ей самой. Фаза также связана с образованием внутреннего стабильного и позитивного образа самого себя и позитивного образа матери в их отдельности, неслитности друг с другом. Ребенок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери, внутренне ощущая ее поддерживающее отношение, а следовательно, сохраняя устойчивый и поддерживающий образ самого себя и паттерн стабильных надежных человеческих отношений. Внутренний образ матери достаточен для того, чтобы уметь терпеть фрустрацию и переносить амбивалентность. Иными словами, фрустрация не разрушает взаимоотношения. Можно сказать, что отношения с важными для ребёнка людьми становятся более терпимыми и зрелыми. Проблемы сепарации-индивидуации повторяются в подростковом возрасте, когда вопросы идентичности и близости с другими вновь выходят на первый план. В то время как двухлетний малыш пытается завоевать одобрение и восхищение родителей, копируя их идентичность, подросток пытается копировать сверстников и перенимает поведение, отличающееся от поведения родителей. В обоих случаях в основе поведения ребенка в меньшей степени лежат независимые внутренние потребности и в большей — реакции на важных для него людей в ближайшем окружении. Поведение становится формой поиска новой идентичности, а не укрепления уже сформировавшейся.
ЗаключениеМаргарет Малер считают одной из центральных фигур в становлении науки психоанализа. А учитывая особенности ее теории и способы психоанализа, при которых она учитывая всю семью пациента, можно сказать, что теории М. Малер из ее работ получили свое развитие и системная семейная психотерапия, а также модель патогенной «шизофреногенной матери». © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, объектные отношения, маргарет малер
Другие публикации:
|
Добавить комментарий »