Базисный дефект в объектных отношениях Майкла Балинта

Мой блог / Просмотр публикации

Балинт когда-то писал «как бы глубоко мы ни проникали в историю человеческой жизни с помощью нашей аналитической техники мы всегда без исключения обнаруживали объектные отношения». Это привело Балинта к утверждению о том, что объектные отношения существуют с самого начала человеческой жизни.

Именно поэтому он посвятил себя изучению процесса развитию объектных отношений, а также рассмотрению возможностей травмы, на разных этапах, которую он обозначил базисным дефектом.

 

 

Стадии развития

Классификация стадий развития по Балинту в целом повторяет традиционные идеи психоанализа, поэтому подробно мы рассматривать ее не будем. Скажу лишь то, что основной упор Балинт делает именно на формирование объектов и их конфигурацию.

  1. Первая стадия развития была названа областью созидания. Она в принципе совпадает со стадиями нарциссизма в других классификациях и состоит в том, что на этой стадии нет внешних объектов и объектных отношений, субъект предоставлен самому себе, и его глав­ная цель – это создать нечто вне себя самого.
  2. Вторая стадия или область базисного дефекта совпадает с классическими анальной и оральной стадиями. Здесь появляются 2 персоны, ребенок и объект, а превалирующей структурой являются отношения между ними; Язык взрослых оказывается бесполезным для описания отношений данного уровня, и этот постулат является достаточно важным для понимания дальнейшего направления психоанализа. Именно на этой стадии и возникает так называемый базисный дефект
  3. Наконец, выделяется область Эдипова конфликта, в которой задействованы три персоны и типичная структура которой представлена трехсторонними отношениями семейного треугольника. Данные отношения порождают у ребенка интрапсихический конфликт, который может быть разрешен или в значительной степени урегулирован. Еще одна важная характеристика этого уровня состоит в том, что здесь язык взрослых является адекватным и надежным средством коммуникации. Здесь важно понимать, что речь идет не только о реальных объектах типа папы и мамы, а о возможности формирования помимо реального объекта еще и абстракции или понятия, которая и вмешивается в диадические отношения.

 

Травма и базисный дефект

Балинт при лечении людей с более тяжелой патологией, чем невроз, столкнулся с совершенно новым явлением, свойственным доЭдипову уровню развития психики, которое он назвал «базисным дефектом» личности. Если иные психоаналитики обычно говорили о травме или о конфликте, то Балинт использовал именно понятие базисного дефекта, для обозначения недостаточности чего-либо в самой личности.

Базисный дефект — это отсутствие чего-то в жизни пациента, дефицит, который должен быть восполнен. Понятие “базисный” применяется автором в силу влияния этого нарушения на всю психобиологическую структуру человека, затрагивая как его психику, так и тело. 

Большинство пациентов неспособны рассказать о своем дефекте, однако они могут выразить его в своих фантазиях о совершенном партнере, и гармонии с окружением или, напротив, в утверждениях о чувствах разочарования в других людях и мире в целом.

Базисный дефект, по мнению Балинта, образуется на ранних этапах развития индивида, когда обнаруживается значительное расхождение между его психобиологическими потребностями, с одной стороны, и количеством внимания, любви и заботы с другой. Так возникает состояние дефицита, последствия которого в будущем могут быть обратимыми лишь отчасти. 

Таким образом факторами, влияющими на формирование нарушения на этом уровне, могут быть:

  1. Внутренними или врожденными, в виде уровня потребностей ребенка, который может быть слишком высоким; 
  2. Внешними в виде неправильного воспитания, гипо- или гиперопеки или вообще пренебрежением ребёнком. 

В итоге базисный дефект образуется в рамках так называемых первичных отношений, среди которых выделяются несколько видов.

Балинт говорит о первичной любви, то есть о гармоничной и здоровой форме отношений, когда родители адекватно удовлетворяют потребности ребенка. Именно такая любовь обеспечивает здоровое развитие. Однако, часто такие отношения не достигаются и возникают дефектообразующие связи между ребенком и объектом. Здесь Балинт вводит два типа дефективных отношений «окнофилию» и «филобатизм», которые характеризуют дисгармонией между ребёнком и объектом.

Окнофилический мир основывается «на иллюзии, что объекты надежны и благожелательны, что всегда, если потребуется, они будут рядом, и они никогда не будут ни в чем возражать и оказывать сопротивления, если потребуется их поддержка.

В итоге окнофил цепляется за объекты, интроецирует их, тогда как пространство между объектами вызывает у него тревогу. Он верит, что пока он соприкасается с надежным объектом, надежен и он сам. По большому счету это выражается как отношения эмоциональной зависимости.

Филобатический мир «восходит к нарциссизму и слиянию, когда еще не был обретен опыт обнаружения объектов, нарушающих гармонию собственного единства.

Соответственно объекты здесь воспринимаются либо как опасные и непредсказуемые, либо как предметы снаряжения, которыми можно, как угодно, распоряжаться, оставить или складировать в углу.

Филобат всегда старается поддерживать себя без посторонней помощи, полагаясь на силу своего Я, так как объекты несут для него угрозу. Отсюда его уверенность в своем всесилии и в возможности самому со всем справиться. Отсюда же следует невозможность филобата устанавливать адекватные отношения с другими людьми

Окнофилия и филобатизм развиваются как реакции на травматическое открытие существования прочных, оказывающих сопротивление, независимых объектов. Однако, ни благодаря цеплянию за объекты, ни благодаря кажущейся независимости от них нельзя восстановить первоначального «гармоничного слияния»

В моих роликах вы уже встречали и будете встречать подобную идею, что людей травмирует встреча с реальности, здесь высказано, по сути, тоже самое, только другим языком.

Окнофил, как и филобат, — это больные, в глубине души одинокие люди, однако в вышеописанной крайней форме они встречаются не так часто, обычно проявляясь в смешении того и другого, и, как при садизме и мазохизме. Здоровье же зависит не от компонентов в этой смеси, а от их сочетания в благоприятных пропорциях».

 

Терапия и «Новое начало»

Балинт считал интерпретацию и объектные отношения двумя наиболее важными факторами психоаналитической терапии. Особенности же психотерапии по Балинту исходили из его вышеописанной теории.

Балинт считал, что в терапии между аналитиком и пациентом возникают объектные отношения, которые создаются в основном невербальными средствами общения.

Он также полагал, что в определенные периоды лечения пациентов гораздо важнее поддерживать эти переносные отношения, чем давать ту или иную интерпретацию. И это принципиально отличало его подход от подхода иных аналитиков, которые в основном были против поддержания регрессии пациентов.

Данный отход Балинта используется не везде, однако, он оказался крайне продуктивным при устранении у пациентов состояний дефицитарности;

В работе с дефицитарными пациентами важно их эмпатическое и бессловесное понимание. Терапевтические же средства припоминания и интерпретации отходят на задний план.

Описывая же значимость регрессии, Балинт вводит концепцию нового начала.

Согласно концепции «нового начала», у пациента может происходить так называемая доброкачественная регрессия, то есть регресс ради прогресса, что означает регрессивное обратное движение пациента к тому моменту, который предшествовал нарушениям в его развитии. Оттуда пациент уже может совершить дальнейший прогресс, сформировав новые способы реагирования

Для обеспечения подобного процесса аналитик, должен брать на себя многие функции первичных объектов. «Он должен быть рядом, он должен быть уступчивым; и должен дать возможность своим пациентам жить с ним в состоянии некоего гармоничного сочетания

При этом аналитик должен догадываться о потребностях пациента и вести себя соответствующим образом, обеспечивая пациента теми объектными отношениями, в которых он нуждается.

По мнению Балинта, шансы появления доброкачественной регрессии тем выше, чем большего успеха достигает аналитик в своих попытках сгладить неравенство, а также оставаться в глазах своего пациента простым и ненавязчивым»

Сам он называл подобные объектные отношения отношениями первичной любви, помогающими пациенту найти собственный путь в мир объектов.

 

Балинтовские группы

Одним из знаменитых нововведений Балинта стали так называемые аблинтовские группы. Майкл и Энид Балинт начали проводить семинары для врачей общей практики в Лондоне в 1950-х годах.

Целью была помощь врачам в анализе психологических проблем их пациентов, а так же в анализе проблем самих врачей, вызванных пациентами. 

Работа фокусировалась на отношениях врач–пациент: в чём их смысл, как их можно успешно использовать, и почему они часто разваливаются из-за того, что врач и пациент не могут понять друг друга.

Врачам предлагалось рассказать случай из своей практики, который потом обсуждался участниками семинара под руководством одного или двух лидеров–психоаналитиков.  

Во время дискуссионного обсуждения докладчик совместно с группой, посредством комментариев и свободных ассоциаций, стремится выявить суть взаимоотношений "врач — больной", определить бессознательные доминанты. Работа управляется руководителем группы, который стимулирует дискуссию, делает выводы и предлагает свои интерпретации.

Балинты много путешествовали по Европе и в нескольких странах появились такие группы а уже в 1972 году обществами Британии, Франции, Бельгии и других стран была образована Международная Балинтовская федерация.

В настоящий момент сфера применения техники балинтоновских групп уже не ограничивается врачебной практикой: есть примеры её эффективного использования для педагогов, а также в ряде других задач.

Заключение

Подводя итог деятельности Балинта, следует сказать, что хотя он не создал собственной школы, воздействие его идей на современный психоанализ очень велико.

Под влиянием разработанной Балинтом теории объектных отношений аналитики начали все больше ориентироваться на пациента, а не на метод анализа. При этом отношения между аналитиком и пациентом стали таким же значимым фактором, как и интерпретация.

Если в классической технике лечения на передний план выходил поиск генезиса переноса, а текущее влияние аналитика оттеснялось на задний план, то благодаря трудам Балинта ситуации «здесь-и-теперь» в психоанализе стало придаваться намного большее значение.

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, Альфред Адлер, неполноценности, майкл балинт, объектные отношения, базисный дефект
Комментарии
Александра Ушакова
Интересный материал, благодарю!)
№1 | 1 сентября 2021
[ добавить комментарий ]