Персонология Генри Мюррея и тематический апперцептивный тест (ТАТ)Мой блог / Просмотр публикации
Генри Мюррея можно считать неофрейдистом, который во многом развил идея Фрейда преломив их через социальный контекст. Также как и Фрейд в качестве центрального он рассматривал процесс напряжения и разрядки, то есть во главу угла ставил наши потребности. Таким образом понятие потребности и связанное с ним понятие давления и стали основой для теории Мюррея. Потребность у Мюррея понимается как динамическое образование, которое организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение. Благодаря потребности деятельность приобретает целенаправленный характер, в результате чего, либо достигается ее удовлетворение и разрядка, либо предотвращается неприятное столкновение со средой. Если потребность является силой исходящей из организма, то давление – это сила, воздействующая на организм со стороны среды. Таким образом, поведение человека всегда формируется во взаимодействие внутренних и средовых факторов. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями, их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время сами ситуации, а также потребности других людей могут выступать и в качестве побуждения или в качестве препятствия. Мюррей также старается классифицировать потребности, выделяя, например первичные и вторичные. Как и в других классификациях первичные потребности относятся к естественным нуждам человека как живого организма. Это потребности в кислороде, пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении Мюррей, однако, уделяет наибольшее внимание вторичным потребностям, характеризующим человека как социальное существо и вытекающим из факта общения людей. Важнейшими из них являются потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве. Мюррей также различает потребности явные и латентные. Явные потребности свободно проявляются вовне, находя удовлетворение в физических актах (еда, подзатыльник, ласка), речи, в сложных формах поведения (служение какому-то делу, приверженность идеям) и т. д. Их диагностика не требует никакой специальной техники, кроме наблюдения. Латентные потребности; напротив, никогда не проявляются в адаптивных поведенческих актах, а лишь в фантазии, сновидениях и играх. Содержание латентных потребностей составляют бессознательные асоциальные влечения агрессии и секса. Изучение их возможно лишь в ходе психоаналитической терапии или экспериментально, путем создания неопределенных стимульных условий. Потребности могут быть интра- или экстравертными: например, агрессия, может быть направлена на других в виде оскорблений и насилия, а может быть на себя в виде чувства вины или самоповреждения; потребность может проявляться на действенном или вербальном уровне; она может быть эгоцентрической или социоцентрической. Все эти потребности заполняют наше бессознательное, здесь, собственно, и присутствуют основные отличия концепции Мюррея от теории Фрейда.
Структура ПсихикиВслед за З. Фрейдом, Мюррей различает три «слоя» личности: внутренний ("Ид"), средний ("Эго") и внешний ("супер-Эго"). Однако, с точки зрения Генри Мюррея, ид содержит в себе не только примитивные устремления к наслаждению, но еще и социально позитивные тенденции, такие как эмпатия, идентификация и любовь. При этом некоторые части ид для нормального развития должны подавляться, другие, напротив, должны проявлять себя совершенно свободно. А за функцию такого отбора и подавления влечения у Мюррея отвечает Эго. Задача эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ид. Третья структура, то есть Супер-Эго, также по Мюррею имеет свои особенности. Супер-Эго представляет собой интериоризованные культурные и социальные ценности, и при помощи Супер-Эго индивид рассматривает свое поведение как соответствующее или не соответствующее тем или иным ценностям. Однако, с точки зрения Мюррея, Супер-Эго формируется не только под воздействием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников, взрослых, литературы и мифологии. Супер-Эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту, но продолжает меняться на протяжении всей жизни человека.
Черты личности и интегративыИсходя из предыдущей схемы, Мюррей заговорил о том, как образуются черты личности и мотивы человека. За счет нашего психического аппарата эго, часть потребностей реализуется и тогда они становятся явными, а часть тормозиться, оставаясь латентными в нашем бессознательном. Когда потребность приобретает, какой-то стабильный способ удовлетворения в течении жизни, мы можем говорить о формировании черты характера, которые опять же могут быть явными или латентными. Задача психолога состоит в выявлении специфических для данного человека комплексов черт или интегратов как их зовет Мюррей, их взаимосвязи и иерархии. При этом Мюррей утверждает, что только специальными методами – проективными и психоаналитическими – можно постичь природу характера индивида, понять не только актуальный статус личности, но и историю возникновения тех или иных комплексов. Так Мюррей и пришел к разработке своего тематического апперцептивного теста.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)Тематический апперцептивный тест был впервые описан в 1935 году. ТАТ был представлен как метод исследования личности, за счет анализа изображений. Тест позволял охарактеризовать личность человека, который должен был интерпретировать рисунки без ограничений, что должно было ослабить его психические защиты. Сам ТАТ состоит из набора таблиц с изображением неопределенных ситуаций, каждая из которых допускает возможность неоднозначной интерпретации. В то же время специально выделяют таблицы, провоцирующие темы депрессии, агрессии и сексуальных перверсий, доминирования и др. Часть таблиц предъявляется мужчинам и женщинам, часть – только мужчинам или женщинам; имеются также таблицы для подростков. Каждому испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц.
При исследовании отмечается время каждого рассказа и прохождения теста в целом. Фиксируются длительные паузы, записываются все оговорки, аграмматизмы, своеобразные выражения. После исследования проводится опрос. Основная цель опроса – получение дополнительных сведений об испытуемом. Во время опроса также выясняются источники тех или иных сюжетов: взяты ли за основу события собственной жизни, истории, происшедшие с близкими и друзьями или заимствованные из литературных источников. Если в рассказах имеются логические неувязки, оговорки, аграмматизмы, ошибки восприятия, психолог должен обратить на это внимание.
а) идентификация смещается с одного персонажа на другой, что может рассматриваться как неустойчивость представлений испытуемого о себе; б) испытуемый идентифицирует себя одновременно с двумя персонажами, например «отрицательным» и «положительным», тем самым выявляя существование в самом себе противоположных тенденций; в) объектом идентификации является персонаж противоположного пола, что может указывать на сексуальные перверсии; г) идентификация может отсутствовать; в этом случае «герои» могут рассматриваться как антиподы самого испытуемого.
Тема указывает на основной характер взаимоотношений личности и среды: находят ли удовлетворение доминирующие потребности или среда препятствует их удовлетворению и результатом их взаимодействия является конфликт. В норме взрослый человек в целом соблюдает инструкцию, дает связный рассказ, идентифицируется с героями, приписывает им переживания, стремления, смысл действий и т.д. У больных шизофрений описания часто формальные, т.е. испытуемый плохо идентифицируется с героями, вместо эмоционального рассказа описывает детали картины (например, обстановку в комнате, одежду). У страдающих тревожными расстройствами и невротическими состояниями рассказы интимные, содержательные, реакции на картины высокоэмоциональные. Вот один из примером заключения
ВыводыТеория Мюррея породила целую волну исследований по проблеме потребностей и методам оценки личностных характеристик. Некоторые из его положений, — такие как потребность в принадлежности к группе, потребность в достижении желаемого, — получили достаточно надежное экспериментальное подтверждение. Что касается остальных утверждений, то уровень их подтвержденности значительно ниже. Научные заслуги Мюррея получили признание коллег по профессии. Он был удостоен золотой медали Американского психологического фонда и награды «За выдающийся вклад в развитие науки». А разработанный Мюрреем принцип интерпретации ТАТ в качестве самой общей схемы используется представителями разных теоретических ориентации при использовании проективных методик. © YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) - 8-926-105-54-96 (SMS) Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, тат, генри мюррей, персонология, тематический апперцептивный тест
|