Типы «неправильных» клиентов у психотерапевтов

Мой блог / Просмотр публикации

Прежде, чем говорить о «неправильных» клиентах давайте опишем идеального клиента психолога. Идеальный клиент — это клиент с конкретной и не зависящий от объективных обстоятельств проблемой, мотивированный на ее решение. Это клиент, берущий на себя ответственность и готовый выполнять рекомендации психолога даже если для этого необходимо выйти из зоны комфорта. Это клиент, который осознающий свою роль и позицию психолога и готовый доверять психологу как специалисту. И наконец, это клиент, имеющий ресурсы для решения проблемы.

Также в разных направлениях могут быть и дополнительные критерии для идеального клиента. Например, для гипнотерапии клиент должен быть внушаемым и гипнабельным. В гештальт-терапии желательно, чтобы клиент был эмоциональным. А в клиент-центрированной терапии клиент не должен быть отстраненным и осознанным, иначе терапия по осознанию вряд ли окажет на него столь сильный эффект.

Но это идеальные клиенты, а вот что по поводу большинства клиентов, которые и приходят на психотерапию? Давайте разберем их типы и основные дезадаптивные мотивы похода на психотерапии, которые приведут не к решению проблемы, а лишь к большей фрустрации.

  1. Любознательный клиент. Любознательный – это клиент, который приходит на терапию исключительно из интереса к ней. Ему хочется попробовать какой-нибудь интересный вид гипноза или новый способ лечения, ну а чтобы совместить приятное с полезным он еще и заявляет какую-нибудь проблему. Сюда же можно отнести клиентов, которые именно интересуются психотерапией и хотят обучится ей вот таким вот образом придя на сеанс. К чему это все приводит? Это приводит к тому, что человек концентрируется на самом процессе психотерапии, а не на решении задачи. Если это студент, то он вместо работы над проблемой будет постоянно рефлексировать те методы и фразы, которые применяет психотерапевт, что очевидно сразу же исключает возможность глубокого погружения в терапевтичные отношения и состояние.
  2. Увлеченный клиент. Такой клиент приходит на терапию не просто ради интереса. Это как правило человек, который серьезно увлекается психологией и постоянно проходит всяческие терапии и тренинги. И делает он это конечно же для того, чтобы создать видимость решения свой проблемы. Точно также, например поступают люди, которые ходят на бизнес-тренинги, не открывают свой бизнес, но зато рассказывают о том, как круто было на тренинге и как они теперь замотивированы. Если же такому человеку указать, на то, что проблему то он не решает, он лишь разозлиться на психолога и скажет, что тот некомпетентный и не умеет работать с людьми. И, конечно, грамотному терапевту необходимо крайне аккуратно подводить клиента к подобной мысли.
  3. Искатели чуда. Это люди, которые откуда-то узнали, что, например гипнозом можно вылечить что угодно или что именно наши мысли формируют реальность. Часто это люди с серьезными болезнями, которые верят, что психотерапия — это последняя надежда. Это могут быть инвалиды, которые не смогли примириться со своей судьбой и хотят, чтобы с помощью терапии им срастили перебитый позвоночник. Это могут быть люди недовольные своей внешностью и желающие, чтобы с помощью того же гипноза им отрастили какой-нибудь орган или заживили шрам. Это могут быть и психотические больные или люди в отчаянном жизненном положении, которые также верят, что психотерапия им поможет. К сожалению, ни в одном из этих случаев помощь психолога не будет полезна, и если сказать об этом клиенту он опять же усомниться в вашей компетентности. Ведь такие клиенты в отличии от предыдущих действительно мотивированы решить свою проблему, настолько что неспособны принять реальность. Грамотный же психолог как раз постарается поработать с подобным принятием реальности и принятием самих себя.
  4. Нытики. Да в некоторых классификациях их называют жалобщиками, но я решил назвать вещи своими именами. Это люди, от которых уже устали все их родственники, друзья и соседи по квартире. И это те люди, которые искренне верят, что психолог — это человек, который должен часами выслушивать их жалобы. Это также те люди, которые считают, что психолог — это своего рода друг и родственная душа, поэтому они часто склонны нарушать границы психолога и, например звонить ему между консультациями, а затем негодовать что психолог просит перенести разговор именно на следующий сеанс. При этом психолог, по их мнению, всегда должен быть на их стороне и никогда не тыкать их лицом в их же проблему. Такие люди не хотят решать свои проблемы, они хотят только, чтобы их кто-то слушал часами. Они верят, что именно от этого им станет легче, но не имеют ни сил, ни желания реально изменить свою жизнь. Как остроумно заметил один автор в интернете таких клиентов лучше отправлять к психоаналитикам, потому что они готовы плакать годами, а психоаналитики готовы годами выслушивать и брать за это деньги.
  5. «Уникальные». Это люди, на которых никакая терапия не работает, которые обошли уже сотню терапевтов и ни у кого ничего не получилось, но вот конкретно у вас наверняка получится. Именно это они вам и скажут при обращении, что конечно же польстит вашему самолюбию, однако, вскоре вы и сами окажетесь среди тех 10 психологов, которые оказались бесполезны. Такие клиенты имеют иные мотивы нежели решение проблемы, например, привлечь к себе внимание и показать свою уникальность, что вот на них то терапия не работает. Иногда они таким образом решают базовый конфликт с родителями, как бы через терапевта показывая своим маме или папе, свое негодование их отношением. Такой человек не будет делать ни домашние задания ни погружаться в соответствующие техники, затем заявив, что ваша терапия просто бесполезна.
  6. Зависимые клиенты. Это клиенты привыкшие с помощью терапии снимать свой временный стресс. То есть это люди, которые при возникновении любой реальной проблемы или при накоплении таких проблем, приходят на терапию чтобы поплакаться или пообниматься. Такую ситуацию можно часто видеть на семейных расстановках, где у людей происходит выплеск эмоций, а затем милые обнимашки и чисто физиологически механизмы приводят к успокоению. Затем такая клиентка снова приходит домой, где никого нет, в какой-то момент снова накипает одиночество и снова она идет на терапию чтобы найти там поддержку и общение. И, конечно, она скорее будет разрешать родовые травмы, чем попытается найти себе нового мужа.

Можно выделить и иные дезадаптивные типы клиентов, например, клиенты которых кто-то силком притащил на консультацию, клиенты, которые просто покупают внимание и заботу за деньги или клиенты, которые занимаются дефлексией т.е. всю терапию говорят без умолку и не по делу.

Понятно, что есть и смешанные типы, и даже «хороший» клиент может включать в себя и мотивы, описанные выше. И, конечно, какой бы опытный психолог не был, часто с этими типами просто бесполезно работать, потому что они не собираются ничего менять в своей в жизни. Правда иногда психологу все-таки удается пробиться через подобные неадекватные проявления и добраться до сути проблемы клиента, и в таких случаях человек все-таки может измениться.

 

© YouTube, Сайт (консультации), Запись на консультацию (WhatsApp) -  8-926-105-54-96 (SMS)

Теги: гипнотерапия, гипноз, гештальт, гештальттерапия, психотерапия, гештальтгипнотерапия, simplepsychology, регрессивный гипноз, регрессия, КПТ, когнитивная, психоанализ, Эрих Фромм, клиенты, случаи, терапевтический альянс
Комментарии
Гуэдова Светлана Леонидовна
Интересно! Спасибо!
№1 | 26 августа 2021
Мосяков Артём Сергеевич
Категоричная и спорная статья, но спасибо за некоторую структуризацию!
№1 | 26 августа 2021
Сергеева Дарья Владимировна
Авдеев Павел Сергеевич писал(а):
клиенты, которые занимаются дефлексией т.е. всю терапию говорят без умолку и не по делу.
Мои любимцы...
Яркая получилась статья, спасибо!
№1 | 27 августа 2021
id731214
В принципе "Идеальный клиент" способен и сам решить свои проблемы)))
А вот все остальные будут в шоке от такой статьи, эту статью лучше оформить в брошурку и распространять среди своих, для внутреннего пользования.
№1 | 27 августа 2021
Никита Григорьевич Мышев
Возможно, немного жёсткая будет статья для некоторых, но основной ваш посыл я уловил. Тем не менее надо любить любого клиента. Хочется ныть, пусть ноет, лишь был смысл от этого и соответствующая помощь от психотерапевта
№1 | 27 августа 2021
[ добавить комментарий ]